немецкий мост в медногорске история
Немецкий мост в Медногорске
1 января 1877 года оренбуржцы провели на железнодорожной станции, празднуя открытие Оренбургской железной дороги. Ее протяженность составила 541 км. Некоторые ее участки строили военнопленные немцы. Поэтому один из мостов получил название «Немецкий».
В XIX веке в Оренбургской области все более активно начинает развиваться торговля. Сюда прибывают караваны верблюдов из Средней Азии – Ташкента, Бухары… Они везли хлопок, шерсть, кожу. Товар уходил быстро, появилась необходимость в увеличении объема поставок. Эту задачу могла решить только железная дорога. Так началось строительство железной дороги из Средней Азии до центра России. Одним из ее участков стала Оренбургская магистраль. Строительство обошлось в 30 миллионов рублей – это почти годовой товарооборот всей России. Но с каждым годом железная дорога себя все более окупала.
Одним из ее первых пассажиров был Лев Николаевич Толстой. А в 1891 году по ней проехал цесаревич Николай Александрович. Среди советских писателей и политиков Оренбургской железной дорогой пользовались А. А. Фадеев, К. Е. Ворошилов и многие другие. К Оренбургу ведут железнодорожные ветки из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Орска…
Железнодорожную линию Оренбург – Орск начинают строить в 1912 году. За четыре года строительства была проложена магистраль протяженностью чуть более 300 км. Рабочих привозили из других регионов, так как Оренбургские земли к тому времени еще были мало заселены и строить, по сути, было некому. Этот процесс выгодным образом сказался на крестьянской деятельности, так как продукты земледелия стали покупать люди, занятые строительством. В 1914 году на возведение железной дороги Оренбург – Орск привезли военнопленных немцев. Но перед этим территорию, где проходили работы, огородили колючей проволокой, чтобы предупредить побеги.
Самым трудным участком во время строительства стало возведение туннеля и моста над рекой Блявой.
Военнопленные подготавливали гранитные блоки на Блявинском карьере, затем их погружали на повозки и отвозили к тому месту, где планировалось возводить мост. Строительство затянулось аж до 1920 года.
Сегодня это сооружение получило название «Немецкий мост». Он стал самым популярным туристическим объектом города Медногорска. Чтобы осмотреть конструкцию моста со всех сторон, нужно пройти под ним вброд через реку Бляву. Она в этом мете неглубокая, к тому же для туристов здесь проложили камушки, прыгая по которым вы можете перебраться на другую сторону. Единственное, что нужно предусмотреть, – это удобная обувь! Подошвы некоторых видов кроссовок могут скользить.
До 1970 года по мосту ходили составы в сторону Оренбурга и обратно. Но в потом было принято решение построить второй мост, чтобы разгрузить дорогу. Теперь поезда идут к Медногорску по «Немецкому мосту», а обратно, до Орска, по новому пути. Интересно, что старый мост еще не приходилось ремонтировать, а тот, что построен в советское время, не раз требовал обновлений.
Немецкий мост / Deutsche Brücke | Медногорск
Недалеко от Медногорска есть интересная достопримечательность — «Немецкий мост». Так же встречается название «Австрийский мост».
Этот мост построен в первой половине XX века (в период 1910-1920-х годов). Стоит он на реке Блява на перегоне Медногорск – Сара. Мост сам по себе интересен и красив, но примечательная история его постройки.
К мосту ведут два пути. Короткий и длинный. Туристов принято водить по второму. Он более интересен. Интересности начинаются сразу на выходе из машины. Нужно перебраться на ту стороноу Блявы. И жалетально это сделать так, чтобы остаться сухим и чистым. Есть машины, которые могут преодолеть этот брод своим ходом, но у нас таких было мало и это не спортивно.
Те кто уже перешёл сразу же включают фотоаппараты и с надеждой ждут, когда кто-то оступиться и с брызгами рухнет в воду. Но нет — феерических падений не случилось, максимум кроссовки намочили.
Путь к мосту проходит мимо красивых скал.
Из таких пород состоят окружающие Медногорск горы.
И вот мы пришли к мосту.
Рядом со старым мостом в 1960-1970 годах построен новый.
По старому мосту ходят составы из Орска в сторону Медногорска, а по новому в обратную сторону.
Местные жители замечают, что новый мост уже много раз ремонтировали, а старый немецкий по прежнему целый, иногда только требует косметического ухода.
Так почему же этот железнодорожный объект является достопримечательностью и носит название «Немецкий мост»?
Осенью 1914 г. в долине Блявы огородили колючей проволокой огромную площадь. На углах поставили сторожевые вышки. Вскоре на разъезд Жёлтый привезли эшелон военнопленных немцев, чехов, австрийцев, мадьяр. После их присылали этапным порядком во временный лагерь неподалёку от станции Блява. Военнопленные стали работать на строительстве железной дороги, на пробивке тоннеля. Сквозь крепчайшие скальные породы пробивались вручную с помощью кирок, ломов, кувалд, металлических клиньев. Отбитую породу вывозили ручными тачками. Вдоль дороги и у западного и восточного порталов тоннеля осталось много могил. 1 января 1915 года из восточного портала тоннеля с победным гудком, в клубах дыма, вышел паровоз с несколькими платформами, нагруженными рельсами и шпалами. Он прошёл до того места, где сейчас станция Медногорск, и остановился. Дальше железнодорожного полотна не было. Строители вели укладку земляного полотна до станции, у которой было не очень понятное для русского слуха название: Блява.
(Источник:Н.П. Алексеева в книге «Моя малая Родина — Блява»)
Но регулярное движение поездов по этой ветке началось не скоро. Империалистическая война серьёзно подорвала экономику царской России. В 1916 году дорога Оренбург-Орск подошла к селу Блява. Дорогу и здание вокзала строили пленные «австрияки», т. е. представители разных национальностей Австро-Венгерской Империи и Восточной Европы. А в Бляве от этого «интернационала» остался монументальный каменный вокзал с высоченными потолками и большими живописными картинами в золотых рамах на стенах, переживший все революции и войны, но не устоявший в перестройку.Блява.
(Источник: Виктор Калачёв «Блява — село с загадочным названьем»)
Между мостами есть лестница, которая ведёт к железнодорожному полотну. Кстати место довольно опасное — каждый год находится человек, который не верит табличкам и выходит по рельсам на мосты. В это время из-за поворота на большой скорости мчится поезд. Ширины моста не хватает для того, чтобы человек мог немного посторониться и пропустит поезд. Результат встречи многотонного металлического механизма и мягкой человеческой тушки понятен.
Кстати, кто-нибудь знает зачем металлические петли лестницы при заливке бетона обвязаны тряпками?
Вот такой вид на мост открывается на пути к карьеру Яман-Каса, о котором я писал в одном из постов о Медногорске.
Автор: Руслан Шарафутдинов
Deutsche Brücke | Немецкий мост | Медногорск
Этот мост построен в первой половине XX века (в период 1910-1920-х годов). Стоит он на реке Блява на перегоне Медногорск – Сара. Мост сам по себе интересен и красив, но примечательная история его постройки.
К мосту ведут два пути. Короткий и длинный. Туристов принято водить по второму. Он более интересен. Интересности начинаются сразу на выходе из машины. Нужно перебраться на ту стороноу Блявы. И жалетально это сделать так, чтобы остаться сухим и чистым. Есть машины, которые могут преодолеть этот брод своим ходом, но у нас таких было мало и это не спортивно.
Путь к мосту проходит мимо красивых скал.
Из таких пород состоят окружающие Медногорск горы.
И вот мы пришли к мосту.
Рядом со старым мостом в 1960-1970 годах построен новый.
По старому мосту ходят составы из Орска в сторону Медногорска, а по новому в обратную сторону.
Местные жители замечают, что новый мост уже много раз ремонтировали, а старый немецкий по прежнему целый, иногда только требует косметического ухода.
Так почему же этот железнодорожный объект является достопримечательностью и носит название «Немецкий мост»?
Осенью 1914 г. в долине Блявы огородили колючей проволокой огромную площадь. На углах поставили сторожевые вышки. Вскоре на разъезд Жёлтый привезли эшелон военнопленных немцев, чехов, австрийцев, мадьяр. После их присылали этапным порядком во временный лагерь неподалёку от станции Блява. Военнопленные стали работать на строительстве железной дороги, на пробивке тоннеля. Сквозь крепчайшие скальные породы пробивались вручную с помощью кирок, ломов, кувалд, металлических клиньев. Отбитую породу вывозили ручными тачками. Вдоль дороги и у западного и восточного порталов тоннеля осталось много могил. 1 января 1915 года из восточного портала тоннеля с победным гудком, в клубах дыма, вышел паровоз с несколькими платформами, нагруженными рельсами и шпалами. Он прошёл до того места, где сейчас станция Медногорск, и остановился. Дальше железнодорожного полотна не было. Строители вели укладку земляного полотна до станции, у которой было не очень понятное для русского слуха название: Блява.
(Источник:Н.П. Алексеева в книге «Моя малая Родина — Блява»)
Но регулярное движение поездов по этой ветке началось не скоро. Империалистическая война серьёзно подорвала экономику царской России. В 1916 году дорога Оренбург-Орск подошла к селу Блява. Дорогу и здание вокзала строили пленные «австрияки», т. е. представители разных национальностей Австро-Венгерской Империи и Восточной Европы. А в Бляве от этого «интернационала» остался монументальный каменный вокзал с высоченными потолками и большими живописными картинами в золотых рамах на стенах, переживший все революции и войны, но не устоявший в перестройку.Блява.
Кстати, кто-нибудь знает зачем металлические петли лестницы при заливке бетона обвязаны тряпками?
Вот такой вид на мост открывается на пути к карьеру Яман-Каса, о котором я писал в одном из постов о Медногорске.
Габбро-диабазы
Да и скалы нам ни по чем!
Сегодня по мосту-ветерану следуют составы со стороны Орска по направлению в Медногорск. С момента его постройки движение по «немецкому» мосту велось в обе стороны. Гораздо позднее в 1960-1970 годах, параллельно ему был построен еще современный мост, принявший на себя составы, движущиеся из Медногорска в сторону Орска.
Дальше поехали смотреть на другие чудеса света. Карьер Яман-Каса – результат разработки месторождения медно-колчеданных руд. Название получило от ручья Яман-каса (в переводе с башкирского — «плохая речка»). По одной из версий название возникло из-за беглых преступников и крестьян, которые скрывались в этих местах. Яман-Касинское месторождение было разведано в 1930-х г. Добыча руды велась с 1990 по 2003 г, за это время из карьера добыто около 1,5 млн т товарной руды.
Виталя хотел в нем искупнуться, но лишь причитания дам и неодобрительный гул мужского сообщества остановили его от более эффектного кадра ласточкой с разбега!))
Разноцветные склоны карьера хранят уникальную геологическую информацию о строении нашей планеты. Разрез Блявинского месторождения – это памятник истории геологических исследований и памятник исследователям.
Бурение шурфов для взрыва горных пород
Транспортер для подачи на дробление и грохочение
Конусная дробилка мелкого дробления
Наибольший интерес у нас, вызвал этот автомонстр Volvo A35Е
По команде руководства нам показали весь процесс в действии
Свой транспорт нам любезно предоставили члены клуба любителей внедорожников «Колея» (В. Ямпольский К. Аверьянов, Е. Пугаев) и члены общества «Боевое братство» (С. Сироткин, Д. Догадов, А. Макаров). Спасибо им!
В Оренбургской области внесены в реестр два новых объекта культурного наследия
Два новых объекта культурного наследия появились в Оренбуржье. Это мост в Медногорске и комплекс зданий в Орске. Их выявила и утвердила специальная экспертная комиссия. Решение принято на втором заседании комиссии инспекции госохраны объектов культурного наследия (ОКН) по установлению историко-культурных ценностей объектов. Изменения внесены в реестр.
Решение принято еще 7 сентября. И вот его опубликовали. Комиссия приняла решение единогласно включить в реестр следующие объекты в Орске и Медногорске:
— Это «Немецкий мост» через реку Блява. Его адрес — железнодорожная ветка Оренбург-Орск, перегон Медногорск-Сара;
— «Комплекс зданий, формирующий исторический центр Нового города Орска», расположенный по адресу: в Орске, проспект Мира 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 26, проспект Мира – проспект Ленина 23/26, проспект Мира – проспект Ленина 28/28, — сообщили в инспекции госохраны объектов культурного наследия Оренбургской области.
Известно, что мост в Медногорске через реку Блява был построен в 20-ых годах прошлого века. А комплекс зданий в Орске уникален тем, что одно из зданий например по проспекту Мира, 26 является первым пятиэтажным сооружением в Орске. Оно построено в 1938 году.
Понравился материал? Поделись с друзьями в соцсетях!
Хочешь узнавать новости первым? Подпишись на нашу рассылку!