навыки тренера по обучению и развитию персонала

Грамотное резюме бизнес-тренера [Образец + советы по заполнению]

Бизнес-тренер – это оратор, педагог, маркетолог и управленец в одном лице. От его работы зависит эффективность взаимодействия с покупателем, увеличение уровня продаж и повышение прибыли компании. Несмотря на «молодость» профессии, конкуренция на рынке труда велика. Владельцы бизнеса тщательно подбирают кандидатов на эту должность, поэтому для получения предложения по вакансии важно описать свои достоинства в анкете. Наши рекомендации помогут составить грамотное резюме бизнес тренера.

Пример резюме бизнес-тренера

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

в среднем 5,00 (1 голосов)

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персоналанавыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персоналанавыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персоналанавыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персоналанавыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

Примеры резюме в смежных специализациях:

Общие рекомендации по заполнению резюме

Анкета призвана убедить работодателя в том, что кандидат обучит персонал использовать в работе новые методики, а его тренинги действительно принесут пользу компании. Поэтому основное внимание уделите описанию опыта работы и профессиональным навыкам. Помимо личной и контактной информации не забудьте указать размер зарплаты и должность, на которую претендуете.

Деятельность бизнес-тренера предполагает постоянный контакт с людьми, поэтому для работодателя немаловажно визуальное знакомство с кандидатом. Выбирайте фотографию для резюме в деловом стиле, отдайте предпочтение снимку, сделанному профессиональным фотографом.

Опыт работы в резюме бизнес-тренера

При заполнении этого блока в резюме бизнес тренера по продажам описывается трудовая деятельность по специальности, при этом особое внимание уделяется последнему месту работы. Сделайте акцент на умении составлять обучающие программы, проводить тренинги и оптимизировать бизнес-процессы. Пишите только о том опыте, который касается деятельности бизнес-тренера. Исключите лишнюю информацию. Сведения о работе заполняются в хронологическом порядке, начиная с последнего.

Пример заполнения информации об опыте работы:

Чтобы укрепить позиции в глазах рекрутеров, опишите достижения за последние два года в количественных показателях.

В обязанности бизнес-тренера может входить:

Бизнес-тренерам, работающим на фрилансе или обучающим сотрудников по приглашению, рекомендуем внести информацию о тренингах, которые они проводили, и заручиться рекомендациями руководителей предприятий.

Что делать, если нет опыта работы

Новичкам труднее завоевать расположение рекрутеров, но нет повода отчаиваться. Сделайте акцент на знаниях, полученных во время учебы, расскажите о навыках ведения бизнеса и умении продавать, об опыте публичных выступлений и ораторском мастерстве. Отзывы участников конференции о вашем докладе, публикации в периодических изданиях – упомяните все, что может повлиять на создание положительного впечатления от вашей кандидатуры.

В анкете должна содержаться только правдивая информация. Искаженные и приукрашенные сведения сыграют не в пользу кандидата.

Заполнение блока об образовании в резюме бизнес-тренера

Чтобы учить других, бизнес-тренер должен иметь острый ум и хорошие знания. Укажите в анкете, где, когда и по какой специальности было получено образование. Приоритетом для работодателя станет высшее образование по направлениям: экономика, маркетинг, менеджмент.

Чтобы обучать других, необходимо постоянное совершенствование знаний. Для подтверждения профессионализма расскажите о дополнительном образовании. Опишите, какие курсы повышения квалификации были пройдены за последние десять лет. Не упоминайте о те программы, которые не относятся к профессии. Работодателю неинтересна информация о ваших знаниях фотошопа или навыках веб-дизайнера.

Некоторые работодатели в качестве одного из требований к соискателю выдвигают знание иностранных языков. Не забудьте указать в анкете информацию об уровне владения языками.

Навыки бизнес-тренера

В этом блоке описываются ключевые навыки, которые необходимы для выполнения обязанностей на конкретной позиции. Бизнес-тренер должен знать, как выгодно продать товар или услугу, уметь составлять планы тренингов и проводить обучение персонала. Для работы специалисту также пригодится знание компьютерных программ и умение выступать на публике.

Примеры ключевых навыков в резюме бизнес тренера:

Информацию в блоке подавайте в виде списка. Для описания навыка используйте одно-два слова.

ВерноНеверно
Terrasoft CRMУверенный пользователь системы Terrasoft CRM

Что бизнес-тренеру писать о себе

Этот блок предназначен для того, чтобы подчеркнуть личные и профессиональные качества, которые убедят работодателя в способностях кандидата. Не пишите о том, что не характеризует вас как эксперта.

Рассказывая о себе, в резюме бизнес тренер может упомянуть о стремлении развивать навыки и обучаться новому, об умении использовать soft skills в профессиональной сфере.

Информацию о семейном положении, наличии детей и трех котов лучше пропустить. В блоке личные качества укажите черты, которые помогут в работе: коммуникабельность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, харизма.

Как заполнять блок контактов

Чтобы рекрутер смог оперативно связаться с вами, укажите номер телефона в международном формате и адрес электронной почты. Некоторые работодатели отдают предпочтение общению по Skype.

Источник

Навыки тренера по обучению и развитию персонала

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

Менеджер по обучению и развитию персонала сегодня — это не только преподаватель, который дает знания и обучает навыкам, и не просто специалист по подбору. Он прежде всего помогает сотрудникам найти свой персональный трек обучения и развития, а затем успешно по нему двигаться, развиваясь в выбранном направлении.

Сейчас можно встретить два названия этой специализации, принятых в разных компаниях — T&D и L&D-менеджер. Есть ли разница между ними?

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

Функция развития и обучения персонала в компаниях может выглядеть очень по-разному. В одних компаниях это единый департамент, внутри которого реализуют очное и дистанционное обучение сотрудников, а также программы по развитию и оценке персонала. В других организациях эти функции разделены.

На мой взгляд, они не должны разделяться, так как это взаимосвязанные друг с другом элементы одного целого. Разумеется, что такой комплексный подход требует от специалистов по T&D глубокой и широкой экспертизы
в обеих сферах.

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

Профессия менеджера по обучению и развитию персонала уже изменилась и продолжает меняться. Это связано прежде всего с тем, что мероприятия по обучению и развитию сейчас реализуются через цифровое окно компьютера или смартфона. Цифровая грамотность — главный тренд нашего времени, и специалист в T&D должен владеть ею на высоком уровне, чтобы перевести все программы по обучению и развитию из офлайна в онлайн и обучать людей в новой цифровой реальности.

Своими мыслями насчет трендов также поделились и другие эксперты:

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

— Сегодня мы видим тренд на экологичность. Строя программы и всю систему корпоративного обучения, важно учитывать этот фактор. Например, компания производит эко-продукты, но у нее нет эко-подхода к своим сотрудникам. Сюда же относится персонализированный план развития.

Diversity and inclusion — еще один новый фактор в работе T&D. В компании приходит все больше людей разных национальностей и культур, людей с ограниченными возможностями, происходит некая коллаборация. И мы должны это учитывать. Например, сейчас очень хорошо под это подходит online-обучение и доступность 24/7».

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

— Сейчас можно выделить несколько ключевых трендов.

1. Синхронное и асинхронное обучение сотрудников (синхронное — это совместное обучение в группе, асинхронное — это самостоятельное обучение в разных форматах), сочетание синхронного и асинхронного обучения — по этому принципу мы запускали у себя обучающие марафоны.

2. Тьюторы в обучении — это специалисты, которые помогают правильно построить траекторию обучения и развития и сопровождают в длительных в обучающих проектах.

3. Увеличение длительности обучения — этому сейчас очень поспособствовала пандемия и уход в онлайн обучение: проводить классическое очное корпоративное обучение персонала по 8 и 16 часов стало невозможно, поэтому теперь компании выстраивают более длительную программу из серии обучающих онлайн практикумов, комбинируют разные форматы.

4. Давнишний тренд, который только набирает обороты с каждым годом — микро learning. Это короткие встречи посвященные вопросам развития, 15-20 минутные. У нас по этому принципу сейчас запущена программа развития для руководителей. Это когда берётся какая-то одна маленькая тема и разбирается на встрече, или приглашается эксперт внутри компании, который делится своим опытом на заданную тему.

Источник

Разработка требований к соискателям на должность менеджера по обучению: пошаговая инструкция

Отталкиваясь от целей должности и задач, можно выявить, какими профессиональными компетенциями, личностными характеристиками и опытом должен обладать соискатель на эту должность. Требования к компетенциям, личным качествам и опыту становятся теми критериями, по которым отбираются кандидаты на должность менеджера по обучению.

Уточняем цели обучения

Для разных компаний цели обучения персонала идентичны. В основном через обучение компании стремятся повысить производительность, следовательно, прибыль. Основная задача, которая стоит перед менеджером, который руководит процессом обучения — добиться этого результата. То есть если сотрудники, прошедшие обучение, не повышают свой производительный уровень и тем самым не увеличивают доход компании, то смысла в таком обучении нет. Компания готова вкладывать деньги в обучение персонала при условии, что будет видеть, как эти инвестированные средства вернутся, и будут приумножаться. А это значит, что результаты, ради которых компания обучает персонал за свой счет, должны быть очевидны и измеримы.

Если стоит цель развитие компании, тогда обучение проводится для повышения общего квалификационного уровня персонала, для выполнения более сложных профессиональных задач. В таком случае задачей менеджера по персоналу может быть обучение всех сотрудников новой технике или технологии, новому программному обеспечению или системе автоматизации. Задача менеджера по обучению в таком случае заключается в организации массового обучения.

Если целью является расширение рынка сбыта. В таком случае на обучение отправляют только определенные категории сотрудников, среди которых маркетологи, специалисты по связям с общественностью, менеджеры по продажам. Здесь основной задачей менеджера по персоналу будет подобрать узкоспециализированные курсы или тренинги, например, по продажам, маркетингу, PR.

Если цель — разработка новой продукции, то компания обучает креативных сотрудников новым технологиям, чтобы те могли реализовывать свои идеи в новом, отвечающем современным требованиям рынка, формате. Для реализации этой цели основной задачей менеджера по обучению будет подыскать нужного провайдера обучающих услуг, может быть зарубежного и обеспечить процесс обучения специальным оборудованием, помещениями, или организовать выездное обучение.

Если компании нужно улучшить внутренние коммуникации между сотрудниками, так как их низкое качестве (или отсутствие) тормозит производственные процессы, то менеджер по обучению организовывает курс коммуникативных тренингов. Такие тренинги направлены на создание коллектива или команды в группе сотрудников, на то, чтобы познакомить сотрудников разных, но взаимодействующих отделов между собой. Верно выбранное и организованное обучение в этом направлении улучшит взаимоотношения между работниками компании и будет способствовать повышению производительности. Также, например, если перед менеджером стоит задача обучить персонал каким-то конкретным навыкам или технологиям, то он планирует краткосрочное обучение. В случае создания кадрового резерва или стратегических изменений — планируется долгосрочное обучение. В зависимости от этих особенностей будут устанавливаться различные критерии оценки результативности работы менеджера по обучению.

В каждом из этих случаев, в зависимости от особенностей целей обучения, на менеджера по обучению ложится ответственность обеспечить сотрудников всем необходимым, чтобы те приобрели нужные знания и умения для компании. И, как следствие, возлагаются задачи, от которых зависит не только организация процесса обучения, но и обеспечение результата.

Функциональные задачи менеджера по обучению

Перечень рабочих задач на должности менеджера по обучению может быть весьма широким. Исходя из требований к соискателям на эту должность в различных компаниях, наиболее распространенными можно назвать следующие:

Часто компании подбирают на должность менеджеров по обучению профессионалов, способных вести тренинги и обучающие курсы самостоятельно. То есть компании стремятся сэкономить и нанять в одном лице и преподавателя и организатора. При таком подходе к формированию требований должности следует учитывать, что если организационная нагрузка менеджера очень большая, то его личные тренинги могут быть слабо подготовлены и не эффективны. Или, если сотрудник больше мотивирован на то, чтобы вести тренинги и семинары самому, то его организаторская работа может быть недостаточно хорошо выполненной. Поэтому, составляя требования к сотрудникам на эту должность лучше сделать выбор в одном направлении: либо подбирать отличного тренера и не загружать его организационными задачами, либо выбирать исключительно организатора обучения.

Требования к организаторским навыкам

По сути, все перечисленные функциональные задачи менеджер по обучению может выполнять, если он обладает рядом необходимых компетенций. В зависимости от должностных задач, на первом месте могут быть организаторские навыки:

Требования к профессиональным компетенциям

В перечень задач входят не только организационные вопросы, но также на менеджера по персоналу возлагаются задачи по обеспечению качества обучения. Просто привлечь тренеров не достаточно, нужно привлечь хороших тренеров и не переплатить им, или просто достать нужное оборудование не достаточно, нужно, чтобы оно бесперебойно работало, всем было видно и хорошо слышно. То есть от менеджера по обучению требуется знание технических устройств, методик обучения, умение определить качество обучающих программ. Чтобы обеспечить качество обучения, среди прочих требований к профессиональному уровню менеджера по обучению можно включить следующие:

Требования к личностным характеристикам

Чтобы установить требования к личностным характеристикам, нужно учитывать не только функциональные задачи, но и порядок взаимодействий сотрудника с коллегами, руководителями подразделений, внешними провайдерами обучающих услуг. То есть нужно обратить внимание, насколько обширным будет круг общения сотрудника, кому он будет подчиняться, с кем ему придется согласовывать свои планы и каждодневную работу. Чем шире этот круг взаимодействий, тем сложнее будет сотруднику организовывать свое рабочее время. Все успевают те сотрудники, которые обладают умением переключаться от одной деятельности к другой в течение дня, держать под контролем несколько дел одновременно, помнить обо всем, что нужно сделать и тому подобных навыков.

Итак, среди личностных характеристик (компетенций), которыми необходимо обладать менеджеру по обучению можно назвать следующие:

Источник

«Нужно прежде всего над собой работать». Эксперт — о профессии бизнес-тренера

Организатор конкурса тренерского мастерства рассказала, кто идёт в бизнес-тренеры, какие есть мифы о них и что это за работа на самом деле.

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

Елена Долина

Генеральный директор компании Buro Akzent, куратор ежегодного профессионального конкурса «Тренерское мастерство» (проводится с 2005 года). Руководитель проектов по комплексному развитию и обучению руководителей, бизнес-тренер и сертифицированный бизнес-коуч (Европейский центр коучинга).

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

Филолог и журналист с опытом работы в кадровых агентствах. Пишет об HR для HR-специалистов и всех, кто работает с кадрами.

О сути профессии бизнес-тренера

Некоторые идут в профессию, потому что им кажется, что здесь можно легко заработать много денег.

Это не так, я сразу хочу сказать. Потому что нужно пройти очень большой и серьёзный путь для того, чтобы твой труд высоко ценили, в том числе в материальном плане. Деньги — это скорее косвенный эффект от того, что ты стал экспертом, состоялся в этой профессии.

Тренерская профессия невозможна без понимания, ради чего ты этим занимаешься.

Надо хотеть обучать людей, а это дано не всем — не каждый человек любит делиться знаниями и думать о результатах других, хотеть, чтобы они были успешными. Когда человек готов делиться, он переживает, ему не всё равно, что будет с людьми из его команды.

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

Надо думать о других (как я могу помочь другим людям стать лучше), а не о себе (как мне выглядеть эффектнее, успешнее, умнее). Это ключевое.

Тут как в спорте: хороший тренер воспитывает спортсменов, чтобы они выигрывали на Олимпиаде.

«Преподаватель» — более академическое слово, связанное с теоретическими знаниями.

А «тренер» — от слова «тренировка». Цель бизнес-тренировки — изменить поведение человека в рабочей среде. Надо организовать процесс тренировки и дать новые инструменты так, чтобы люди стали их применять и в итоге научились что-то делать по-другому, лучше, чем раньше.

Заказчики от нас хотят, чтобы люди лучше делегировали задачи, вели переговоры, общались с коллегами, решали конфликты. Это не просто знания, но умения и навыки, которые должны проявиться в работе. Бизнес-тренер нацелен именно на это.

Мотивационный спикер — не то же самое, что тренер.

Тех, кто работает только в формате ярких выступлений, сложно назвать тренерами. Здесь точно надо понимать: если вы хотите тренинг, то, возможно, вам вообще не нужен звёздный спикер, а нужен просто хороший тренер, который будет учить людей. А если вы хотите, чтобы у вас открывали конференцию и вдохновляли 150–300 человек космонавты, как сейчас модно, то вам не нужен хороший тренер, вам нужен мотивационный спикер с красивой историей о том, как надо преодолевать трудности. Но это не тренерство.

Тренер должен понимать, что он делает, ради какой цели, к какому результату надо прийти.

Его работа состоит из двух больших частей: во-первых, он должен понимать, какая программа приведёт к нужному результату — это может быть уже готовая программа либо её надо разработать под конкретную задачу. И, во-вторых, он должен уметь проводить обучение по этой программе, то есть работать со взрослыми людьми так, чтобы они чему-то научились. Кстати, именно на основе этих двух частей работы тренера построены критерии оценивания в нашем конкурсе тренерского мастерства.

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

О мифах и заблуждениях

Со стороны кажется, что работа тренера — это такой праздник, где ничего особо делать не надо, только красиво выступай и деньги зарабатывай.

Или кажется, что это такая творческая профессия — тут столько всего интересного! На самом деле это достаточно стрессовая работа. Она требует моральных и физических сил, умения собрать себя. «За кадром» не видно серьёзной подготовки, внутренних ресурсов, которые требуются для проведения обучения. Если эта профессия и похожа на звёздное шоу, то только тем, что надо всегда хорошо выглядеть, не терять лицо, в каком бы состоянии ты ни находился.

Очень часто бизнес-тренеры выгорают.

Многим корпоративным тренерам приходится вести изо дня в день одни и те же программы. Поля для творчества у них остаётся мало. Или приходится постоянно ездить по регионам, чтобы проводить массовое обучение, и никто не спрашивает, хочешь ты эту программу или нет, — ты просто её ведешь. Тренер-фрилансер тоже очень часто не имеет возможности отказаться от работы, даже если плохо себя чувствует.

Заказчики бывают очень разные, не всегда прислушиваются, даже если тренер пытается им объяснить, как сделать лучше.

Иногда они хотят невозможного — условно говоря, дайте нам 15 тем за четыре часа на сто человек, и пусть будет результат! И никакие убеждения не действуют.

Здесь постоянно есть опасение потерять свою репутацию, поскольку это публичная профессия, и у нас узкий рынок, все друг про друга знают. Выходя в группу, каждый раз думаешь: «А что, если будут плохие отзывы, кому-то что-то не понравится, достигнем не тех результатов, которые нужны?»

В общем, идя в эту профессию, нужно видеть все оборотные стороны и быть к ним готовым.

Ко мне в компанию часто приходят менеджеры по работе с клиентами, желающие стать тренерами. И большинство из них, посмотрев на то, как эта профессия выглядит изнутри, передумывают, говорят, что лучше с клиентами будут дальше работать.

О том, как становятся тренерами

Типичный сценарий: был лучшим продавцом, начал постепенно учить и тренировать и решил сделать это своей профессией.

Или был руководителем, развивал свой персонал, потом тебя позвали учить других (сначала в рамках компании, где работаешь) — и ты стал тренером. Это достаточно частая история. Реже бывает, когда кто-то решил сразу после института: пойду в тренеры. Обычно это всё-таки путь из практики.

Я не очень верю в тех тренеров, которые никогда ничего сами не продавали, но зато успешно учат продажам.

И в тех, кто не имел опыт в управлении, но проводит тренинги для управленцев, тоже не верю. Надо сначала пороху понюхать, а потом уже, обладая экспертизой, нести в массы новые знания. Если люди знают, что ты на те же грабли наступал, проживал то, о чём рассказываешь, к тебе по-другому относятся.

Мы недавно проводили опрос среди тренеров, и один из вопросов был про базовое образование.

Большинство (около 80%) ответили, что их базовое образование либо педагогическое, либо психологическое. Но есть и те, у кого техническое, медицинское или другое. Такие люди приходят в тренерство другим путём.

Это не значит, что обязательно нужно фундаментальное, академическое психологическое образование.

Для работы бизнес-тренером настолько глубокие знания психологии не требуются. Психологические навыки просто позволяют более эффективно общаться с другими людьми, понимать их мотивы. А для этого можно читать книги по психологии и педагогике, ходить на краткосрочные курсы, но самое главное — нужно прежде всего над собой работать, в себе разобраться, быть здоровой и зрелой личностью.

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

Про обучение и развитие тренеров

Очень многие тренеры учились мастерству у своих коллег, у кого-то были наставники, которые делились знаниями.

Около 75% тренеров пришли в эту профессию без базового тренерского образования. То есть они учились непосредственно на опыте. Начинали вести первые программы под руководством старших коллег или подсмотрев, как это делают другие тренеры, почитав книги. И только через несколько лет некоторые из них (не все) пошли за систематизацией знаний на тренерские курсы. Такой путь у многих, и у меня тоже — я начинала с практики, потом догоняла теорию.

Я не слышала о длительных вузовских программах подготовки тренеров, но уже много лет существуют тренерские школы с серьёзными программами длительностью по полгода-год. И есть более краткосрочные курсы.

Систематизация накопленного опыта бывает критично важна для того, чтобы дальше развиваться.

Люди, которые опытным путем пришли в тренерство и имеют за плечами много лет проведения корпоративных или открытых обучающих программ, понимают, что им не хватает методической базы. Они сталкиваются с тем, что им сложно разрабатывать новые программы, не всегда есть полное понимание всего ассортимента тренерских инструментов и форматов.

Тренерство — это постоянное развитие без потолка, мы должны быть впереди всех.

Хотя последний год показал, что мы догоняли, а не опережали, но так уж получилось. А вообще, тренер всегда держит нос по ветру, всегда ищет, что можно почитать, на какой опыт коллег посмотреть, и рад послушать обратную связь от экспертов относительно себя. Надо периодически проходить ревизию, чтобы понимать, над какими зонами стоит поработать.

У нас на конкурсе даже те участники, которые не выходят в финал, а слушают комментарии жюри про других коллег, говорят, что это для них ценно — потому что можно узнать разнообразие мнений и увидеть какие-то находки, взять их в работу. Так что наш конкурс — тоже про развитие. Не только участников, кстати, но и организаторов, и членов жюри, ведь нам всегда надо думать, как сделать ещё лучше.

О харизме и звёздности тренеров

Необязательно иметь какой-то искромётный юмор или мощную энергетику, заинтересовать можно и тем, как вы выстроите программу.

Я бы сказала, что для тренера не столько харизма, сколько ораторские навыки важны. Надо уметь доносить информацию так, чтобы было интересно слушать и никто не уснул в процессе.

Можно быть хорошим корпоративным тренером, при этом размеренным, спокойным, структурированным человеком и методично вести людей к результату.

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

Иногда слишком харизматичные тренеры перетягивают одеяло на себя и не дают работать своей группе. А для формирования навыка необходима работа самих участников тренинга.

Так что вовремя отойти на задний план — очень важное умение. Нельзя всё время быть в центре внимания и доказывать, какой ты прекрасный и умный, какие у тебя интересные кейсы были, надо сделать так, чтобы участники включились, использовали свой опыт и пришли к инсайтам.

Для меня работа тренера качественно выполнена, когда он в процессе тренинга уходит с лидирующей роли на организационную.

Если, оставляя отзыв о тренинге, участники не пишут: «О, к нам сегодня бог приходил и такие прекрасные вещи говорил!» — а рассказывают больше про то, чего они достигли в плане результата и командной работы, то в моём понимании — это косвенный показатель правильной работы тренера. Но это, конечно, не означает, что тренер должен быть скучный, вялый и неэнергичный.

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

Про неправильных тренеров

Плохо, если бизнес-тренер не спрашивает у заказчика, как обучение связано с теми задачами, которые сейчас есть у бизнеса.

И про то, как в компании собираются внедрять полученные навыки. Тренер считает — он провёл обучение и ушёл. А заказчик думает, что всё должно измениться волшебным образом, и тренер ему не рассказывает, что с его стороны тоже нужны усилия для того, чтобы результаты обучения прижились и поведение поменялось. Если тренер об этом на переговорах не рассказывает, то можно поставить ему минус за непонимание процесса системного обучения.

Есть тренеры, которые приходят в профессию, чтобы самоутвердиться за счёт других людей, хотя сами не всегда это осознают.

Это видно по тому, как они работают с людьми. Они ставят себя в позицию бога и носителя непреложной истины и явно демонстрируют это группе. Для взрослых людей такое очень неприятно и болезненно.

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

Работа со взрослыми — это работа на равных. Мы имеем дело с людьми, у которых есть собственный опыт и сложившееся мировоззрение. Они могут быть умнее тренера и даже в чем-то экспертнее.

Иногда тренеры специально применяют жёсткие и некрасивые манипуляции — якобы для того, чтобы подвести людей к каким-то инсайтам. Я не сторонник таких методов. Считаю это не профессиональной тренерской позицией, а наносящей вред людям, потому что одно неаккуратно брошенное слово может оказаться для человека серьёзным ударом, который запомнится на многие годы.

О тренерских качествах

Важны широта мышления, системность, логика.

Безусловно, нужен и кругозор, потому что тренер должен обладать пониманием очень разных сфер — и своей экспертной, и психологии, и устройства бизнес-процессов. А поскольку всё меняется во всех областях, то нужно и самому всё время учиться и знания пополнять. Надо уметь работать с группой, вести коммуникацию, диалог, давать обратную связь, помогать людям рефлексировать, получать инсайты — это очень важная составляющая тренерской работы.

Надо быть гибким в процессе, меняться в зависимости от ситуации.

Потому что, бывает, приходишь с одним планом на тренинг, но понимаешь, что для этой группы такой план не подходит. И тогда надо принять быстрое решение, перепланировать на ходу, сделать по-другому.

Сейчас компании хотят более современной «экспертизы», новых форматов, других подходов к мотивации и коммуникации.

Тренер должен уже не только очно уметь работать, но и в смешанных форматах. К сожалению, не у всех находятся силы и желание идти во что-то новое. Кто-то продолжает использовать то, что срабатывало вчера и ещё будет применяться какое-то время. Но, чтобы быть успешным послезавтра, нужно что-то менять уже сегодня.

Сейчас ты опытный и востребованный, у тебя много заказов, расписанных на два-три месяца, а то и на год вперёд, ты работаешь в потоке, и нет времени на собственное обучение. Это опасный момент, когда высокий спрос может затормозить развитие. Придёт кто-то другой, кто всё это время изучал новое, развивался, и ты останешься в прошлом.

О рынке тренерства эпохи пандемии и онлайна

Конечно, последний год серьезно на нас отразился, поменял структуру работы, некоторых выбил из колеи.

Не все смогли работать в онлайн-формате, к сожалению. Кто-то перестроился, кто-то только сейчас начинает это делать с опозданием, кому-то было тяжело, а кто-то не хотел перестраиваться, потому что не видел ценности в онлайне.

Поначалу многие вообще не знали, как подступиться к своим программам, которые были расписаны для очного формата.

Они пытались то же самое «упаковать» в онлайн-формат. Но это невозможно — онлайн с точки зрения инструкций, упражнений и времени требует изменений программы.

навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть фото навыки тренера по обучению и развитию персонала. Смотреть картинку навыки тренера по обучению и развитию персонала. Картинка про навыки тренера по обучению и развитию персонала. Фото навыки тренера по обучению и развитию персонала

У этого формата есть своя специфика, как методическая, так и техническая: мы в нём по-другому общаемся с группой, у нас другие инструменты влияния на людей, мы по-иному должны выстраивать занятия — с учётом временных рамок, смены активностей, размера группы и того, сколько времени говорит тренер, а сколько — участники.

Тут нет возможности, как в очном формате, двигаться по залу и раздавать учебные материалы. Тренеру надо владеть цифровыми инструментами — например, Padlet, Kahoot, Miro, чтобы вовлекать людей. И в то же время нужно чувствовать, когда, наоборот, лучше не использовать никаких дополнительных платформ, а просто поговорить с людьми. Разнообразие инструментов и гибкость в онлайне приобретают особое значение.

Владение голосом, энергия, да даже умение видеть в экране участников и взаимодействовать с ними тоже требуют особого развития, иначе тренер рискует превратиться в скучную «говорящую голову».

Я думаю, требуются серьёзные усилия для того, чтобы коллеги в общей массе начали более эффективно работать в новых форматах.

Многие до сих пор пытаются действовать по-старому и в онлайне проводят не тренинги, а обычные вебинары — то есть просто делятся знаниями и предлагают минимальный интерактив. У нас есть курс «Онлайн-тренер», который мы проводим уже год, сейчас идёт пятый поток. И я всё думаю: «Ну, наверное, все уже всему научились, курс уже не актуален». Но всё равно приходят тренеры, которые не владеют цифровыми инструментами, не понимают, чем онлайн-тренинги отличаются от очного формата, и пытаются обычные программы в том же виде проводить.

Однозначно, часть компаний, особенно те, у которых много территориальных подразделений, будут и дальше использовать онлайн.

Это экономит им бюджеты и даёт возможность обучать большое количество людей по всей стране.

Но уже сейчас мы видим тенденцию и желание проводить очные тренинги для некоторых категорий сотрудников и по определённым темам. Например, навыки публичных выступлений сложно тренировать онлайн (хотя я знаю, что коллеги умудряются это делать). Стратегические сессии компании тоже предпочитают проводить очно, потому что эффект синергии, ощущения от командной работы в онлайне и офлайне разные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *