некрасов кому на руси жить хорошо год написания
Кому на Руси жить хорошо
«Кому на Руси жить хорошо» — поэма Н. А. Некрасова. Повествует о путешествии семерых мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека.
Содержание
История создания
Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год. Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.
К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир — на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир».
В последнем прижизненном издании «Стихотворений» (1873-1874) поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана в такой последовательности: «Пролог. Часть первая», «Последыш», «Крестьянка».
Сюжет и структура поэмы
Некрасов предполагал, что в поэме будет семь или восемь частей, но успел написать лишь четыре, которые, возможно, не следовали одна за другой.
Часть первая
Единственная не имеет названия. Была написана вскоре после отмены крепостного права (1861).
Пролог
«В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…»
У них завязался спор:
Кому живётся весело,
Вольготно на Руси?
Они высказали шесть вариантов ответа на этот вопрос:
Крестьяне решают не возвращаться домой, пока не найдут правильного ответа. Они находят скатерть-самобранку, которая будет их кормить, и отправляются в путь.
Крестьянка (из третьей части)
Последыш (из второй части)
Пир — на весь мир (из второй части)
Список героев
Временнообязанные крестьяне, отправившиеся искать, кому живется счастливо вольготно на Руси (Основные герои)
Крестьяне и холопы
История создания «Кому на Руси жить хорошо»
История создания «Кому на Руси жить хорошо» начинается в конце 1850-х гг., когда Некрасову приходит в голову замысел масштабного произведения-эпопеи, суммирующего весь его творческий и жизненный опыт поэта-революционера. Автор долгое время собирает материал на основе как своего личного опыта общения с народом, так и литературного наследия своих предшественников. До Некрасова к жизни простого народа в своих произведениях обращались многие авторы, в частности И.С. Тургенев, чьи «Записки охотника» стали одним из источников образов и идей для Некрасова. Чёткая идея и фабула сложились у него в 1862 г., после отмены крепостного права и земельной реформы. В 1863 г. Некрасов принимается за работу.
Автор желал создать эпическую «народную» поэму с развёрнутой картиной жизни различных слоёв российского общества. Важным для него представлялось также и то, чтобы его произведение было доступно для простого народа, к которому он обращался в первую очередь. Этим обусловлена композиция поэмы, задумывавшаяся автором как циклическая, размер, приближенный к ритмике народных сказаний, своеобразный язык, изобилующий поговорками, присказками, «простонародными» и диалектными словами.
Творческая история «Кому на Руси жить хорошо» насчитывает почти четырнадцать лет интенсивной работы автора, сбора материалов, проработки образов, корректировок изначальной фабулы. По замыслу автора, герои, встретившись неподалёку от своих деревень, должны были совершить долгое путешествие через всю губернию, а в конце дойти до Петербурга. Будучи в пути, они беседуют с попом, помещиком, крестьянкой. В Петербурге путешественников должна была ждать встреча с чиновником, купцом, министром и самим царём.
По мере написания отдельный частей поэмы Некрасов публиковал их в журнале «Отечественные записки». В 1866 г. в печати появился «Пролог», первая часть увидела свет в 1868 г., затем в 1872 и 1873 гг. были напечатаны части «Последыш» и «Крестьянка». Часть под названием «Пир на весь мир» при жизни автора так и не появилась в печати. Лишь спустя три года после смерти Некрасова Салтыков-Щедрин смог напечатать этот фрагмент с большими цензурными купюрами.
Некрасов не оставил никаких указаний относительно порядка следования частей поэмы, поэтому принято публиковать её в таком порядке, в каком она появлялась на страницах «Отечественных записок» – «Пролог» и первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Эта последовательность является наиболее адекватной с точки зрения композиции.
Тяжёлая болезнь Некрасова заставила его отказаться от первоначального замысла поэмы, согласно которому она должна была состоять из семи-восьми частей и включать в себя помимо картин деревенского быта сцены петербургской жизни. Также планировалось, что структура поэмы будет опираться на смену времён года и сельскохозяйственных сезонов: путешественники отправлялись в путь ранней весной, проводили в дороге всё лето и осень, достигали столицы зимой и весной снова возвращались в родные места. Но история написания «Кому на Руси жить хорошо» была прервана в 1877 г. со смертью писателя.
Николай Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Кому на Руси жить хорошо
Поэма, 1873 год (год написания: 1876)
Язык написания: русский
«На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.»
«Сошлися — и заспорили:
Кому живётся весело,
Мужицкое следствие показывает, что даже у, казалось бы, привилегированных классов есть системные беды. Некрасов не успел закончить поэму в полном объеме, тем не менее «Кому на Руси жить хорошо» стало и эпопеей русской жизни второй половины 19-го века, и манифестом автора, передающим его понимание обустройства земли русской.
Дата написания: 1866—1876
Дата первой публикации: 1873—1874
В произведение входит:
Обозначения: циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Классическое произведение, в определенном роде гениальное. Конечно, не «наше все», не Гоголь, да и не Грибоедов с его «Горем от ума», но все же многие строфы из этого произведения обрели бессмертие. Мне лично часто вспоминается: «Горда свинья — Потерлася О барское крыльцо», при сообщениях о визитах глав разного рода политических новообразований в столицу крупного государства в западном полушарии. И сразу становится веселее на душе и снова восхищает точность Некрасовской метафоры.
При этом полностью согласен с предыдущим отзывом в том плане, что идейно произведение негативное, то есть, акцент сделан исключительно на темной стороне бытия.
Любопытно, что дети «эксплуататоров», в частности сам Некрасов был сыном жестокого помещика — крепостника, и прочие аналогичные «борцы за освобождение рабочего класса», в жизни ни дня не трудившиеся, вовсю «ночей не спят, все о народе/ России думают», при том, что ни народа,/России, ни его потребностей не знают и не понимают.
Кстати, сейчас бы эту поэму вероятно обоснованно запретили за пропаганду насилия и разжигание, та же история про Кудеяра — откровенное поощрение террористической деятельности. Великолепно и с вдохновением сделана, но какой же жуткий призыв к убийству, как способу избавиться от груза греха.
С другой стороны, некоторые строфы в разделах про Крестьянку или Пир — частично просто какой-то поток сознания (вероятно сказалось физическое состояние умирающего автора).
В общем и целом, эта поэма — очень важный элемент культуры нашей страны. Не случайно семидесятые — восьмидесятые годы девятнадцатого века отмечены разгулом терроризма, все эти народовольцы и прочие вовсю вдохновлялись подобными творениями, да и нынешний обитатель мавзолея тоже ценил завершающие стихи этого произведения Некрасова.
На мой взгляд, при всем уважении к свободе мысли, свободы и творчества, некоторые рукописи должны вовремя сжигаться. Иначе может сгореть и автор (и шут бы с ним), а также очень и очень многие причастные и не причастные.
Антология русской бесхитростной убогости. Однако, сразу же хочется и оговориться — когда дело касается увиваниями страданиями, автор весьма изобретателен. Всё, что описывается в этой поэме не есть явления уникальные, однако, в приступе самобичевания русского народа Некрасов собрал все самые чёрные краски, и принялся ими писать портрет, как ему казалось, действительности. Пишу именно о русском народе, а не о крестьянстве, потому как автор выводит убогими не только одно сословие, но все из тех, которые ему хватило духу и таланта описать. Вероятно, вещица эта и самому Некрасову показалась не слишком удачной, поскольку дописать, вымучить и выстрадать её у автора никак не выходило. То ли страдания приходилось собирать с мира по нитке, то ли бесконечно он был далёк от народа, то ли фольклора хватило лишь на часть с крестьянством — это уж сегодня неизвестно, но только поэма так и осталась неоконченной. Последняя часть всего лишь является не самой удачной попыткой уже умирающего Некрасова завершить свой литературный долгострой. И это очень жаль, ведь я бы с удовольствием почитал о том, как царь угнетает сам себя, терпя тяжесть шапки Мономаха, как весь исстрадался в борьбе с врагами народа православного, и так далее.
Своей популярностью в нынешние дни это произведение, как мне видится, обязано далеко не в последнюю очередь своим кажущимся антимонархическим посылом, который активно выпячивался во времена советской власти, искавшей себе пропагандистскую основу, в том числе и в корнях классической русской литературы.
Нет, поэма неплоха, но слишком уж однобока. Кому же на Руси жить хорошо? Михаил Веллер в одном из своих выступлений сказал — вору. Но Некрасов, со всей очевидностью, утерев пьяную слезу заключает — да никому же! Если рассматривать её идеологически, то мерещится мне в ней что-то даже и русофобское — ну действительно, как можно построить общество, желая наилучшего, таким способом, что там не будет хорошо никому? Ни-ко-му! Не бывает в жизни так, чтобы было одно лишь плохое, без малейшего проблеска хорошего. Не бывает так, чтобы весь народ впал в жалостливую, щемящую тоскливость. Но, без всякого сомнения, любители почитать о «немытой России, стране рабов», прочитают поэму Некрасова с чувством огромного морального удовлетворения.
Кому на Руси жить хорошо (поэма)
«Кому на Руси жить хорошо» — поэма Н. А. Некрасова. Повествует о путешествии семерых мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека.
Содержание
История создания
Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». «Я задумал, — говорил Некрасов, — изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял » Кому на Руси жить хорошо «. Это будет эпопея современной крестьянской жизни».
Некрасов начал работу над поэмой в первой половине 60-х годов XIX века. Рукопись первой части поэмы помечена Некрасовым 1865 годом. В этот год первая часть поэмы была уже написана, начата же, очевидно, несколькими годами раньше. Упоминание в первой части о ссыльных поляках (глава „Помещик“) позволяет считать 1863 год датой, ранее которой эта глава не могла быть написана, так как подавление восстания в Польше относится к 1863—1864 годам.
Однако первые наброски к поэме могли появиться и раньше. Указание на это содержится, например, в воспоминаниях Г. Потанина, который, описывая свое посещение квартиры Некрасова осенью 1860 года, передает следующие слова поэта: „Я… вчера долго писал, да немного не дописал- сейчас кончу…“ Это были наброски прекрасной его поэмы „Кому на Руси жить хорошо“. Она долго после того не выходила в печати».
Таким образом, можно предположить, что некоторые образы и эпизоды будущей поэмы, материал для которой собирался в течение многих лет, возникли в творческом воображении поэта и частично были воплощены в стихи ранее 1865 года, которым датирована рукопись первой части поэмы.
К продолжению работы Некрасов приступил лишь в 70-х годах, после семилетнего перерыва. Вторая, третья и четвертая части поэмы следуют одна за другой с небольшими интервалами: «Последыш» был создан в 1872 году, «Крестьянка» — в июле-августе 1873-го, «Пир — на весь мир» — осенью 1876 года.
Публикацию поэмы Некрасов начал вскоре по окончании работы над первой частью. Уже в январской книжке «Современника» за 1866 год появился пролог поэмы. Печатание первой части растянулось на четыре года. Опасаясь поколебать и без того шаткое положение «Современника», Некрасов воздержался от опубликования последующих глав первой части поэмы.
Некрасов боялся цензурных гонений, которые начались тотчас после выхода первой главы поэмы («Поп»), напечатанной в 1868 году в первом номере нового некрасовского журнала «Отечественные записки». Цензор А. Лебедев дал такую характеристику этой главе: «В означенной поэме, подобно прочим своим произведениям, Некрасов остался верен своему направлению; в ней он старается представить мрачную и грустную сторону русского человека с его горем и материальными недостатками… в ней встречаются… резкие по своему неприличию места». Цензурный комитет хотя и разрешил к печати книжку «Отечественных записок», но о поэме «Кому на Руси жить хорошо» все же послал в высшую цензурную инстанцию неодобрительное мнение.
Последующие главы первой части поэмы были опубликованы в февральских номерах «Отечественных записок» за 1869 год («Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь») и 1870 год («Счастливые» и «Помещик»). Целиком первая часть поэмы появилась в печати только через восемь лет после ее написания.
Публикация «Последыша» («Отечественные записки», 1873, № 2) вызвала новые, еще большие придирки цензуры, которая считала, что эта часть поэмы «отличается… крайним безобразием содержания… носит характер пасквиля на все дворянское сословие».
Очередная часть поэмы, «Крестьянка», созданная Некрасовым летом 1873 года, была напечатана зимой 1874-го в январской книжке «Отечественных записок».
Отдельного издания поэмы Некрасов при жизни так и не увидел.
В последний год жизни Некрасов, вернувшись тяжело больным из Крыма, где им была в основном завершена четвертая часть поэмы — «Пир — на весь мир», с удивительной энергией и настойчивостью вступил в единоборство с цензурой, надеясь напечатать «Пир…». Эта часть поэмы подверглась со стороны цензуры особенно яростным нападкам. Цензор писал, что находит «все стихотворение „Пир — на весь мир“ крайне вредным по своему содержанию, так как оно может возбудить неприязненные чувства между двумя сословиями, и что оно особенно оскорбительно дворянству, столь недавно пользовавшемуся помещичьими правами…».
Некрасов предполагал миновать вовсе цензуру, заручившись разрешением самого царя. Для этого поэт хотел использовать свое знакомство с министром двора графом Адлербергом, а также прибегнуть к посредничеству С. Боткина, бывшего в то время придворным врачом (Боткину, лечившему Некрасова, был посвящен «Пир — на весь мир»). Очевидно, именно на этот случай и были вставлены Некрасовым в текст поэмы «со скрежетом зубовным» посвященные царю известные строки «Славься, народу давший свободу!». Мы не знаем, предпринял ли Некрасов реальные шаги в этом направлении или отказался от своего намерения, поняв бесполезность хлопот.
«Пир — на весь мир» оставался под цензурным запретом до 1881 года, когда он появился во второй книжке «Отечественных записок», правда, с большими сокращениями и искажениями: были опущены песни «Веселая», «Барщинная», «Солдатская», «Колода есть дубовая…» и другие. Большинство выброшенных цензурой отрывков из «Пира — на весь мир» впервые обнародовано лишь в 1908 году, а вся поэма целиком, в бесцензурной редакции, была опубликована в 1920 году К. И. Чуковским.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» в ее незавершенном виде состоит из четырех отдельных частей, расположенных в следующем, по времени их написания, порядке: часть первая, состоящая из пролога и пяти глав; «Последыш»; «Крестьянка», состоящая из пролога и восьми глав; » Пир — на весь мир «.
Из бумаг Некрасова видно, что по плану дальнейшего развития поэмы предполагалось создание по крайней мере еще трех глав или частей. В одной из них, предварительно названной Некрасовым «Смертушка», речь должна была идти о пребывании семерых крестьян на реке Шексне, куда они попадают в разгар повального падежа скота от сибирской язвы, об их встрече с чиновником. Приводя несколько стихов из будущей главы, Некрасов пишет: «Это песня из новой главы «Кому на Руси жить хорошо». Материалы к этой главе поэт начал собирать еще летом 1873 года. Однако она осталась ненаписанной. Сохранилось лишь несколько прозаических и стихотворных черновых отрывков.
Известно также о намерении поэта рассказать о прибытии крестьян в Петербург, где они должны были искать доступа к министру, и описать их встречу с царем на медвежьей охоте.
В последнем прижизненном издании «Стихотворений» Н. А. Некрасова (1873—1874) «Кому на Руси жить хорошо» напечатана в следующем виде: «Пролог; Часть первая» (1865); «Последыш» (Из второй части «Кому на Руси жить хорошо») (1872); «Крестьянка» (Из третьей части «Кому на Руси жить хорошо») (1873). Соответствует ли авторской воле порядок расположения частей «Кому на Руси жить хорошо» в издании 1873
Сюжет и структура поэмы
Некрасов предполагал, что в поэме будет семь или восемь частей, но успел написать лишь четыре, которые, возможно, не следовали одна за другой.
Часть первая
Единственная не имеет названия. Была написана вскоре после отмены крепостного права (1861).
Краткая история создания пэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начал писать в конце 1850-х годов. Стихотворение должно было стать итогом нелёгкого жизненного пути поэта.
Автор очень долго, по крупицам собирал материал для своего создания. Он читал и перечитывал труды писателей, которые описывали крестьянскую судьбу до него.
Некрасов разговаривал с крестьянами, он хотел, чтобы и его создание было достоверным. Окончательно замысел написания появился у поэта сразу после отмены крепостного права. В 1863 году Некрасов закончил работу. Он хотел написать истинно народную поэму. Некрасов хотел показать читателям всю жизнь каждого слоя российского общества.
Автор хотел создать самобытное, близкое простому народу произведение. Именно поэтому поэма наполнена словами, которые использует в своей речи простой народ. Пословицы и поговорки щедро наполняют бессмертное произведение.
Первая часть поэмы была закончена к 1865 году. Автор хотел создать повесть о народе, показать в ней абсолютно всё, что он услышал от самого народа.
В том же году у поэта созрел замысел самых интересных частей, «Последыша» и «Крестьянки». Поэму свою автор не успел закончить. Он хотел создать счастливый финал.
С горечью Некрасов сознавал, что из его задумки могло бы получиться целое произведение, которое обретёт своё истинное значение только в целости.
Исследователи до сих пор спорят о том, каким же был истинный замысел писателя.
Сюжетная линия показывает, что же хотел рассказать Некрасов. Многие уверены, что автор нарисовал чёткую картину тяжёлого, беспросветного существования народа российского. Но не только простого народа. Писатель показал, что несчастлив весь российский народ, от простого крестьянина до министра
После отмены крепостного права разорились не только крестьяне, но и помещики. По любопытному замыслу, самым счастливым должен был оказаться пьяный. Только ему нечего было терять после изменений, которое произошли в стране.
Автор желал показать читателям всю безрадостную картину жизни людей. Не обошёл он вниманием и муки совести, которые терзали душу чиновника, вынужденного обирать крестьян, чтобы его семейство могло выжить.
По замыслу автора, мужики должны были добраться до царя. Вероятно, монарх тоже должен был поведать печальную историю о собственных бедах.
После этого странники должны были вернуться в свои деревни, от каждой вела тропинка к кабаку. В кабаке они и должны были встретить того, кому на Руси жить хорошо.
Цензура долго не пропускала сочинение Некрасова, в произведении властям мерещился прямой призыв к народному восстанию, а особо внимательным казалось, что Некрасов призывает к революции.
О чём произведение
Прекрасная поэма повествует о том, как семеро крестьян отправились в трудное путешествие.
Крестьяне решили найти самого счастливого человека.
Жители семи деревень с названиями, говорящими о бедах обитателей, сошлись и начали спорить о том, какому сословию живётся вольготнее всего.
В своих поисках крестьяне встречались с многими представителями самых разных сословий. Все они признались, что совсем плохо живётся им на Руси. В долгих странствиях крестьянам помогает скатерть-самобранка, она снабжала их едой и питьём, могла стирать, чинить, прослушивать.
Волшебную скатерть крестьянам подарила птичка. Так она отблагодарила их за то, что отпустили её птенчика. Счастливого крестьяне не нашли, но встреча с сыном дьячка, семинаристом Гришей, могла бы показать им того, кого они искали.
Крестьяне на своём пути встречали людей, которые могли бы подойти на звание счастливого человека. Простая крестьянка Матрёна Тимофеевна, Ермил и даже старуха, которой удалось вырастить самую крупную репу, заслуживали счастья. Но все эти люди счастливы себя не считали. На своём пути странники встречали людей и с трагическими судьбами. Бывший каторжник, который закопал живым в землю немца.
Бессмертное произведение не оставит равнодушным ни одного читателя.