назовите персонажей комедии дель арте
Комедия Дель Арте (комедия масок)
Комедия дель арте характеризуется импровизированными диалогами и постоянными персонажами с устоявшимися чертами характера. Этот вид театра зародился в Италии в XVI веке.
Пьесы комедии дель арте обычно исполнялись странствующими актёрами под открытым небом. Спектакли основывались на размытом сюжете, который не прописывался детально. Актёры знали сценарий в общих чертах и сочиняли реплики на ходу. В таком театре идея пьесы шла не только от автора сценария, но и от артистов, которые в значительной степени влияли на ход развития сюжета.
Чаще всего в центре событий была история молодых влюбленных (Innamorati). Их счастью постоянно кто-то мешал: родители, супруг или иной злодей. Влюбленные обращались за помощью к дзанни — слугам. Они придумывали хитроумный план и помогали несчастным. В комедии дель арте часто случались супружеские измены и предательства.
В перерывах между сценами актёры разыгрывали заранее отрепетированные лацци — шутки с элементами акробатики и мимических движений. Они не влияли на развитие сюжета, их использовали для того, чтобы развлечь зрителей.
Неспроста у комедии дель арте есть второе название — актёры действительно носили маски. Они знали о своих персонажах всё, поэтому спокойно надевали личину определённого героя и импровизировали. Каждый актёр играл определенную роль и носил одну маску всю жизнь.
Персонажи
Каждый герой комедии имеет характерную для него речь, жесты, костюм и аксессуары. Все эти атрибуты стали шаблонами для изображения каждого персонажа. Такие отличительные признаки помогали зрителям сразу узнавать своих любимых героев. Почти все персонажи носили маски, которые частично или полностью скрывали выражения лиц актёров. Поэтому в комедии дель арте присутствовали нарочито броские жесты и диалекты, которые показывали настроение героев и отражали региональные стереотипы.
Венеция и Неаполь были центрами комедии дель арте. В каждом из этих городов выступали герои с разными именами, но они обладали рядом схожих черт.
Героев комедии дель арте можно разделить на три вида: господа, дзанни и влюбленные. Персонажей было очень много, мы расскажем о самых распространённых.
Начнём с господ.
Капитано
Cамовлюбленный испанский солдат. Он носит плащ, саблю и усы. На самом деле Капитано очень труслив, но скрывает это за хвастливыми репликами. Когда он сталкивается с опасностью, то сразу показывает свою истинную сущность.
Панталоне
Алчный купец в красном жилете и штанах. Выглядит, как старик с длинной бородой и длинным крючковатым носом. Чрезвычайно падкий на женщин.
Доктор
Врач (иногда юрист) и друг Панталоне. Он слишком гордится своими знаниями, поэтому в каждой реплике старается говорить на латыни, однако неправильно. Ещё ему часто изменяет жена. Он тучный, носит черную мантию и маску, которая закрывает только лоб и нос.
Другой вид героев комедии дель арте — слуги. Преимущественно их играли мужчины. Именно их поведение, шутки, интриги и акробатические выступления в перерывах являются самой интересной частью выступлений комедии дель арте.
Арлекино
Один из самых знаменитых персонажей. Он беден, что подтверждает его яркий костюм с ромбическим узором. Это нагромождение ромбов выглядит так, словно всё его одеяние состоит из заплаток. Он носит зелёную маску, которая может иметь бородавки или быть похожей на морду обезьяны. Он хитрый, говорит забавные глупости и время от времени бьёт людей деревянным мечом. Претворяется недалеким, чтобы избежать наказаний.
Пульчинелла
Носит свободную белую одежду и остроконечную шляпу. Своим видом он может напоминать грустного Пьеро, однако внешне выделяется своим горбом и чёрной маской с клювом.
Пьеро
Известный и за пределами Италии в комедии дель арте он всё также меланхоличен и наивен. Носит белую одежду с длинными рукавами и пудрит лицо, иногда к образу добавляется слезинка.
Бригелла
Носит чёрную маску с усами и бородой. Он надевает белый костюм, желтые ботинки и носит за спиной кинжал. Бригелла жесток и может обманывать людей.
Пара влюблённых
это единственные персонажи, которые не носят масок. Они улыбаются, приятно выглядят и вызывают сочувствие у зрителей. Только влюблённые могли менять наряды несколько раз за один спектакль, владели изысканной пластикой и тосканским диалектом.
У каждого вида театра наступало как время расцвета, так и пора увядания. К середине XVII века комедия дель арте перестала быть столь популярна, как раньше. Однако театр импровизации и лацци повлияли на творчество Мольера, Карло Гоцци и Александра Блока.
Анастасия Денгаза
Маски комедии Дель Арте (Dell’Arte)
Комедия Дель Арте (итал. commedia dell’arte), или комедия масок — вид итальянского народного площадного театра, спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.
Комедия дель арте родилась из карнавальных празднеств. Театра ещё не было, но были шуты, мимы, маски. Кроме того, зарождение национальной итальянской драматургии начиналось с произведений, мало пригодных для сцены, поскольку они были перенасыщены персонажами и обилием сюжетных линий. Эта драматургия получила название «учёной комедии» (итал. Commedia erudita).
Анжело Беолько (Рудзанте) в первой половине XVI века сочинял пьесы для венецианских карнавалов, используя технику «учёной комедии». Путаные сюжеты сопровождались трюками и здоровым крестьянским юмором. Вокруг Беолько постепенно собралась небольшая труппа, где обозначился принцип tipi fissi, в котором одни и те же персонажи (маски) участвуют в различных по содержанию сценариях, и утвердилось использование на театральных подмостках народной диалектной речи.
Беолько ввёл в драматическое действие танец и музыку. Это ещё не было комедией Дель Арте, — труппа Беолько играла в рамках заданного сюжета, у неё не было свободной игры и импровизации, — однако так обозначилась дорога для возникновения комедии Дель Арте. Первое упоминание о театре масок относится к 1555 году.
Количество масок в комедии дель арте очень велико, всего их насчитывается более ста. Но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями.
К основным персонажам комедии Дель Арте относятся Господа и Слуги (дзанни), на противодействии которых основано большинство сюжетов комедии.
Наиболее известные из персонажей-масок:
1) Панталоне
2) Арлекино
3) Бригелла
4) Скарамучча
(итал. Scaramuccia / фр.Scaramouche / рус. Скоморох, «маленький забияка»)
Маска Скарамуччи отчасти повторяла северную маску Капитана, но несла в себе меньше политической сатиры. Это уже был не испанский захватчик, а простой тип хвастливого вояки. Он хвастлив, любит браниться, но как только дело доходит до драки, он трусливо сбегает или, если не успеет сбежать, неизменно будет битым.
5) Капитано
6) Ковьелло
Каждая из представленных масок может быть выполнена в любом декоре.
Яркие герои комедий дель арте в живописи, или Оставляем себе частичку веселья праздничных дней
Ну вот, праздники закончились, и мы вновь отправляемся в серые будни.
— А можно ли оставить себе частичку ярких красок и веселья праздничных дней? — Безусловно, это даже необходимо сделать в эти серые пасмурные, наполненные холодами, дни и вечера! Нам помогут наши замечательные советские комедии! И сегодня я остановилась на одной из ярких и радостных — «Труффальдино из Бергамо»! Все помнят и хорошо знают персонажей фильма, так прекрасно продемонстрировавших нам маски Комедии дель арте: Труффальдино, Пантолоне, служанка Смеральдина, Распони и Флориндо Аритузе, Бригелла.
Для меня интересным является то, что все персонажи фильма полностью соответствуют канону комедии дель арте: это венецианский квартет масок (первый дзанни Бригелла, второй дзанни Труффальдино, Доктор Ломбарди, Понтолоне), две пары влюбленных (Флориндо — Беатриче, Сильвио — Клариче), Капитан и девушка-дзанни Смеральдина. Именно эти образы являеются и героями карнавальных масок в ежегодном Венецианском карнавале. Даты проведения карнавала привязаны к датам Великого поста и Пасхи. Поэтому даты проведения карнавала меняются каждый год. В 2017 году венецианский карнавал пройдёт с 11 по 28 февраля. При желании, конечно, можно отправиться в Венецию за хорошим настроением и яркими красками, а можно, приложив свои умения и фантазию, создать костюмы и маски для следующего Нового года или самые различные украшения в стиле карнавальных масок, или же, как это делаю я, костюмы куклам — героям комедии дель арте. Так давайте продлим себе праздник, поднимем наше настроение ну, и узнаем что-то новое и интересное для себя. Итак, что же такое «Комедия дель арте»? Оказывается, в древнеримском театре существовал вид народного театра, называемый ателланы. Это были непристойные фарсы, первоначально импровизированные, актёры которых также носили маски; некоторые из персонажей ателланов были сходны по характеру маски с персонажами комедии дель арте (как, например, римская маска Папуса и итальянская маска Панталоне), но говорить об ателланах как о предшественнике комедии дель арте, неправомерно, — разрыв традиции между ними составляет более двенадцати столетий. Скорее всего, речь может идти только о схожести обстоятельств, в которых рождались эти виды театра. Комедия дель арте родилась через посредство карнавальных празднеств. Другим фактором стало зарождение национальной итальянской драматургии. Новые пьесы сочиняют Л. Ариосто, Н. Макиавелли, Б. Бибиена, П. Аретино, но все эти пьесы мало пригодны для сцены, они перенасыщены персонажами и обилием сюжетных линий. Эта драматургия получает название «учёной комедии» (итал. Commedia erudita).
Анджело Беолько (Рудзанте) в первой половине XVI в. сочиняет пьесы, используя технику «учёной комедии», но играет свои спектакли на венецианских карнавалах. Путаные сюжеты сопровождаются трюками и здоровым крестьянским юмором. Вокруг него собирается небольшая труппа, где обозначается принцип tipi fissi (когда одни и те же персонажи-маски участвуют в различных по содержанию сценариях). Тогда же утверждается использование на театральных подмостках народной диалектной речи. Наконец, Беолько ввел в драматическое действие танец и музыку. Это не было ещё комедией дель арте, — Беолько и его труппа всё ещё играли в рамках заданного сюжета, у него не было свободной игры и импровизации, — но именно он открыл дорогу для возникновения комедии. Первое упоминание о театре масок относится к 1555 г. Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, маска Капитана, а также персонажи, не надевающие маски, это девушки-дзанни и Влюблённые, а также все благородные дамы и кавалеры. Количество масок в комедии Дель Арте очень велико (всего их насчитывается более ста), Мужские персонажи Северный (венецианский) квартет масок: Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто), — венецианский купец, скупой старик; Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано), псевдо-учёный доктор права; старик; Бригелла (Скапино, Буффетто), — первый дзанни, умный слуга; Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино), — второй дзанни, глупый слуга.
Южный (неаполитанский) квартет масок: Тарталья, судья-заика; Скарамучча, хвастливый вояка, трус; Ковьелло, первый дзанни, умный слуга;Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга; Капитан, — хвастливый вояка, трус, северный аналог маски Скарамуччи; Педролино (Пьеро, Паяц), слуга, один из дзанни. — Лелио (также, Орацио, Люцио, Флавио и т. п.), юный влюблённый.
Женские персонажи: Изабелла (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль; Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина и т. п., — служанки.
И немного о характерах персонажей:
Дзанни Слуги зовутся здесь «дзанни», от имени Дзана Ганасса — актера, прославившего этот образ и маску Арлекина. Вначале дзанни были вспомогательными персонажами, простыми крестьянами, неотесанными носителями комичных диалектов, с помощью которых смешили зевак до упаду любой речью со сцены. Постепенно они перешли в разряд слуг:
Первый дзанни — умный, изворотливый слуга (Бригелла, Ковьелло, Скапино, Буфетто).
Второй дзанни — глупый, невезучий слуга (Арлекин, Пульчинелла, Меццетино, Труфальдино, Табарино, французский Полишинель и русский Петрушка).
Девушки-служанки (Коломбина, Фантеска, Смеральдина, Сорветта, Франческина, Мирандолина).
Дзанни — одни из старейших масок на уличных театральных подмостках, продолжатели шутовских традиций. Эти слуги — разорившиеся крестьяне, они покинули родные места и подались в город в поисках лучшей доли. Горожане любили посмеяться над пришлыми, поэтому с восторгом принимали эти маски «деревенщин». Второй слуга частенько являлся полным дураком.
Выделяются два квартета масок: венецианский (северный) и неаполитанский (южный).
Панталоне (Уберто, Кассандро, Маньифико)
– старик, скупой купец. Этот образ — далекий потомок древнеримской театральной маски Папуса из, так называемых, ателланов — веселых непристойных фарсовых комедий. В наряде Панталоне имеются красные штаны, впоследствии названные его именем, короткая красная куртка и черный плащ. Его обувь — домашние туфли желтого цвета. Маска Панталоне скрывает лицо только наполовину, она красного, бордового или коричневого цвета, с орлиным длинным носом, под которым кустятся седые усы и остренькая бородка, комично двигающаяся при разговоре.Обычно Панталоне стоит в центре интриги. Как правило, он — слабый больной старик, когда-то весьма удачливый венецианский купец, чем ужасно кичится. С годами утратил смелость, могущество и даже ум. Панталоне на сцене кряхтит, сморкается и хромает. У него шаркающая походка старика, скрипучий голос, радикулит и несварение. При этом он не прочь поволочиться за юными девицами, впрочем, всегда неудачно.
Доктор — старик, псевдоученый, правовед или врач.
Он обладает грубым диалектом, носит длинную мантию и короткие панталоны, куртку, шапочку и кожаный пояс. Вся одежда и туфли с бантами – черного цвета, кроме широкого белого воротника и манжет. Черная маска Доктора обычно закрывает лицо полностью, но иногда только лоб и нос, а щеки густо румянятся. Это очень толстый персонаж, что не мешает ему быть похотливым. Он сыплет непонятными терминами на латыни, перевирая их нещадно, на самом деле невежественен и тщеславен. Чтобы импровизировать на тему псевдонауки, актеру были нужны истинные научные знания для создания комических реплик из их обрывков. В XII веке Болонья, откуда прибыл Доктор, была центром научных знаний, ее юристов приглашали короли. А к XVI веку их знания потеряли связь с реальной жизнью и стали бесполезны. Уличные артисты не упустили возможность высмеять таких горе-ученых, и публика сочла маску Доктора очень смешной.
Бригелла — умный слуга, первый дзанни.
Арлекин — глупый слуга, второй дзанни.
Носит яркий костюм, в основном желтый. Крестьянская рубашка и панталоны Арлекина усеяны разноцветными заплатами в виде ромбов, яркая шапочка на голове, на поясе кошель. Черные легкие туфли прекрасно подходят для выполнения трюков. Черная маска Арлекина на лбу имеет большую бородавку. Лоб и брови выделены, черные волосы взъерошены. Большие щеки и выпученные глаза. Арлекин постоянно совершает глупости и смиренно принимает наказание. Он ленив и прожорлив, обожает женщин. С господами скромен и учтив. Глупое ребячество и постоянно сыплющиеся на голову бедного Арлекина горести вызывают сочувствие толпы.Во Франции Арлекина часто величали Домиником по имени Доменика Бьянколелли. Этот актер создал существующий до сих пор сценический образ Арлекина. Во многих других странах появлялись персонажи, очень напоминавшие Арлекина. В России — это Петрушка, побеждавший всех и вся и воплощавший образ непобедимого трудового народа.
Тарталья — в переводе «заика».
Толстый, робкий и забитый старик, находящийся на государственной службе. Здесь можно наблюдать парад чиновничьих профессий: судья, нотариус, аптекарь или полицейский. Персонаж испанского происхождения, плохо владеющий итальянским языком, к тому же сильно заикающийся. Это его основная черта, которую актер часто обыгрывает в сценках. Усиленная борьба с заиканием на фоне серьезного монолога в суде, например, принимает очень комичный оборот, местами непристойный. Сценический костюм Тартальи – это костюм, соответствующий должности служащего, с форменной шляпой на лысой голове, на носу «восседают» гигантские очки.Появился этот персонаж в Неаполе в XVII веке. Постепенно должности Тартальи росли. Эту маску на сцене стали носить и министры, и сын короля (в пьесе-сказке «Любовь к трем апельсинам» Карла Гоцци).
Скарамучча (французский Скарамуш) — переводится как «маленький забияка».
Эта маска имеет схожие элементы с венецианской маской Капитана. Но Скарамучча часто бывает бит, ведь ему не всегда удается избежать драки. Он не похож на захватчика, но хвастлив, как и Капитан, и очень труслив. Особенность персонажа — сильная мимика и жестикуляция. Французские актеры порой лишали эту маску шпаги и костюма военного, вручали гитару. С уст Скарамуша слетали фривольные песенки, акробатические трюки тоже входили в его роль. Вместо маски Скарамушу белили лицо, чтобы работать с помощью мимики. Такой обезоруженный Скарамучча и дошел до наших дней. Эта маска породила образ Пасквирелло (Пасквино) – хитрого слуги-вруна, обжоры и пьяницы.
Ковьелло – умный слуга, первый дзанни.
Разговаривает на сочном неаполитанском диалекте. Бывший крестьянин, ставший слугой. Облегающий костюм состоит из панталон и жилета. Отличительная деталь гардероба – шляпа с перьями. Красная длинноносая маска, на клювоподобный шнобель которой часто водружены очки. Ловкач и прохвост, Ковьелло все время кривляется, танцует и играет на музыкальных инструментах. В северной части Италии маска не прижилась, ее там сочли непристойной. Зато переезд во Францию был удачным. Мольер взял ее в комедию «Мещанин во дворянстве». Многие актеры пытались внести в образ Ковьелло новые детали или черты других масок, например, Пульчинеллы. Кто-то пытался политизировать ее. Но такие маски долго не существовали.
Пульчинелла – глупый слуга, второй дзанни.
Помимо черт глупого деревенского слуги, он может похвастаться порой сметливостью и находчивостью горожанина. Но важно, чтобы образ на сцене во время представления выявлял что-то одно: либо хитрость, либо глупость. Почти всегда персонаж женат и рогат. Поэтому имеет некоторые черты венецианцев: Панталоне и Доктора. Маска очень популярна, вторая после Арлекина. Пульчинелла может менять профессии: сторож, садовник, торговец, солдат, вор. Костюм из простой ткани, высокая шляпа. Нос маски большой, крючковатый или петушиный. Голос писклявый, на спине – горб. Персонаж шагнул далеко за пределы Италии, став национальным героем многих стран. Так во Франции родился Полишинель, воспетый Мольером, в Англии – Панч, в Германии Гансвурст, в Дании господин Йокель. И русский Петрушка позаимствовал у Пульчинеллы основные черты.
Лелио (Флориндо, Флавио, Орацио) – юный влюбленный.
Персонаж часто носил имя играющего его актера. Вокруг пары влюбленных и разворачивалась вся интрига комедии, при этом в самом действе им отводилось незначительное место. Старики мешали их счастью, а слуги помогали. Масок влюбленные не носили, одевались изысканно, разговаривали литературно, и не было нужды в их импровизации. Поэтому роли они заучивали наизусть. Судьба влюбленных из комедии дель арте – всегда быть в тени персонажей дзанни. Восприятие их неземной любви носит легкий оттенок иронии.
Женские персонажи Изабелла – юная прекрасная влюбленная
.
Персонаж, аналогично персонажу влюбленного, часто носил имя той девушки, актрисы, что выступала в ее роли. Это были имена: Виттория, Фламиния, Лучинда. Помимо заученных слов, роль влюбленных состояла из жеманного томленья. Они то и дело вздыхали, пытались свести счеты с жизнью от невозможности любви, но в конце комедии воссоединялись.
Служанка при одном из стариков, приехавшая из деревни, активная участница интриги комедии. Деревенские повадки и речь напоминают Арлекина, за которого она частенько выходила замуж в конце представления. Это веселая, жизнерадостная девушка, честная и порядочная. В городских условиях она может чувствовать себя неуютно, но простой и прямой характер помогает ей выживать и находить кратчайший выход из затруднительных ситуаций. Коломбина, как и все женские персонажи, не носила маску. На расцвете комедии дель арте ее нарядом было красивое платье, позже оно покрылось яркими заплатами и стало очень похоже на костюм Арлекина. Французский театр с радостью позаимствовал этот образ и стал активно использовать. Деревенская дуреха превратилась в типичную субретку – бойкую служанку, чья находчивость помогает господам в любовных интригах. В таком виде она и вошла в пьесы Бомарше и Мольера.
Комедия дель арте в России
С начала XVIII века начались итальянские гастроли в России. А к концу века во всех московских и петербургских домах устраивались пышные костюмированные венецианские карнавалы. Следующим бум комедии дель арте пришелся на XX век. Величайшие артисты и художники обратили к ней свой взор и стали черпать вдохновенье, переосмысливая образы, делая их многогранными. Блок переписал комедию в трагедию «Балаганчик». Мейерхольд поставил пантомиму «Шарф Коломбины» и создал практику биомеханики — актерскую гимнастику для проработки сценических движений. Пьеса Гоцци «Принцесса Турандот» в театре Вахтангова идет с 1922 года.
А вот несколько произведений художников на темы комедии дель арте.
Но давайте вновь вернемся к нашему советскому фильму «Труффальдино из Бергамо». Он был снят 1976 году на «Ленфильме». Источник сценария – пьеса Карло Гольдони «Слуга двух господ», которая была написана в XVIII веке для одной из миланских комедийных трупп. Честно говоря, после более подробного знакомства с масками венецианской комедии, я немного по-другому взглянула на персонажей этого фильма. В кинофильме максимально соблюдены каноны комедии масок: действующие лица и их имена, костюмы и декорации, музыкальные и трюковые номера, даже простоватая речь слуг. Сюжет и эпоха увлекают, погружая в игру. Все это — и есть обаятельная и стильная формула успеха «дель арте».
Спасибо всем, кто заглянул ко мне! Буду рада, если ваш день сегодня заиграл новыми более яркими красками венецианского карнавала!