немцы в сибири история заселения
Как живут немецкие поселения в степях Сибири
Слева: надпись при выезде из Гальбштата. Справа: краеведческий музей в Азово.
Среди этнических немцев в России них есть и потомки меннонитов (течение протестантов-пацифистов), приехавших в Россию еще в 18 веке по приглашению Екатерины II, и переселенцев по «столыпинской реформе» начала 20 века, которым обещали землю в безвозмездное пользование, и «новопереселенцы», потомки российских и советских немцев из других регионов бывших союзных республик. Были и насильственные переселения народов в советские годы, когда этнических немцев в товарных вагонах перевозили в Сибирь, стерев в одночасье упоминания о немецких поселениях Крыма и Кавказа.
Сегодня в России немцами себя называют около 400 тысяч человек, большинство проживают в Сибири и на Урале (на Алтае и в Омской области по 50 тысяч, в Тюменской, Челябинской и Кемеровской областях и Красноярском крае по 20 тысяч, а также по несколько тысяч человек в городах Поволжья).
В этих местах говорят на разных диалектах немецкого и русского, отмечают праздники и по немецким, и по русским обычаям, и делают очень вкусные сосиски. Мы спросили жителей этих районов, как они сохраняют традиции предков.
Дружба народов и традиций
Марина в краеведческом музее.
Марина Тарасова (до замужества Nuss, по-немецки «орех») переехала в Омскую область из Казахстана после распада СССР в 1991 году. Сначала жила в немецкой деревне Новоскатовке в 140 км от Омска (первый дом купили как раз у «отъезжающей» семьи), а три года назад переехала в Азовский немецкий национальный район (45 км от Омска). Она руководит краеведческим музеем района, изучает историю и культуру немцев региона, собирая старинные предметы быта, документы и фотографии первых переселенцев.
Так выглядит типичный дом в немецком национальном районе.
Всего же в Азовском районе, образованном в 1992 году, живет 25 тысяч человек десятков разных национальностей: русских, украинцев, эстонцев, казахов, мордвинов, узбеков, и других народов, и около половины жителей есть немецкие корни.
«После образования района было много желающих сюда переехать “русских немцев”, – говорит Марина. – В то время активно помогала Германия, в том числе поставляя для переселенцев вагончики для временного проживания. Сейчас азовчане строят добротные собственные дома, нередко в европейском стиле, село растёт на глазах».
Мастер-класс по выпечке вафель.
Деревня для трудных подростков
Как и в немецких селах, в Азово есть своя пивоварня, а В Александровке пекарня и мясокомбинат. Сотрудники районного музея организовывают гастрономические туры по немецкому району.
«К нам приезжают туристы не только из Германии, но и из Китая, Канады, Бельгии, Израиля»,- говорит Марина.
Церковь в Апполоновке
У Марины, как и у остальных русских немцев, есть право воссоединиться с родственниками в Германии, но переезд в ее планы не входит. «Туда с удовольствием езжу в гости, но работать хочу здесь. Я человек общительный, мне всегда нужна активная социальная деятельность, и мне этого там будет не хватать».
Немцы из Германии тоже нередкие гости в Сибири: кроме семейных визитов, здесь проходят мероприятия по культурному обмену, а также действует программа по перевоспитанию трудных подростков. Для многих из них это единственный шанс избежать тюрьмы, а потому они соглашаются уехать в Сибирь, где их ждет год без привычных благ цивилизации вроде центрального отопления и теплой ванной комнаты. Как пишут СМИ, после окончания этой программы до 80% подростков прекращают антисоциальное поведение.
Полугород в степях
Выезд из Гальбштата.
О том, что путешественник въезжает в Немецкий национальный район, сообщает стелла с двуязычной надписью. В каждом селе есть поликлиники, школы, спортивные площадки и культурные центры. На русском и немецком надписи дублируются на всех административных зданиях.
Владимир в Гришковке.
Владимир преподает в школе в деревне Гришковке химию и биологию и говорит, что придерживается традиций, которые передали ему родители и отмечает праздники по католическим обычаям.
Немецкий район на Алтае.
Центром района считается основанное в 1908 году село Гальбштадт (население 1700 человек), что в переводе с немецкого означает «полугород». Немцами себя называют около трети жителей.
Деревня Гришковка зимой.
Теперь они стали историей: немцы-меннониты и голландцы в Сибири
Сегодня мало кто знает, кто такие меннониты и что они делали в России и в Сибири. Вот пример: уже почти четыре десятилетия нет с нами замечательной певицы Анны Герман, но песни ее слушают и сегодня. Сама она считала себя полькой, но ее мать Ирма Мартенс происходила из семьи голландских меннонитов, которая переселилась в Польшу в далеком XVI веке. Совсем мало знают сибиряки о голландцах-меннонитах, которые живут в Сибири уже больше 100 лет.
Об их истории и судьбе Тайге.инфо рассказал главный редактор журнала «Сибирский Архив», историк Владислав Кокоулин.
Тайга.инфо: Наверное, прежде всего, необходимо прояснить, кто такие меннониты?
— Во время Реформации в Германии в XVI веке недовольные реформами Мартина Лютера предложили другой вариант реформы христианской церкви, который получил название анабаптизма, что можно перевести как перекрещенство. Анабаптисты требовали перекрестить всех новых приверженцев, и отсюда появилось такое название. Появились даже анабаптистские пророки. Однако они потребовали не только переустройства церкви, но и всей социальной жизни, быстро став радикальным течением в протестантизме.
Против них выступили и католики, и протестанты, и вскоре в результате их совместных действий анабаптисты были разгромлены. Остатки общин, отказавшись от политического и социального радикализма, объединились вокруг голландца Менно Симонса, по имени которого они и получили своё название — меннониты. Они сохранили упрощённое богослужение, отказались от церковных облачений и крещения детей, главы общин были выборными.
Тайга.инфо: Где же меннониты поселились в России?
— Вначале рискнули приехать в нашу страну 228 семей. Екатерина II пообещала им немыслимые льготы: свободу вероисповедания, отсрочку от податей на 10 лет, и, главное, полное освобождение от военной и гражданской службы. Поселились они в Екатеринославской губернии. При Павле I появился второй район расселения меннонитов — Таврическая губерния. Затем меннониты поселились в Самарской губернии. Но как только в результате реформ Александра II была введена всеобщая воинская повинность, которая затронула и меннонитов, они потянулись в США.
Тайга.инфо: А как же они оказались в Сибири?
— В 1896 году при Министерстве внутренних дел было создано Переселенческое управление. Задачей управления был подбор подходящих для переселения земель в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке, а также устройство переселенцев на новом месте. Однако переселение меннонитов в Сибирь приняло широкий размах во времена премьерства Петра Столыпина. Вот тогда-то голендры (так называли выходцев из Голландии) и начали селиться в Сибири. Конечно, сейчас трудно разобрать, кто из них был потомком выходцев из Голландии, а кто — из Северной Германии. Фамилии у них в основном были немецкие — Гильдебрант, Гинеборг, Кунц, Людвиг и тому подобные, а имена, как ни странно, польские — Юзеф, Катаржина, Петр, Нэлли…
Но давайте вспомним, что они долгое время жили в Польше, где собственно и стали почти поляками, хотя сохранили свою веру. В быту они разговаривали на украинском языке, молитвы читали по-польски, а при советской власти их всех записали немцами. Это и сыграло трагическую роль в 1942 году, когда их наряду с этническими немцами отправили в трудармию.
А тогда, в 1907 году, голендры поселились в Иркутской губернии в трёх сёлах, которые сейчас называются Пихтинск, Среднепихтинск и Дагник. Они переселились сюда с Волыни, привезя с собой одежду, плотницкие и сельскохозяйственные инструменты. Приехав на новое место, голендры построили дома, которых ещё не видели в Сибири — огромные тридцатиметровые строения, где под одной крышей помещались жилой дом, кладовые, сеновал, стайки для скота. Но, как выяснилось, это было очень удачным решением, ведь теперь в морозный день не надо было выходить на улицу, чтобы сделать все хозяйственные дела.
Привезли они с собой и свои обычаи. Самым ярким из них была свадьба: собирались на лугу, играли, танцевали под гармонь. На стол ставили картошку, масло, польский борщ, пшённую кашу на молоке и мёд. Невесте давали приданое: перину, три большие подушки и одну маленькую, которые укладывали в специальный сундук. На второй день свадьбы невесте — теперь уже жене — меняли простой чепец на сшитый из полоски кружевной ткани с цветами. Эту традицию голендры привезли из Голландии. Конечно, этот обряд постепенно трансформировался и сегодня уже вряд ли удастся увидеть ту свадьбу, которую отмечали голендры в начале ХХ века. Но с обычаями и бытом голендров сегодня можно познакомиться в музее, который был открыт в 2012 году в Пихтинске, правда для этого придётся проехать 300 километров от Иркутска.
Тайга.инфо: Меннониты также появились и на Алтае.
— Там меннониты также появились в годы столыпинских переселений. Но это были в основном немцы. В 1906 году был принят закон «О передаче Кабинетских земель в Алтайском округе в распоряжение Главного управления землеустройства и земледелия для образования переселенческих участков». Основная масса переселенческих посёлков появилась в Кулундинской степи. Переселенцы-немцы были католиками (их было немного), лютеранами и меннонитами. Среди переселенцев у меннонитов были лучшие хозяйства и бытовые условия.
Тайга.инфо: Интересно, почему так получилось?
— В отличие от других переселенцев, меннониты не жаловались на плохой климат и солонцы, а искали оптимальный способ использовать эти неблагоприятные условия для полеводства. И добились успеха: их запасы хлеба были самыми большими, а скот — самым лучшим. И здесь главным фактором стала их корпоративность, взаимовыручка и взаимопомощь. Меннонитские колонии на Алтае получали денежные ссуды от своих единоверцев в Таврической губернии. Кроме того, они добились от властей, чтобы им давали не душевые наделы, а семейные участки. В результате возникло подворное землепользование, которое оказалось более выгодным, чем подушевое.
В общей массе немецкого населения, которое переселилось в Томскую губернию, меннониты составляли около трети, а всего появилось 11 тысяч человек, которые создали 59 переселенческих посёлков. К примеру, поселение меннонитов в селе Ананьевке в Кулундинском районе, возникло в 1912 году. Поскольку они держались особняком от других переселенцев и от местных жителей, то они сохранили свой этнический облик вплоть до 1970-х годов. Переселившись в село, меннониты начали строительство школы и молитвенного дома. Но политические события — Первая мировая война, революции, Гражданская война, НЭП — внесли свои коррективы в жизнь села: часть его жителей эмигрировала в Канаду, а когда границу закрыли, то меннониты были вынуждены устраивать колхозную жизнь, пережили репрессии, негативное отношение к немцам во время Великой Отечественной войны.
Тайга.инфо: Как пережили меннониты основные события бурного ХХ века?
— Если речь идёт об особенностях меннонитского населения по сравнению с остальным немецким населением Сибири (лютеранами и католиками), то можно лишь отметить, что наиболее благополучными для них оказались годы новой экономической политики. Их хозяйства были наиболее кооперированными. И помощь в этом им оказывал Всероссийский меннонитский сельскохозяйственный союз.
НЭП также способствовал формированию в Сибири крупных фермерских хозяйств, которые засевали сотни десятин земли, держали наёмных работников и платили хорошие налоги. Меннонитский сельскохозяйственный союз помог обзавестись хозяйствам в Сибири тракторами и другой сельскохозяйственной техникой намного лучше, чем это было в других хозяйствах. Всё закончилось в 1928 году, когда под давлением властей этот союз объявил о самороспуске, а его местные отделения были закрыты.
Конечно, сыграла свою роль и атеистическая пропаганда в 1920-е и, особенно, в 1930-е годы. Она нашла своих сторонников среди многих меннонитов, которые воспринимали теперь христианские идеи в их коммунистической интерпретации равенства и братства. Некоторые сибирские общины даже потребовали пересмотреть протестантское учение, начался раскол подобный тому, который происходил в православной церкви с активным продвижением обновленчества.
Тайга.инфо: Репрессии 30-х тоже не обошли стороной?
— В 1930-е годы значительное число меннонитов было репрессировано в качестве «агентов германской разведки» по делам «фашистских повстанческих организаций». В итоге были разрушены внутриобщинные связи, закрыты молитвенные дома, преследовались всякие формы религиозного обучения, ограничивалась деятельность проповедников. Религиозность оставалась лишь в быту и в узком кругу единоверцев.
Однако, как ни странно, это способствовало сохранению меннонитского вероучения, поскольку они всегда говорили о неизбежности и даже благости страдания как божественного волеизъявления, когда для «спасения бессмертной души» требовалась только личная вера.
Тайга.инфо: В наше время меннониты в Сибири это уже только история?
— После смерти Сталина меннонитские проповедники всё же смогли наладить постоянную связь между общинами внутри страны и даже с зарубежными единоверцами. В это же время начинается сближение меннонитов с баптистами, тем более, что их учения не слишком отличались друг от друга.
Особую активность проявлял один из последних старейшин меннонитов в СССР Генрих Петрович Фот, который объехал Урал, и побывал в Средней Азии, Новосибирске, Омске и Томске, способствуя сохранению религиозной жизни. Так, в Томске он рукоположил старших проповедников, дьякона и регента церковного хора. В 1963 году меннониты СССР вошли в состав Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, что ещё больше способствовало стиранию разницы между ними и собственно баптистами. А баптистами, как хорошо помнит старшее поколение, в брежневские годы пугали детей. И это, конечно, наряду с активной государственно-конфессиональной политикой в отношении «сектантов» не способствовало их успешной деятельности.
После августовских событий 1991 года начался очередной всплеск эмиграции, что привело к сокращению и без того немногочисленных общин меннонитов. К тому же, многие уже практически не отличались от баптистов. В итоге перепись 2010 года зафиксировала в России всего четверых меннонитов на всю страну. Теперь они стали историей…
Исследовательская работа по краеведению
Автор: Залешин Павел, ученик 9 класса школы № 9 г. Искитима
Руководитель: Бовшик Е.В., учитель географии первой квалификационной категории школы № 9 г.Искитима
Фото из архива семьи Залешиных.
За многолетнюю историю немцы были участниками фактически всех возможных типов миграции – добровольной и вынужденной, насильственного переселения (депортация) и эмиграции. Массовые появление немцев в России было связано с миграцией по приглашению Екатерины II в Поволжье, Малороссию, Северный Кавказ, Сибирь.
Компактное проживание позволяло им сохранять свою этническую самобытность. В Сибири первые немецкие колонисты добровольно появляются в конце 19 – начале 20 века. В этот период в Сибири выделяются три основных района немецко-крестьянской колонизации:
Переселение в Сибирь до 1915 года шло преимущественно из Поволжья и западных губерний Украины и включало к этому году около 80 тыс.человек.
Численность немцев в Сибири возрастает осенью 1916 г., когда сюда прибывают немцы из Прибалтики, Польши, Украины, депортированные немцы из Волыни, военнопленные (около 244 389 чел.).
Замечу, что даже в этих условиях российские немцы оставались верными своей Родине. Десятки тысяч немцев СССР, сменив фамилии, сражались в действующей армии, сотни тысяч в невыносимых условиях, за колючей проволокой вносили свою лепту в победу над врагом. В условиях репрессий около 10 немцев стали Героями Советского Союза, а более 20 Героями Социалистического Труда.
Статистика после депортации Изменение географии расселения немецкого населения в результате депортации наиболее наглядно демонстрируют следующие статистические материалы:
Таблица численности немцев на спецпоселении на 1 марта 1949 г.: Всего в СССР: 1 035 701, в т.ч.:
Жили в большом каменном доме. В доме было много помещений: жилой дом, помещение для работников, баня, конюшня, каретница. Ограда железная, с высокими кирпичными столбами. Мой прадедушка Отто Оттович, сын Розалии Каутц, жил в этом доме до 4-х лет. Помнит убранство дома: большая комната (гостиная), прямоугольный длинный стол, у стен стояло 27 стульев, большая дорогая люстра. На кухне кирпичная печь, отшлифованная (затерты только пазы). Мебель из дуба, серебряная посуда.
Помнит рождественские праздники. Покупали много сладостей, приглашали за один стол своих работников. Сеяли, выращивали, делали муку и везли в город на продажу. На вырученные деньги покупали то, что необходимо для жизни. Ткань брали тюками, сами шили одежду, постельное белье. Бабушка ходила в церковь. Со своим мужем верили в бога. Ее муж( Малервейн Отто Адамович) пел в церковном хоре, разбирался в нотах, даже пытался сочинять музыку. Бабушка Розалия до замужества много вязала. Замуж вышла в 24 года. Свадьба была богатая. Из города приглашали оркестр. Отец покупал бабушке свадебное платье из тонкого шелка за 300 рублей ( в то время большие деньги). Платье можно было собрать в один кулак. Но замужество было не долгим. Отто Адамович умер от тифа. Он окончил курсы бухгалтеров и поехал в Оренбург, чтобы найти работу и снять жилье для своей семьи. В то время свирепствовал тиф. Перед поездкой рвал в огороде чеснок, лук, чтобы не заразиться, но это не помогло. Через 4 года бабушка вышла замуж за Бекор Якова. Он перевёз ее в деревню Савельевка.
В Савельевке был небольшой дом бабушкиного отца и земли. Землю сдавали в аренду. Отчим работал учителем и директором в школе. Родились: д.Павел – 1924г., т. Роза – 1926г., т.Мина – 1929г. Был Яков – умер в младенчестве, прожил две недели. В 1931г. заболела бабушка. Болела тяжело, пролежала в постели 9 месяцев. Умерла летом 1932 году. Похоронили бабушку в свадебном платье (она его хранила ).
В ту пору ее самому старшему сыну было 13 лет. Этот сын – мой прадедушка (Отто Оттович). Он на протяжении всей своей жизни всегда с теплотой и любовью вспоминает свою маму. Она была умной, красивой, доброй, никогда не била своих детей. Я написал это для того, чтобы увековечить ее образ. Ведь это моя родня – чистокровные немцы, которые несли свет и добро. Я преклоняюсь перед ними
Малервейн Отто Оттович
В мире есть много интересных и замечательных судеб, которые являются живыми примерами безграничности силы духа, таланта, ума и доброты человеческой.
Мой рассказ о простом, но бесконечно любимом человеке, который согревает своей добротой всех окружающих его людей. Это мой прадедушка – Малервейн Отто Оттович.
В жизни каждого человека есть пора, которая формирует характер и личность – это детство и юность. Дедушка родился в 1919 году в немецкой семье на Украине. Рано оставшись без родителей, он с мальчишеских лет познал всю тяжесть крестьянского труда. Воспитанное в семье чувство прекрасного, врожденный артистизм позволяют одаренному юноше поступить в Кировское театральное училище. В это же время зарождается большое и светлое чувство к девушке Марусе (ставшей впоследствии моей прабабушкой), которое они пронесут через всю жизнь. Но юношеские мечты жестоко оборвала война. Молодую семью немецкой национальности высылают на спецпоселение в Томскую область. Село Молчаново становится для них второй малой родиной. Здесь воспитали они восьмерых детей, которые по праву считают себя сибиряками.
Во время войны дедушка возглавил бригаду по заготовке продовольствия для нужд фронта. Жили переселенцы в землянках, приходилось голодать. Дети ели вареную картошку, а взрослые – очистки. После войны дедушка овладел всеми строительными специальностями, работал бригадиром на строительстве сельской школы, больницы, клуба, административных зданий, жилых домов. И чудесный дом на берегу Оби, куда съезжались дети, внуки и правнуки, построен его золотыми руками. Честно жить рядом с людьми, а не просто существовать, готовность взяться за любое дело, прийти на помощь, если кому-то трудно – главные черты дедушкиного характера.
В 2005 году дедушка со своей женой, сыном и дочерью уехали на постоянное место жительства в Германию в небольшой город Илертиссен. Сейчас дедушке 87 лет. Вся дедушкина жизнь, его след на земле не только в построенных им зданиях, но, что гораздо ценнее, в его душевной поддержке, которая помогает нам быть мужественнее, добрее, человечнее. А ведь это главное, за что может быть благодарен человек человеку.
Немецкие спецпереселенцы в Сибири
Массовое переселение немцев в Россию началось 225 лет назад, когда в 1762 – 1763 вышли два манифеста Екатерины II, приглашавшие иностранцев в Россию. В то время в разрозненных германских княжествах царили междоусобицы, религиозные распри между протестантами (лютеранами) и католиками. И неудивительно, что на призыв великого государства с его бескрайними просторами хлынули беднота, ремесленники, всякого рода притеснённый и угнетённый люд. Они селились на неосвоенных землях Поволжья, на юге Украины. Участвовали немецкие переселенцы в освоении Крыма, в 1783 году Крымское ханство, присоединенное к России по итогам русско-турецкой войны 1768-1774 гг. было преобразовано в Таврическую губернию.
Немецкие переселенцы превратили вольные степи в районы произво-дящие ценные сорта пшеницы на экспорт, они создали свои поселения, крепкие производящие доход хозяйства. История российских немцев неразрывно связана с историей России. В 1918 году Ленин подписал декрет о создании автономной национальной области – Трудовой коммуны немцев – Поволжья. По своим достижениям в культуре и экономике – республика вскоре стала передовой в стране.
Годы сталинских репрессий обернулись трагедией для миллионов советских людей. Об этом сейчас много пишется, и узнаём все новые и новые факты. По указу Сталина была ликвидирована республика цветущая немецкая республика в Поволжье, все советские немцы были высланы в Сибирь и Казахстан. Женщины, старики и дети старше 14 лет были отправлены в трудармии, а младшие остались дома одни, без присмотра и ухода. Потом в трудармию были отправлены и мужчины, снятые с фронтов, отстранённые от военных действий. Трудармейцы жили за колючей проволокой, выполняли тяжелейшие работы, как и все, но для немцев даже паёк был другим, чем для людей иных национальностей, а 14 – летние дети выполняли нормы взрослых.
Немцы были первой этнической группой, коллективно высланной по-сле начала германского нашествия. По переписи 1939 года в СССР проживали 1 427 000лиц немецкой национальности; это были по большей части потомки немцев, призванных Екатериной II, на жительство в России, для заселения больших пространств юга страны. В 1924 году, светское правительство создало автономную немецкую республику на Волге.
28 августа 1941 года Президиум Верховного совета СССР принял закон, согласно которому всё немецкое население Автономной немецкой республики Поволжья должно было быть выслано в Казахстан и в Сибирь. Такое решение было продиктовано якобы гуманными соображениями и необходимостью соблюсти превентивные меры.
Фрагмент Постановления Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года о массовой депортации немцев: «По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны организовать взрывы железных дорог и другие диверсии в районах, заселённых немцами Поволжья. Для избежания, таких нежелательных явлений и для предупреждения серьёзных кровопролитий Президиум верховного совета СССР признал необходимым всё немецкое население, проживающее в районах Поволжья, в другие районы с тем, что переселяемые были наделены земле и чтобы им была оказана государственная помощь по устройству в новых районах. Для расселения выделены изобилующие пахотной землёй районы Новосибирской и Ом-ской области, Алтайского края, Казахской ССР и другие соседние местно-сти».
В то время как Красная Армия отступала на всех фронтах, теряя каждый день десятки тысяч убитыми и пленными, Берия выделил на одну операцию 14 000 человек из войск НКВД под руководством заместителя наркомвнудела генерала Ивана Серова, который уже прославился во время «чистки» прибалтийских республик. Учитывая обстоятельства, особенно беспрецедентное поражение Красной Армии в этот период, операция по выселению была проведена очень быстро и организовано. С 3 по 20 сентября 1941 года 446 480 немцев были депортированы в 230 эшелонах приблизительно по 50 вагонов в каждом, примерно по 2 000 человек в каждом эшелоне. Передвигаясь по несколько километров в час, эти эшелоны шли от места назначения от четырех до восьми недель, а направлялись они в районы Омска и Новосибирска, район Барнаула, на юг Сибири и в Красноярск в Восточной Сибири. Как прежде при высылке прибалтов, «перемещённые лица» имели согласно официальной инструкции «определённый срок, чтобы взять с собой пропитание минимум на месяц».
«В последующие недели аналогичные операции были проведены в Московской области (9 640 немцев высланы 15 сентября), в Туле (2 700 немцев были высланы 21 сентября), в Горьком (3 162 немца высланы 14 сентября), в Ростове (38 288 высланы с 10 по 20 сентября), в Запорожье (31 320 немцев высланы с 25 сентября по 10 октября), в Краснодаре (38 136 были высланы 15 сентября), в Орджоникидзе (77 570 немцев были высланы 20 сентября). В течение только октября 1941 года были высланы из Грузии, Армении, Азербайджана, Северного Кавказа и Крыма. В общем итоге к 25 декабря 1941 года 894 600и человек были высланы, и большинство из них в Казахстан и Сибирь. Ели взять в расчёт немцев, депортированных в 1942 году, то их общее число составляет 1 209 430 человек, высланных за период менее года – с августа 1941 по июнь 1942 года. (Всё немецкое население в СССР, согласно переписи 1939 года, составляло 1 427 000)».
Поскольку действия НКВД были засекречены, местные власти получали предупреждение о прибытии десятков тысяч ссыльных в самый последний момент. Никакого специального жилья для них не было предусмотрено, их селили, где придётся в хлеву, под открытым небом, а был уже канун зимы. Через несколько месяцев большинство высланных, как и предшествующие им спецпереселенцы, были расселены, определены на работу и начали получать снабжение весьма скудное и непостоянное, а в комендатуре НКВД значилось, что они приписаны к колхозу, совхозу или промышленному предприятию.
Немецкие переселенцы на пересылке.
В 1941 году начинается депортация немцев Поволжья в Сибирь, политическая целесообразность этой акции была сомнительна, к тому же она сразу трагедией целого народа. 6 сентября 1941 года в совместном постановлении бюро обкома ВКП (б) и облисполкома предусматривалось расселить и трудоустроить в 45 районах 100 тысяч немцев, депортированных из республики немцев Поволжья». Во время пересылки многие из депортированных немцев погибли по пути, в Новосибирскую область было отправлено 130 998, но прибыло только 116 612.
Судьбу немецких переселенцев характеризует такой фрагмент (из воспоминаний одной из жительниц нашего района: «Муж сестры Анны – Екатерины – Филипп Кондрадович, в декабре 1941 года был демобилизован из армии, в марте 1942 года его демобилизовали в трудовую армию, где он умер в октябре 1943 года, согласно рассказам очевидцев, от плохого питания и непосильного труда. Его вдове в это время было всего 28 лет».
«Вначале нас на верблюдах довезли до реки Волга, затем погрузили на баржу и направили в город Энгельс, где погрузили в товарные вагоны, добирались 21 день, доехали до Алма-Аты, затем были направлены в Новосибирскую область, в город Купино. Везли почти тайно, не объявляя станций, попадавшихся на пути. В Купино распределили по колхозам (нас выбирали как скот, сами председатели колхозов) За всё время дороги кормили всего один раз в Алма-Ате, чтобы кушать меняли вещи на продукты, или покупали на имевшиеся деньги. В дороге не было никакого медобслуживания». В Купинском районе немецким переселенцам пришлось адаптироваться не только к непривычному климату, но и к местному населению, часть из которого была враждебно настроена. Как вспоминают немецкие спецпереселенцы: «Отношение местных жителей к нам было разное, у кого открыто враждебное, у кого равнодушное. Тех, кто относился бы к нам с пониманием, таких не было; никто никогда не помогал. Колхоз давал на рабочего хлеб по 1 кг. Приходилось менять вещи на продукты. Работу давали самую грязную, не механизированную, языка русского мы не знали, что вызывало определённые трудности». Несмотря на запреты властей, некоторые из местных жителей смогли уви-деть в ссыльных немцах, не «врагов народа» а несчастных людей, которым нужна помощь. Как вспоминает Кольбфляйш Давид Соломо-нович: «Своего дома не было, жили на квартире и благодаря её хозяйке остались живы, не умерли от голода. Сначала никакого надзора над нами не было, когда из Красноозерского района участились побеги пе-реселенцев, тогда был установлен строгий надзор, с 1946 по 1954 годы. Чтобы все работали и без разрешения не покидали район. Все немцы были обязаны отмечаться в милиции. Местное население относилось по – разному, кто – то жалел и помогал, т. к. не было пока ещё ни чего своего, кто оскорблял, называл фашистами. Многие немецкие семьи до сих пор сохраняют обиду, за те страшные испытания которые перенесло их старшее поколение. Отвечая на вопрос анкеты: Отношение к депортации справедливо ли решение властей на ваш взгляд? Не справедливо. Мы потеряли всё имущество и многих близких. До сих пор не получи никакой компенсации. Нам сломали судьбы».
Потомки немецких спецпереселенцев сохранили в своей повседневной жизни свои этнические традиции. Немецкие семьи, по мнению их русских соседей всегда отличались трудолюбием, склонностью к аккуратности, терпением и добротой. До сих пор в немецких семьях между собой говорят на родном языке, готовят традиционные немецкие блюда, отмечают по европейскому стилю и в соответствии с традициями: Пасху, Рождество, Троицу, Праздник Никалауса. По конфессиональной принадлежности среди немецких семей можно выделить: лютеран, евангелистов и католиков. Немецкие и смешанные семьи остались в Купинском районе в селах: Орловка, Новониколаевка, Советская Сибирь, и др.