не перевелись еще богатыри на руси матушке
«Не перевелись еще богатыри на Руси». Развлечение, посвященное 23 февраля (старшая, подготовительная группа)
жанна мушик
«Не перевелись еще богатыри на Руси». Развлечение, посвященное 23 февраля (старшая, подготовительная группа)
Не перевелись еще богатыри на Руси.
Развлечение посвященное 23 февраля. (Старшая подготовительная гр.)
Вед Здравствуйте, уважаемые родители! Здравствуйте ребята! Мы начинаем наш праздник и посвящаем его всем защитникам Отечества, а так же нашим папам, и конечно же мальчикам.
Вед: С давних пор так повелось, как только на нашу землю приходил враг, все русские люди стар и млад поднимались на борьбу. Русские воины славились мужеством и отвагой. С самого детства их приучали не только трудится, пахать землю, знать ремесло, но и защищать свою землю от врага.
Давайте и вы, мальчики, побудете сегодня богатырями. Вернемся с вами в прошлое на много много лет назад? И девицы-красавицы тоже помагали богатырям чем могли. А как же без них-то!
Но начать нужно с разминки: приглашам и детей и родителе. МР3 «Солнышко лучистое»
Вед Давным-давно в тридевятом царстве, тридесятом государстве на земле русской, жил был царь, решил он проверить, не перевились ли богатыри, есть ли кому Отечество от беды и всякой нечисти защитить. И издал он указ в праздник дня отечества устроить богатырские состязания, чтоб дружину свою лучшими воинами пополнить
МР3 В зал входит бодрым шагом Алеша в шлеме, со щитом и копьем.Алеша: (с окончанием музыки командует сам себе) : Стой! Ать-два! (Оглядывается по сторонам.)
-Уххх, народу сколько! Здравствуйте. А чего это вы тут делает?
Ведущая. Здравствуйте, а мы день Защитника Отечества празднуем.
Алеша: О, мне как раз сюда и надо было.
Алеш. Как кто! Я как раз таки защитник Отечества. А зовут меня Алеша Попович.
Алеша (стучит себя по шлему) : Ну дак я же он самый и есть защитник. Во! (Показывает свои доспехи и оружие).
Конь (удивленно). Ой, кажется я не туда зашел. Пардон. Ну что вы так смотрите, коня говорящего не видели? Ну ладно, зовут меня Гай Юлий Цезарь, но делая скидку на ваше образование, зовите меня просто Юлий. Алеша, ты что тут делаешь?
Алеша: Дак царь батюшка отправил лучших богатырей на Руси искать.
Конь: (настороженно смотрит на детей) Среди этих что ли? Не смеши мои подковы. Алеша, мне кажется ты тоже не туда зашел, пойдем я тебе такие места покажу. Вот там богатыри настоящие, а тут что.
Алеша: (задумавшись) Юлий, а давай мы их проверим. Давай у ребят спросим, как называются войска, в которых служат военные летчики?
Дети отвечают: «Военно-воздушные силы».
Конь: Ну это просто. А какие войска еще вы знаете?
Дети называют: ракетные, зенитные, саперные, морские, сухопутные, артиллерийские и др.
Алеша: Ну видишь, не зря пришли. Можно и делом заняться. Издревле, на Руси богатыри в праздники силой богатырской да удалью молодецкой мерились. Вот и вам предстоит сейчас свою ловкость и сноровку показать. Ну что устроим богатырские состязания?
Алеша: (сердито смотрит на коня). Для начала проверим, как богатыри в седле держатся?
Конь: (посвистывая, как будто не причем) Пойду ка я прогуляюсь, осмотрюсь, не спряталась ли тут сила где нечистая. (уходит)
Ведущий и богатырь делят детей на две команды. Придумывают названия. (Добрынюшки, Поповичи)
1. Конкурс «Скачки на конях»: скачут на фитболах вокруг фишки и обратно МР3 2 (ПАПЫ на мячах без ручек)
Вед: «А а вот папам-то кони попались без седла и узды. Ну ничего. Они богатыри бывалые, опытные. Думаю и так справятся»
Алеша: Ай да ловкие скакуны собрались здесь. А теперь пришла пора проверить силушку вашу богатырскую. (участвуют только мальчики).
Конь: Алеша, мне кажется твои богатыри уже выдохлись. Сядьте отдохните. Песню послушайте.
МР3 4 «Песня про папу» (несколько слов и конь перебивает)
Во, видали как надо. Вот это песня, класс. Фух, устал что то, проголодался. Перекусить бы чего?
Алеша: Ну что. Не оставим голодным Юлия? Накормим?
3. Конкурс «Картофель». Команды в ложке несут картофелину. Папы чистят. МР3
Конь :Ладно, поел, пойду отдохну. (уходит)
Алеша: А наши состязания продолжаются.
4. Конкурс «Бег в мешках». И ДЕТИ, И РОДИТЕЛИ МР3 5
Когда все уселись: ВИДЕО 4 «Змей горыныч трехголовый»
Алеша: Кто- то там пыхтит, ревет?
Змей Горыныч к нам идет?
Что же делать как тут быть?
Как его нам победить победить?
Вед: На это есть у нас семья
Приглашайте мам и пап, друзья!
Крепче за руки беритесь,
И по трое становитесь.
5. Конкурс «Змей Горыныч» (по 3 человека). Взрослый посередине, два обруча, дети спереди и сзади. В таком виде «Змей Горыныч» должен добраться до финиша и вернуться обратно, не забывая при этом махать «крыльями» (крайние участники машут свободными руками). Побеждает команда, справившаяся с заданием быстрее. МР3 3
Танец богатырей
Конь: Ладно, доказали вы мне, что не плохие из вас богатыри. Пойду у царя батюшки награду для вас просить. (уходит)
Алеша: А пока Юлий ходит хочу посмотреть силу молодецкую. Вот вам новое задание. Внимание, ребята!
С силами собирайтесь, На этом этапе Победить постарайтесь!
6. Конкурс «Перетягивание каната» МР3 ИЛИ ВИДЕО.
Конь: Алеша, ты тут пока прохлаждался, я до царя батюшки сходил. (Загадочно рассказывает)через леса и болота, горы и пустыни пробирался я в тридевятое царство. (Расслабленно) ну это в общем не важно. Царь просил награду передать твоим богатырям. (передает медали)
Алеша: Молодцы, ребята, беру я вас, ребята в свою дружину! Есть, кому защитить Землю русскую, Отчизну Матушку! Что же, я думаю, мы достаточно посоревновались. Пора награждать победителя военных учений! Звучит туш. Алеша прикрепляет себе на грудь медаль, выпячивая грудь колесом.
Конь. Да, пора награждать! Звучит туш. Конь вешает на себя гроздь медалей.
Конь: Что поделаешь, уж герой, так герой! (Гладит себя по голове).
Алеша. Всем ребятам сегодня тоже вручаются медали! Звучит туш. Алеша и ведущий раздают медали-шоколадки. За вашу смелость, ловкость да силушку богатырскую, хочу наградить вас ребятушки!
Алеша: Провели мы состязанья
И желаем на прощанье
Всем здоровье укреплять,
Дух и тело развивать.
Чаще в руки брать гантели!
На диване не валяться,
Чаще спортом заниматься!
В другую сказку детвора! (уходят)
Ведущий. Наш праздник завершается,
Но мы грустить не будем.
Пусть будет мирным небо
И радость добрым людям!
Пусть дети на планете Живут, забот не зная,
На радость папам, мамам
Ребёнок Всех, кто пришёл сегодня к нам,
Здоровья, счастья, радости
От всей души желаем.
Ведущий. Спасибо, милые друзья,
За праздник чудный, яркий!
Старались, видно, мы не зря,
А сейчас, для пап подарки!
Дети вручают папам подарки и возвращаются на места.
Вед: А закончим мы наш праздник парадом победителей! Дети проходят круг почета и уходят в группу. МР3 1 Богатырская наша сила
Развлечение «День зимующих птиц» (старшая и подготовительная группы) Развлечение на тему: «День зимующих птиц!» старшая и подготовительная группы Цель: Развивать познавательные интересы воспитанников, используя.
Физкультурное развлечение в бассейне, посвященное 23 февраля – Дню Защитника Отечества Цель: Сформировать у детей представление о празднике «День защитника отечества», воспитание патриотизма через сказку и игровые ситуативные.
Музыкальное развлечение посвященное 23 февраля для старшей группы Ведущий. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отметить особенный праздник — День защитника Отечества. 23 февраля вся Россия будет поздравлять.
Праздник к 23 февраля. Подготовительная группа ценарий досуга к 23 февраля в детском саду для детей подготовительной группы. Цель: Формировать у старших дошкольников чувство патриотизма;.
Проект «Богатыри земли русской» подготовительная группа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Вуктыл Проект «Богатыри земли русской».
Развлечение для родителей, посвященное 23 февраля Творческая группа: Антонова Н. В., Попова И. Н., Неретина Е. А. Развлечение для родителей на 23 февраля Хотим поделиться опытом. В этом году,.
Сценарий к 23 февраля (старшая и подготовительная группа) Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня накануне 23 февраля, дня Защитника Отечества, мы собрались, чтобы поздравить с этим замечательным.
Сценарий на 23 февраля подготовительная группа Сценарий утренника 23 февраля (подготовительная группа) «День Защитников Отечества» Цель: воспитание чувства патриотизма, гражданственности,.
Сценарий праздника «Не перевелись ещё на Руси богатыри…»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Не перевелись ещё на Руси богатыри…».
Приобщать детей к наследию русского народа.
1) Воспитание чувства гордости, уважения и любви к Родине.
2) Развитие командного и соревновательного духа.
3)Развитие творческого воображения, познавательного интереса; формирование ключевых компетенций в познавательной и ценностно-ориентационной сферах;
4)Воспитание патриотические чувства.
5)Привитие любви к русскому искусству и народному творчеству.
Подготовка к мероприятию:
1) прочитать как можно больше былин;
2) ученикам 3-4 классов подготовить команду из 6 человек;
3) ученикам 1-2 классов подготовить выставку рисунков и поделок.
презентация; выставка детских книг, рисунков по теме; индивидуальные карточки, спортивный инвентарь.
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
Музыкальный материал: музыкально- литературная композиция «Былины о русских богатырях»;Г.Лавров «Былина о трёх богатырях», А.П. Бородин Симфония № 2.
Выходят ведущие в русских национальных костюмах:
Саша: – Поздорову ли живете добры молодцы?
Денис:– Поздорову ли живете красны девицы?
— Принеслись мы к вам на машине времени. Знать хотим, не перевелись ли на Руси богатыри могучие. А для этого испытаем мы вас. А вначале поведем свой сказ.
Саша: – В годы то было стародавние. Цвела матушка – Русь, богатела.
Денис: – А богата была она: полями, густо засеянными золотыми хлебами, степями, благоухающими ароматами разнотравья, лесами, полными зверья дикого, озерами да реками с рыбами малыми да великими.
Саша: – А еще матушка – Русь славилась могучими богатырями.
Денис:– Были те богатыри: широки в плечах, крепки в ногах, да остры умом.
Саша: – Но нарушен был покой на Руси. Напал на Русь Змей Поганый. Стал людей пленить, жечь кострами города да сёла.
Денис:– Вышел на курган высокий дряхлый старец и прокричал таковы слова: «Ой, вы гой- еси, люди добрые, люди добрые – богатыри русские, засиделись вы в теплых избах – то. Разомните вы, добры молодцы, свои косточки молодецкие. Выходите витязи на честной бой, на защиту земли – матушки!»
Саша: – Поможете, юноши, прогнать Змея Поганого, нечестивого?
Посвящение в богатыри:
Вед: – Чтобы выйти вам на бой великий, должны вы дать клятву:
( молодцы становятся на одно колено, руку кладут на сердце)
* Добры молодцы, клянетесь защищать матушку – Русь от врага нечестивого?
(дети отвечают: «Клянемся!»)
* Охранять и беречь поля чернозёмные, степи да луга цветущие, леса дремучие, реки да озера глубоководные?
(дети отвечают: «Клянемся!»)
Любить и заботиться о матерях своих родных?
(дети отвечают: «Клянемся!»)
Вед:– Теперь вы готовы воевать против Змея. А врага бить будите умом, смекалкой, дружбой да ловкостью молодецкой.
Первое препятствие «Огненная река ».
– Вот и первое препятствие – Огненная река. Чтобы её перейти, нужно вам мост построить, да не простой, а волшебный.
Каждая команда выстраивается в колонну и передаёт мяч, поднятыми вверх руками, назад под ногами, 1- пе6редал 2 и стал в конец колонны )
– Молодцы! Одолели Огненную реку, дружно поработали.
Второе препятствие « Дремучий лес».
— На пути у вас дремучий лес, непроходимый. Чтобы пробраться через лес, нужно тропинку найти заветную. А для этого умом придётся поработать.
Каждой команде карта леса разрезанная на части, кто быстрее сложит.
– Молодцы! И дремучий лес вас не остановил.
Третье препятствие «Топкое болото».
– Впереди вас болото топкое. Чтобы его пройти, нужно развязать у противника пояс и тем самым потопить его в болоте.
– Молодцы! И через топкое болото перебрались.
Четвёртое препятствие «Ловкая дружина».
– Все испытания вы прошли. А сейчас мы должны узнать какие мы меткие стрелки. Чтобы преодолеть и это препятствие, вам нужно набросить кольца на этот шест.
Каждая команда получает по 3 кольца ( 3 участника )
– Молодцы! Мы увидели какие у нас дружины меткие.
Пятое препятствие « Змей Горыныч ».
– Вам осталось победить Змея. Для этого вам нужно его нарисовать.
Шестое препятствие « Перетягивание каната »
– Одолели вы богатыри могучие Змея Поганого, освободили народ русский. Все вы оказались настоящими богатырями. За это хотим отблагодарить вас.
Саша:– А теперь мы прощаемся с вами. Спокойны мы за Русь – матушку.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
«Выдержка из материала:
«Сценарий «праздника
« «Не «перевелись «ещё «на «Руси «богатыри …»
» «Подготовка «к «мероприятию :
«Ход «праздника :
«Четвёртое «препятствие « «Ловкая «дружина ».
«Пятое «препятствие « «Змей «Горыныч ».
«Шестое «препятствие « «Перетягивание «каната »
Номер материала: 25880011408
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Не перевелись еще богатыри на земле русской ….
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Не перевелись еще богатыри на земле русской ….
Чос Л.Н., Мымрикова Е.В.
Цель: повторить полученные сведения о былинах, об устном народном творчестве.
Образовательный аспект – обобщить материал о былинном творчестве, расширить знания о богатырях и их обычаях.
Развивающий аспект – способствовать развитию интереса к русскому устному народному творчеству, прививать чувство гордости за свою страну.
Воспитательный аспект – разбудить желание учащихся соревноваться, воспитывать дух соперничества, состязательности.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, проектор, набор карточек с заданиями.
Ведущая: Ребята, вы знаете, что велика и необъятна наша Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Славна Русь не только своими просторами, но и людьми: отважными, умными, сильными духом.
Много раз враги нападали на нашу землю. Но доныне жива Русь-матушка.
Великий русский полководец А. В. Суворов говорил: «Русский солдат сам не пропадет и товарища спасет, а где сила убудет, там смекалкой дойдет».
Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли ее в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами.
Былина от слова «быль», т.е то, что произошло и осталось в памяти народной.
Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам, и, несмотря на временные поражения, славные русичи всегда оказывались победителями.
Накануне вы познакомились с былинами. Давайте сейчас проверим, хорошо ли вы их запомнили.
Сегодня мы сможем увидеть, как команды готовы постоять за звание былинных богатырей. Ведь наше литературное состязание – своеобразный богатырский поединок, только с друзьями – соперниками, а не с врагами. Не забывайте, с каким достоинством всегда встречали богатыри жизненные невзгоды! Удачи вам!
(Играют три команды по три мальчика – богатыря и одна девочка).
1. Назовите всех богатырей, которых вы знаете.
2. Кто самый старший и самый младший из богатырей?
3. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)
4. Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец? (Святогор)
5. Где родился Добрыня Никитич? (в Рязани)
6. Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)
8. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)
10. Кто из богатырей носил прозвище «тихий»? (Добрыня Никитич)
11. Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)
12. Что богатырям указывало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог)
(в случае затруднения показать картину «Витязь на распутье»)
14. С кем сражался Алеша Попович? (с Тугарином Змеем)
15. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурашка)
Количество вопросов можно сократить до 10 и меньше.
– Верный помощник богатыря – его конь. Командам предложены карточки со следующими вопросами:
1. Как богатырь относится к своему коню?
2. Как богатырь седлает коня?
3. Что такое попоны? Для чего во всех четырех углах попоны было по “самоцветному яхонту”?
Ответы: 1. Богатырь, как правило, обращается к коню ласково, подчеркивая его силу. Богатырский конь под стать своему хозяину и по воинской доблести, и по силе. Он помощник ему на боевом поле (приводятся примеры из текстов былин). 2. Седлание коня богатырем – целый обряд (пример из былины “Илья Муромец и Калин – царь”). 3. Попона – покрывало для коня. Иногда яхонты вставляли и в уздечку, так как в темноте они светятся и служат опознавательным знаком во время ночной езды. Свойство яхонтов светиться сильно преувеличено в былинах.
– В русском языке есть фразеологизм, связанный с одним из уже названных предметов богатырского одеяния. Какой это фразеологизм? Что он означает? (ответ – “ошеломить”: на шлеме остроконечное навершие (шишак) не позволяло нанести прямой удар; можно было ударить только сбоку, и сила удара уменьшалась; человек получал контузию, что называлось “ошеломить” – нанести неожиданный удар).
Ведущий: Давайте помечтаем и перенесёмся в древнерусский город, окружённый крепостной стеной. Раннее утро.
Из того ли города Мурома,
Из того ли села Карачарова
Выезжал удалой дородный добрый молодец…
– Кто не помнит этот классический зачин? (Все былины начинаются с зачина).
– Вот и в нашем первом задании из ворот выезжает могучий всадник на таком же могучем коне. Богатырь в полном воинском убранстве. На нём…
Вопрос: Как же снаряжался русский богатырь, отправляясь в путь-дорогу?
(Командам предложены задания на индивидуальных карточках с перечнем предметов, из которых они должны выбрать богатырские доспехи. Ответ нужно обосновать, объяснить значение данных слов.)
Лук, налуч, колчан, буса.
Рогатина, палица, булава, глуздарь.
Шлем, ложня, кольчуга, тегиляй.
Налуч – чехол для лука.
Колчан – сумка для хранения стрел.
Буса – большая долблённая лодка с острым носом.
Рогатина – разновидность копья с более широким, тяжёлым, обоюдоострым железным наконечником.
Палица – тяжёлая дубина с утолщённым концом.
Булава – палица булатная (стальная), служила для поражения защищённой шлемом головы воина, состояла из металлической головки в виде шара, укреплённого на коротком древке. Глуздарь – птенец, не умеющий летать. Шлем – один из распространенных видов воинских металлических наголовий древности.
Ложня – спальная комната.
Тегиляй – одежда воина в виде стёганного ватного кафтана с короткими рукавами и высоким стоячим воротником.
Учитель: Обратимся к этимологии слова «богатырь». В словаре церковно-славянского языка говорится, что корень этого слова «ба» – китайского происхождения. От него произошли слова «батор», «батыр» и наше «богатырь». Заглянем в китайско-русский словарь. Древнему « БА» – (сила в нём) соответствуют современные слова ЮН, ЧУЖАН – сила, мощь, отвага. Слово «богатырь» звучит как ЮНТУ ЧЖУАНТУ, где иероглиф ТУ означает «земля», т.е. по-китайски слово «богатырь» означает «сила, мощь, отвага, идущие от земли, рождающиеся от соединённости, сцепки с землёй».
Ученик (продолжает): Как, из чего рождается в Илье Муромце сила? В былине, в тексте это происходит следующим образом:
«Налил странник воды в ковшичек.
– Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озёр Руси-матушки!
Выпил Илья и почувствовал в себе силу богатырскую. Странники его спрашивают:
– Много ли чуешь в себе силушки?
– Много, странники. Кабы мне соху, всю землю бы вспахал.
– Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса с зелёных лугов, с высоких лесов, с хлеборобных полей.
Выпил Илья и остаточек.
– А теперь много ли в тебе силушки?
– Столько во мне силы, что кабы было в небесах кольцо, схватился бы я за него и всю землю повернул бы!»
Учитель: Сила в Илье Муромце родилась из его смирения. Что есть смирение? Это со-мирение, примирение, т.е. бытие с миром, при мире, с землёй, при земле.
Илья Муромец – самый любимый народный былинный образ. В большинстве былин об Илье Муромце и Святогоре рассказывается о том, как, умирая, Святогор передал Илье свой заветный меч – кладенец и умножил его силы. Но есть варианты, где Илья Муромец отказывается от этого дара. Почему? На обдумывание ответа – 1 минута. Ответ: Илье Муромцу и своей силы достаточно, а от излишней силы его, как и Святогора, перестала бы держать мать – сыра земля.
Известно, что подвиги, которые совершает Илья Муромец, не по силам обычным людям. Может быть, он волшебник? (1 минута – ответ: Илья Муромец не волшебник, в былине используется прием гиперболы (преувеличение).
– В какой былине Илья Муромец совершает свой первый богатырский подвиг? Ответ – в былине “Илья Муромец и Соловей – разбойник” богатырь побеждает “силушку великую” под Черниговом
– В устной народной поэзии каждая деталь имеет особое значение. Где Илья Муромец побеждает своего врага Соловья – разбойника?
Вопрос зрителям: Река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам, – не конкретное географическое название. Это эпическая река – река зловещая. Что означает её название? Ответ: Смородина значит Смрадная.
Перед вами изображение предмета (макет камня), перед которым останавливается Илья Муромец в былине “Три поездки Ильи Муромца”. Как называется этот предмет? Что вы о нем знаете? Ответ: Это горюч камень или бел – горюч камень. В былинах он имеет зловещее значение. Обычно возле этого камня с богатырем случается несчастье. Это намогильный камень. В древности существовало представление о возможности воскрешения умерших людей. Для того чтобы эти люди не могли ожить и причинить зло живущим, могилы умерших закладывали камнями. Горючим намогильный камень назывался потому, что близкие умершего приходили на его могилу проливать горючие (горячие, жгучие) слезы. Намогильные камни чаще всего были из известняка – материала, распространенного на Руси, сравнительно легкого и твердого, легко обрабатываемого, потому камень имеет эпитет «белый».
Вывод: Русский богатырь никогда не выбирал легких дорог. Не был легким и ваш путь к победе в литературном состязании, но вы с достоинством преодолели его. Теперь все вправе называться богатырями. И пусть кто-то из вас оказался чуть-чуть позади, проигравших в нашей игре нет.
(Занятие заканчивается подведением итогов, награждением победителей, можно провести подвижные народные игры – перетягивание каната, толкание гирь и т. д.).