навыки учителя в прошлом и сейчас

Профессия учитель: призвание быть наставником

навыки учителя в прошлом и сейчас. Смотреть фото навыки учителя в прошлом и сейчас. Смотреть картинку навыки учителя в прошлом и сейчас. Картинка про навыки учителя в прошлом и сейчас. Фото навыки учителя в прошлом и сейчас

Жизнь – это большая школа, она, то и дело, преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей. Вы помните своего первого школьного преподавателя? Уверены, что да, и надеемся, что он оставил о себе только хорошие воспоминания.

Морально-нравственное воспитание, школьное и профессиональное образование – это то богатство, которое дарят нам преподаватели, посвятив себя благородному делу, и никакие компьютерные технологии не способны заменить их, поэтому данная профессия останется актуальной еще долгие годы.

Давайте заглянем в историю ее появления, узнаем об особенностях работы учителя и с чего следует начать, если вы решили стать профессионалом в этой сфере деятельности. Поехали!

История развития профессии

Знаете ли вы что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам посещать школы было не положено, их задача сводилась к ведению домашнего хозяйства. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус!

Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта.

Мальчики после окончания Древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум 5 лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников.

С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию.

Если рассматривать историю становления специальности в целом, то ее можно поделить на несколько этапов:

Да, с древних времен многое изменилось, но неизменной остается значимость профессии учителя, точнее сказать, она только усиливается, а сама сфера деятельности становится более многогранной.

О профессии

Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.

Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.

Учитель выполняет несколько функций:

Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.

Согласно данным справочно-правового сайта base.garant.ru, учитель должен выполнять следующие функции:

Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:

Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой. Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее.

Личностные качества учителя

Учитель выполняет важную миссию – он формирует личность учащегося с ранних лет, дает ему знания, развивает стремление к развитию. Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли.

В первую очередь, педагог должен любить детей, ведь невозможно прививать подопечным высокие моральные качества и при этом отрицательно относиться к своим ученикам. В процессе обучения не обойдется без воспитательных моментов, поэтому учитель должен быть терпеливым, объективным и справедливым.

Безусловно, профессия подразумевает много общения, у малоразговорчивого и закрытого преподавателя вряд ли получится найти общий язык с учениками. Также важно проявлять уважение к каждой личности, лояльность к мнениям и поступкам, толерантность, с пониманием относиться к тому, что все дети разные.

Учитель – очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, умеет повести людей за собой, привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, методом изложения материала и креативным подходом к делу.

Если вы решили связать себя с этой профессией, оцените свою стрессоустойчивость, гибкость мышления и уровень самодисциплины, т.к. эти качества вам точно пригодятся. Учитель должен уметь сочетать в себе доброжелательность, открытость и одновременно строгость – это одни из качеств, которые помогут завоевать авторитет.

Конечно, нужно иметь стремление к постоянному развитию, иначе чему может научить тот, кто не совершенствуется сам?

Плюсы и минусы профессии

Профессия учителя имеет много поводов, чтобы стать делом всей жизни, но также скрывает в себе и подводные камни, о которых тоже следует узнать, если вы еще не определились «быть или не быть».

Преимущества профессии учителя:

К недостаткам профессии можно отнести частую сверхурочную работу, ведь многие дела приходится брать домой (например, проверку тетрадей). Также далеко не все готовы выступать в роли не только преподавателя, но и психолога, ведь зачастую нужно работать с «трудными» подростками, не говоря уже о переходном возрасте учащихся.

Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.

Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.

Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.

О зарплате учителей

По данным сайта russia.trud.com, на данный момент в России актуально около 670 вакансий для учителей разных направлений.

Из них 22% работодателей указали оплату труда в размере 11 тысяч рублей, примерно 19% – около 20 тысяч рублей и 17% – более 37 тысяч рублей.

Среди крупных городов выше всего труд учителя оплачивается в Южно-Сахалинске – около 40 тысяч рублей, а вот Санкт-Петербург и Москва занимают шестое и восьмое место в рейтинге. Там зарплата преподавателя составляет чуть более 30 тысяч рублей.

Если смотреть на уровень дохода в зависимости от специализации учителя, то больше всего получает учитель литературы, а следом идут учителя китайского и французского языков.

Следует учитывать и тот факт, что зарплата учителя состоит из базового оклада, стимулирующих выплат за квалификацию, внедрения новых методик, стаж, надбавки за классное руководство, премии и компенсации сельским преподавателям, за коммунальные платежи и работу с детьми-инвалидами. Плюс ко всему на размер оплаты труда влияет то, в какой именно школе работает учитель, какая у него нагрузка и преподаваемая дисциплина.

Учитель имеет возможность работать по совместительству и давать дополнительные индивидуальные уроки, т.е. заработок корректируется его же силами.

С чего следует начать?

Профессия учителя – это призвание, а любовь к преподаванию – это уже стиль жизни. Если вы в детстве давали уроки своим куклам, а в школьном сочинении на тему «Моя будущая профессия» написали, что мечтаете стать учителем, это отличный знак. Говорят, детские мечты – самые настоящие, и если вы про них забыли, то мы напоминаем.

Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средне-специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов. По окончанию учебного заведения молодой специалист может сразу трудоустроиться или продолжить повышать свой уровень знаний в университете.

В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.

Высшие учебные заведения предлагают своим студентам получить статус бакалавра, магистра или профессора, закончив аспирантуру. Чем выше уровень полученных знаний, тем больше шансов занять хорошее место в престижном образовательном учреждении.

При поступлении берутся во внимание результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету (каждый вуз устанавливает свои проходные баллы) и индивидуальные достижения (например, победы в конкурсах и олимпиадах). Если вы решили получить высшее образование, получив средне-специальное, вас ожидают вступительные испытания в выбранном вами вузе.

На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:

Не стоит расстраиваться, если не удается поступить именно в них. Выбирайте учебное заведение, исходя из преподавательского состава, наличия соответствующих дисциплин и помните, что не статус вуза определяет успех студента, а его добросовестное отношение к учебе и тяга к знаниям.

Советуем проявлять ответственность к обучению с самого начала, ведь хороших студентов с удовольствием берут на практику в школу, детский сад и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за место.

Некоторые преподаватели предпочитают работать в онлайн-школах и дополнительно давать индивидуальные уроки на дому, что тоже хороший вариант, ведь онлайн-формат охватывает гораздо больше учеников, чем привычная очная форма.

Еще немного истории

О важности профессии учителя можно говорить бесконечно, но лучше привести несколько примеров, которые еще раз доказывают, что это не просто работа, а дело особой значимости, способное изменить жизнь всего человечества:

Стоит только представить, что учителя с мировым именем тоже когда-то стояли на пороге выбора своей деятельности. Что же помогло им достичь такого успеха и известности? Думаем, огромная любовь к своему делу и высокая цель во благо развития человечества.

Подведем итог

Сколько же важных ролей совмещает в себе учитель?! Это и преподаватель важных дисциплин, некоторые из которых обязательно становятся любимыми, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым хочется поделиться самым важным.

Быть учителем значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий профессионал своего дела обязательно займет место в сердце воспитанника как мудрый, справедливый, грамотный и отзывчивый наставник.

Если вы твердо решили посвятить свою жизнь этому благородному делу, то будьте готовы к многозадачности, серьезной нагрузке, большому количеству общения и постоянному самосовершенствованию, ведь важно подавать правильный пример любви к знаниям своим ученикам.

Да, найти общий язык с детьми и подростками, а также их родителями, учитывая то, что каждый из них имеет свои особенности характера и темперамент, задача не из легких и этому действительно стоит поучиться. Освоить самые эффективные коммуникативные техники вам поможет наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», которые обязательно пригодятся вам в работе учителя. Рекомендуем!

Если наша статья убедила вас сделать первый шаг на пути к данной профессии или помогла ответить на какие-то вопросы, значит, наша миссия выполнена. Остальное уже зависит от вас.

Источник

Почему советский учитель должен остаться в прошлом?

навыки учителя в прошлом и сейчас. Смотреть фото навыки учителя в прошлом и сейчас. Смотреть картинку навыки учителя в прошлом и сейчас. Картинка про навыки учителя в прошлом и сейчас. Фото навыки учителя в прошлом и сейчас

Автор: Елизавета Фандорина

Мы проводим в школе больше 10 лет своей жизни, причем именно тех, когда закладываются основы нашей личности. В школе формируют наше отношение к труду и способность преодолевать трудности. Учителя не меньше родителей влияют на детей и подростков, а школьная система во многом определяет, как в будущем мы будем воспринимать новую информацию и взаимодействовать с обществом.

Мир стремительно меняется, и школа, кажется, не поспевает за ним. Новым программам, учебникам и современным технологиям часто препятствует самая важная фигура в образовании — учитель.

Давайте разберемся, почему советские учителя должны остаться в СССР.

Звонок для учителя

Прежде чем разбираться в том, чем плохи традиции советского образования, стоит отметить, что учителя прежде всего люди. Они могут по-разному относиться к своей работе, предмету и ученикам. Любая специальность, представители которой взаимодействуют с людьми, во многом зависит от человеческого фактора.

Во все времена в школах работали талантливые учителя, которые вдохновляли и служили ученикам примером. На их уроках никто не пересаживался за последнюю парту. Но всегда были и те, кто стремился управлять детьми, а не учить. Звонок с урока звенел только для них, а ученики поднимались с мест, когда они входили в класс. Советская система образования поощряла таких учителей, а в XXI веке они продолжают традиции прошлого. Требования к школьному образованию давно изменились, а учителя остались теми же.

В общественном сознании все еще сильны установки прошлого, в котором учитель был демиургом — носителем сакрального знания, чьи идеи и авторитет были непререкаемыми. Они отлично вписывались в образовательную систему, основанную на заучивании и зубрежке.

Система

Классическая система всеобщего школьного образования сформировалась в период индустриализации и была предназначена для того, чтобы готовить людей для работы на заводах. Четкое расписание занятий, единая для всех программа, ориентированная на среднего ученика, строгая дисциплина и звонок, напоминающий заводской гудок о начале смены. В школе учили не думать, а запоминать. Дети должны были получать знания, чтобы в будущем использовать их на благо промышленного развития. Школа отлично справлялась с этой задачей, но сама цель стала неактуальной еще десятилетия назад.

Сегодня заводы никуда не исчезли, но вслед за экономикой меняется и рынок труда: самыми востребованными оказываются специалисты, которые умеют оригинально мыслить, решать нетипичные задачи, усваивать новые знания и критически мыслить. Мы живем в мире, где новой информации все больше и больше. Умение работать с ней необходимо не только на работе, но и в быту. Этому не научиться, вписывая цифры в клеточки и заучивая наизусть стихи Пушкина.

Учителя — проводники школьников в мире знаний, они должны научить их не просто ровно стоять на линейке и пересказывать параграфы учебников. Главная задача учеников — не выучить все (о невозможности этого еще в 80-е говорили самые известные педагоги, не только в СССР, но и во всем мире), а подготовиться ко взрослой жизни.

Поколение ЕГЭ

Современных школьников клеймят «поколением ЕГЭ»: это те, кто учится решать тесты, вместо того чтобы получать знания. Но при этом именно выпускники советских школ в 90-е заряжали воду через телевизор и верили группе «Любэ», поющей о том, что Екатерина II продала Аляску американцам, хотя опровержение можно прочитать в любом учебнике истории.

Вместе с тем именно советские учителя пытаются унифицировать учеников, привести их к одному знаменателю: единая форма, единый экзамен, одинаковые мысли. Стремление к почти тюремной дисциплине приводит лишь к тому, что мы забываем, что каждый ребенок — личность. Большинство детей воспринимают школу как каторгу, где могут не отпустить в туалет или высмеять у доски. Да, дети и подростки бывают наивными, а их суждения — поспешными и спорными. Но школа и нужна для того, чтобы учиться на своих ошибках. И задача учителя — помочь эти ошибки исправить, а не воспитывать страх перед пометками красной пастой.

Учитель на замену

Советский учитель стоит на вершине школьной иерархии, и подчас кажется, что он упивается своей властью. Такому учителю линейка нужна не для того, чтобы чертить ровные линии, а чтобы бить по рукам за проступки. Оскорбления, крики, разделение на «прилежных» и «нерадивых», которые «головы дома забыли», — все это наследие советской системы.

Для учителей старой формации школа — это поле битвы, а ученики — враги. Поэтому неудивительно, что школьники вынуждены защищаться, вместо того чтобы учиться. Дети зачастую грубят в ответ на замечания или прогуливают уроки нелюбимых учителей. Но они еще только учатся и формируются, а учителя — взрослые люди, которые должны брать на себя ответственность. В том числе и за знания своих учеников: многие из них плохо учатся потому, что их плохо учат. Проблема современного образования не в том, что дети стали глупее и в целом хуже, а во всей системе. С ней и должны бороться учителя.

Работать в школе действительно нелегко. Учителя не только читают лекции и проверяют тетрадки. Они общаются с детьми, водят их на экскурсии и в театры, отвечают за их безопасность, улаживают конфликты в классе. Некоторые родители и вовсе перекладывают на учителей воспитание. Такая нагрузка зачастую приводит к выгоранию и профдеформации.

Однако от учителей во многом зависит, кем вырастут их ученики. Поэтому им следует помнить, что дети особенно ранимы и уязвимы. Сопереживание, чуткость, готовность не только дать теоретические знания, но и научить применять их на практике — такие учителя должны прийти на замену учителям «советским».

Если, несмотря на школьную программу, вы все еще не потеряли интерес к русской классике, то мы советуем вам наш курс «История русской литературы». На нем мы рассказываем о писателях и их произведениях нескучно и учим самостоятельно интерпретировать тексты, опираясь на фундаментальные знания.

Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей!
Instagram | VK |Facebook|YouTube|Сайт

Источник

Как меняются профессиональные роли учителя?

На самом деле, за последние 100 лет больше всего изменились не технологии, а дети — и продолжают меняться с каждым десятилетием. Причиной тому скорость жизни, особенности социальной среды, активно идущий процесс глобализации. Современный ученик не так высоко ценит знания — ведь они доступны и открыты, стоит только зайти в Интернет. Да и знания теперь важны только если их можно как-то применить, извлечь пользу. Долго сидеть за книгой или думать над одной задачей современным школьникам очень трудно: они носители клипового мышления, воспринимают информацию короткими фрагментами, предпочитают получать сведения в виде живой картинки или понятной схемы.

Социологические исследования показывают, что в среднем российские школьники сейчас ориентированы на себя, на получение от учебы пользы и удовольствия — отсюда большая свобода поведения, критическое отношение к знаниям, которые предлагает школа. Большинство современных выпускников выражают уверенность, что знания, полученные в школе, им в жизни не пригодятся. К тому же, и нравственные идеалы у сегодняшних школьников совсем не те, что были у их родителей двадцать-тридцать лет назад: теперь их герой — это независимый, успешный, самостоятельный человек, способный обеспечить свое благосостояние. О героизме, чести и семейном уюте они вспоминают реже.

В связи с этим авторитет школы и учителя в глазах ученика стремительно падает, и ему не подняться, если не принять меры для его укрепления.

«Старая» и новая педагогика. Нам, сегодняшним педагогам, еще с нашей школьной скамьи известны свойства традиционной системы образования: монолог учителя в учебном процессе и как следствие — объективация ученика; требование от учащихся точно усваивать и поглощать знания, чаще всего в жестких рамках конкретной дисциплины; строго вертикальные отношения между учителем и учеником, которые выстраиваются вокруг идеи контроля.

навыки учителя в прошлом и сейчас. Смотреть фото навыки учителя в прошлом и сейчас. Смотреть картинку навыки учителя в прошлом и сейчас. Картинка про навыки учителя в прошлом и сейчас. Фото навыки учителя в прошлом и сейчас

К счастью, не только ученики, но и многие педагоги этой системой сыты по горло и готовы выйти на новый уровень взаимодействия. В первую очередь — вести полноценный диалог как с учениками, так и с их родителями, вовлекая их в учебный процесс. Затем — смотреть на учебный процесс шире, выходить за границы предметного знания, ценить не точность воспроизведения информации, а умение применять знания на практике, видеть различные алгоритмы решения проблемных ситуаций. Это и есть основные свойства новой педагогики. Наряду с ними можно выделить и такие черты:

обязательное использование современных цифровых инструментов и ресурсов внутри и вне школы;

акцент на знания, которые применимы в реальном мире;

формирование у учащихся навыков и компетенций учения (учим учиться), развитию способности управлять своим познанием;

менее иерархичные отношения между учеником и учителем, направленные на совместное исследование, открытие, поиск решений.

Новые роли учителя. Согласно сколковскому «Атласу новых профессий», учителей в нашем понимании скоро не будет. Зато появится «игропедагог» — то есть, учителю придется не столько стоять у доски и проверять тетради, сколько разрабатывать образовательные маршруты, геймифицировать образовательный процесс, делая его более увлекательным. Есть и другие роли, которые уже сейчас стоит осваивать педагогу, чтобы через несколько лет быть «на коне»:

Учитель — навигатор в мире информации, способный помочь в выборе наиболее достоверного источника, вычленить из бушующего потока информации самые ценные сведения и превратить их в личностные знания ученика.

Учитель — модератор учебной деятельности. Выбрать форму работы, помочь найти партнеров по проекту, поддерживать связь между учениками, родителями, а может быть и экспертами, если того потребует учебный процесс.

Учитель — организатор обучения, специалист по конструированию занятий, эффективный менеджер образовательного процесса.

Учитель — лидер, который рационально использует время, реально оценивает задачи, решает их и несет ответственность. Такой учитель заражает своей харизмой и обучает на личном примере, не заставляя при этом ученика подражать себе, а помогая ему раскрыть его собственный внутренний потенциал и характер.

навыки учителя в прошлом и сейчас. Смотреть фото навыки учителя в прошлом и сейчас. Смотреть картинку навыки учителя в прошлом и сейчас. Картинка про навыки учителя в прошлом и сейчас. Фото навыки учителя в прошлом и сейчас

Новые задачи. Естественно, с изменением роли, у педагога появится целый ряд новых профессиональных функций. Однако самые основные из них многим учителям давно знакомы — например, помогать ученику находить свои преимущества и слабые стороны, рассказывать про неизвестное, создавать образовательную среду, которая позволит ученикам раскрывать свой потенциал.

Содержание деятельности учителя тоже меняется: в ней большую роль начинает играть процесс планирования. Уже сейчас педагогам хорошо известно понятие планируемых образовательных результатов — на урок, на неделю, на семестр или учебный год. Главное — следите за тем, чтобы планируемые результаты были измеряемы и прозрачны.

Еще один актуальный вид деятельности для учителя — проектирование. Например, чтобы спроектировать любое учебное занятие, необходимо пройти три этапа: определить планируемые образовательные результаты, продумать учебные задачи, проблемные ситуации, в которые вы погрузитесь вместе со школьниками, и наконец — подобрать средства обучения. В их роли могут выступить любые ресурсы — мел и доска, или цифровая лаборатория, или кормушка за окном, или сайт научной организации, и т.д.

Наконец, у всех педагогов есть еще одна задача «на вырост»: найти возможность активно включиться в деятельность профессиональных обучающих сообществ — только не путать их с методическими объединениями! Задача профессиональных сообществ — организовать обмен опытом в междисциплинарной среде. В Китае, одном из государств — лидеров развития образования, уровень включенности в такие сообщества очень высок. Нам есть чему у них поучиться: по данным исследования ОЭСР, Россия по этому показателю оказалась на последнем месте.

Пожалуй, сейчас самое время наладить контакты и скооперироваться, чтобы вместе решить задачу освоения новой роли учителя в меняющемся мире.

навыки учителя в прошлом и сейчас. Смотреть фото навыки учителя в прошлом и сейчас. Смотреть картинку навыки учителя в прошлом и сейчас. Картинка про навыки учителя в прошлом и сейчас. Фото навыки учителя в прошлом и сейчас

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *