некрасов кому на руси жить хорошо брифли

Кому на Руси жить хорошо

некрасов кому на руси жить хорошо брифли. Смотреть фото некрасов кому на руси жить хорошо брифли. Смотреть картинку некрасов кому на руси жить хорошо брифли. Картинка про некрасов кому на руси жить хорошо брифли. Фото некрасов кому на руси жить хорошо брифли

Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков — недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живётся весело и вольготно. Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь.

За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор — который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий мужиков вопрос.

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную. Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском, чаем — словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия. Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живётся весело, вольготно на Руси».

Первым возможным «счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречных же солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, что счастье — в покое, богатстве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сиротской печали — так, что рука не поднимается взять медные пятаки — жалкое воздаяние за требу. Помещики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, — теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чужеземщине; на их воздаяние надеяться не приходится. Ну а о том, каков попу почёт, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников.

Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница. Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец.

Мужики-странники смотрят балаганного Петрушку, наблюдают, как офени набирают книжный товар — но отнюдь не Белинского и Гоголя, а портреты никому не ведомых толстых генералов и произведения о «милорде глупом». Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день: повальным пьянством, драками по дороге домой. Впрочем, мужики возмущаются попыткой Павлуши Веретенникова мерить крестьянина на мерочку господскую. По их мнению, трезвому человеку на Руси жить невозможно: он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь. Эти слова подтверждает Яким Нагой из деревни Босово — один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьёт». Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба. Сам он во время пожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придёт великая печаль.

Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живётся. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удаётся обнаружить таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

О несчастье, постигшем дворян после крестьянской реформы, рассказывает мужикам-странникам румяненький шестидесятилетний помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. Он вспоминает, как в прежние времена все веселило барина: деревни, леса, нивы, крепостные актёры, музыканты, охотники, безраздельно ему принадлежавшие. Оболт-Оболдуев с умилением рассказывает о том, как по двунадесятым праздникам приглашал своих крепостных молиться в барский дом — несмотря на то что после этого приходилось со всей вотчины сгонять баб, чтобы отмыть полы.

И хотя мужики по себе знают, что жизнь в крепостные времена далека была от нарисованной Оболдуевым идиллии, они все же понимают: великая цепь крепостного права, порвавшись, ударила одновременно и по барину, который разом лишился привычного образа жизни, и по мужику.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живёт Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.

До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для неё та ночь, когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свёкра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнётся, да не ломится».

Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребёнка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие её ребёнка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у неё родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: её мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно — так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Мужики-странники слушают и историю ещё одного грешника — Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

Но не одни мужики-странники думают о народном счастье. На Вахлачине живёт сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятнадцати лет Гриша твёрдо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждёт, что в ней ещё скажется та несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовёт на честный путь. Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, — они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

некрасов кому на руси жить хорошо брифли. Смотреть фото некрасов кому на руси жить хорошо брифли. Смотреть картинку некрасов кому на руси жить хорошо брифли. Картинка про некрасов кому на руси жить хорошо брифли. Фото некрасов кому на руси жить хорошо брифли

Название произведенияКому на Руси жить хорошо
АвторНиколай Некрасов
ЖанрПоэма
Год написания1876 – 1877

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Часть первая

Пролог

На дороге встречаются семь мужиков: Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, старик Пахом и Пров:

У каждого из мужиков было свое дело, однако он быстро его забывает. Все внезапно задались вопросом:

Кому живется весело,
Вольготно на Руси?

Глава I. Поп

На дороге странникам встречаются простые люди. Однако к вечеру они видят попа, и объясняют ему цель своего путешествия. Поп, хотя он убежден, что роптать грешно, развенчивает миф о счастливой жизни священнослужителя: если представить счастье как «покой, богатство, честь», то попам недоступно ничто из вышеперечисленного. Грамоте они обучаются с детства, причем жесткими методами – выслужить сан не так-то просто! Он признается также, что любая привычка имеет свои пределы, и со спокойной душой хоронить, а также смотреть на плачущую семью невозможно.

Деревня уж не та, беднеет, помещики многие уехали в город, раскольников в его уделе нет, соответственно и податей мало. Земля неурожайная. А, кроме того, крестьянство постоянно хулит священнослужителей: о них складывают неприличные песни и присказки, в которых находится место не только для него самого, но и для всего его семейства. Мужики смущены последнему замечанию, пытаются оправдаться, что так воспитаны. Поп отвечает, что не хотел их упрекать. Уезжает. Мужики ругают Луку, который предположил, что попу на Руси вольготно живется.

Глава II. Сельская ярмонка

Странники идут через пустые деревни. Оказывается, все жители ушли в село Кузьминское, на «ярмонку» (ярмарку). Мужики решают взглянуть, ведь ярмарка – всегда праздник для простого люда, может, там счастливые встретятся.

В богатом и грязном Кузьминском легче найти пьяного, чем счастливого. Много нарядно одетых: красуются девушки, на них ворчит злобная старообрядица. Слышны хохот и крики. Странники становятся свидетелями драматичной истории: печальный старик стоит перед прилавком с обувью, он обещал внучке купить козлиные башмачки, но все деньги пропил. Ситуацию спасает некий «барин», собиратель фольклора, Павлуша Веретенников: сжалившись над пьяницей, он покупает ему обещанные башмачки.

Книгопродавцы-офени торгуют книжками, но хорошо продаются, увы, отнюдь не Гоголь и не Белинский. Офени обманом всучивают наивным деревенским мужикам портреты неизвестных «толстых» генералов.

Устроен и балаган-театр с

Петрушкою
C козою с барабанщицей
И не с простой шарманкою,
А с настоящей музыкой.

Мужики-странники смотрят постановку, пьют, ходят по ярмонке, а к вечеру покидают «бурливое» село.

Глава III. Пьяная ночь

Нет меры хмелю русскому.
А горе наше мерили?
Работе мера есть?

Яким рассказывает Веретенникову и свою историю: как-то он купил лубочных картинок для сына, развесил по стенам, и так они самому ему нравились, что когда дом загорелся, он, забыв про иное имущество, кинулся спасать лубки. В это время сгорели все его деньги – 35 рублей.

Глава IV. Счастливые

Крестьянин Федосей советует странникам найти Ермилу Гирина: он единственный, кто действительно подходит под это описание. Он был простым мельником, но мельницу решили продать за долги. Ермила перекупает мельницу у купца Алтынникова, собрав задаток за час: простые люди сами несут честному мужику деньги. Через неделю он честно возвращает все до копейки, и обнаружив лишний рубль, долго ищет «заимодавца». Любовь народа Ермил заслужил, работая писарем:

К нему подходишь к первому,
А он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!

Вмешивается некий поп, утверждающий, что Ермила Гирин в данный момент сидит в остроге, поскольку он как-то связан с бунтом в деревне Столбняки. Что же случилось с ним, странники так и не узнают: поп уходит, обещая закончить рассказ при другой встрече.

Глава заканчивается поркой лакея с подагрой: обладатель «аристократической» болезни попался на воровстве. После наказания он стремительно убегает, как будто никогда ничем и не болел.

Глава V. Помещик

Странники встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева, румяного, щеголеватого мужчину лет шестидесяти. Он принимает их за грабителей, но те объясняют причину своего странствия. Теперь черед помещика рассказывать о своей «счастливой» жизни. Происходит он из старинных аристократических родов.

Жилось дворянам, говорит он, как у Христа за пазухой, и словно весь мир был добр к ним: не только люди, но и леса, поля, травы. Гаврила Афанасьич скучает по охоте: для него она была символом аристократического быта:

Нам жаль, что ты, Русь-матушка,
С охотою утратила
Свой рыцарский, воинственный,
Величественный вид!

Особенно ценны ему были, однако, «древнерусские» порядки:

Ни в ком противоречия,
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорррот.

Помещик сетует, что с отменой крепостного права они лишись возможности самоуправства. Ни казнить, ни миловать теперь некого. Однако, уверяет Гаврила Афанасьич, он все же был любим своими крестьянами. На Пасху, рассказывает он, христосовалась вся его семья и «с последним мужиком», не брезговали. Помещик сентиментально тоскует об утерянной помещичьей Руси, об усадьбах, господских садах и процветающих деревнях. Теперь все иначе:

Усадьбы переводятся,
Взамен их распложаются
Питейные дома.

Немало в его рассказе и сословного: он не желает трудиться, словно немец, видя свое предназначение в поддержании дворянской чести, охоте и пирах. Он сокрушается, что не понимает теперешнего мироустройства, и не знает, как жить в эпоху перемен.

Даже странникам жаль помещика:

Порвалась цепь великая,
Порвалась — расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику.

Последыш (из второй части)

Мужики приходят на Волгу, наблюдают покос. Это крестьяне из деревни Большие Вахлаки во главе с бурмистром Власом. Вдруг с реки доносится музыка, крестьяне велят мужикам косить усерднее: это идет их помещик, самое главное – чтобы он был счастлив и доволен. Помещик (

Нос клювом, как у ястреба
Усы седые, длинные
И — разные глаза:
Один здоровый — светится,
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!

Самодур-Последыша придирается к сену, к смеху мужиков, пожалуй, его можно назвать счастливым: он умудрился окружить себя старым порядком, когда того уже не существует. Всем миром крестьяне пытаются сохранить легенду, они ждут смерти старика и мечтают о пойменных лугах.

Утятины уезжают, но через какое-то время до покоса доходит весть: князь умер! Увы, жители деревни Старые Вахлаки еще не знают, что родные Последыша забудут все обещания и зароки, и им предстоит долгая судебная тяжба с его наследниками.

Крестьянка (из третьей части)

Матрене хорошо жилось в родительском доме, но она взрослеет, и ее сватает Филипп Корчагин, печник. Молодые любят друг друга (муж бил ее всего один раз в жизни), и вполне счастливы вместе, однако, признает Матрена, то и было единственное кратковременное счастье в ее жизни: в семье мужа ее невзлюбили (

). Хорошие отношения у Матрены только с могучим дедом Савелием, бывшим каторжным. Он часто рассказывал женщине о своей жизни: помещик поручил немцу-управляющему Фогелю следить за своенравными крестьянами, тот заставил их работать днем и ночью. Восемнадцать лет они молчали, а потом убили Фогеля. Но это в прошлом, теперь Савелий учит Матрену терпеть:

Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правду не найти
Ты — крепостная женщина!

Труд в семье свекра – рабский, муж на заработках. Все меняется, когда у нее рождается сын Демушка. Матрена не чает в нем души, но и это счастье мимолетно. Свекровь запрещает Матрене брать в поле ребенка: он мешает женщине работать. Она слушается, но дед Савельич не усмотрел за мальчиком, и его съедают свиньи. На судебном расследовании тело ребенка вскрывают, а после равнодушный лекарь пьет водку с попом и обедает. Горю Матрены нет предела и спустя десятилетия.

После Матрена прощает Савелия, который ушел в Песочный монастырь замаливать грех. Они встречаются на могиле Демушки, и женщина забирает старика жить к себе.

Спустя 20 лет после смерти Демушки, другого ее сына, Федота-пастушка, обвиняют в том, что тот овец волкам скармливает. Федот честно рассказал историю о раненой волчице, которая украла у него на пастбище овцу. Увидев, что животное уже померло, Федот сжалился и не стал отбирать добычу у страдающей волчицы. Крестьяне решают высечь его за провинность, но Матрена берет наказание на себя.

Несчастная Матрена рожает прямо в приемной, когда появляется губернаторша, Елена Александровна. Добрая женщина не только помогает крестьянке вернуть мужа, но даже становится крестной матерью ее новорожденному сыну и дает ему имя Лиодор. С тех самых пор Матрену и прозвали «Губернаторшей». Однако учитывая все пережитое женщиной, ее едва ли можно считать счастливой. Сама Тимофеевна говорит странникам, что среди русских женщин счастливых искать нет смысла:

«А то, что вы затеяли
Не дело — между бабами
Счастливую искать.

Пир — на весь мир (из четвёртой части)

Сергею Петровичу Боткину

Последняя часть посвящена празднованию «свободы» в селе Большие Вахлаки после смерти князя Утятина. Главные действующие лица — бурмистр Влас, псевдобурмистр Клим Яковлич, а также крестники Власа – семинаристы Григорий (Гриша) и Саввушка. Мужики-странники тоже присутствуют на пиру.

Эта часть поэмы – наименее сюжетная, но наиболее поэтичная, Некрасов включает в нее много сказовых и песенных текстов. На ночном пиру поют песни «Барщинная», «Горькая», «Голодная», «Солдатская» и другие. В сказе «Про холопа примерного – Якова верного» рассказывается о холопе Якове, который всю жизнь пресмыкался перед самодуром-барином и сносил его побои, как дар. Однако же барин забривает в солдаты его племянника, и Яков затаивает обиду: когда у помещика отнимаются ноги, он увозит и бросает его в лесном овраге, а сам вешается над ним. Поутру раскаявшегося барина находит охотник.

Странствующие богомольцы поддерживают завязавшийся разговор о грехах. Звучит история Ионы – фольклорная притча о разбойнике Кудеяре, которому для отпущения греха Бог повелел рубить вековой дуб. Однако могучее дерево поддается, лишь когда Кудеяр убивает пана Глуховского, похваляющегося своей жестокостью и беззаконием.

Мужик Игнатий Прохоров возражает, что разбойничий грех ничто в сравнении с грехом крестьянским: он рассказывает историю старосты Глеба, которому адмирал-вдовец подписал вольную вместе с остальными 8 тысячами крестьян. Но Глеба подкупает родственник, и завещание сжигают.

Под утро толпа расходится, крестник Власа Гриша остается один, и вспоминает известные ему «добрые» песни (звучат «Соленая», «Бурлаки»). По замыслу Некрасова, Григорий – воплощение нового «доброго» времени:

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь

а потому и песни его – другие.

Если бы странники слышали песни семинариста и ведали, что звучит в его душе, то «быть бы им под родною крышею»: в нем они нашли бы счастливого человека, ведь пел он воплощение счастия народного!

Источник

Кратко «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов

Написанная белым стихом и стилизованная под старинные сказания поэма рассказывает о долгом пути по землям матушке Руси семерых путешественников, которые задались вопросом «кому на Руси жить хорошо?».

Некрасов писал свой труд во второй половине 19 века, как отзыв на реформы Александра II, отменившего крепостное право.

Путь странников должен был закончиться в Петербурге, но из-за болезни и скоропостижной смерти писателя поэма осталась незавершенной.

Очень краткий пересказ поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Давным-давно на просёлочной дороге встретились семеро мужиков из смежных деревень. Это были бедные люди, которые не стали счастливее с отменой крепостного права на Руси. Завязался между путниками спор — кому на родных землях живётся хорошо? Такой жаркий вышел разговор, что мужики махнули вместе 30 вёрст и не заметили.

Остановились на ночлег, водочки и костра к путешествию добавили, до драки доспорились, но так истины и не добыли. Видно сама судьба соединила этих людей — мужчины отправились в долгий путь на поиски счастливого человека. Много людей повстречали, выслушали десятки историй. Крепок народ на Руси, терпелив, но вот счастье словно стороной его обходит…

Главные герои и их характеристика:

Краткое содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо» подробно по главам.

ЧАСТЬ I.

Пролог.

Повстречались семь мужиков — Демьян, Роман, Лука, Митродор, Иван, Пахом и Пров — из смежных деревень в уезде Терпигоревом с «говорящими» названиями: Дыряево, Разутово, Заплатово, Знобишино, Неелово, Горелово, Неурожайко.

Затеяли мужики спор «кому лучше живётся: попу, чиновнику, помещику, царю». Весь путь совместный проспорили, до леса дошли и в драке сцепились. А после поймали птенца. Его мать птаха, чтобы своего детёныша «выкупить» сообщила мужикам, где спрятана скатерть-самобранка и заколдовала их одежду, чтобы та никогда не потрепалась.

Путники развернули скатерть, поели-попили и дали слово друг другу, что не вернутся домой, пока не найдут того, кому на Руси хорошо живётся. Так началась их длинная дорога…

Глава 1. Поп.

Долго шли путники вдоль берёзок. По дороге им попадались нищие крестьяне и прочий «мелкий» люд. У них о счастье спрашивать было глупо — откуда ему взяться?!

Наконец, встретился спорщикам поп. Лука у него спросил, сладко ли ему живётся. Поп считал грешным делом жаловаться на жизнь и просто рассказал, как и чем существует. Для него счастье — это «покой, богатство и честь». Но из рассказа священнослужителя семеро мужиков сделали вывод, что все три названные ценности для из нового знакомого абсолютно недостижимы. Ничего хорошего в житье попа на Руси нет.

Глава 2. Сельская ярмарка.

В продолжении пути мужики встречают много опустевших деревень. Оказывается, что в одном селе, самом богатом, идёт ярмарка. Путники решают туда забрести и поискать счастливых сельчан. Но ничего хорошего они не находят — лишь грязь, нищету и беспробудную пьянку.

Глава 3. Пьяная ночь.

Глава 4. Счастливые.

Странники пошли на небольшую хитрость. Стали кричать народу, что если к ним подойдёт «счастливый», они угостят его водкой за так. Народ мгновенно выстраивается в очередь. И все счастливы, как на подбор: солдат рад, что еле живой вернулся с адской службы, бабка в восторге от урожая репки и так далее. Так целое ведро водки раздали, а счастливого не обнаружили.

Один из очереди мужичок рассказал историю Ермилы Гирина, который может быть и есть тот самый счастливчик. Ермиле удалось дослужиться до правящего чина, его уважает и любит весь простой люд. Но где он? «Счастливчик» сидит в тюрьме, а за что обещал рассказать священник, но в толпе поймали вора и все кинулись на крики.

Глава 5. Помещик.

Следующим на пути искателей счастливых людей встретился помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. И он поведал случайным знакомым о своей судьбе. Как хорошо ему жилось при крепостном праве и как тяжело без него. В конце повествования помещик разрыдался.

ЧАСТЬ II.

Последыш.

Новый день мужики встретили на берегу Волги-реки. Перед ними простёрся огромный луг со скошенным сеном. К берегу пристали три лодки, а в них семья дворян. С самым старшим из них всё вокруг лебезили, в том числе и освобождённые от крепостного права крестьяне.

Оказалось это не спроста. Князь Утятин, или Последыш (прозвище), как узнал, что крепостных освобождают, обещал лишить сыновей наследства, так как они не отстояли идеалов помещиков. Боярские дети подговорили крестьян подыграть им и вскоре объявили батюшке, что всё вернулось на круги своя. Крестьянам обещали за спектакль много земли барской. Старик умер, крестьяне остались ни с чем.

ЧАСТЬ III.

Крестьянка.

Странники навещают губернаторшу Матрёну Корчагину, которой 38 лет, но она зовёт себя старухой. Женщина рассказывает им свою непростую судьбу. Счастлива она была давно и лишь тогда, когда в девках при отце и матери жила. Потом вышла замуж, муж ушёл на службу, а она осталась в его семье жить. Всем служила, а жалел только старый дед Савелий. Первенца Матрёниного съели свиньи, потом ещё были дети и даже мужа удалось вымолить домой из военной службы. Подводя свою речь к концу, Матрёна призналась путникам, что понятия «женского счастья» на Руси просто нет.

ЧАСТЬ IV.

Пир на весь мир.

На всё село Вахлачено идёт пир. Здесь: Клим Яковлич, Влас-староста и молодые студенты семинарии Саввушка и Гриша, которые поют добрые песни. За столом вновь рассказывают истории, например, про верного холопа Якова.

Он служил барину и любил его, всё терпел, пока тот не отдал его племянника на военную службу. Запил холоп, а когда отгоревался, вернулся к барину и через некоторое время жестоко отомстил. Постепенно разговоры скатываются к грустным, кровавым историям, народ начинает петь печальные песни.

Но настанет день, когда Русь будет петь лишь благие песни и счастливых искать не будет нужно — все будут счастливы. Первые кирпичики к этому дню заложены и они — это два семинариста за общим столом. Гриша, сын дьяка, с самых юных лет решил посвятить себя борьбе за счастье народа.

Родное село он любит, так же крепко как мать. И ходит по родной земле с песней на устах. Его замыслы и мечты сбудутся, этого парнишку ждёт сложная, но благородная жизнь. Жаль, что путники не слышат, как Гриша поёт о Руси, они бы тогда не отправились дальше, а пошли по домам, так как поняли бы, что нашли того, кого отправлялись искать.

Так оборвалась поэма Некрасова, но даже по её неоконченным главам читателю становится ясно, как тяжело было народу после реформ на Руси.

История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Редакторам и издателям рукопись досталась в разрозненном виде, так как писатель не успел соединить её в нужном порядке. Известный современникам вариант поэмы подготовил для издания К. Чуковский, опираясь на записи, дневники и черновики Некрасова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *