необыкновенный концерт театр кукол образцова персонажи
Необыкновенный концерт
Необыкновенный концерт — пародийно-сатирический спектакль театра кукол им. С.Образцова. Одноимённый фильм со спектаклем снят в 1972 году.
Содержание
История
Eщё в 1939 году Александр Введенский принёс в театр Образцова свою кукольную пьесу для взрослых «Концерт-варьете». Пьеса по просьбе Образцова была переработана для детей и представляла собой пародию на популярные концертные программы и исполнителей тех лет, а действующими лицами в ней были животные. Однако постановку отложили, затем началась война, и пьеса Введенского так и осталась лежать в архиве театра. Между пьесой Введенского и созданным позже «Необыкновенным концертом» можно найти много перекличек по стилю, настроению, характеру драматургии, пародируемым жанрам. [1]
Работа над новым спектаклем началась уже весной 1944 года. Почти год продумывалась пьеса, осенью 1945 года были готовы первые эскизы кукол, затем начались репетиции. Один из режиссёров спектакля, В. А. Кусов, вряд ли знавший о пьесе Введенского, вспоминал, что сценарий спектакля складывался постепенно по принципу театрального «капустника». Спектакль, составленный как смешная пародия на стандартные приёмы и стереотипы множества тогдашних эстрадных концертов, так и назвали — «Обыкновенный концерт». Впервые он был показан в 1946 году. Постановка имела огромный зрительский успех, но через три года чиновники от культуры спектакль запретили. Пьесу, в которой не было положительного героя, обвинили в «очернительстве советской эстрады». Образцов нашёл выход из положения, введя в спектакль «положительного персонажа»: он сам решил вести концерт. По настоянию чиновников из программы были изъяты ещё несколько номеров (пародия на «буржуазный» джаз, «трафаретная» обезличенная хоровая капелла, в которой узнавали хор Свешникова, и пр.), и оставшихся пять-шесть кукольных номеров хватило лишь на одно (второе) отделение, которое было названо «Концерт кукол», а в первом отделении Образцов исполнял свой сольный концерт. [1]
В 1968 году [2] в новой редакции спектакля возродился полный концерт. Образцов изменил его первоначальное название на «Необыкновенный концерт». При этом ему удалось сохранить неизменной всю программу, в том числе блестящие реплики конферансье, которые произносил Зиновий Гердт, искрометный юмор и сатирические образы всех персонажей. [3]
Сюжет
Спектакль представляет собой пародию на различные жанры искусства, обычно входящие в сборный концерт: хоровое пение, опера, оперетта, авангардная музыка, цирковые номера, бальные танцы, цыганские романсы, зарубежная эстрада (французская певица Мари Жють — возможно, аллюзия на Мирей Матьё или Мари Лафоре, латиноамериканское трио «Лос Самоучос»), и, прежде всего — конферанс.
Крылатые фразы
Некоторые реплики ведущего Эдуарда Апломбова и участников концерта стали «крылатыми»:
— Что?!
— За мной!
— Куда?!
— В монастыр. (сцена из оперетки «Букет моей бабушки»)
60 лет легендарному спектаклю театра Образцова «Необыкновенный концерт»
— Позвольте представиться, всемирно известный конферансье Эдуард Апломбов
В сорок шестом году этот нагловатый, но очаровательный тип впервые объявил о начале «Обыкновенного концерта». Именно так назывался спектакль, созданный как пародия на рядовое советское шоу.
Борис Голдовский, историк театра: «Через полтора года, как концерт полюбили, пошли зрители. И вдруг в 48-м году спектакль закрыли. Во-первых, в необыкновенном «Обыкновенном концерте» нет ни одного положительного героя. Во-вторых, это клевета на нашу эстраду».
Тогда Сергей Образцов поменял название спектакля на «Необыкновенный концерт». А в качестве положительного героя стал выступать сам, взяв на себя роль ведущего концерта.
Сергей Образцов, 1972 год: «Вот мы поставили этот самый «Необыкновенный концерт», смеясь над разными банальными явлениями, которые происходят на нашей эстраде, в театре, в цирке».
Но уже через полтора года Эдурад Апломбов вернулся на сцену. Его роль в разное время играли Семен Самодур, Евгений Сперанский и Зиновий Гердт. Они же были и авторами знаменитых реплик.
Субтитр: Елена Шигаева, художник-исполнитель кукол: «У него были такие слова: кукла должна быть сделана так, что если придет за кулисы Ив Монтан, и возьмет ее в руки, чтоб не стыдно было за работу».
Мастер голосовых связок Вероника Несмыкальская среди героев необыкновенного концерта имеет особый вес. А именно восемь килограммов. Носить такую красоту на вытянутых руках не под силу даже мужчинам. Поэтому крупногабаритную звезду каждый концерт буквально затыкают за пояс.
Ампломбова за пояс не заткнешь. Он давно фигура самостоятельная. Последние 30 лет конферансье говорит голосом Федора Виолина.
Федор Виолин, актер: «Я даже учусь от него чему-то. Вот, знаете, такой легкости какой-то, жизни. Действительно, проблем много, а вспомнишь его, а ему все, в общем то, просто».
Спектакль «Необыкновенный концерт» в Театре кукол им. С. В. Образцова
Пародийно-сатирическое представление для взрослых и детей от 10 лет, в котором куклы пародируют артистов всех жанров.
Для организаторов мероприятий
Созданный известным русским режиссером Сергеем Образцовым, «Необыкновенный концерт» стал настоящей звездой среди кукольных спектаклей ХХ века и просто неповторимым явлением сценического искусства во всем мире. Триумфальный успех спектакля начался в день его премьеры в 1946 году и длится по сей день. Более 10 тысяч показов спектакля во всех уголках планеты принесли ему залуженное место в Книге рекордов Гиннеса.
В чем же особенность постановки? По словам режиссера, это комическое кукольное ревю, где высмеиваются не жанры сами по себе, а те артисты, которые портят эти жанры своим неудачным исполнением. Согласно изначальному замыслу режиссера, в программу спектакля должны были войти юмористические пародии на применение стандартных концертных приемов и эстрадных стереотипов того времени, а также разнообразные жанры искусств, включая отечественные и заграничные песни.
Возрождение спектакля в новой редакции произошло в 1968 году, причем режиссер оставил всю программу неизменной, включая остроумные реплики конферансье, искрометный яркий юмор и сатирические воплощения образов персонажей. В 1972 году по мотивам постановки был снят одноименный фильм.
Нынешнюю постановку ведет неподражаемый кукольный конферансье Эдуард Апломбов, обладающий навыками полиглота — он может без промедления выдавать шутки и каламбуры поочередно на 24 языках народов мира, в том числе хинди и фарси.
Планета кукол: ожившие сказки Сергея Образцова
Детский театр кукол имени Сергея Образцова отмечает юбилей: ему исполняется 85 лет.
Редкий житель Москвы не замирал перед домом №3 на Садовой-Самотечной: а вдруг именно сейчас случится чудо – и золотые часы запоют на все лады. Закричит петух, выглянет сова, заиграет на гармошке баран, приветственно снимет шляпу кот, поросенок стукнет в барабан, и весь этот зоооркестр, пусть на мгновенье, вернет вас в детство.
Поющие, или как бы сейчас сказали, интерактивные часы появились на здании в 1970 году. Создали их скульпторы Дмитрий Шаховский и Павел Шимес, а механизм придумал Вениамин Кальмансон. Это действительно невероятная, ювелирная по исполнению система, продуманная до мелочей. Вообще идея создания такой красоты размером три на четыре метра принадлежит Образцову: серые бетонные стены казались ему слишком непривлекательными для детского театра. При изготовлении использовали сразу несколько материалов: медь, нержавейку, латунь, текстолит. Лучи и узоры покрыты сусальным золотом, 12 персонажей сваяли из стеклопластика.
Фото: ТАСС/Юрий Мошков
Сам театр возник гораздо раньше: 16 сентября 1931 года. Его создали 12 человек, а возглавил Сергей Владимирович Образцов – человек, поднявший кукольное искусство на высочайший уровень. Как 12 человек умудрялись ставить несколько постановок в год, и при этом ездить с ними по школам, домам культуры, детским садам и даже дворам.
Театр обожали, его приездов ждали, о нем рассказывали друзьям, а спектакль «По щучьему веленью» критики назвали настоящим открытием XX века: в нем впервые использовали полукруглую ширму, за которой прятались артисты.
На волне ошеломляющего успеха театр получил свой дом, в нем ставились новые пьесы, залы были неизменно переполнены. В 1940 году появилась «Волшебная лампа Аладдина» – легендарный спектакль, принесший Образцову мировую известность. Очень красивый, яркий, с дорогими костюмами и прекрасной музыкой. Он и сейчас есть в репертуаре, а 76 лет для жизни театральной постановки – срок фантастический.
Да и в субботу вечером, 17 сентября, в день рождения, поклонники театра увидят не менее легендарное представление, которому исполнилось 70 лет: «Необыкновенный концерт». Сатирическое обозрение бесконечное количество раз подвергалось цензуре: из него нещадно вырезали номера – то одни, то другие в зависимости от идеологии, потом что-то возвращалось, но изымалось новое.
В 1970 году Образцов и его коллектив переехал в новое большое здание на Садовом кольце, где размещается по сей день. Годы проходят, растут новые поколения детей, но они по-прежнему тянут родителей за руки посмотреть на волшебные часы (те самые, говорящие) и окунуться в сказку.
О личности создателя коллектива Сергея Владимировича Образцова говорить непросто: это человек планетарного масштаба, своим талантом покоривший весь мир. Окончивший Высшие художественно-театральные мастерские («Вхутемас») и Музыкальную студию Московского Художественного театра, он влюбляется в театр настолько, что посвящает ему всю дальнейшую жизнь. Режиссер, актер, педагог, даже строитель (здание, возведенное в 70-м, он проверял лично, знал, как технически сконструирован зал, как сделаны подсобки), он уважал каждого артиста труппы и старался показать зрителю, что это не просто держатель кукол, а исполнитель полноценной роли. Актеры отвечали ему взаимностью: несмотря на сложный характер, все понимали: им посчастливилось работать с гением, быть его современником.
Образцов не боялся экспериментов: он смело брал все лучшее, что было на Западе, совершенствовал новации, менял, дополнял, переносил их на нашу почву и предлагал зрителю зрелище высочайшего качества.
В одном из телеинтервью Сергея Владимировича спросили, как он относится к человеческой доброте. Главный кукольник мира ответил: «Добрый человек обычно живет хуже, чем злой или умеющий приспособиться. Но добрые люди рожают добрых детей, а значит, баланс сил на Земле склоняется в сторону добра».
Театр Образцова, безусловно, на этих весах занимает позицию доброты. Он дарит нам счастье, детство, возвращает способность удивляться и развивается сам.
Так, летом театр при запахе лака и ремонтной пыли (к юбилею обновили зрительный зал – поставили новые кресла, привели в порядок пол, установили современное постановочное освещение) репетировал первую в сезоне премьеру «Дон Кихот». Режиссер и автор сценической кукольной версии Екатерина Образцова создала поэму о рыцаре печального образа, где бы из испанских романсеро вырастала подлинная трагедия одинокого чудака. Комичное здесь встречается с гротесковым, а сам жанр кукольного театра добавляет образу главного героя хрупкость, наивность.
Первый показ состоится 6 октября. В спектакле звучит музыка Мануэля де Фальи, Хоакина Родриго и других композиторов. Также в ближайших планах выпуск спектаклей – на Большой сцене появится рождественский «Щелкунчик», а на Малой – поучительная «Сказка о рыбаке и рыбке».
С 6 по 30 октября пройдет VIII Международный фестиваль театров кукол имени Образцова. Он торжественно откроется автошествием по Садовому кольцу. На двух двухэтажных автобусах разместятся артисты с куклами из «Необыкновенного концерта». Директор Ирина Корчевникова рассказала, что за импровизированный руль сядет самый узнаваемый персонаж, которому в свое время подарил свой голос Зиновий Гердт – конферансье Апломбов. Сопровождать его будут другие герои спектакля.
На фестиваль в Москву приедут кукольники из Испании, Франции, Германии, Нидерландов, Польши, Венгрии, Болгарии, Индии и Китая. Это совершенно непривычное пространство, предназначенное не только для маленьких зрителей. В миниатюрном формате, с особой стилистикой, техникой кукловождения перед зрителем появляются истории о сотворении мира, где сам творец похож на фантастическое существо, о взаимоотношениях полов, со свойственной чувственностью и трогательностью, о литературных протагонистах, традиционных для драматического театра.
Завершит фестиваль «Ночной концерт». Тематическое начало этого представления подано в форме «Ноктюрна», что отражают куклы, создающие вселенную ночных мечтаний, теней и фантомов.
Закулисье Театра Образцова: как оживают куклы и рождается «магия»
Международный день кукольника отмечается 21 марта. А в знаменитом и крупнейшем в мире Театре кукол имени Сергея Образцова в Москве будет двойной праздник: в этом году детищу легендарного кукольника исполняется 90 лет. На его сцене оживают Али-Баба, Чиполино, Гулливер и многие другие сказочные герои. В преддверии праздника корреспонденты РИАМО побывали на закрытой репетиции спектакля «Чиполино» и узнали, что происходит за кулисами.
Первые куклы и фронтовые концерты
Кукольный театр был создан в далеком 1931 году. Идея «живых» игрушек вдохновляла его основателя и артиста Сергея Образцова с детства, когда он получил от мамы свою первую перчаточную куклу по имени Би-ба-бо. В студенческие годы он пробовал создавать куклы на продажу, но они, увы, не пользовались спросом, зато пригодились для первых выступлений.
В первые пять лет театр был уличным и колесил по московским дворам, школам, паркам и домам культуры, а вместо сцены кукольники использовали переносную ширму.
Особую роль театр сыграл в годы Великой Отечественной войны, организовав более десятка концертных бригад, которые давали выступления перед бойцами на фронте.
После войны артисты начали выезжать на заграничные гастроли, а в дальнейшем установили рекорд, попав в Книгу Гиннеса: спектакль «Необыкновенный концерт» (первоначально, в 1946 году, он назывался «Обыкновенный концерт») пародирующий советскую эстраду, был признан самым популярным представлением – его сыграли более 10 тысяч раз в более чем 90 странах мира.
Этот спектакль до сих пор в вечерней афише театра, а знаменитую куклу-конферансье, которую в более поздней постановке 1968 года озвучивал Зиновий Гердт, и сегодня можно увидеть в театральном музее.
Волшебные часы и музей кукол
В 1970 году театр переехал в здание на Садовом кольце, где и располагается по сей день. Фасад украшают часы с золотыми стрелками, созданные по проекту скульпторов Дмитрия Шаховского и Павла Шимеса. Каждый час на циферблате символизирует домик, в котором «живет» сказочный персонаж. В свой час определенный персонаж «выходит» из своего домика и танцует под детскую песню «Во саду ли, в огороде».
Комплекс театра состоит из нескольких зрительных залов, репетиционных, мастерских.
Сердцем театра считается кабинет Сергея Образцова – здесь можно увидеть стол, за которым сидел главный кукольник страны. Тут же проходил отбор будущих актеров театра, которые читали стихи и отрывки из басен. Кабинет обставлен мебелью 19 века из карельской березы и многочисленными подарками, которые Образцов получал от почитателей своего таланта.