название руси в скандинавских сагах

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Русь в скандинавских названиях

Например, Новгород называется Holmgard или Holmgardr

Город Старая Ладога носил сложное скандинавское название Aldeigjuborg

Город Киев назывался Kœnugarðar (Kaenugardar)

Город Суздаль Súrsdalar (Soersdalar)

. А дальше начинает ехать крыша:) Итак, в скандинавской мифологии существовали легендарные короли Гардарики, один из которых был Svafrlami. внук Одина. Однажды этот король путешествовал и встретил двух гномов, которых звали Двалинн и Дурин, и получил от них меч по имени Tyrfing. С этим мечом он сражался с берсерком по имени Arngrim (Арагорн?:)))

Сведения об этих интересных именах и связях между ними добыл в английской Википедии по следующим ссылкам:

В заключение немного об именах русских князей.

Таким образом, интересно узнать, как назывались родные места в древности, и что Русь была одной из самых посещаемых стран в Европе, и оставила след в древних рукописях разных стран.

Источник

название руси в скандинавских сагах. Смотреть фото название руси в скандинавских сагах. Смотреть картинку название руси в скандинавских сагах. Картинка про название руси в скандинавских сагах. Фото название руси в скандинавских сагахortnit

Деяния русов. Потерянные царства Европы.

Тождество ругов и русов не гипотеза и даже не вывод. Это лежащий на поверхности факт. А.Г. Кузьмин.

Интересная версия (только не про Одоакра)) Однако мне представляется, что нельзя не учитывать ещё эпического родоначальника Гарда, отца Ругальва (эпонима норвежских ругов), Хёрда (ср. Хертнид и Ортнит Гардский, племянник Ильяса Русского), Трюма и ещё четырёх Гардов: Вегарда, Фрейгарда, Торгарда и Грьотгарда. При этом последний, названный у Арнгрима Йонсона Сигом, был предком халейгских Хроллаугов и Херлаугов. Те же имена носили в Саге о Хейдреке конунги Хольмгарда, (в Саге о Хервёр им соответствуют неназванные конунги Гардарики, наследники Сигрлами, ср. Сиг), с которыми по саге были связаны конунги из Халогаланда. И в этих сагах и в немецких преданиях речь идёт о готско-гуннском периоде 5 века, то есть уже/ещё в центральной Европе, разве что в роли великанов (между прочим весьма изощрённых в различных искусствах) рассматривались ромеи (кстати Сурт должен прийти именно с юга).

Помимо того, сопоставляя предания о Хедине и Хёгни, Хетеле-Этене и Хагене, а также Осантриксе и Милиасе (и сватовстве былинного Хотена Блудовича?) с династическими отношениями ругов и гуннов после Харатона (=Хертнида Русского) и некоронованного Вандалария, а именно при Ругиле и Гесимунде, опекуне Валамира (=Вальдимара) с братьями, обращаю внимание на упоминание в «Кудруне» договора графа (не короля) Гарадеи с Хагеном. В этой Гарадее усматриваю отголосок той же Гарды, с которой при некоронованном Вандаларии судя по всему договорился полуругский Ругила. То есть в немецких преданиях тоже можно усмотреть след этого названия, так или иначе связанного с русскими/ругами.

В том-то и дело, что Гард в этих родословных связан только с Норвегией, а связь ругов (в частности норвежских) с русью и халейгских династов с русскими обнаруживается по другим независимым источникам. Возможно даже, что созвучие с Гардар-Гардарики, связь с которой в самой этой родословной была забыта, послужило причиной дать этому Гарду топонимное прозвище Агди, чтобы не путать с теми, будто бы не связанными с ним.
Что до единого полотна, то уже давно не подразумеваю некий единый эпический субстрат, но выявляю именно единую историческую канву, сначала отразившуюся в нескольких параллельных эпических традициях (ругской или точнее ругских, готских, гуннских, херульских), большие и малые куски которых потом смешались в позднейших традициях (русской, немецкой, скандинавской). Но чтобы изложить это последовательно особый талант нужен )

А в рамках комментария укажу в качестве примера, что в стоящей особняком «Кудруне» вотчиной Хагена (которого сопоставляю с Ругилой) и его отца Зигебанда назван Балиан. Сравни Белиан, которого сопоставляю с Балам(б)ером, покаравшем «карателя венетов» (ср. граф Гарадеи пеняет Хагену: «Твои друзья лихие вредили мне не раз, / Презрев добрососедство, набегом, как злодеи, / Разбили, разгромили моих храбрецов в Гарадее»). По счёту поколений Ругила как раз мог быть внуком Баламера и «кончить с древней распрей между ним и людьми Гарадеи». Соответствия с реконструируемыми династическими отношениями ругов и гуннов выстраиваются также в предшествующих и последующих поколениях.

Так, род Хетеля, которого (как и Осантрикса) сопоставляю с опекуном малолетних Амалов Гесимундом, назван Хегелингами, а во Второй песни о Хельги, которого сопоставляю с Венетарием, его воспитателя зовут Хагелем. К слову, вариацию имён можно проиллюстрировать на примере младшего брата Теодориха-Дитриха, который у Малха назван Теудемундом, а в эпосе – Дитхером, ср. Гесимунд > Озерих-Осантрикс.
К тому же роду так сказать потомственных регентов отношу и отца Осантрикса Хертнида (или отца Хедина Хьярранди), которых сопоставляю с Харатоном «первым из риксов» (Гесимунду тоже предлагали взять власть самому, но он отказался). В последней таблице, посланной тебе он показан как племянник Баламера, с которым сопоставляю Оли(мара?) скандинавских родословных и Белиана, с которым бился Вольфдитрих, сопоставленный с Венетарием.

Оли со своим братом Арнгримом, убившим Сигрлами, названы сыновьями Дага или Грима (по Саге о Хейдреке), Белиан назван сыном Гриппиана Русского, ср. былинный Гремин или Гребин, сватовшийся к племяннице русского князя, в одном варианте былины о Соловье Будимировиче ещё упоминается Грубиянище (самого Соловья сопоставляю со Синфьётли, сыном Сигмунда, то есть Витимира, что сходится по поколениям).
Сына Оли тоже зовут Даг, и здесь делаю правку: именно у него, а не его деда, как в родословной, был брат Браги – они же соответствуют Дагу и Браги, сыновьям Хёгни, с которым воевал Хельги, которого сопоставляю с Венетарием. Хёгни в данном случае соответствует Баламеру, а имя по всей видимости просто отражает гуннский титул каган (как и в случае с Хагеном (Хёгни), убившим Зигфрида и сопоставленным с Атаульфом, который согласно Зосиму «имел под своим началом весьма значительные силы готов и гуннов»).

В «Истории Норвегии» 12 века Даг назван отцом Хёгни (у Снорри Стурлусона Агни, внук Дага и сын Альрека, тестя которого тоже звали Даг, здесь по-видимому путаница). По «Пряди о Сёрли» Хёгни, тесть Хедина, был женат на Хервёр, дочери Хьёрварда, сына Хейдрека Волчья Шкура, но здесь явное нарушение хронологии (по Саксону Хетин и Хогни были современниками Фрото III и Олимара). Можно предположить здесь тоже путаницу с Хервёр, взявшую имя Хервард до замужества с Хофундом, то есть Оффой или Олафом Скромным (англ. humble), который у Саксона в качестве отца Дана и Ангула смешан с Хумбло, то есть Хумли, тестем Хейдрека I, брата Ангантюра II и сына Хофунда и Хервёр.
Возможно, Агни-Хёгни был не просто свояком Альрека и Эйрика, которых сопоставляю с Ангантюром II и Хейдреком I, но и их отчимом (вторым мужем Хервёр «Хервардской»), превратившимся в их отца в «Саге об Инглингах». Как бы то ни было Хёгни, которого сопоставляю с Ругилой, тоже связывался с династией Хейдрека. А Альва, убитого своим братом Ингви, или Хлёда, убитого своим братом Ангантюром III, то есть сыновей и/или племянников Альрека и/или Хейдрека-Эйрика, можно сопоставить с Бледой, убитым своим братом Аттилой, возможно в союзе с готами Ингви-Ангантюра III (Онигисия?).

Наконец, в той же «Кудруне» говорится, что Гарадея была отдана в лен Людвигу (ср. Хлёд?), отцу Хартмута, похитившего Кудруну, дочь Хетеля, что сопоставляю с похищением Аттилой Эрки, дочери Осанрикса (ср. в фарерских балладах Атли зовут Арталой, а его женой называется Гудрун, заместившая бургундскую Кримхильду). И именно здесь вновь всплывает Гарадея, совпадение?

Источник

В скандинавских сагах никаких упоминаний о русах нет

О скандинавском народе русь, который якобы привнес государственность дезорганизованным славянам, говорится и в Повести временных лет (ПВЛ), и в других источниках, но эта версия не является истиной в последней инстанции, как и многие другие зафиксированные летописцами версии, пересказы версий и легенды. «Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь», и от тех варягов (Рюрик, Синеус и Трувор) появилось название «Русская земля», писал Нестор (традиционно так назовем автора ПВЛ).

Этническая идентификация племени «Русь» в одних источниках отождествляется со скандинавами, в других со славянами, поэтому утверждать, что русы были стопроцентными шведами – некорректно. Тем более что в скандинавских сагах никаких упоминаний о русах нет, и доказано, что такого племени в Скандинавии не было.

Миф о трех братьях Рюрике, Синеусе и Труворе, тоже давно развенчал: двое последних вообще не были реальными людьми, а Рюрик сам по себе – тоже личность сомнительная.

Если даже эти факты принять во внимание, то повсеместное торжество норманской теории выглядит довольно странно. Почему, собственно, во всех школах она даётся как единственно верная и непреложная истина?

А потом мы удивляемся, почему у нас все лучшие люди уезжают учиться и работать за границу… А это закономерно, ведь нас учат этому с младых ногтей – не любить Россию, не уважать ее историю, презирать все русское и любить все западное.

Напишите свой комментарий, предварительно прочитав правила обсуждения.

Орфография и пунктуация автора сохранены

Источник

Загадочный Годхейм. Почему викинги называли Русь родиной богов

Свести историю русских к одному-единственному тысячелетию невозможно. В «Повести временных лет» в месте, где описывается «призвание князей» после смерти князя Гостомысла, есть оговорка, свидетельствующая о древности страны. Это фраза «Земля наша велика и обильна, а наряда въ ней нѣтъ». То есть страна новгородцев-словен уже тогда была обширна, богата, было в ней всё, кроме «наряда».

Заметьте, даже не порядка, как обычно переводят это слово, а «наряда», то есть красоты, идеала. В государство новгородцев входили обширнейшие территории с городами Полоцк и Ростов, Муром и Белоозеро. А ведь ещё были вятичи на востоке, поляне и древляне на юге и много кого ещё. Так что же мы знаем по-настоящему об истории Руси до князя Гостомысла? Давайте поищем свидетельства в письменных источниках.

Рассказы южных соседей. Осада города Фессалоники

Византийское произведение «Чудеса св. Дмитрия Солунского» рассказывает, как пятитысячное славянское войско в союзе с аварами завоевало Грецию и Фракию и в 586 году осадило Фессалоники. Не сумев взять город сразу и утратив эффект неожиданности, славяне собрали осадные машины. Только метательных катапульт было около пятидесяти. Кроме того, епископ города Фессалоники Иоанн описывал огромные осадные башни, на верхних площадках которых размешались сильные воины, тараны для разрушения ворот и защитные «черепахи», которые плели из прутьев и покрывали сырыми окровавленными шкурами, чтобы те не горели.

Греки отмечали, что славяне были организованны и дисциплинированны. Хотя войско было небольшим, оно состояло из профессионалов. Город был ослаблен чумой, и защитников в нём почти не осталось. Но Фессалоники охраняли двойные каменные стены высотой до 12 метров, шириной до четырёх метров и протяжённостью восемь километров.

название руси в скандинавских сагах. Смотреть фото название руси в скандинавских сагах. Смотреть картинку название руси в скандинавских сагах. Картинка про название руси в скандинавских сагах. Фото название руси в скандинавских сагах

В ходе осады славяне применяли разные тактические приёмы. Под прикрытием метательных машин они пытались сделать подкоп под стену. Затем, отвлекая греков обманной атакой, постарались проникнуть на плотах в порт. Устрашали греков, обложив город со всех сторон хворостом и запалив его.

Войско делилось на сотни и десятки и разделялось на копейщиков, лучников, пращников, меченосцев и манганариев, обслуживающих осадные машины. А в гущу сражений бросалась отборная сотня, которая одна могла переломить ход боя.

Топоры славяне в бою не применяли. Достали они их лишь однажды — когда разрушали основание городской стены. «Прячась под покрытыми кожами «черепахами», страшные, словно змеи, они принялись разрушать основание протейхизмы (внешней стены. — Прим. ред.) топорами и ломами». Кстати, стена эта сохранилась, и следы славянских топоров видны на ней до сих пор. Роли в войске были чётко распределены. Одни отряды обстреливали город, другие шли на штурм, третьи ловили языков, четвёртые искали продовольствие.

В атаку славяне ходили фалангой, вид которой наводил ужас: «Им не надо было возводить вокруг города частокол или насыпь: частоколом у них было сплетение друг с другом сомкнутых щитов, через которые не проскочить. Насыпью — масса тел, напоминающая плотную сеть. Один вид варварской фаланги вызывал несказанный страх».

название руси в скандинавских сагах. Смотреть фото название руси в скандинавских сагах. Смотреть картинку название руси в скандинавских сагах. Картинка про название руси в скандинавских сагах. Фото название руси в скандинавских сагах

Греки отваживались делать вылазки за стены города, но так и не решились напасть на славянский лагерь — настолько хорошо он был укреплён. Лишь через несколько дней, получив с гонцами какое-то известие, славяне сняли осаду и ушли. Напомню, что это VI век и, по версии норманистов, «не знающие никакой власти дикие славяне», чьё войско было вооружено по последнему слову раннесредневековой техники.

Берлин — русский город? Кому на самом деле принадлежали немецкие земли

Рассказы северных соседей. Саги викингов и Саксон Грамматик

Оппонент может возразить, что, дескать, это были какие-то южные славяне, к новгородцам они отношения не имели. Обратимся к сагам викингов, которые как раз имели дело с Русским Севером. «Саги о древних временах» были сложены как раз в VI–VII веках. Из них ясно, что уже тогда викинги знали русские города Полоцк и Новгород (Палтескьюборг и Хольмгард, или Ногардар), Ростов и Суздаль (Радстофа и Сурсдалар), Смоленск и Муром (Смалескья и Морамар), знали Ладогу (Альдейгьюборг), Двинский лес (Винускогр), Карелию (Кирьялаланд) и Беломорье (Бьярмаланд).

Саму Русь они звали Гардом, Гардарикой — «страной городов» или, возможно, «огороженной страной» (вспомним древние защитные сооружения в южных степях Руси). Позже страну называли Руссией, Русландом и всячески подчёркивали её древность. А ещё викинги называли Русь Годхеймом, что в переводе означало «родина богов». Именно отсюда происходил сам Один — верховное божество скандинавов. На Русь он возвращался не один раз — видимо, проведывал «родственников».

название руси в скандинавских сагах. Смотреть фото название руси в скандинавских сагах. Смотреть картинку название руси в скандинавских сагах. Картинка про название руси в скандинавских сагах. Фото название руси в скандинавских сагах

Скорее всего, за Одином действительно стоял какой-то исторический персонаж, пришедший в Скандинавию с юго-востока, ведь до викингов в Норвегии и Швеции жили в том числе и славяне. Недаром многих князей Гардарики викинги считали сыновьями Одина.

Саксон Грамматик в «Деяниях данов» упоминал великого короля Гардарики Хондвана (Андвана), чей город Дюна стоял на Западной Двине. Однажды Дюну осадили даны. Они долго не могли взять город и прибегли к хитрости — прикрепили к хвостам городских голубей горящую паклю и подожгли Дюну. Хондвану пришлось откупаться золотом. Позже, когда к городу снова подошли даны, он утопил свои богатства в реке.

В Полоцке правил князь Веспасий. Он был убит врагами. Сыном Одина считался славянский князь Бой, сын Ринды — королевы рутенов. Он воевал со шведами, захватил Финляндию и погиб в бою. Над его могилой был насыпан курган, на котором его дружина справила тризну. До сих пор память о Бое (Бае) как о первопредке сохранилась в белорусских легендах.

Наши летописи. Свидетельства пращуров

По новгородским летописям выходит, что некогда в Новгороде правил князь Словен Старый, который основал династию князей, прервавшуюся со смертью князя Гостомысла в 960 году. В летописях его называют братом Руса, который, очевидно, основал княжество русов — западных славян, живших на ныне германских территориях. Напомним, что в европейских хрониках Новгород упоминается уже в 380 году.

После Словена Землёй Новгородской правил князь Вандал Новгородский. Пусть вас не смущает его имя — древние историки относили вандалов к славянам. Жил он в древнем городе Славенске, был полководцем и значительно расширил территорию государства, ходя «всюду на север, восток и запад морем и землёю, многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив, возвратился во град великий», после чего собрал войско из славян, руси и чуди и отдал его своим князьям — Гардорику и Гунигару, чтобы те завоевали земли к западу от Новгорода. Но те, ослушавшись, назад не вернулись. Тогда Вандал разгневался, ещё раз завоевал все западные земли и отдал их своим сыновьям — Избору, Владимиру и Столпосвяту, каждому построив свой город.

название руси в скандинавских сагах. Смотреть фото название руси в скандинавских сагах. Смотреть картинку название руси в скандинавских сагах. Картинка про название руси в скандинавских сагах. Фото название руси в скандинавских сагах

Вандал Новгородский умер в глубокой старости, передав власть сыну Избору. Избор был во всём похож на отца и основал Новгород. А после его смерти на княжеский престол взошёл его брат Владимир Древний, чьи потомки правили новгородскими землями вплоть до князя Буривоя.

Буривой прославился тем, что затеял войну с варягами, а потом сбежал в Бьярму — столицу Бьярмаланда. После этого словене, справедливо рассудив, что трусам на престоле не место, призвали князя Гостомысла — сына Буривоя, чья дочь стала матерью князя Рюрика.

Где-то между Владимиром Древним и Буривоем в Новгороде правил очередной «сын Одина» — князь Бравлин, совершивший нападение на византийский город Сурож (Судак). Случилось это в конце VIII века. Греческие историки писали, что пришла «великая рать русская из Новаграда» и пленила всё от Корсуня (Севастополь) до Керчи.

Оккультисты «Аненербе»: что нацисты искали в СССР

Князь Бравлин 10 дней осаждал Сурож, а потом ворвался в город и захватил драгоценности, лежавшие у гроба святого Стефана Сурожского в Софийском соборе. И тут произошло страшное: Бравлина стали корчить судороги. Испугавшись мести неведомого божества, за которое он принял святого, князь велел всё вернуть в храм, но это не помогло, и тогда Бравлин вывел войско из города.

название руси в скандинавских сагах. Смотреть фото название руси в скандинавских сагах. Смотреть картинку название руси в скандинавских сагах. Картинка про название руси в скандинавских сагах. Фото название руси в скандинавских сагах

Во сне князю явился святой и сказал: «Пока не крестишься, домой не вернёшься». Испуганный новгородский правитель принял крещение и семь дней не выходил из храма, а потом ушёл из Крыма со всеми войсками. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Источник

Скандинавия и Русь: откуда есть пошла Русская земля

Связи Скандинавии с домонгольской Русью были невероятно крепки: первые правители Руси были скандинавами, и даже само слово «русь» — древнескандинавское. Федор Успенский, Савва Михеев и Виталий Рыжов рассказали о самых ярких приметах давно забытой дружбы — от рунических надписей на территории Руси до искаженного имени «Святополк» в «Карлсоне»

Скандинавы и восточные славяне в эпоху викингов. Рождение Руси

Славяне и германцы говорят на родственных языках, относящихся к индоевропейской языковой семье. Носители северогерманских (скандинавских) языков с глубокой древности жили на севере современной Дании и в южной части Швеции и Норвегии. Они были хорошими корабелами и воинами. В VIII веке началась колонизационная экспансия скандинавов, шедшая в основном по побережьям Балтийского и Северного морей, в том числе в Прибалтику, Исландию, Великобританию, Ирландию, Нормандию. Одним из важных направлений стала территория Восточно-Европейской равнины, по многочисленным рекам которой был открыт путь к богатствам Византии и Арабского халифата.

Время с середины VIII века и до середины XI века принято называть эпохой викингов. Древнескандинавское слово vikingr (первоначально — «житель портового города») обычно использовалось в значении «пират». В середине первого тысячелетия н. э. восточные славяне селились в основном на территории современной Западной и Центральной Украины, Южной Белоруссии. Славяне были в первую очередь земледельцами. К VIII веку восточные славяне заселили значительную часть Восточно-Европейской равнины, дойдя на востоке до земель финно-угорских племен мери и муромы, а на севере — до побережья озера Ильмень и реки Волхов, соединяющей Ильмень с Ладожским озером. Здесь, в Ладоге и в округе Новгорода, в VIII веке произошла первая встреча восточных славян со скандинавами. Освоение обширной малозаселенной территории Восточно-Европейской равнины, торговля и войны с соседями (в первую очередь — с Византией), постепенное приобщение к христианской цивилизации привели к появлению государства Руси. Основным языком общения для различных этнических групп стал восточнославянский (древнерусский). Во главе государства оказалась скандинавская по происхождению княжеская династия Рюриковичей. В качестве государственной религии в конце X века было избрано христианство по греческому образцу.

название руси в скандинавских сагах. Смотреть фото название руси в скандинавских сагах. Смотреть картинку название руси в скандинавских сагах. Картинка про название руси в скандинавских сагах. Фото название руси в скандинавских сагах

название руси в скандинавских сагах. Смотреть фото название руси в скандинавских сагах. Смотреть картинку название руси в скандинавских сагах. Картинка про название руси в скандинавских сагах. Фото название руси в скандинавских сагах

название руси в скандинавских сагах. Смотреть фото название руси в скандинавских сагах. Смотреть картинку название руси в скандинавских сагах. Картинка про название руси в скандинавских сагах. Фото название руси в скандинавских сагах

название руси в скандинавских сагах. Смотреть фото название руси в скандинавских сагах. Смотреть картинку название руси в скандинавских сагах. Картинка про название руси в скандинавских сагах. Фото название руси в скандинавских сагах

название руси в скандинавских сагах. Смотреть фото название руси в скандинавских сагах. Смотреть картинку название руси в скандинавских сагах. Картинка про название руси в скандинавских сагах. Фото название руси в скандинавских сагах

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

© Viking Ship Museum, Norway

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

© Viking Ship Museum, Norway

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

© Jacob Reidar Brun / National Library of Norway

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

© Jacob Reidar Brun / National Library of Norway

Призвание варягов

В XI веке на Руси стали задумываться об истории своего народа. Начали составляться летописи. Описывая события далекой древности, относящиеся, вероятно, ко второй половине IX века, киевский летописец впервые записал легенду о призвании варягов. Согласно легенде, восточнославянские и угро-финские племена, жившие в северной части Восточно-Европейской равнины (словене, кривичи, меря и чудь), платили дань пришлым скандинавам- «варягам», затем изгнали их «за море», но начали непримиримо воевать друг с другом, поэтому решили вместе отправить за море посольство со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка у нас нет, приходите княжить и владеть нами». И пришли три брата: Рюрик сел в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор — в Изборске.

Ярослав Мудрый и его скандинавские потомки

Женой его была Ингигерд, дочь конунга Олава Шётконунга. Дочь Ярослава Елисавета (или, на скандинав­ский манер, Эллисив) стала женой норвежского конунга Харальда Сурового — одной из ключевых фигур в истории скандинавских отношений с миром того времени. От русско-скандинавского брака был рожден правнук Ярослава — сын Владимира Мономаха Мстислав (по сагам — Харальд). Впоследствии Мстислав-Харальд взял в жены дочь шведского конунга Кристину. Дочь Мстислава и Кристины — Маль(м)фрид — вышла замуж за норвежского конунга Сигурда Крестоносца, а после стала женой датского правителя Эйрика Незабвенного. Другая дочь Мстислава — Ингибьёрг — вышла замуж за претендента на датский престол Кнута Лаварда. Все эти браки описаны в исландских королевских сагах, а также в «Деяниях архиепископов гамбургской церкви» Адама Бременского и «Деяниях датчан» Саксона Грамматика.

Легенда о призвании является типичной записью народного сказания. Подобные по содержанию легенды известны у многих народов севера Европы. Наиболее близок к древнерусской легенде рассказ саксонского историка Видукинда Корвейского о призвании саксов бриттами. В «Деяниях саксов» Видукинда, написанных во второй половине X века, жители Британии говорят своим будущим захватчикам: «обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти».

В чем же историческое зерно, из которого была выращена легенда о призвании? С VIII века на землях, населенных восточными славянами, появляются скандинавские воины, купцы и ремесленники, а в IX веке власть над этими территориями попадает в руки скандинавской княжеской династии Рюриковичей. К XI веку сказание об этих важнейших исторических событиях под влиянием многочисленных образцов обретает форму легенды о призвании варягов, донесенной до нас летописцем.

Что значат слова «русь» и «варяг»?

В IX веке в Европе и на Востоке стало известно о народе «русь», живущем на Восточно-Европейской равнине и происходящем из Скандинавии. Когда послы этого народа попали в Ингельгейм Современный Ингельхайм-ам-Райн — город в Германии, районный центр, расположен в земле Рейнланд-Пфальц. в 839 году, император франков Людовик Благочестивый, сын Карла Великого, выяснил у них, что они происходят из Швеции. Византийский император Константин VII Багрянородный, описывая днепровские пороги в середине X века, последовательно приводит их названия на трех языках: русском, славянском и греческом. «Русские» названия читаются по-древнескандинавски.

В результате длительных споров большинство языковедов сошлись на том, что слово «русь» восходит к древнесканди­навскому слову «rōþ» — «отряд, участвующий в походе на гребных судах». В этом ответе на «русский» вопрос лингвистика и история находят взаимную поддержку, ведь именно такими гребцами ступили на земли восточных славян первые скандинавы. В сказаниях русской летописи о князьях, правивших в X веке, русь и славяне упоминаются по отдельности.

В течение XI века это различие сходит на нет, а связь слова «русь» с выходцами из Скандинавии забывается, и оно становится самоназванием восточных славян. Когда слово «русь» теряло свое древнее значение, на смену ему пришло слово «варяг». В древнерусских текстах оно применялось ко всем выходцам из Швеции, Дании, Норвегии и Исландии. При этом их происхождение из той или иной части Скандинавии русскими книжниками не фиксировалось. Само слово «варяг» происходит из древнескандинавского слова «væringr», использовавшегося в исландских сагах в значении «воин-наемник на службе византийского императора».

название руси в скандинавских сагах. Смотреть фото название руси в скандинавских сагах. Смотреть картинку название руси в скандинавских сагах. Картинка про название руси в скандинавских сагах. Фото название руси в скандинавских сагахТорг в стране восточных славян. Картина Сергея Иванова. Иллюстрация из книги «Картины по русской истории» Иосифа Кнебеля. 1909 год © Wikimedia Commons

Путь «из варяг в греки»

Главной торговой артерией для скандинавских и русских купцов тех времен был знаменитый путь «из варяг в греки», или «Восточный путь». Сначала он использовался варягами-скандинавами для грабежей и набегов, но позднее пришло осознание, что вести торговлю выгоднее, нежели разбойничать.

Варяги

О термине «варяги» в ученой среде до сих пор ведутся ожесточенные дискуссии. Принято считать, что «варяги» — выходцы из Скандинавии и их потомки, смешавшиеся с местным (русским, прибалтийским, финно-угорским) населением. Даже о личности Рюрика и его потомков ведутся споры: одни утверждают, что он происходил из свейских (шведских) племен и был выходцем с острова Рюген, другие отстаивают его прибалтийское происхож­дение из восточных славян или из финно-угорцев, третьи же говорят об исклю­чительно славянском происхождении этого исторического персонажа. Существует версия, что под «варягами» на Руси понимались выходцы как из скандинавских стран, так и уроженцы Прибалтики, выбравшие для себя путь торговцев/разбойников/наемников.

В Повести временных лет говорится, что торговый путь этот шел «Из грек (Черного моря) по Днепру и вверх Днепра волок до Ловати, по Ловати внити в Ильмер (Ильмень) озеро великое из него же озера вытечет Волхов и втечет в озеро великое Нево (Ладожское) того озера внидеть устье (Неву) в море Варяжское (Балтийское)». Относительно описанного в летописи пути у некоторых исследователей существуют сомнения: например, волок от Днепра до Ловати невозможен, так как их верховья нигде не соприкасаются. Считается, что в Повести временных лет пропущен некоторый отрезок пути.

Внешняя торговля и ее обеспечение, в том числе и в качестве транзитного центра, действительно была едва ли не главным стержнем существования Киевской Руси. Вдоль всего Восточного пути располагались деревни, обитатели которых занимались исключительно изготовлением и поставкой необходимой для судоходства продукции.

Товарооборот на всем протяжении пути «из варяг в греки» отлично иллюстрирует структуру внешней торговли того времени: основой ее были предметы роскоши, сырье и рабы.

Потребность Византии и арабских стран в рабах была высокой. Из них тренировали воинов-телохранителей, использовали для плотских утех и в качестве прислуги. При этом ценились именно рабы-«сакалиба», то есть из северных стран. Скандинавы не преминули воспользоваться имеющимся спросом и поставили работорговлю на широкую ногу. Участившиеся набеги на Западную Европу и Британские острова одной из целей имели как раз захват рабов. Правда, уже в XI веке спрос на рабов с Севера падает. Крещение Руси и прилегающих к ней территорий приводит к христианизации местного населения, и византийцы постепенно отказываются покупать рабов-христиан. Да и начавшиеся тогда крестовые походы открывают новый канал поставки живого товара в Константинополь. Тогда же путь «из варяг в греки» начинает приходить в упадок, причем из-за множества сложившихся вместе факторов. Между русскими князьями учащаются междоусобицы, и контроль над различными отрезками торгового пути становится важным инструментом в этой борьбе.

В XI–XII веках сухопутная торговая артерия из Германии и Польши через города Галицкой Руси становится более значимой, чем старый, трудный и опасный водный путь. Немалую роль сыграла и усилившаяся обособленность Новгорода, которому самостоятельная морская торговля на Балтике приносила несравненно большую прибыль, нежели посредничество на Восточном пути. Постоянные набеги половцев на ослабленные княжескими междоусобицами русские земли также не способствовали популярности и развитию торговой артерии. Но окончательную точку в истории пути «из варяг в греки» поставили ордынцы, захватив Нижнее и Среднее Поднепровье и отрезав пути на юг для северян.

Скандинавские имена русских князей

Скандинавские имена на Руси и в особенности у русских князей — это очень важный аргумент в пользу того, что все-таки скандинавское присутствие на Руси было. Особенно они показательны с точки зрения скорости их адаптации — они ведь довольно быстро «обрусели» и попали в собственно русский именослов. Часть из этих имен, конечно, дожила и до наших дней: это привычные Олег, Ольга и Игорь. Огромный слой скандинавских имен мы находим в источниках, например в договорах Руси с греками X века, и по ним мы видим, что многие из скандинавских имен так и не задержались на Руси. Они единожды появляются в текстах договоров, но, судя по всему, в местной традиции имянаречения не остаются.

В то же время княжеские имена (а часть из них по происхождению — скандинавские) очень быстро перестали восприниматься как иностранные. Главное, что это имя носил твой правивший предок; скандинавское же это имя или славянское — тут мы вкусы и предпочтения князей реконструировать не можем. Первый признак того, что династия «обрусела», мы видим уже в третьем колене: у сына Игоря славянское имя Святослав. Это не значит, что у него не было скандинавского имени: некоторые русские князья носили скандинавские имена как дополнительные. История просто не сохранила второго, возможного имени Святослава, в то время как Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха, например, в иностранных источниках известен исключительно как Харальд.

название руси в скандинавских сагах. Смотреть фото название руси в скандинавских сагах. Смотреть картинку название руси в скандинавских сагах. Картинка про название руси в скандинавских сагах. Фото название руси в скандинавских сагахПозолоченная медная пластина, изображающая датских солдат на корабле под командованием Вальдемара Великого. Дания, XII–XIII века © De Agostini Picture Library / A. Dagli Orti / Bridgeman Images / Fotodom

Браки

В X–XI веках Русь находилась в очень близких отношениях со скандинавскими странами: русские князья выдавали своих дочек в Скандинавию, и наоборот. Впрочем, о шведских или датских принцессах, вышедших замуж за русских князей, мы знаем гораздо меньше — в основном потому, что в русских летописях вообще о женщинах писали не слишком много. Самый знаменитый русско-скандинавский брак XI века — это брак Ярослава Мудрого и шведской принцессы Ингигерд, при этом Ингигерд даже не упомянута в летописи по имени. Почти случайно мы узнаем, что на Руси ее называли Ириной: митрополит Илларион в проповеди, обращаясь к уже умершему Владимиру Святому и перечисляя, сколь многое свершилось со времени его кончины, говорит: «Посмотри, какая у тебя сноха Ирина». По всей видимости, шведское имя Ингигерд показалось ее славянскому окружению чужим.

Амулеты
с молотом Тора

О расселении и ассимиляции скандинавских путешест-венников и торговцев на территории Руси могут свидетельствовать многочис­ленные археологи­ческие находки. Так, о скандинав­ском присутствии на Руси говорят амулеты в виде «мьёлнира» — молота Тора, которые обнаружива­лись в Старой Ладоге, Новгороде, Рюриковом Городище, в Гнёздове под Смоленском, в районе Ярославля и Ростова Великого. В большинстве своем эти амулеты относятся к восточно-скандинавскому типу, что может свидетель­ствовать именно о свейском (шведском) расселении на территории Древней Руси.

Вероятно, много браков русских со скандинавами, династических и нединастических, было заключено в конце X — первой половине XI века. Потом Рюриковичи стали проявлять больший интерес к другим странам, но уже в первой половине XII века Мстислав Владимирович Великий (во всех иностранных источниках известный как Харальд) двух своих дочек выдает замуж в Скандинавию. Одна из них даже стала матерью знаменитого датского короля Вальдемара I Великого, причем имя Вальдемар (= Владимир) появилось тоже не случайно: по-видимому, рожать она вернулась на Русь и назвала младенца в честь прадеда, Владимира Мономаха. Не исключено, что произошло это потому, что, пока она была на Руси, отца ребенка убили, и Мстиславна связывала дальнейшую судьбу сына с Русью, а не с Данией.

В 1054 году произошло разделение церквей, но заключению династических браков появление схизмы не помешало — отчасти потому, что сам факт разделения церквей люди игнорировали еще очень долго, по-видимому, вплоть до конца XII века. И хотя в древнерусских источниках сохранился, например, призыв иерарха церкви к русским князьям не жениться на латинянках и вообще на иностранках, этот призыв явно остался неуслышанным.

Откуда у Руси и Скандинавии такая близкая связь? Она во многом обусловлена географией: в каком-то смысле это как жениться на женщине из соседней деревни. Впоследствии эти связи сами по себе становятся системообразующим признаком: Русь, постепенно отдаляясь от Скандинавии культурно и политически, долгое время сохраняла с ней отношения. У многих русских правителей там была родня, пусть и все более и более дальняя.

Кем ощущали себя «русские скандинавы» вроде сына Рюрика Игоря или княгини Ольги (о которой мы знаем до обидного мало, но которая, возможно, тоже имела скандинавские корни, ведь Ольга, как и Игорь, — это скандинавское имя)? Где была их настоящая родина? На этот вопрос довольно сложно ответить. Возможно, один из показателей — то, что своих детей они стали называть славянскими именами. Появление в династии Святослава Игоревича — это свидетельство того, что его родители, пусть и ощущая себя скандинавами, правят уже здесь, живут здесь, собирают здесь дань и связывают свое будущее и будущее своего рода с Русью.

название руси в скандинавских сагах. Смотреть фото название руси в скандинавских сагах. Смотреть картинку название руси в скандинавских сагах. Картинка про название руси в скандинавских сагах. Фото название руси в скандинавских сагахКорабли Вильгельма Завоевателя. Фрагмент гобелена из Байё. Франция, XI век © Wikimedia Commons

Скандинавские короли при дворе русских князей

Наибольший наплыв выходцев из Скандинавии на Русь приходится
на IX–XI века. Скандинавами были первые русские князья Рюрик, Олег, Игорь. Тысячи скандинавов окружали их. Одни из них возвращались на родину, другие оставались навсегда на Руси, третьи уезжали искать денег и славы в более дальние края — в первую очередь в Византию, где в конце X века появился корпус варангов — воинов-наемников преимущественно скандинавского происхождения.

Русские, шведские, исландские источники сообщают о регулярном присутствии скандинавов на Руси, в том числе и многих представителей скандинавских правящих династий. Среди них были будущий норвежский конунг То есть король. Олав Трюггвасон, креститель Норвегии конунг Олав Харальдссон (Святой), его сын Магнус Олавссон — будущий конунг Магнус Добрый.

название руси в скандинавских сагах. Смотреть фото название руси в скандинавских сагах. Смотреть картинку название руси в скандинавских сагах. Картинка про название руси в скандинавских сагах. Фото название руси в скандинавских сагахФракийская женщина убивает варяга. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы. XII–XIII века © Biblioteca Nacional de España

Женой Ярослава Мудрого и матерью большинства его детей была Ингигерд, дочь шведского конунга Олава. Их свадьба состоялась около 1019 года, и нельзя сомневаться, что многочисленные шведы находились при дворе Ярослава на протяжении всех лет его правления. Один из родственников Ингигерд, Ингвар, вероятно, участвовал в походе Владимира Ярославича, старшего сына Ярослава и Ингигерд, на греков в 1043 году. Вокруг Стокгольма установлено более 40 каменных стел с руническими надписями по воинам, погибшим в походах Ингвара, которым посвящена и отдельная исландская сага. Тесно связана с Русью судьба Харальда Сурового. Будущий правитель Норвегии бежал к Ярославу в 1030 году после битвы, в которой погиб его единоутробный брат Олав Харальдссон, затем много лет служил Ярославу и византийским императорам, женился на дочери Ярослава и Ингигерд Елизавете и вернулся в Норвегию только в 1046 году, где его племянник Магнус Добрый сделал его соправителем. В 1066 году Харальд погиб в Англии, на завоевание которой отправился.

Скандинавы в народе: руны и имена

Нам куда больше известно о династических русско-скандинавских связях, чем о том, как далеко простиралось скандинавское влияние на жизнь Руси X века, но, по всей видимости, скандинавы составляли вполне обыденную часть русского пейзажа. Очень многие варяги, послужив в Византии, возвращались на родину через Русь, некоторые оседали здесь навсегда. Из летописей известно, сколь много скандинавских наемников было при дворе Ярослава Мудрого. Иногда они начинали бесчинствовать, что вызывало естественную неприязнь коренного населения: из летописей известно о восстаниях горожан против варягов. Если судить по именам, которые встречаются за пределами княжеской династии, на Руси осело заметное количество скандинавов: явно скандинавские по происхождению имена встречаются в берестяных грамотах, известны новгородцы с типично скандинавскими именами Свень (Sveinn) или Якун (Hákon), они явно не звучали как нечто экзотическое для их современников.

В чем-то еще более показательно число рунических надписей, которые мы находим на территории Руси. Например, известно пряслице XII века, на котором рунами выцарапано скандинавское имя Сигрид (очевидно, имя хозяйки этой части ткацкого станка). Значило ли это, что скандинавы жили на Руси и в XII веке и пользовались к тому же руническим алфавитом, или потомки этой Сигрид сохранили пряслице прабабушки — мы не знаем, но надписи рунами встречаются на территории Руси в немалом количестве. Их выцарапывали на костях животных, на стенах, разного рода бытовых предметах, амулетах, монетах.

В Скандинавии же того времени славяне встречались реже, но и обратное влияние славян на скандинавов тоже ощущалось. Так, знаменитое шведское имя Сванте, которое можно встретить у Астрид Линдгрен в «Карлсоне», — это не что иное, как усеченное Свантепулькер, то есть славянское имя Святополк, которое попало в шведский язык, пообтесалось и обзавелось своей краткой формой (как Юра от Георгия). Сейчас это одно из самых распространенных шведских имен. Славянское происхождение имеет, возможно, распространенное в Скандинавии имя Густав (из славянского Гостислав). Дании от Руси достались такие имена, как Бурис и Вальдемар (последнее активно используется до сих пор).

название руси в скандинавских сагах. Смотреть фото название руси в скандинавских сагах. Смотреть картинку название руси в скандинавских сагах. Картинка про название руси в скандинавских сагах. Фото название руси в скандинавских сагахКрещение Харальда Синезубого. Фрагмент купели в церкви Tamdrup. Дания, XII век © Wiimedia Commons

Русь и Скандинавия крестились примерно в одно и то же время. Официальная дата Крещения Руси — 988 год. Чуть раньше крестилась Дания, примерно в 60-х годах X века — это связано с близостью Священной Германской империи и деятельностью династии Оттонов; существует знаменитый рунический камень из Еллинга, на котором конунг Харальд Синезубый говорит о том, что именно он сделал данов христианами. Вслед за Данией в 999 или 1000 году крестилась Исландия, причем это было результатом не насильственного обращения, а некоего консенсуса, решения на вече — в каком-то смысле страна проголосовала за христианство. После — Норвегия, и позже всех — Швеция, которая самими восточными скандинавами еще долго считалась языческой, почти варварской страной.

Крещение Полоцка

Согласно исландским сагам, крещение Полоцка произошло благодаря скандинавам. Некто Торвальд (имя явно языческое) Кодранссон по прозвищу Путешественник через Киев прибыл в Полоцк и, заручившись поддержкой тамошнего князя, остался в городе. Будучи христианином, Торвальд строит в Полоцке церковь и основывает монастырь. Предполагается, что умер Торвальд в Полоцке, был погребен у церкви Святого Иоанна Крестителя и долгое время почитался там как святой. Впрочем, решительно неясно, содержит ли это предание хоть какое-то историческое зерно.

Любопытен процесс христианизации Руси и Скандинавии. По всей видимости, он шел через скандинавских воинов, купцов и путешественников, многие из которых отправлялись через Русь в Византию служить телохранителями византийских императоров или просто оставались в его войске. Там они нередко крестились (этого мог требовать, так сказать, контракт, поскольку император не желал, чтобы его охраняли язычники) и, возвращаясь, заносили «бациллы» христианства на Русь и на собственную родину. Не случайно в летописях говорится, что многие варяги были христианами еще до того, как Владимиру Святому вообще пришла в голову мысль жениться на византийской принцессе и принять крещение.

Впрочем, на христианство в Скандинавии значительное влияние оказывала англосаксонская церковь: именно англосаксы занимались обращением Норвегии, и первые клирики здесь были преимущественно из Англии. В какой мере эхо этого влияния доходило до Руси — большой вопрос. Изводы христианства на Руси и в Скандинавии были все же не вполне одинаковы, хотя особенных противоречий между ними не было, а сходства хватало. Например, Владимир Святой, приняв христианство, привез мощи папы римского Климента, культ которого на время укоренился на Руси. Культ Климента явно был и в Норвегии, где конунг Олав Трюггвасон и Олав Святой строят в его честь не одну церковь.

название руси в скандинавских сагах. Смотреть фото название руси в скандинавских сагах. Смотреть картинку название руси в скандинавских сагах. Картинка про название руси в скандинавских сагах. Фото название руси в скандинавских сагах© Werner Forman Archive / Bridgeman Images / Fotodom

Ослабление связей

Вплоть до XIII века отношения Руси и Скандинавии были тесными, если не сказать родственными. Русские правители, начиная с Рюрика, имели скандинавское происхождение — связь эта поддерживалась и то и дело обновлялась династическими браками, торговыми отношениями и наймом варягов в дружины князей. Но стремительные перемены, происходившие как на территории нынешней Швеции, откуда шел основной поток скандинавского влияния на русские земли, так и на Руси, привели к тому, что связи начали ослабевать.

Централизация и укрепление Швеции, а также ослабление раздробленной на удельные княжества Руси сделали северные русские земли лакомым куском для шведских правителей, которые предпринимали разной степени успешности попытки завоевания и военной экспансии на русские земли. Сыграло свою роль ослабление, а затем и прекращение существования пути «из варяг в греки», за счет которого долгое время происходил торговый и культурный обмен между русскими и скандинавами. Различия в разделившихся в то время греческом и римском канонах христианства также не добавляли взаимопонимания и желания сотрудничать.

Монголо-татарское иго заставило русских князей обратить свой взор в сторону захватчиков с Востока, с которыми предпочитали договариваться и дружить, тогда как ранее искали военной поддержки у воинственных свеев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *