не жалею не зову не плачу есенин история создания

Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»

Свои философские размышления о жизни, ее сути и скоротечности представил Сергей Есенин в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу». Анализ произведения поможет читателю лучше понять посыл автора. Последний считал, что каждый человек должен задумываться о смерти, чтобы ценить каждый прожитый день. Подобные рассуждения прослеживаются во всем творчестве поэта.

История написания

Произведение «Не жалею, не зову, не плачу» Есенин написал в 26 лет. Это случилось в далеком 1921 году. На первый взгляд кажется, что автору в таком возрасте рано горевать об ушедшей молодости и задумываться о смерти. Однако начало XX столетия ознаменовалось приходом войны.

Сергей Александрович не участвовал в боевых действиях, но входил в полевой Царскосельский санитарный поезд. Именно там молодой человек увидел тонкую грань между жизнью и смертью. На момент создания стихотворения Есенин издал ряд сборников. Кроме того, в том же году он познакомился с девушкой, на которой вскоре женился. Перечисленные аспекты объясняют, почему автор считал себя взрослым человеком.

Нередко историю создания стихотворения связывают с гоголевскими «Мертвыми душами». Дело в том, что в лирическом отступлении произведения Николая Васильевича есть строки, суть которых отразилась в работе Сергея Александровича: «…что пробудило бы раньше живое движение, то скользит мимо. О моя юность!».

Стихотворение вышло на суд читателей в 1922 году. Его опубликовали на страницах издания «Красная нива».

Тематика произведения

Раздумья над жизнью человека не являются редкостью в мировой литературе. В своем произведении автор раскрыл тему скоротечности человеческого бытия, в котором связаны воспоминания о годах юности. В центре стихотворения лирический герой, повествование ведется от первого лица.

С первых строк становится понятно, что Есенин не жалеет о безвозвратно ушедшей юности. Зрелость он называет «порой увяданья», однако позиционирует это время как золото. Скорее всего, герой понимает, что прожитые годы подарили неоценимый опыт. Ему уже нет дела до юношеских забав, нет желания «шляться босиком». Кажется, что даже сердце стало биться иначе.

Вместе с молодостью ушел и «дух бродяжий». Именно поэтому изречения взрослого мужчины обдуманные, глаза уже не наполняются буйством.

Герой обращает внимание, что теперь у него стало меньше желаний. В определенный момент он задумывается, не приснилось ли ему та самая молодость. В процессе этих рассуждений рождается оригинальный образ юности, которой автор дает название «розовый конь». Этот цвет символизирует беззаботность, а животное — быстротечность лет.

В завершение Сергей Александрович обобщает вышесказанное, но использует уже множественное число. Известную истину, которая гласит, что «все в этом мире тленно» повторяет лирическое местоимение «мы». Проживая каждый день своей жизни, человек постепенно близится к концу. От этого никуда не уйти, поэтому автор «благословляет как жизнь, так и смерть».

Размер, композиция и жанр

«Не жалею, не зову, не плачу» — произведением, которое написано в жанре элегии. Это обусловлено тем, что Есенин раздумывает над философскими проблемами человеческого бытия. Вопреки утверждениям лирического героя, что он не переживает по поводу прожитых лет, в монологе присутствует грустное настроение.

В произведение представлена перекрестная рифмовка АВАВ, присутствуют не только мужские, но и женские рифмы. Размер стихотворения — пятистопный хорей, который считается наиболее удачным.

Аналогичным образом написаны различные народные песни, близкие людям, душевное настроение которых может воспринимать жизненную, душевную и природную красоту.

Произведение можно разделить по смыслу на 2 части: сначала лирический герой вспоминает о юности, затем озадачивается вечным вопросом касательно жизни и смерти. Формально стих Есенина включает в себя 5 катренов, причем по смыслу каждый предыдущий плавно переходит в следующий. Последнее четверостишие — некий вывод, позволяющий поэту сделать более выразительной философскую часть.

Основная идея

Суть произведения Сергея Есенина заключается в скоротечности жизни человека. Лирический герой автора примиряется с природой, получает покой. Подобные аллегории свойственны русской литературе. Формула антитезы текущего момента, прошедшего и будущего является основой стихотворения.

Тематика постепенно раскрывается и достигает кульминации. Для творчества поэта характерны следующие мотивы и темы:

Сначала Сергей Александрович обращается к самому себе и прожитой жизни, в конце произведения — к человечеству. Довольно драматически демонстрируется образ розового коня. Подобный прием в литературоведении позиционируется как Пегас, который олицетворяет вдохновение.

В своем стихотворении Есенин подводит своеобразную черту под пройденной жизнью, анализирует результаты и несбывшиеся мечты. Без преувеличения можно сказать, что это произведение — лучшая работа поэта.

Выразительные средства

Этот стих Есенина, как и другие его работы, пронизан лучшими выразительными средствами. Некоторые из них:

Эти приемы позволяют расставить в этом стихотворении необходимые акценты, передать настроение поэта, его взгляд на указанную тематику. Эпитет «розовый» отображает ноты радости, которые характерны для юности — это своеобразный образ всего доброго и светлого. Однако молодость быстро проходит, на ее место становится разочарование.

В этом замечательном стихотворении автор применяет такое художественное средство, как антитеза. Например, в произведении «белых яблонь дым» противопоставляется «осеннему увяданию». В результате старость сопоставляется с молодостью, а мечты юности — разочарованию зрелости. Кроме того, в стихотворении можно встретить и другие средства выражения:

Сергей Александрович умело использовал средства выражения в произведении «Не жалею, не зову, не плачу». Вся красота и мелодичность душевного состояния героя были полностью переданы читателю. Это замечательное стихотворение великого русского поэта спустя время было положено на музыку. Для большинства композиция стала любимой.

Источник

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»

Автор: Guru · 09.02.2019

Команда «Литерагуру» взялась за рассмотрение поэзии Есенина. Одно из самых его известных стихотворений — «Не жалею, не зову, не плачу». Сейчас многие музыканты поют его под музыку, делают оригинальные песни и даже клипы. Почему же стихотворение, которому скоро будет сто лет, до сих пор так популярно?

История создания

Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» было написано в 1921 году, когда автору было 26 лет. Оно относится к позднему периоду творчества поэта и представляет собой образец философской лирики. Впервые было напечатано в журнале «Красная нива» в 1922 год.

Именно лирическое вступление к шестой главе «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя вдохновило автора на создание этого произведения.

Жанр, направление, размер

Жанр данного произведение — элегия. Это лирическое стихотворение, в котором автор делится своими глубоко- личными и, пропитанными грустью переживаниями. Автор размышляет о прошедшей жизни и о том, что былое уже не вернуть. Хоть лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовет, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение.

Размер произведение — хорея (двусложная стопа с ударением на первом слоге и последующих нечётных слогах).

Образы, символы, композиция

Стихотворение наполнено тоской молодого поэта о своей уходящей молодости. Он понимает, что в плену у скоротечности жизни, и ничего не может с этим поделать. По структуре произведение является небольшим монологом автора со своим читателем. Как со своим лучшим другом, он делится своими искренними переживаниями о жизни и молодости.

В этом стихотворении, как и во всей лирике Есенина, преобладают образные и символические обороты речи. Образы весны ассоциируются с молодостью поэта, но со временем приходит осень, и забирает юношеские годы и воспоминания, некогда зеленые листья желтеют и падают с веток, так же, как и млекнут воспоминания молодых лет. Приходит старость, она неизбежна, и автор это осознает, несмотря на свои юные 27 лет.

Наличие образов и символов в этом произведение доказывает, что это действительно философское размышление. Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы и частые обращения: «Дух бродяжий!», «Жизнь моя?». Метафора «розовый конь» символизирует романтичную и беззаботную жизнь во времена его молодости. «Страна березового ситца» так же символизирует юность, страна где было все легко и беспечно, но в которую он никогда уже не сможет вернуться.

Темы и проблемы

Многие поэты поднимали, поднимают и будут поднимать тему человеческой жизни. Герой нашего произведения, т.е. сам молодой Есенин, с тяжестью на сердце осознаёт, что молодость прошла, жизнь уже не та, да и он уже не так юн и задорен, как в былые времена. Ему теперь чужды юношеские веселья, он больше не хочет «шляться босиком». Душа его уже не горяча, взгляд — не задорен, даже сердце теперь бьется по-другому.

Сергей Александрович Есенин в этом произведении размышляет о быстротечности жизни и скоропостижности смерти. Поэт с горечью понимает, что в этом мире нет ничего вечного, и жизнь каждого из нас рано или поздно подходит к концу. Старость неизбежна, а юность так коротка и неуловима, что стоит наслаждаться и ценить каждую секунду беззаботного веселья.

Смысл

Основной мыслью данного произведения является скоропостижность любой жизни. Автор хочет показать, что все мы смертны, что молодость всегда уходит быстро и незаметно, но не стоит об этом жалеть, мы лишь должны смириться с этим. «Не жалею, не зову, не плачу» — эти строки были написаны за три года до смерти поэта. Возможно, он уже тогда предчувствовал приближение скорой гибели.

Так же, идею всего стихотворения можно выразить строчкой: «Все мы, все мы в этом мире тленны», ведь, рано или поздно придётся смириться с уходом юности и лучших лет нашей жизни. Но в то же время, в этом стихотворении нет сожалений о прожитых годах, наоборот, есть только блаженность принятия скоротечности жизни: «Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть».

Средства художественной выразительности

Большое количество средств художественной выразительности содержится в этом стихотворении. Чтобы передать всю образность и реальность своих мыслей автор применяет необычные метафоры: «страна берёзового ситца», «белых яблонь дым», «гулкая рань», «шляться босиком».

В целом, для стихотворения характерны умиротворение, монотонность и неспешность. Свою уходящую молодость автор сравнивает со скачками «на розовом коне», а человеческую жизнь — с кленовыми листьями: сначала, они свежие и зеленые, как и наша молодость, но время идёт, и рано или поздно, листья высохнут и опадут на землю, как и жизнь любого из нас когда-нибудь оборвётся. Печальное настроение произведения дополняется всевозможными эпитетами: «тленный», «бродяжий», «утраченный», а «белые яблони», прогулки босиком и чувство первой влюблённости переносят нас в самые сладкие юношеские воспоминания.

Источник

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А. Есенин)

В чем смысл жизни? Кажется, этим вопросом задавался каждый. До него, безусловно, нужно духовно дорасти, ведь поиск смысла жизни – философская категория. Решения проблемы человеческого существования не найти ни в Интернете, ни в книгах, ни в фильмах. На этот вопрос не существует правильного ответа: для каждого человека уготовано свое предназначение. Часто случается так, что люди либо теряют смысл существования, либо не находят его вовсе. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» являет собой размышления Сергея Есенина на данную тему. Чтобы лучше понять мысли русского поэта, обратимся к подробному разбору произведения от Многомудрого Литрекона.

История создания

Биография авторов зачастую оказывает большое влияние на произведения. Так, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», написанное в 1921 году, передает настроение поэта в этот период его жизни. 20-е годы ознаменованы не очень приятными событиями: бурные действия в отечественной истории, разрыв с Зинаидой Райх, натянутые отношения с советскими властями. Сергей Есенин, начиная с этого времени, не раз обращается к философской теме. Он делает определенные выводы о собственной жизни, и нередко они оказываются безрадостными.

Есенин написал это стихотворение под впечатлением от лирического вступления к шестой главе «Мертвых душ». Там писатель размышляет о быстротечности жизни и ушедшей молодости. Он сетует на то, что его чувства притупились, исчезло любопытство, и каждое новое впечатление уже не радует глаз.

Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!

Жанр, направление, размер

Композиция

Формально произведение состоит из пяти катренов, в каждом из которых лирический герой с эмоциональном нарастанием описывает свои чувства.

По содержание произведение можно поделить на несколько блоков:

Образы и символы

Центральным образом стихотворения является лирический герой, переживающий внутренний конфликт: «Я не буду больше молодым». Тоска по юности и свежести впечатлений заставляет его грустить и сожалеть о том, что счастье уже позади. Конечно, лирический герой передает чувства самого Сергея Есенина. В свои 26 лет он успел перенасытиться собственной жизнью. Поэт понимает, что его молодость осталась где-то далеко, что он «увяданья золотом охваченный» «скупее стал в желаньях».

Стихотворение также наполнено символами молодости: «страна березового ситца», «проскакал на розовом коне», «белых яблонь дым». Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь – быстрый ход молодых лет, дым — мимолетность и призрачность юности, а яблони напоминают читателю о весне, которая так быстро сменилась осенью — «увяданья золотом охваченный». Есенин вспоминает о юности, как о далеком приятном воспоминании, навевающем тоску, потому что оно миновало, ушло, ускользнуло…

Темы и проблемы

Основная идея

Смысл произведения «Не жалею, не зову, не плачу» весьма поучителен. Приводя собственный пример, Сергей Есенин хотел уберечь читателей от малоприятных мыслей, предостеречь от пустого прожигания своей жизни («все мы в этом мире тленны»). Нужно задуматься о том, что каждый новый день приближает нас к смерти и что нельзя терять ни минуты. Так будет всегда, поэтому Есенин «благословляет и жизнь, и смерть». А разве может быть иначе?

Главная мысль этого стихотворения — смирение с неизбежностью и светлая тоска по тому, что все-таки цвело, а значит, не зря пришло в этот мир.

Средства выразительности

Можно сказать, что стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» строится по принципу градации, так как эмоциональная значимость к финалу произведения заметно возрастает.

Источник

Стихотворение и анализ «Не жалею, не зову, не плачу…»

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя! иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Краткое содержание

В ранних произведениях Сергея Александровича Есенина редко встречаются стихотворения на философские темы, проблемы смысла жизни уступают в его творчестве темам о красоте русской природы, любви к родине, к женщине. Тем не менее, в 1921 году он пишет стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», ставшее своеобразным анализом его жизни и творчества.

не жалею не зову не плачу есенин история создания. Смотреть фото не жалею не зову не плачу есенин история создания. Смотреть картинку не жалею не зову не плачу есенин история создания. Картинка про не жалею не зову не плачу есенин история создания. Фото не жалею не зову не плачу есенин история создания

«Сергей Есенин». Художник С. Фролов, 1967

Казалось бы, какие итоги может подводить двадцатишестилетний молодой человек, впереди у которого целая жизнь? Сам же Есенин так не считал, в своем духовном развитии он намного опережал своих сверстников и имел за плечами достаточно большой жизненный багаж. Еще не достигнув середины жизни, он успел примерить на себя образы гражданина и поэта, хулигана и пьяницы, кутилы и сластолюбца. Отсюда и ощущение самого себя, как умудренного жизнью, седовласого старца, много повидавшего и через многое прошедшего.

«Не жалею, не зову, не плачу» – с этой фразы начинается лирическое, наполненное печалью, стихотворение. Уже во второй строке ощущается, охватившее автора, чувство легкой грусти. Прошлое он сравнивает с облетевшим яблоневым цветом, подчеркивая тем самым, что на данном этапе уже поздно что-либо менять в этой жизни. Его сердце уже не пылает, как раньше, разум берет верх над эмоциями, а душевные порывы представляются юношеской глупостью.

Оглядываясь назад, поэт констатирует, что жизнь, по сути, уже прожита, а он, словно во сне, проскакал по ней на розовом коне, даже не заметив. Вместе с молодостью ушли беззаботность, мечты, ощущение счастья. Лишь в ту пору можно было жить одними чувствами, а сейчас в своих скупых желаниях он руководствуется только рассудком. Вместе с тем, в тексте стихотворения не заметно явного сожаления о быстротечности жизни. Поэт осознает, что ничто не вечно в этом мире и нужно благодарить судьбу за отпущенные моменты.

Анализ

История создания

Философские мотивы стали появляться в сочинениях Есенина к началу двадцатых годов. Они заключались в размышлениях о прожитых годах, об ушедшей бесшабашной, растраченной впустую, молодости. За плечами поэта остались пережитые страдания, любовные победы и поражения, неудачи в личной жизни, крах брачного союза с Зинаидой Райх. Социальные потрясения на фоне бурных событий, происходящих в стране, также не могли не оставить следа в биографии Есенина. Все чаще молодого поэта посещают мысли о скорой кончине.

Мало кому известно, что на написание стихотворения «Не жалею, не зову…» поэта подвигло прочтение лирического отступления к шестой главе «Мертвых душ». Гоголь назвал его «О юности и впечатлениях», и оно очень соответствовало тому состоянию, в котором на момент прочтения находился Есенин. Так, под впечатлением от текста, который был созвучен его душевному настрою, поэт написал данное стихотворение. Опубликовано оно было в 1922 году в журнале «Красная нива».

Персонажи и образы

В центре повествования – лирический герой и его переживания. Фоном для этого служат природные образы, которые ассоциируются с определенными моментами человеческой жизни. Выражение «Буйство глаз и половодье чувств» говорит о несдержанности и бесконтрольности эмоций, которым был подвержен поэт в юные годы. Символичен в этом смысле и образ коня, сопоставимый с розовыми мечтами юношества. Поэт сожалеет о том, что розовый конь вместе со своим всадником слишком быстро пролетел над приснившейся жизнью.

Быстротечность бытия герой подчеркивает не столько белым цветом яблони, сколько ее дымом, от которого не остается следа. Увядание он сравнивает с золотом, подразумевая, тем самым, не только старость, но и тот золотой возраст, когда человек обретает определенный опыт, который для каждого является своеобразной драгоценностью.

Композиция

Основу стихотворения составляет антитеза, которую Есенин оформил в виде пяти катренов (четверостиший). Прошедшее поэт противопоставляет настоящему, а настоящее – будущему. Композиция линейная, последовательная, кульминация произведения заключена в словах: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»

Стихотворение делится на две смысловые части. В первой герой предается воспоминаниям о молодости, затем переходит к размышлениям на вечную тему жизни и смерти. В последнем четверостишии поэт приходит к философскому заключению, делая упор на ее значимости благословением всего живого.

«Не жалею, не зову, не плачу…» – это элегия. Несмотря на то, что Есенин отрицает переживания по поводу промелькнувшей жизни, в его монологе сквозит меланхолия и грусть. В плане литературного направления – это имажинизм (акцент делается на создание образа). Вид лирики – философская.

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении очень удачно использован пятистопный хорей с перекрестной рифмой (АВАВ) и чередованием мужских и женских слогов.

Текст насыщен средствами художественной выразительности. Начальное отрицание «Не жалею, не зову, не плачу» раскрывает в дальнейшем весь спектр чувств героя. Подавленное настроение подчеркивают эпитеты: «утраченная свежесть», «тленны», «скупее». Эпитет «розовый», напротив, означает юношеские мечты, романтизм и беззаботность, наполненную силой и надеждами молодость.

Необычные метафоры, которые использует автор, наполнены красотой и звучат очень трогательно: «с белых яблонь дым», «страна березового ситца», «сердце, тронутое холодком», «увяданья золотом охваченный», «дух бродяжий», «пламень уст», «буйство глаз и половодье чувств».

Есенинское сравнение «все пройдет, как с белых яблонь дым» уже давно превратилось в самостоятельный афоризм и употребляется вне текста. Красивая лексическая конструкция «тихо льется с кленов листьев медь…» очень точно передает угасание всего живого. В стихотворении присутствует аллитерация «х», «ж». «ш», «с»: «дуХ бродяЖий! ты все реЖе, реЖе расШевеливаеШь пламень уСт» и инверсия: «с белых яблонь дым». В финале стихотворения звучит риторический вопрос: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?».

Проблематика и основная идея произведения

Есенин не первый, кто обратился к философской проблеме человеческого бытия. Во всемирной литературе существует масса таких произведений, но именно это стихотворение позволяет читателю объединиться с героем в единый образ, страдать и радоваться вместе с ним, предаваться воспоминаниям и размышлять о будущем.

В период создания этого стихотворения Есенин переосмысливал свою жизнь, менял приоритеты, отношение к миру, личные интересы также подвергались переформатированию. Поэтому на первом плане в данном произведении стоит проблема обретения житейской мудрости, взросления, понимания невозврата юности и принятие неизбежности будущего, каким бы оно ни было. Таким образом, эта элегия – зеркальное отражение внутреннего состояния героя, всего того, что накопилось в его душе и требовало выхода, что он и постарался осуществить в своем произведении.

Источник

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

не жалею не зову не плачу есенин история создания. Смотреть фото не жалею не зову не плачу есенин история создания. Смотреть картинку не жалею не зову не плачу есенин история создания. Картинка про не жалею не зову не плачу есенин история создания. Фото не жалею не зову не плачу есенин история создания

Всего получено оценок: 81.

Всего получено оценок: 81.

Пейзажную лирику С. Есенина изучают в 1–4 классах. Философский же пласт творчества поэта младшим школьникам понять сложно, зато старшеклассники знакомятся с ним с удовольствием. В программу старшей школы входит стихотворение, о котором пойдёт речь. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не жалею, не зову, не плачу» по плану.

не жалею не зову не плачу есенин история создания. Смотреть фото не жалею не зову не плачу есенин история создания. Смотреть картинку не жалею не зову не плачу есенин история создания. Картинка про не жалею не зову не плачу есенин история создания. Фото не жалею не зову не плачу есенин история создания

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не жалею, не зову, не плачу.

История создания – вышло из-под пера поэта в 1921, впервые было напечатано в журнале «Красная нива» за 1922 г.

Тема стихотворения – быстротечность человеческой жизни, воспоминания о молодости.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «страна березового ситца», «пламень уст», «тихо льётся с клёнов листьев медь».

Эпитеты«Дух бродяжий»,«утраченная свежесть», «сердце, тронутое холодком».

Сравнения«всё пройдёт, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

История создания

Часто историю написания произведения связывают с «Мёртвыми душами» Н. В. Гоголя. В лирическом отступлении повести есть строки, смысл которых отобразился в творении Есенина: «…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!».

Впервые стихотворение увидело мир на страницах «Красной нивы» в 1922 г.

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализируемом стихотворении раскрыл тему быстротечности человеческой жизни, с которой тесно связан мотив воспоминаний о молодых годах. В центре произведения лирический герой. Строки написаны от первого лица единственного числа.

Лирический герой замечает и то, что у него меньше желаний. В какой-то момент он начинает сомневаться, не приснилось ли ему то, что он называет молодостью. Во время этих раздумий рождается оригинальный метафорический образ юности. С. Есенин называет её розовым конём. Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь – быстрый бег молодых лет.

Композиция

Стихотворение делится на две смысловые части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально оно состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Последнее четверостишие – вывод, который позволяет автору сделать философскую составляющую более выразительной.
Стихотворный размер – пятистопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Жанр произведения – элегия, так как автор грустно раздумывает над вечными философскими проблемами. Хотя лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовёт, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение.

Средства выразительности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *