назовите имя русского царя которому было посвящено произведение пушкина медный всадник поле чудес
А. С. Пушкин. Поэма Медный всадник
Заглавие поэмы говорит о том, что произведение посвящено памяти царя-реформатора Петра I, так как медным всадником поэт называет памятник основателю северной столицы. Он находится на Дворцовой площади в Петербурге. Описание памятника Пушкин даёт через восприятие Евгения, героя поэмы, мелкого служащего:
В неколебимой вышине
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Отсюда и вторая тема – судьба «маленького человека» и место, отведённое ему политиками в мире, где происходят великие свершения.
Начиная с XVIII века, в России сформировались две противоположные оценки личности Петра I и его деятельности. С одной стороны, признавалось, что это выдающийся государственный деятель, с которым связано начало превращения России в сильное и процветающее государство. С другой стороны, право на существование имела также точка зрения тех людей, кто считал царя деспотичным и жестоким правителем, единовластно принимавшим противоречивые решения. Оценка Петра I и его эпохи связывалась с городом, построенным по велению царя. И эта двойственность отражена Пушкиным в поэме «Медный всадник», причём автору удалось достичь целостного взгляда на личность и эпоху Петра I.
Во вступлении Пушкин даёт высокую оценку делам великого царя, рисуя образ мудрого, решительного правителя, знающего, что необходимо сделать для Отечества и народа. Автор сообщает о думах (планах) Петра, которые соразмерны с неординарной личностью государя:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн.
Царь хотел поставить Российское государство на один уровень с развитыми европейскими странами, чтобы «надменные соседи» не смели бы посягать на русские земли:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Мечты и планы русского царя были грандиозными, амбициозными, и Пётр предвидел, какой мощный импульс получат для развития многие отрасли хозяйства страны, торговля, военное дело, внешние связи. Он понимал, что создание флота принесёт государству новое положение в мире, новый статус:
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Пушкин, говоря о мечтах Петра, показал сразу и результаты, то есть воплощение планов в жизнь, доказывая тем самым историческую миссию государя, его великую роль в становлении и развитии государства Российского. Петербург – «Петра творенье» – это воплощение мечты, торжество разума, победа культуры и цивилизации над дикостью и отсталостью, какие можно было видеть до этого «на берегу пустынных волн».
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво;
. По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся.
Пушкин, как и многие люди, с благодарностью вспоминает имя человека, изменившего жизнь государства в лучшую сторону. Он воспевает деяния Петра и гордится достижениями России, мощным движением государства к прогрессу, воспевает способности человека к волевым, творческим усилиям, к трудовым подвигам, когда совершается чудо: «из тьмы лесов, из топи блат» возник великолепный город, краса и гордость России.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
Любуясь Петербургом, автор использует в описании эпитеты, подчёркивающие величественность, грандиозность и торжественность зданий, дворцов, набережных:
Люблю твой строгий, стройный вид
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.
Но, переходя от вступления к основной части, Пушкин высказывает надежду на то, что успехи строительства принесут также победу и в борьбе со стихией:
Да умириться же с тобой
И побеждённая стихия.
Однако в действительности (а не в мечте) всё оказалось гораздо сложнее. И автор далее отразил точку зрения противников идеи Петра о строительстве города в таком опасном месте, где наводнения могут иметь страшные последствия, как это и описано в поэме:
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Уничтожены жилища бедных горожан, погибли люди и животные, «кров и пища». Остались в неприкосновенности дворцы и дома богатых граждан. Царь Пётр не сумел предвидеть беды, не смог просчитать возможность предотвращения стихийных бедствий. А позднее уже другой государь с печалью признал:
С божией стихией
Царям не совладать. Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.
Пушкин не идеализирует Петра, не приводит никаких доказательств его правоты, верности решений и дел. Но отражает и ту точку зрения, какая возникла у простого служащего, потерявшего во время наводнения всё.
Мнение той части населения, которая видела в Петре деспотичного царя, не считавшегося с «маленькими людьми», отражено в «бунте» Евгения, героя поэмы, которому наводнение принесло горе, перечеркнуло его надежды и планы на будущее. Пушкин, изображая Евгения, использует приёмы антитезы и сравнения, когда сопоставляет двух героев – мелкого служащего, никому не известного горожанина, и великого государя. Насколько грандиозны планы царя (он мыслит в государственных масштабах), настолько малы, скромны мечты Евгения: он хочет жениться, готов «и день и ночь трудиться», чтобы обеспечивать семью, и надеется «получить местечко», то есть повышение по службе, хотел бы дожить до старости, иметь детей и внуков. Простые житейские планы, но им не суждено осуществиться. Поэтому Пушкин отражает в поэме идею несовместимости великих идей с человеческими планами, когда судьбы и надежды рушатся, хотя никто не желал плохого «маленьким людям». Звучит кощунственно, но жизнь простого человека для государственных деятелей часто менее заметна и менее значима, чем какие-либо масштабные заботы и планы, важные для всей страны.
Однако Евгений возроптал, он решается даже грозить самодержцу: «Ужо тебе!» Герой, в результате, от всего пережитого сходит с ума. Он во всём винит основателя города, образ которого видит в памятнике. В помутнённом сознании Евгения Медный Всадник и Пётр I – одно и то же лицо:
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался.
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
«Маленький» человек страдает, он убегает от Всадника, скачущего за ним, но затем смиряется, осознаёт свою беспомощность и раскаивается, стыдится своей несдержанности. Ему ничего не остаётся, как признать свою неправоту и поражение в споре с царём и историей. Город продолжает жить, а бунт Евгения, как и других простых граждан, не может повлиять на уже свершённые великие дела.
Таким образом, А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник» высказал идею примирения разных взглядов на роль личности в истории и дал высокую оценку деятельности Петра I в интересах государства и народов России. Но сочувствие «маленькому человеку» остаётся в душе читателей, как и пожелание или просьба к правителям считать приоритетными (в сравнении со всеми иными задачами) жизнь и интересы каждого человека, всех граждан Отечества, чтобы и самые уязвимые не оставались без внимания государства в трудных ситуациях.
«Медный всадник»: краткое содержание и анализ произведения
«Медный всадник» Пушкина: YouTube / MyBook
Осень всегда вдохновляла Александра Сергеевича Пушкина. В 1833 году золотая пора стала для него особенно плодотворной. Результат размышлений поэта во время пребывания в Болдино — произведение «Медный всадник», краткое содержание которого, а также детальный анализ представлены ниже.
«Медный всадник»: краткое содержание
Поэма «Медный всадник», краткое содержание которой известно каждому школьнику, — это не просто вершина стихотворного искусства, но и содержательные размышления о государственности, нравственности и роли правителя в жизни населения.
Несомненно, Александр Сергеевич Пушкин, гений которого известен и за рубежом, умело воплотил в жизнь образ легендарного Петра Первого, отобразил тогдашнее настроение людей:
Вступление
Ищете краткий пересказ? «Медный всадник» начинается с описания экспозиции: на берегу Невы стоит государь Петр Великий и думает о том, какое будущее ждет это место. Тяжелое настроение передают детализированные пейзажи:
События, которые далее происходят, связаны с главным героем — Евгением. Мелкого чиновника из обедневшего рода делает главным героем Пушкин. «Медный всадник», краткое содержание которого помогает восстановить сюжет, рассказывает о судьбе маленького человека в большом городе.
Завязка и развитие сюжета
Описывая завязку сюжета «Медный всадник» кратко, отметим, что автор так характеризует Евгения:
Завязка сюжета поэмы, буря: YouTube / MyBook
Александр Сергеевич нарочно не упоминает ни фамилию, ни возраст, ни другие детали жизни главного героя. Евгений — образ собирательный. Он часть толпы, он и есть народ, угнетенный машиной государственности. Произведение «Медный всадник» начинается картиной кручины Евгения, который в непогоду добрался до своего темного жилища в Коломне.
Главный герой влачит свое жалкое существование на посредственной работе, с посредственной платой за труды и в посредственном окружении. Но единственная его радость, отрада в этой душной серости — пылкое чувство к девушке Параше, живущей по ту сторону Невы.
Кульминация
Краткое содержание «Медного всадника» обязательно включает рассказ о непогоде, что пришла в город в ноябре. Нева вышла из берегов и затопила все поселения, что находились неподалеку. Ничто не могло унять стихию, и людям оставалось только прятаться и молить Бога о спасении. Правительство не смогло предотвратить страшную трагедию, заявив: «С Божией стихией царям не совладать».
Катастрофа уносит жизнь возлюбленной Евгения Параши, а также ее старушки-матери. Это приводит героя в шок, делает его жизнь бессмысленной.
Развязка
Поэму «Медный всадник» читать рекомендуем внимательно, ведь каждая деталь, описанная Александром Сергеевичем, играет важную роль и создает особое настроение. После смерти Параши Евгений не мог найти себе места, его существование потеряло всякий смысл.
Только спустя год, кое-как оправившись от горя, главный герой решается выразить всю свою боль, как ему кажется, виновнику трагедии — памятнику Петру Первому. Мужчина сгоряча проклинает и Петра Великого, и созданный им город, который стал трагической точкой на карте его любви. Но, конечно же, статуя беспристрастно направляет взор вдаль, не снисходя к проблеме простого смертного.
Лейтмотив поэмы «Медный всадник» — внутренняя тревога, которая нарастает. Она вынуждает Евгения слышать топот копыт коня Петра: герою кажется, что государь преследует его. В конечном итоге это погубило мелкого чиновника: рыбаки выловили его труп возле пустынного острова и похоронили.
Поэма Пушкина «Медный всадник» — яркий пример трагической судьбы маленького человека, раздавленного безжалостной машиной государства.
«Медный всадник»: анализ произведения
«Медный всадник»: о чем это произведение, каков его жанр и что пытался сказать в повествовании автор? Чтобы найти ответы на эти вопросы, внимательно изучите следующее:
«Медный всадник»: история создания
Поэма «Медный всадник», история создания которой связана с непростыми временами в жизни Пушкина, отразила антигуманную природу российской государственности. Держава переживала внутренний раскол. В России возникли два лагеря: одни всячески превозносили Петра Первого, а другие искренне считали, что в его натуре есть что-то нечистое и бесовское.
История создания поэмы Пушкина: YouTube / MyBook
Охваченный всеобщими настроениями, Александр Сергеевич отбыл в 1833 году в поместье жены Болдино. Произведение «Медный всадник» Пушкин написал в том же сезоне, завершив произведением болдинский период творчества. Поэма — квинтэссенция размышлений автора о политике, самодержавии и государственности в целом.
Тема и конфликт поэмы
«Медный всадник» — поэма, посвященная острой социальной теме отношений маленького человека и государства. Страна представляется читателю огромной безжалостной машиной, не замечающей проблем маленьких людей.
Фундаментальность государства и его масштабы отображены в названии произведения. Хоть статуя изготовлена из бронзы, автор представляет ее из меди — более тяжелого материала. Статуя масштабная и необъятная, а человек возле нее непропорционально мал и жалок.
К сожалению, конфликт человека с властью исчерпывается уже к концу поэмы, поскольку громадная машина перемалывает человека, не заметив потери.
«Медный всадник»: жанр, особенности композиции
«Медный всадник», жанр которого определяют как стихотворная реалистическая поэма, — это работа чрезвычайно глубокая в смысловом аспекте. Тут встречаются:
Важно отметить композицию произведения. Она кардинально отличается от похожих произведений тем, что поэма имеет открытый финал:
Особенности композиции и жанр поэмы Пушкина: YouTube / MyBook
Отметим легкий, незатейливый, простой слог автора в рассказе о жизни маленького чиновника Евгения. Это добавляет атмосферность повествованию. Как только вектор внимания перемещается на личность Петра, то речь становится пафосной, витиеватой и величавой.
Поэма Пушкина «Медный всадник»: главные герои
Вся поэма строится на контрасте двух главных героев:
Петр — могущественный, одиозный самодержец, одержимый идеей величия Российской империи. Он мыслит масштабно, амбициозно, смело и порой поступает жестоко. Он идет на риск, пренебрегая нуждами маленьких людей, своего народа. Он делает это для развития России, но не во благо обычных людей.
Личность Евгения — полная противоположность Петру. Он жалкий, ничтожный и серый. Он частичка безликой массы, но при этом герой переживает личную драму. Судьба маленького человека трагична и жестока, а равнодушие государства и окружающих делает картину еще печальнее.
«Медный всадник» — произведение-загадка, над расшифровкой которой трудятся литературоведы десятилетиями. Статья поможет приблизиться к пониманию авторского замысла.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Презентация по поэме «Медный всадник» А.С.Пушкин.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Петр и его замыслы Перечитайте 1-ую строфу. Какая картина рисуется перед вашим мысленным взором? Почему Пушкин не называет Петра по имени, а говорит о нём в 3 лице и употребляет это местоимение с заглавной буквы? Перечитайте 2-ую строфу. Почему Пётр использует местоимение мн числа? Какова была цель Петра, когда он решил построить Петербург?
Образ Петербурга Перечитайте 3-ю строфу. Какая картина рисуется перед вашим мысленным взором? Какие реалии города вы видите? Прочитайте 4-ую строфу… Какое ключевое слово в этой строфе? Что автор любит в этом городе? Что желает автор этому городу? Почему?
Наводнение Зачитайте описание непогоды. С кем сравнивается Нева? «Народ зрит божий гнев и казни ждёт». Почему Бог гневается? Прежний царь Александр 1 молвил: «С божией стихией царям не совладать». Каков символический смысл этой фразы?
Евгений и Петр Когда впервые «маленький человек» взбунтовался? Зачитайте, как это произошло. Какие чувства овладевают Евгением? Почему Евгений грозит «горделивому истукану»? За что он его винит? Как Пётр называется в поэме? Есть ли у него сердце? А у Евгения? Докажите. Почему же здесь Пётр изображён не обладающим душой? Это даже не сам Пётр, а какой-то символ. Символом чего является Медный всадник?
Историческая справка Петровская эпоха для Пушкина – это длительный период в истории России, не закончившийся со смертью царя-реформатора. Поэт обращается не к истокам этой эпохи, а к её итогам, то есть к современности. Высокой исторической точкой, с которой Пушкин взглянул на Петра, стало событие недавнего прошлого – петербургское наводнение 7 ноября 1824 года.
Эти планы всё время пересекаются, имеют параллели, сопоставляются Думы великие Петра Водная стихия Медный всадник Величие кумира Маленькие мечты Евгения город Евгений на льве Жалкое положение Евгения
Образ Петра Литературные мифы о Петре Раскольничьи и народные мифы о Петре 1. «Отец Отечества» 1. Порождение сатаны 2. Божество 2. Антихрист
Образ Петербурга Литературная традиция Народная традиция 1. Город- рай 1. Нерусский город 2. Разумный космос 2. Сатанинский город 3. «Преславный град» 3. Бесчувственный город
Наводнение- центральное событие поэмы Оно формирует первый смысловой план произведения – исторический. Какие исторические черты вы видите в произведении? Прочитайте авторское предисловие и примечание 3 к поэме.
Выводы: Бронзовый Пётр – символ государственной воли, энергии власти, освобождённой от человеческого начала. Детище Петра – чудо, сотворённое не для человека. Евгений сопоставлен не с самим Петром, а с Петром-кумиром. Пушкин нашёл свою единицу измерения власти – человечность. Её в кумире нет.
Домашнее задание Выучить отрывок из поэмы «Медный всадник» Прочитать рассказ Н.В.Гоголя «Невский проспект» Написать сочинение на тему « Петербург Пушкина и Петербург Гоголя» ( сравнительная характеристика)
Номер материала: ДБ-719572
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
3256. Сочинение по поэме Медный всадник Пушкина Русский язык
Сочинение — По произведению Медный всадник. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ
Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник» — одно из ярких произведений в творчестве великого писателя. Духовные терзания поэта нашли свое подтверждение в идейной основе творения. Место маленького человека в огромном механизме государственной машины — тема поэмы «Медный всадник».
Особенностью сюжетной линии поэмы является противопоставление двух миров — мир обычного человека и мир государства в образе великого государя Петра I. Два мира не могут жить в мире, каждый из них несет горе, разруху, зло. Поэма традиционно начинается с вступления, которое погружает читателя в историю создания Петербурга. На берегах речушки, назло соседу, возводит Петр I город, величие которого поражает любого. Город Петра становится центром науки, культуры, прогресса Российской империи. Пушкин любить город и отдает должное заслугам его основателя.
Совершенно незаметно автор переключается на современный Петербург, который все утопает в роскоши. За этой видимой маской красоты и богатства скрывается страшный город. В нем живут обыкновенные, не имеющие родословной, никому не нужные люди. К таким относится и главный герой поэмы Евгений. Жизнь его — вечная повседневность. Необходимо ходить на работу, чтобы не умереть с голоду. В голову героя постоянно лезут мысли о несправедливости жизни: кто-то с рождения имеет все, другие же много работают и не могут себе позволить немного лишнего. Евгений мечтает о счастливой семейной жизни с возлюбленной Парашей. Девушка не богата, живет с матушкой на берегу реки и должна стать хорошей женой для главного персонажа.
На примере своего героя поэт показал извечный конфликт государства и народа. Вопрос о том, кто прав в споре не имеет ответа. Пока существует общество, государство, народ противоречия между государством и человеком будут существовать.
Вариант 2
А.С. Пушкин написал поэму «Медный всадник» в начале 19-го века. В произведении писатель сделал то, до чего никто не осмеливался. Он поднял такую тему, как вечная борьба простого человека с государством. Государство представляется нам в лице Петра Великого. Его образу Пушкин противопоставляет чувства и переживания сломленного молодого человека. Петр I сумел устроить в стране целый переворот, прямо затрагивающий все слои населения России, и, понятное дело, для многих это стало тяжелым ударом. Правитель, желая достичь своих целей, требовал от подданных полной отдачи. Не всем такое требование нравилось. Постройка Петербурга также не оставила никого равнодушным. Город одновременно олицетворял и величие русского народа, его силу, так и рабство простых людей. Это был замечательный город, полный красивых зданий и монументов, но, вместе с тем, на его улицах процветали бедность, нищета и высокая доля смертности. Не стоит забывать и о том, что географически город был построен совсем неудачно. Наводнения раз за разом наступали на город и уносили с собой многие жизни. Построив Петербург на берегу Финского залива, Петр и не думал о будущем жителей своего главного детища.
Одним днем, молодой человек, как всегда бесцельно бродя по улицам, натыкается на статую Петра. Это «медный всадник». И Евгений вмиг осознает, что стоит перед тем, кто виновен в смерти его будущей невесты. Он начинает всячески хулить Петра, он бросает ему вызов. И вскоре ему начинает казаться, что всадник, в ответ на его слова, будто бы сходит с постамента и бросается за ним желая наказать за оскорбления. Мы видим, что Евгений сошел с ума от горя. Вскоре его мертвое тело найдут возле дома его возлюбленной. На этом история его заканчивается.
Что же мы видим в поэме? Мы видим, что маленький человек, потерявший абсолютно все, бросает вызов государству, заранее зная исход этой битвы. И еще множество писателей посвятят этой теме множество книг, а проблема и до сих пор остается актуальной.
Сочинение 3
Поэма «Медный всадник» была создана А.С.Пушкиным. Это произведение стало ярким пятном в поэзии русского писателя. В нем были описаны терзания поэта. Основная тема, этой поэмы заключается в борьбе маленького человека с государственной машиной управления
Сюжет поэмы заключен в противостоянии двух миров. Один мир – это мир обычных людей, а второй мир – мир государства. Эти два мира не могут существовать вместе. Только отдельно друг от друга. Если они пересекаются, то начинаются войны, разруха, горе. Вначале произведения рассказывается о строительстве Петербурга. Который стал городом культуры и прогресса. Писатель любит этот город и благодарен его основателю
Переход от создания города к современному Петербургу не заметен. Город все так же утопает в роскоши. Но за этой ширмой роскоши скрыт страшный город, в котором живут не кому не известные и не нужные люди. Одним из таких людей является и главный герой по имени Евгений. Для того что бы выжить надо ежедневно ходить на работу. Он размышляет о несправедливости, кто – то с рождения имеет все, а кто – то должен много работать. У Евгения есть мечта, он хочет жить со своей любимой девушкой. Она была с бедной семьи жила с матушкой на берегу реки. Но в городе происходит наводнение и её дом вместе с ней и её мамой уходят под воду.
Евгений убит горем, и на этой почве сходит с ума. И когда он увидел памятник, осознал что стоит около виновника смерти его любимой девушки, и потери смысла всей жизни.
Главный персонаж, это человек, потерявший в этом наводнение все дом, любимую, ум, обращается к памятнику с угрозами. Он грязно ругает памятник, бросает ему вызов. И ему показалось, что памятник начал реагировать на вызова. Ему кажется, что памятник начинает двигаться, и желает наказать его за оскорбления. Он убегает от памятника, но ему слышатся грозные шаги Петра I. Он признает победу правителя над «маленьким человеком». В итоге героя находят бездыханным возле разрушенного дома любимой. Автор любит своего героя и сочувствует.
На примере конкретного человека показан конфликт, который есть до сих пор, это конфликт человека и государства. Решения этого конфликта не существует. Пока существует государство, то будут и конфликты, между народом и власть имеющей верхушкой.
Государством в произведении выступает царь Петр I. Он смог устроить в стране перемены, которые коснулись всех слоев населения. Царь, построивший город на берегу Финского залива, не предполагал, что людям трудно будет тут жить, и не подумал о них.