не знающий историю обречен на ее повторение

Погостье

Тот, кто забывает свою историю, обречен на ее повторение.
Древний философ

Николай Николаевич Никулин. Воспоминания о войне.

Родился 7 апреля 1923 года в селе Погорелка Мологского района Ярославской области. Отец — Никулин Николай Александрович (1886–1931), окончил Санкт-Петербургский университет. Мать — Никулина (Ваулина) Лидия Сергеевна (1886–1978), выпускница Бестужевских курсов. Супруга — Григорьева Ирина Сергеевна (1930 г. рожд.), заведует отделением рисунка в отделе истории западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа. Сын — Никулин Владимир Николаевич (1959 г. рожд.), работает в Институте ядерной физики РАН. Дочь — Никулина Лидия Николаевна (1961 г. рожд.). Имеет четверых внуков.

В 1941 году Николай Никулин окончил десятилетку. В ноябре того же года добровольцем ушел на фронт и оказался под Волховстроем, в 883-м корпусном артиллерийском полку, позднее переименованном в 13-й гвардейский. В его составе участвовал в наступлении от Волховстроя, в боях под Киришами, под Погостьем, в Погостьинском мешке (Смердыня), в прорыве и снятии блокады Ленинграда. Летом 1943 года в составе первого батальона 1067-го полка 311-й стрелковой дивизии принимал участие в Мгинской операции. Окончил снайперские курсы, был командиром отделения автоматчиков, а затем наводчиком 45-миллиметровых пушек.
С сентября 1943 года воевал в 48-й гвардейской артиллерийской бригаде. Участвовал в боях за станцию Медведь, города Псков, Тарту, Либаву. В начале 1945 года часть была переброшена под Варшаву, откуда двинулась на Данциг. Закончил войну в Берлине в звании сержанта. Был четырежды ранен, контужен.
За проявленное на войне мужество награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу», медалями «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», другими наградами.
После демобилизации в ноябре 1945 года поступил и в 1950 году с отличием окончил исторический факультет Ленинградского Государственного университета. В 1957 году успешно окончил аспирантуру при Государственном Эрмитаже и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.
С 1949 года работает в Государственном Эрмитаже. Вначале был экскурсоводом. В 1955 году становится научным сотрудником одного из ведущих научных отделов — отдела западноевропейского искусства, где продолжает успешно трудится более 50 лет.
Н.Н. Никулин — один из самых близких и талантливых учеников известного ученого-эрмитажника В.Ф. Левинсона-Лессинга. Совместно с ним он работал над первым научным каталогом фламандских примитивов, вышедшим в Брюсселе в 1965 году.
Много лет Н.Н. Никулин занимался организацией выставок. В Эрмитаже им были организованы выставки и изданы соответствующие каталоги: «Немецкий пейзаж XVIII века», «Немецкая живопись XVIII века», «Антон Рафаэль Менгс», «Якоб Филипп Хаккерт», «Картина Мартина де Фоса из Таллинского музея. История реставрации», «Западноевропейский портрет» (в соавторстве с Ю.А. Русаковым). В его активе организация многочисленных передвижных выставок картин Эрмитажа в городах СССР и за рубежом, в том числе: «Картины Ангелики Кауфман» — Австрия, «Искусство эпохи Коперника» — Польша, «Лукас Кранах» — Берлин и Веймар. Николай Николаевич принимал участие в организации выставки фотографий Даниила Онохина в Музее города — «Боевой путь 311-й стрелковой дивизии».
Н.Н. Никулин — автор свыше 160 статей, книг, каталогов, учебников и учебных пособий. Наиболее важные среди них: «Нидерландское искусство в Эрмитаже» (очерк-путеводитель), «Нидерландское искусство XV–XVI веков в музеях СССР» (1987), «Немецкое искусство в Эрмитаже» (1987), «Золотой век нидерландской живописи» (1981), «Антон Рафаэль Менгс» (1989), «Якоб Филипп Хаккерт» (1998) и др. Его перу принадлежат многочисленные статьи в научных журналах России, Италии, Польши, Венгрии, Германии, Бельгии и Голландии.
По признанию директора Государственного Эрмитажа академика М.Б. Пиотровского, многие искусствоведы с гордостью причисляют себя к школе Н.Н. Никулина. Его ученики работают в Государственном Эрмитаже, во многих городах России и ближнего зарубежья. С 1965 года Николай Николаевич совмещает работу в музее с преподавательской деятельностью в Институте имени И.Е. Репина, где он является профессором, заведующим кафедрой истории европейского искусства XV–XVIII веков, ведет ряд специальных курсов: «Творчество Босха», «Творчество Брейгеля», «Нидерландская живопись XV века», занимается подготовкой аспирантов. В 1991 году его избрали членом-корреспондентом Российской академии художеств.
19.03.2009 он ушел из жизни. Всю войну он прошел простым солдатом, служил в пехоте, а в 1970-е годы записал все то, что увидел и пережил на военных дорогах. Эти его дневниковые записи стали основой книги «Воспоминания о войне», изданной в серии «Хранитель».

Источник

Новое в блогах

В этот день много лет назад

«Кто не знает истории, тот обречен на повторение ее». Цицерон

В 1742 году императрица Елизавета Петровна, взошедшая на престол в самом конце 1741-го, распорядилась: «Всем обывателям объявить с подписками, чтоб никто в Москве по улицам на резвых лошадях отнюдь не ездили и людям утеснения и убивства не чинили». Указ последовал, когда государыня-москвичка, пожаловав со всем двором из Петербурга в родной город на назначенную на начало мая коронацию, с возмущением констатировала, что в Первопрестольной «многие всяких чинов люди ездят на резвых лошадях и давят и побивают людей».

В 1814 году в столицу Франции, капитулировавшую к двум часам ночи, вошли союзные войска России, Австрии и Пруссии. Русские солдаты по ходу движения забегали в трактиры для утоления жажды и голода и, чтобы не отстать от своих, подгоняли трактирщиков возгласами «Быстро! Быстро!». Сегодня на Монмартре, на стене кафе под названием «У матушки Катрин», можно увидеть памятную дощечку с надписью: «Здесь 30 марта 1814 года казаки дали жизнь своему прославленному «бистро», которое стало достойнейшим прародителем всех наших бистро».

В 1970 году на экраны страны вышел фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», поставленный совместно на Мосфильме и Ленфильме. В ролях были заняты Анатолий Кузнецов, Спартак Мишулин, Николай Годовиков. Съемки в Дагестане и Таджикистане длились 2 года, актер Павел Луспекаев не дожил до премьеры фильма. Картина сразу стала фаворитом проката, несмотря на то, что официально была отнесена ко 2-ой категории.

В 1981 году в округе Вашингтон Джон Хинкли предпринял попытку убийства президента США Рональда Рейгана. Глава государства был ранен в легкое срикошетившей пулей. Стрелявший был признан невменяемым и отправлен в психиатрическую клинику. Хинкли считал, что если застрелит Рейгана, завоюет любовь актрисы Джуди Фостер, к которой питал нежные чувства. Эта идея пришла ему в голову после просмотра фильма «Водитель такси», в которой главный герой составляет план убийства кандидата в президенты, чтоб добиться любви своей пассии.

В 1987 году в этот день на лондонском аукционе за фантастическую сумму в 50 миллионов долларов была продана картина Ван Гога «Подсолнухи». Увы, при жизни голландского художника, опередившего свое время и признанного гением лишь после смерти, только одна работа мастера смогла найти своего покупателя…

В 1844 году родился Поль Верлен, вместе с Артюром Рембо и Стефаном Малларме один из основоположников французского символизма. Верлен написал около тысячи стихотворений — эмоциональные, тонкие, наполненные чувством мятущегося поэта. Максим Горький сказал о нём: «Такие поэты плутали в тёмной жизни, ища себе в ней чистого угла, часто шли против самих себя и гибли, неудовлетворенные, ничего не найдя, гибли с оскорбленной душой, измученные шумом пошлой и развратной жизни…»
Верлена связывали двусмысленные отношения с юным поэтом Артюром Рембо. В конце концов, за покушение на жизнь Рембо Верлен попал в тюрьму. Самая известная книга Верлена – «Романсы без слов». Вот отрывок из стихотворения «Марина» в переводе Бенедикта Лившица.
Океан, в котором
Звонок плеск волны,
Мечется под взором
Траурной луны,
И вгрызаясь резче
В неба бурый мрак,
Блещет в нем зловещий
Молнии зигзаг.
В судороге пьяной
Каждый новый вал
Пляшет, плещет рьяно
Вдоль подводных скал,
А по небосводу,
Рыща напролом,
Рвется на свободу
Ураганный гром.

Поля Верлена называли поэтом «мимолетных впечатлений, растворившим слова в мире звуков». Его творчество, не признанное современниками, определило развитие поэзии ХХ века.

А теперь, уважаемые форумчане, Вспомните, а что такого интересного произошло в вашей жизни?

Источник

В этот день много лет назад

«Кто не знает истории, тот обречен на повторение ее». Цицерон

В 1742 году императрица Елизавета Петровна, взошедшая на престол в самом конце 1741-го, распорядилась: «Всем обывателям объявить с подписками, чтоб никто в Москве по улицам на резвых лошадях отнюдь не ездили и людям утеснения и убивства не чинили». Указ последовал, когда государыня-москвичка, пожаловав со всем двором из Петербурга в родной город на назначенную на начало мая коронацию, с возмущением констатировала, что в Первопрестольной «многие всяких чинов люди ездят на резвых лошадях и давят и побивают людей».

В 1814 году в столицу Франции, капитулировавшую к двум часам ночи, вошли союзные войска России, Австрии и Пруссии. Русские солдаты по ходу движения забегали в трактиры для утоления жажды и голода и, чтобы не отстать от своих, подгоняли трактирщиков возгласами «Быстро! Быстро!». Сегодня на Монмартре, на стене кафе под названием «У матушки Катрин», можно увидеть памятную дощечку с надписью: «Здесь 30 марта 1814 года казаки дали жизнь своему прославленному «бистро», которое стало достойнейшим прародителем всех наших бистро».

В 1970 году на экраны страны вышел фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», поставленный совместно на Мосфильме и Ленфильме. В ролях были заняты Анатолий Кузнецов, Спартак Мишулин, Николай Годовиков. Съемки в Дагестане и Таджикистане длились 2 года, актер Павел Луспекаев не дожил до премьеры фильма. Картина сразу стала фаворитом проката, несмотря на то, что официально была отнесена ко 2-ой категории.

В 1981 году в округе Вашингтон Джон Хинкли предпринял попытку убийства президента США Рональда Рейгана. Глава государства был ранен в легкое срикошетившей пулей. Стрелявший был признан невменяемым и отправлен в психиатрическую клинику. Хинкли считал, что если застрелит Рейгана, завоюет любовь актрисы Джуди Фостер, к которой питал нежные чувства. Эта идея пришла ему в голову после просмотра фильма «Водитель такси», в которой главный герой составляет план убийства кандидата в президенты, чтоб добиться любви своей пассии.

В 1987 году в этот день на лондонском аукционе за фантастическую сумму в 50 миллионов долларов была продана картина Ван Гога «Подсолнухи». Увы, при жизни голландского художника, опередившего свое время и признанного гением лишь после смерти, только одна работа мастера смогла найти своего покупателя…

В 1844 году родился Поль Верлен, вместе с Артюром Рембо и Стефаном Малларме один из основоположников французского символизма. Верлен написал около тысячи стихотворений — эмоциональные, тонкие, наполненные чувством мятущегося поэта. Максим Горький сказал о нём: «Такие поэты плутали в тёмной жизни, ища себе в ней чистого угла, часто шли против самих себя и гибли, неудовлетворенные, ничего не найдя, гибли с оскорбленной душой, измученные шумом пошлой и развратной жизни…»
Верлена связывали двусмысленные отношения с юным поэтом Артюром Рембо. В конце концов, за покушение на жизнь Рембо Верлен попал в тюрьму. Самая известная книга Верлена – «Романсы без слов». Вот отрывок из стихотворения «Марина» в переводе Бенедикта Лившица.
Океан, в котором
Звонок плеск волны,
Мечется под взором
Траурной луны,
И вгрызаясь резче
В неба бурый мрак,
Блещет в нем зловещий
Молнии зигзаг.
В судороге пьяной
Каждый новый вал
Пляшет, плещет рьяно
Вдоль подводных скал,
А по небосводу,
Рыща напролом,
Рвется на свободу
Ураганный гром.

Поля Верлена называли поэтом «мимолетных впечатлений, растворившим слова в мире звуков». Его творчество, не признанное современниками, определило развитие поэзии ХХ века.

А теперь, уважаемые форумчане, Вспомните, а что такого интересного произошло в вашей жизни?

Источник

Кто забывает историю, обречен на ее повторение

Оригинал взят у не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть фото не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть картинку не знающий историю обречен на ее повторение. Картинка про не знающий историю обречен на ее повторение. Фото не знающий историю обречен на ее повторениеmakrofag2 в Кто забывает историю, обречен на ее повторение. привет киеву.

На этом страшном кадре – Киев, сентябрь 1941 года. Бабий яр. Мать за секунду до гибели прижимает к себе ребенка. Человек в форме СС, который убьет ее и ребенка через секунду-другую – не немец. Он украинец, точнее – уроженец Западной Украины, из Житомира. Служил в дивизии «Галичина», а с 1943 года участвовал в работе айнзатц-групп.

не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть фото не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть картинку не знающий историю обречен на ее повторение. Картинка про не знающий историю обречен на ее повторение. Фото не знающий историю обречен на ее повторение

Откуда такие подробности? Практически от него самого. Эту фотографию изъяли партизаны вместе с документами и армейским жетоном. Изъяли, когда обыскивали его тело. Чудовищная фотография станет одним из самых красноречивых свидетелей жертв нацизма на Нюрнбергском процессе.

Но больше всего поражает, что вот эта фотография хранилась среди личных вещей убитого бандеровца. Вместе с семейными карточками, письмами домой лежало вот ЭТО. Бережно хранилось – фото на память. Может, даже для семейного альбома. С гордостью детям и внукам на старости лет показывать: вот, дескать, как я «отважно воевал» за самостийну Украину когда-то..

не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть фото не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть картинку не знающий историю обречен на ее повторение. Картинка про не знающий историю обречен на ее повторение. Фото не знающий историю обречен на ее повторение

Немцы убивали евреев, русских, белорусов, украинцев. И украинцы убивали евреев, русских, белорусов, украинцев. Только первые делали это равнодушно или иногда даже с отвращением (но не из жалости к жертвам, а потому что «грязная», не достойная арийского сверхчеловека работа), а украинцы из Галичины и ряды областей Зап. Украины делали это весело, с удовольствием и огоньком.

не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть фото не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть картинку не знающий историю обречен на ее повторение. Картинка про не знающий историю обречен на ее повторение. Фото не знающий историю обречен на ее повторение

Ни тех, ни других подобные «нюансы» не оправдывают. Зато это различие многое говорит об украинцах.

не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть фото не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть картинку не знающий историю обречен на ее повторение. Картинка про не знающий историю обречен на ее повторение. Фото не знающий историю обречен на ее повторение

Несколько лет назад мне довелось прочитать в добротном переводе с польского книгу о Волынской резне и вообще о бандеровском движении (в течении всего нескольких лет в Польше такие книги иногда выпускались. У нас их не выпускали вообще – исходя из идиотской «дружбы народов»).

не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть фото не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть картинку не знающий историю обречен на ее повторение. Картинка про не знающий историю обречен на ее повторение. Фото не знающий историю обречен на ее повторение

Были там письма и пострашнее, иногда встречались «почти» без зверств. Важней другое. Немцы, хоть и не все – понимали, что творят зло. Но оправдывали себя идеей, необходимостью, войной, приказом. Даже твердолобые наци подсознательно, подстрочно искали себе оправдания.

Все это имеет самое непосредственное отношение к дню сегодняшнему. Горящие заживо люди в Одессе. Превращенные в город-призрак Славянск, убитые женщины и дети, расстрелянные журналисты, взорванный над Луганском пассажирский самолет, говорит об одном – они вернулись.

Прямые и идейные потомки тех, кто шел тогда за Бандерой, Шухевичем, Коновальцем. и иже с ними. А мы попали в паршивую ситуацию, потому что не поняли главного – они ИНЫЕ.

Вчера наблюдал переписку двух пользователей (не у себя на странице). Оба отчаянно писали третьему, что НИКТО не взорвет специально пассажирский лайнер. Что этого не может быть потому что не может быть никогда!

Что украинцы взорвали самолет по ошибке. Они НЕ МОГЛИ сделать этого специально, обдуманно, нарочно.

А вот немецкие солдаты и даже видевшие концлагеря офицеры СС писали о «нечеловеческой ненависти» в глазах тех украинцев. Сегодня мы снова наблюдаем эти глаза и что творят их обладатели. Смотрим, но не хотим видеть.

Поверьте, будут прекрасно. Ненависть согреет куда лучше нашего газа. А не согреет, так можно пойти и устроить пожар у соседа и погреться у огня от его догорающей хаты, насилуя его женщину и забавляясь, убивая его детей.

Мы совершили страшную ошибку. И за эту ошибку теперь будем платить самую высокий цену. Евреи, столкнувшись с нацизмом – берегут, лелеют и хранят память об этом зле. Они детей своих водят в музеи, концлагеря и показывают ВСЕ. Не щадят детскую психику. Чтобы до боли, до слез впечатали в память, в каждую клетку своего тела, что такое нацизм и почему его нужно уничтожать.

А у нас под боком родилось зло пострашнее – украинцы-бандеровцы. Более упрямое, жестокое, бесчеловечное. И более живучее.

Но мы предпочли забыть, вычеркнуть его из памяти. Чтобы «не портить отношения» мы не открывали музеи и мемориалы; мы не писали книги, не выпускали фильмы, не давали слово еще помнившим старикам.

Помню, как однажды мой дед пришел домой накануне майских праздников в слезах. Это было сильно и непривычно. Даже на День Победы он лишь украдкой пускал слезу, а тут разом постаревший и льющий слезы человек.

Уже потом он рассказал, что на школьной линейке, куда его пригласили как военного героя, ветерана и большого партийного человека, он вместо парадных рассказов об однополчанах попытался рассказать школьникам о том, что увидел на Украине – в Киеве, во Львове, на Волыни. Ему не дали говорить и десяти минут. Учительница и завуч буквально вытолкали его с линейки.

— Как вы смеете! Тут же могли быть и украинцы, украинские дети! – кричали ему уже в коридоре.

не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть фото не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть картинку не знающий историю обречен на ее повторение. Картинка про не знающий историю обречен на ее повторение. Фото не знающий историю обречен на ее повторение

Сегодня Украина оказалась под властью бандеровцев. На наших глазах они строят общество и государство своей изуверской мечты.

не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть фото не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть картинку не знающий историю обречен на ее повторение. Картинка про не знающий историю обречен на ее повторение. Фото не знающий историю обречен на ее повторение

не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть фото не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть картинку не знающий историю обречен на ее повторение. Картинка про не знающий историю обречен на ее повторение. Фото не знающий историю обречен на ее повторение
не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть фото не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть картинку не знающий историю обречен на ее повторение. Картинка про не знающий историю обречен на ее повторение. Фото не знающий историю обречен на ее повторение

Когда сжигали людей в одесском Доме профсоюзов, казалось – страшней ничего быть не может. Когда Славянск ровняли с землей с горы Карачун, казалось – ничего бесчеловечнее быть не может. Когда в четверг малазийский самолет рухнул с 10 километров, казалось – ничего подлей быть не может. Но логика, разум, слова и воспоминания деда подсказывают мне, что может. И будет.

Мой давно ушедший с журавлиным клином дед был прав. А я и мы все ошибались.

Скоро мы все это поймем. Главное, чтобы не было поздно.

Источник

Не знающий историю обречен на ее повторение

не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть фото не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть картинку не знающий историю обречен на ее повторение. Картинка про не знающий историю обречен на ее повторение. Фото не знающий историю обречен на ее повторение

не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть фото не знающий историю обречен на ее повторение. Смотреть картинку не знающий историю обречен на ее повторение. Картинка про не знающий историю обречен на ее повторение. Фото не знающий историю обречен на ее повторение

Философия освобождения запись закреплена

Кто не знает истории, обречён на её повторение. Подобное в 1903 писал Военный министр Российской Империи Алексей Куропаткин про Японскую армию.

“Вооруженные силы японцев находятся на довольно высокой степени развития и представляют противника, с которым на Дальнем Востоке приходится серьезно считаться. Не могу, однако, остановиться и на отрицательной стороне скороспелой культуры японского народа и – главное японской армии – именно на отсутствии религиозного чувства. В военных школах никакого религиозного образования и воспитания не дают; храмов при школах не имеется; будущие офицеры Всевышнему не молятся ни в горе, ни в радостях. То же явление наблюдается и в армии. В этом и заключается большая слабость японской армии. Без религии и без веры в Промысел Божий выдержать тяжелые испытания войны, вынести тяжкие потери и лишения могут лишь отдельные лица, но не массы. Вместо религии в школах преподается высшая мораль: любовь к Родине, Императору и уважение к семье”

Как мы помним, через 2 года выяснилось, что молебны в армии помогают хуже, чем винтовки, снаряды, патроны, медикаменты и провиант. А боевому духу способствует не вера в промысел божий, а осознание того, что сражаешься за себя и своих близких, а не за интересы помещиков или олигархов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *