некрасов история создания стихотворения крестьянские дети
Анализ стихотворения Некрасова «Крестьянские дети»
Вопросы тяжелой жизни простого народа часто поднимались в произведениях русских писателей и поэтов. Одно из них — поэма Некрасова «Крестьянские дети». Анализ стихотворения школьники проводят в 5 классе, знакомясь с содержанием и используемыми средствами выразительности. Николай Алексеевич с любовью описывает национальный быт и с состраданием относится к крепостным, что вызывает отклик в душе юных читателей.
История написания
Стихотворение тесно связано с биографией поэта, детство которого прошло в ярославском имении Грешнево недалеко от Волги. При усадьбе был сад, обнесенный высоким забором. Проделав в нем лазейку, будущий поэт зазывал к себе крестьянских детей и играл с ними в часы, когда отца не было дома. Часто через этот лаз он убегал в поле, где вместе с друзьями бегал по лесу и купался в реке. Счастливое детство оказало большое влияние на дальнейшее творчество Николая Алексеевича.
Стихотворение «Крестьянские дети» было написано Некрасовым за 2 недели в первой половине июля 1861 г. В это время сорокалетний поэт находился в селе, где прошло его детство. Многие описанные в произведении моменты носили автобиографический характер. Впервые стих был опубликован в журнале «Время» (выпуск № 10 за 1861 год) с посвящением к О. С. Чернышевской. В последующих изданиях автор убрал посвящение в связи с арестом Н. М. Чернышевского.
Описание сюжета
Автор писал, что в определенных ситуациях он по-хорошему завидовал босоногим крестьянским детям. Им доставалось мало материнской ласки, никто не учил их наукам. Ребята рано взрослели, но жили весело и дружно, в каждом деле находили удовольствие. Сходив в лес за грибами, они нашли и принесли домой ежика. Угостив его молоком, занялись каждый своим делом. Кто-то нянчил сестру, а кто-то понес отцу в поле квас.
Постепенно в повседневных хлопотах пролетело лето. Отошла грибная пора, и ребятишки поспешили собрать чернику, малину, орехи в ближайшем лесу. Одновременно они наблюдали за изменениями в природе. Когда юные крестьяне подрастут, будут помогать родителям обрабатывать землю, сеять, собирать урожай. Работая наравне с родителями, они почувствуют свою силу и сноровку.
Однако судьба ребят незавидна. В отличие от барских детей, они не могли рассчитывать на качественное лечение, из-за чего многие умирали в раннем детстве. У простых крестьян не было средств, чтобы учить ребятишек, да и необходимость тяжело работать с малых лет — это не благо.
Особенно ярко описан эпизод встречи автора и мальчика Власа зимой. Несмотря на суровые морозы, шестилетний ребенок вынужден возить дрова. Ведь в их семье «всего два мужика» — он и его отец, который рубил деревья в лесу. После общения с мальчиком поэт пребывал в смешанных чувствах. С одной стороны, он ощущал боль и собственное бессилие, с другой — щемящую нежность к труженику.
Автор искренне желал юным крестьянам как можно дольше оставаться беззаботными. Он познакомил ребят со своим псом Фингалом, который выполнял удивительные трюки. Однако приближалась гроза, и детям пришлось разбежаться по домам.
Жанр и основная идея
Произведение относится к жанру поэма. Это подтверждают лирические отступления, которые использует автор. В композиции выделяют следующие основные части:
Основная идея произведения заключена в демонстрации тяжести жизни простых людей. Автор привлекает внимание к их бесправному положению, учит ценить труд народа. У детей есть только несколько лет счастливой жизни, прежде чем повзрослеть и столкнуться с голодом, тяжелым трудом, безысходностью.
Некрасов с любовью относится к ребятишкам и понимает, что самостоятельно он не сможет изменить ситуацию. Но рассказать о ней всему миру он может.
Анализ стихотворения
Герои произведения даже в сложных условиях существования и необходимости работать с малых лет находят в себе силы на игры, поддерживают друг друга. Они уверены, что в силах справиться с любыми проблемами. Глядя на них, автор испытывает радостные эмоции, но тут же задумывается о будущем ребят.
Без учебы и достойных условий существования жизнь будет наполнена мыслями о выживании. Для посещения школы ребятишкам нужны учебники, ручки, одежда. Расходы на них непосильны для простых людей, которые с утра до вечера трудятся на земле. Вопрос, смогут ли они что-то изменить в своей судьбе, остается без ответа. Однако ясно, что позитивное отношение к жизни поможет легче переживать невзгоды. Кратко анализ стихотворения «Крестьянские дети» следует провести в читательском дневнике по следующему плану:
Пример сочинения по произведению
Несмотря на тяжесть затрагиваемой темы, поэма Некрасова полна оптимизма и веры в лучшее. По итогам ее изучения школьники пишут сочинение о жизни крестьянских детей. План для написания работы:
Недавно я познакомилась с произведением Некрасова «Крестьянские дети», сочинение по которому хочу посвятить вопросам жизни простых ребятишек из народа. В поэме описан мир, наполненный светом и добром, которое излучают маленькие крестьяне. Автор знаком с их непростой жизнью, поэтому ему удается точно передать яркие моменты беззаботного детства.
Тяжелая жизнь простого народа — актуальная проблема во все времена. Не обошел ее стороной и Николай Алексеевич, хорошо знакомый с особенностями крестьянского быта и нравами. В детстве поэт часто проводит время с крестьянскими девочками и мальчиками, бегал с ними к речке, играл в прятки в лесу. Осознавая сложное положение в своих семьях, детвора не только радостно играла, но и много помогала родителям.
То было хорошего в жизни таких ребят? Только детство, а впереди — безысходность. У родителей не было средств, чтобы выучить и вылечить их, дать достойное приданое, вывести в люди. Об этом и задумывается автор поэмы. В строках, наполненных нежностью и любовью, не чувствуется обреченности. Однако они побуждают задуматься о том, что без образования человек не сможет достичь многого. Только учеба смогла бы изменить жизнь героев поэмы и открыть новые перспективы.
Стихотворение Некрасова побуждает задуматься о том, что где-то есть другая жизнь со своими трудностями и невзгодами. Несмотря на это, люди не унывают и продолжают заниматься тем, к чему приучены. Не имея возможностей изменить что-либо, они радуются каждой минуте и находят счастье в мелочах.
Отзывы читателей
Знакомое с детства стихотворение Некрасова. Несмотря на оптимистичную подачу информации, всегда жалела ребятишек, о которых пишет автор. Ничего хорошего в их судьбе не будет только из-за происхождения. Теперь думаю — а что впереди у сегодняшнего поколения? Похоже, такое же бесправие. Только нет талантливых поэтов, чтобы описать современную ситуацию.
Это стихотворение — одно из моих любимых в творчестве Некрасова. С удовольствием учила отрывок, в котором описан эпизод встречи автора и малыша Власа в мороз. Еще приравняла эту ситуацию к себе. Нас у мамы четверо. С 12 лет мы со старшей сестрой работаем расклейщиками объявлений и помогаем ей воспитывать братьев. Стараемся учиться, но знаем, что хорошее образование платное. Так что у нас в семье дела такие же, как и у ребятишек в поэме. Только на современный лад.
Некрасов поднимал вопросы жизни простого народа, как и многие другие писатели и художники. Только судьба крестьян во все времена была незавидна. Земля — кормилица, и человек труда должен быть в почете. На деле — тяжелая каждодневная работа и необходимость терпеть невзгоды. Хорошо, что сейчас земледельцам помогают механизмы, облегчают их нелегкий труд. Ну а их дети повторяют судьбу родителей. Редко кто выбивается и достигает каких-то значимых высот.
Крестьянские дети Некрасов
Пятница, 24 февраля 2017 г. |
Рубрика: Книги и Литература |
Метки: деревня, охотник, детвора |
Автор статьи: olga_best |
Писатель хорошо знал жизнь крепостных: в любое время года тяжёлый труд с утра до вечера, барские разборки и наказания, притеснения и унижения. Беззаботное детство проходило очень быстро. Стихотворение «Крестьянские дети» особенное. В этом произведении автор сумел отразить действительность и натуральность. Использовал один из своих любимых приёмов — перемещение во времени. Для знакомства с ярким персонажем, маленьким Власом, писатель из летней поры переносит читателя в зимнюю стужу, а после снова возвращает в летнюю деревню. Идея стихотворенияК написанию этого стихотворения поэта подтолкнул случай. Это произведение биографично, в нём нет выдумки. Только начиная работу, у литератора была мысль назвать своё произведение «Детская комедия». Но в процессе работы, когда из юмористического рассказа стих превратился в лиро-эпическую поэму, название пришлось сменить. В их помести, где рос маленький Коля, была огромная псарня. Вот и в этом походе писателя сопровождал пёс Фингал. Охотник с собакой долго бродил по болотам и уставшие вышли, вероятнее всего, к дому Гаврила Яковлевича Захарова, что стоял на Шоде. Охотник сделал привал в сарае и заснул на сене. Присутствие охотника было обнаружено деревенскими детьми, которые опасались подходить близко, но из любопытства не могли пройти мимо. Эта встреча навеяла на Николая Алексеевича воспоминания о собственном детстве. Ведь несмотря на своё дворянское происхождение, и запреты отца не водиться с деревенскими детьми, он был очень дружен с крестьянами. Ходил с ними в лес, купался в реке, участвовал в кулачных боях. Да и теперь выросший Некрасов был очень привязан к родной земле и её людям. В своих рассуждениях о судьбах простых людей, он часто думал о будущем и о детях, которым жить в этом будущем. После этой встречи с деревенскими сорванцами он вдохновился к написанию стиха, который превратился в целую поэму, назвав своё произведение просто — «Крестьянские дети». Работа над созданием стихотворения длилась всего два дня. После автор внёс только несколько небольших дополнений. ✔ Это одно из произведений писателя, где людское горе не хлещет через край. ✔ Наоборот, поэма пропитана умиротворением и счастьем, пусть и недолгим. ✔ Поэт не рисует иллюзий относительно будущего детей, но и не утяжеляет стих слишком печальными предсказаниями. Сюжетная линияЗнакомство главных героев происходит случайно, в то время когда проснувшийся охотник наслаждается единением с природой, её многоголосьем, в виде птичьих окриков.
Поэт с трепетом и любовью умиляется встречи с малышами, не хочет их спугнуть и тихо прислушивается к их лепету. И видно не барин: как ехал с болота, Точно, не барин! Хотя у него вон: часы, цепь золотая, ружьё, собака большая. Наверное, всё-таки барин! Пока малышня разглядывает и обсуждает барина, сам поэт отрывается от сюжетной линии и переносится сначала в свои воспоминания и дружбу с такими же необразованными, но открытыми и честными крестьянами в своём детстве. Он вспоминает всевозможные шалости, которые вмести совершали. Вспоминает дорогу, которая проходила под его домом. Кто только по ней не ходил. У нас же дорога большая была: Здесь же ходоки усаживались отдохнуть. А любопытные дети могли получить свои первые уроки. Другого обучения у крестьян не было, и это общение становилось для них естественной школой жизни. Под наши густые старинные вязы Здесь же получали дети первые трудовые навыки. Рабочий расставит, разложит снаряды — Поэт так погрузился в воспоминания, что читателю становится понятно, насколько рассказчику приятно и близко всё, о чём он повествует. Что только не вспоминает охотник. Он плывёт по воспоминаниям своего детства, как по бурной реке. Здесь и походы за грибами, и купания в реке, и интересные находки, в виде ежа или змеи. Кто ловит пиявок Поэт постепенно приобщает читателя к заботам и тревогам жизни деревенских тружеников. Но расчувствованый красивой летней картиной показывает её приглядную, так сказать, нарядную сторону. В этой части произведения Николай Алексеевич подробно описывает процесс выращивания хлеба. — Довольно, Ванюша! гулял ты немало, Самый яркий персонажМногие читатели, малознакомые с творчеством Некрасова, считают отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» пор мужичка с ноготок отдельным произведением. Конечно, это неслучайно. Ведь эта часть поэмы имеет своё введение, основную часть и окончание, в виде рассуждений автора. Однажды, в студеную зимнюю пору, На удивление читателю, он не сокрушается и не льёт слёзы по поводу трудного детства малыша. Поэт восхищается маленьким человеком, старается показать его со всех сторон. Крошечный помощник, осознавая свою значимость, сразу заявляет, что останавливаться и разводить разговоры ему некогда, он выполняет важную миссию — вместе с отцом снабжает семью дровами. Он гордо ставит себя рядом с отцом — мужиков-то: отец мой да я. Смышлёный ребёнок знает сколько ему лет, может обходиться с лошадью, а главное, он не боится работы. Возврат к сюжетной линииВернувшись из своих воспоминаний, Некрасов обращает своё внимание на сорванцов, продолжающих тайно атаковать его укрытие. Он мысленно желает им видеть свою землю всегда привлекательной, как сейчас. Играйте же, дети! Растите на воле! Рассказчик решил порадовать и развлечь малышню. Он начинает давать различные команды своему псу. Собака со рвением выполняет все приказы хозяина. Дети уже не прячутся, они с радостью воспринимают представление, которое устроил им барин. Такое общение нравится всем участникам: охотнику, детям, псу. Больше нет недоверия и напряжения, описанного в начале знакомства. Но вот хлынул летний дождь. Босоногая малышня бросилась бегом в деревню. И поэту остаётся только ещё раз полюбоваться этой живой картиной. Значение поэмы «Крестьянские дети»Нужно сказать, что поэма написана была в год отмены крепостного права. В это время очень оживлённо, на правительственном уровне обсуждался вопрос об обучении крестьянских детей. Активно шли разговоры об организации школ на селе. Литераторы тоже не стояли в стороне. Одна за другой выходили публикации у жизни, укладе, быте и образованности, а точнее, отсутствию образованности среди народа. Некоторые авторы не владели информацией о сельской жизни, но тоже активно предлагали свой взгляд на проблему. Такие ограниченные представления о крестьянском укладе Некрасов с лёгкостью останавливал. Не удивительно что на этой волне «Крестьянские дети» стали очень популярны. Поэма напечаталась уже осенью 1861 года. Таким новатором был и Николай Алексеевич. Он на свои деньги выстроил школу, закупил учебники, нанял учителей. Ему во многом помогал священник Иван Григорьевич Зыков. Так дети получили возможность к первичному образованию. Правда, сначала образование было необязательным. Родители сами решали сколько ребёнку учиться, а сколько помогать по дому. Учитывая это обстоятельство, образовательный процесс в царской России продвигался очень медленно. История созданияСтих был написан в 1861 году и он тесно связан с детством поэта. Некрасов вырос в семье помещика и он с ранних лет видел, как живут крестьянские дети. Он не стыдился проводить с ними время, а они охотно обучали барского ребенка разным шалостям и премудростям жизни. Будучи взрослым, Николай Алексеевич, часто ездил на рыбалку и охоту. Там он снова сталкивался с детьми Стихотворение поэт написал в начале июля 1861 года. В это время он находился в Грешнево. Он работал над произведением в течение двух недель. Многие события стиха носили автобиографические детали. Поэтому можно сделать предположение, что описанные события действительно случились с Некрасовым.
Краткое содержаниеСтихотворение начинается с истории лирического героя. Он пошел на охоту, устал ходить по болотам, поэтому он забрел в сарай и там уснул. Утром герой проснулся, прислушался к звукам природы и увидел как его разглядывают дети. Они смотрели сквозь щели на незваного гостя. Он не стал их пугать и только прислушался. Дети обсуждали его внешность и гадали, барин ли перед ними. После они испугались и убежали, а в это время герой предался воспоминаниям. В детстве он часто играл с крестьянскими детьми, они вместе проказничали и беззаботно проводили время. В то же время герой размышляет и над другой стороной медали — они обречены на бедность, тяжелый труд, зависимое положение. Герой сразу вспоминает случай из детства. Он видел, как ребенок вместе с отцом пилили дрова. В семье не было больше мужчин, поэтому малыш был вынужден трудиться. Но в конце лирический герой решает, что нельзя омрачать детство. Он подзывает собаку, ребятню и показывает, какие команды знает его питомец. Это представление вызывает массу восторгов у ребятни. Художественные приемыКраткое содержание «Крестьянских детей» Некрасова знакомит с основными героями произведения. В центре истории лирический герой, охотник, и обычная ребятня. Текст построен в виде монолога с элементами рассуждения. Некрасов сделал небольшое вступление, которое поясняет, что именно подтолкнуло его к размышлениям. В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:
При написании стихотворения Некрасов использовал следующие средства выразительности: В тексте можно найти множество авторских мыслей. Некрасов рассуждает о судьбе ребятни, о том, что их ждет. Но произведение все равно сохраняет оптимистичный настрой.
Отзывы читателейНе самое лучшее стихотворение у Некрасова. Я считаю, что быт крестьянской ребятни был более тяжелым. Уже с ранних лет ребенку давали поручения по дому, он помогал родителям в их нелегком труде. Поэт же описывает все так, словно они день-деньской бегали и играли. Очень яркая и насыщенная образами работа. Поэту удается воссоздать картину идеального детства, где ребятня бегает по лесу, играет, собирает ягоды и наслаждается жаркими деньками. Такой образ жизни знаком и тем, что рос в деревне. Он не изменился, только у современных детей более радужные перспективы.
|