не царям пить вино и не князьям сикеру

Ветхий Завет


Притчи Соломона


Глава 31.

1 Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его: 2 что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?

3 Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.

6 Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; 7 пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.

8 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.

9 Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.

10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; 11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; 12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.

14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.

15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.

16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.

17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.

19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.

20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.

21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.

23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.

24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.

26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.

27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.

28 Встают дети и ублажают ее,- муж, и хвалит ее:

29 «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».

30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.

31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела’ ее!

Источник

Книга притчей Соломоновых, глава 31 Притчи, гл 31

Слова Лемуила, царя. Наставление, которое преподала ему мать его: «Что, сын мой? Что, сын чрева моего? Что, сын обетов моих? Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих – губительницам царей. Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не извратили суда всем угнетаемым. Дайте сикеру погибающему и вино – огорченному душой: пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании. Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего». Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка: она воздает ему добром, а не злом во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен и с охотой работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное – служанкам своим. Задумает она о поле – и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силой чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает и пояса доставляет купцам финикийским. Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она в будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеб праздности. Встают дети и ублажают ее, муж – и хвалит ее: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!

Источник

Глава 31

1–9. Наставления царям царя Лемуила, преподанные ему его матерью. 10–31. Похвала добродетельной жене.

Имя Лемуила евр. Лемуил (ст. 1) или Лемоил (ст. 4), подобно имени Агура (XXX), традиция понимала тоже в смысле нарицательного («Deo deditus») и считала его символическим именем Соломона. Но в новое время обычно видят в нем собственное имя царя области Масса в Идумее ( Быт 25.14 ).

Наставления матери царя (очевидно нежно им любимой и также его любившей, (ст. 2) заключают в себе, так сказать, наказ царского служения в самой сжатой форме. Подобно Моисееву закону о царе ( Втор 17.14 сл.), наказ этот заповедует царю осмотрительность и воздержание от двух источников духовно-телесного расслабления: пристрастия к женщинам (ст. 3) и к вину (ст. 4–5); взамен чего заповедуется выше всего иметь попечение о правосудии царском вообще и о правосудии и милосердии особенно при разбирательстве дел бедных (гл. 8–9), 6–7. Если вино царям и правителям способно приносить лишь вред, помрачая их сознание и лишая их возможности правильного употребления и отправления важнейших сторон своего звания, напр., судейской (ст. 5), то вино – в силу присущей ему веселящей сердце человека силы ( Пс 3.15 ) – имеет благодетельное влияние для всякого рода огорченных душой, поскольку, между прочим, дает скорбящему временно забыть удручающую его печаль. Это изречение ст. 6–7 позднейшее иудейство применило к казнимым, которым во время страданий давали пить вино – для утоления несносной жажды и для притупления сознания; это дело сострадания было применено и к страждущему на кресте Спасителю ( Мф 27.34 ). В ст. 8–9 царю не только заповедуется строго держаться правосудия, особенно в отношении к бедным, по смыслу закона Моисеева (сн. Втор 1.17, 27.19 ), но советуется и большее: быть для беспомощного бедняка на суде не только правдивым судьей, но вместе и защитником, адвокатом, – развивать на суде не одну формальную правду, но и высшую милость, как подобное о себе свидетельствовал Иов ( Иов 29.15–16 ).

Алфавитная речь этих 22 стихов, содержащая похвалу добродетельной жене, матери семейства и хозяйке дома, составляет, по удачному выражению одного исследователя (Дедерлейна) «золотую грамоту женщин». И, действительно, здесь полнее всего и типичнее выразился возвышенный взгляд библейских евреев на достоинство и положение женщины в семье, на отношение ее к мужу, детям и домочадцам. Параллельной или подобной этой похвале мы не найдем во всей всемирной литературе древности, образ «добродетельн ой жен ы» Притчей превзойден лишь в Новом Завете образом жены христианки. Как и в других алфавитных библейских произведениях ( Пс.33, 118 и др. Плч. 1,4 ), в рассматриваемом отделе отдельные стихи не тесно примыкают друг к другу, однако все объединены общею темой: совершенства жены добродетельной здесь раскрываются с определенных сторон – неутомимой деятельности, всеобъемлющей заботливости, милосердия, разумности.

Добродетельная жена (ср. Притч 15.4 ) изображается сначала со стороны домашней ее деятельности (ст. 11–22), а затем со стороны содействия и помощи ее мужу в общественной деятельности его (ст. 23 и дал.). Первое достоинство добродетельной жены – полное доверие ей ее мужа (ст. 11); при этом здесь, как и в последующей речи, на первом плане стоит хозяйственная деятельность жены. По любви к мужу (ст. 12), жена-хозяйка дома берет на себя все разнообразные хозяйственные обязанности и исполняет их совершеннейшим образом. Прежде всего, по обычаю древности, собственноручно приготовляет материалы – шерсть и лен – для одежды членам семьи (ст. 13), как затем – изготовляет ткани и для продажи за границу (ст. 24). Равным образом, предметом особой заботливости жены является добывание и раздача членам семьи пищи, пищу служанкам заботливая хозяйка раздает еще в глубокое утро (ст. 14–15), давая им собственный пример деятельности и трудолюбия. Xoзяйственнaя дeятeльнocть доблестнoй жeны, не ограничиваясь пределами дома, простирается и далее – на приобретение новых участков земли для насаждения хлеба и виноградника (ст. 16). В своем труде она чувствует себя крепкой, и имеет во всем успех (ст. 17–18). Работа, напр., прядение, у жены-хозяйки нередко идет и ночью (ст. 19). Всем своим достатком доблестная жена удовлетворяет не только домашних, но делится и с бедными, протягивая руку помощи всякому нуждающемуся в ней; так что и в отношении благотворительности, как и в других отношениях жена добродетельная является образцовой. Домашним такой хозяйки не страшна зима и стужа, так как все члены семьи у нее одеты не только достаточно тепло, но и красиво (ст. 21–22).

Муж доблестной жены, не отвлекаемый заботами о домашних и хозяйственных делах, особенно же благодаря создаваемой трудом жены доброй славе всего дома, приобретает почетную известность в народе, всецело посвящает себя общественной деятельности – на востоке сосредоточенной у городских ворот – и занимает место в ряду старейшин (ст. 23). Жена-хозяйка производит своими руками столь много изделий прядильного и ткаческого мастерства, что их остается ей на продажу финикиянам (ст. 24). Имея успех в прошлом и настоящем (ст. 18а), даровитая и трудолюбивая женщина бодро смотрит и в будущее (ст. 25). Не только каждое дело, но и всякое слово свое жена обдумывает, и говорит лишь полезное и назидательное (ст. 26). В доме своем она поддерживает строгий порядок, чтобы все члены семьи, по примеру ее, трудились и трудом приобретали пищу (ст. 27).

Плодом и наградой великих достоинств добродетельной жены является глубокая признательность ей мужа и детей восторженно прославляющих ее разнообразные совершенства. В ряду последних особенно оттеняется страх Божий, отличающий добродетельную жену и составляющий ее истинную ценность. Славу своей достойной супруги и матери они выносят к сведению всего общества (ст.31).

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Книга притчей Соломоновых, глава 31 Притчи, гл 31

Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его: что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей. Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям — сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.

Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».

Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!

Источник

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

не царям пить вино и не князьям сикеру. Смотреть фото не царям пить вино и не князьям сикеру. Смотреть картинку не царям пить вино и не князьям сикеру. Картинка про не царям пить вино и не князьям сикеру. Фото не царям пить вино и не князьям сикеру

не царям пить вино и не князьям сикеру. Смотреть фото не царям пить вино и не князьям сикеру. Смотреть картинку не царям пить вино и не князьям сикеру. Картинка про не царям пить вино и не князьям сикеру. Фото не царям пить вино и не князьям сикеру

не царям пить вино и не князьям сикеру. Смотреть фото не царям пить вино и не князьям сикеру. Смотреть картинку не царям пить вино и не князьям сикеру. Картинка про не царям пить вино и не князьям сикеру. Фото не царям пить вино и не князьям сикеру

не царям пить вино и не князьям сикеру. Смотреть фото не царям пить вино и не князьям сикеру. Смотреть картинку не царям пить вино и не князьям сикеру. Картинка про не царям пить вино и не князьям сикеру. Фото не царям пить вино и не князьям сикеру

Новости

В связи с сокращением штата клириков монастыря Таинство соборования в храме проводиться не будет.

Можно заказать индивиндуальное соборование на дому.

не царям пить вино и не князьям сикеру. Смотреть фото не царям пить вино и не князьям сикеру. Смотреть картинку не царям пить вино и не князьям сикеру. Картинка про не царям пить вино и не князьям сикеру. Фото не царям пить вино и не князьям сикеру

15 сентября правящий Архиерей возглавил службу в монастыре.

Объявления

АДРЕС МОНАСТЫРЯ

461040 Оренбургская обл., г.Бузулук, ул.Серго, д.1 Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь.

эл.почта:(по вопросам пожертвований):

не царям пить вино и не князьям сикеру. Смотреть фото не царям пить вино и не князьям сикеру. Смотреть картинку не царям пить вино и не князьям сикеру. Картинка про не царям пить вино и не князьям сикеру. Фото не царям пить вино и не князьям сикеру не царям пить вино и не князьям сикеру. Смотреть фото не царям пить вино и не князьям сикеру. Смотреть картинку не царям пить вино и не князьям сикеру. Картинка про не царям пить вино и не князьям сикеру. Фото не царям пить вино и не князьям сикеру Карта Сбербанка 4276460013808097

иерей ДАНИИЛ СЫСОЕВ. Притчи Соломона 31 глава

Глава 31

1 Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его:

Лемуил, это одно из имен Соломоновых, дело в том, что в древности у царей бывало много различных имен и Соломон именуется не только Соломоном, или Шломо́ по-еврейски, т.е. мирный, но и Лемуил, т.е. любимый Богом, и Каделет или Кризиас, то есть проповедник собрания. Все эти имена относятся к одному и тому же царю Соломону. И вот здесь Лемуил дает наставление, которое преподала ему мать его. Здесь он сам говорит, что для него важно именно то чтобы следовать наставлениям матери, чтобы таким образом оказаться верным перед Господом Богом.

2 что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?

3 Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.

Первое что говорила ему мать его: что ты мой сын, сын моего чрева, сын моих обетов, т.е. тебя я обещала Богу. Мы знаем с вами историю Соломона, дело в том, что его рождение было предсказано Богом до еще знакомства Давида с его матерью. Знаменитое пророчество Нафана, которое гласит: когда Давид захотел построить храм Божий, что сказал ему Нафан? Нафан, пророк, сначала сказал, что можешь построить, а потом Бог ему сказал, что нет, ты не можешь Мне построить храма Божия, но Я построю тебе дом, Я сделаю, чтобы твое царство продолжалось дальше сквозь века. И там сказано, что сын твой который произойдет от чресл твоих, он построит Мне дом. То есть действительно Соломон был сын обещанный Богом. И уже потом, мы знаем, что Давид согрешил, впал в грех с Вирсавией, женой Урии Хеттеянина, и сын греха он умер, как пишет об этом Писание, а уже после покаяния Давида, вот тогда у него от Вирсавии родился Соломон. Именно благодаря этому раскаянию родился Соломон, поэтому говорят, что он сын обетов, потому что в ответ на молитвы Давида дан был царь мира, хотя и от грешницы и от грешника он родился, но в результате покаяния Господь дал ему мудрость, которую он искал.

И поэтому что говорит Вирсавия Соломону? Не отдавай женщинам твоих сил, т.е. не отдавай твоего богатства и твоего ума. Ни путей твоих губительницам царей, почему губительницам царей здесь говорит Вирсавия, потому что она знает, к чему привело ее падение с Давидом, привело оно к тому, что началось восстание в Израиле, вы помните, что сын восстал против отца, начались смуты из-за прелюбодеяния царя Давида. Здесь Вирсавия знала на собственном примере, что женщина может погубить даже царей. Поэтому она говорит, обращаясь к сыну: не давай женщинам, чтобы они погубили тебя, не отдавай свое сердце женщинам, т.е. не давай им власти над собой, ты должен действовать сам и не должно, чтобы тобою управляла женщина. Это очень важная мысль, потому что практика, когда муж под каблуком у жены, губительна как для мужа, так и для жены. Потому что порядок Богозданный переворачивается, муж не умеет отвечать за жену, не умеет ее поддерживать и ставить на место когда должно и наоборот, жена оказывается, когда пытается встать на место мужа, не имея на это духовных сил, она надрывается, ломается, ломает мужа и в результате получается полное абсолютное безобразие, которое мы видим. Это связано с тем, что мужчина не выполняет заповеди Бога, которые здесь Господь передает через уста Вирсавии. Здесь мужчины начинают отдавать силы свои женщине.

Заметьте, не сказано про сердце, потому что между мужем и женой должна быть сердечная любовь, но сказано про силы, богатство и пути. Вот часто говорят, что жена должна знать, куда ты поехал, должна контролировать, ты должен во всем советоваться с женой, но это как раз таки настойчиво не рекомендуется мужчинам. Почему? Потому что такой человек приучается к безответственности. На самом деле, мужчина, если он правильно выстроит свою жизнь, он умеет отвечать за свои поступки. А женщины более эмоциональны, эмоциональность нужна для воспитания детей, для создания нормального климата в доме, но она совершенно не нужна для решительных поступков. Эмоциональность скорее повредит нормальному решительному поступку. Например, что-то в голову пришло, что-то захотел, необдуманно, раз сделал, а потом раз бросил, это совершенно неподобающее для человека поведение, которое отличает именно женскую психологию от мужской. Вот именно поэтому мужчина обязан не передавать своих путей женщине. То есть мужчина может уведомить жену свою о своих поступках, но он не имеет права быть у нее под контролем, потому что иначе окажется, что он загубит себя. Поэтому и сказано: Не отдавай путей своих губительницам царей. Здесь как раз предостережения очень серьезные есть против этого.

5 чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.

В славянском тексте: С советом все твори, с советом пий вино: сильнии гневливи суть, вина да не пиют, да напившеся не забудут мудрости и право судити немощным не возмогут. Кто гневлив, тот не имеет права пить вина. Если человек вообще по жизни гневливый и скандальный, то вино его погубит.

В еврейском же тексте подчеркивается, что правителям народа не разрешается пить вино, потому что они тогда будут пренебрегать бедняками, пренебрегать восстановлением справедливости. Поэтому и сказано: не царям пить вино, и не князьям – сикеру. Сикера- это крепкое финиковое вино, нечто близкое даже к водке, двадцати градусное вино, самое крепкое что было на то время в Израиле и вообще в мире, потому что еще тогда мусульмане не научились обходить законов Корана, благодаря чему появился алкоголь, и поэтому тогда самое крепкое было двадцати градусное вино. И поэтому сказано, чтобы они, напившись, не забыли закона и не перевернули суда всех угнетенных. Если цари и князья начнут упиваться вином и секирой, то тогда будут забывать закон и с пьяна делать такое, что потом, в результате закон перевернется.

Мы с вами знаем, было несколько случаев, когда Россией правили не очень трезвые люди, и ничего хорошего от их не очень трезвых решений, как вы понимаете, не могло получиться. Это действительно очень важное предостережение от Бога, которое запрещает злоупотребление алкоголя правителям, особенно в то время когда они правят. Это предостережение крайне важно, потому что кроме Бога никто человека у власти не сдержит. Ну вот кто может запретить президенту напиться? Никто абсолютно. Но здесь Бог говорит: вам не подобает пить вино и сикеру, чтобы не исказить суда, чтобы не поступать неправосудно. Мы с вами знаем, что нарушение правосудия, это величайшее преступление для правителя.

6 Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею;

7 пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.

Здесь Соломон говорит: для кого же тогда вино и сикера? Для страдающих, для угнетенных, для тех людей, которые нуждаются в утешении, для них дано вино.

В славянском тексте: Дадите сикера сущым в печалех и вино пити сущым в болезнех,

да забудут убожества и болезней не воспомянут ктому. Именно на основании этого, в Израиле существовал закон, что казнимым давалась чаша с вином. Помните, Христу Спасителю предложили перед распятием вино смешанное со смирною, как раз для того чтобы облегчить страдания, облегчить боль распятия, но Господь отказался пить, ибо Он желал выпить чашу страдания до самого конца.

Здесь подчеркивается, что само по себе вино не грех, не плохо, и даже одурмание может быть вполне оправдано, но в случае если идет речь о тяжелобольном, страдающем. Но опять-таки, здесь не говорится, что давайте ему, давайте, т.е. пускай разово выпьет и забудется, а не то, что он будет напиваться, спиваться по этому поводу.

8 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.

9 Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.

В еврейском тексте говорится, что необходимо защищать даже того кто боится себя защищать поэтому и сказано: открывай уста свои за безгласного. Кто боится сам себя защитить, кто боится сам о себе говорить, кто боится каким-то образом отстаивать свои права, ты царь, ты должен отстаивать его права, несмотря на то, что он сам боится это делать. И выступай для защиты всех сирот, соответственно, защищай тех кто обездолен и не может себя защитить.

Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего. То есть осуществляй правосудие в отношение к бедняку, нищему, который не может заплатить ничего по суду, чтобы восстановить справедливость и среди самых низов.

А славянский и греческий текст дает очень интересный оттенок: Сыне, отверзай уста твоя слову Божию и суди вся здраво: отверзай уста твоя и суди праведно, разсуждай же убога и немощна. Подчеркивается, что нужно не просто уста свои открывать за безгласного, а что нужно слова Божии говорить, и этими словами Божиими осуществлять правосудие.

Помните, был такой момент, когда говорили, что у нас все по понятиям, а нужно чтобы все было по закону, но Библия говорит, что ни по закону, ни по понятиям нужно поступать, а нужно поступать по слову Божию. Вот в этом разница. Если закон противоречит слову Божию, то такой закон должен быть отменен и христианин должен игнорировать. Если закон соответствует слову Божию, то конечно же должен его исполнять. Например, для христиан разве может быть приемлем закон о разрешении абортов? Нет конечно, закон об убийстве не может быть нормальным для христиан.

И дальше, после того как приводятся материнские наставления царю, после этого идет большое описание, которым собственно завершается книга Притч царя Соломона, описание добродетельной жены. Здесь толкование этого места нужно понимать следующе, дело в том, что добродетельная жена, она понимается двояко. Это с одной стороны обычная настоящая жена, как идеал такой жены за мужем находящейся, с другой стороны здесь описывается жена Бога, т.е. Церковь. Само по себе сопоставление неслучайно, мы с вами помним, что самое начало книги Притч начинается с описания двух путей, которые олицетворяются двумя женщинами: Божественной премудростью, которая из вечного Отца и женой блудницей которая сбивает людей и ведет их к воротам Ада. И вот здесь Божественная премудрость завершает описание своей деятельности в этом мире описанием Божественной жены, т.е. Церкви Божьей, которая должна сделать то, что делает добродетельная жена для мужа. Связь самая прямая, тем паче мы помним с вами, у Апостола Павла есть прямая параллель. Апостол Павел говорит: союз между мужем и женой есть образ союза Христа и Церкви. Именно поэтому жена как образ Церкви она именно так описывается, как идеальная жена, Церковь идеальная жена, которая верна своему мужу Христу.

10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;

11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;

12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

Здесь Соломон подчеркивает, что самую великую драгоценность, которую может найти мужчина это добродетельную жену. Жену, которая драгоценнее любого жемчуга, драгоценных камней, она драгоценнее всего потому что на нее можно положиться, в ней уверенно сердце мужа её. Но и здесь мы знаем, что сама Церковь, которая является женой Христа, описывается как добродетельная жена, в которой уверенно сердце Христа, которая полностью покорна Христу Спасителю, так же как жена земная должна быть покорна земному мужу, с разумом и с добродетелью.

«…уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка…». В славянском тексте сказано: дерзает на ню сердце мужа ея: таковая добрых корыстей не лишится. Дерзостно полагается на неё сердце мужа, и мужу своему принесет прибыток, и сама она не лишится прибытка. Прибыток это имеется в виду награда и на земле и в Царстве Божьем, это касается и обычной жены и жены Церкви.

«…она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей». Идеальная жена та, которая воздает человеку добром, а не злом.

И дальше описываются её практические дела, которые она делает.

13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.

14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.

15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.

16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.

17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.

Здесь вот как раз описание, которое дальше еще и продолжается, оно, во-первых показывает, что с точки зрения христианства совершенно неприемлемо понятие, что христианин не должен как то украшать дом, или не должен заниматься делами земными, что это якобы греховно. Мы видим, что нет, что идеальная жена здесь как раз то вполне, по-нашему говоря, бизнес-леди настоящая такая. Бизнесменка, которая обеспечивает дом, заботится об украшении дома. Которая добывает шерсть и лен и с охотою работает своими руками, которая не боится работать своими руками, не сидит и не думает, что за нее все сделают, а которая сама трудится и работает.

«Как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой». Как купеческие корабли привозят товар с разных сторон, так вот и жена старается раздобыть для дома, откуда все что возможно, и тянет в дом всё самое лучшее.

Духовный смысл какой? Здесь мы говорим про деятельность жены Церкви. Церковь Божия, она также не стесняется работать, она непрерывно заботится, чтобы украсить себя шерстью и льном, т.е. украсить себя трудами овец Христовых и чистотой святости. Шерсть от овец берется? Это деятельность овец Христовых, а лен это святость, которую дает Господь. «…И с охотою работает своими руками», Церковь не устаёт трудиться. В другом месте Апостол Павел говорит: я до сих пор в муках рождения пока не изобразится в вас Христос. Здесь Апостол Павел говорит: Я проповедуя вам страдаю как женщина в родах пока у вас Христос в ваших сердцах не изобразится. Действительно, поэтому те священники, которые хорошо исполняют свою священническую задачу, они страдают много. А которые не заботятся о своем священническом долге, они не страдают. Тот кто заботится об исполнении долга перед паствой, перед Христом Спасителем, тот человек не обязательно страдает подобно тому, как женщина страдает за своих детей.

«Как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой», женщина старается не только дела делать которые под руку приходят, попадаются, но она отыскивает себе возможность делать дело Божие, как Христос Спаситель сказал: Моя пища творить волю пославшего Меня. На это дело я и пришел. Церковь питается делами по Богу пославшему ее, поэтому она из далека старается дела сделать, т.е. ее внимание направлено не только на свои но и на тех кто находится вне дома ее. Она старается обратить к себе как можно больше других людей.

«Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим». Женщина встает ночью и старается заботиться о своих домашних и раздает требования от своих служанок в прямом смысле. Нормальная жена не дрыхнет до полудня в ожидании, что все само сложится, она конечно старается с утра проводить мужа, раздать задания для подчиненных, если они у нее есть. Церковь же Божия встает ночью и раздает хлеб своим подопечным, каким образом? Совершая ночные бдения, именно поэтому Церковь в ночи совершает молитву, потому что она как мудрая жена заботится о своих чадах, о своих детях, и с самого утра раздает хлеб, хлеб Святого Причастия. Кормит Святым Причастием своих детей и своих служанок, т.е. тех людей, которые работают Богу в наемничестве, но и их Церковь кормит тоже, прокармливает.

«Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник». Здесь показывается с одной стороны настоящая, обычная женщина, которая не боится неких новых дел делать, не ограничивается просто тупо тем видом хозяйства, которое есть, она не боится вкладывать в новое капиталы, не боится рисковать, не боится новых дел начинать. И поэтому мы здесь видим, что образ христианки, как идеальной клуши, он не соответствует Священному Писанию. Христианка-клуша это не добродетельная жена, которая описывается здесь, заметьте.

«…От плодов рук своих насаждает виноградник», т.е. она трудится и то, что в результате этого получает, она вкладывает в еще большее, в виноградник, т.е. она насаждает новые приобретения свои.

Духовный смысл, который касается жены Церкви. Церковь не ограничивается полями, которые она уже распахала, т.е. не ограничивается теми народами, которые она распахала, она продолжает распахивать новые народы, она покупает себе новые поля для деятельности, так и называется «поле деятельности», и там она насаждает плодом рук её насаждение новых виноградников. Согласно Священному Писанию виноградник это образ народа Божьего, а виноградарем является Бог Отец. Виноградник это мы и вот Церковь насаждает новый виноградник по воле Отца Небесного и по воле мужа своего Иисуса Христа.

«Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои». Женщина, которая добродетельная, она становится все сильнее со временем, потому что Господь ей силы дает. И физически сильнее становится, трудясь, Господь дает ей и здоровье и силы. И Церковь Божия со временем сильнее становится, укрепляется со временем, разрастается, становится более сильной, более могущественной, потому что Господь дает ей силы. Господь Бог есть сила моя, сделает ноги мои совершенными.

19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.

Здесь мы видим, что жена не только других заставляет трудиться, но и сама не забывает трудиться, прясть, украшает дом. Прялка и веретено знак украшения дома. Жена делает не только необходимое, но старается делать, чтобы дом был красивее, уютнее, это обеспечивает добродетельная жена своими трудами.

Точно также и Церковь Божия, как говорится в Писании «Рясами златыми украшена», т.е. украшена золотой бахромой. И также Церковь Божия продолжает украшать себя, своих детей своими духовными красотами, это есть красивые храмы, красивые песнопения, красивое молитвословие, изящнейшее, это украшательство, которое в Церкви продолжается, это знак ее любви к ее мужу, Христу Спасителю. Некоторые говорят: почему у вас все так сложно. Жена хорошо работала, красиво работала. Церковь Божия красивой сделала. Точно так же как определяют, какая жена хорошая или нехорошая по уюту в доме, так и в Церкви, когда Церковь заботится угодить Богу, тогда она украшается различными духовными красотами.

20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.

Здесь подчеркивается, что добродетельная жена заботится не только о доме, а то вы можете представить себе, что она только охватит весь дом заботой а на других ей как будто наплевать, нет, напротив, здесь подчеркивается, что она ладони свои открывает для нуждающихся, чтобы милостыню подавать, при этом добродетельная жена поддержит человека нуждающегося. Руку свою подает нуждающемуся, это не просто милостыня, а поддержка, руку поддержки. В ней хватает сил, чтобы еще поддерживать и других, слабых и немощных. Часто люди говорят: у меня сил на семью не хватает, а куда же мне другим помогать. На самом деле, когда человек в Боге творит дела ему хватит сил и на семью и на то, чтобы жить по Божьему, и чтобы помогать нуждающимся. И здесь, конечно же, одно другому никак не мешает.

Точно также и Церковь питает нуждающихся в прямом смысле. С самого начала долгом Церкви было кормить бедных в прямом смысле, поэтому социальные программы неотделимы от Церкви, и монастыри и храмы, и церковные общины всегда поддерживали нуждающихся, бедняков, это естественный долг любого христианина и любой Церкви. Господь милосерд и мы должны быть милосердны, как Христос Спаситель. И нуждающихся Церковь поддерживает в том смысле, что унывающих укрепляет, тем кто нуждается в смысле жизни, она дает им этот смысл, нуждается в силах, она напитывает силой их. Церковь раздает все нуждающимся, она действительно открыта для всех, щедрая мать, которая кормит и одевает, поддерживает своих чад и даже чужих укрепляет своей силой. Поэтому Церковь заботится, например, о мире во всем мире, поэтому об этом наши молитвы, а мы заботимся не только о том, что происходит между христианами, мы желаем чтобы мир был вообще между людьми, неважно там кто как живет.

21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.

Жена обеспечивает всех своих родных одеждой, двойной одеждой, подходящей по климату, чтобы не было такого, что дети у хорошей жены ходили в обносках или муж ходил с дырявыми носками.

Духовный смысл: дети Церкви не боятся стужи, т.е. не боятся нападения холода дьявола, потому что Церковь одевает их в двойные одежды. Двойные одежды какие? Любовь к Богу и к ближнему, две одежды, которые защищают человека от стужи, от зла. Также двойные одежды еще что? Заповеди Ветхого и Нового Заветов, которые также загораживают человека от зла, которое остудило бы его сердце. Почему здесь говорится про одежды в духовном смысле? Потому что христианин, теряет любовь, потому что не делает добрых дел. И обратное, человек не может противостать искушению, если он неодет в любовь. Чем ты будешь бороться с искушениями, если ты никого не любишь? Какими силами ты будешь бороться с искушениями? Ты надорвешься, гарантированно. Поэтому Церковь одевает своих чад в двойные одежды, любовь к Богу и к ближнему.

Интересный оттенок есть в греческом тексте: Не печется о сущих в дому муж ея, егда где замедлит: вси бо у нея одеяни суть. Здесь подчеркивается, что и сам муж не боится за домашних, если даже замедляет, что все они защищены, одеты. Муж замедляющий это кто? Иисус Христос, который не боится замедлять, потому что знает, что его члены Тела Христова они находятся под защитой у матери Церкви, которая о них заботится.

В славянском тексте: Сугуба одеяния сотвори мужу своему, от виссона же и порфиры себе одеяния. Двойную одежду сотворила она мужу своему, а себе она сделала одежду из виссона и порфиры. То есть добродетельная жена не стесняется красиво одеваться, заметьте. Некоторые думают, что мы должны облезшими какими-то ходить обязательно, но нет, видите, Писание разрешает женщине одеваться в виссон и пурпур, т.е. красиво и пышно, украшать себя для мужа своего. Идея того, что муж должен любить человека в бигудях и с огурцами на лице 🙂 это конечно не библейская идея, сами понимаете. Скорее, на самом деле, именно для мужа должна наряжаться жена, а у нас как то странно получается, у нас женщина наряжается для посторонних, зачем правда непонятно, а для мужа в самом неприглядном неглиже ходит, а потом удивляется, почему ее не любят и т.д. и т.п. Представьте себе, крокодильчик такой ходит по дому, это конечно не есть хорошо.

Виссон и пурпур это царские одежды. Богородица изображается в виссоне и пурпуре. Виссон это белые одежды, а пурпур это пурпурная императорская одежда. Виссон это праведность святых, об этом прямо говорит Иоанн Богослов, а пурпур это кровь Господня, которой украшается жена Церковь. Двойная одежда это праведники Ветхого и Нового Заветов. Для мужа праведные одежды это праведность Ветхого и Нового Завета. Муж украшается святостью святых. Как святые украшаются Христом, так Иисус украшается святыми. Если вы помните, например, как Бог велел Себя называть в Ветхом Завете? Я Бог Авраама, Исаака и Иакова. Бог украшается святыми, праведниками, их именами, потому что в них явилось Его благородство, Его красота.

23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.

В славянском тексте: Славен бывает во вратех муж ея, внегда аще сядет в сонмищи со старейшины жительми земли. В славянском более могущественный вид, чем просто сидящий у ворот. Здесь подчеркивается, что авторитет мужа среди собрания, во многом зависит от того, какая у него жена. Ну, это понятно, естественно, если жена публично позорит мужа, как часто знаете, случается, публично унижает, публично издевается, естественно уважение к нему гораздо более трудным образом добывается, чем тогда, когда муж находит в жене поддержку. И поэтому и сказано, что у добродетельной жены славный муж, сидящий у воротах, среди старейшин земли, он сидит первый среди старейшинами земли.

Если в буквальном смысле то понятно, что авторитет, значение мужа, зависит от того как ведет себя с ним жена, в том числе и публично. Если жена не умеет вежливо себя вести с мужем, публично, в присутствии других людей, то это, во-первых ее позорит, конечно же, и ей славы не дает, но с другой стороны это, конечно же, позорит и самого мужа. Поэтому и в одном из мест Писания сказано, что муж от сварливой жены убежит на край земли, ну понятно по какой причине.

Что касается церковного смысла, еще в Древнем Востоке ворота это места всеобщих собраний, ну как у нас на базар собираются или на площади поговорить, вот раньше ворота были аналогом телевидения, там был суд, там была торговля. Ворота это было такое большое помещение перед стенами города, где обсуждали все дела, все новости, там определялось положение каждого человека в городе. И вот здесь, когда идет речь о том, что Господь, Он известен у ворот, т.е. Он среди всего мира известнее всех. Бог превозносится над всеми богами, говорит Писание. Церковь прославляет Христа среди всего собрания людей. Христос славим среди всех людей со старейшинами земли, то есть с самыми знатными великими людьми, он выше всех.

24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.

В славянском тексте: Плащаницы сотвори и продаде Финикианом, опоясания же Хананеом. То есть она занимается еще организовывает торговлю, и таким образом она торгует не только со своими, но и даже с чужими народами, обычная жена не стесняется организовать бизнес, международный бизнес. Это к вопросу о том, что жена обязана сидеть в светелке и носа не казать, как там думали якобы, что такой христианский идеал, а тут немножко другой идеал есть. Жена здесь описывается как очень активная деятельница.

Но если мы посмотрим духовный смысл, Церковь свои покрывала и опоясания посылает даже Хананеом, что это значит? Покрывала, т.е. ее ценности, ценности Церкви, и ее законы, которые сдерживают людей, т.е. опоясания, они распространяются даже на Хананеом, т.е. даже на диких людей которые чужды благовести Божией.

То есть она одета в крепость и красоту. В буквальном смысле, женщина, которая поступает, так как писал раньше Соломон, она имеет твердую надежду на будущее, весело смотрит в будущее. Почему? Потому что, мы знаем, будет ей воздаяние от Господа, та самая награда, про которую Апостол Павел сказал, что жена спасется через чадородие, если прибудет в вере и любви и целомудрии. Здесь идет речь о том, что женщина, которая исполняет свой долг в семье, она имеет твердую надежду на Бога, который ее спасет. Поэтому весело смотрит она на будущее, крепость и красота-одежда ее, в которые оденет ее Господь в день страшного суда.

Церковь Божия одета в крепость Божию, в красоту святости и она весело смотрит на будущее, потому что она знает, что в будущем Церковь ждет Царства, поэтому сама Церковь с радостью и надеждой ожидает наступления Царствия Божия. Именно поэтому для Церкви свойственен оптимизм и совершенно несвойственен пессимизм. Она знает, что за пределами времени, за пределами конца мира, нас ждет наша Родина. Так что нам бояться здесь нечего и паниковать нечего.

26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.

Когда она говорит, она говорит мудро, мудрые слова, и когда она кого учит, она учит кротко. Кротко учит детей, кротко разговаривает с мужем. Кротко это значит спокойно.

27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.

Здесь обычная жена никогда не ест еды, которую она не заслужила работой своей, не ест хлеба праздности, как говорит Писание, и она наблюдает за хозяйством в доме своем, она не говорит, что муж должен наблюдать, она следит за своим домом. Кстати говоря, интересно, что в русских деревнях, русских семьях, раньше, при огромном количестве минусов и отступлений от Закона Божия, которые были в наших деревнях, и которые разрушило только Бог через советскую власть, разрушив патриархальное селение, в этом отношении жены в доме часто исполняли заповеди Божии, часто именно жены следили за огромным хозяйством домов.

Почему я говорю, что были нарушения большие? Большим нарушением было совместное проживание разных семей. Когда много семей жило в одном доме, когда главным там был дед. Прадед сидел на печке, а дед управлял всем домом, а сыновья вместе с невестками жили в одном доме, это конечно было грубое нарушение Закона Божия. Муж должен быть главой семьи, а не дед, жена должна быть послушна не деду, а мужу. По нормам, которые были свойственны деревням, именно российским деревням, в отличии от украинских деревень к примеру, деревень сибиряков многих, вот это норма, которая была скорее ближе к животному миру, к стае, чем к христианскому идеалу. Хотя сейчас говорят «ой как было в деревнях!», в деревнях было не по заповедям. Вот в этом отношении казаки были гораздо более благочестивые. У казаков было как? Женился сын, две семьи сразу вместе дом им построили и позор той семье, которая не смогла построить отдельный дом. Это вот нормально, по-христиански. И поэтому всякие восторги перед совместным проживанием разных поколений, на самом деле эти восторги очень глупые. Даже сейчас, в городских условиях, это очень печальное явление, когда дед с бабкой живут в доме вместе с молодыми. Как часто, какой кошмар делается, многие могут рассказать, как у нас семьи как орешки щелкаются от замечательных усилий свекра или свекрови, тестя или тещи. Жить в месте можно только в том случае, если этого нельзя избежать, или просто негде жить, или в том случае, что если тяжелобольной кто-то. А так должна быть нормальная семья в доме, муж, жена и дети, пока те не стали взрослыми, а потом их отселять, а не цепляться за детей, как у нас некоторые цепляются чуть ли не до тридцатилетнего возраста.

Если родители могут себя прокормить, содержать, то дети должны жить отдельно. А в случае если родители не могут себя обеспечить, не могут себя прокормить, не могут себя обслуживать, конечно же дети должны им помочь, должны о них заботиться. Если один может себя содержать то он должен жить отдельно, другой может к нему приезжать, навещать, звонить, но не давать лезть в чужую жизнь.

Дети, когда встают на ноги называют мать свою блаженной, и муж хвалит ее за то, что она поступает правильно. Кстати, заметьте мужья, что вы должны хвалить своих жен, если они правильно поступают, а не так «ты обязана». Когда мужья не хвалят своих жен, у них часто руки опускаются. Так же как и жены, когда не хвалят своих мужей. Эти отговорки, что не надо никого хвалить придумал дьявол, специально, чтобы люди, под предлогом следования непонятно чему, просто разругались и все. Вот почему-то люди очень тщательно сдерживают себя, чтобы другого человека не похвалить, но когда речь идет о том, чтобы поругать другого человек, почему-то никто себя не сдерживает. Замечали, да? Поругать у нас, почему то язык быстро, сразу, а вот когда похвалить, почему то язык прилипает или говорят: ой, он же в гордость впадет, он же ведь в тщеславие впадет. Ну вот как его хвалить? Мы лучше поругаем, это для души полезнее будет. А ты лучше вспомни, тебя поругай, полезнее ли будет для твоей души, если тебя будут пилить-пилить, пилить-пилить. Вспомните, что раньше Соломон говорил, что лучше жить с медведем в одной берлоге, чем со сварливой женой в просторном доме. И что капель в дождливый день, что сварливая жена. Капель имеется в виду не снаружи, а внутри дома, когда соседи затопили вас и у вас с потолка капает.

29 «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».

Много было разных праведников, но ты превзошла всех их. Здесь говорится об обычной жене: много было разных женщин, но ты исполняющая все заповеди превзошла всех их.

И Церковь оказалась выше, чем все другие религиозные общества, которые пытались угождать Богу, но не смогли этого сделать.

Интересный оттенок есть в славянском тексте: «Милостыня же ея возстави чада ея, и обогатишася: и муж ея похвали ю:…» То есть милостыня, которую раздавала жена и которую оказывала жена, она восставила, подняла детей. Речь идет о милостыни которая дается женщиной, это её щедрость по отношению к чужим людям, она сделает так чтобы дети этой женщины духовно выросли, чтобы они встали на ноги, поэтому говорится, что молитва матери она со дна моря достает, имеется в виду праведной матери.

«…Многи дщери стяжаша богатство, многи сотвориша силу: ты же предуспела и превознеслася еси над всеми…». Вот как уточняет похвалу славянский перевод с греческого текста.

Дальше славянский текст говорит: «…ложнаго угождения и суетныя доброты женския несть в тебе: жена бо разумная благословена есть: страх же Господень сия да хвалит». Здесь добавляет муж ее, что ложного угождения, вольничества, у тебя нет, и суетной красоты женской у тебя нет. Если ты не заботишься о суетной красоте женской, т.е. не трясешься над своей красотой, чтобы она не увяла и т.д. Потому что жена разумная благословлена и страх Господень ее да хвалит.

Точно также и Церковь, здесь сказано, что она не занимается ложными угождениями, и суетной красоты женской она не имеет. Кажется она снаружи часто иногда непривлекательной Церковь Божия ну что там особого в Церкви такой. Но разумная жена, Церковь, она благословенна, потому что страх Господень хвалит ее.

Если мы обратимся к еврейскому тексту, мы увидим другой оттенок смысла:

30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Миловидность человека проходит быстро, красота ее исчезает, но самое главное, чтобы она умела бояться Господа и именно поэтому она смогла сделать то, что она сделала.

31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!

Наградите ее от того, что она сама заработала, дайте награду. Здесь речь уже не о земном прославление, конечно же, а уже вечном прославление у ворот Царства Небесного. Пускай добродетельная жена даже земная, которая на земле добродетельно жила, она получит награду от своих же рук, от того, что она заслужила себе, и пускай ее хвалят у ворот Царства Небесного ее собственные дела.

Церковь Божия также украшена красотою духовною, и она получает от плодов рук своих, т.е. награду за свои добродетели. И говорит здесь Соломон в конце: Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! У ворот нового Иерусалима ее будут прославлять ее собственные дела, когда она достигнет Царствия Небесного. Вот этими словами заканчивается Книга Притчей Царя Соломона, где говорилось о правилах благочестивой жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *