неприе осташковский район история

Селигер-2016, день 2: Котчище и окрестности (май 2016)

На берегу маленькой лесной речки Серемухи в 1515 году поселился монах-отшельник Нил, принявший постриг в Крыпецком монастыре неподалёку от Пскова, и ушедший оттуда в поисках уединения. По старинной русской традиции, с уединением у отшельников в наших краях дела обычно не ладились. Вот и здесь история в очередной раз повторилась: казавшиеся пустыми селигерские леса на поверку оказались довольно людными, местное население быстро прознало про отшельника и потянулось к нему за разговорами да за душеспасительными советами. Терпения Нила хватило на целых 13 лет, после чего он всё бросил и ушёл на остров Столобный на Селигере. Память о его пустыньке сохранилась: ныне здесь стоит каменная Троицкая церковь. К ней-то мы и свернули с грейдера. И огребли.

Проснувшийся ещё на Серемухе Сенька, которому на деревенские архитектурные изыски было глубоко наплевать, принялся настойчиво требовать еды. Печеньки перестали помогать ещё в Котчище, так что мы заехали буквально на 10 минут в село Святое к восстановленной из руин Никольской церкви, и отправились искать место для позднего малышового обеда. Повернув в Сороге направо, мы начали присматривать какую-нибудь своротку на берег Селигера. Единственная более-менее приличная дорожка обнаружилась неподалёку от деревни Пачково. Через небольшой соснячок она вывела нас на берег озера. Здесь (57.212638, 33.114440) было хорошее ровное место под несколько палаток, старое кострище и песчаный пляжик, практически полностью закрытый со стороны озера зарослями тростника. Мысль не просто пообедать, но и остаться здесь на ночёвку, посетила нас с Алёной совершенно одновременно.

Троицкая церковь (1907 г.) в урочище Серемуха.

Построена на месте Ниловой пустыни, где первоначально жил Нил Столобенский, пришедший сюда из Крыпецкого монастыря близ Пскова.

Котчище. Одно название чего стОит! :)))

За такой ремонт нужно штрафовать и заставлять переделывать всё обратно.

Камень и дерево. На деревянной части есть автограф: «..ом плотн Кусков» («дом плотника Кускова», думается). Его, как видите, можно купить.

Таких домов вокруг нигде нет, сюда впору туристов возить автобусами. Грустно видеть часть домов заброшенными.

Святое, Никольская церковь (1898-07 гг.), восстановленная из руин в 2009-15 гг.

Воинский мемориал в Святом, рядом с церковью.

Источник

Селигер-2016, день 4: Николо-Рожок, Неприе и Берёзовый Рядок (май 2016)

Итак, позавтракав и бесцельно побродив по песчаному бережку Селигера, мы поехали в Николо-Рожок.

Заехав после Николо-Рожка к источнику в Неприе, мы, видимо, выбрали весь сегодняшний бездождевой лимит, и дальше нас с небольшими перерывами поливало почти до самого дома.

Пляжик между Николо-Рожком и Слободой.

Мокрые, как и всё вокруг, фиалки.

Николо-Рожок, Успенская церковь (1763-68 гг.).

Построена на месте древней монастырской деревянной церкви Николая Чудотворца. Выходцем из Рожковского Никольского монастыря был Герман Столобенский, основатель и строитель Нило-Столобенской пустыни, до которой отсюда менее 5 км водой.

— Сеня, что случилось.
— Мама, там котя!

Неприе, источник на берегу Селигера.

Заросли молочая в Неприе.

По Волговерховью мы гуляли под дождём, так и не дождавшись в нём перерыва. Однако, между половиной четвёртого и пятью часами дня в природе неожиданно приключилось окно в дожде, которое позволило нам спокойно пообедать на берегу озера Стерж у подножия Стерженского городища.

После обеда мы вернулись на берега Селигера и доехали до Берёзового Рядка и Березовского городища, по которому нам тоже удалось погулять посуху. Заберитесь на городище, не пожалеете! Виды с него того стОят!

. со склонов Берёзовского городища мы и узрели на юге Тучу. нет, даже не Тучу, а Тучищу. Она занимала полнеба, была густого, совершенно непередаваемого фиолетово-чёрного цвета, и, разумеется, стремительно к нам приближалась. Хуже того, судя по направлению, нам с Тучищей дальше было по пути. Причём, до самого дома. И как мы не старались удрать от неё, туча нас догнала очень быстро. Ливень накрыл нас на уже дороге Свапуще-Молвотицы, едва только мы повернули от Селигера на север, в сторону дома.

Сеня на Берёзовском городище. Показывает нам Тучищу на горизонте и призывает шустро валить отсюда, пока ещё не поздно 🙂

Берёзовское городище над деревней Берёзовый Рядок. С VIII в. здесь, на горке на берегу Селигера, было поселение. Расцвет его пришёлся на XII-XIV вв., когда на горке была деревянная новгородская пограничная крепость Берёзовец.

Сейчас здесь фундамент церкви.

. и могила генерал-майора Ивана Шевчука, погибшего на Селигере в 1942 году.

Мы залипали тут минут двадцать, пока не стало окончательно понятно, что туча, идущая с юга, нас не минует ни при каких обстоятельствах.

Общий вид на Березовское городище с юга.

Тучища над Берёзовским плёсом Селигера.

. и маленькая красная лодочка на воде, чуть правее геометрического центра кадра.

Не хотел бы я быть в этой лодочке.

Впрочем, в машине, когда эта туча нас в итоге достала, тоже было не особенно круто.

Источник

Работа представляет путешествия автора Льва Рыбакова в пространстве и во времени по старинным географическим картам Селигерского края и Ботовской волости. Даны новые толкования ряду топонимов, некоторые страницы посвящены замечательным и знаменитым людям, жившим на этой земле.

Сегодня расположение нашей базы отдыха в Ботовском сельском поселении Осташковский городской округ,деревня Слобода.

От автора

Год назад мой старший сын привёз из Москвы электронную версию первой карты Тверской области от 1848 года, так называемую карту Менде. Путешествуя по Осташковскому уезду этой карты, я с удивлением обнаружил расхождения в названиях многих географических объектов карты Менде и других старинных карт Селигерского края с названиями на современных топографических картах.

Не претендуя на чисто научные топонимические исследования географических названий Селигерского края (на примере Ботовской волости), я скорее старался следовать рациональным соображениям и интуиции, опираясь, в основном, на богатство «живого» русского языка, собранного великим В.И.Далем. Местами достаточно скучную для любителей беллетристики научную область этимологических, географических и краеведческих знаний, я пытался расцветить эмоциональными красками. Насколько мне это удалось судить читателю.

В заключение хочу поблагодарить всех, кто, читая рукопись этой книжки, сделал свои замечания, наверняка послужившие к улучшению текста. К ним я особенно отношу Виктора Фёдоровича Иванова, Инну Владимировну Белову, Кременецкую Таисию Николаевну и, конечно, супругов Кипарисовых, чей личный архив послужил основой для описания истории Никола Рожка. Всем им, а также многочисленным урочищенским, деревенским, волостным и поселковым землякам, давшим и дающим истинные названия всем географическим объектам, моя огромная признательность.

И, наконец, я благодарю главу Ботовского сельского поселения Легкова Валерия Васильевича и его заместителя Соловьёва Николая Модестовича за неподдельный интерес, проявленный ими к данной работе и помощь при её публикации.

Л.А.Рыбаков

От Ботовской волости до поселения

«Названия нужно уважать. Меняя их в случае крайней необходимости, следует делать их со знанием страны и с любовью к ней. В противном случае названия превращаются в словесный мусор, рассадник дурного вкуса и обличают невежество тех, кто их придумывает».

К.Г.Паустовский «Книга скитаний»

Границы Ботовской волости того времени отличались от современных границ Ботовского сельского поселения. Соответственно границам менялись на протяжении полутора сотен лет и количество деревень, озёр, речек, болот и урочищ. Изменялись и названия многих географических объектов. Некоторые деревни исчезли в годы революций и в огне пожарищ Великой Отечественной войны, другие в результате укрупнения и переселения.

С течением времени и изменением географической карты местности менялся и уклад жизни местного крестьянства. Объединённые ранее «правительственной силой», а затем, являясь объединением «сёл и деревень, состоящих под управлением одного головы или волостного старшины», (1) на жизненный лад жителей Селигерского края огромное влияние оказал технический прогресс и социальные перемены в обществе. Однако, несмотря на это, сам жизненный уклад, духовная и религиозная её часть претерпели незначительные изменения. Большевистские идеи всеобщей уравниловки для народа и физическое истребление его лучших представителей не смогли вытравить вековой ритм и лад крестьянской семьи. Чаще всего волостные поселения располагались на высоких озерных берегах. В житейском смысле волостью можно было назвать деревни, объединённые единым земельным укладом, церковными приходами или же географическими особенностями. В этом смысле Ботовская волость была одной из самых заметных, видных волостей Селигерского края. Особую устойчивость волости придавали родственные связи, которые, словно кроветворная система живого тела, пронизывали её. Первым настороженным вопросом при появлении в деревне незнакомого человека был: «Ты чей?». И только после точного фамильного ответа, указания своего родства и местожительства можно было рассчитывать на доброжелательное выслушивание его рассказа.

Продолжим наше путешествие по карте Менде. Для начала перечислим деревни, нанесённые нашими предками на карту Ботовской волости в середине девятнадцатого века. Вот они: Александровщина, Антоновщина, Аполёво-Ронское, Бараново, Ботово, Весцо, Выселок, Горка, Давыдово, Дроздово, Дубье, Жабье, Жулёво, Нов. Жданское, Ст. Жданское, Забарье, Заречье (у Никола Рожка), Звягино, Ивановская, Каменка, Конец, Непри, Никольское, Радухово, Слобода Рошковская. Перечислим и усадьбы: усадьба Зуровых в Радухове, усадьба Нечкиных в Старое, усадьба Максимовское, усадьба Ронское, усадьба Знаменское, усадьба Нескучное, усадьба Горка, усадьба Шаховских в Каменке, усадьба Черкасово, усадьба Боголюбское, усадьба Любище.

Сохранение орфографии при написании названий географических объектов носит принципиальный характер для установления истинных его значений. Довольно часто этимология объектов затушёвывается временным наслоением фонетических изменений. И эти процессы не должны возмущать настойчивого исследователя-топонимиста и, можно сказать, наоборот, должны подстёгивать к интересным исследованиям. Возмущение вызывает необыкновенная лёгкость некоторых картографов, с которой они меняют названия географических объектов. Всё сказанное не обошло и Ботовскую волость. Далее в тексте я буду обязательно отмечать варварские топонимические изыски некоторых таких картографов.

А сейчас перечислим гидронимы Ботовской волости. Начнём с озёр: оз. Карогож (т.е. относящееся к Никола Рогу); оз. Кравское (т.е. «коровье»), а с чьей-то «лёгкой» руки картографов, ставшим Кривским озером, возможно, фонетически соотнося название озера с названием деревни Кривищи (Кривское), располагавшейся когда-то на его берегу; оз. Лещинец от «лешее», что согласно словарю Даля В.И. (1), обозначает «небольшое, одиночное озеро», а в результате легкомыслия некоторых картографов, превратившееся в оз. Дубье. Вот уж воистину, от такого «легкомыслия» волосы на голове «дубью стати» (встают дыбом). К этим же современным варварам можно причислить и местных функционеров, которые с подобострастием лакеев переименовали историческое лицо города Осташкова в лицо безликого штатного советского города. Следует, однако, истины ради, поблагодарить их за то, что они не переименовали ойконим, сохранив имя его основателя для будущих поколений.

Однако продолжим гидронимы волости: оз. Лошевич (на современных картах оз. Лащевец?!). Согласно словарю Даля В.И., «лоший» — это «дурной, плохой» и «лошалая» рыба — это «рыба, ослизлая, с красноватыми пятнами». Учитывая изолированность этого озера от оз. Сабро и его глухое местонахождение, такой топоним мог иметь право на существование; оз. Палищенское (местное название оз. Веретье), что означает (1) «кочки с морошкою и приземистым кустарником по мшистому зыбуну». На современной карте (4) это озеро обозначено маленьким голубым пятнышком среди болот между озёрами Дубье и Лащевец.

Закончим с озёрами Ботовской волости и перейдём к перечислению рек, речек и ручьёв, нанесённых на карту Менде А.Н.. Их не так уж и много и это не займёт много времени и места.

Речка Кокарёвка, берущая начало около деревни Забарье (современное Заборье), впадает в озеро Карогож (современное название Корегощ, в тридцатые годы прошлого столетия Терегощ). «Кокора» по Далю В.И. (1) — «замытое дерево на дне реки», что вполне соответствует лесной, не проходимой даже на байдарке, реке Кокарёвке.

Протока Мошенка, названная на современных картах Зарецкой, вероятно по деревне Заречье, соединяет оз. Корегощ с озером Селигер. Ещё в 60-е годы прошлого века рыбаки проходили по ней на своих моторных трехсильных лодках, только пригибая головы под деревянным мостом, на дороге из деревни Заречье в деревни Никола Рожок и Слободу. Такая же топонимическая трансформация произошла с речкой Медведухой, превратившейся на современных картах в речку Зарецкую, опять же по причине стояния в её устье деревни Заречье (для отличия от Н. Рожковской с ударением на первом слоге). Каких умников нам благодарить за это? Как обычно, в таких случаях, вопрос остаётся без ответа!

В болоте неподалёку от деревни-усадьбы Каменка берёт начало ручей Красик (местные жители называли его Красивым) На ручье жителями деревни была построена плотина с мельницей, которой заведовал управляющий князя Шаховского эстонец Кук.

Часть современной асфальтовой дороги из Осташкова в Залучье, а в прошлом — Старорусский тракт, на территории тогдашней Ботовской волости, пересекала река Глубочица, соединявшая озеро Глубокое с озером Селигер. Река Сабра (Собрич), соединявшая озеро Селигер с озером Сабро, пересекает шоссе (а в прошлом — Старорусский тракт) рядом с деревней Звягино. Ручей Городищенской, пересекающий шоссе в районе остановки автобуса «Радухово» получил своё имя благодаря подводной в этом месте каменистой мели (1). Да, чуть не забыл, Глубочица впадает в Весецкий залив Селигера там, где стояла усадьба-хутор Максимовское, а пересекает современное шоссе рядом с пирамидой Голода. Собрич же (современное название река Сабровка) впадает в Селигерский плёс Величко перед деревней Ботово. В озеро Сабро, чуть севернее деревни Жабье (современное название деревня Сабро?!) впадает река Жданница (современная река Ждановка), знаменитая тем, что по местной легенде, она связана подземными водами с верхневолжскими озёрами.

Никак нельзя не упомянуть ручей Чёрный, берущий своё начало в клюквенном болоте неподалёку от деревни Каменка и впадающем в озеро Кравское в месте, где стояла деревня Антоновщина. Короткий путь по стопничку*** из Антоновщины в Каменку проходил по живописному деревянному мосточку через этот ручей с тёмной болотной водой и топким, вязким дном. И, конечно, говоря о речках и ручьях, стоит упомянуть о сотнях безымянных ручейков, вытекающих из болот и болотиц, родниках и родничках, питающих реки и ручьи, дающих людям чистую и прохладную воду. Сохраняйте их, ведь многие родники уже на моём веку были забыты, засорены и заброшены! А ведь они наше самое большое богатство! Богатство, которое безо всяких завещаний, мы можем оставить грядущим поколениям. К сожалению, карта Менде не оставила нам бесценных сведений о родниках, нет сведений и об урочищах — «природных знаках, естественных межевых признаках» (1). Перечислим названия урочищ Ботовской волости по современному атласу 2006 года (4): Демьян-Демьяниха, Слободские Луга и Вясцо.

Вот так, незаметно, путешествуя по карте, мы подошли к разделу, в котором хотелось бы затронуть вопросы, упущенные в двух значительных изданиях последних лет, посвящённых Селигерскому краю. Первый — Иванова В.Ф. «Топонимический словарь Селигерского края» (2). И второй труд — Минаковых и Беловой И. В. «Селигерский край» (3). К упущенным, на мой взгляд, вопросам, следует отнести недостающие топонимические составляющие при описании деревень Селигерского края и описание исчезнувших деревень, с указанием причин их исчезновения. Попробуем ответить на эти вопросы, продолжая путешествовать по Ботовской волости. Начнём путешествие по деревням, находящихся на территории современного Ботовского поселения, в алфавитном порядке.

Деревня Александровщина. Образовалась в 1841 году отселением на новое местожительство крестьян из деревни Антоновщина. В 1848 году в деревне было 7 дворов. На карте Осташковского уезда 1901 года она ещё присутствует. Есть она и на карте 1910 года, но на карте-схеме Ботовской волости 1915 года её уже нет (3)! Клировая ведомость Рожковского прихода 1887 года рассказывает нам, что в 16 дворах деревни проживало 33 человека мужского пола и 37 женского (13).

Деревня Антоновщина. Находилась в месте впадения ручья Чёрного в Кравское озеро. В 1848 году в 3 дворах проживало 193 человека. Вероятно, такое перенаселение и вызвало образование близлежащих деревень Александровщины, Кривщины и Любище. Название деревни, скорее всего, следует отнести к отымённому. Сожжена деревня во время войны отрядами С.Тарелкиной. Жители были расселены в ближние деревни Забарье, Непри и Заречье.

Деревня Горка. В 1848 году в 8 дворах проживало 75 крестьян. Название деревни происходит от рельефа местности, деревня расположена на склоне невысокого холма. В одном из домов деревни живёт московский поэт Елена Антонова. В сборнике «Русская цивилизация» (7) она пишет:

И, поземка ложится и вьюжится,
Девки красные на лугу,
И метелица вьётся и кружится,
Рассыпается на снегу.

Только ветра порыв, и в сторону,
Девки ссыпались, аки чуть,
И позёмку оставив ворону,
Побрели домой, как-нибудь.

Праздниками деревни Горка являются: День Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля, Рождество — 7 января, Димитров день — 4 октября (см. дер. Ботово).

Усадьба Горка. «Живёт на горке, а хлеба ни корки» (Даль В.И.). Это как раз о барских усадьбах особняком, как говорится, ни убавить, ни прибавить.

Деревня Н.Жданское. В 1848 году в 4 дворах проживало 46 человек.

Деревня Ст. Жданское. В 1848 году в 10 дворах проживало 103 человека. После войны, частично восстановленные обе деревни, были объединены в одну деревню Жданское.

Деревня Жабье (современное название Сабро?!), Благозвучие в топонимии вещь очень опасная! Благодаря какому-то уже неизвестному чиновнику, мы потеряли названия деревень Князево, Говенек, Жабье, Язвы и др.!

Затуманил осенний дождь
Берега твои, Терегощ.
И зловеще и похоронно
Против ветра кричит ворона

В августе 1940 года ею были написаны в Заречье пророческие строчки:

Деревня Ивановская. На карте 1848 года отмечено, что в деревне было 4 двора и жило 83 человека. Деревня находилась на Старорусском тракте в развилке дорог на деревни Дубье и Звягино. В деревне было несколько колодцев и родник. Во время войны она пострадала незначителыю, но и после войны в ней жила какая-то женщина. В окрестностях деревни ещё до сих пор натыкаешься на многочисленные окопы. Павшие во время атаки при взятии деревни в январе 1942 года советские воины, захоронены в братской могиле деревни Дубье. Сейчас на месте бывшей деревни находится большой песчаный карьер.

Деревня Кривищи (Кривское). В 1848 году на карте Менде отсутствует. Образовалась благодаря вывозу на новое место жителей деревни Антоновщина. Название произошло от кривого берега Кравского озера в этом месте. Сожжена во время войны. После войны жителей переселили, в основном, в деревню Забарье (Заборье).

Константин Дмитриевич стал монахом Московского Симонова монастыря и закончил там жизнь в 1434 году под именем Кассиана. Старший брат его Василий Дмитриевич (Василий I) подарил слободку Симонову монастырю. В 1460 году Василий II (Темный), сын Василия I и его жены Софьи Виктовтовны, освободил Рожок от дани в великокняжескую казну сроком на 10 лет, подчинив его по гражданским делам архимандриту Симонова монастыря, а по уголовным делам — своему великокняжескому суду. Поверенные Симонова монастыря могли ездить на Кличну торговать и покупать беспошлинно. Граница отданной Симонову монастырю земли проходила «по землям тем от Сыроменца прямо к Великчу (современный залив Величко близ погоста Ботово), а в другую сторону до границы Деревской Пятины Новгородского рубежа». В кормовой книге Симонова монастыря сделана запись: дал «во Ржевском уезде слободку Рожок с деревнями и с озеры и со всеми угодьи, а в ней церковь во имя Николая Чудотворца древень клетцки. да со своих государевых волостей дал в монастырь оброку рыбы со вселуцкие волости в год по 400 костоголовых рыб (рыб с крепкими костями в голове, крупных), да с Кличенской волости по 400 костоголов на всяк год по своей душе и своём брате князе Константине Дмитриевиче, иноке Кассиане».

При Иване Грозном Кличенская волость с Рожковской вотчиной считалась в опричнине. Царь грамотой от 1567 года дал крестьянам Рожковской вотчины свободу от царских податей «кроме яма (подушный налог на извоз) и посошные службы (дорожная повинность, наряд для исправления дорог) и городового дела (стройка и рытьё)». Грамота эта подтверждена затем подписями царя Фёдора Ивановича и Бориса Фёдоровича Годунова.

В 1764 году крестьяне были взяты от монастырей с землями и окончательно поступили в ведение коллегии экономии. Монастырям взамен крестьян было положено на содержание денежное жалование. Рожковская церковь вышла из-под ведения Симонова монастыря и поступила в ведомство Тверской епархии. Но Рожковский приход того времени был мал, поэтому приходские и помещики стали объединяться. В 1765 году к Рожковскому приходу присоединилось сельцо Непри в 2 двора, деревня Бобылыцина в 20 дворов и Антоновщина в 10 дворов (раньше они были в составе прихода Берёзовый Рядок).

3-его марта 1870 года в Рожке на средства земства при церкви погоста открыто приходское училище. В 1877 году на средства прихожан был построен новый каменный дом с мезонином. В доме было пять комнат: две для церковного сторожа, одна с небольшой передней для школы и две вверху, в мезонине, для учителей. В школе преподавал священник погоста Порфирий Ардалионович Грешищев. Две его дочери Мария и Евгения, выйдя замуж за Ивана Ивановича Сперанского и Михаила Архангельского соответственно, дали многочисленное погомство, которое до войны стало проживать в домах на южном склоне Рожковского погоста. Эти дома сгорели осенью 1941 года с «лёгкой» руки отрядов С.Тарелкиной. По рассказам Александры Михайловны Архангельской (в замужестве Соколовой), с которой мы имели большое счастье водить знакомство, немцы так и не заняли Рожок. Видели они только конный, вероятно, передовой разведотряд, проскакавший опушкой леса в момент, когда они закапывали свои пожитки, которые успели вытащить из горящих домов.

Академик Николай Николаевич Качалов и артисты МХАТ добились выделения большого участка земли в месте, где сейчас расположены дачные домики Рожковской электроподстанции. Так постепенно здесь возник дачный посёлок (место получило название Булонский лес). Дачи построили артист Бабочкин Б.А., режиссёр Вивьен Л.С., художник Босулаев А.Ф., скрипач Шпильберг И.А., врач-ортопед Новотельнов С.А., и, конечно, Н.Н.Качалов с женой актрисой Александринки (театра им. А.С.Пушкина) Елизаветой Ивановной Тиме (15). Жили дружно и весело, ходя за грибами и в походы на байдарках, вечерами собираясь на волейбольной площадке или у костра.

Усадьба Старое. На карте 1848 года отмечена. На более поздних дореволюционных картах ещё присутствует, а на современных её уже нет. Почти на этом месте сейчас находится усадьба фермеров Бутузовых.

Деревня Хутора Дубские. На карте 1848 года отсутствует. После революции образовалась эстонскими переселенцами.

Ну, вот и закончилось наше путешествие по Ботовской волости и поселению. Но, нет! Оно не может закончиться никогда, хотя бы потому, что с каждой минутой в поселении меняется очень многое. Эти изменения только ждут своих новых путешественников, которые смогут о них рассказать. И желание, чтобы их рассказ был как можно полнее и правдивее, побудило меня взяться за перо. Хотелось бы, чтобы читатель не задремал в кресле, путешествуя со мной и в будущем с ними по этой необыкновенной, замечательной и такой любимой Ботовской волости.

И ещё очень хочется, чтобы все происходящие изменения на этой прекрасной земле были со знаком плюс, ни в коем случае не затрагивая созданные народом такие вкусные, точные и содержательные названия всех без исключения географических объектов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *