некрасов кому на руси жить хорошо пдф
Кому на Руси жить хорошо
Скачать книгу (полная версия)
О книге «Кому на Руси жить хорошо»
Жизнь каждого человека полна неурядиц и трудностей, всегда найдётся, о чём заботиться. Но, может быть, есть те, кому выпадает шанс быть счастливым? Есть ли такие люди на русской земле? Этим вопросом и задаются главные герои поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». И они решают найти на него ответ.
Стоит взять во внимание тот факт, что поэма была написана в первые годы после отмены крепостного права. Писатель и поэт Н. А. Некрасов отражает в ней менталитет русского народа, показывает жизнь крестьян, получивших свободу, жизнь помещиков, которые должны привыкнуть к новому образу жизни. Но так ли сильно всё изменилось на самом деле? Если люди привыкли всю жизнь находиться в подчинении, смогут ли они жить свободно? Будет ли их свобода счастьем для них? И как жили другие в то же самое время?
Семеро крестьянских мужиков начинают спор, кто из людей счастливее живёт. Высказываются версии, что это чиновник, помещик, поп, купец, министр, царь. Они решают отправиться в путешествие, посмотреть, как живут люди, порасспрашивать их, чтобы разрешить свой спор. Но в путешествии они узнают, что даже жизнь тех людей, которые могут казаться счастливыми, полна неприятностей и страданий. И трудно найти того, кому на Руси жить хорошо.
Эта поэма – итоговое произведение Н. А. Некрасова, которое он не успел создать таким, каким планировал. Но даже в той части, которую могут увидеть читатели, он успел осветить многие проблемы русского народа. Автор сожалеет о пьянстве крестьян, об их терпимости и смирении, рассуждает о тяжкой доле русских женщин. В то же время он с любовью рассказывает о традициях и быте русского народа, показывая, что в любой момент они будут защищать свою Родину, какой бы тяжёлой ни была их жизнь.
На нашем сайте вы можете скачать книгу «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов Николай Алексеевич бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2, pdf, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Мнение читателей
Когда я читала эту книгу, у меня сложилось впечатление, будто я смотрю спектакль с закрытым занавесом
Вот читаешь его стихи и словно «широкая» русская песнь звучит
Прошли годы, но риторический вопрос, вынесенный автором в заголовок, продолжает оставаться актуальным и на сегодняшний день
Кому на Руси жить хорошо
«Кому на Руси жить хорошо» – поэма русского поэта, писателя, публициста Николая Алексеевича Некрасова (1821-1877). Работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начал в середине 60-х годов и продолжал до своих последних дней, так и не успев ее завершить.
Поэт называл свое творение «эпопеей современной крестьянской жизни». Законы жанра эпической поэмы предъявляли особые требования к ее композиции и сюжету. Поэт избрал традиционную для эпопеи – форму путешествия. Важность предмета спора, непреклонность в достижении цели придают действиям семи странников-мужиков высокий характер, несмотря на авторскую иронию в обрисовке внешней стороны этого спора. Перед значительностью их цели исчезает все мелкое, частное, единичное. Сознание русского крестьянина пореформенной поры охарактеризовано со всей глубиной поэтом, герои которого не просто ищут «счастливого» на Руси, но в конечном итоге пытаются найти путь к народному счастью. Одной из сложных текстологических проблем, возникающих при издании поэмы, является проблема расположения ее глав. В 1873-1874 годы, включив написанные главы поэмы в (последнее прижизненное) собрание своих стихотворений, Некрасов дал им следующие обозначения: «Пролог. Часть первая», «Последыш (из второй части»)», «Крестьянка (из третьей части)». Обозначения свидетельствуют о том, что первую часть автор считал завершенной, а по отношению ко второй и третьей указывал на возможность в будущем каких-то дополнений. В 1876 году тяжело больной Некрасов возвращается к работе над поэмой и пишет главу «Пир на весь мир», соединив ее местом и временем действия, а также общностью персонажей с главой «Последыш».
Кому на Руси жить хорошо
«Кому на Руси жить хорошо» – итоговое произведение Некрасова, народная эпопея, куда вошел весь многовековой опыт крестьянской жизни, все сведения о народе, собранные поэтом «по словечку» в течение двадцати лет.
В сусальном золоте коней – фигурные пряники, покрытые очень тонкими золотистыми листьями. «Сусалить золото» запрещалось, но запрет обходился очень часто.
Кому на Руси жить хорошо скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно
Николай Алексеевич Некрасов
(Посвящаю моей сестре Анне Алексеевне)
Ты опять упрекнула меня,
Что я с музой моей раздружился,
Что заботам текущего дня
И забавам его подчинился.
Для житейских расчетов и чар
Не расстался б я с музой моею,
Но бог весть, не погас ли тот дар,
Что, бывало, дружил меня с нею?
Но не брат еще людям поэт,
И тернист его путь, и непрочен,
Перед вами книга из серии «Классика в школе», в которой собраны все произведения, изучаемые в начальной, средней школе и старших классах. Не тратьте время на поиски литературных произведений, ведь в этих книгах есть все, что необходимо прочесть по школьной программе: и для чтения в классе, и для внеклассных заданий. Избавьте своего ребенка от длительных поисков и невыполненных уроков.
В книгу включены стихотворения и поэмы Н.А. Некрасова, которые изучают в начальной школе и в 5—10-х классах.
В настоящий том (БВЛ-98) включены избранные стихотворения и поэмы Н. А. Некрасова. Произведения поэта расположены в хронологической последовательности, без разграничения по жанрам. Такое разграничение было бы искусственным, так как многие произведения (например, «Горе старого Наума», «Тишина», «Железная дорога», «Филантроп», «Балет», «Крестьянские дети» и многие другие) можно отнести и к жанру стихотворений, и к жанру поэм. В конце тома помещена поэма «Кому на Руси жить хорошо» — произведение, над которым поэт, по многочисленным свидетельствам его друзей, работал до самых последних дней жизни и которое, по существу, является его поэтическим завещанием. Вступительная статья к тому принадлежит перу выдающегося советского поэта, писателя и ученого Корнея Ивановича Чуковского (1882–1969), многие годы посвятившего изучению и пропаганде некрасовского наследия. Том составлен А. М. Гаркави. Примечания Корнея Чуковского при участии А. Гаркави. Иллюстрации В. Домогацкого.
«Дело под вечер, зимой,
По дороге столбовой
Едет парень молодой,
Не спешит, трусит слегка…»
Раз у отца, в кабинете,
Саша портрет увидал,
Изображен на портрете
Был молодой генерал.
И отвернулся папаша,
Низко поник головой.
«Что же не вижу его я?»
Папа ни слова в ответ.
Внук, перед дедушкой стоя,
Зорко глядит на портрет:
Николай Алексеевич Некрасов
Покоен, прочен и легок На диво слаженный возок;
Сам граф-отец не раз, не два Его попробовал сперва.
Шесть лошадей в него впрягли, Фонарь внутри его зажгли.
Сам граф подушки поправлял, Медвежью полость в ноги стлал,
Творя молитву, образок Повесил в правый уголок
— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь.
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идешь.
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Ашот Георгиевич Гарнакерьян
Как звезды, цветы в долине,
Горят светляки крылато.
О мир этот синий-синий,
Влекущий всю жизнь куда-то.
И я улетел бы в космос,
В другие миры скорей!
Но травы в июльских росах
Милее млечных путей.
И я хочу на Венеру,
Но слишком земле я верен,
И весь для земли я создан.
Бeлоснeжный дизeль-элeктроход «Б.К. Баба’- задe» лихо («полный назад») отчалил от цeнтральной пристани Бакинского морского вокзала.
Порой я захожу к коллегам,
Реестр от альфы до омеги,
В нём новые побеги вижу.
Ищу чего-то юморного,
А коли сплошь любовь и слёзы,
И ничего хоть чуть смешного
Поэт, считаю, НЕСЕРЬЁЗЕН.
И нечего читать такого.
Когда поутру, спозаранку
Моя безвольная супруга,
Родился в 1972 году в Москве. В школе был примерным учеником, надеждой педагогического коллектива.
Председательствовал в районном пионерском штабе. Был выгнан оттуда за нарушение принципа демократического централизма, о существовании которого не имел ни малейшего понятия.
Поступил в МАИ, стал плохо учиться, пить, курить, сочинять крамольные песни, за содержание коих был нещадно изруган известными в то время бардами.
РАСЧЛЕHEННЫЙ ПРИ РОЖДЕHИИ
ИЗ ЖИЗHИ ЗАМЕЧАТЕЛЬHЫХ ЛЮДЕЙ
Человек! Чего же ты хочешь? Скажи!
Смотри, как дороги судеб разбегаются вдаль! Что же людей ждёт в жизни радость или печаль? Как же каждому человеку хочется знать, Сколько ему придётся на этой земле любить и страдать.
Ты горести жизни в сердце своём не копи, В памяти не оставляй следов превратностей судьбы. Ты обиду, злость и зависть от себя гони, А в душе твоей должно оставаться место Только для одной любви!
Перевод С. Аверинцев
1. Прелестен тот, кто вправду человек во всем.
2. Возьми какое ни на есть животное:
Насколько же оно людей счастливее,
Да и умом покрепче! Хоть осла возьми:
Уж он ли не страдалец? Да, однако же
Он сам себе не подбавляет тягостен,
Терпя лишь то, что суждено природою.
Но мы по доброй воле не колеблемся
Добавить к неизбежным мукам лишние:
Алексей Толстой более всего известен как один из создателей «Козьмы Пруткова» – но и книги, которые он публиковал под своим именем, вошли в историю русской литературы.
«Упырь» – фантастическая повесть. Действие ее происходит в России, но истоки происшествия ведут в Италию, куда слушателей переносит рассказ одного из персонажей. Ирреальное в повести получает психологическое объяснение. которое все же оставляет нам свободу решать, может такое быть или нет.
Сюжет повести классика Алексея Константиновича Толстого «Упырь» вращается вокруг Александра Андреевича Руневского, которому на одном из балов некий господин доверительно сообщил, что хозяйка празднества, а также некоторые из гостей, на самом деле… упыри!
…У меня столько противоречивых особенностей, которые приходят в столкновение, столько желаний, столько потребностей сердца, которые я силюсь примирить, но стоит только слегка прикоснуться, как все это приходит в движение, вступает в борьбу; от тебя я жду гармонии и примирения всех этих потребностей. Чувствую, что никто, кроме тебя, не может меня исцелить, ибо все мое существо растерзано. Я, как мог, зашивал и подправлял все это, но много еще надо переделывать, менять, заживлять. Я живу не в своей среде, не следую своему призванию, не делаю то, что хочу, во мне – полный разлад, и в этом, может быть, секрет моей лени, потому что я, в сущности, деятелен по природе… Те элементы, из которых составилось мое существо, сами хороши, но взяты они были наудачу и пропорции – не соблюдены. Ни в моей душе, ни в моем уме нет балласта. Ты должна вернуть мне равновесие… В твоем дневнике я нашел такие строки: «Для достижения истины надо раз в жизни освободиться от всех усвоенных взглядов и заново построить всю систему своих знаний». С какою бы радостью я при твоей помощи потрудился над этой перестройкой. Я – словно какой-нибудь сарай или обширная комната, полная всяких вещей, весьма полезных, порой – весьма драгоценных, но наваленных кое-как одна на другую; с тобой я и хотел бы разобраться и навести порядок.
Автор книги: Николай Некрасов
Название книги: Кому на Руси жить хорошо
Год книги: 1876
Жанр книги: Поэзия / Драматургия
Поэма Николая Алексеевича Некрасова – невероятно правдивая, невероятно честная и открытая. В ней показан мир начала второй половины девятнадцатого века, когда было отменено крепостное право. Но даже это, казалось бы, самое счастливое и позитивное событие, не привело всё к чему-то хорошему. Да, люди стали свободными и вольными. Но стали ли они счастливыми? Об этом и рассуждает автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Семь мужиков затеяли спор: кто после отмены крепостного права на Руси стал счастливым? Кому теперь лучше всех живётся? За ответом на этот вопрос они и отправились в путешествие. Мужики посетили богатую свадьбу, посмотрели на трудящихся крестьян и блуждающих бедняков. В поэме широко раскрывается жизнь и дела русского народа. Некрасов сравнивает богатых бояр и крестьян. И никак нельзя понять – кому же хорошо жить на Руси? Найдут мужики ответ?
Некоторым может показаться, что поэма довольно ироничная, где-то забавная и смешная. И это так. Но, помимо этого, здесь затрагивается важная тема: несправедливое распределение обязанностей в обществе. Кто-то трудится, не покладая рук, чтобы хоть как-то прокормиться, кто-то живёт на широкую ногу, ни о чём не думает, а кто-то ходит без дела, но страдает от этого не менее, усмиряя беду спиртным. Кто-то в этот момент проводит служение в церкви. И это далеко не одна проблема, раскрытая в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В произведении автор также говорит о несправедливой судьбе женщины, а в особенности крестьянки. Она работает в поле так же, как мужчина. Она не застрахована от боли. При этом она – мать, которая должна растить своё дитя, любить его. И так продолжается долго, долго. Такая тема встречается не только в одной поэме Николая Алексеевича Некрасова – у него есть и другие произведения, в которых рассуждается о несчастной крестьянской жизни.
Описание книги «Кому на Руси жить хорошо»
Описание и краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо» читать бесплатно онлайн.
«Кому на Руси жить хорошо» – итоговое произведение Некрасова, народная эпопея, куда вошел весь многовековой опыт крестьянской жизни, все сведения о народе, собранные поэтом «по словечку» в течение двадцати лет.
Николай Алексеевич Некрасов
Кому на Руси жить хорошо
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож,
Сошлися – и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие —
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой…
По делу всяк по своему
До полдня вышел из дому:
Тот путь держал до кузницы,
Тот шел в село Иваньково
Позвать отца Прокофия
Ребенка окрестить.
Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое,
А два братана Губины
Так просто с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В свое же стадо шли.
Давно пора бы каждому
Вернуть своей дорогою —
Они рядком идут!
Идут, как будто гонятся
За ними волки серые,
Что дале – то скорей.
Идут – перекоряются!
Кричат – не образумятся!
А времечко не ждет.
За спором не заметили,
Как село солнце красное,
Как вечер наступил.
Наверно б ночку целую
Так шли – куда не ведая,
Когда б им баба встречная,
Корявая Дурандиха,
Не крикнула: «Почтенные!
Куда вы на ночь глядючи
Надумали идти. »
Спросила, засмеялася,
Хлестнула, ведьма, мерина
И укатила вскачь…
«Куда. » – переглянулися
Тут наши мужики,
Стоят, молчат, потупились…
Уж ночь давно сошла,
Зажглися звезды частые
В высоких небесах,
Всплыл месяц, тени черные
Дорогу перерезали
Ретивым ходокам.
Ой тени! тени черные!
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени черные,
Нельзя поймать – обнять!
На лес, на путь-дороженьку
Глядел, молчал Пахом,
Глядел – умом раскидывал
И молвил наконец:
«Ну! леший шутку славную
Над нами подшутил!
Никак ведь мы без малого
Верст тридцать отошли!
Домой теперь ворочаться —
Устали – не дойдем,
Присядем, – делать нечего.
До солнца отдохнем. »
Свалив беду на лешего,
Под лесом при дороженьке
Уселись мужики.
Зажгли костер, сложилися,
За водкой двое сбегали,
А прочие покудова
Стаканчик изготовили,
Бересты понадрав.
Приспела скоро водочка.
Приспела и закусочка —
Пируют мужички!
Косушки [1] по три выпили,
Поели – и заспорили
Опять: кому жить весело,
Вольготно на Руси?
Роман кричит: помещику,
Демьян кричит: чиновнику,
Лука кричит: попу;
Купчине толстопузому, —
Кричат братаны Губины,
Иван и Митродор;
Пахом кричит: светлейшему
Вельможному боярину,
Министру государеву,
А Пров кричит: царю!
Забрало пуще прежнего
Задорных мужиков,
Ругательски ругаются,
Немудрено, что вцепятся
Друг другу в волоса…
Гляди – уж и вцепилися!
Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.
А два братана Губины
Утюжат Прова дюжего, —
И всяк свое кричит!
Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать,
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
Царю! – направо слышится,
Налево отзывается:
Попу! попу! попу!
Весь лес переполошился,
С летающими птицами,
Зверями быстроногими
И гадами ползущими, —
И стон, и рев, и гул!
Всех прежде зайка серенький
Из кустика соседнего
Вдруг выскочил, как встрепанный,
И наутек пошел!
За ним галчата малые
Вверху березы подняли
Противный, резкий писк.
А тут еще у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнездышка упал;
Щебечет, плачет пеночка,
Где птенчик? – не найдет!
Потом кукушка старая
Проснулась и надумала
Кому-то куковать;
Раз десять принималася,
Да всякий раз сбивалася
И начинала вновь…
Кукуй, кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом —
Не будешь куковать! [2]
Слетелися семь филинов,
Любуются побоищем
С семи больших дерев,
Хохочут, полуночники!
А их глазищи желтые
Горят, как воску ярого
Четырнадцать свечей!
И ворон, птица умная,
Приспел, сидит на дереве
У самого костра.
Сидит и черту молится,
Чтоб до смерти ухлопали
Которого-нибудь!
Корова с колокольчиком,
Что с вечера отбилася
От стада, чуть послышала
Людские голоса —
Пришла к костру, уставила
Глаза на мужиков,
Шальных речей послушала
И начала, сердечная,
Мычать, мычать, мычать!
Мычит корова глупая,
Пищат галчата малые.
Кричат ребята буйные,
А эхо вторит всем.
Ему одна заботушка —
Честных людей поддразнивать,
Пугать ребят и баб!
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела – а живет оно,
Без языка – кричит!
Сова – замоскворецкая
Княгиня – тут же мычется,
Летает над крестьянами,
Шарахаясь то о землю,
То о кусты крылом…
Сама лисица хитрая,
По любопытству бабьему,
Подкралась к мужикам,
Послушала, послушала
И прочь пошла, подумавши:
«И черт их не поймет!»
И вправду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили —
О чем они шумят…
Намяв бока порядочно
Друг другу, образумились
Крестьяне наконец,
Из лужицы напилися,
Умылись, освежилися,
Сон начал их кренить…
Тем часом птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
К костру подобрался.
Поймал его Пахомушка,
Поднес к огню, разглядывал
И молвил: «Пташка малая,
А ноготок востер!
Дыхну – с ладони скатишься,
Чихну – в огонь укатишься,
Щелкну – мертва покатишься,
А все ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика!
Окрепнут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь!
Ой ты, пичуга малая!
Отдай свои нам крылышки,
Все царство облетим,
Посмотрим, поразведаем,
Поспросим – и дознаемся:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?»
«Не надо бы и крылышек,
Кабы нам только хлебушка
По полупуду в день, —
И так бы мы Русь-матушку
Ногами перемеряли!» —
Сказал угрюмый Пров.
«Да по ведру бы водочки», —
Прибавили охочие
До водки братья Губины,
Иван и Митродор.
«Да утром бы огурчиков
Соленых по десяточку», —
Шутили мужики.
«А в полдень бы по жбанчику
Холодного кваску».
«А вечером по чайничку
Горячего чайку…»
Пока они гуторили,
Вилась, кружилась пеночка
Над ними: все прослушала
И села у костра.
Чивикнула, подпрыгнула
И человечьим голосом
Пахому говорит:
«Пусти на волю птенчика!
За птенчика за малого
Я выкуп дам большой».
– А что ты дашь? —
«Дам хлебушка
По полупуду в день,
Дам водки по ведерочку,
Поутру дам огурчиков,
А в полдень квасу кислого,
А вечером чайку!»
– А где, пичуга малая, —
Спросили братья Губины, —
Найдешь вина и хлебушка
Ты на семь мужиков? —
«Найти – найдете сами вы.
А я, пичуга малая,
Скажу вам, как найти».
– Скажи! —
«Идите по лесу,
Против столба тридцатого
Прямехонько версту:
Придете на поляночку,
Стоят на той поляночке
Две старые сосны,
Под этими под соснами
Закопана коробочка.
Добудьте вы ее, —
Коробка та волшебная:
В ней скатерть самобраная,
Когда ни пожелаете,
Накормит, напоит!
Тихонько только молвите:
«Эй! скатерть самобраная!
Попотчуй мужиков!»
По вашему хотению,
По моему велению,
Все явится тотчас.
Теперь – пустите птенчика!»
– Постой! мы люди бедные,
Идем в дорогу дальную, —
Ответил ей Пахом. —
Ты, вижу, птица мудрая,
Уважь – одежу старую
На нас заворожи!
– Чтоб армяки мужицкие
Носились, не сносилися! —
Потребовал Роман.
– Чтоб липовые лапотки
Служили, не разбилися, —
Потребовал Демьян.
– Чтоб вошь, блоха паскудная
В рубахах не плодилася, —
Потребовал Лука.
– Не прели бы онученьки… —
Потребовали Губины…
А птичка им в ответ:
«Все скатерть самобраная
Чинить, стирать, просушивать
Вам будет… Ну, пусти. »
Раскрыв ладонь широкую,
Пахом птенца пустил.
Пустил – и птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
Направился к дуплу.
За ним взвилася пеночка
И на лету прибавила:
«Смотрите, чур, одно!
Съестного сколько вынесет
Утроба – то и спрашивай,
А водки можно требовать
В день ровно по ведру.
Коли вы больше спросите,
И раз и два – исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!»
И улетела пеночка
С своим родимым птенчиком,
А мужики гуськом
К дороге потянулися
Искать столба тридцатого.
Нашли! – Молчком идут
Прямехонько, вернехонько
По лесу по дремучему,
Считают каждый шаг.
И как версту отмеряли,
Увидели поляночку —
Стоят на той поляночке
Две старые сосны…
Крестьяне покопалися,
Достали ту коробочку,
Открыли – и нашли
Ту скатерть самобраную!
Нашли и разом вскрикнули:
«Эй, скатерть самобраная!
Попотчуй мужиков!»
Глядь – скатерть развернулася,
Откудова ни взялися
Две дюжие руки,
Ведро вина поставили,
Горой наклали хлебушка
И спрятались опять.
«А что же нет огурчиков?»
«Что нет чайку горячего?»
«Что нет кваску холодного?»
Все появилось вдруг…
Крестьяне распоясались,
У скатерти уселися.
Пошел тут пир горой!
На радости целуются,
Друг дружке обещаются
Вперед не драться зря,
А с толком дело спорное
По разуму, по-божески,
На чести повести —
В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми,
Покуда делу спорному
Решенья не найдут,
Покуда не доведают
Как ни на есть доподлинно:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?
Зарок такой поставивши,
Под утро как убитые
Заснули мужики…