навыки уверенного поведения упражнения
Тренинговое занятие «Уверенное поведение»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тренинг уверенного поведения.
Цель: Создание условий для поиска своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения в ситуации публичного выступления.
Цветные мелки, цветные карандаши.
Карточки с незаконченными фразами.
Приветствие участникам тренинга. Сообщение о целях планируемой работы. Выработка правил работы в группе.
Уверенное поведение – это собирательное понятие, включающее различные состояния. Оно:
целенаправленное: уверенный человек достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. При этом они должны быть: реалистичными, конкретными и позитивными;
ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживание по их поводу: уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит.
гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющую обстановку;
социально ориентированное – направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение «к людям». Такой человек стремиться к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве.
сочетающее спонтанность с возможностью произвольностью произвольной регуляции, т.е. такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости готов взять их под контроль;
настойчивое, но не переходящее в агрессивное: человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это по возможности не в ущерб интересам других людей, но готов отстаивать свои интересы весьма жёстко и идти на конфликт только по объективным причинам. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешать конфликт гибко.
созидательное: человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было, а вместо этого создаёт то, что считает нужным
Таким образом: «Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения»
(Старшенбаум, 2006, с.92).
Уверенные в себе люди характеризуются:
Внешние признаки уверенного человека:
держится с достоинством;
спокойный и уверенный голос.
Уверенный в себе человек умеет:
отстаивать свою позицию мирно;
откровенно высказываться без враждебности и самозащиты;
отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим.
Упражнение «Повтори за мной»
Психологический смысл упражнения.
Знакомство, разминка. Упражнение позволяет запомнить имена участников.
Инструкция: Участник, начинающий упражнение, говорит группе своё имя и сопровождает его каким – либо несложным движением. Все участники повторяют его имя и движения.
Упражнение «Рисунок по кругу».
Психологический смысл упражнения.
Снятие психофизического напряжения, сплочение группы.
Инструкция: возьмите по листу белой бумаги и выберете самый приятный для себя цвет карандаша. Как только услышите сигнал (хлопок в ладоши), начинайте рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем дальше по кругу до тех пор, пока лист не вернется назад к хозяину.
Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?
1. Понравилось ли вам то, что получилось?
2. Поделитесь своими чувствами, настроением.
3. Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?
Психологический смысл упражнения: помочь участникам выстроить адекватную самооценку.
Ход упражнения: Участникам предлагается нарисовать лесенку из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:
• 1-4 ступенька – самооценка занижена
• 5-7 ступенька – самооценка адекватна
• 8-10 ступенька – самооценка завышена
1.Соответствует ли данный результат вашим представлениям о самооценке? Почему вы так считаете?
Упражнение «Я сильный – Я слабый»
Помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.
Инструкция : Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем то же самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.
Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?
Почему, как вы думаете?
Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?
Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?
Упражнение «Откровенно говоря».
Психологический смысл упражнения.
Укрепление группового доверия к окружающим, снятие внутреннего напряжения, страхов, создание ситуации откровенности.
Материал: карточки с незаконченными предложениями.
Инструкция: Перед вами лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить, и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними. Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить ещё раз.
• Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке.
• Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам
• Откровенно говоря, когда я прихожу домой.
• Откровенно говоря, когда я волнуюсь.
• Откровенно говоря, когда я прихожу на урок.
• Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями.
• Откровенно говоря, когда родители собираются на собрание в школу…
• Откровенно говоря, когда я готовлюсь к публичному выступлению…
• Откровенно говоря, когда я смотрю в зал и виву много людей…
• Откровенно говоря, когда моё выступление закончилось…
• Откровенно говоря, мне не хватает…
1. Трудно ли было закончить предложенные фразы?
2. Узнали ли вы что-нибудь новое об участниках группы?
3. Узнали ли вы что-то новое о себе?
Упражнение «Я хвалю себя за то, что…»
Психологический смысл упражнения: повышение самооценки.
Я предлагаю вам похвалить себя за что-нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко.
У вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите!
Итак, продолжите фразу: « Я хвалю себя за то, что…» на листе необходимо продолжить и записать данную фразу.
Анализ: трудно ли было хвалить себя? Какие чувства вы испытывали при этом?
Психологический смысл упражнения.
Формирование уверенного поведения в момент стресса.
Если кто-нибудь из вас почувствуете смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим!»
Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам ещё нужно развиваться и развиваться естественно, вы пока еще не можете быть совершенны.
По сигналу внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг и меняют партнеров. Игра продолжается.
1. Много ли хорошего вы вспомнили о себе и про себя?
2. Говорите ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо получается?»
3. Чему вы научились у своего партнера?
Упражнение «Абстрактная живопись»
Психологический смысл упражнения.
На этапе создания рисунков тренируется креативность участников, на этапе презентации – уверенное поведение в ситуации представления публике результатов своего труда.
Материал: листы бумаги А4, цветные карандаши.
Инструкция: Участники получают по листу бумаги формата А4. Их просят взять карандаш или фломастер, закрыть глаза и разрисовать это лист таким образом, чтобы на нём не осталось свободного пространства, карандаш побывал во всех углах(1-2 минуты). Потом участников просят открыть глаза, внимательно вглядеться в получившиеся каракули, придумать, на что они похожи, и дорисовать их таким образом, чтобы вышло осмысленное изображение (6-10 минут). Заключительный этап – презентация авторами своих работ перед группой (1 минута на каждого человека).
Какие рисунки запомнились, показались наиболее интересными, чем именно?
Какие психологические качества требуются, чтобы успешно справиться с таким заданием?
Где в жизни пригодятся эти качества?
Представьте невидимый круг диаметром 60 сантиметров на полу примерно в полуметре от себя.
Зайдите в этот круг и вспомните прекрасное время, когда вы были на «волне успеха». В этой ситуации максимально проявились все ваши способности. Всё было хорошо, удача сопутствовала вам.
Развивайте полную визуальную, аудиальную и кинистическую картину этого состояния. Отметьте для себя и запомните то, как вы видите, слышате и чувствуете окружающий мир в ситуации успеха. Как обычно уверенно звучит ваш голос, как устойчива и горда осанка. Представьте себя в наилучшем состоянии.
Вернитесь из круга в нейтральное состояние. Запомните комплекс в «Круге уверенности». Этот комплекс станет ключом к уверенности и спокойствию, когда они вам будут необходимы
Когда возникнет особая ситуация, требующая уверенности, войдите в своих мыслях в этот круг. Как вступив в картинку самого себя.
IY . Заключительное слово ведущего. Подведение итогов. Пожелания всем присутствующим. Обсуждение. Выдача рекомендаций.
Посмотрите на свою аудиторию с другой точки зрения:
представьте, что это не требовательные слушатели, которые сейчас будут оценивать ваш доклад, а ваши одноклассники, которым тоже предстоит скоро выступить, что они нервничают не меньше вас и у вас нет повода бояться их.
представьте, что это ваши старые друзья, с которыми вы не виделись лет десять. При этом смотрите на слушателей с таким выражением лица, словно пытаетесь вспомнить, где вы могли их видеть раньше. Слушатели примут это как дружественное и немного личное выражение лица.
всё время обращайтесь к одному человеку.
Выберете из всей аудитории одного человека и посвятите ему своё выступление.
Когда кто-то другой задаёт вам вопрос, переключайтесь на него, но при этом представьте, что вы двое непринуждённо общаетесь на перемене.
и конечно очень важно быть подготовленным к выступлению (знать материал, использовать наглядность).
Занятие по теме: «Тренинг уверенного поведения»
Ульянова Наталья Викторовна
МОУ СОШ №3, г.Радужный, Ханты-Мансийского округа
Тренинг уверенного поведения.
Развитие уверенности в себе начинается с
устранения демона, который называется страх;
этот демон сидит у человека на плече и
нашёптывает ему: «Ты не сможешь это сделать…»
Н. Хилл. Закон успеха
Цель: Создание условий для поиска своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения в ситуации публичного выступления.
Записи спокойной музыки (звуки природы).
Дощечки формат А 4.
Цветные мелки, цветные карандаши.
Карточки с незаконченными фразами.
Время проведения: 90 минут.
Возраст: 13-15 лет (участники научно-практической конференции).
Приветствие участникам тренинга. Сообщение о целях планируемой работы. Выработка правил работы в группе.
Уверенное поведение – это собирательное понятие, включающее различные состояния. Оно:
целенаправленное: уверенный человек достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. При этом они должны быть: реалистичными, конкретными и позитивными;
ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживание по их поводу: уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит.
гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющую обстановку;
социально ориентированное – направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение «к людям». Такой человек стремиться к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве.
сочетающее спонтанность с возможностью произвольностью произвольной регуляции, т.е. такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости готов взять их под контроль;
настойчивое, но не переходящее в агрессивное: человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это по возможности не в ущерб интересам других людей, но готов отстаивать свои интересы весьма жёстко и идти на конфликт только по объективным причинам. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешать конфликт гибко.
созидательное: человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было, а вместо этого создаёт то, что считает нужным
Таким образом: «Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения»