недостаточно сформированы коммуникативные навыки
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста
Кермен Манджиева
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста
«Коммуникативные навыки у детей
дошкольного возраста»
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия. Под общением также понимается обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом в указанном выше понимании значения термина. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
В дошкольном возрастепоследовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым:
Группа детского сада – первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В школьном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только деловыми качествами, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением и пониманием содержания нравственных качеств. Отношения ребёнка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребёнка. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребёнка, развития его личности. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
Вскрыть противоречия в развитии общения, предупредить различные сложности в формировании личности ребенка возможно при своевременном выявлении и учете особенностей его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому в начале учебного года я провожу обследование коммуникативнойсферы у каждого ребенка по следующим параметрам: сформированность самооценки, нравственных представлений, особенностей отношений ребенка к себе и другим, эмоционально-волевых отношений, поведения в конфликтных ситуациях, личностного поведения. Результаты проведенного обследования служат основанием для заключения о личностном состоянии ребёнка, развитости у него коммуникативных навыков. Обследование коммуникативной сферы детей проводится в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май). Полученные данные в ходе первичного обследования позволяют выявить направления коррекционной работы по данному аспекту на год. Индивидуальная работа – необходимый момент развития навыков общения у детей, в связи с этим по результатам исследований на год заполняется таблица «Направления индивидуальной работы по развитию коммуникативных способностей у дошкольников», служащая основанием для выбора воспитательных задач педагогической работы. Итоговое обследование коммуникативной сферы позволяет проследить динамику развития навыков общения у каждого ребёнка, а также сделать выводы об эффективности, проводимой в течение учебного года воспитательной работы по данному направлению.
При осуществлении воспитательной работы с детьми по развитию навыков общения внимание акцентируется на создание благоприятного климата и использование комплексного подхода к диагностической и педагогической работе. Цель работы заключается в формировании у детей навыков активной самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого ….Основные задачи работы:
• обучение понимания самого себя и умению «быть в мире с собой»;
• воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;
• развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях;
• формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) как средствами человеческого общения;
• формирование навыков самоконтроля в процессе общения и самооценки своего эмоционального состояния;
• выработка у детей черт характера, являющихся основой для развития положительных партнерских качеств;
• развитие творческих способностей и формирования способов их выражения в процессе коммуникативной деятельности;
• развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей;
• коррекция отрицательных черт характера и поведения.
Игра – основной вид деятельности ребёнка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями и способностями. В игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развития ребёнка, вне игры нет воспитания личности.
Поэтому в качестве основных видов деятельности, формирующих навыки общения,используются следующие:
-рассматривание рисунков и фотографий;
-свободное и тематическое рисование;
-упражнения подражательно-исполнительного характера;
-моделирование и анализ заданных ситуаций;
-игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные;
-творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские;
В воспитательной работе по развитию коммуникативных навыков применяются разнообразные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры и упражнения и материалы,например:
• «Дерево Радости и Печали»
• «Расскажи сказку с помощью кружков»
• Игры – драматизации с помощью театра масок, настольного и кукольного театра
• Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.
Статья «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» 2.2. Система коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с ЗПР в процессе работы со сказкой.
Статья «Применение нестандартного спортивного оборудования в физическом развитии детей дошкольного возраста» В дошкольном возрасте – закладывается фундамент физического и психического здоровья детей. Для качественной работы по физическому воспитанию.
Статья «Формирование патриотических чувств и креативного начала у детей дошкольного возраста» В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны,.
Коммуникативные игры для детей среднего возраста Задачи: формировать умение соблюдать элементарные нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, регулировать свое поведение, формировать.
План самообразования педагога-психолога «Коммуникативные игры как средство развития детей дошкольного возраста» План самообразования педагога-психолога по теме: «Коммуникативные игры как средство развития детей дошкольного возраста»Муравьевой Лилии.
Статья «Педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста» Путь психического развития ребёнка определяется системой отношений между ним и социальной действительностью, и зависит от реального места,.
Статья «Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста» «Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста» Специфика детских эмоций, их отличие от других психических процессов,.
Статья «Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ.
Статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Воспитатель МДОУ ЦРР Детский сад № 47 «Радуга». Экологическое воспитание и образование.
Статья «Сюжетно-ролевая игра как средство реализации детей младшего дошкольного возраста» По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом для ребенка обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение этой игры.
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Эпова Галина Петровна
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста продолжает быть актуальной проблемой, которую необходимо решить многим специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым,что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Коммуникация – это процесс передачи осмысленной информации, её эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы к другому человеку, группе.
Коммуникативные навыки крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества и, так или иначе, взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее.
Ребенок постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми. Таким образом, на родителях и воспитателях лежит основная ответственность за развитие, в том числе, и коммуникативных навыков у дошкольников.
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
От уровня развития коммуникативных навыков во многом зависит процесс адаптации ребенка в дошкольном учреждении, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Их реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы. Коммуникативные навыки дошкольников могут рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ребенка, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Структура коммуникативных навыков.
Коммуникативные навыки – обширная категория навыков, которые необходимы малышу для познания окружающего мира и взаимодействия с другими людьми. Развитие ребенка в этом направлении предполагает формирование ряда навыков,среди которых:
– хорошо поставленная речь;
– связное выражение мыслей и чувств;
– понимание невербальных сигналов, то есть мимики, движений и поз;
– начальные навыки работы в команде;
– распознавание эмоций, эмпатия;
– внимание к словам собеседника;
– способность вести конструктивный диалог;
– отвечать на вопросы ровесников и людей старшего возраста;
– знание основ этикета.
Дети, у которых эти качества развиты неравномерно, испытывают определенные трудности в общении. Обучающие мероприятия должны быть направлены на формирование всех перечисленных умений одновременно, ведь только комплексный подход поможет малышу почувствовать себя полноценным участником коллектива и интересным собеседником.
Развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в норме включает:
– развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
– развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;
– выработку у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
– развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности;
– развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности;
– коррекцию нежелательных черт характера и поведения, т. к. для детей младшего дошкольного возраста характерно недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств, которое осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Они не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками.
Формирование звукопроизношения, как правило, завершается к 4–5 годам. Началом овладения слоговой структурой слова считается конец этапа гуления, когда у детей начинает формироваться устойчивый слог.
В процессе овладения синтаксической стороной речи, процесс развития слоговой структуры слова продолжается. Логопедом А. Н. Гвоздевы, была установлена связь между формированием предложения и развитием слоговой структуры. Так, согласно мнению ученого, дети начинают ранее произносить предложения, что состоят из трех и более слогов, нежели трехсложные слова. До этого многосложные слова могут быть сокращены. Процесс усвоения слоговой структуры предложения происходит довольно интенсивно в возрасте 2–2,5 года, после 2,5 лет сокращение слогового состава является крайне редким явлением.
По мнению A.Н. Гвоздева, языковое сознание имеет механизм, который является отражением словообразовательного уровня языка, состоящего из двух уровней.
1. Уровень собственно словообразовательный – обобщенное отражение способов образования новых слов; единица – универб (модель-тип у детей).Здесь могут быть выделены два подуровня: синтагматический, единица данного уровня – номинализованные предикативные синтагмы, и подуровень универбов.
2. Лексический уровень, который представлен совокупностью лексических единиц языка. Единицы – лексемы – представляют собой результат как действия словообразовательных механизмов, так и результат отражения и закрепления лексем.
Правила словообразования и, собственно, развитие коммуникативных умений формируются в результате взаимодействия этих уровней, при этом, в разном возрасте степень доминирования каждого из уровней является различной. На более поздних этапах лексический уровень занимает ведущее место, а посредством словообразовательного – обеспечивается актуализация закрепленных в сознании универбов.
Как и при нормах, так и при патологиях, развитие детской речи, развитие коммуникативных умений является сложным и многообразным процессом. Дети не сразу могут овладеть звукопроизношением, слоговой структурой слов, лексико-грамматическим строем, словоизменением и так далее. Так, одни языковые группы могут ими быть усвоены раньше, другие намного позже. Поэтому на тех или иных стадиях развития детской речи одни элементы языка могут быть уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда проявляется такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.
В процессе развития коммуникативных умений ребенка,в процессе образования им слов с течением времени многое меняется: так, меняются средства и способы образования новых слов, словообразовательный характер ранее образованных слов, и так далее.
К началу дошкольного возраста ребенок в норме уже способен реализовывать различные коммуникативные действия и соответствующие им формы речевых высказываний. В этом возрасте начинается усвоение более сложных типов коммуникации, таких как рассказывание или совместное планирование. Также в возрасте от 3 до 6 лет происходит переход от одиночных или параллельно разворачивающихся игр к объединённым и корпоративным формам игры, которые тесно связаны с развитием совместного планирования – данный факт подтвержден в исследованиях М. И. Лисиной, Т. А. Репиной.
Большинством авторов, такими, как Р. Е. Левина, А. Н. Гвоздев, А. К. Маркова, Н. Х. Швачкин и многими другими были выделены следующие нарушения в развитии коммуникативных навыков нормально развивающихся детей: ошибки при добавлении количества слогов, пропуски слогов и звуков в слове, ошибки при сокращении групп согласных, перестановка звуков и слогов в слове.
Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста Составители, учителя-логопеды: Черкашина М. П., Трофимова Т. В. «Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить прежде, чем.
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего.
Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. А. Н. Толстой.
Игра, как средство формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении Игра.
Мастер-класс «Роль подвижных игр в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «Роль подвижных игр в развитии социально-коммуникативных навыков.
Подготовка к праздникам, как способ формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Способность к общению не является врожденной, эти способности необходимо развивать у малышей с раннего возраста, тогда у ребенка не возникнет.
Реализация педагогических условий, как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Реализация педагогических условий как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Возрастные особенности.
Опыт работы на тему «Развитие социально-коммуникативных навыков в музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – это важный период в жизни человек. Достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский.
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством приемов и игр
Рабига Бегайдарова
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством приемов и игр
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Боровская средняя общеобразовательная школа
Тюменского муниципального района
Выступление на РМО:
«Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством приемов и игр».
Учитель-логопед: Бегайдарова Рабига Ильясовна
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством приемов и игр.
Понятие «коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в общество, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии.Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с учителем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, обидчивостью. Дети с ОВЗ одновременно домогаются внимания и отторгают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение; не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях, не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, т. е. вместо развития произвольного поведения у них развивается ориентация на внешний контроль; вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. Они не испытывают желания вступать в речевые и личностные контакты, обмениваться впечатлениями, договариваться о содержании предстоящей совместной деятельности. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.
При работе по развитию коммуникативных навыков необходимо опираться на возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и, в первую очередь, развивать:
— способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
— умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
— умение соблюдать очередность в разговоре;
— умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие коммуникативные умения:
— воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
Среди игр и упражнений в своей работе я отдаю предпочтение дидактическим, подвижным, пальчиковым, играм с куклами, которые имеют заметное влияние на развитие коммуникативных навыков.
Для установления дружеских симпатий, снятия скованности, положительного эмоционального настроя на занятии использую приемы: «дай пять», «сладкий сюрприз-конфета» (поощрение, «сдаешься-не сдаешься» (когда ребенок не хочет думать я спрашиваю: «Сдаешься? Ну тогда поднимай обе руки» Очень редко дети сдаются, они начинают включаться в работу). Чтобы поднять мотивацию у ребенка предлагаю в начале занятия поиграть в мои игры, а потом в его игру.
Использую нейрографику. Это метод работы с подсознанием ребенка. Проводится в несколько этапов.
1 этап—пересекающиеся линии (активизируют подкорковые структуры головного мозга что ведет к мобилизации психического потенциала)
2этап—нужно пересечения округлить, сгладить, что позволяет сосредоточиться, сконцентрировать внимание.
3этап—поиск фигур, что расширяет воображение и концентрирует внимание
4 этап—штриховка помогает успокоиться, снять напряжение.
5этап—прорисовка главных линий. Спрашиваю у ребенка на что похож рисунок.
2. Балансир Это специальный тренажер в виде полусферы. Задача ребенка удержаться на доске и проговорить потешку, скороговорку, предложение при автоматизации.
3. Пальчиковые игры
На руках находятся множество биологических точек, и при прокатывании шарика между ладонями происходит стимуляция этих точек.
5. Дыхательная гимнастика
Несколько лет в логопедической работе использую метод Бутейко. Суть метода-неглубокое дыхание, чем меньше вдыхаете, тем быстрее происходит оздоровление организма. При поверхностном дыхании происходит нормализация баланса углекислого газа и кислорода в крови.
Проползти на четвереньках.
8. Межполушарное рисование
Рисование обеими руками одновременно. А помогут в этом пособия Т. П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»
9. Кинезиологические упражнения
Мы играем в игры по Крупенчук О. И и Воробьевой Т. А.
Мама нам печет блины, очень вкусные они, Встали мы сегодня рано и едим их со сметаной. Игра «Слива, яблоко, банан»
Эти игры корректируют, развивают психические процессы, поведенческие особенности, основываясь на данных о развитии мозговых структур, в том числе и для детей с ОВЗ
В этом году открыла для себя и внедрила в учебный процесс уникальное средство – куклотерапию. Куклотерапия – это метод, при котором в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла. Кукла – это не просто игрушка, это – посредник, промежуточный объект для успешного взаимодействия с детьми. Она отражает людей, помогает не потеряться в этом мире, отвлечься от действительности, понимать красоту, доброту, избавиться от страха, позволяет снизить нервнопсихическое напряжение, объединить интересы учителя и ребенка. Кроме этого у детей развивается мелкая мускулатура рук, координация движений моторики, творческое воображение, коммуникативные навыки, устная речь.
Ученик, работая с куклой, проецирует на нее качества своего характера, отождествляет себя с ней, воспринимая тем самым окружающее наиболее ярко и образно. Кукла позволяет ребёнку открыть в мире взрослых много нового; обыгрывая разные волнующие его ситуации, примеряя различные социальные роли, он учится посредством кукол проявлять положительные чувства и эмоции, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявить.
Куклы помогают сохранить работоспособность детей в течение занятия. Использую их в течение занятия для устойчивой оптимальной работоспособности детей.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Цель. Воспитание у детей с ОВЗ уверенности в себе, в своих силах.
Ход игры.Ребенок должен закончить каждую из предложенных фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.
Дидактическая игра «Вежливые слова».
Цель. Воспитание уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.
Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встрече с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Чтобы мотивировать детей на развитие такого коммуникативного навыка как умение слушать и слышать, быть внимательным к сообщениям взрослых и товарищей,решалась такая задача: «Почему у человека два уха, два глаза и только один язык». Ответив на такой вопрос, дети пришли к выводу, что очень важно, чтобы их слышали.Также использовались такие упражнения: «Скажем как…» и «Скажем так…»
Упражнение «Скажем как….»
Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому — как черепаха; второму — как маленький ребенок; третьему — как робот; четвертому — как пулеметная очередь и т. д.
Обсуждение: какой темп разговора в общении является самым выгодным? Как это связано с конкретной ситуацией? Какие чувства возникают при изменении темпа речи?
Упражнение «Скажем так…»
— Каждому участнику предлагается произнести свое имя с разными интонациями. Посмотреть, как влияет интонация на восприятие.
— Произнести фразу: «Наступила зима» — с разными интонациями (восклицания, уныния, злости, вопросительной интонацией).
Дидактичекая игра «Логопедки»
Набор карточек с картинками и скороговорками, чистоговорками, стихами с определенным звуком. Игра знакомит ребенка с понятиями род, число, слог, ударение, окончание, учит сравнивать, анализировать, мыслить логически.
На ламинированной основе лица детей и взрослых, но без глаз, носа и рта. Ребенок сам дорисовывает эмоции.
Игра «Расставь по местам»
С завязанными глазами на время ребенок расставляет фигурки.
Загадываю допустим слово МОРКОВЬ.Ребенок должен отгадать по подсказкам:
—треугольная (не смог отгадать, даю следующую подсказку)
Можно эти подсказки прорисовывать, чтобы ребенок не забыл.
Исходя из наблюдений за детьми в процессе проведения различных игр и упражнений, можно констатировать заинтересованность, положительный эмоциональный настрой детей, раскрепощенность в общении. Этому способствует доброжелательная атмосфера и азарт детей.
Формирование коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
2. Балансир. Это специальный тренажер в виде полусферы. Задача ребенка удержаться на доске и проговорить потешку, скороговорку, предложение при автоматизации.
3. Пальчиковые игры
На руках находятся множество биологических точек, и при прокатывании шарика между ладонями происходит стимуляция этих точек.
5. Дыхательная гимнастика
Несколько лет в логопедической работе использую метод Бутейко. Суть метода-неглубокое дыхание, чем меньше вдыхаете, тем быстрее происходит оздоровление организма. При поверхностном дыхании происходит нормализация баланса углекислого газа и кислорода в крови.
Проползти на четвереньках.
8. Межполушарное рисование
Рисование обеими руками одновременно. А помогут в этом пособия Т. П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»
—от простого к сложному-геометрические фигуры, соединить точки (блокнот тренажер)
— 1картинка за 1раз не более 5минут
—не должно быть просто, чтобы ребенок выполнял на 70 процентов
—прикрепить липкой лентой к столу рисунок
9. Кинезиологические упражнения для развития мозга
Упражнение «Ладонь-ребро-кулак» по 1мин, «Перекрестные ухо-нос»,
Мы играем в игры по Крупенчук О. И и Воробьевой Т. А.
Мама нам печет блины, очень вкусные они, Встали мы сегодня рано и едим их со сметаной. Игра «Слива, яблоко, банан»
Упражнение «Коза-кулак», «Заяц-коза»
10. Упражнения с теннисными мячиками
—вращаем в руках оба мяча (можно с закрытыми глазами)
—набивание мяча (кисть должна быть мягкой) попеременно, а потом обеими одновременно
—одной рукой вращаем, а другой набиваем и меняем
—жонглирование с удобной руки, набрасываем один мяч по верхней дуге, а другой по нижней. потом бросаем в противоположную сторону, далее к себе и обратно.
—все эти упражнения на жонглирование меняем
—бросаем и хватаем один мяч одной рукой, один мяч двумя руками, два мяча двумя руками
—«Птичка» посадить мяч на тыльную сторону ладони и стоим на одной ноге, можно посадить оба мяча.
—два человека в паре, один бросает, а другой ловит от пола и непрерывно
—бросает в пол обеими руками попеременно оба мяча
Эти игры корректируют, развивают психические процессы, поведенческие особенности, основываясь на данных о развитии мозговых структур, в том числе и для детей с ОВЗ
Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.
Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.
Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.
Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ «Транспорт. Предлоги У — В» смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект.
Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.
Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.
Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».