немирович данченко биография и творчество

НЕМИРО́ВИЧ-ДА́НЧЕНКО

Том 22. Москва, 2013, стр. 363-365

Скопировать библиографическую ссылку:

немирович данченко биография и творчество. Смотреть фото немирович данченко биография и творчество. Смотреть картинку немирович данченко биография и творчество. Картинка про немирович данченко биография и творчество. Фото немирович данченко биография и творчество

НЕМИРО́ВИЧ-ДА́НЧЕНКО Вла­ди­мир Ива­но­вич [11(23).12.1858, г. Озур­ге­ты Ку­та­ис­ской губ. – 25.4.1943, Мо­ск­ва], рос. те­ат­раль­ный дея­тель, ре­жис­сёр, пи­са­тель, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1936). Брат Вас. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко. В 1879 ос­та­вил фи­зи­ко-ма­те­ма­тич. фа­куль­тет Моск. ун-та, по­свя­тив се­бя жур­на­ли­сти­ке и лит. дея­тель­но­сти. На­чи­нал пуб­ли­ко­вать­ся как те­ат­раль­ный кри­тик (ст. «На­ши про­вин­ци­аль­ные те­ат­ры», 1877). Пер­вый рас­сказ – «Дра­ма на поч­то­вой стан­ции» (1881). Ис­пы­тал влия­ние П. Д. Бо­бо­ры­ки­на, Л. Н. Тол­сто­го, А. Н. Ост­ров­ско­го. Как дра­ма­тург де­бю­ти­ро­вал в 1882 пье­сой «Ши­пов­ник». Из­вест­ность при­нес­ли ко­ме­дии «Сча­ст­ли­вец» (пост. в 1887; опубл. в 1892), «По­след­няя во­ля» (1888), «Но­вое де­ло» (1890). В 1890-е гг. Н.-Д. – один из наи­бо­лее по­пу­ляр­ных дра­ма­тур­гов: од­но­акт­ная пье­са «Ёл­ка» (опубл. в 1892, пост. в 1896), дра­мы «Зо­ло­то» (1895), «Це­на жиз­ни» (1896), «В меч­тах» (пост. в 1901). Ав­тор от­ли­чаю­щих­ся точ­но­стью бы­товых за­ри­со­вок и со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. обоб­ще­ний ро­ма­нов «На ли­те­ра­тур­ных хле­бах» (1891) о нра­вах прес­сы, «Ста­рый дом (Мёрт­вая ткань)» (1895) об ос­ку­де­нии дво­рян­ских гнёзд, «Дра­ма за сце­ной» (1896) из жиз­ни ак­тё­ров; по­вес­тей «Гу­бер­на­тор­ская ре­ви­зия» (1895), «В сте­пи» (1897) – о рус. де­рев­не по­ре­фор­мен­но­го пе­рио­да; рас­ска­зов, ста­тей о дра­ме и те­ат­ре, очер­ков, ре­пор­та­жей, фель­е­то­нов.

Источник

Владимир Немирович-Данченко

немирович данченко биография и творчество. Смотреть фото немирович данченко биография и творчество. Смотреть картинку немирович данченко биография и творчество. Картинка про немирович данченко биография и творчество. Фото немирович данченко биография и творчество

биография

Немирович-Данченко Владимир Иванович

Режиссёр, педагог, писатель, драматург, реформатор и теоретик театра.
Народный артист Республики (1923).
Народный артист СССР (6.09.1936).

Отец — подполковник, помещик Черниговской губернии, мать — урождённая Ягубова, армянка.
Детство его проходило в Тифлисе. Рядом с домом находился летний театр, который увлёк десятилетнего мальчика. В четвёртом классе он написал две пьесы, а затем начал заниматься в любительских театральных кружках. В гимназии Владимир не только хорошо учился, но и зарабатывал репетиторством.
В 1876 году после окончания гимназии с серебряной медалью Владимир поехал в Москву, где поступил на физико-математический факультет, потом учился на юридическом факультете. Но в 1879 году ушёл из университета и работал литературным критиком в «Русской газете», «Будильнике», «Русском курьере», пробовал себя в беллетристике, в драматургии.

В 1881 году была написана его первая пьеса «Шиповник», поставленная через год Малым театром; в том же году был опубликован первый его рассказ «На почтовой станции».
В 1891 году был опубликован роман «На литературных хлебах». Позже вышли повести и романы «Мгла» (1894), «Старый дом» (1895) «Губернаторская ревизия» (1896), «Драма за сценой» (1896), «Сны» (1898), пьесы «Последняя воля», «Новое дело», «Золото», «Цена жизни», «В мечтах». Эти драмы пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом театрах, а также в провинциальных театрах.
В год премьеры чеховской «Чайки» (1896) отказался от Грибоедовской премии за свою пьесу «Цена жизни», объявив, что пьеса А. Чехова более достойна этой премии.

С самого раннего детства Немировичем-Данченко овладела мечта о театральной сцене. Однако только в юности он сумел приблизиться к реальному её осуществлению, когда в 1877 году в возрасте 19 лет начал впервые выступать на сцене любительского театра.

Эти спектакли принесли Немировичу-Данченко весьма крупный успех. Однако продолжать свою актерскую карьеру он не стал. Будущий режиссёр очень хорошо представлял себя в героическом амплуа, которое принесло ему первые успехи, однако его внешние данные заставили его отказаться от карьеры актёра, хотя из Немировича-Данченко и мог бы получиться великолепный характерный актер. Юноша понимал, что его успех объясняется скорее молодым возрастом и свойственной ему темпераментностью и искренностью. Это позволяло на какое-то время забыть о внешних данных, но так не могло продолжаться всю жизнь, а устраивать свою судьбу только на половину Немирович-Данченко не желал.

В августе 1886 года он соединил судьбу с красавицей Екатериной Николаевной, дочерью известного общественного деятеля и педагога Корфа, по первому мужу — Бантыш. Их брак длился более полувека.

В 1891—1901 годах преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне — ГИТИС). Среди его учеников Иван Москвин, Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд, вошедшие в труппу Московского Художественного театра.

Знаменитая встреча Немировича-Данченко и Станиславского состоялась 22 июня 1897 года в московском ресторане «Славянский базар» и продолжалась восемнадцать часов. Разговор шёл о возможности создания нового театра в Москве.
В 1898 году был создан Московский Художественно-Общедоступный театр (МХТ). Владимир Иванович привлек к сотрудничеству А.П. Чехова, А.М. Горького, Л.Н. Толстого.
В 1907 году Художественный театр стал испытывать репертуарный кризис. После того как Немирович-Данченко не принял пьесу «Дачники», Горький отказался от сотрудничества с МХТом.
В 1919 году Владимир Иванович организовал музыкальную студию (с 1926 года — Музыкальный театр имени Вл.И. Немировича-Данченко). осенью 1925 года Музыкальная студия Немировича-Данченко выехала на гастроли за рубеж; в октябре начались её выступления в Европе (Берлин). Далее — гастроли по США.
Для режиссера стала творческой драмой история, в результате которой Музыкальная студия по возвращении на родину лишилась помещения. Об этой обиде, вопреки своему обыкновению, он не стал молчать.
Немирович-Данченко решил принять предложение американской кинофирмы. Наркомпрос предоставил режиссёру в мае 1926 года отпуск на год, потом продлённый. 25 сентября Немирович-Данченко вместе с женой приехал в Голливуд, где их поселили на виллу — с кипарисами, пальмами, террасами, гаражом. Режиссёр встречался с голливудскими знаменитостями, сочинял сценарии и готовился к съемкам, заключил контракт с «Юнайтед артистс». Однако репетиции и беседы с актерами не давали ему удовлетворения, ни один из написанных им киносценариев не был запущен.
В январе 1928 года он вернулся в Москву со словами: «Творить можно только в России, продавать надо в Америке, а отдыхать в Европе. »

В 1926 году Студия была преобразована в Музыкальный театр имени народного артиста Республики Вл. И. Немировича-Данченко. В 1928 году статус театра получила и Оперная студия Станиславского, созданная в 1919 году. С 1926 года два театра работали под одной крышей, располагали самостоятельными труппами и дирекциями, но имели единый оркестр, сопровождавший спектакли и тех, и других. В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошёл коллектив Московского художественного балета под руководством Викторины Кригер. После начала Великой Отечественной войны оба театра, находившиеся в июне на гастролях, вернулись в Москву, и 1 сентября 1941 года Оперный театр Станиславского, который после смерти основателя возглавлял Михаил Кедров, был объединён с коллективом Немировича-Данченко в Московский государственный музыкальный театр имени народных артистов СССР К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

С осени 1928 года из-за болезни сердца К.С. Станиславский прекратил актёрские выступления и деятельность режиссёра-постановщика и сосредоточился на завершении своих трудов по «системе». Вся полнота ответственности за сохранение Художественного театра легла на плечи Немировича-Данченко.
До конца жизни он возглавлял МХАТ, будучи его директором и художественным руководителем

В начале 1930-х он начал работать над книгой «Из прошлого» по заказу американского издательства.

На спектаклях Художественного театра бывал Сталин. Он покровительствовал МХТу. С 1928 года правительственным постановлением Немировичу-Данченко была назначена пожизненная пенсия. Он продолжал пользоваться правом свободного выезда за границу, вместе с женой отдыхал на европейских курортах, предпочитал Швейцарию, берег Женевского озера. К его услугам были лучшие санатории Крыма, Кавказа, подмосковной Барвихи. Отдыхал он и у себя на даче в Заречье.

В апреле 1940 года был создан Комитет по Сталинским премиям в области литературы и искусства. Председателем Комитета был утверждён Владимир Иванович Немирович-Данченко.

В 1941 году после начала войны Владимир Иванович переехал в Нальчик, затем в Тбилиси. Но уже в сентябре 1942-го он снова в Москве.

Владимир Иванович был инициатором создания Школы-студии при Московском Художественном театре. Фактически это было его завещанием.

25 апреля 1943 года Владимир Иванович Немирович-Данченко умер от сердечного приступа в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

26 апреля 1943 года Постановлением Совнаркома СССР в целях увековечения памяти выдающегося театрального деятеля было объявлено в том числе о создании Школы-студии МХАТ его имени, о создании в доме 5/7 в Глинищевском переулке, где Немирович-Данченко прожил последние пять лет своей жизни, мемориального музея. Музей был открыт в 1944 году, улица была также переименована в честь В.И. Немировича-Данченко. Школа-студия была официально открыта 20 октября 1943 года.

Брат — Василий Иванович Немирович-Данченко (1848-1936) — журналист, писатель, эмигрант.
Сын — Георгий Владимирович Немирович-Данченко (1889-1939) — юрист, журналист, белоэмигрант.
Сын — Михаил Владимирович Немирович-Данченко (1894-1962), окончил Московскую консерваторию по классу скрипки, в дальнейшем также связал свою судьбу с Художественным театром, был артистом Музыкальной студии при нём.
Внук — Василий Михайлович Немирович-Данченко, композитор, музыкант, в настоящее время — заведующий музыкальной частью МХТ им. Чехова.

Источник

Владимир Иванович Немирович-Данченко

немирович данченко биография и творчество. Смотреть фото немирович данченко биография и творчество. Смотреть картинку немирович данченко биография и творчество. Картинка про немирович данченко биография и творчество. Фото немирович данченко биография и творчество

Владимир Немирович-Данченко родился в г. Озургети (ныне Грузия) в украинско-армянской семье дворянина, помещика Черниговской губернии, офицера (подполковника) Российской армии, служившего на Кавказе.

Учился в Тифлисской гимназии (окончил с серебряной медалью) и затем на физико-математическом и юридическом факультетах Московского университета (1876-1879).

В 1877 году начал публиковаться как театральный критик: статьи и обзоры в журналах «Будильник», «Артист», «Стрекоза», газетах «Русский курьер» (был редактором газеты), «Новости дня» и других под псевдонимами В л., В ладь, Гобой, Нике и Кикс.

В 1881 году была написана его первая пьеса «Шиповник», поставленная через год Малым театром; в том же году был опубликован первый его рассказ «На почтовой станции».

В 1891 году был опубликован роман «На литературных хлебах». Позже вышли повести и романы «Мгла» (1894), «Старый дом» (1895) «Губернаторская ревизия» (1896), «Драма за сценой» (1896), «Сны» (1898), пьесы «Последняя воля», «Новое дело», «Золото», «Цена жизни», «В мечтах». Эти драмы пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом театрах, а также в провинциальных театрах.

В год премьеры чеховской «Чайки» (1896) отказался от Грибоедовской премии за свою пьесу «Цена жизни», объявив, что пьеса А. Чехова более достойна этой премии.

В 1898 году вместе с К. С. Станиславским Немирович-Данченко основал Московский Художественный театр и руководил им и рядом его студий.

После Октябрьской революции Немирович-Данченко продолжил активную работу в качестве театрального деятеля: вошёл в число членов Центротеатра (высший орган, управляющий театрами), стал одним из основателей и редакторов журнала «Культура театра».

В 1919 году он организовал при МХТ Музыкальную студию.

немирович данченко биография и творчество. Смотреть фото немирович данченко биография и творчество. Смотреть картинку немирович данченко биография и творчество. Картинка про немирович данченко биография и творчество. Фото немирович данченко биография и творчество

В 1926 году Студия была преобразована в Музыкальный театр имени народного артиста Республики Вл. И. Немировича-Данченко.

В 1928 году статус театра получила и Оперная студия Станиславского, созданная в 1919 году. С 1926 года два театра работали под одной крышей, располагали самостоятельными труппами и дирекциями, но имели единый оркестр, сопровождавший спектакли и тех, и других. В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошёл коллектив Московского художественного балета под руководством Викторины Кригер.

После начала Великой Отечественной войны оба театра, находившиеся в июне на гастролях, вернулись в Москву, и 1 сентября 1941 года Оперный театр Станиславского, который после смерти основателя возглавлял Михаил Кедров, был объединён с коллективом Немировича-Данченко в Московский государственный музыкальный театр имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

С осени 1928 года из-за болезни сердца К. Станиславский прекратил актёрские выступления и деятельность режиссёра-постановщика и сосредоточился на завершении своих трудов по «системе». Вся полнота ответственности за сохранение Художественного театра легла на плечи Немировича-Данченко.

В апреле 1940 года был создан Комитет по Сталинским премиям в области литературы и искусства. Председателем Комитета был утверждён Владимир Иванович Немирович-Данченко.

Владимир Иванович был инициатором создания Школы-студии при Московском Художественном театре. Фактически это было его завещанием.

25 апреля 1943 года Владимир Иванович Немирович-Данченко умер от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

26 апреля 1943 года Постановлением Совнаркома СССР в целях увековечения памяти выдающегося театрального деятеля было объявлено в том числе о создании Школы-студии МХАТ его имени, о создании в доме 5/7 в Глинищевском переулке, где Немирович-Данченко прожил последние пять лет своей жизни, мемориального музея. Музей был открыт в 1944 году, улица была также переименована в честь В. И. Немировича-Данченко. Школа-студия была официально открыта 20 октября 1943 года.

До конца жизни Немирович-Данченко возглавлял МХАТ, будучи его директором и художественным руководителем.

Его именем назван Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Семья Немировича-Данченко:

Режиссёрские работы Немировича-Данченко:

Московский Художественный театр:

Музыкальная студия МХТ (Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко):

Источник

Биография Владимира Немировича-Данченко

немирович данченко биография и творчество. Смотреть фото немирович данченко биография и творчество. Смотреть картинку немирович данченко биография и творчество. Картинка про немирович данченко биография и творчество. Фото немирович данченко биография и творчество

Российский и советский театральный режиссер, драматург, писатель и педагог Владимир Иванович Немирович-Данченко родился 23 декабря (11 декабря по старому стилю) 1858 года в Озургети (Грузия). Отец — помещик Черниговской губернии, подполковник, служил на Кавказе.

Детство Немировича-Данченко проходило в Тифлисе (ныне Тбилиси). Рядом с домом находился летний театр, который увлек десятилетнего мальчика. В четвертом классе он написал две пьесы, а затем начал заниматься в любительских театральных кружках. В Тифлисской гимназии Владимир Немирович-Данченко не только хорошо учился, но и зарабатывал репетиторством.

В 1876 году после окончания гимназии с серебряной медалью Немирович-Данченко поехал в Москву, где поступил на физико-математический факультет Московского университета, потом учился на юридическом факультете. В 1877 году он начал впервые выступать на сцене любительского театра. В 1879 году Немирович-Данченко ушел из университета и работал литературным критиком в «Русской газете», «Будильнике», «Русском курьере», пробовал себя в беллетристике, в драматургии. Первая его пьеса «Шиповник» (1881) была поставлена Малым театром. В это же время был опубликован первый рассказ Немировича-Данченко «На почтовой станции» (1881). Он был автором многих повестей, романов (наиболее известны «На литературных хлебах» (1891), «Губернаторская ревизия» (1895), и пьес («Последняя воля», 1888, «Новое дело», 1890, «Золото», 1895, «Цена жизни», 1896, «В мечтах», 1901).

Драмы Немировича-Данченко ставились в Александрийском и Малом театрах с участием Ермоловой, Садовской, Савиной, Ленского и других известных актеров того времени, широко шли в провинции.

В 1896 году Немирович-Данченко отказался от присужденной ему Грибоедовской премии за пьесу «Цена жизни», считая, что по справедливости должна быть отмечена написанная в том же году «Чайка» Антона Чехова.

Участвуя в постановках своих пьес в Малом театре, Немирович-Данченко осознал необходимость творческих преобразований в области сценического искусства. Первоначальный путь к этому он видел в педагогической деятельности, в подготовке молодых актеров, свободных от сценических штампов, способных чутко прислушиваться к запросам жизни и новым явлениям в драматургии. В 1891-1901 годах Немирович-Данченко вел преподавательскую работу в драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Среди его учеников — Иван Москвин, Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд.

Заинтересованный режиссерской деятельностью Константина Станиславского в руководимом им Обществе искусства и литературы, Немирович-Данченко обратился к нему с предложением объединить усилия в деле реформы русского театра. Результатом их встречи явилось создание в 1898 году Художественно-общедоступного театра (с 1919 года — Московский Художественный академический театр (МХАТ), в труппу которого наряду с участниками Общества искусства и литературы вошли лучшие ученики Немировича-Данченко по Филармоническому училищу.

Одной из главных задач Художественного театра Немирович-Данченко считал постановку новой современной драматургии – прежде всего Антона Чехова, Генрика Ибсена, Герхарта Гауптмана, Мориса Метерлинка, позже Максима Горького, Леонида Андреева.

В период политической реакции, наступившей после подавления революции 1905-1907 годов, в годы идейного упадка театра Немирович-Данченко главное внимание уделял работе над русским классическим репертуаром. Им были поставлены «Горе от ума» Александра Грибоедова (1906) и «Ревизор» Николая Гоголя (1908, оба спектакля совместно со Станиславским), «Борис Годунов» Александра Пушкина (1907), «На всякого мудреца довольно простоты» «Александра Островского» (1910), «Живой труп» Льва Толстого (1911), «Нахлебник» Ивана Тургенева (1912), «Смерть Пазухина» Михаила Салтыкова-Щедрина (1914), «Каменный гость» Пушкина (1915).

Кроме того, режиссер проявлял интерес к драматургам-экспрессионистам («Анатэма», 1909, «Екатерина Ивановна», 1912, «Мысль», 1914, Леонида Андреева; «Miserere» Юшкевича, 1910). В поисках русской трагедии Немирович-Данченко обращался к инсценировке романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы» (1910). Впервые возник двухвечеровой спектакль, состоящий из глав различной длительности (от 7 минут до 1 часа 20 минут), появилась фигура чтеца. В 1913 году была поставлена инсценировка «Бесов» Достоевского (под названием «Николай Ставрогин»).

В 1919 году Владимир Иванович организовал музыкальную студию («Комическая опера», с 1926 года — Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко). Осенью 1925 года Музыкальная студия Немировича-Данченко выехала на гастроли за рубеж; в октябре начались ее выступления в Европе (Берлин), далее — гастроли по США, после которых Немирович-Данченко по приглашению Голливуда остался в Америке. Группа артистов не вернулась в Советскую Россию – эмигрировала в США. По возвращении в Москву Музыкальной студии было отказано в помещении Художественного театра. С 26 июня 1926 года студия Немировича-Данченко начала работать в здании Дмитровского театра.

В 1930-е годы под руководством Немировича-Данченко происходила реорганизация МХАТа. Он помог обновлению труппы театра, привлек в нее молодых актеров, сотрудничал с драматургами над созданием современного репертуара.

Основную задачу музыкального театра Немирович-Данченко видел в создании современной оперы. В числе его постановок — «Северный ветер» Льва Книппера (1930) и «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича (1934). Замыслы режиссера наиболее полное выражение получили в постановках «Тихий Дон» Ивана Дзержинского (1936) и «В бурю» Тихона Хренникова (1939).

До последних дней жизни Немирович-Данченко возглавлял Московский Художественный театр, будучи его директором и руководителем. Он скончался от сердечного приступа 25 апреля 1943 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

26 апреля 1943 года постановлением Совнаркома СССР в целях увековечения памяти выдающегося театрального деятеля было объявлено о создании Школы-студии МХАТ его имени, о создании в доме 5/7 в Глинищевском переулке, где Немирович-Данченко прожил последние пять лет своей жизни, мемориального музея. Школа-студия была официально открыта 20 октября 1943 года. Музей был открыт в 1944 году, улица была также переименована в честь Немировича-Данченко (в 1993 году возвращено прежнее название).

До конца 2014 года в Москве перед зданием Московского художественного театра имени А.П. Чехова будет установлен памятник Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко.

Владимир Немирович-Данченко — народный артист СССР (1936), был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

За постановку спектакля «Кремлевские куранты» и за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы Немирович-Данченко дважды (1942, 1943) удостоен Государственной премии СССР.

Немирович-Данченко был женат. Его супруга, Екатерина Николаевна, была дочерью известного общественного деятеля и педагога барона Николая Корфа. Их сын, Михаил Владимирович (1894-1962), окончил консерваторию как скрипач, был артистом музыкальной студии при МХАТе, в последние годы заведовал в театре музеем. Внук Немировича-Данченко — Василий Михайлович – заслуженный артист России, заведующий музыкальной частью Художественного театра. Автор музыки и музыкального оформления ряда спектаклей МХАТ.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Владимир Иванович Немирович-Данченко

Портретное фойе

немирович данченко биография и творчество. Смотреть фото немирович данченко биография и творчество. Смотреть картинку немирович данченко биография и творчество. Картинка про немирович данченко биография и творчество. Фото немирович данченко биография и творчество

(11 [23] декабря 1858, Озургеты, Грузия — 25 апреля 1943, Москва)

Режиссер, писатель, педагог. Вместе с К. С. Станиславским в 1898 г. создал Художественный театр и руководил им.

Происходил из украинского дворянского рода (мать — армянка), отец служил на Кавказе. Увлечение театром зародилось у него с юности; приехав в 1876 г. из Тифлиса в Москву учиться на физико-математическом факультете, он забросил занятия ради подготовки к актерской карьере, а затем — ради театральной журналистики и писательства. Его драмы пользовались популярностью, но сам он после присуждения Грибоедовской премии за пьесу «Цена жизни» считал, что по справедливости должна была получить награду написанная в том же году «Чайка». Им владело желание сблизить сцену, с одной стороны, с ведущими художественными тенденциями эпохи, а с другой — с реальностью, с плотью жизни.

С 1891 г. начал преподавательскую работу в Филармоническом училище, полагая, что мечта об обновлении сцены неосуществима без нового актера, способного передавать стиль и мысли новой драмы. В опытах Станиславского в Обществе искусства и литературы, за которыми Немирович-Данченко издавна следил, ему становились очевидны перспективы режиссуры — искусства построения спектакля как художественной целостности.

По инициативе Немировича-Данченко состоялась встреча со Станиславским в ресторане «Славянский базар» летом 1897 г., в ходе которой были сформулированы задачи дела и программа их осуществления. Первоначально предполагалось, что Немирович-Данченко возьмет на себя «литературную часть» и организационные вопросы, Станиславскому же достанется часть художественная. Но в первые же месяцы выяснилось, что такое разделение обязанностей сугубо условно. И принципиальнейшие спектакли («Царь Федор Иоаннович», Чехов), и сам Художественный театр создал не тот или иной из этих двоих и даже не они вместе, но тот «кто-то», как любили говорить они сами, кто возник из их соединения.

В их соавторство Немирович-Данченко вносил обостренное чувство стиля и разгадку художественной личности автора, «дикции» и «цвета» пьесы. Ученики его (Москвин, Книппер, Мейерхольд, Савицкая, Роксанова, а позднее — Германова) отличались той же непосредственностью контакта с литературным материалом, тем же чувством эпохи. Тончайший педагог, знаток творческой природы актеров, находивший потайные ключи к каждой индивидуальности, Немирович-Данченко как режиссер тяготел к «большой линии», к сжатой законченности, к некоторой суровости трактовок и средств.

Он имел свое суждение о том, сколь долгой может быть жизнь художественных идей, и рано начал спрашивать себя, не иссякает ли внутренняя энергия, породившая МХТ. Эти мысли совпали с временем войны 1914-1918 гг. и революции.

Обновление театра и его взаимоотношений со студиями совершалось драматично и диктовалось отнюдь не одними лишь художественно-творческими необходимостями. Нужны были крайние меры, чтобы начать сезон 1919/20 гг. в отсутствии Качалова, Книппер, Германовой — основных исполнителей основных пьес репертуара. Немирович-Данченко нашел спасение, создав Музыкальную студию (Комическая опера), — с ее актерами он поставил нежданные на сцене МХАТ «Дочь Анго» Лекока и «Периколу» Оффенбаха, решенную как «мелодрама-буфф». Когда летом 1922 г. восстановившаяся в своем составе основная труппа уехала на длительные зарубежные гастроли, Немирович-Данченко остался с Комической оперой (постановка «Лизистраты» Аристофана, 1923 г.; «Карменсита и солдат», 1924 г.) и остальными студиями в России.

Перед возвращением «старшей» труппы оба основателя Художественного театра должны были решать проблему — в каком качестве, в каком составе, с какими творческими и идейными целями могут работать дальше члены былого содружества. Они были заодно только в том, что жить так, как жили — нереально и нежеланно.

Немирович-Данченко шел в своей готовности к пересмотру далеко: весной 1924 г. направил вполне официальную бумагу в Государственный ученый совет, так или иначе ведавший делами театров, где излагал планы предстоящего сезона: «Из старого репертуара Московского Художественного театра надо исключить:
а) произведения литературы, неприемлемые для нашей современности (пример: весь чеховский репертуар, — по крайней мере в той интерпретации, в какой эти пьесы шли в Художественном театре до сих пор);
б) спектакли хотя и вполне приемлемые как литературные произведения, но утратившие интерес по своей устаревшей сценической форме (пример: „На всякого мудреца довольно простоты“).

В той же бумаге Немирович-Данченко предлагает возобновление „Драмы жизни“, „Братьев Карамазовых“, постановку пьесы современного французского писателя (из группы унанимистов) Жюля Ромена — „Старый Кромдейр“ (перевод этой пьесы, строящейся на материале сурового быта и на архаических мотивах, был сделан О. Э. Мандельштамом и появился в дальнейшем с предисловием поэта; художником должен был стать Р. Р. Фальк). Ни одно из этих намерений не было реализовано, как не был реализован и план формирования новой труппы, где костяк составили бы молодые мастера Первой студии: Немирович-Данченко сам предложил им, решившимся окончательно отделиться, имя „МХАТ-2“, и со свойственной ему готовностью к изменениям курса отдался круто „переставленным“ задачам».

Реорганизация театра, продолжавшего носить имя Художественного, предполагала появление новых авторов, — до своего отъезда с Комической оперой на гастроли за границу Немирович-Данченко поставил народно-эпическую «Пугачевщину» Тренева (1925 г.). С октября 1925 по январь 1928 г. он оставался за границей и некоторое время работал в Голливуде (одной из причин его задержки было негативное отношение «стариков» МХАТ к Комической опере, в дальнейшем работавшей сепаратно как Музыкальный театр имени Немировича-Данченко). Возвращение в Москву совпало с резкими политическими подвижками в СССР, и вся полнота ответственности за сохранение их театра и его художественной культуры в новых обстоятельствах легла на Немировича-Данченко (с осени 1928 г. Станиславского постигла болезнь сердца, и он прекратил не только актерские выступления, но и деятельность режиссера-постановщика, сосредоточась на завершении своих трудов по «системе»).

Продолжая отстаивать коренные свойства МХАТ — «театра живого человека», Немирович-Данченко стремился осуществить в его новых работах синтез «трех восприятий» (социального, психологического и театрального). Его спектакли последних пятнадцати лет поражают широтой диапазона — от сумрачной и патетичной «Блокады» Вс. Иванова (1929 г.) до уравновешенной при всей своей цветистости «Любови Яровой» Тренева (1936 г.), от эпической панорамы в «Воскресении» (1930 г.) до «Анны Карениной» (1937 г.), где исчезало все, кроме пожара страсти посреди закованного в золото Петербурга; от непреклонно жестких, мощно линейных, сполна идеологизированных и с гениальной жизненностью сыгранных «Врагов» Горького (1935 г.) — до «Трех сестер» (1940 г.), возвращавших к чеховской многозначности, к вибрирующей тонкости состояний героев и восприятий зрителей, и до замыслов «Антония и Клеопатры». Трагедия Шекспира виделась Немировичу-Данченко как противостояние податливо волнистого, зыбкого «горизонтального» Египта и Рима, который (как писал режиссер художнику) «вертикален, как танк» но еще важнее были тут сами по себе великолепнейшая женщина и великолепнейший мужчина, заставившие века помнить их.

В спектаклях Немировича-Данченко сыграны лучшие роли актеров «второго поколения» (Тарасова — Татьяна во «Врагах», Анна Каренина, Маша в «Трех сестрах» Еланская — Катюша Маслова в «Воскресении» Хмелев — Скроботов во «Врагах», Каренин, Тузенбах в «Трех сестрах» Ливанов — Соленый в «Трех сестрах»). Истинным соавтором своих спектаклей он умел делать художника — сначала И. М. Рабиновича, с которым сотрудничал в «Лизистрате», «Блокаде» и «Грозе», и затем — В. В. Дмитриева, с которым впервые встретился в «Воскресении», а с 1935 г. работал уже неразлучно (7 спектаклей, включая новые декорации к «Дядюшкину сну» (1941 г.), плюс сценическое решение «Гамлета»). В пору своей работы над «Гамлетом» Немирович-Данченко видел опору также в творческой личности В. Г. Сахновского, чей вклад в постановку «Анны Карениной» и «Половчанских садов» он оценивал весьма высоко. После того как осенью 1941 г. Сахновский был арестован, руководитель МХАТ проявил необычную по тем временам настойчивость, добиваясь его возвращения в МХАТ: письмо к И. В. Сталину с ходатайствами за репрессированного — документ, замечательный в своей неоднозначности; замечательно и то, как мгновенны были его последствия — через два дня, после того как Немирович-Данченко передал свою просьбу, он уже телеграфировал Сахновскому, что переводит ему аванс и ждет в театре.

Забота о том, чтобы МХАТ не потерял себя и не мумифицировался с уходом его создателей, деятельно занимала Немировича-Данченко. Он не возлагал особых надежд на то, что преемникам вручается законченная система, и собственную теорию актерского искусства не спешил сводить воедино, хотя в записях его репетиций, которые велись с середины 30-х, и в его рукописях глубоко разработаны понятия «второго плана сценической жизни актера», «физического самочувствия», «зерна образа» и др. (см. публикацию стенограмм в кн. «Немирович-Данченко ведет репетицию», и в хрестоматии «Вл. И. Немирович-Данченко о творчестве актера»). В свои последние годы он приглядывал конкретные фигуры, которые могли бы принять на себя ответственность за дальнейший курс великого театра; убежденно борясь за В. Г. Сахновского, резко возразив против прихода А. Д. Дикого, он готовил приглашение А. Д. Попова.

Заботой о будущем мотивировалось и то, что в пору войны, в 1943 г. он добился организации Школы-студии при МХАТ, которая носит его имя. Оставил мемуары «Из прошлого» эпистолярное наследие издано его биографом и исследователем, В. Я. Виленкиным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *