не относится к религиозным праздникам празднуемым на руси
18 великих православных праздников. Инфографика
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Великими называются наиболее значимые церковные праздники. К великим праздникам относятся Пасха, двунадесятые праздники (12 важнейших праздников после Пасхи), а также великие недвунадесятые праздники.
Тематически праздники делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу), Богородичные и дни памяти святых.
По литургическому принципу внутри годового круга праздники делятся на непереходящие (всегда приходятся на определенное число месяца) и переходящие (дата их празднования зависит от дня празднования Пасхи).
Как правило, двунадесятые праздники и Пасха имеют предпразднство (по одному дню, кроме Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня. Предпразднства нет у Входа Господня в Иерусалим, Вознесения и Пятидесятницы), попразднство (от 1 до 8 дней) и отдание. Кроме того, некоторые господские праздники предваряются и заключаются особыми субботами и воскресными днями.
Накануне обязательно совершается Всенощное бдение.
Условные обозначения
Двунадесятые
Недвунадесятые
Господские
Дни памяти святых
Богородичные
Переходящие
Светлое Христово Воскресение. ПАСХА
Рождество Христово
какие праздники в россии не относятся к религиозным?
день матери, отца, бабушек, дедушек. день любой профессии, день студентов, 1 сентября. Что ни день, то праздник. ФЕВРАЛЬ
1 февраля День государственных деятелей
2 февраля День синего чулка
3 февраля День стреляного воробья
4 февраля Праздник хорошего настроения
5 февраля День эрудита
6 февраля День правды
7 февраля День примет и суеверий
8 февраля Всемирный день похуиста
9 февраля День артиста
10 февраля День утрат
11 февраля День сексуального большинства
12 февраля День интиллигента
13 февраля День искусства
14 февраля День любви
15 февраля День охламона
16 февраля День надежды
17 февраля День космополита
18 февраля День просвещения
19 февраля День гадкого утенка
20 февраля Прощенный день
21 февраля День вокала
22 февраля День Творения
23 февраля День ветерана
24 февраля Декнь опасных связей
25 февраля День охраны здоровья
26 февраля День художника
27 февраля День оптимиста
28 февраля День пессимиста
29 февраля Сизифов день
30 февраля День безоблачного супружества
МАРТ
1 марта День весны
2 марта День свадьбы всех желающих
3 марта День переселения душ
4 марта День заключённого
5 марта День возмездия
6 марта Всероссийский день гурмана
7 марта День разума
8 марта Международный женский день
9 марта Международный день домашних насекомых
10 марта День риска
11 марта День воспоминаний
12 марта Воспитательный день
13 марта День диеты
14 марта День рождения Эйнштейна
15 марта День двоеженца
16 марта День прогресса
17 марта День загадочной славянской души
18 марта День истории
19 марта Международный день торговли
20 марта День согласия с действительностью
21 марта День шута
22 марта День алкоголика
23 марта День романтика
24 марта Международный день борьбы с депрессией
25 марта День эволюции
26 марта Будний день
27 марта День театра
28 марта Всемирный день историка
29 марта День фортуны
30 марта День жертв на алтарь
31 марта День обрядов и традиций
Христианские аналоги старославянских праздников, или почему церковь не смогла победить масленицу и Ивана Купалу
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Запрет старых праздников и славянского календаря
И по сей день в России христианство мирно уживается с отголосками языческих верований. К примеру, марийцам удалось сохранить исконные народные традиции, несмотря на многовековое православное господствование в России. Формально они считаются христианами, но по сути остались многобожниками. Отдельные этнические группы, например, чимари, можно назвать непререкаемыми язычниками. Они принципиально не крестятся и не принимают религию, навязанную иноверцами.
В период становления христианства двоеверие на Руси было обычным явлением, и далеко не всегда оно носило характер мирного сосуществования.
Развитие христианства в тот период характеризуется высокой терпимостью к устоявшимся народным традициям. Но несмотря на это, княжеская власть применяла силу к защитникам язычества, например, если те запугивали людей и начинали сеять смуту.
После принятия православия на Руси одновременно действовали 2 системы летоисчисления — старая и новая. Ни церкви, ни власти не нравилось, что праздники отмечаются по двум календарям. Особое недовольство вызывала путаница в создании летописей. Одни летописцы работали по славянскому календарю, другие — вели записи по новой системе.
Чтобы согласовать порядок летоисчисления по отношению к юлианскому календарю, приказом Ивана III в 1384 г. (в Лето 6856 с сотворения мира) была утверждена дата празднования Новолетия — 1 марта. С этого момента все летописцы, в том числе и Нестор работали только по юлианской системе летоисчисления. Но даже после запрета старого календаря народ продолжал отмечать Славянский Новый год (1 сентября). В ответ на гонения и запреты на Руси участились смуты, люди не хотели полностью отказываться от традиций и боролись за сохранение древнего культа. Иван III был вынужден принять указ почитать наряду с христианством и старую языческую веру предков. Двоеверие официально существовало на Руси вплоть до XVII века.
Чтобы искоренить языческий культ мирным путем и объединить как можно больше славян в общей религии, церковь начала «подгонять» календарь под повседневную жизнь людей и подменять старые обычаи христианскими праздниками. Такая подмена привела к смешению христианской веры и языческих обрядов, люди стали отмечать церковные праздники, почитая православных святых, но продолжали соблюдать традиции старой веры предков.
День Иоанна Крестителя
Православный праздник Ивана Купалы пришел на замену древнеславянского Дня Купайлы. Празднование летнего солнцестояния и наивысшего расцвета природы — это древнейшая языческая традиция, когда в ночь с 6 по 7 июля люди прославляли Бога летнего солнца (Купайлы), вступившего в свои права после весны.
Христианский праздник Ивана Купалы (7 июля) получил свое название в честь Иоанна Крестителя, купавшего Иисуса Христа в реке Иордан во время его Крещения.
В отличие от славянского праздника в честь Купайлы, день Иоанна Крестителя не имеет никакого отношения к Богу солнца, а отмечать его полагается в храме и с молитвами. Но даже после официальной отмены дня Купайлы и принятия нового праздника так и не удалось искоренить многовековые славянские традиции. Несмотря на осуждения со стороны церкви, в этот день до сих пор совершаются массовые гуляния с прыжками через костры, пусканием свечей и венков по реке и другими символическими действиями.
Рождество Пресвятой Богородицы
До принятия христианства на Руси, 22 сентября славяне традиционно встречали День Осеннего Равноденствия (Овсень или Вересень) и благодарили Бога осеннего солнца за щедрый урожай.
В период развития Христианства вместо Овсеня на Руси стали отмечать церковный праздник — день Рождества Пресвятой Богородицы, который приходился на 21 сентября. Считается, что Богородица покровительствует земледельцам, посылает благополучие в семье и помогает матерям. У восточных славян этот день был также посвящен празднованию завершения полевых работ. Только вместо Бога осеннего солнца за собранный урожай чествовали и благодарили Богородицу.
Рождество Христово
Во всем мире Рождество Христово отмечают 25 декабря. Русская церковь празднует этот день по старому стилю (Юлианскому) — 7 января. Традиция рождественских гаданий и колядок, которые неизменно начинаются 7 января и заканчивается на Крещение, пришла к нам из языческого мира.
С давних времен 25 декабря славяне чествовали солнечного бога Коляду и приветствовали новое солнце, которое рождалось после зимнего солнцеворота. В день Рождества солнца-младенца люди (преимущественно деревенские жители) устраивали прыжки через костер, пели песни-колядки и обходили соседние дворы с фигуркой солнца.
С приходом Христианства день Коляды поменялся на Рождество Христово, но обрядовая часть древнеславянского праздника сохранялись вплоть до наших дней.
Сырная седмица
Православная Масленица (сырная седмица) произошла от старославянской Комоедицы. Праздничные мероприятия начинались за 7 дней до равноденствия и продолжались еще неделю после него. По одному из поверий, название праздника произошло от слова «комы» — круглые хлебцы или блины, которые пекли старшие женщины в семьях. По другой легенде, первый блин приносили медведю. В древности медведей звали комами, отсюда и появилась известная поговорка «первый блин — кому (комам)».
В весенний праздник славяне устраивали массовые гуляния, чтобы задобрить Бога солнца и попросить хороший урожай. У капища накрывались большие столы, а обязательным блюдом были круглые блины и лепешки в форме солнца. Еще один важный атрибут — чучело Марены, сожжение которой символизировало окончательный уход злой и холодной зимы.
С этим праздником церковь боролась особенно активно, но безуспешно, поэтому решила адаптировать его под себя и в XVI веке ввела 7-дневную Масленицу.
Языческая Комоедица выпадала на период поста, когда любые увеселительные мероприятия запрещались церковью. Духовенство «передвинуло» свою сырную седмицу ближе к началу года, тем самым отведя этому празднику неделю перед постом. В результате традиционные двухнедельные мероприятия в честь Комоедицы сократились до 7 дней. Таким образом был введен новый православный праздник взамен старого языческого, но стереть его традиции так и не удалось. Об этом свидетельствуют ежегодные масленичные гуляния по всей России, которые точь-в-точь повторяют обряды Комоедицы.
День Ильи-Пророка
2 августа Православная церковь почитает пророка Илию, жившего в IX веке до н.э. Наравне с Николаем Угодником он принадлежит к числу самых популярных святых, считается покровителем плодородия и урожая.
До принятия христианства славяне отмечали Перунов День, который впоследствии и «трансформировался» в День Пророка Илии, вобрав в себя многие древнеславянские традиции. Илья, признанный повелителем грома, небесного огня и дождя, органично заменил рожденного Сварогом громовержца Перуна. На основе этого сходства образов иконописцы часто изображали Илию на золотой колеснице с огненными конями, летящими вверх.
В этот день не совершалось каких-либо знаковых обрядов, но издавна в праздник Перуна (Илии-Пророка) люди откладывали любую работу, чтобы выразить почтение покровителю плодородия и избежать наказания в виде дождя и грома.
Из политических мотивов даже христианскому византийскому императору пришлось выдать свою дочь за язычника князя Владимира Крестителя.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Религиозные праздники в светском государстве – решение проблемы или новые угрозы светским ценностям?
21 декабря 2011 г. Президиум Верховного суда России признал право субъектов Российской Федерации устанавливать выходные в религиозные праздники в дополнение к федеральным праздникам.
Таким образом, Верховный суд удовлетворил надзорную жалобу Государственного собрания (Курултая) Башкортостана, подтвердив право объявлять мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам нерабочими днями в республике, и отменил кассационное решение суда первой инстанции.
Примечательно, что в этот же день Конституционный Суд Российской Федерации принял определение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы, в которой оспаривалась норма Трудового кодекса РФ, объявляющая нерабочим праздничным днем 7 января – Рождество Христово (при этом заявителем в обоих судах выступило одно и то же лицо).
История вопроса
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 27 февраля 1992 г. № ВС-10/21 «О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан» (в ред. от 1 марта 2011 г.) в Республике Башкортостан были объявлены нерабочими праздничными днями Ураза-байрам и Курбан-байрам. Даты проведения праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам в соответствии с лунным календарем ежегодно должны были объявляться Правительством Республики Башкортостан не позднее чем за три месяца до их наступления.
Один из жителей Уфы С.К. Дулов обратился в Верховный суд Республики Башкортостан, требуя отменить региональные выходные, ссылаясь на противоречие Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и считая отдых в подобные дни нарушением Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».
Истец полагал, что а) эти религиозные праздники были установлены законодательным (представительным) органом государственной власти республики с превышением полномочий, предоставленных субъектам РФ, б) тем самым закон допускает дискриминацию прав граждан в сфере трудовых отношений, не относящихся к исламскому религиозному объединению.
Представители Государственного Собрания (Курултая) Республики Башкортостан, президента Республики Башкортостан в своих возражениях отметили, что хотя Башкирия и многонациональная республика, большинство ее населения – мусульмане. Поэтому выходные в дни празднования религиозных праздников – это обеспечение религиозных прав верующих и неотъемлемая гарантия их прав.
Кроме того, несмотря на то, что в Трудовом кодексе действительно ничего не сказано о дополнительных праздниках, эта положение закона возникло не само по себе: согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» по просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
На территории Башкирии суды отклонили все претензии истца, однако Верховный суд РФ в августе 2011 года неожиданно для многих встал на его сторону[1].
При этом Верховный суд РФ исходил из положений Трудового кодекса РФ (ст. 106, 107) в их взаимосвязи с общими началами трудового законодательства (ст. 1-6 ТК РФ) и указал, что наряду с другими видами времени отдыха (перерывы в течение рабочего дня (смены); выходные дни; отпуска) нерабочий праздничный день относится к числу основ трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Следовательно, и принятие обязательных для применения на территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления праздничных дней нерабочими, составляет предмет ведения федеральных органов государственной власти. При таких обстоятельствах объявление законом субъекта РФ праздничных дней нерабочими означает не что иное, как превышение субъектом Российской Федерации нормотворческой компетенции.
Суждение суда первой инстанции о том, что оспариваемое правовое регулирование обусловлено национальными, историческими, религиозными особенностями и традициями субъекта Российской Федерации, было признано несостоятельным. Анализ федерального законодательства указывает на то, что субъект РФ устанавливает собственное правовое регулирование с учетом особых традиций субъекта РФ в случаях, прямо определяемых федеральным законом. Между тем Трудовой кодекс РФ регулирования субъектом РФ трудовых отношений с учетом исторических, национальных и иных традиций не предполагает, а положение п. 7 ст. 4 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» само по себе не свидетельствует о наличии нормотворческой компетенции субъектов Российской Федерации по оспариваемому вопросу.
Решение вызвало бурную дискуссию не только в обществе и среди представителей религиозных конфессий[2], но и в правовой среде. Особенно остро реагировали регионы, где религиозные праздники были также признаны нерабочими днями[3]. Несмотря на то, что формально решение Верховного суда РФ не касалось их напрямую, запрет на объявление религиозных праздников нерабочими днями мог стать нежелательным для этих регионов прецедентом.
Осенью 2011 года в Государственную Думу был внесен проект поправок в Трудовой кодекс по конкретизации ряда статей Трудового кодекса РФ и Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», дающие право регионам объявлять религиозные праздники нерабочими днями[4].
Кроме того, Государственное собрание (Курултай) Башкирии также направило в Президиум Верховного суда надзорную жалобу. В декабре 2011 года Президиум Верховного суда России, рассмотрев доводы Государственного собрания (Курултая) Башкортостана, изложенные в надзорной жалобе, признал их законными и обоснованными и признал законным решение суда республики о выходных.
Примечательно, что хронологически принятию данного решения президиумом ВС РФ предшествовал комментарий В.В. Путина, сделанный им в ходе состоявшейся 15 декабря 2011 года «прямой линии». Председатель Правительства РФ предположил, что решение Верховного суда РФ о запрете религиозных праздников продиктовано желанием того, чтобы в России были общенациональные праздники и чтобы в каждом субъекте РФ не принимались свои праздники со своими выходными днями, но также выразил надежду на то, что «при окончательном решении этого вопроса Верховный суд будет иметь это в виду, а если необходимо, если он усмотрел какие-то нарушения закона, выйдет или в Правительство, или к Президенту с просьбой что-то поправить в нашем законодательстве таким образом, чтобы никто на территории Российской Федерации, представителем какой бы религии он ни был, не чувствовал себя ущемленным[5].
Комментарий эксперта
Рассматриваемое решение Президиума Верховного суда РФ провоцирует на обсуждение многих незаслуженно «замалчиваемых» правовых проблем, которые лежат не столько в плоскости трудового права, сколько затрагивают конституционные принципы[6]. Не вдаваясь подробно в анализ правомерности распределения компетенции между федеральным центром и субъектами РФ в затронутой сфере и возможных «политических» мотивов принятия этого решения, представляется важным сосредоточиться на решении потенциальных правовых конфликтов, связанных с правом субъектов РФ устанавливать дополнительные выходные религиозные праздники.
С одной стороны, в светском государстве недопустимо вмешательство органов государственной власти в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в том числе недопустимо ограничение прав граждан отмечать религиозные праздники зарегистрированной конфессии. С другой стороны, требуемую нейтральность государства сложно реализовать в этом вопросе на практике: светский (государственный) календарь не учитывает большинства или даже всех праздников разных религиозных конфессий. При этом работать в религиозный праздник зачастую признается очень серьезным нарушением религиозных канонов, а сама дата такого праздника меняется и высчитывается ежегодно согласно определенным правилам.
1. Очевидно, что для такого многонационального и многоконфессионального государства как Россия не подходит путь, по которому законодательно закреплялись возможности «отмечания» всех религиозных праздников в качестве официальных выходных дней.
Если же и дальше проводить довольно спорную политику по предоставлению привилегий т.н. четырем «традиционным религиям»[7] и предоставить верующим только этих конфессий не работать в праздник, если того требуют нормы их религии, то остро встает и так непростой вопрос о равенстве религиозных объединений, провозглашенном в ст. 14 Конституции РФ.
Наверное, поэтому законодатель и принял несовершенное решение закрепить за регионами право самостоятельно устанавливать выходные в религиозные праздники по своему усмотрению (считается, что в принципе это актуально только для субъектов РФ, где превалирует мусульманское население). По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
Но, во-первых, даже если такое заявление поступит от религиозной организаций, это еще не гарантирует удовлетворения просьбы. Кроме того, не совсем понятно, как быть с верующими других конфессий и тем более атеистами: понятно, что большинство населения вряд ли будет возражать против дополнительных выходных, но практика показала, что все-таки есть и те, для кого это является «делом принципа».
Представляется, что возможным выходом из этой конфликтной ситуации было бы использование положительного зарубежного опыта: в некоторых европейских странах (Болгарии, Македонии, Сербии) главные праздники доминирующей конфессии сделаны государственными, а иноверцы имеют право в установленные для них даты брать свободный день за свой счет или в счет отпуска.
В случае принятия за основу такой модели отдельно нужно оговорить положение атеистов, которые также должны иметь возможность «отгулять» свои праздники в течение года или присоединить их к отпуску.
Кроме того, необходимо законодательно закрепить дополнительные гарантии для граждан, как это было, например, сделано в Бельгии на уровне Конституции: никто не может принуждаться каким-либо образом к участию в религиозных актах и обрядах какого бы то ни было культа и соблюдению установленных им дней отдыха (ст. 20 Конституции Бельгии[9]).
2. Однако даже закрепление такой модели не избавляет от других правовых коллизий: как быть работодателю в том (на сегодняшний день гипотетическом) случае, если на территории одного субъекта будут признаны выходными религиозные праздники разных конфессий.
В этой связи ярким примером является судебная практика Республики Македония – государства сравнительно небольшого по территории, население которого при этом разделено по религиозному признаку на православных христиан и мусульман. Предметом рассмотрения в Конституционном суде Республики Македонии стало дело работника, который был известен как православный христианин, но дважды не вышел на работу в дни мусульманских праздников, объяснив, что он стал придерживаться ислама[10]. Однако заявитель никаких доказательств этому представить не смог, поэтому был подвергнут дисциплинарному взысканию, и македонский Конституционный суд не признал нарушение его религиозной свободы[11].
После этого заявитель обратился в Европейский суд по правам человека (далее – ЕСПЧ). В деле «Костеский (Kosteski) против ‹Бывшей Югославской Республики Македония›»[12] ЕСПЧ высказался следующим образом: «поскольку заявитель жаловался на то, что имело место нарушение forum integrum [внутренних убеждений] в связи с тем, что от него потребовали доказать свою веру, Суд напоминает, что в решениях [национальных] судов в связи с обжалованием со стороны заявителя дисциплинарного наказания в отношении него было действительно установлено, что заявитель не подтвердил достоверности своего утверждения о том, что он является мусульманином, и что его поведение, напротив, вызывает сомнение в данном утверждении, так как не было представлено явных признаков того, что он практикует мусульманскую веру или участвует в коллективных мусульманских молитвах.
И при том, что само представление о том, что государство выносит свое решение в отношении внутреннего мира и личных убеждений гражданина, вызывает отторжение и может, к сожалению, напомнить об имевших в прошлом позорных преследованиях, Суд полагает, что в данном деле речь идет о том, что заявитель стремился воспользоваться специальным правом, предусмотренным [национальным] законодательством, в котором обеспечивается, что мусульмане могут брать выходные по особым дням. …В контексте трудовых отношений, с учетом наличия особых обязательств и прав между работодателем и работником, Суд не считает неразумным, что работодатель может рассматривать отсутствие без разрешения или очевидного оправдания как дисциплинарный вопрос. Когда же работник стремится опереться на отдельные исключения, то не является подавлением или принципиальным конфликтом со свободой совести потребовать определенного уровня подтверждения, когда претензия касается привилегии или права, предоставляемого не всем, и, если такое подтверждение не представлено, то делается негативный вывод» (пункт 39 решения ЕСПЧ «Костеский против Македонии»).
Таким образом, требования национальных инстанций предоставить доказательства приверженности работника определенной религии в подтверждение его отсутствия на работе не являются необоснованными и непропорциональными, а вопрос о необходимости представления доказательств искренности религиозных убеждений работника и критериев оценки таких доказательств остается открытым.
Отказ работать в определенный день не рассматривается как проявление религиозной веры, хотя само отсутствие на работе может быть мотивировано этим. Поскольку запрос о предоставлении убедительных доказательств своих религиозных воззрений потенциально влечет вмешательство во внутреннюю сферу веры и нарушение религиозной свободы, представляется целесообразным закрепить т.н. «презумпцию искренности вероисповедания»: работник считается искренним в своих религиозных убеждениях до тех пор, пока не будет доказано, что он обманным путем пытался получить преимущества, предоставляемые в установленных случаях для этой категории верующих.
3. Особого внимания заслуживают общероссийские религиозные праздничные дни. Прежде всего, это Рождество (7 января) – нерабочий выходной день по Трудовому кодексу РФ[13].
Закрепление Рождества в качестве общегосударственного праздника может вызывать определенные сомнения, так как это – религиозный праздник конкретной конфессии, пусть роль в истории России этой конфессии (православия) и особо подчеркивается в законодательстве. Возникает вопрос – почему государство не относится с таким же почтением к религиозным праздникам других конфессий, особенно когда религия запрещает труд в эти дни или не приветствует его? Кроме того, согласно действующему трудовому законодательству, даже локальным нормативным актом – коллективным договором между работодателем и работниками нельзя отменить норму, установленную федеральным законом.
Попытки оспорить эту норму трудового законодательства, закрепляющую Рождество как нерабочий праздничный день, не прекращаются до сих пор. Так, тот же С.К Дулов обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав абз. 3 ч. 1 ст. 112 Трудового кодекса РФ и п. 7 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». По мнению С.К. Дулова, оспариваемые нормы нарушают его право на труд и противоречат конституционным положениям о светском характере Российского государства и об отделении религиозных объединений от государства. Но поскольку в жалобе С.К. Дулова не было подтверждения применения судом оспариваемых заявителем норм в нарушение его конституционных прав и свобод, Конституционный Суд РФ принял определение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы как не отвечающей критерию допустимости обращений в Конституционный Суд РФ[14].
Вопросы, так или иначе связанные с празднованием Рождества, неоднократно рассматривались в судах США, и в этом смысле американская судебная практика является практически неисчерпаемым источником достаточно убедительной аргументации. Вопрос о конституционность признания Рождества в качестве официального оплачиваемого отпуска был поднят, например, в деле «Ганулин против США»[15].
Ричард Ганулин, адвокат, подал иск против Соединенных Штатов в окружной суд США, утверждая, что закон, провозглашая Рождество государственным праздником, нарушает Первую поправку к Конституции США, запрещающую Конгрессу издавать законы, учреждающие государственную религию.
Основными аргументами Ганулина были следующие тезисы: 1) Рождество это время, когда христиане празднуют рождество Иисуса Христа, которого они считают своим Мессией; 2) празднование Рождества ассоциируется с приходом христианской фигуры святого – «Санта Клауса». В связи с этим, Ганулин утверждал что официальное признание Рождества как государственного праздника представляет собой утверждение и продвижение христианства и христианских верований.
В 1999 году окружной судья США вынес решение против Ричарда Ганулина, отвергая все его утверждения. В своих рассуждениях судья пришел к совершенно противоположному выводу – о светском характере современного праздника Рождества: предоставляя работникам оплачиваемый отпуск в день Рождества, правительство тем самым не более чем признает культурную значимость праздника.
Это решение повлекло за собой длинный список прецедентов, когда в судебных решениях признавалось, что пока государство в состоянии ясно сформулировать приемлемые светские цели своих действий, оно может утверждать религиозный праздник как официальный государственный праздник для всех служащих.
Схожую аргументацию можно встретить и в решении Конституционного суда Венгрии, когда лидеры религиозного организаций, проповедующей иудаизм, пытались оспорить, почему наиболее важные иудейские праздники не были признаны венгерскими государственными официальными праздниками. Конституционный суд Венгрии отметил:
«наиболее важные праздники христианской религии в наши дни имеют секуляризованный и общий социальный характер. Они признаны особыми днями не в силу их религиозного содержания, а исходя из экономических соображений, а также потому, что они соответствуют ожиданиям общества»[16].
Можно, конечно, предположить, что такой же логикой руководствовался и российский законодатель, закрепляя православное Рождество как нерабочий праздничный день. Кроме того, в 2010 году официально закреплен еще один государственный православный праздник (не является нерабочим) – 28 июля в России теперь отмечается такая памятная дата, как День Крещения Руси[17]. В преамбуле Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» указано, что данный закон закрепляет памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества.
Тем не менее, такое объяснение вряд ли будет удовлетворительным в полной мере как для атеистов и представителей других конфессий (которые будут продолжать связывать Рождество с христианством), так и для самих православных христиан (религиозные чувства которых могут быть задеты провозглашение одного из главных религиозных праздников светским и не имеющим отношения к религии в современной интерпретации).
Остается и множество других вопросов. В частности, как быть, если на праздники закроются какие-либо учреждения или предприятия с религиозно однородным коллективом, имеющие ключевое значение для государственной и (или) общественное жизни? Надо ли в этом случае обязать таких работодателей привлекать временных работников, планировать график работы так, чтобы причинить наименьший ущерб или предусмотреть квоты на религиозное представительство, и не будет ли это прямым вмешательством в религиозную свободу и дискриминирующим условием при принятии на работу?
Как быть с отдельными категориями работников/служащих, например с судьями? В соответствии с действующим российским законодательством нерабочие праздничные дни, установленные законом субъекта Российской Федерации, не являются временем отдыха для судей и работников аппарата судов общей юрисдикции, равно как и для иных федеральных государственных гражданских служащих, работающих в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, органами законодательной власти которого принят такой закон[18].
Наконец, до сих пор не была затронута проблема требований определенным образом «отмечать» праздник и запретов на занятие определенными видами деятельности в праздничный день. Может ли работник отказаться от исполнения своих служебных обязанностей во время работы, если того требуют религиозные каноны?
Представляется, что пакет поправок в Трудовой кодекс РФ, внесенный в Государственную Думу и предоставляющий право регионам объявлять религиозные праздники нерабочими днями, мог бы послужить поводом для урегулирования многих вопросов.
Что же касается судебных органов, то при разрешении подобного рода споров между работниками и работодателями они должны учитывать конституционные принципы светского государства и свободы вероисповедания.