некрасов кому на руси жить хорошо основная мысль
Сочинение: Главная мысль в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)
(381 слово) Одним из известнейших произведений Н.А. Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней он рассказывает о нелёгкой доле русского народа. В эту поэму заложен глубокий смысл, который постепенно раскрывается читателю. Рассмотрим подробнее, из чего он складывается.
Основная тема поэмы – изображение поисков русским народом путей к своему счастью. Также автор поднимает такие вопросы, как тема народных страданий, тема народного труда и многие другие. Главное в поэме – проблема счастья. По мнению автора, истинное счастье заключается в служении народу. Поэтому в поэме сатирически высмеиваются антинародные силы: помещики, управляющие, купцы, а также предатели народных интересов.
«Кому на Руси жить хорошо» — сложное по своей жанровой природе произведение. Это лироэпическая поэма, соединяющая в себе черты по крайней мере двух жанров: крестьянской эпопеи, рисующей жизнь народа; героической поэмы, воссоздающей образы борцов за народное счастье. Важную роль в раскрытии смысла поэмы играет система персонажей. Образы крестьян и других представителей простого народа в поэме располагаются преимущественно по степени роста самосознания героев, усиления в них чувства социального протеста: это семь временно-обязанных крестьян, Яким Нагой, Ермила Гирин, Агап Петров, Савелий – «богатырь святорусский», разбойник Кудеяр и др. Особое место в галерее крестьянских образов занимает Матрёна Тимофеевна Корчагина – яркий, сильный женский характер.
При всей симпатии к русскому народу Некрасов как реалист показывает его объективно, без идеализации. Наряду с достойными представителями крестьянства встречаются и люди с рабской, холопской психологией. Персонажи, противостоящие крестьянам, расположены в поэме по степени усиления их социально-психологической деградации.: поп, помещики Гаврила, Оболт-Оболдуев и т.д.
Особое место в произведении и ключевую роль в раскрытии смысла поэмы играют образы народных заступников. Они есть как среди дворян, так и среди простого народа. К народным заступникам из простого народа относятся Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий и Кудеяр. Важную роль в раскрытии смысла поэмы играет многогранный образ автора, который выступает почти как действующее лицо. Вместе с крестьянами он идёт по родной земле, переживает народное горе. Впервые в русской литературе автор явился выразителем интересов крестьянства. Более того, он настоящий «народный заступник», как и Гриша Добросклонов, который нашел свое счастье в борьбе за народные права. Автор предрекает ему тяжелую судьбу: каторгу, чахотку, нищету. Однако даже при таких обстоятельствах герой радуется жизни, потому что отстаивает интересы своего окружения.
Таким образом, главная мысль поэмы «Кому на Руси жить хорошо» состоит в следующем: истинное счастье заключается в служении народу. В этом, по мнению автора, человек может найти своё подлинное счастье.
Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)
Поэзия всегда играла важную роль в русской литературе. Русские авторы внесли немалый вклад в мировое культурное наследие. Свою лепту внес и Николай Некрасов — пожалуй, один из самых значимых русских поэтов, чьё творчество глубоко отзывается в душе каждого человека. Его так и не завершённая поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала высшей точкой творческой жизни писателя. В неё он вложил все свои творческие силы и опыт, и сегодня большая часть людей знает о Некрасове именно благодаря его последнему творению. Многомудрый Литрекон советует Вам углубиться в детальный разбор этого произведения, чтобы увидеть все те богатства формы и содержания, которые поэт вложил в свою книгу.
История создания
Некрасов начал работать над этой поэмой в шестидесятых годах девятнадцатого века, когда Российская империя стояла на историческом перепутье, а в стране царило воодушевление и появилась жажда перемен.
Автору пришёл на ум по-настоящему эпический замысел: создать поэму из 6-8 частей, которая бы охватила все сферы жизни российского общества. Он начал работу в начале 60-х годов, и уже в 1865 году была готова первая часть книги. История написания поэмы «Кому на Руси жить хорошо» представляет собой довольно интересные факты:
Творческая история и публикация поэмы «Кому на Руси жить хорошо» лишний раз доказывают, что проблемы, о которых говорил Н.А. Некрасов, реально существовали.
Направление, жанр, размер
Композиция
Проблема композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо» обусловлена её незаконченностью. Изначально произведение должно было быть в два раза больше итогового результата. Из-за близкой смерти Некрасов был вынужден сократить объём поэмы.
В результате основная часть получилась куда короче, чем планировалось, и занимает всего две части, кульминация наступает в третьей, а финал в четвёртой.
Структура «Кому на Руси жить хорошо» — это не следствие работы писателя, а выбор его друзей. Он ушел из жизни настолько внезапно, что даже не успел внести определенный порядок в рукописи. Но его близкие люди помнили, как важно было это творение для поэта, и собрали главы в единое произведение уже после смерти автора. Этим объясняется нелогичность и фрагментарность некоторых эпизодов. Между ними нет законченной и основательной связи.
Порядок глав детально изображен в кратком содержании по главам от Многомудрого Литрекона.
Семеро крестьян, случайно встретившихся на дороге, пытаются найти ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Каждый мужик высказывает свою догадку. В список вошли почти все сословия, начиная с духовенства и заканчивая российским императором. Не сумев найти консенсуса, герои решают отправиться в путешествие и спросить ответ лично у представителя каждого сословия.
Во время своего путешествия они встречают и священника, и помещика – однако с удивлением узнают, что и сильные мира сего живут также плохо, как и остальные, а в их жизнях нет счастья. Однако основной упор делается на нелёгком быте и страданиях крестьян, прозябающих в нищете и невежестве.
В кульминации поэмы крестьяне сталкиваются с Григорием Добросклоновым – семинаристом, певцом и народным заступником. Этот молодой человек – символ зарождающегося народного самосознания, идейный борец, который готов отдать свою жизнь за счастье своего народа. Именно его Некрасов и считает самым счастливым человеком на Руси, ведь именно Григорию суждено изменить её. Более подробно о содержании поэмы Литрекон рассказал в кратком пересказе для читательского дневника.
Главные герои и их характеристика
Система образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» делится на несколько типов героев:
Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.
Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:
В поэме еще много героев, и Многомудрый Литрекон охотно о них расскажет, если Вы напишите об этой надобности в комментариях.
Тематика в поэме «Кому на Руси жить хорошо» является интересным поводом для размышлений современного человека:
Нравственные уроки поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — это призыв к справедливости и гуманности, обращенный ко всем сословиям, но больше всего — к дворянам, которые близки к государю и могут повлиять на судьбу народа.
Основные проблемы
Социальная и нравственная проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» демонстрирует вечные вопросы, на которые русские люди до сих пор ищут ответы. Многие проблемы не имеют решения до сих пор.
Смысл
В свой поэме Некрасов отобразил отмирание старого мира. И зарождение нового. Россия, находящаяся на границе двух эпох, становится на путь перемен.
С одной стороны, мы видим дворянские пережитки и следы крепостничества, которые уродуют русский народ, превращают его в аморфную массу невежественных рабов. С другой же, мы видим, как постепенно в мужиках проявляются зачатки самосознания, как появляются настоящие патриоты своей Родины, вроде Гирина и Добросклонова. Это и есть основная идея поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — показать глобальные изменения в России и вдохновить читателей на совершенствование страны.
Главная мысль и авторская позиция Некрасова заключается в том, что Россия войдёт в новую эпоху обновлённой и свободной, а её народ будет жить в мире и достатке. Но для этого людям надо сплотиться и осознать новый статус: она не подданные и не холопы, а именно граждане со своими правами и обязанностями.
Фольклор и язык
Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу.
В сюжет часто вклиниваются самые разные песни, загадки, пословицы, легенды и былины. Например, песня «Соленая», которую мама Гриши Добросклонова сочинила из-за недостатка соли.
Критика
«Кому на Руси жить хорошо» была бурно встречена читателями и критиками.
Литературный критик Буренин, заметив некоторую пошлость и анекдотичность, присущие поэме Некрасова, отмечал её выразительность и значимость. Особенно ему понравилось изображение отмирающего крепостничества.
Основную мысль творчества поэта критики выражали не раз:
Даже немногих строк, выписанных нами, достаточно для того, чтобы читатель мог видеть, как Некрасов в последнем своем произведении остался верен всегдашней своей идее: возбуждать сочувствие высших классов к простому люду, его нуждам и потребностям…» (М. Велинский, ««Кому на Руси жить хорошо» Некрасова», «Киевский телеграф», 1869 г., 19 мая, №57)
Другой критик – Авсеенко, обвинил писателя в устарелости. Публицист увидел в произведении лишь водевиль и анекдот. Он утверждал, что проблемы, описанные Некрасовым в поэме, уже давно неактуальны.
Также рецензенты осуждали чрезмерную растянутость произведения:
«Поэма эта несколько растянута, в ней вы встречаете многие сцены совершенно излишние, мешающие общему впечатлению, напрасно утомляющие читателя и тем немало вредящие цельности впечатления. Но при всем том поэма Некрасова имеет неотъемлемые достоинства; в ней столько чувства, столько глубокого понимания жизни, что как-то невольно забываются, изглаживаются все мелкие недостатки. Многие сцены этой поэмы прочувствованы и выражены так ярко и сильно, что невольно пробегаешь их по несколько раз и чем больше вчитываешься в них, тем прекраснее они кажутся…» («Новое время», 22 апреля 1870 г., №109)
И все же критики признавали, что книга Некрасова — это истинно народное произведение, в котором каждый русский человек узнает себя
Ни одна народная книга, написанная со специальной целью поучать народ, не будет ему так понятна, как «Коробейники» и «Кому на Руси жить хорошо». А все потому что каждый крестьянин найдет в них отголосок своих понятий и стремлений; все потому что он почует в них свое простое, безыскусственное, человеческое чувство, переданное характерным и родным ему языком; все потому что поэт научил народ наш и знает его, как никто.» (критик под псевдонимом А. С., «Новое время», 1873 г., №61)
Значение поэмы подчеркнул и современный критик Дмитрий Быков:
«Кому на Руси жить хорошо» – вовсе не сатирическая поэма, это нормальный народный эпос. Эпос странствия, русская «Одиссея», поделённая на семерых, потому что в одиночку в России странствовать невозможно. Мало того, что ты не выживешь, но тебе не с кем выпить, не с кем поговорить.
«Кому на Руси жить хорошо» считается одним из самых известных и значимых произведений русской литературы, знаковым в творчестве великого поэта Некрасова.
«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ
Портрет Н. А. Некрасова, 1872: Wikipedia / Н. Н. Ге
Жемчужина творчества великого русского писателя Николая Некрасова — поэма «Кому на Руси жить хорошо». Краткое содержание произведения в общих чертах описывает, как жили крестьяне после отмены крепостного права, раскрывает взгляды Некрасова на проблемы русского общества.
«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание
Некрасов признавался, что на протяжении жизни слышал множество историй о судьбах обычных людей. Они в итоге легли в основу поэмы «Кому на Руси жить хорошо». О чем повествует произведение, узнаете из краткого пересказа:
«Кому на Руси жить хорошо»: пролог
Произведение начинается с безымянной главы, которая обрисовывает завязку истории. На столбовой дороге встречаются семь мужиков — бывших крепостных. Между ними завязывается спор: кому на Руси лучше всех живется? Каждый предлагает свой вариант: помещику, чиновнику, попу, купцу, боярину, министру или царю.
За активным обсуждением мужики не заметили, как прошли лишних тридцать верст, а домой идти уже поздно. Они разожгли костер и продолжили спор под водку. Началась драка, но и она не разрешила спор.
Волшебным образом в руки мужикам попадает скатерть-самобранка. Она может не только обеспечивать их едой и выпивкой, но и чистит, чинит вещи, — все, что нужно для путешествия. Мужики решают пойти по Руси и отыскать счастливого человека.
«Кому на Руси жить хорошо»: безуспешные поиски счастливца
Многих людей встречали мужики на пути: солдат, нищих, обычных работяг. Но какой толк расспрашивать их о счастливой жизни?
Первый, кто заинтересовал мужиков, был поп. Но и тот разочаровал путников: не владеет он благами, которые сделали бы его счастливым, — ни роскошной жизнью, ни покоем, ни почетом. И в праздники, и непогоду вынужден иметь дело с больными и умирающими крестьянами, на которых много не заработаешь. А богатые помещики разъехались за границу. Да и уважением попы перестали пользоваться: все их обходят стороной, а то и вовсе презирают. Мужики поняли — у попа счастья не сыскать.
Дорога привела путников в торговое село Кузьминское. Здесь есть все, что нужно людям:
На центральной площади — шумная ярмарка. В одном из рядов мужики увидели старика: он пропил все деньги и не может купить внучке обещанные башмачки. На помощь приходит Павлуша Веретенников и покупает заветную обувь. Он человек без звания, но почему-то все зовут его барином.
«Ярмарка», 1910: Wikipedia / И. С. Куликов
Напрасно пытались в Кузьминском мужики отыскать счастливого человека. Куда ни пойдут — все вокруг пьют до беспамятства и спорят, кому тяжелее живется. Тем временем Павлуша рассуждает, как умен русский народ, какие у него песни да пословицы, одна беда — пьет много. Но мужики перебивают его: не стоит Павлуше равнять себя, барина, с крестьянами. Если бы люди не пили, то не выдержали бы тяжелой судьбы.
В толпе мужики слышат историю о Ермиле Гирином, которого здесь все уважают. Когда ему понадобилось выкупить мельницу, все давали в долг без расписки, а уже через неделю он все вернул. Может, ему хорошо живется? Но оказалось, Ермила служил старостой, и после бунта его посадили в тюрьму. Разочарованные мужики идут искать дальше.
Странники встречают шестидесятилетнего помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева. Он рассказывает, что когда-то его жизнь была роскошной и беззаботной. Поля и леса, богатые имения, крестьяне в подчинении — можно было жить и ни о чем не беспокоиться. Но после крестьянской реформы все пришло в упадок. Некому больше за него работать, а сам-то он этого не умел. Мужики поняли, что и помещик им не подходит.
«Кому на Руси жить хорошо»: кратко об истории Матрены Тимофеевны
Странники решают расспросить женщин: может, им хорошо живется? Их направляют к Матрене Тимофеевне Корчагиной: по слухам, «губернаторша» — та, кого они ищут. Но Матрена так не считает и в доказательство выкладывает свою историю:
Ее история убедила мужиков: для крестьянской женщины на Руси счастье невозможно.
Кто он — счастливый человек на Руси?
Во время сенокоса путники оказываются на берегах Волги, где видят странную картину: к берегу на лодках подплывает барское семейство, и косцы, которые только присели отдохнуть, тотчас вскочили и стали изображать усердную работу. Оказывается, дети выжившего из ума пана скрывают от отца отмену крепостного права, а крестьянам пообещали поделиться наследством. Однако после смерти барина никто не получает обещанного.
Еще много горьких историй слышали мужики. Одна из них — про верного холопа Якова. Всю жизнь он безропотно, терпя унижения, прислуживал барину: когда у того отказали ноги, то хлопотал, как о собственном ребенке. Племянник Якова захотел жениться на местной красавице, но вспыльчивый барин отдал парня в рекруты. Чтобы отомстить, Яков отвез хозяина в лес и перед ним повесился: наедине с трупом барин провел целую ночь.
Но в селе Вахлачине живет один дьячок Гриша Добросклонов. Он потерял мать, которую очень любил, и с ней ассоциирует всю Русь: о ней молится и за нее готов отдать жизнь. Знали бы мужики, как сильно Гриша любит родную землю, — вернулись бы домой, ведь наконец нашли бы счастливого человека.
Гриша Добросклонов: YouTube / MyBook
«Кому на Руси жить хорошо»: анализ произведения
Какие мысли вложил в произведение Некрасов? «Кому на Руси жить хорошо» (краткое содержание произведения дает это понять) — дневник крестьянской жизни в пореформенный период. Глубину авторского замысла поможет понять аналитическая справка:
История создания
Некрасов приступил к написанию произведения после реформы 1861 года. Народ освободили от крепостного права, что повлекло ряд других проблем в обществе. На создание произведения у автора ушли долгие годы — все из-за тяжелой болезни, которая заставляла писателя прерываться.
Незадолго до кончины Некрасов успел закончить лишь четвертую главу, хотя планировал семь или восемь. Перед смертью он сожалел, что так и не успел дописать поэму.
Кроме того, изначально Некрасов задумывал совершенно другой ход событий. Например, встреча с Гришей Добросклоновым должна была стать частью второй главы. Однако, понимая, что не успеет воплотить замысел, писатель переместил раскрытие образа героя в конец — таким образом подчеркнув главную идею поэмы.
Суть и проблематика поэмы
Главным героем произведения Некрасова является народ. Он получил долгожданное освобождение, и теперь перед ним новые вызовы:
Главный вопрос, затрагиваемый автором, — в чем человеческое счастье? Для большинства героев — это достаток, спокойная жизнь и уважение остальных. В попытках обрести эти так называемые маркеры счастья многие готовы на обман, убийства и подлость, они зациклены на собственной выгоде. Другие — предпочитают забыться в пьянстве и роптать на судьбу, заняты своей бедой.
Но Некрасов вводит персонажа, который по-настоящему счастлив. Гриша Добросклонов любит Родину, готов изменить ее к лучшему и трудиться на ее благо. Благодаря образу Гриши Некрасов раскрывает главную идею: счастье открывается тем, кто думает не только о себе, но и всеобщем благополучии.
Жанровая принадлежность поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
В произведении «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов объединил лирику с эпосом, поэтому его логично идентифицировать как поэму:
Написанная в традициях реализма, поэма дает достоверное понимание того, каким был послереформенный период в России, насколько непростой была жизнь крестьян.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» стала революционным произведением в русской литературе, так как подняла тему социального неравенства, угнетения народа и необходимости повышения самосознания низших слоев общества.
Понять глубину авторского замысла вам поможет краткий и полный анализ поэмы.
Годы написания — 1863-1877.
История создания — Некрасов собирал материалы и до, и в момент написания поэмы. Автору из-за смертельной болезни не удалось закончить произведение из 8 частей, как планировалось, однако он успел закончить одну часть.
Жанр — эпическая, лирическая или социально-философская поэма.
Направление — реализм с элементами фольклора и фантастики.
Основная идея — Рост самосознания крестьянства может помочь ему избавиться от рабского мышления и изменить жизнь.
Тема — Тяжелая жизнь русского народа и мрак рабства в его сознании.
Проблема — Для перемен важно пробудить в крестьянстве осознанность и недовольство нынешним положением.
Композиция — имеет хаотичный порядок, поскольку Некрасов не успел закончить произведение, да и писал его, будучи тяжело больным.
Завязка — семь мужиков отправляются в странствие по Руси, чтоб найти тех, кому живется хорошо;
Развитие сюжета — путешествуя, странники видят картины тяжелой жизни народа и не находят тех, кто живет счастливо;
Кульминация — Гриша Добросклонов чувствует душевный подъем, понимая, что приведет народ к счастью;
Развязка (предполагаемая) — мужики возвращаются домой с пониманием, что надо менять жизнь.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Свобода и преодоление рабства в сознании.
Проблема: Сознание людей инертно и противится переменам. Крестьянам сложно ощутить внутреннюю свободу, так как она не развита.
2. Тема: Несчастливое настоящее и счастливое будущее.
Проблема: Счастливое будущее народ построит, когда осознает свою силу, ценность и значимость.
3. Тема: Счастье человека и народа в целом.
Проблема: Отмена крепостного права изменила жизнь всех сословий, из-за чего они чувствуют себя несчастными и лишившимися чего-то важного.
4. Тема: Социальное неравенство.
Проблема: Дворянство считает крестьян ресурсом, расходным материалом, а не людьми. Савелий же за убийство угнетателя поплатился свободой.
2. Тема: Пьянство русского народа.
Проблема: Без алкоголя жизнь народа стала бы совсем невыносимой. Но водка – это и средство держать людей под контролем.
п.2. Идея и пафос
Впервые русский мужик не бездумно и покорно работает на благо хозяина, а задается вопросом: кто счастливо живет на Руси? Это попытка критически осмыслить свое место и роль в обществе, а также призвать к ответу тех, кто должен был привести страну к лучшей жизни. Крестьянин получил свободу, стал сам себе хозяином, но у него пока нет понимания, как жить дальше. Однако есть осознание, что жить по-прежнему нельзя.
п.3. Место героев в образной системе
Семь странников — временнообязанные крестьяне, которые озадачились вопросом, живется ли хоть кому-то хорошо на Руси.
Путешествуют по просторам родины, расспрашивая о жизни мужчин и женщин, нищих, мастеровых, вольных крестьян, помещиков, солдат и т.д.
У каждого свой взгляд на этот вопрос, и никто не хочет уступать в споре.
У странников есть волшебный предмет, данный им пеночкой за спасение ее птенца – скатерть-самобранка, которая дает им хлеб и вино.
Мужиков характеризует открытость, любовь к труду, пытливый ум, отвага и сила. Эти герои – собирательный образ русского мужика.
Матрена Тимофеевна Корчагина — 37-летняя женщина, крестьянка, которую прозвали губернаторшей и нарекли в народе «счастливой». Испытала много горя: семья мужа сживала ее со свету, заставляла много работать, старший сын погиб по недосмотру деда Савелия. Рано потеряла родителей, а мужа забрали на военную службу, оставив семью без кормильца. Беременная пятым сыном, она отправляется за правдой в город к губернатору и получает помощь. Ее судьба типична для русской женщины.
Савелий Корчагин — дед мужа Матрены, доживший до 107 лет. Русский богатырь, так как всю жизнь терпел то, что другим не под силу.
Единственный человек в доме, который заступается за женщину и помогает ей. Бывший каторжанин: был осужден за убийство управляющего-немца на 20 лет каторги и 20 лет поселения. Из-за его невнимательности погибает сын Матрены, Демушка. Дед корит себя за гибель любимого правнука, поэтому уходит в монастырь – замаливать грех. Спустя несколько лет получает прощение Матрены.
Ермил Гирин — уважаемый в народе человек, крестьянин, назначенный бурмистром (старостой). Всегда помогал людям, не брал с них лишних денег, не наживался за счет других. В трудный момент, когда ему надо выкупить мельницу, просит у народа помощи, и ему за час собирают тысячу рублей. Позже он отдает людям долг без остатка. За участие в народном восстании его сажают в тюрьму.
Григорий Добросклонов — ученик духовной семинарии, сын дьяка. Юноша, посвятивший себя служению народу и борющийся за лучшую жизнь. Мечтатель и идеалист. Слагает песни о светлом будущем народа и хочет научить им крестьян. Герой, способный увлечь народ своими идеями.
Князь Утятин (Последыш) — выживший из ума старый помещик, для которого родные, слуги и крестьяне изображают старые порядки и возвращение крепостничества. Наследники ждут кончины князя и не хотят расстраивать, поэтому затеяли спектакль. Взамен крестьянам пообещали отдать земли, но после смерти Последыша наследники начинают тяжбу с целью забрать земли обратно.
Елена Александровна (губернаторша) — жена губернатора. Добрая женщина, которая помогла Матрене вернуть ее мужа с воинской службы. Она обеспечила женщине уход и проживание в ее доме, стала крестной ее сыну. Спасительница и заступница.
Гаврила Оболт-Оболдуев — 60-летний помещик, оплакивающий былые времена, до реформы и вольности крестьян. Жалуется путникам на тяжелую помещичью жизнь: он не может на том же уровне поддерживать роскошную жизнь – с пирами, охотой, большим штатом слуг, почестями и утонченным бездельем.
п.4. Литературные приёмы
✓Использование народных песен или стилизация под них (Голодная, Соленая, Веселая, Барщинная, Русь и др.).
✓Коллективный герой (народ) – в главах, посвященных ярмарке и пьяной ночи.
✓Мотивы волшебной сказки скатерть-самобранка, волшебное число путников (7), речевые повторы и т.д.
✓Говорящие названия и фамилии: странники проживают в деревнях Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка; главный герой носит фамилию Добросклонов и т.д.
✓Яркий образный язык, полный метафор, сравнений, эпитетов, гипербол.
п.5. Конфликт
В поэме есть внутренний конфликт в сознании крестьянина между обретенной свободой и неумением быть свободным. Мышление крестьян еще остается рабским, холопским, нет понимания своей ценности
Также обозначен внешний социальный конфликт – между высшими и низшими сословиями. Дворяне по-прежнему считают, что являются благодетелями для крестьян, которых они опекают, учат и направляют. Но дворянство живет в роскоши и праздности только за счет крестьянского труда.