навыки выполнения научных исследований

Навык исследования как универсальный способ освоения действительности

На различных уровнях образования и для различных видов образовательных учреждений исследовательскаядеятельность учащихся имеет свои специфические функции: в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения детей как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности; в основной школе – развитие у учащихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования; в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения; в дополнительном образовании – создание условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения.

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, которая использует в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее известным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством руководителя исследовательской работы.

Учебное исследование – это образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.

Его основными характеристиками являются:

• выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность;

• развитие навыка выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их формулирование;

• развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);

• развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении, развитие способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям. Для достижения этой цели необходимо создавать для учащихся условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения гипотез. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, то есть самостоятельно ставит цели своей деятельности. На каждом этапе исследований нужно давать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.

При исследовательской деятельности используется метод проектов, который позволяет спланировать исследование, работа же остается исследованием, которое организовано проектным методом.

Среди форм организации исследовательскойдеятельности можно выделить следующие:

1. Проблемное ведение уроков общеобразовательной школы по традиционным предметам.При этом реализуется проблемный подход к ведению урока: представление учителем различных точек зрения на заданную тему; организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, формулируемые затем в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся, отражающие различные точки зрения на проблему.

2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс «методы научных исследований», в рамках которого дается методология исследовательской деятельности, отрабатывается постановка и реализация исследовательских задач, презентация результатов на уроках.

3. Элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.

4. Программы дополнительного образования, применение широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы, фиксация результата как законченной исследовательской работы.

5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий, постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.

6. Общешкольные проекты на основе исследовательской деятельности.

7. Походы и экспедиции как самостоятельные формы организации исследовательской деятельности и как элементы годового цикла проведения учебных исследований.

8. Научно-практические конференции и конкурсы как формы презентации исследовательской деятельности.

9. Деятельность тематических клубов и молодежных объединений (юношеские научные общества, малые академии наук и др.).

Результаты исследовательского обучения делятся на две части.

Первая отмечает соответствие результата исследовательской работы учащегося нормам проведения исследования. Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения (способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции и др.).

Качество исследовательской работы учащегося определяется соотношением представляемого и реально усвоенного предметного материала; умением выстроить и представить структуру исследования в соответствии со сложившимися в научной среде нормами; способностью к рефлексии. Таким образом, исследовательская деятельность превращается в ведущую для подросткового возраста, поскольку задает способ реализации эффективных социальных, субкультурных, профессиональных проб.

Можно выделить основные виды учебно-исследовательской деятельности:

— проблемно-реферативное исследование: сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

— аналитико-систематизирующее исследование: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

— диагностико-прогностическое исследование: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;

— изобретательско-рационализаторское исследование: усовершенствование, проектирование и создание устройств, механизмов, приборов;

экспериментально-исследовательская деятельность: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

— проектно-поисковая деятельность: поиск, разработка и защита проекта, целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

— описательное исследование: наблюдение и качественное описание какого-либо явления.

Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий, содержащих проблему, решение которой требует проведения теоретического анализа, применения методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

К исследовательским заданиям относятся:

— творческие задачи, которые могут носить форму загадки, могут быть составлены на основе необычного и интересного текста, содержать вопрос или задание;

урок-исследование, когда явление, изучение которого предусмотрено программой, предлагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя;

— урок-семинар, который базируется на содержании учебного материала предыдущих занятий.

Таким образом, нужно отметить важность и необходимость исследовательской деятельности, в ходе которой у учащихся формируются умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи.

Адаптация персонала как объект исследования Согласно основному закону нашей страны Конституции РФ каждый ее гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду.

Картотека «Опытно-экспериментальные исследования» (подготовительная группа) Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе.

Комплекс игр и игровых упражнений развивающих навык кодирования идекодирования для старшей группы Комплекс игр и игровых упражнений развивающие навыки кодирования и декодирования для старшей группы 1 “Дорисовки”. Цель: учить детей осуществлять.

Консультация для родителей «Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности» Известно, что в последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача этой программы – это.

Консультация для родителей старшей группы «Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности» В последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача этой программы – это показать детям.

Консультация на тему «Экспериментирование с природными объектами как способ исследования окружающего мира» В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые.

Оценивание по трансдисциплинарной теме исследования PYP «Кто мы» Оценинивание по трансдисциплинарной теме исследования «Кто мы» Центральная идея: «Группа – это место, где мы учимся дружить и понимать.

Конспект исследования «Тайны песка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 р. п. Петровское Тема исследования: «Тайны песка».

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследованийТренируем навык формулировать вопросы с помощью настольной игры «Узнай, кто?» Сегодня расскажу, как мы с детьми играем в настольную игру «Узнай, кто?». С помощью этой игры тренируем навык формулировать вопросы, а значит.

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследованийУниверсальный макет «Ми-ми-мишки» Сегодня наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях все чаще используются инновационные.

Источник

Формирование умений и навыков научно-исследовательской деятельности у студентов педагогитческого колледжа

Современное общество ставит перед педагогической наукой задачи по формированию и развитию личности педагога, владеющего технологией постановки научно-педагогического эксперимента в воспитательно-образовательном процессе. В связи с этим безусловным требованием подготовки будущего педагога является вооружение знаниями учебных дисциплин, развитие его профессиональных качеств, формирование умений анализировать педагогический процесс, поиска и планирования новых подходов к обучению и воспитанию учащихся, развитие его творческих способностей.

Подготовка такого педагога, эффективность его профессионального становления во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности студента. Это объясняется, во-первых, тем, что в современных условиях информации по всем отраслям знаний стало так много, что ее невозможно освоить без умения отбирать и анализировать. Во-вторых, в 1999 году в итальянском городе Болонья министры образования европейских стран подписали специальную декларацию, согласно которой к 2010 году вся Европа должна перейти на единую систему высшей школы и взаимного признания дипломов. В-третьих, меняются методы работы школы, среднего специального учебного заведения, вуза, акцент делается на самостоятельной работы обучающихся. В-четвертых, учебные занятия ограниченные определенными временными рамками, не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, мировой педагогической мысли. В-пятых, учебники и учебные пособия быстро устаревают, не успевают соответствовать изменениям в государственных образовательных стандартах, новых учебных программах. Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.

Педагогический колледж, как учреждение среднего профессионального образования, призван не только решить задачи профессиональной подготовки будущего педагога, но и учить студентов планировать свои действия с позиций исследовательского подхода, формируя личность будущего педагога-исследователя. Грамотно организованная научно-исследовательская работа студентов способствует формированию навыков углубленной самостоятельной работы, научного мышления, творческих способностей, готовит их к непрерывному образованию, ориентирует на эффективное самообразование, позволяет проектировать свою будущую педагогическую деятельность.

За период обучения в колледже каждый студент самостоятельно пишет ряд различных работ: доклады, рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы. Каждая новая работа отличается от предыдущей возрастающей степенью трудности и объемом. Одни работы содержат лишь обзор и критическую оценку имеющихся научных трудов, другие являются результатом исследовательской деятельности студентов. Включение сначала в учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую работу помогает студентам: овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятельности, определиться в своей педагогической позиции и сформировать умение ее отстаивать и защищать что, в конечном счете, помогает развить у специалистов способностей и творческому отношению к своей профессии.

В разработке проблемы подготовки педагогов-исследователей, накоплен богатый опыт. Значительный вклад в рассмотрение вопросов общепедагогической подготовки педагогов-исследователей внесли В.А. Сластенин, Л.Н. Давыдов, Е.К. Елманова, И.Ю.Ерофеев, В.В. Краевский и др.

На развитие педагогических исследовательских умений и навыков у студентов, существенное влияние оказала разработанная нами последовательность этапов проведения исследовательской работы:

Подготовка текста и презентационного диска для защиты исследовательской работы.

Источник

Презентация по исследовательской работе «Знания, умения, навыки, необходимые в исследовательской деятельности»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследований

Описание презентации по отдельным слайдам:

Знания, умения, навыки необходимые в исследовательском поиске.

Присоединение Кого можно назвать настоящим исследователем? Каким качеством он должен обладать?

Исследовательские умения Настоящий исследователь должен обладать специальными исследовательскими умениями: видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; наблюдать за объектами изучения; проводить эксперименты, опыты; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи. Этот список умений далеко не полный, тем не менее, он отражает самые главные черты исследователя.

Задание 1. Посмотри на мир чужими глазами. Продолжите рассказ, оценив данную ситуацию со стороны разных участников событий: директора школы; учащегося этой школы; прохожего.

Ситуация Во дворе школы рабочие вырыли большую траншею. Они уже третий день ремонтируют лежащие там трубы.

Вывод Проблема одна, а люди по-разному смотрят на неё.

Задание 2. Упражнение для увеличения объема внимания. Перед вами знакомые слова родного языка. Вам надо за 5 секунд прочитать и запомнить эти слова, а затем их воспроизвести (письменно). Побеждает тот, кто запомнил и правильно написал как можно больше слов.

Слова для упражнения стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.

Задание 3. Давайте по-рассуждаем Что можно сделать из куска бумаги? Что нужно для того, чтобы человек был здоровым? Что можно сделать из песка? Что будет, если люди научатся читать мысли других?

Задание 4. Предметы и геометрические фигуры. На какие геометрические фигуры похожи предметы?

Оживите геометрические фигуры

Задание 5. Будьте наблюдательны Перед вами схемы человеческого лица в виде кружочков. Вспомните внешний вид и поведение разных людей и дорисуйте на схемах, какие прически, брови, ресницы, усы, глаза, губы они имеют.

Человеческое лицо весёлый грустный добрый неряшливый злой умный

Задание 6. Исключение лишнего 1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф. 2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр. 3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки. 4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор. 5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый. 6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. 7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед. 8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. 9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр. 10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт. 11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий. 12. Дом, мачта, машина, корова, дерево.

Задание 7. Игра «Плохо или хорошо?». Вам предлагается некий объект (ситуация), и вы должны объяснить, в чем его положительная и отрицательная сторона. Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что может горло заболеть.

Способность сравнивать понятия Напишите черты сходства и черты различия данных пар предметов. Книга – тетрадь; Лошадь – корова; Линейка – треугольник; Озеро – река; Солнце – луна; Сани – телега; Дождь – снег; Лес – луг.

Вывод. Сегодня на уроке мы учились мыслить, рассуждать, устанавливать причину и следствие.

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследований

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследований

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследований

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследований

Номер материала: ДВ-468007

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследований

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследований

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследований

В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов

Время чтения: 1 минута

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследований

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследований

В Иркутской области продлили школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследований

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследований

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Формирование навыков исследовательской деятельности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Учебный

Ершовского района Саратовской области»

Формирование навыков исследовательской деятельности.

Подготовила Нурманова Талшин Калиевна,

учитель русского языка и литературы

Ершовского района Саратовской области»

Формирование навыков исследовательской деятельности.

«О, сколько нам открытий чудных

готовит просвещенья дух,

и опыт – сын ошибок трудных,

и гений – парадоксов друг»

Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.
В собственной практике я уже несколько лет в качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности внедряю исследовательский подход в обучении, который позволяет осваивать обобщенные способы деятельности, принимаемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни, формировать исследовательские компетенции на уроке. На уроках русского языка и литературы они развивают универсальные учебные умения, обеспечивают решение нравственных задач и создают условия, при которых необходимо применение знаний других предметов (интеграция обучения).

Я считаю, что организация исследовательской деятельности обеспечивает благодатные условия для выхода на метапредметный результат.

При сопоставительном анализе компетенций исследовательских и метапредметных можно определить отправные точки их соприкосновения.

Метапредметные компетенции:

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследованийориентация учащихся в различных областях;

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследованийорганизация собственной учебной деятельности;

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследованийобщеучебные умения информационно- логического характера;

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследованийпринятие решений и управление;

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследованийформирование навыков исследовательской деятельности;

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследованийвзаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследованийосновные универсальные умения информационного характера;

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследованийиспользование средств информационных и коммуникационных технологий

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследованиймотивация и познавательная активность;

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследованийумение структурировать, обобщать; способность классифицировать

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследованийпринятие решений и их оценка;

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследованийвидение проблемы, выдвижение гипотезы, проявление креативности в проблемной ситуации;

навыки выполнения научных исследований. Смотреть фото навыки выполнения научных исследований. Смотреть картинку навыки выполнения научных исследований. Картинка про навыки выполнения научных исследований. Фото навыки выполнения научных исследованийкоммуникативные компетенции (защита собственных идей)

Видно, что они не дублируют друг друга. Исследовательские компетенции – одна из составляющих метапредметных. Поэтому я совершенствую диапазон содержания исследовательских заданий, интегрирую учебные темы, выходя на метапредметный уровень, апробирую новые технологии: технологию развития критического мышления, технологию деятельностного метода обучения, внедряю в образовательный процесс ЭОР

Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Пожалуй, в ней кроется главное понимание существующего опыта школьного обучения.
Современный урок ценен не только получаемой в нём информацией, но и, прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.

Если говорить об этимологии слова «исследование”, нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

Исследовательская работа значительно дополняет способы получения знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов.

Мы не творцы новых грамотных правил или теорем, мы не открываем новых химических элементов и т.д. Поэтому нам важно научить технике самостоятельного приобретения новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

Так как же формировать навыки исследовательской деятельности?

Приобщать к исследовательской деятельности следует уже в младших классах. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя.
Младший школьный возраст – это время, наиболее благоприятное, чтобы формировать приёмы умственной деятельности: приёмы обобщения, абстракции, анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, переноса, индукции, дедукции. И одним из условий формирования приёмов умственной деятельности является систематическое использование методов проблемного обучения.

Типы проблемной ситуации : а) с удивлением и б) с затруднением

груз камень
грузчик каменщик

Суффиксы звучат одинаково, а пишутся по-разному.

— Почему так вышло?
— Чего мы не знаем?

Б) Тема: Дефис в наречиях (7 класс)

Раскройте скобки. Аргументируйте свой ответ.

Он (по) прежнему красиво пишет.

(По) прежнему пути иди было

-.Смогли выполнить задание?

Какие трудности испытали?

Что нужно для этого сделать?

Ученик должен сформулировать проблему. А учитель должен создать для этого условия.

Это может быть побуждающий диалог.

Русский язык 5 класс

Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать слова.

Посмотрите на запись. Вас что-то удивляет? (Осознание затруднения).

Какие вопросы у вас возникают?

-Как называется орфограмма и как правильно писать слова в этом случае?

-Это слова с чередующимися гласными; правило написания слов с чередованием гласных а–о в корне зар –зор.

Вопросы учителя побуждают детей высказывать различные версии решения проблемы. Такая работа развивает навык творческого мышления и максимально близка к жизненным ситуациям. Конечно, есть опасность того, что ученики могут увести в сторону от темы, но учитель должен быть хорошим координатором.

Активное формирование исследовательских навыков наблюдается во время

В начальной школе регулярно используются индивидуальные и коллективные игры. Часть игр позволяет активизировать исследовательскую деятельность младших школьников, помогая им освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований

Именно игровая технология преподавания помогает сделать переход из начальной школы в основную более незаметным. К тому же игры на уроке развивают такие важные качества, как быстроту, логику и нестандартность мышления.

Игра «4-ое лишнее» Повторение изученного. 5 класс

1) Задание : из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор.

здоровье, здравствуй, здание, сбежал;

нарвал, предъявил, рассеянный, перестройка;

прибежал, прервал, приморский, присел;

прекрасный, пришить, преинтересный, пресекал

6 класс. Разряды прилагательных по значению

1) Задание : из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор.

Большой, молодой, зелёный, гороховый;

Весенний, осенний, зимний, стройный;

Мамин, добрый, тяжёлый, круглый;

Деревянный, крепкий, низкий, стол.

Какие действия проделывает ученик? Он анализирует данный материал, вспоминает нужное правило, находит общее и различия и делает вывод.

Развитие аналитического мышления, развитие способностей сопоставлять, выделять главное, аргументировать свой ответ даёт использование разного вида диктантов (они активно используются на всех уроках русского языка во всех классах и в разных формах – коллективной, индивидуальной): распределительного, выборочного, объяснительного, лингвистического.

Задание : записать, найти в словах изученные орфограммы прилагательных и объяснить

Старый и ветхий ткацкий станок стоял возле дровяного сарая. За него просили просто грошовую цену. Единственный, кто заинтересовался станком, был Егор Кузьмич. Но возле сарая зачем-то привязали соседскую собачку Жучку. Она то бросалась с яростным лаем, то жалобно скулила. Небо было серое, мышиное. Дул ветер. Ситцевая рубаха и матросская бескозырка не спасали старика от холода.

Развитию критического мышления учащихся способствует такая форма работы на уроке, как редактирование (такая работа в силу своей сложности и ответственности используется в большей степени в 7 – 9 классах)

7 класс. Деепричастие в тексте

Задание : найди в предложении ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов. В чем причина этих ошибок?

Этот вид работы особенно ценен: отрабатывается грамматическая зоркость, аналитическое мышление, умение найти выход из создавшейся ситуации.

На каждом уроке для объяснения нового материала необходимо использовать мини-исследование. Совместно с учащимися выдвигать гипотезы, учащиеся сами проводят самостоятельный анализ языкового материала, делают выводы по теме. Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют первичное закрепление и контроль на самом занятии

Например: Раздельное написание НЕ с деепричастиями. 7 класс.

Задание : вспомни, как пишется НЕ с глаголами. Сопоставь написание НЕ с глаголами и образованными от них деепричастиями. Сделай вывод.

Не торопиться – не торопясь

Не называть – не называя

Чем является НЕ в первых двух случаях? А в третьем?

Учитель знакомит с секретом чтения ребуса, затем ребята разгадывают ребусы, которые им даёт учитель. Следующий этап – составление коллективного ребуса. Затем учитель ставит проблему: составить свой ребус на основе полученных знаний. Результат исследования – ребус, созданный учеником.

Мини- проект «Мой первый синквейн».

Дается определение понятия, его строение, пример. Идет коллективное творчество, а затем индивидуальное.

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, не имеет рифмы и стихотворного размера. Каждая строка подчиняется своим правилам организации:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающих действие в рамках темы.

4 строка – фраза из четырех слов, передающих смысл раскрываемой темы.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Радуют, удивляют, восхищают.

Самое приятное время года.

Счастье.
Результат: синквейн, созданный самостоятельно на определенную тему

Заниматься же серьёзной исследовательской работой можно лишь во внеурочное время.

Этому способствуют кружковая работа и различные элективные курсы по предметам. Так, проводя электив «Русская словесность. Лексические средства художественной выразительности» (автор Горелова Л.В.), часто провожу такой вид работы, как творческая лаборатория.

Например: творческая лаборатория «Изобретение метафор»

— С чем его можно сравнить? (водопад, капель, душ, слезы)

— Соедините сравнение с местом происходящего действия («слезы неба», «водопад туч», «капель небосклона», «божий душ», «небесная роса», «небесные слезы»)

— Какие из метафор более поэтичны?

— Составьте предложения или небольшой текст, используя метафоры.

Деревья с удивлением разглядывали себя в зеркалах тротуара.

Божий душ закончился так же быстро, как начался.

Мы воскликнули от восторга, увидев небесное семицветие.

Данный вид работы пробуждает воображение, развивает навык творчества, активизирует мыслительную деятельность, подводит к высшей ступени исследовательской деятельности – созданию проекта.

Метод проектов – это самое эффективное средство формирования навыков исследовательской деятельности

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта, развивает у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”, вдохновляет на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать, обеспечивает механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы. Развивает у учащихся исследовательские ( метапредметные) умения: выявление проблем, сбор информации, наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление

Проектно-исследовательская технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, журнал, мультимедиапрезентация, творческий отчёт, видеопроект и т.д.

Вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Подтверждением эффективности исследовательской деятельности как педагогической технологии является следующая таблица:

Достижения учащихся во внеурочной деятельности за 2011-2012 учебный год

IV Муниципальный конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Мой первый проект»

Муниципальный конкурс творческих работ «Юный корреспондент»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *