Несоперничество означает что благо доступно немногим потребителям
ТЕМА 3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ
Под общественным благом понимается благо, потребляемое коллективно. Общественное благо отличается двумя свойствами: неисключаемостью и неконкурентностью (несоперничеством) в потреблении. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей, другими словами, невозможно исключить кого-либо из потребления данного блага, например, за счет введения системы цен. Данное свойство порождает проблему «безбилетника», ситуации, когда кто-то потребляет благо, при этом не оплачивая за него. Неконкурентность (несоперничество) означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Блага, которым оба свойства присущи в высокой степени, называются чистыми общественными благами. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется лишь в ограниченной степени, налицо смешанное общественное благо.
Примерами чистых общественных благ в масштабе всей страны могут служить национальная оборона, законодательство, на местном уровне – фонарное освещение на улицах, фейерверки, праздничные салюты. Эти блага не конкурентны в потреблении, поскольку один гражданин не мешает потреблять данное благо другим. При этом они неисключаемы, так как организация, например, праздничного фейерверка предполагает затраты определенных денежных средств, и в принципе не важно, сколько человек будет на нем присутствовать, в любом случае предельные издержки равны нулю.
Следует отметить, что образование и здравоохранение не являются общественными благами. Это примеры чистых частных благ, поскольку легко исключить из потребления этих услуг за счет введения определенной платы, а также в этих случаях проявляется свойство конкурентности.
Примером смешанного блага, неконкурентного в потреблении, но при этом исключаемого, является кабельное телевидение. Ограничение доступа к потреблению данной услуги осуществляется в случае неуплаты, но в то же время ваше благосостояние не снижается от того, что ваш сосед также смотрит кабельное ТВ.
Перегружаемые общественные блага обладают свойством неисключаемости, но при этом они конкурентны. В качестве примера можно привести шоссейные дороги, мосты. Предельные издержки предоставления данного блага равны нулю до так называемой точки насыщения или точки перегрузки, после – предельные издержки больше нуля. Сигнализировать о достижении точки перегрузки может возникновение «пробок», заторов, когда желающих проехать по этой дороге становится слишком много. Для решения проблемы необходимы дополнительные затраты для регулирования движения, услуг регулировщика, строительства дополнительных дорог для разгрузки и т.д.
Своеобразное промежуточное положение между частными и общественными благами занимают блага, обладающие особыми достоинствами, или социально-значимые блага. Например, профилактическая прививка представляет собой услугу, которая оказывается конкретному индивиду. Вместе с тем она уменьшает вероятность заболевания его самого, но и, в конечном счете, вероятность возникновения эпидемии. В силу наличия положительного внешнего эффекта оптимальный уровень производства такого рода благ не достигается за счет одной лишь заинтересованности непосредственных потребителей в их приобретении. Потребление благ, обладающих особыми достоинствами, зачастую субсидируется государством, а иногда и полностью финансируется за счет общественных средств или даже является принудительным.
Если предельные издержки предоставления товара равны нулю, товар не должен дозироваться. Но если он будет производиться частным образом какой-то фирмой, то она должна назначить плату за его использование, и любая подобная плата будет уменьшать желание людей пользоваться им. Таким образом, в случае, когда общественные товары производятся частным образом, результатом является их недоиспользование.
Специфика общественных благ отчетливо проявляется в формировании спроса и условиях равновесия для сферы их производства. Известно, что для частного блага агрегированный спрос формируется путем горизонтального суммирования индивидуальных функций спроса. При этом состояние равновесия предполагает, что для любых двух благ и для всех индивидов предельные нормы замещения равны между собой, совпадают с предельной нормой трансформации и тождественны соотношениям цен на данные блага. Для общественных благ агрегированный спрос складывается путем вертикального суммирования индивидуальных функций спроса.
При оптимальном производстве общественного блага предельная норма трансформации этого блага в частное равна сумме предельных норм замещения двух благ для всех индивидов, участвующих в их потреблении. Это утверждение называется условием Самуэльсона Парето-оптимального производства общественных благ.
Общественный сектор обычно берет на себя также хотя бы частичное финансирование благ, обладающих особыми достоинствами. Ведь экстерналии, которыми сопровождается производство этих благ, рассредоточиваются во всем обществе или весьма значительной его части. Это оправдывает покрытие за счет общества издержек производства таких благ, во всяком случае, их доли, соответствующей внешним эффектам.
Что касается производства, то непосредственное осуществление его силами работников общественного сектора может быть оправдано в первую очередь некоторыми технологическими особенностями. Например, специфическая «технология» военного дела требует жесткой дисциплины, а значит, систематического принуждения, непосредственно в ходе «производства услуг». Экономия на масштабе, характерная для естественных монополий, нередко обусловливает целесообразность государственной и муниципальной собственности на коммуникации, водопроводы и т. п.
Причиной несоперничества в потреблении общественного блага является его неделимость
Чистые общественные блага.
Чистые общественные блага – это блага, обладающие двумя определяющими свойствами: несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.
Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных.
Пример. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку «кока-колы», то прибавление в компанию третьего снизит их полезность.
Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага.
1. Подчеркнем, что речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество, безусловно, может выбрать необходимый уровень национальной обороны (численность войск, их материальное обеспечение, объем финансирования), что приводит к разному объему предоставления блага.
Пример. Невозможно запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи.
Неисключаемость может возникнуть в результате:
а) чисто технических характеристик блага, т.е. невозможности физически исключить кого-либо из пользования данным благом (как в случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице);
б) экономической нецелесообразности исключения из потребления блага дополнительных потребителей, в силу чрезвычайно высоких затрат на исключение индивидов из потребления в сравнении с возможными выгодами продавца.
Пример. В принципе можно снабжать радиоприемники специальными декодерами для приема отдельных программ, но потенциальные выгоды будут крайне невелики в сопоставлении со стоимостью этого проекта. Поскольку рынок радиопрограмм высококонкурентен (одновременно предлагается множество взаимозаменяемых программ), потребители просто настроят свои приемники на другие радиостанции. Отметим, что на рынке телепрограмм потенциальные выгоды, напротив, вполне сопоставимы с затратами на исключение и это стимулирует развитие коммерческих каналов телевидения (вспомним сеть «НТВ плюс» в России). После того как потребители преодолели порог исключения, благо становится для них неисключаемым (можно смотреть коммерческий канал круглые сутки без какой-либо дополнительной оплаты).
Таким образом, причиной неисключаемости в потреблении общественных благ являются внешние эффекты:
— Наличие положительных или отрицательных внешних эффектов означает невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением общественных благ.
— Наличие этих внешних эффектов является одной из основных причин государственного вмешательства в экономику.
Примеров чистых общественных благ, как впрочем, и чистых частных благ, очень немного. Как правило, к чистыми общественным благам причисляют национальную оборону и поддержание общественной безопасности, поскольку эти блага в наибольшей степени обладают свойствами несоперничества и неисключаемости в потреблении.
В большинстве же случаев чистые частные и чистые общественные блага относятся исключительно к теоретическими моделям. В реальном мире производятся и потребляются смешанные блага.
Экономика общественного сектора. Тест для самопроверки №1
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Парето-эффективное состояние экономики — это такое состояние при котором …
возможны все новые и новые Парето-улучшения
все имеющиеся ранее возможности Парето-улучшений уже реализованы
новые Парето-улучшения не желательны
2. Условие транзитивности голосования по Кеннет Эрроу гласит: если в соответствии с мнением избирателей кандидат Б …
не лучше кандидата А, кандидат В не лучше кандидата Б, то кандидат В не лучше кандидата А.
лучше кандидата А, кандидат В не лучше кандидата Б, то кандидат В лучше кандидата А.
не лучше кандидата А, кандидат В лучше кандидата Б, то кандидат В лучше кандидата А.
3. Неконкурентность общественного блага состоит в том, что …
его потребление одним человеком не исключает потребления другим человеком
данное благо потребляется строго индивидуально
данное благо не потребляется
4. Логроллинг представляет собой …
политический сговор
план действий
пакет решений
5. Верное значение определения бюрократии как она понимается в экономике общественного сектора:
это любые отношения между людьми при решении социальных проблем
система государственного управления, осуществляемого особым аппаратом, отделенным от общества
особый слой людей, связанных с решением социальных проблем
6. Асимметричная информация в общественном секторе – это … информация для всех организации, функционирующих в этом секторе.
ложная
неравномерно распределенная
полная
равномерно распределенная
7. Провалы рынка — это ситуации, в которых …
действие рыночных сил формально обеспечивает использование ресурсов
свободное действие рыночных сил обеспечивает только рациональное использование ресурсов
свободное действие рыночных сил не обеспечивает эффективное использование ресурсов
8. Экономическая теория общественного выбора рассматривает экономические принципы, лежащие в основе …
принятия рыночных решений
принятия не рыночных решений
наиболее важных управленческих решений
9. Положительный внешний эффект предполагает, что …
привлекаются необходимые ресурсы
цены на производимые блага занижены
объем производства выше оптимального уровня
10. Свойства частных благ
соперничества в потреблении
неисключаемости в потреблении
общности в потреблении
11. Чистыми общественными благами называются блага, которым
в малой степени присущи свойства неисключаемости и несоперничества
в высокой степени присущи свойства неисключаемости и несоперничества
в высокой степени присущи свойства исключаемости и соперничества
12. Отрицательный внешний эффект предполагает что …
общественные издержки учитываются в цене продукции
часть издержек перекладывается на других лиц или организации
объем производства ниже оптимального уровня
13. Под общественным сектором экономики понимают …
государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор
государственный сектор
некоммерческие общественные организации
14. Оптимальный объем производства общественного блага имеет место когда … предельной пользы всех потребителей равно(предельным издержкам производства общественного блага.
произведение
разность
сумма
15. Неисключаемость общественного блага означает, что если благо не доступно для потребления …
одному лицу, то необходимо запретить потребление блага другими лицами.
одному лицу, то невозможно запретить потребление блага другими лицами
всем лицам, то возможно запретить потребление блага одному лицу
16. Манипулирование результатами общественного выбора … в отношении производства и использования общественных благ.
создает основу для принятия эффективных решений
создает основу для принятия неэффективных решений
не создает основу для принятия решений
17. Аксиома полноты Кеннет Эрроу требует, чтобы система голосования позволяла сравнивать …
одновременно пятерых кандидатов, определив, кто из них лучше
одновременно трех кандидатов, определив, кто из них лучше
любую пару кандидатов, определив, кто из них лучше
19. Погоня за рентой — это …
вложение средств с целью получения экономической прибыли
вложение средств с целью приобретения особых привилегий
изъятие средств целью получения экономической прибыли
20. Медианный избиратель — это …
избиратель, голосующий за один из крайних вариантов того или иного общественного проекта
не голосующий избиратель
избиратель, голосующий за средний вариант того или иного общественного проекта
21. Общественные блага — это блага, потребление которых …
доступно одновременно многим людям
доступно многим людям, но по очереди
не доступно одновременно многим людям
22. Проблема безбилетника (фрирайдер— это проблема потребления общественного блага …
без соответствующей платы за него
с соответствующей платой за него
с удвоенной платой за него
23. В условиях государственного сектора конкуренция …
участвует в определении оптимального объема ресурсов, необходимого для производства общественных благ
не участвует в определении оптимального объема ресурсов, необходимого для производства частных благ
не участвует в определении оптимального объема ресурсов, необходимого для производства общественных благ
24. «Парадокс голосования» Ж. Кондорсе состоит в том, что последовательный и непротиворечивый общественный выбор …
возможен только как минимум с 3, 4 раза
невозможен
25. О повышении роли государства свидетельствует …
постоянное снижение государственных доходов
постоянное увеличение государственных расходов
увеличение доли государства в перераспределении национального дохода
26. Процедура, которая наиболее полно соответствует критерию Парето-оптимальности – процедура принятия решения посредством …
единогласия
квалифицированного большинства
циклического голосования
Несоперничество означает что благо доступно немногим потребителям
Вопросы для повторения и задания
Глава 3
Общественные блага
3.1. Понятие общественных благ и их свойства.
3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ.
3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ.
3.4. Государственный сектор и производство общественных благ.
В предыдущей главе были рассмотрены теоретические аргументы в пользу государственного вмешательства в действие рыночной экономики. Это были аргументы с позиций экономической эффективности и с позиций социальной справедливости, т. е. как экономические, так и неэкономические аргументы. Естественно, что в экономической теории большее внимание уделяется экономическим аргументам. Они связаны с концепцией сбоев рынка, среди которых важнейшими являются проблемы общественных благ, внешних эффектов, асимметричной информации. Более подробному анализу провалов рынка и механизму государственного вмешательства в связи с этими провалами посвящены главы 3–5 настоящего учебника.
В табл. 3.1 приведены сбои рынка с позиций экономической эффективности и основные пути корректировки этих сбоев в рамках государственного вмешательства в экономику.
3.1. Понятие общественных благ и их свойства
В самом общем виде общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность, и т. д.
Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении.
Таблица 3.1
Сбои рынка и направления государственного вмешательства в экономику
Рис. 3.1. Совокупная полезность частного блага
В отличие от частных благ общественные блага обладают свойством несоперничества. Разный объем потребления общественного блага осуществляется при одном и том же его количестве. При производстве какого-то количества общественного блага пользу получают все потребители.
Поэтому в случае с общественным благом совокупная ценность общественного блага определяется вертикальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВА и МВВ (рис. 3.2).
Так как общественное благо обладает свойством несоперничества, то каждая единица произведенного блага в нашем примере будет потреблена обоими потребителями А и В. Общая предельная польза каждого потребителя на рис. 3.2 представлена линиями МВА и МВВ. В этом случае предельная польза первой единицы общественного блага равна 5 для потребителя А, а для потребителя В она равна 10. Таким образом, совокупная предельная польза первой единицы общественного блага, другими словами – общая готовность платить, равна 15. Если произведено 7,5 единицы общественного блага, то только потребитель В готов платить. В этом случае общая предельная польза, общая готовность платить, будет представлена предельными оценками потребителя В (МВВ). В целом совокупная ценность общественного блага на рис. 3.2 представлена ломаной линией МВ = МВА + МВВ.
Рис. 3.2. Совокупная ценность общественного блага
Каков же оптимальный объем производства общественного блага?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить из курса микроэкономики предельное условие определения оптимального объема производства частного блага.
В модели частичного равновесия оптимальный (эффективный) объем производства частного блага имеет место тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC).
Для нашего примера это означает равенство предельной пользы отдельного потребителя предельным издержкам производителя (МВ = МС).
Но общественное благо предполагает несоперничество в потреблении, поэтому совокупная предельная польза общественного блага должна быть равной сумме предельной пользы всех, кто потребляет это благо. В свою очередь, условием определения оптимального объема производства общественного блага выступает равенство совокупной предельной пользы блага его предельным издержкам.
Как мы видим на рис. 3.3, совокупная предельная польза общественного блага, или общая готовность платить за него, представлена вертикальным суммированием индивидуальной предельной пользы всех потребителей общественного блага (линия МВ ). Предельные издержки представлены линией МС. Пересечение линий МВ и МС представляет собой равенство общей суммы предельной пользы и предельных издержек. Объем производства общественного блага QE будет оптимальным для данного блага.
Таким образом, оптимальный объем производства общественного блага QE имеет место тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равна предельным издержкам производства общественного блага: МВ = МС.
3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ
Рис. 3.4. Сбой рынка в производстве общественного блага
Проблема безбилетника (фрирайдера) – это проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него.
В потреблении общественного блага участвует множество людей. При этом у каждого возникает стимул не платить за предоставляемое благо, каждый надеется «проехать без билета». Представим, что каждый считает: его возможная плата за благо мала по сравнению с общей стоимостью общественного блага, и его решение платить или не платить не повлияет на коллективное решение. Нет смысла платить. Кроме того, каждый надеется, что благо все равно будет произведено, если многие, но не он, заплатят. Если все потребители общественного блага рассуждают таким образом, то никто из них не будет платить и общественное благо не будет произведено.
Проблема безбилетника представляет собой пример так называемой дилеммы заключенного.
Дилемма заключенного является теоретико-игровой моделью, смысл которой состоит в том, что поведение, отвечающее критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности.
Модель была названа дилеммой заключенного, так как первоначально она базировалась на примере двух заключенных, перед которыми стоит проблема признаваться или не признаваться в совершенном преступлении, причем решение они принимают независимо друг от друга.
В нашем случае каждый потребитель стоит перед выбором – платить или не платить за потребление, а, значит, и за производство общественного блага. В табл. 3.2 представлены два потребителя А и В, варианты платить и не платить, их различные сочетания. Числа означают выигрыш или пользу со знаком (+), потери со знаком (—) для потребителей при принятии того или иного решения. Предположим, что польза от общественного блага для каждого из них равна 8 единицам, а общие затраты на производство блага равны 10.
Таблица 3.2
Дилемма заключенного в случае с общественным благом
§ 7. Общественные блага и социальное государство
Общественные блага
К общественным благам относятся юридическая помощь, оборона, бесплатное образование, здравоохранение, общедоступное посещение музеев и т. д.
Общественные блага — товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.
Раньше они назывались иначе — общественные фонды потребления. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим лицам.
Общественные блага делятся на две категории — чистые и смешанные. Чистые общественные блага обладают двумя фундаментальными чертами — несоперничеством и неисключаемостью.
Несоперничество означает, что такое благо люди могут потреблять, не ущемляя возможность его потребления другими. Иными словами, прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности этих благ для остальных. Неделимость блага в потреблении, которое означает, что индивид не может выбирать объём потребления блага: все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника. Таким же благом являются информация и оборона. Полезность для меня не убывает от того, что кто-то ещё включил приёмник или пользуется защитой армии при нападении врага. Весь объём услуг по национальной обороне представляет одно неделимое благо, как и солнце, которое тоже светит одно на всех.
Неисключаемость означает равную доступность блага для всех, отсутствие дискриминации и ущемления в праве потребления. Это условие равного потребления общественного блага всеми индивидами. Если городские парки — общественное место развлечения, призванное быть одинаково доступным всем слоям, — неожиданно начинают взимать плату за вход, то это уже пример исключаемых благ.
Многие блага имеют смешанный характер. В качестве примера можно указать автомобильные магистрали, метро или автобус, потребительские свойства которых ухудшаются по мере нарастания перегруженности. А это значит, что при снижении скорости движения убывает полезность водителей. В таком случае соблюдается принцип неисключае- мости, но нарушается требование несоперничества.
Итак, основная особенность общественного блага заключается в том, что доступ к нему не ограничен единственным потребителем или группой потребителей (как в случае с личными благами) — оно должно быть доступно всем. Потребление же личных благ, напротив, носит сопернический характер, поскольку отдельные потребители должны так или иначе оплатить или заслужить доступ к ним. В зависимости от масштабов и сферы действия различают общенациональные и местные (локальные) общественные блага.
Общественное благо по определению не может приносить прибыль, поскольку доступ к нему не может быть ограничен (так называемая проблема безбилетников). Затраты на исключение могут быть слишком высоки, чтобы предлагать такие блага за деньги. Поэтому, поскольку в отсутствие потребительского спроса рынок не может нормально функционировать, общественные блага обычно предоставляются государством.