нельсон месса гайдн история создания
Нельсон месса гайдн история создания
Как мы уже сообщали, ветеранам Мурманского пароходства в апреле была предоставлена возможность побывать на концерте областной филармонии, где прозвучала знаменитая «Нельсон-месса» Йозефа Гайдна. Сегодня мы рассказываем об этом замечательном концерте и его исполнителях.
С развитием цивилизации меняется мир. Меняется все, кроме человеческих чувств. Потому музыкальная классика и сегодня не архивна. Она всегда эмоционально созвучна времени. Дирижеру и музыкантам остается лишь понять насыщенный чувствами замысел произведения и через исполнительское мастерство передать его нам, слушателям. Схема кажется необычайно простой. Но музыка воспринимается человеком еще и глубоко индивидуально. Какие только чувства она может поднять из сокровищниц нашей души, на какой уровень самопознания дает возможность выйти! Хотя бы на один вечер.
Эти сильные, неповторимые ощущения испытали те, кто побывал в Мурманской филармонии, где впервые звучала «Нельсон-месса» Йозефа Гайдна. Ее исполнили камерный хор «Амадеус», хор студентов Мурманского государственного педагогического университета (художественный руководитель заслуженный работник культуры России Валерий Иванов), солисты Кукка-Маария Кетоние-ми — меццо-сопрано (Финляндия), Раузалия Гиваргизова — сопрано (Мурманск), заслуженный артист России Константин Христов — бас (Москва), Максим Мохов — тенор (Мурманск). И, конечно, Мурманский филармонический оркестр, дирижер — дипломант международного конкурса Геннадий Чернов (Санкт-Петербург).
Геннадию Чернову 28 лет. По первому образованию он дирижер хоровой, по второму, которое близится к завершению, оркестровый. В Мурманске выступает с 2000 года.
— Дирижер должен работать с разными оркестрами, — говорит Геннадий Чернов, — иначе для меня есть опасность привыкнуть к ошибкам музыкантов, музыкантам — к моим. Избежать этого помогает существующая практика приглашения дирижеров из других городов и стран.
В этом смысле творческая география Геннадия Чернова отличается разнообразием, с заметным преобладанием городов северного региона: Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Вааса (Финляндия)… С особым удовольствием он работает у нас. О Мурманском филармоническом оркестре отзывается так:
— Мурманчан отличает особая увлеченность своим делом. Не случайно питерские музыканты, побывав здесь хоть раз, спрашивают меня о возможности выступить в Мурманске еще. С мурманским оркестром работается легко и свободно.
Поэтому и сам Геннадий Чернов решился вынести на суд слушателей такое масштабное произведение как «Нельсон-месса» Йозефа Гайдна. В работе над ней он использовал умение репетировать с оркестром и хором, проходить партии с вокалистами, обосновывать перед музыкантами свое видение произведения, замысел композитора, который мог быть и таким.
… Англия конца 18 века. Йозеф Гайдн после тридцати лет унизительной зависимости от княжеской воли, наконец, получает возможность увидеть мир, страны и города, где так ценят его музыку. Он едет в Лондон — крупный музыкальный центр того времени. Теперь его сочинения слушает не кружок аристократов, а многочисленная аудитория больших концертных залов. Знаменитого австрийского композитора осыпают почестями. Он очень много работает. Но в письмах на родину пишет: «Сознание того, что я уже больше не крепостной лакей, вознаграждает меня за все трудности». В 66 лет он создает свою третью мессу, указав в названии «angustiis», то есть месса, написанная в страхе и под гнетом. Возможно, его тяготило прошлое, возможно, он боялся случая, который мог сыграть с ним злую шутку, вернув прежнее унизительное состояние, возможно, его одолевали сомнения: заменяет ли творческое признание саму жизнь.
Во время создания мессы пришло известие о том, что эскадра английского флотоводца Нельсона разгромила французский флот, отрезав армию Наполеона в Египте. Мощь и сила мессы как нельзя лучше соответствовали этому событию и непростому характеру самого Нельсона. Мессу Гайдна стали называть мессой Нельсона или Императорской. Нам же, сегодняшним слушателям, предлагается почувствовать переживания Гайдна — композитора и человека, может быть, скрывавшего боль и правду о себе.
Наверное, таковым можно считать лейтмотив мессы. Как мне кажется, дирижеру, оркестру, хору и солистам удалось объединить публику и исполнителей в едином пространстве, устранив границу между залом и сценой. Не повредив авторскую концепцию, нам предложили понять, что слышит душа, на что она отзывается, где видит свое прошлое, в чем ее будущее.
Деликатно звучал оркестр, когда солисты говорили с нами «по душам». Их музыкальные темы скрещивались и дробились. В нас тягостно отзывались низкие регистры Константина Христова, умиротворенно — мягкое меццо-сопрано Кукка-Маарии Кетониеми. Музыкальные образы, созданные Раузалией Гиваргизовой и Максимом Моховым были чувственны, нежны и прозрачны. Картину жизни в динамике музыкального звучания «рисовал» хор. Стремительный полифонический поток нес к разгадке драмы мира и человека. Казалось, еще чуть-чуть и ответ будет найден.
Антонина ШАТАЛОВА, газета «Арктическая звезда», №5, май 2003 года.
Мессы Йозефа Гайдна в контексте литургической музыки Австрии XVIII века Баранов, Алексей Геннадьевич
Содержание к диссертации
Глава I. Мессы Гайдна в историческом контексте 13
1. Основные стилевые тенденции жанра мессы в XVIII веке 13
2. Хронологический обзор месс Й. Гайдна 40
3. Мессы Гайдна в концертной и литургической практике последующих столетий 63
4. Missa brevis и Missa solemnis: типологические признаки 75
Глава II. Особенности структуры и музыкального языка месс Й. Гайдна 87
1. Части Кугіе в мессах Й. Гайдна 87
2. Части Gloria в мессах Й. Гайдна 104
3. Часги Credo в мессах Й. Гайдна 126
4. Части Sanctus и Benedictus в мессах Й. Гайдна 155
5. Части Agnus Dei в мессах Й. Гайдна 178
Список использованных источников 204
Научная новизна работы проявляется в том, что помимо анализа структуры всех гайдиовских месс и некоторых особенностей музыкального языка, осуществляется попытка исследовать эти сочинения в контексте литургической музыки XVIII века, богатство и разнообразие которой составили мессы И. Фукса, А. Кальдары, Л. Лотти, А. Хассе, В. Моцарта, М. Гайдна, К. Диттерсдорфа, И. Альбрехтсбергера, И. Хольцбауэра, А. Сальери и др. Новым для отечественного музыковедения является исторический компонент исследования, который касается: аспектов социального функционирования мессы в эпоху венского классицизма, датировки и хронологии месс Гайдна, истории их создания, исполнения, посвящения, мнения музыкальных критиков. Впервые в отечественном музыковедении представлена аргументированная характеристика типологических особенностей «Missa brevis» и «Missa solemnis», причем не только на основе произведений Гайдна, но и с привлечением месс многих композиторов XVIII века.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В Австрии XVIII века месса занимает не периферийное, а очень важное место, став для большинства населения, в отличие от симфонии, одним из немногих профессиональных видов музыки с неограниченной аудиторией. Мессы Гайдна, как и большинства его современников, нельзя свести : Мессы Йозефа Гайдна в контексте литургической музыки Австрии XVIII века
Мессы Йозефа Гайдна в контексте литургической музыки Австрии XVIII века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Баранов, Алексей Геннадьевич
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Баранов, Алексей Геннадьевич
Глава I. Мессы Гайдна в историческом контексте.
§ 1. Основные стилевые тенденции жанра мессы в XVIII веке.
§ 2. Хронологический обзор месс Й. Гайдна.
§ 3. Мессы Гайдна в концертной и литургической практике последующих столетий.
§ 4. Missa brevis и Missa solemnis: типологические признаки.
Глава II. Особенности структуры и музыкального языка месс
§ 1. Части Kyrie в мессах Й. Гайдна.
§ 2. Части Gloria в мессах Й. Гайдна.
§ 3. Части Credo в мессах Й. Гайдна.
§ 4. Части Sanctus и Benedictas в мессах Й. Гайдна.
§ 5. Части Agnus Dei в мессах Й. Гайдна.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Духовные сочинения М. Гайдна в контексте австрийской музыкальной традиции XVIII века 2012 год, кандидат наук Коваленко, Татьяна Сергеевна
Музыкальная культура Мангейма 1760-1770-х годов: поэтика жанров 2018 год, кандидат наук Дворницкая, Александра Владимировна
Взаимодействие светского и церковного в музыке В.А. Моцарта 2011 год, кандидат искусствоведения Зыбина, Карина Игоревна
Полифоническое письмо в струнных квартетах Й. Гайдна 2003 год, кандидат искусствоведения Янкус, Алла Ирменовна
Австрийская ораториальная традиция XVIII века и оратории Йозефа Гайдна 2006 год, кандидат искусствоведения Аристархова, Лада Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мессы Йозефа Гайдна в контексте литургической музыки Австрии XVIII века»
На русском языке нет никаких трудов, посвященных исключительно мессам Гайдна. Между тем последние мессы Гайдна в зарубежных и некоторых отечественных исследованиях признаны подлинными шедеврами. По художественному значению и уровню композиторской техники их ставят в один ряд с его Лондонскими симфониями. В Европе и Америке мессы Гайдна исполняются на концертных сценах и в храмах, в рамках международных фестивалей и конкурсов. В нашей стране еще предстоит освоение этого богатейшего наследия, ведь пока отечественные музыковеды, музыканты и слушатели могут изучать шедевры австрийского композитора главным образом по зарубежным монографиям и аудиозаписям. На Западе, напротив, духовная музыка Гайдна исполняется и изучается с нарастающей интенсивностью, что подтверждается хотя бы недавней публикацией двух книг, посвященных непосредственно мессам композитора1. Все это убедительно свидетельствует об актуальности нашего исследования.
Научная новизна работы проявляется в том, что помимо анализа структуры всех гайдновских месс и некоторых особенностей музыкального языка, осуществляется попытка исследовать эти сочинения в контексте литургической музыки XVIII века, богатство и разнообразие которой составили мессы Й. Фукса, А. Кальдары, А. Лотти, А. Хассе, В. Моцарта, М. Гайдна, К. Диттерсдорфа, И. Альбрехтсбергера, И. Хольцбауэра, А. Сальери и др. Новым для отечественного музыковедения является исторический компонент исследования, который касается: аспектов социального функционирования мессы в эпоху венского классицизма, датировки и хронологии месс Гайдна, истории их создания, исполнения, посвящения, мнения музыкальных критиков. Впервые в отечественном музыковедении представлена аргументированная характеристика типологических особенностей «ЛУПББа Ьгеу!з» И «Г^ББа БоЬтШБ», причем не только на основе произведений Гайдна, но и с привлечением месс многих композиторов XVIII века.
— изучить специфику функционирования жанра мессы в XVIII веке, в особенности в рамках музыкальной культуры Австрии;
— рассмотреть историю создания и представить хронологический список всех месс И. Гайдна с указанием места и времени исполнения, исполнительского состава, имени заказчика, обстоятельств посвящения;
1 Moses, Don V., Demaree R. W. The Masses of Joseph Haydn. Rochester Hills, Mich.:
— осветить исполнительскую «судьбу» месс Гайдна в храмах и концертных залах на протяжении последующих столетий;
— охарактеризовать типологические признаки «М^Ба Ьгеу!з» и «М1зБа Б^етгиБ» на материале месс Гайдна и его современников;
— проследить эволюцию композиторских принципов Гайдна в жанре мессы и сравнить эти сочинения с общими тенденциями развития мессы в Австрии;
— выявить характерные композиционные особенности гайдновских месс, откристаллизовавшиеся на основе музыкально-текстовых форм.
Объектом исследования являются мессы Гайдна и других композиторов XVIII века, обращавшихся к этому жанру. Соответственно, предметом исследования являются их структурные и некоторые стилевые особенности, определяющие общее и индивидуальное в трактовке Гайдном канонического текста.
Материал исследования составляют партитуры и аудиозаписи всех гайдновских месс, а также месс его современников (Й. Фукса, А. Кальдары, А. Лотти, А. Хассе, В. Моцарта, М. Гайдна, К. Диттерсдорфа, И. Альбрехтсбергера, И. Хольцбауэра, А. Сальери, Л. Бетховена, Л. Керубини).
Методологической основой диссертации является принцип историко-контекстной интерпретации музыкальных произведений. В качестве основы для аналитических изысканий, относящихся к структурным особенностям произведений, были выбраны базовые исследования отечественных авторов Б. Асафьева, Л. Мазеля, В. Цуккермана, Ю. Холопова, В. Холоповой, Т. Дубравской, Т. Кюрегян, Л. Кириллиной, Ю. Бочарова. Кроме того, обращение в диссертации к культовому жанру мессы потребовало изучения работ, исследующих или затрагивающих его специфику, среди которых труды В. Апеля, М. Друскина, М. Харлапа, Дж. Маккинона, Ю. Холопова, Ю. Евдокимовой, Н. Симаковой, В. Карцовника, М. Сапонова,
Р. Поспеловой, С. Лебедева, А. Тихоновой, Ю. Москвы. 5
На защиту выносятся следующие положения:
2. В творчестве Гайдна месса, подобно симфонии и квартету, является сквозным жанром: 14 месс Гайдна охватывают период с 1749 по 1802 годы. Все сочинения этого жанра предназначались для исполнения в церкви и написаны на заказ, что непосредственно отразилось на их исполнительском составе, типе композиции («краткая» или «торжественная») и даже заглавии.
3. Мессы Гайдна, несмотря на критику их «светскости», сохраняли свою популярность до середины XIX века. Во второй половине столетия цецилианское движение ревнителей «подлинной духовной музыки», ратующих за возрождение грегорианского хорала и стиля Палестрины, предало забвению мессы Гайдна, Моцарта и мн. др. композиторов XVIII века. Лишь в XX веке эти сочинения «вернулись» к слушателям.
Использованные в диссертации источники позволяют охарактеризовать степень изученности темы как в русскоязычной, так и в иностранной литературе.
Не так давно было издано масштабное исследование JI. Кириллиной
1996-2007) о классическом стиле, во втором томе которого отдельный
параграф посвящен церковной музыке второй половины XVIII века
Кириллина, 2007а]. Автор затрагивает важнейшие вопросы, связанные с 7 литургической музыкой венских классиков. Среди них систематизация жанров церковной и духовной музыки; характер ее социального функционирования в периоды правления Марии Терезии и Иосифа II, процесс секуляризации мессы в XVIII столетии. Здесь в общих чертах представлен стилевой облик церковных жанров и внесены любопытные штрихи к творческим портретам М. Гайдна, Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта как создателей литургических произведений.
На русском языке до сих пор нет ни одного труда, целиком посвященного мессам Гайдна. В. Протопопов в «Истории полифонии» [Протопопов] рассматривает эти сочинения в контексте развития полифонического искусства. В очерке Ю. Кремлева, так же как и в переводной популярной монографии Н. Баттерворта, представлена лишь частичная «справочная» информация о мессах композитора [Кремлев; Баттерворт]. Известная книга Л. Новака «Гайдн: Жизнь, творчество, историческое значение» [Новак] содержит более обстоятельный материал, однако сегодня очень многие сведения (особенно хронология и датировка месс), упомянутые в ней, требуют уточнения и корректирования. Наиболее ценным для нас разделом этого труда является небольшой исторический обзор, посвященный австрийской церковной музыке первой половины XVIII века, где представлены интереснейшие сведения о придворных церковных празднествах, о стилевых направлениях в церковных жанрах, о самых известных композиторах Австрии, прославившихся в этой области.
Специальные научные исследования на русском языке, в рамках которых затрагиваются мессы Гайдна, также весьма немногочисленны.
Исследование В. П. Кадочникова «Черты симфонизма в поздних вокальноинструментальных сочинениях Гайдна» [Кадочников, 1989] принадлежит к жанру диссертации, многие положения которой не утратили своей актуальности, но до сих пор не опубликованы в виде монографии.
Выделяются содержательные статьи В. Кадочникова «На пути от симфоний к ораториям (Нельсон-месса Иозефа Гайдна)» и А. Тихоновой «Прочтение 8 j текста в музыке католической мессы: от грегорианского хорала к Гайдну и Моцарту» [Кадочников, 1980; Тихонова]. Однако, рассеянные по различным научным сборникам, они не могут создать общую картину развития литургической музыки Гайдна и его современников.
Что же касается проблем и вопросов, связанных непосредственно с жанром мессы в творчестве Гайдна, то доступные нам работы изданы в последние три десятилетия и представляют современный взгляд на эту тему. Прежде всего, выделяются монографии Г. Ч. Р. Лендона и Л. Финшера.
Монументальный пятитомный труд Роббинса Лендона «Гайдн:
Хроника и Сочинения» на сегодняшний день является крупнейшей документированной монографией о композиторе [Landon, 1977-1980].
Лендона сводится к заявлению о серьезном влиянии жанра симфонии на 9 последние мессы Гайдна, причем не только с точки зрения оркестрового письма, но и в отношении структурных особенностей.
Значительный интерес представляют собой статьи зарубежных исследователей (В. Пасса, Б. Макинтайера, Е. Папаниколао), которые посвящены духовным сочинениям Й. Гайдна. Среди авторов хотелось бы выделить Б. Макинтайера, который в своей статье «Эволюция концертных месс Й. Гайдна и его венских современников» впервые заявил о значении ранних месс композитора и о проблеме претворения в них традиций венской духовной музыки [Maclntyre, 1988].
В 2008-2009 годах зарубежное музыковедение обогатилось совместным исследованием Р. Демаре и Д. Мозеса и монументальной монографией П. Икштадта, посвященным исключительно мессам
Гайдна. С сожалением приходится констатировать, что в российских библиотеках эти книги пока отсутствуют.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории исполнительского искусства Казанской государственной консерватории (академии) имени Н. Г. Жиганова и рекомендована к защите. Основные положения работы отражены в публикациях автора, список которых прилагается к автореферату (общий объем 1,5 п.л.) и изложены на научно-практических конференциях «Актуальные проблемы музыкальноисполнительского искусства: История и современность» (Казанская государственная консерватория, 2 апреля 2008 года и 8 апреля 2009 года).
Практическая значимость. Данная диссертация представляет интерес, прежде всего, для специалистов, изучающих духовную музыку и искусство XVIII века. Кроме того, она может быть использована в процессе обучения студентов средне-специальных и высших музыкальных учебных заведений. Основные предметы, на которых может быть актуальным данный материал: «история музыки», «анализ музыкальных произведений», а также специальные дисциплины, связанные с хоровой музыкальной литературой и историей хоровой музыки.
Лекция по Хоровой литературе Й.Гайдн
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Хоровое творчество Й.Гайдна (1732 – 1809).
Хоры из оратории «Времена года». «Нельсон – месса».
Наиболее ярко вокально-хоровой стиль композитора проявился в его ораториях. Все три оратории – «Возвращение Товия», «Сотворение мира», «Времена года» были созданы с 1796 по 1801 годы, после возвращения из второй лондонской поездки (1796 г.) и явились своеобразным итогом композиторского творчества Гайдна. Непосредственным поводом к созданию ораторий послужили сильнейшие впечатления от генделевских ораторий, которые он слышал в Англии. В ораториях Гайдна гуманистический сюжет, существующая в ариях близость к концертным номерам с чертами сонатной формы, изобразительность в них – как шаг вперед к программной музыке и романтизму.
В 1801 году, Гайдн завершает работу над своей последней ораторией – «Времена года». Это последнее крупное сочинение композитора, в котором с потрясающей силой проявились народные черты его творчества, стало итогом его длительного творческого пути.
Хор земледельцев (крестьян) из первой части (№2) СЛУШАТЬ «Весна» написан в тональности G-dur. Музыка этого хора полна светлой радости – люди ждут прихода весны. Основная мелодия близка народным напевам. Произведение написано в сложной трехчастной форме. Первая часть трехчастна, выдержана в пасторальных тонах. Голоса звучат преимущественно в средней тесситуре. Тематический материал песенно-танцевального характера ( ПЕТЬ № 171 УСОВА ). Вторая часть делится на два контрастных раздела. В первом разделе звучит женский хор. Второй раздел – резко контрастен. Воспоминание о зиме вносит элемент тревоги, что отражается в смене тональности G-dur на одноименный минор. Спокойное и мягкое звучание женского хора сменяется насыщенным и сильным звучанием мужского хора, в высокой тесситуре с подвижным ритмическим рисунком. Реприза сокращена и возвращает в безмятежное, спокойное настроение первой части.
Хор «Гроза» из второй части (№19) СЛУШАТЬ «Лето» по праву считается одним из лучших образцов музыкальной живописи. Композитор использует здесь практически все возможные средства музыкальной выразительности для передачи грозной стихии. Хору предшествует речитатив сопрано, в котором с помощью оркестровых красок передается затишье перед бурей, далекие раскаты грома и стремительная молния (выдержанные аккорды струнных, тремоло литавр, ломаный пассаж флейты). Хор вступает мощным аккордом ( ПЕТЬ № 172 УСОВА ). Состояние тревоги подчеркивается восклицаниями женского хора, построенного на скачках в мелодии сопрано. Для передачи взволнованности и растерянности людей, композитор использует переклички отдельных хоровых партий.
Вторая часть хора – четырехголосная фуга. Тема с энергичным начальным ходом на кварту и последующим поступенным движением охватывает диапазон октавы ( ПЕТЬ № 173 УСОВА ). Длительные остановки на сильных долях сменяются мерной пульсацией четвертей. В экспозиции тема проводится последовательно во всех голосах (тенор, альт, сопрано, бас), причем в басовой партии тема проходит в тональности параллельного мажора. В разработке и репризе тесситура у всех голосов повышается, что еще больше усиливает общую напряженность звучания. В репризе тема проходит у басов удвоенная в терцию тенорами. В начале коды, словно отголосок грозы, звучит тревожная триоль, сразу сменяясь спокойными, нисходящими аккордами. Оркестровое заключение построено на теме фуги.
Новаторство Гайдна – в поиске оркестровых красок, «портретного тембра»; расширении состава оркестра, в особенности строения: части сцены, номера. Использование южно-немецкого, хорватского, венгерского фольклора.
Мессы – главный жанр духовной музыки Гайдна. Его музыкальному языку характерно:
1) близость к великим художникам Возрождения – это искренность, гуманизм, возвышенная простота;
2) оркестрово-тембровые находки;
3) владение хоровым письмом, полифоническими приемами изложения;
4) развитие в линии усложнения музыкального языка;
5) проникновение светских интонаций в культовые сочинения.
При этом до сегодняшнего дня целая глава его творчества остаётся нераскрытой и недооценённой – речь идёт о мессах. Между тем, они оказали глубокое влияние на историческое развитие этого жанра.
Известно, что первым крупным сочинением классика была месса, а последней законченной его работой стала новая редакция этой первой мессы. Всего их у Гайдна более десяти, среди них – «Mecca во время войны», «Мария Терезия», посвящённая императрице Австрии, и «Нельсон-месса».
Отношение современников к мессам Гайдна было самым разным. Гайдну удалось создать свой стиль, не примыкая ни к одному из музыкальных лагерей, один из которых предпочитал виртуозное итальянское искусство вокала, проникшее и в католическую службу, другой состоял из приверженцев строгого канона мессы.
Мессы Гайдна развивают традиции, заложенные рано ушедшим Моцартом в Реквиеме и предвосхищают «Торжественную мессу» Бетховена. Они раскрывают вечные общечеловеческие проблемы; а умудрённый жизнью музыкант становится философом. Он обращается к общественным событиям в Европе, впервые им затрагиваются гражданские темы.
Здесь, скорее всего, сказывается влияние Генделя, которого композитор услышал во время путешествия в Англию. Блестящий оркестр и хор, торжественность и мощь полифонического письма – всё это сближает позднее творчество Гайдна с ораториями старого мастера. Особенно ярко эта связь чувствуется в драматичной «Нельсон-мессе». История её названия чрезвычайно интересна:
В каталоге, составленном композитором, сочинение обозначено, как «месса под гнётом», «месса из смутных времён». Эти слова раскрывают опасения Гайдна, связанные с угрозой захвата Европы Наполеоном. Название «Нельсон» появляется позднее, в честь победы знаменитого адмирала под Абукиром. Героическое сражение случилось в ночь с 1 на 2 августа 1798 года в устье реки Нил. Французская эскадра стояла на якоре после высадки 40-тысячной армии Наполеона в Александрии. Обладая меньшей огневой мощью, и, невзирая на неблагоприятные условия, Нельсон яростно атаковал неприятеля. В сражении адмирал получил тяжёлое ранение, но продолжал командование. Противник был полностью разбит. В результате этой победы сухопутные войска Наполеона в Египте были отрезаны от Европы. Это вызвало огромный общественный резонанс, не обошедший стороной и Гайдна. Месса, посвящённая Нельсону, прозвучала ещё при жизни великого флотоводца, в 1801 году.
Все военно-политические события того времени, весь ужас Европы перед Наполеоном, вся надежда победы над Францией воплощены композитором в музыке. Нельсон-месса превратилась в пламенную молитву гражданина мира, в просьбу художника остановить хаос войны.
02 Gloria in excelsis Deo
03 Qui tollis peccata mundi
04 Quoniam tu solus Sanctus
05 Credo in unum Deum
06 Et incarnatus est
11 Dona nobis pacem
Необычен ее характер и строение. Для Гайдна это не просто молитвы – это сопряженная с мрачными военными событиями и торжеством человеческого разума жизнь…
Не раз применявшаяся Гайдном последняя молитва в хоре « Qui tollis » носит характер мольбы « Suscipe » (принимаю) соло сопрано как бы реет над этим, словно крылья ангела.
Канон в первой части Credo этой мессы также звучит со своеобразной силой. Должно быть, Гайдн переживал в тот день что-то необычное, так серьёзно звучат нисходящие вздох в « Crucifixus ».
Законченность формы, совершенство контрапункта и изысканная инструментовка (в виде исключения Гайдн в этой мессе использует три трубы) – это лишь внешние признаки мастерства, подчинённого полностью содержанию.
После смерти Гайдна на протяжении всего XIX века и значительной части века ХХ «Нельсон-месса» не исполнялась и, казалось, была навсегда предана забвению. Только ХХ век, век неоклассицизма возродил интерес к шедеврам старых мастеров.