недоросль характеристика персонажей с цитатами
Краткая характеристика героев в комедии «Недоросль» Фонвизина
Фонвизин в своем произведении попытался отобразить порочные нравы провинциального дворянства того времени. Отдельной темой, на которой автор постарался заострить внимание читателя является проблема воспитания молодого поколения. Образ и характеристика главных героев комедии «Недоросль» поможет понять, кто является положительным, а кто отрицательным персонажем. Каждый из них по-своему индивидуален. Многое можно понять, прочитав их имена и фамилии. Глядя на них видишь, какими показателями характера они наделены и что из себя представляют.
Простакова
Дворянка по происхождению. Мать Митрофанушки. Не любит людей и супруга. При любом удобном случае дает мужу понять, что он никто в доме. Женщина командир. Необразованна. Невоспитанна. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. Злая, грубая баба. Души не чает в единственном сыне. Питает страсть к деньгам. Ради наживы и выгоды пойдет по головам. Хитра и коварна. Именно она придумала план, как обвести вокруг пальца сиротку и женить на ней сынка. Будущее Митрофана для Простаковой на первом месте. Все для него любимого, но сам сынок вряд ли в состоянии оценить по достоинству всепоглощающую материнскую любовь и заботу.
Простаков
Муж Простаковой. Полностью соответствует фамилии. Этакий простачок. Подкаблучник. Пассивный, безвольный мужчина. Привык, что в доме всем рулит жена. Всегда старается угодить ей, иначе можно попасть под горячую руку супруги, а она у нее тяжелая. Самому не раз приходилось получать оплеухи от женушки. Любит сына. В душе гордится единственным наследником. Правда, непонятно, какие могут быть причины для гордости, если сын, кроме презрения ничего вызывать не может.
Митрофан
Главный герой комедии. Сын Простаковых. Недоросль. Подросток шестнадцати лет от роду. Маменькин сынок. Привыкший, что мамаша и ее окружение выполняют любое желание по щелчку пальца, и не дай бог, кто ослушается юного господина. Избалованный, эгоистичный юноша. Любит деньги. Не уважает старших. Никчемный молодой человек. Учеба для него тяжкий труд. Не по зубам ему гранит науки. Ленив. Зато предложение жениться вызвало у парня неподдельный интерес. Вот бы такое рвение да в нужное русло. Невежественен и глуп.
Скотинин
Брат Простаковой. Дворянин. Любит свиней и деньги. Невежественен. Груб. Необразован. Из-за приданого готов был взять в жены Софью, не питая к ней чувств. Невоспитанный, неотесанный мужик. Копия своей сестры.
Софья
Сирота. Дворянка по происхождению. Племянница Стародума, которую под свое крыло взяли Простаковы. Юное, чистое создание. Богатая наследница, что послужило поводом для стычки между хозяйским сыном и Скотининым. Получила хорошее образование. Честна, порядочна. Доброй души человек. Отличается отзывчивостью. Верная. Любит своего жениха Милона. Готова бороться за свою любовь до последнего.
Стародум
Дядя Софьи. Опекун девушки, вынужден был покинуть племянницу на длительное время, чтобы улучшить положение и встать на ноги для ее блага. Хороший наставник. Дает правильные советы. Сильная, авторитетная личность. Мудрый, рассудительный. Добрый. Все нажитое заработал честным трудом. Прямолинеен.
Милон
Жених Софьи. Честный, порядочный парень. Военный. Искренне любит Софью. Высокоморален. Образован. Скромен. Честь и отвага для него не пустые слова. Достойная партия для любой девушки.
Правдин
Государственный служащий. Чиновник. Честный, порядочный человек. Занимается тем, что подвергает наказанию помещиков, отличающихся жестокостью по отношению к крепостным.
Цыфиркин, Кутейкин, Вральман
Горе преподаватели хозяйского сына. Ни один не получил должного образования. Все они из бывших простых работяг.
Вральман работал кучером. Немец. Учит Митрофана иностранному языку. Хитрый, льстивый. Способен на подлость и обман.
Кутейкин обучает недоросля грамоте. Дьячок. Учитель из него никакой. Расчетлив. Труслив.
Цыфиркин. Из бывших военных. Преподает арифметику. Добрый, честный мужчина. Как учитель ничего из себя не представляет.
Еремеевна
Няня Митрофана. Обычная крестьянка. Женщина верно и преданно, как собака, служит хозяйке на протяжении жизни. Терпеливо сносит оскорбления, рукоприкладство, не выражая недовольства. Получает мизерную зарплату, но попросить поднять жалованье у нее не хватит духа, не в ее это характере. Принимает жизнь такой, какая есть.
Тришка
Крепостной крестьянин. Портной при дворе. Не имеет профессионального швейного образования. Неглуп. Может постоять за себя и огрызнуться в ответ на замечания хозяйки. Отличается рассудительностью.
Сатирическое произведение Фонвизина, не теряет актуальность по сей день. Имена главных героев Митрофана, Простаковой, Скотинина стали нарицательными, а фразы из комедии крылатыми. Цитаты, характеризующие героев комедии «Недоросль» помогут читателю лучше понять, что собой представляет тот или иной персонаж в данном произведении. Некоторые цитаты довольно прочно вошли в повседневную речь, благодаря яркости, емкости и злободневности.
Знаменитые фразы из комедии
«Не хочу учиться – хочу жениться». Фраза Митрофана, адресованная матери. В жизни применяют к тем молодым людям, у которых ветер в голове. Чья жизнь одни сплошные развлечения и удовольствия. Ни об учебе, ни о работе никто из них даже не думает.
«А там и женишься». Заключив брачный союз на взаимовыгодных условиях, можно больше не беспокоиться за свое будущее. Своего рода брак по расчету, не по любви.
«Дела не делай, от дела не бегай». Так говорят о тех людях, кто безответственно относится к работе, а лишь создает видимость ее на рабочем месте.
«Наличные деньги – не наличные достоинства». Наличие денег еще ни о чем не говорит и тем более автоматически не может сделать человека хорошим в глазах других.
«Белены объелся». Данную фразу можно отнести к тем людям, которые совершают неадекватные поступки, глупости, не поддающиеся разумному объяснению.
ЦИТАТЫ ПО ПЕРСОНАЖАМ
Правдин
Прямое достоинство в человеке есть душа.
Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.
Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, кому они написаны.
Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно.
Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры.
Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.
Я прошу извинить меня, что вас оставлю.
Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.
Стародум
Невежда без души – зверь.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь.
Честный человек должен быть совершенно честный человек
Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Милон
Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным.
Я влюблен и имею счастие быть любим.
Судья, который, ни убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.
В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди.
Софья
Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену.
Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных.
Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники.
Читала теперь книжку… французскую. Фенелона, о воспитании девиц.
Митрофанушка
Не хочу учиться, хочу жениться!
Да всяка дрянь в голову лезла, то ты батюшка, то ты матушка.
Поучусь; только чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!
Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю.
Да отвяжись матушка, как навязалась!
Простакова
Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка.
Век живи, век учись, друг мой сердешный!
Без наук люди живут и жили.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится.
Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи.
Скотинин
Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.
У меня такой обычай, как что забору в голову, то из нее гвоздем не выколотишь.
Главные и второстепенные герои в комедии «Недоросль» (для школьников и студентов)
В своей комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин поднимает острые общественно политические проблемы. Он рассуждает о роли просвещения и воспитания в развитии отдельной личности и государства в целом.
Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂
Главные и второстепенные герои комедии «Недоросль» – типичные представители социальных слоев России XVIII в. Это столичные и провинциальные дворяне, крепостные крестьяне, военные, представители духовенства, мещане, чиновники.
Характеристика героев
Хотя комедия написана в традициях классицизма, характеристика героев в «Недоросле» лишена шаблонности, свойственной этому литературному направлению. Еще видно четкое деление действующих лиц на положительных и отрицательных, но образы получились не схематичными, а живыми, с яркими индивидуальными чертами.
Госпожа Простакова
Один из центральных персонажей пьесы «Недоросль» – Простакова. Это, пожалуй, самый живой и неоднозначный персонаж.
Дворянка по происхождению, госпожа Простакова владеет поместьем в глубинке России. Полностью подчинив мужа, она распоряжается всем в доме и сама ведет хозяйство. Помещица жестока с крепостными, оскорбляет и бьет их, наказывает за любую провинность.
Простакова невежественна. Знания и учеба для нее – пустая трата времени. Сыну она решает дать образование лишь потому, что это модно и необходимо, чтобы поступить на государственную службу. При этом Простаковой нельзя отказать в уме и хитрости. Именно она придумала план похищения Софьи.
При всех отрицательных чертах характера Простакова искренне любит сына. Он смысл ее жизни. Ради него она готова на все. Но слепая материнская любовь лишь вредит Митрофану.
Господин Простаков
Терентий Простаков – муж госпожи Простаковой и отец Митрофана, провинциальный помещик. У него говорящая фамилия. Это простой, недалекий человек, не имеющий собственного мнения, безвольный и не способный принимать самостоятельные решения. Он полностью подчинился активной и деятельной жене, стал ее тенью. Безвольный помещик позволяет ей оскорблять и даже бить себя. Простаков всей душой любит сына, даже несмотря на то, что тот грубит ему.
Митрофан
Митрофан – один из главных действующих лиц, сын Терентия Простакова и его жены, юноша 15 лет, недоросль. Учебу он считает бесполезной тратой времени. 4 года занятий с домашними учителями прошли для него даром.
Митрофан груб и бессердечен. Он не уважает отца и не питает к нему теплых чувств. С матерью он ласков и почтителен до тех пор, пока она исполняет его прихоти. Когда помещица оказалась в беде и потеряла свою власть, он отворачивается и от нее. Крепостных избалованный юноша не считает за людей и при любом случае оскорбляет их. Даже няню Еремеевну, которая любит его всей душой и защищает до последнего, он обижает без малейшего раскаяния. С учителями он груб и непочтителен.
Митрофан перенял от дядюшки Простакова любовь к свиньям. Небезразличны ему и деньги. Юноша хочет жениться на Софье, узнав, что та получит богатое наследство от Стародума.
Скотинин
Тарас Скотинин – брат госпожи Простаковой. Он провинциальный помещик, дворянин. Скотинин необразован, гордится, что за всю жизнь не прочитал ни одной книжки. Он груб и жесток, особенно со своими крестьянами, которых колотит за любую провинность. Зато в его деревнях созданы все условий для свиней, главной любви и страсти в жизни Скотинина. К ним он относится лучше чем, к людям.
Софья
Софья происходит из просвещенной дворянской семьи. После смерти родителей она попадает в семью Простаковых, дальних родственников, где ей приходится несладко.
Софья в переводе с греческого означает «мудрость». Ум, рассудительность – главные качества героини. Девушка получила хорошее образование, любит читать. К тому же у нее доброе, отзывчивое сердце.
Она искренне любит Милона и ценит заботу дядюшки Стародума. Софья смиренно терпит издевательства Простаковой, но ее нельзя назвать безропотной. За свою любовь и право самостоятельно выбирать мужа она готова бороться до последнего.
Стародум
Представления Фонвизина об идеальном наставнике и воспитателе воплотились в образе Стародума. Это опекун Софьи и ее дядя. Стародум – сильная личность, но он не стремится подчинить себе племянницу. С девушкой он разговаривает на равных, советует, объясняет, но не приказывает, не пытается давить на нее. Он мудрый наставник и друг для нее.
У Стародума говорящая фамилия. Она сложилась из сочетания 2 слов: «старый» и «думать». Старый – это не столько указание на возраст героя, сколько на его приверженность «старым» ценностям эпохи Петра I, на привычку думать по-старому. Стародум убежден, что долг дворянина – служить Отечеству.
Он не гонится за наградами, а старается делать все по совести. На войне герой не смог заслужить ордены и звания, хотя был тяжело ранен в бою. Оказавшись при дворе, он также не смог получить чинов и привилегий. Но Стародум ни о чем не жалеет.
Для него главное не нажить богатство и получить звания, а остаться честными и благородным человеком с незапятнанной совестью. Не найдя места в современном обществе, герой уезжает в Сибирь, где без хитрости и обмана, честным трудом сколачивает свое состояние.
Стародум прямодушен и искренен, может быть резок, особенно если видит несправедливость. Он не терпит в людях лжи, грубости и подлости. При этом он великодушен и готов прощать ошибки.
Милон
Один из положительных персонажей пьесы – Милон, возлюбленный Софьи. Это образцовый офицер, очень добрый и благородный. Несмотря на молодость, уже показал себя с лучшей стороны в деле, на поле боя. Он смелый и отважный, неустрашимый. Готов отдать жизнь за Отечество.
Успехи на военном поприще не сделали Милона высокомерным. Он остается скромным и почтительным с окружающими. Старается всегда говорить правду и в людях ценит искренность и прямоту.
Милон искренне любит Софью и относится к ней с уважением. Его не интересует приданное девушки, он ценит ее внутренние качества, прекрасную и чистую душу. Софья отвечает взаимностью молодому офицеру.
Тришка
Тришка – один из ярких второстепенных персонажей пьесы, несмотря на то, что появляется по ходу сюжета лишь один раз – в начале 1-го действия. Он слуга в семействе Простаковых. В их доме он выполняет обязанности портного. Характеристика Тришки в пьесе дается устами Простаковой. По ее словам, он мошенник, вор, скот.
Но вскоре становится понятно, что так помещица относится ко всем своим слугам. Тришка же на деле оказывается умнее и благороднее своей госпожи. Он не глуп, сообразителен, сам выучился портняжному мастерству. Тришка – один из немногих не боится возражать Простаковой и умеет постоять за себя, хоть и не раз был наказан за это.
Цитаты по персонажам
В своей комедии Фонвизин поднимает злободневные для того времени проблемы, многие из них не потеряли актуальности и сейчас. Меткие фразы, произнесенные героями, стали афоризмами.
Правдин
Стародум
Милон
Софья
Митрофанушка
Простакова
Скотинин
Сочинения по произведению «Недоросль»
Одним из обязательных видов работ при изучении комедии «Недоросль» является сочинение. Вот несколько образцов.
«Не хочу учиться, а хочу жениться» – проблема воспитания в повести
В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин поднимает самые острые и злободневные проблемы, стоявшие перед обществом в те годы. Так, он рассуждает о социально-политической ситуации в России, о произволе помещиков и бесправии крестьян; о роли образования и воспитания.
Причина того, что помещики-самодуры унижают своих крестьян, что дворяне идут на службу не ради блага Отечества, а для получения чинов и званий, кроется в воспитании. Эта тема раскрывается на сопоставлении и противопоставлении представителей молодого поколения – Софьи и Митрофана. На их примере Фонвизин показывает, какую роль играет воспитание для отдельной личности и для государства в целом.
Софья получила от родителей прекрасное воспитание. Она хорошо образованна, умна и начитанна. Но главное ее достоинство, по мнению Стародума, – доброе и чистое сердце. Даже оскорбляющей и унижающей ее Простаковой она никогда не грубит и остается почтительной с ней. А в конце пьесы даже вступается за нее, простив все нанесенные обиды. Девушка ценит любовь и заботу дядюшки Стародума. Она благодарна ему за все, что он делает для нее.
Полная ее противоположность Митрофан. Госпожа Простакова воспитывает сына так же, как воспитывали ее и брата родители. Она убеждена, что «без наук люди живут и жили». Будь ее воля, она и сына не стала бы обучать грамоте. Но по царскому указу он должен получить образование.
К Митрофану ходят учителя, но делается это лишь для галочки. Невежественную помещицу не волнует, что сами не слишком образованные Цыфиркин, Кутейкин и Вральман мало что могут дать ее сыну. Да и сам Митрофан не испытывает никакой тяги к науке и знаниям. Куда интереснее ему гонять голубей. «Не хочу учиться, а хочу жениться», – провозглашает герой, а Простакова всячески поддерживает сына.
Но страшно не только то, что Митрофан остается необразованным юношей в свои почти 16 лет. Гораздо ужаснее, что он растет эгоистом и жестоким человеком. У Простаковой нет уважения к окружающим. Даже с близкими людьми, мужем и братом, она ведет себя грубо. Для нее ничего не стоит оскорбить человека и унизить его.
А уж своих крепостных она и вовсе за людей не считает. Для нее они лишь рабочая сила, обязанная обслуживать ее и платить ей оброк. Митрофанушка растет копией своей матери. Он оскорбляет преданную и обожающую его няню Еремеевну, грубит и диктует свои правила учителям, обижает отца. Ему неведомы жалость и сострадание, он эгоист до мозга костей.
Плоды своего воспитания Простакова пожинает в конце пьесы: управлять поместьем будет Правдин, Митрофан должен отправиться служить в армию. Лишившись власти, жестокая помещица остается одна. От нее отворачиваются все, даже обожаемый сын: «Да, отвяжись, матушка, как навязалась». Стародум подытоживает: «Вот злонравия достойные плоды!», – подчеркивая важность воспитания молодого поколения.
Смысл названия: две стороны медали
Название «Недоросль» для комедии выбрано Фонвизиным неслучайно. В нем заключен важный смысл.
В XVIII в. недорослями называли несовершеннолетних подростков, еще не закончивших образование. Помимо основного, прямого значения, слово «недоросль» имеет и переносное. Так называли невежду, недалекого и необразованного человека, лентяя и лоботряса. Возраст человека при этом не важен. Это оценка применима и к юноше, и к старцу. Благодаря комедии Фонвизина, именно это значение вышло на первый план и закрепилось в русском языке.
Митрофанушка – недоросль в обоих смыслах этого слова. Он не только не получил образование, но и не желает учиться. Знания, которые пытаются ему вдолбить учителя, он считает бессмысленными и бесполезными. Занимается он лишь потому, что иначе не получит разрешения поступить на государственную службу и не сможет получить чины.
Слепая любовь и невежество госпожи Простаковой приводят к тому, что в свои 15 лет Митрофанушка не умеет делать самых элементарных вещей. Для этого у него есть слуги. В результате такого воспитания Митрофанушка вырастает эгоистичным, невежественным, ленивым, грубым, жестоким. Его имя стало нарицательным. Так теперь говорят о людях, которые не желают учиться, недалеких и не способных позаботиться о себе.
Самое страшное для автора, что при неправильном воспитании рано или поздно всякий человек вырастет, достигнет совершеннолетия, но далеко не каждый перестанет быть при этом недорослем.
Комедия Фонвизина «Недоросль»: краткое содержание, персонажи, сочинение
В свое время Петр I издал указ, согласно которому дворянские дети не могли жениться, пока не получат образования. Недорослями слали называть помещичьих сыновей, которые еще не успели в должной степени освоить науки, чтобы обзавестись семьей, хоть возраст и позволял им это сделать. Сегодня значение этого слова стало немного другим. Так называют юношей и девушек, которые выросли невежами. Такое значение слово приобрело во многом благодаря Денису Ивановичу Фонвизину, из-под пера которого в 1781 году вышла комедия «Недоросль». Сейчас ее изучают почти во всех школах. Поэтому я считаю не лишним напомнить читателям сайта «Пятерка по литературе» краткое содержание этой пьесы, дать характеристику ее персонажам и привести варианты сочинения по интересующему нас произведению.
Персонажи комедии Фонвизина «Недоросль»: краткая характеристика героев
Для того чтобы вам был понятен сюжет комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, считаю целесообразным в первую очередь познакомить вас с действующими лицами пьесы, одновременно дав им краткую характеристику.
Как видно, все главные герои комедии «Недоросль» легко делятся на положительных и отрицательных. Многие из действующих лиц пьесы имеют говорящие имена и фамилии, по которым можно судить о преобладающих чертах этих персонажей. Кстати, имя Митрофан с греческого переводится как «явленный матерью». В контексте рассматриваемого нами произведения это имя можно расшифровать как «похожий на свою мать».
Краткое содержание комедии «Недоросль» Фонвизина по действиям
Учитывая тот факт, что многим из моих читателей предстоит писать сочинение по комедии Фонвизина «Недоросль» и, возможно, искать в произведении цитаты, краткое содержание этой пьесы я изложу по действиям. Так вам, полагаю, будет удобнее.
Что происходит в первом действии комедии «Недоросль»
Действие происходит в доме Простаковых.
Хозяйка дома ругает Тришку за то, что он якобы сшил плохой кафтан для Митрофана. Тришка пробует оправдываться тем, что он не портной, но эти доводы не помогают. Робкое заступничество Простакова тоже оказывается бесполезным. Лишь когда Скотинин говорит, что кафтан сшит хорошо, Тришку прогоняют.
Простакова выражает беспокойство по поводу самочувствия сына. Тот жалуется, что плохо спал. Рассказывает сон, в котором мать била отца, и говорит ей, что ему было ее жалко, так как она устала от этого действия. Мать обнимает Митрофанушку, говоря, что он является единственным ее утешением, и отпускает его на голубятню.
Оставшиеся в комнате Простаковы и Скотинин обсуждают перспективу женитьбы Скотинина на Софье, единственный близкий родственник которой давно уже уехал в Сибирь и не дает о себе знать. Суть натуры Скотинина обнажает его вопрос о том, много ли в именье невесты свиней.
Появляется Софья с письмом в руке. Девушка говорит, что это письмо от ее дяди Стародума. Присутствующие не хотят ей верить. Для доказательства своей правоты Софья предлагает им самим прочитать письмо, но оказывается, что никто из них не умеет читать.
Входит Правдин, его-то и просят прочитать письмо, что он и делает. Выясняется, что Стародум дарит Софье большую сумму денег (10 тысяч рублей). Простакова сразу смекает, что девушка теперь стала богатой невестой, и хочет выдать ее за Митрофана. Она тут же начинает льстить девушке и уводит ее для беседы в другую комнату.
Слуга сообщает о том, что в их деревню на постой прибыли военные.
Что происходит во втором действии комедии «Недоросль»
Действие продолжается там же, где и предыдущее. Этого требуют каноны классицизма – литературного направления, являющегося в середине и во второй половине 18 века в России доминирующим.
На сцене появляются Правдин и Милон, которые оказываются давними знакомыми. Правдин сообщает, что командирован в поместье, чтобы поставить на место «презлую фурию». Милон же сообщает, что держит путь в Москву, где должна находиться его невеста, осиротевшая и принятая в дом дальними родственниками.
В комнату входит Софья. Влюбленные узнают друг друга, радуются нечаянной встрече. Софья говорит любимому, что Простакова хочет выдать ее за своего глупого сына.
Скотинин опасается, что может остаться без жены и без денег. Милон и Правдин рассказывают ему, что сестра намерена поженить на Софье Митрофана. Скотинин злится.
Появляется Митрофанушка с Еремеевной, которая безрезультатно пытается уговорить его учиться. Скотинин ссорится с племянником, так как они оба хотят жениться на Софье. Правдин и Еремеевна не позволяют состояться драке. Скотинин удаляется.
Входят господа Простаковы. Извиняются, что не вышли сразу встретить Милона. Простакова отправляет сначала Софию, а вслед за ней и своего сына посмотреть, как подготовлена комната для Стародуба.
Появляются учителя Кутейкий и Цыфиркин. Правдин расспрашивает их, как они учились грамоте и как оказались в доме Простаковых.
Что происходит в третьем действии комедии «Недоросль»
Правдин первым встречает Стародуба и рассказывает ему, как господа Простаковы намерены поступить с Софьей. Стародум советует не горячиться и рассказывает собеседнику, как пришел к пониманию, что все люди бывают разными.
Появляется Софья. Стародум объясняет ей, почему он был вынужден уехать: иначе заработать денег, «не променивая их на совесть», он не видел возможности.
Милон разнимает дерущихся Простакову и Скотинина. Заметив Стародума, хозяйка дома посылает Еремеевну за мужем и сыном. Семья Простаковых с преувеличенной радостью встречают Стародума. Митрофан повторяет за матерью, что Стародум ему все равно что второй отец, что того весьма удивляет.
Стародум объявляет, что нашел Софье жениха и намерен увезти ее в Москву. Несмотря на то, что Софья еще не знает, что дядя намерен выдать ее за Милона, соглашается поступить согласно его воле. Переубедить его пытаются Правдина и Скотинин. Причем Правдина рассказывает, что будто бы ее сын усердно учится, хоть в роду у них образование и не было в почете. Так как гость мог устать с дороги, все расходятся.
Оставшиеся в комнате Кутейкин и Цыфиркин жалуются друг другу, что Митрофан не хочет учиться, так что они даже готовы его поколотить за лень. Оба учителя считают, что Вральман плохо влияет на их подопечного.
Входят Простакова с Митрофаном, и та уговаривает сына немного поучиться. Цыфиркин задает ученику 2 задачи, но еще раньше, чем он успевает заняться подсчетами, госпожа Простакова советует сыну, нашедши деньги, ни с кем не делиться, и подытоживает: «Не учись этой дурацкой науке». Кутейкин диктует Митрофану фразу, что тот не человек, а «поношение человека». Ученик даже не соображает, что он пишет. Появляется Вральман и советует Митрофанушке ничему не учиться, а водиться с такими же безграмотными людьми, как он сам. Он хвалится, что видел свет, сидя на козлах, но вовремя спохватывается, и никто не догадывается, что он был кучером.
Простакова уводит Митрофанушку, а учителя собираются бить Вральмана. Гувернер убегает.
Что происходит в четвертом действии комедии Фонвизина «Недоросль»
Действие начинается с беседы Стародума и Софьи о добродетели. Дядя учит племянницу, что почет и богатство должны получать те, кто печется о других, а не о собственном благополучии. Также он говорит девушке, что муж и жена должны любить друг друга и во всем поддерживать, а их происхождение значения не имеет.
Стародуму приносят письмо. После прочтения его он понимает, что Милон как раз и есть тот молодой человек, за которого он планировал отдать замуж племянницу. Он беседует с женихом, чтобы убедиться, что он является достойным человеком. Поняв, что Милон честен и благороден, имеет представление о долге, дядя благословляет влюбленных.
Приходят Скотинин, затем Простакова с Митрофаном. Мать нахваливает успехи сына в учебе, и Правдин решает его проэкзаменовать. Он задает недорослю довольно простые вопросы, но тот дает на них нелепые ответы. Госпожа Простакова пытается оправдать невежество сына.
Скотинин и Простакова пытаются выведать у Стародуба, что он думает о дальнейшем устройстве судьбы своей племянницы. Тот сообщает, что у Софьи уже есть жених, и завтра они уезжают.
И Скотинин, и Простакова с сыном, не сговариваясь, собираются перехватить девушку, не позволив ей уехать с женихом.
Что происходит в пятом действии комедии «Недоросль»
Открывает действие беседа Стародума и Правдина. Оба считают, что только честные, образованные и воспитанные люди могут сделать государство процветающим.
Разговор прерывается из-за шума. Скоро выясняется, что по приказу Простаковой Еремеевна силой пыталась увезти Софью, но Милон успел ее остановить. Правдин указывает на незаконность совершенных по отношению к Софье действий и на право Стародуба и его племянницы требовать наказать Простакову за это злодеяние. Но Простакова просит прощения, и Софья ее прощает. Однако сразу же после этого Простакова хочет наказать слуг, которые не смогли выполнить ее поручения.
Правдин останавливает Простакову и оглашает документ, согласно которому имение Простаковых переходит под его опеку. Простакова вспоминает, что должна учителям. Их приглашают для расчета.
Приходят учителя. Выясняется, что Вральман – бывший конюх Стародума. Он соглашается пойти на службу к бывшему хозяину. Цыфиркин признается, что ничему не смог научить Митрофана, поэтому не хочет брать много денег. Однако Правдин награждает учителя арифметики за честность. Кутейкин, напротив, не стесняется просить денег за безрезультативную деятельность, однако ему приходится остаться ни с чем.
Стародум вместе с Милоном и Софьей готовится к отъезду. Простакова обнимает сына со словами; «Один ты у меня остался!». Тот грубо отталкивает мать: «Отвяжись ты!». «Вот злонравия достойные плоды!» – подытоживает Стародум.
Сочинение по комедии Фонвизина «Недоросль»
«Проблема воспитания и образования в комедии Фонвизина «Недоросль» – именно так обычно звучит тема сочинения по интересующему нас произведению. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов этой творческой работы.
«Основная проблема, которую поднимает Денис Иванович Фонвизин в комедии «Недоросль», связана с ролью воспитания и образования в жизни общества и конкретного человека.
Героев пьесы можно поделить на два лагеря. Одни персонажи не понимают важность образования и воспитания, другие, напротив, считают, что процветающим государство могут сделать только честные и просвещенные люди. Первая группа представлена господами Простаковыми, их сыном Митрофанушкой, а также братом госпожи Простаковой Скотининым. Во вторую группу входят находящаяся на попечении Простаковых девушка Софья, ее дядя Стародум, жених Милон и пребывающий в доме Простаковых по государственным делам чиновник Правдин.
В центре внимания оказывается Митрофанушка – подросток, которого уже три года обучают арифметике, грамоте и манерам, но так ничему и не смогли научить. Он недоросль. Так раньше называли дворян, которые уже готовы жениться, но не получили необходимого для этого образования. Сегодня так называют невежд, недоучей. К Митрофанушке применимы оба эти значения. Смех вызывают его ответы на вопросы Правдина, решившего проверить его знания. Но за этим смехом стоит серьезная проблема.
Митрофан не только глуп, но и ленив, а также лицемерен и эгоистичен. Его имя с греческого переводится как «подобный матери». Он во всем повторяет поведение и отношение к жизни госпожи Простаковой. Она не видит в учении смысла и уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Сам Митрофанушка заявляет, что не хочет учиться, а хочет жениться. Они не стыдятся своей безграмотности, а оправдывают ее. Оба лицемерят и подлизываются к тем, кто имеет власть и деньги. Но в итоге сын превосходит свою мать. Если она любит его всей душой, то он в финале, когда она теряет все, что имела, отталкивает ее. Причина заключается в плохом воспитании, в том, что мать подавала сыну плохой пример и не видела смысла давать ему хорошее образование. Она не воспитывала его, а баловала. Поэтому в финале пьесы Стародум и говорит: «Вот злонравия достойные плоды!».
Победа оказывается на стороне героев, которые выступают за необходимость образования и воспитания. Софья остается с Милоном. Правдин берет имение Простаковых под свою опеку и раздает всем то, что они заслужили. Отрицательные герои, не понимающие необходимость просвещения, пекущиеся только о своей выгоде, а не об общественном благе, терпят фиаско.
Я считаю, что Фонвизин прав. Образование нужно человеку не только для того, чтобы не быть смешным. Умение отличить хорошее от плохого – необходимое условие выстраивания хороших взаимоотношений с людьми, личного счастья. Также важно, чтобы государством управляли честные и грамотные люди, только тогда в стране будет порядок и экономическое благополучие».
Разумеется, вы можете раскрыть обозначенную выше тему и по-другому. Краткий пересказ комедии «Недоросль» с цитатами из нее и характеристика персонажей пьесы, приведенные в данном материале, помогут вам написать сочинение самостоятельно и получить за него отличную отметку.