некрасов кому на руси жить хорошо краткое содержание для читательского дневника очень кратко
Кратчайшее содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо» для читательского дневника (Н. Некрасов)
Автор: Guru · 26.07.2018
Поэму «Кому на Руси жить хорошо» нелегко понять с первого раза. Основные события запутанные, сюжет полон мистики и фольклорных символов, язык отдает глубокой стариной, ведь многие слова сейчас уже не используются в обиходе. Чтобы помочь вам справиться с этим испытанием, команда «Литерагуру» разместила очень краткое содержание книги для читательского дневника и несложный анализ книги.
(526 слов) Произведение начинается со встречи семи мужиков — временно обязанных крестьян. Между ними возникает спор, кто на Руси живет лучше. В пути конфликт не прекращается, дошло до драки. Но вот один из них поймал птенца пеночки, и птица в обмен на его жизнь создает скатерть-самобранку, чтобы герои смогли обойти всю Русь и выяснить, кто прав.
В следующих главах писатель рассказывает о поисках мужиков. Сперва проверили благосостояние попа. Ответ мужики услышали не тот, который ожидали. Священнослужитель говорит, что счастье в спокойствии, но поп этого не имеет: его постоянно дергают на свадьбы, похороны, крестины, а денег дают мало.
Дальше мужики отправились на ярмарку — узнать у народа об их жизни. Находясь на ярмарке, мужики увидели пьющий народ и драки, сделав вывод, что здесь нет довольных жизнью людей. Встречный человек Ермила Гирин делится историей, как он отправил постороннего человека вместо брата в рекруты, как раскаялся в этом, как просил у народа скинуться по рублю, а потом роздал каждому то, что взял на дело, как сидел в остроге после крестьянского бунта.
О своей жизни рассказывает следующий встречный, дворянин Гаврила, он вспомнил, как весело жил, держал крепостных, но после отмены крепостного права ничего не осталось веселого от прежнего раздолья.
Но случилась еще одна беда, сына Матрены обвинили в неисправной работе, и она взяла всю вину на себя, получив побои. Потом, будучи беременной, она отправилась спасать своего мужа рекрутства и отстояла его освобождение, выпросив его у барыни – супруги чиновника. Сама героиня считает, что крестьянка не может быть счастлива.
Дальше мужики пришли к Волге и там заметили народ, который усердно работает. Но выяснилось, они это делают для старого помещика Утянина, который не знает об отмене крепостного права. Путники узнают историю, как его родня обманывает: они подговорили крестьян претворяться до смерти барина. В итоге простых людей богачи обманули, ничего не заплатив за участие в этой постановке.
В этой же деревне живет семинарист Гриша Добросклонов, который думает обо всей Русской земле и о народе, слагая песни. Он верит, что эта земля сильна и богата. Вот, кажется, мужики и нашли того самого счастливца.
Кому на Руси жить хорошо Некрасов Н.А. — читательский дневник
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала последним произведением Некрасова и его своеобразным завещанием, в котором он надеется на перемены к лучшему для народа. Читательский дневник выявляет главную художественную цель автора и средства выразительности в поэме.
Время создания — 1863-1877 годы.
Время в книге — 1860-е годы.
Место сюжета — вся Россия.
Семеро странников — собирательный образ главного героя.
Вольнообязанные крестьяне, которые ищут тех, кому на Руси живется счастливо. Ради цели надолго покидают дом.
Поп — священник, жалующийся странникам на тяжкий труд. Сетует, что покой, богатство и честь, в которых состоит счастье, остались в прошлом.
Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев — 60-летний помещик, противник перемен. Не может отвыкнуть от роскошной жизни и хочет вернуть былое. Любитель охоты, пиров и жизни за счет труда крестьян.
Матрёна Тимофеевна Корчагина — крестьянка, которую в народе считают «счастливой», хоть у нее и тяжелая судьба. Женщина 37 лет, мать шестерых детей, старший из которых трагически погиб. В родительской семье была счастлива, а выйдя замуж, терпит издевательства со стороны семьи мужа, изматывающий труд и лишения.
Савелий Корчагин — русский «богатырь», который смог вытерпеть тяжелый труд, издевательства, каторгу. Символ народного гнева. Осужден за убийство управляющего-немца, который угнетал крестьян. Единственная поддержка Матрены в семье мужа. Любил правнука Демушку, но недоглядел за ребенком, из-за чего тот погиб. Заканчивает жизнь монахом-отшельником.
Ермил Ильич Гирин — староста из народа, всеми уважаемый человек. Осужден за участие в народных восстаниях
Князь Утятин (Последыш) — жестокий старый помещик. На почве отмены крепостного права теряет рассудок, не верит в реформы. Ради его спокойствия семейство и бывшие крестьяне «изображают» возвращение старых порядков. Считает себя благодетелем, хотя постоянно наказывает крестьян или заставляет делать бессмысленную работу.
Елена Александровна — губернаторша, символ «доброго правителя». Возвращает Матрене мужа, незаконно призванного на военную службу. Становится крестной малыша, которого родила Матрена прямо у нее на глазах.
Григорий Трифонович Добросклонов — ученик духовной семинарии, верящий в светлое будущее русского народа. Хороший честный парень, слагающий песни о свободе, будущий революционер.
Семеро крестьян, недавно ставшие свободными, выясняют, кому в стране лучше всего живется. Не сойдясь во мнении, отправляются по Руси, чтоб расспросить людей о счастье. Повсюду ходят с волшебной скатертью-самобранкой, дающей им водку и хлеб.
Странствуя, встречают людей разных сословий. Больше всего на жизнь жалуются дворяне и священник, а народ по привычке терпит, пьет и не ждет ничего хорошего. Путники где-то помогают в работе, где-то пируют вместе с крестьянами. «Пьяная ночь» после ярмарки показывает, как много и горько пьет русский народ. На примере судьбы Матрены странники понимают, что среди женщин искать счастливых бессмысленно. Есть лишь один человек, верящий в счастье народа – Гриша Добросклонов. Этот юноша-семинарист видит силу, скрытую в народе, и готов положить жизнь для служения обществу.
Реформы и перемены даются обществу нелегко: все сословия тоскуют по прошлому укладу. Теперь крестьянам предстоит взрастить в своем сознании свободу, самосознание, умение распоряжаться своей жизнью. А помещикам необходимо престать рассчитывать на беспечную жизнь, построенную на угнетении народных масс. Поэма учит тому, что к счастью народ приведут единение и серьезный труд всех слоев общества.
Поэма навевает грустные мысли, так как поиск народного счастья оказывается безуспешным – нет ни одного героя, который жил бы на Руси хорошо. Но есть и надежда, что эта ситуация изменится: народ начинает осознавать, какие мощные силы в нем заложены, как много русский человек может вынести. Простой человек, не избалованный счастьем, пока просто мечтает об отсутствии бед и опасностей, но когда-то русский народ станет созидательным, свободным и счастливым.
✓Главный герой – русский народ, который представлен в образах мужиков-странников (Демьян, Роман, Иван и Митродор Губины, Лука, Пахом, Пров).
Персонажи отражают мировосприятие народа.
✓Эпизодические персонажи — играют важную роль, хотя и обрисованы схематично. Они создают широкую картину жизни народа в массовых сценах на ярмарке и во время пира (народный заступник Фомушка, лекарша Евфросинья, холоп Яков, старообрядец, разбойник Кудеяр и др.).
✓Герои с личной историей — более выразительные персонажи, трагическая судьба которых в то же время типична (Матрена Корчагина, богатырь Савелий, староста Ермила Гирин и т.д.)
✓ Образы людей из уходящего прошлого — те, кто противостоит народу (князь Утятин (Последыш), помещик Оболт–Оболдуев, поп и др.) Представлены в комичном, гротескном виде.
Дошлый — тот, который дошел, поспел, вызрел.
Божба — клятва с упоминанием бога (от слова «божиться»).
Офеня — торговец хозяйственными мелочами.
Шкалик — маленькая мера для водки (стопка или бутылочка).
Сполагоря — просто, без особых препятствий, легко.
Никшни — требование замолчать, эквивалент «закрой рот».
* Нет меры хмелю русскому.
А горе наше меряли?
Работе мера есть?
*Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная, Матушка-Русь!
* Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся —
Обидно поглядеть!
* Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Кому на Руси жить хорошо – краткое содержание для читательского дневника поэмы Некрасова
Автор | Год написания | Жанр произведения | Главные герои | О чём? |
Некрасов Николай | 1866 | поэма | Роман, братья Губины, Пахом, Пров – мужики- странники | О том, как странствовали мужики по Руси в поисках счастливого человека, расскажет краткое содержание для читательского дневника поэмы Некрасова |
Кто живет в крестьянской стране хорошо – такой основной вопрос спора. Поиск ответа на него – причина хождения мужиков по Руси. Встречаются с попом, который жалуется на уменьшение дохода обрядов. Во время ярмарки напиваются и слушают историю о Якиме Нагом. Он в пожар спасал картинки, а не деньги. Предлагают выпить вина счастливым, ведро пустеет, а такие люди не находятся.
Среди помещиков тоже нет человека, живущего хорошо. Оболт-Оболдуев не относится к таким, потому что нет владения крестьянами. Крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина рассказывает о своей женской несчастной доле, смерти сына. Поведала историю, почему ее назвали Губернаторшей. Савелий-богатырь – дедушка ее мужа. Его тяжелой жизни каторжника излагает женщина.
Нет счастья и у других героев поэмы: странника Ионы, разбойника Крутояра. Надежда на светлое будущее звучит только в рассказе о Григории, который хочет посвятить себя борьбе за народ.
Мое мнение (вывод)
После отмены крепостного права положение русских крестьян не стало лучше. Об этом свидетельствуют рассказы героев.
Николай Некрасов — Кому на Руси жить хорошо:
Краткое содержание
Часть первая
Пролог
Время действия поэмы – вскоре после отмены крепостного права. Место действия – Русская земля. Весной «на столбовой дороженьке» (большой, с верстовыми столбами) сходятся семь мужиков. Они – «временнообязанные» (свободные, но своей земли у них нет). Родом мужики из «Подтянутой губернии» (перекличка с поговоркой «затянуть пояса» с голодухи), «уезда Терпигорева, Пустопорожней волости», из соседних деревень с «говорящими» названиями: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка.
Шли по делу: кто крестить ребенка, кто коня ловить, кто еще куда. Но зашел у них спор: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Для Романа счастливчик – помещик, для Демьяна – чиновник, для Луки – поп. Братья Иван и Митродор Губины считают, что лучше всех живет «купчина толстопузый» (купец, торгаш). Старый Пахом – что боярин да министр, а Пров – что царь.
Слово за слово, уже ночь, и мужики далеко от дома (30 верст – больше 30 км). Решили, что «леший» их увел. Расположились на привал у костра, выпили водки. Спор о счастье доходит до драки: Губины лупят здоровенного Прова, Роман «тузит» старого Пахома. В лесу эхо «без языка – кричит!», филины смеются над мужиками, зайчик боится их, лисица хочет понять, кто прав, но не может, кукушка с перепугу забыла, как куковать. Подобрался к ним выпавший из гнезда птенчик пеночки (певчей птички). Держит его Пахом в руках, завидует: будь у мужиков крылья, облетели бы все «царство» – и узнали ответ на свой вопрос. Остальные мужики готовы ногами «Русь-матушку» обойти. Но с запасом еды на каждый день: полпуда хлеба (около 8 кг), ведро водки (чуть больше 12 л), квас, чай, огурцы.
Пеночка в обмен на своего птенчика указывает мужикам дорогу к месту, где зарыта «коробочка» со скатертью-самобранкой. Она будет потчевать (кормить) и обстирывать мужиков в пути. Да так, что армяки их (одежда) и лапти вовек не износятся. Нельзя только водки просить больше ведра в день, иначе «быть беде». Отрыли мужики скатерть, попировали, дали «зарок» решить свой спор.
Глава 1. Поп
Идут мужики полями бедными, без всходов, затопленными талой водой (а ведь уже почти май!). Навстречу – крестьяне, нищие, солдаты. Ясно, что у них о счастье спрашивать без толку. А вот попа мужик Лука (бородатый, глупый, говорливый, схожий с мельницей) остановил: «Сладка ли жизнь поповская?» Роптать (обижаться) на Бога грех, поэтому священник ответил так: в его жизни нет ни покоя, ни чести, ни богатства.
Народу много, день и ночь он рядом с больными, умирающими, сиротами. Уважения от людей – никакого: о попах, их женах и детях зубоскалят, поют неприличные песни. Из денег – только медяки (мелкие монетки) бедняков, а их и брать стыдно. Ведь дворян в деревне теперь не сыскать: усадьбы бросили, живут в городах или в Европе. Там же венчаются, крестят детей, умирают. С этими словами поп уехал. Понял Лука, что был неправ. «Поповское житье» – не мед.
Глава 2. Сельская ярмонка
Идут через пустое село, калитки на замках («замок – не лает, не кусается, а не пускает в дом!»). Оказывается, жители ушли в Кузьминское на ярмарку. Село это богатое и грязное, с закрытым училищем, гостиницей, лавками, избой фельдшера (медработника). Вся ярмарка в кабаках, где торгуют выпивкой для утоления «жажды православной». Девки и бабы, парни – все принаряжены. Мужики-странники глядят товары, чего тут только нет: и упряжь, и ивановские ситцы (ткани), и обувка.
Дедок Вавила пропил деньги, отложенные на козловые ботинки внучке. А «барин» (хотя никто не знает – барин ли он), собиратель фольклора Павлуша Веретенников берет ей ботинки за свой счет. Крестьяне вокруг радуются за Вавилу. Шастают в толпе офени, торгуют сборниками анекдотов («Шут Балакирев»), авантюрными романами («Английский милорд»), портретами толстых генералов. Автор мечтает о том времени, когда крестьянам объяснят, что читать надо народных заступников «Белинского и Гоголя».
Мужики идут в балаган, где Петрушка да коза высмеивают злые нравы богатых. Музыканты на представленьях – из бывших крепостных оркестров. Пока на ярмарке «шумит, поет, ругается» пьяный народ, мужики выходят из села.
Глава 3. Пьяная ночь
Открывается печальная картина: всюду пьяные. Кто пытается ползти, кто кричит, сквернословит, кто уже спит. Чиновники проносятся мимо в повозках. Слышны разговоры: какого-то крестьянина убили. Один просит Парашеньку (Прасковью) «в Питер» не ходить: у чиновника она будет и кухарка, и любовница. Другой с перепоя «хоронит» поддевку (одежда) вместо матери. Мужики велят ему окунуть «хрюкало» в канаву, освежиться. Кто-то дерется, другие хвалятся, что им «за полтинник» писарь изготовил «прошенье». Бабы пререкаются: одной дома – каторга, вторую бьют и обкрадывают зятья (мужья дочек).
Но есть отрадная картина: тот самый Веретенников в кругу крестьян записывает песни, пословицы, нахваливает певцов и сказителей: «Умны крестьяне русские», обидно только, что так пьют. Не стерпел старый мужичок Яким Нагой, похожий на «землю-матушку», напомнил, что в полях пашет русский крестьянин, а пьет с горя – и после всех дел. По деревням «на семью пьющую – непьющая семья!» Над каждым крестьянином три дольщика (хозяина, с кем надо поделиться): «Бог, царь и господин». А какой-нибудь барин идет в народ, загадки записывает, подсчитывает, как и на что мужики живут. «А люди мы великие в работе и гульбе!»
Крестьяне рассказали беды Якима: при пожаре он спасал лубочные картинки сына, жена – иконы, а их сбережения, 35 целковых рублей, расплавились от жара. Теперь за этот «комок» дают ему не больше 11 рублей. Крестьяне рады, что Веретенников не в обиде на слова Якима. Они поют удалую песню. Затосковали люди по любви, ласковому слову. Одна молодка чуть не сбежала с возу от старого мужа.
А странники уселись за свою скатерку, которую две руки из воздуха уставили едой и выпивкой. Потом Роман остался сторожить недопитое, а остальные пошли искать счастливого.
Глава 4. Счастливые
Мужики созвали к себе под липу счастливцев, пообещали каждому вволю водки. Первый претендент – дьячок. Он утверждает, что счастье в «благодушестве» (добродушии, гармонии с собой и миром) и «косушке» спиртного (0,3 л). Мужики решили: раз у него на заветную косушку денег нет, какой же он счастливец? Пришла старуха: у нее уродилось «реп до тысячи». Ее приняли за выдумщицу. А вот солдатику с медалями налили: 20 сражений прошел, был бит в мирное время, а все живой!
Попотчевали и могучего каменотеса с молотом: своим трудом он кормит и себя, и мать. Какой-то изнуренный каменщик из толпы предостерег его: он тоже был здоровяк, да жадный питерский барин подначил его снести груз в 14 пудов – мужик и надорвался. Стал он не нужен, поехал на родину, в деревню, чуть с ума не сошел, но жив! Но наливать ему не стали – нет в его жизни счастья. Расхвастался дворовый человек: не чета мужикам, сорок лет прислуживал за столом князю Переметьеву, облизывал тарелки с деликатесами, допивал остатки заморских вин. И заполучил «дворянскую» болезнь: подагру (он еще и вор был). Посмеялись мужики, не дали ему своего «мужицкого» вина.
Крестьянин-белорус счастлив, что в здешних местах по милости богача Губонина может вволю есть ржаной хлебушек. Но выпить поднесли другому: тот ходит по деревням с медведями, а все жив! Разве что скула набок сворочена. Нищие уверяли, что всегда сыты милостыней добрых людей. Но этим наливать не стали. А тут ведро опустело. Тогда один мужик подсказал, кто настоящий счастливец: Ермил Ильич Гирин. Шутка ли, отняли у него за долги мельницу, выставили на торги, а он возьми и обойди в цене купца Алтынникова. Да вот беда, подьячие (чиновники) затребовали большой задаток. И пошел Ермил на базарную площадь, обратился к людям – за час крестьяне собрали ему тысячу по копеечке. А через неделю на той же площади он всем вернул, что взял. За последним рубликом никто не явился, так он его слепцам отдал.
Мужики дивятся: как крестьянин Гирин завоевал такую народную любовь? Оказалось, в молодости он служил писарем у бурмистра (управляющего) в имении князя Юрлова. Бумаги беднякам писал – копейки не брал. И мужики выбрали его бурмистром над собой. За семь лет только раз он поступил не по правде: отдал в рекруты (солдаты) вместо брата – сына Власьевны. Но совесть его заела. И что же: князь сына Власьевны вернул, брата Гирина – на его место. Ермил сам себя наказал: ушел с должности в мельники.
Странники хотят видеть Ермила, а тот – в остроге (тюрьме). Взбунтовалась деревенька Столбняки против помещика Обрубкова, а Гирин возьми и за людей вступись.
Глава 5. Помещик
Кулак барина заменял полицию. Теперь – не то: дворяне разъехались, мужикам волю дали, помещичий лес общим стал, кругом кабаки. Страшное дело: теперь ему самому, что ли, в полях пахать? «Порвалась цепь великая» (отмена крепостного права), больно ударила и мужика, и барина. Так что нет счастья помещикам.
Часть вторая
Последыш
Волга, село в разгар сенокоса. Странники косят вместе с местными мужиками. К берегу причаливают три лодчонки, а в них – помещики. Старый седоусый, с одним незрячим глазом, князь Утятин, барыни с детьми, собаки. Утятин все осматривает, требует разворошить готовый стог как сырой (а он – сухой). Крестьяне теперь вольные, земля не его, а он борется с отменой крепостничества. Оказывается, дети князя упросили крестьян сделать вид, что прежние порядки вернулись. Иначе он лишит их наследства. В награду обещали луга.
Часть третья
Крестьянка
Решили странники вызнать женское счастье. Указали им клинскую крестьянку-«губернаторшу» Матрену Тимофеевну Корчагину. Вокруг колосятся пшеница (для богатого стола) да рожь (для бедного). Клин – деревня бедная, барин в отъезде, усадьба разграблена. В поле среди жниц они нашли Матрену, женщину красивую, смуглую, крепкую, со строгими умными глазами, густыми ресницами, с сединой в волосах. Мужики стали помогать жать рожь – и Матрена (себя она зовет «старухой», но ей 38 лет) пообещала взамен рассказать о своем счастье.
Семья ее была дружная, непьющая, работящая. Сыскался ей и пригожий жених – печник Филипп. «С девичьей холи в ад!» пришла Матрена. Пока муж на заработках, она трудится на его большую семью, угождает свекрови, свекру, золовке. Вернулся Филипп – в доме радость. А побил он ее только раз, из-за родни своей. Первенец, ясноглазый Демушка, родился, когда Филипп был в отлучке. Только столетний дед Савелий, настоящий богатырь святорусский (по виду – как Сусанин с памятника), жалел сноху и внука. В молодости он был на каторге за убийство немца-управляющего, который драл с крестьян три шкуры. Дали Савелию 20 лет каторги.
Заставила свекровь ребенка деду оставлять, чтобы Матрене в поле не отвлекаться. И однажды уснул старик, а мальчонку сглодали свиньи. Так мать чуть не упекли за убийство. Такова доля крепостной женщины. Дед с горя ушел в Песочный монастырь молиться за ребенка и крестьянство русское. Потом дед у Матрены доживал. Она уже многодетная мать была. За 8-летнего сыночка-пастушка Федотушку ее раз высекли (волчица утащила овцу). Пришел неурожай, а Филиппа без очереди взяли в солдаты. С молитвой ринулась Матрена в город к самому губернатору.
Упала в ноги губернаторше Елене Александровне, в ее доме и родила. Добрая барыня Филиппа вызволила. За это дома стали Матрену уважать, а народ прозвал «губернаторшей». Однако «не дело – между бабами счастливую искать!»
Часть четвертая
Пир – на весь мир
Заспорили, кто грешнее: помещики или мужики. Подоспела вторая история «О двух грешниках» и разбойнике Кудеяре. Ее рассказчик – богомолец Иона. Велел Бог раскаявшемуся разбойнику для прощения грехов срубить мощный дуб. Дерево поддалось только после того, как Кудеяр окропил его кровью злого пана Глуховского. Но мужик-староста Глеб превзошел любого пана в коварстве. Его хозяин, умирая, подписал крестьянам вольные. А староста, польстившись на деньги, все их разорвал.
Семинарист Гриша Добросклонов задумывается о счастье народном. Он любит Вахлачину, как родную мать (умершую к тому времени). Лет с пятнадцати он хочет бороться за счастье народа. Он сочиняет другие, добрые, светлые песни, где «Русь-матушка» и обильная, и убогая, и могучая, и бессильная.
Странники не знают, что происходит в душе юноши, какая сила в нем зреет. Именно он может и рассказать о счастье всего народа, и приблизить его приход. Судьбой уготован ему «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь» (каторгу). И после встречи с ним странники могли бы, успокоенные, отправиться домой.
Читательский дневник по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова
Сюжет
Семь мужиков из бедных деревень уверены, что на Руси счастливы или поп, или помещик, или купец с министром да чиновником, или только царь один. С собой у них скатерть-самобранка вместо запасов. Выясняется, что поп беден, осмеян людьми и совестится брать копейки у крестьян. В пути они видят, как пьет народ, но и работает не меньше. Странники сами поят счастливцев: солдата, уцелевшего в боях и после них, силача-каменотеса, в чьих руках – счастье его родных. Узнают историю Ермила Гирина, честного человека, которому народ по копейке собрал на выкуп мельницы. Странники хотят с ним повидаться, но счастье ему изменило: он в остроге за защиту взбунтовавшихся крестьян. Видят счастливого в помещике Оболт-Оболдуеве, но он после отмены крепостного права всего и всех лишился, а сам ничего делать не умеет.
Странники пытают женщин о счастье. Крестьянка Матрена Тимофеевна рассказывает им свою историю: в семье мужа трудилась она без устали, потеряла первого сына, но спасла мужа из рекрутов, нашла защитницу в лице губернаторши. Теперь саму Матрену кличут «губернаторшей». У села Вахлачина мужики слушают песни и байки из жизни. Поют и говорят о голоде, нужде, злом барине, жадном мужике. Странники не знают, что рядом семинарист юноша Гриша Добросклонов. После встречи с ним им можно было бы идти домой. Гриша посвятил себя борьбе за народное счастье. Впереди его ждут и слава заступника крестьян, и болезни, и тюрьмы. Но он верит в Русь-матушку, силу ее народа, и свое счастье связывает только с ними.
Отзыв
Странничество как способ узнать себя и Русь. Пьянство как повсеместная беда. Отмена крепостного права и дворяне, неготовые жить с этим фактом. Широкая панорама русской жизни, всех сословий, женской доли. Русь как героиня поэмы. Тема неправедного суда, жадного чиновничества. Колоритный народный язык. Близость к фольклору. Учит любить свой народ, судить о нем здраво, общее счастье ставить выше личного, учит состраданию и надежде на лучшее.