нестеров художник биография и творчество
Михаил Нестеров: жизнь и творчество художника
Михаил Васильевич Нестеров (1862, Уфа—1942, Москва) — русский и советский художник-живописец.
Содержание
Биография Михаила Нестерова
Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877–1881 и 1884–1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884), где учился у П.П.Чистякова.
Жил преимущественно в Москве, а в 1890–1910 – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Был членом «Товарищества передвижников».
Творчество Нестерова
Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В.М.Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888–1889, Третьяковская галерея). Под воздействием живописи французского символизма (П.Пюви де Шаванн и в особенности Ж.Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Таково знаменитое Видение отроку Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890, Третьяковская галерея), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типически-среднерусский пейзаж.
С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890–1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова; мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге (1894–1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902–1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908–1911).
Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.
Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная его постреволюционная выставка (1935) носит закрытый, «спецпропускной» характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы.
Таковы Художники П.Д. и А.Д.Корины (1930), Академик И.П.Павлов (1935), Скульптор И.Д.Шадр (1934), Скульптор В.И.Мухина (1940; все работы – в Третьяковской галерее) и др.
В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием Давние дни) в год его кончины.
Михаил
Васильевич Нестеров
Биография и информация
Михаил Васильевич Нестеров ( 6 (19) мая 1862, Уфа – 18 октября 1942, Москва ) – русский и советский художник, иконописец, портретист, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Академик живописи (1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). По легенде, в конце жизни Нестеров отказался писать портрет Сталина, хотя вождь дважды предлагал ему эту работу. Нестеров ответил: «Ваше лицо мне все меньше и меньше нравится».
Если бы нужно было одним словом описать творческий метод Нестерова, то это было бы слово «упорство». Свои картины он создавал подолгу, много раз переписывая даже, казалось бы, незначительную деталь. Часто оставлял работу и принимался за нее вновь, но уже на новом холсте. Когда писал «Видение отроку Варфоломею», то даже порвал первый вариант картины. Правда, нечаянно. Упал на холст, когда в сотый раз переписывал лицо отрока. Своими работами был редко когда доволен. Многие из картин уничтожил. Не любил свои росписи церкви в Абастумани, хотя этой работе отдал несколько лет жизни и занимался ею тщательно и ревниво, выверяя каждый штрих. При этом не был лишен тщеславия. Признавался, что любит приходить в Третьяковскую галерею, чтобы посмотреть реакцию публики на свои картины. И очень радовался, если посетители останавливались напротив его полотен. «Значит, есть в них что-то!» – говорил другу, художнику Турыгину.
Ученичество
Несмотря на то, что талант к рисованию у юного Нестерова проявился и был замечен преподавателями, когда ему едва исполнилось 10 лет, к званию «Художник» он шел долго и, опять-таки, упорно. Три года проучился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1880). Потом еще три года пробыл в Академии художеств в Петербурге (1880-1883) и опять три года в московском Училище, с которого начал (1883-1886).
Своим учителем поры постижения азов Нестеров считал Василия Перова. В подражании ему написал несколько картин: «В снежки» и «Карточный домик». Когда дарил своей возлюбленной Машеньке, которая впоследствии стала его женой, этюды, то непременно подписывался «ученик Перова». При этом Нестеров всегда старался преодолевать влияние на свое творчество – искал свой путь и свое место в искусстве. Позже, расписывая Владимирский собор в Киеве, он так же будет опасаться чрезмерного влияния на себя Васнецова, который был главным в работе над фресками храма.
Михаил Нестеров был православным. И в особый путь Руси веровал неистово. Хотя он очень высоко ценил творчество своего учителя Перова, картину, наподобие Перовской «Сельский Крестный ход на Пасху», в творчестве Нестерова невозможно представить. Да, с батюшками «на веселе» ему не раз доводилось сталкиваться. Однажды, изрядно выпивший поп служил заказанную художником панихиду на могиле его первой супруги. Увиденное возмутило Нестерова, но не стало поводом для картины обличительного содержания. Художник полагал, что его творчество имеет еще и воспитательную функцию: лучше показать идеал, к которому нужно стремиться, чем фиксировать недостатки. Поэтому после такого-то инцидента он написал своего «Пустынника» (1888-1889), где показал тихий и смиренный лик настоящего православного монаха.
При этом церковную тематику в своем творчестве он развивал постоянно. Под влиянием романов Мельникова-Печерского, посвященных заволжским старообрядцам, Нестеров решил, по его словам, «написать красками роман, роман в картинах…». Художник создал три из пяти задуманных «глав» романа: картины «На горах» (1896), «Великий постриг» (1897–1898) и «На Волге» (1905).
Святому Сергию Радонежскому Нестеров посвятил несколько картин: «Видения отроку Варфоломею» (1889-1890) и «Юность Сергия» (1893).
Но наиболее полно отражают мировоззрение Нестерова его картины «Святая Русь» (1901-1906) и «На Руси. Душа народа» (1915-1916).
Усердие и особый творческий метод Михаила Васильевича Нестерова были оценены. В 1910 году его избрали действительным членом Академии художеств в Москве.
Семья
Художник был дважды официально женат: в 1885 году обвенчался с Марией Мартыновской. Любимая супруга скоропостижно скончалась после родов в 1886 году. Нестеров был настолько безутешен, что еще долго изображал милый образ супруги в своих работах. Его три варианта «Царевны» (1887) и «Христова невеста» (1887) живописуют любимую Машеньку. Портрет жены на смертном одре он тоже написал, но позже уничтожил картину, потому что ему невыносимо было на нее смотреть.
Второй брак Михаил Васильевич заключил в 1902 году. С будущей супругой – 22-летней Екатериной Васильевой, 40-летний Нестеров познакомился в мае, а уже в июле они обвенчались.
При этом ради молоденькой Катеньки Михаил Нестеров оставил свою гражданскую жену Юлию Урусман, от которой у художника была дочь Вера и двое сыновей. Разрыв Нестеров считал страшным грехом и до конца жизни мучился им. Дочери материально помогал.
Была у него и «мимолетная любовь». Путешествуя на корабле, он сошелся с оперной певицей, чье имя предпочел не называть. Их связь была оборвана по инициативе возлюбленной. Она сообщила, что не может стать подругой художника: ей непосильна такая ноша. Тяжело переживая расставание, Нестеров написал «Великий постриг».
У художника было семеро детей: Дочь Ольга от первого брака; дочь Вера и сыновья от гражданской жены Юлии Урусман; две дочери и сын – Наталия, Анастасия и Алексей – от второго брака.
Портретист
Конечно, Михаил Васильевич писал портреты и раньше. Но только в послереволюционный период они заняли его целиком.
Самые известные портреты Нестерова послереволюционного периода: «Девушка у пруда» (1923), «Портрет Кориных» (1930), «Больная девушка» (1928), «Портрет академика Павлова» (1930), «Портрет биолога Северцова» (1934), «Портрет хирурга Юдина» (1935).
В новый период истории России Михаил Нестеров даже был арестован. В 1938 году провел две недели в Бутырской тюрьме, потому что его зятя – юриста Шретера – обвинили в шпионаже.
Михаил Васильевич наблюдал, как новая власть железным сапогом арестов проходит по его семье: арестовали и сослали в лагеря его дочь от первого брака – Ольгу. Потом расстреляли мужа дочери от второго брака – Наталии.
Нестеров уходил в работу, не имея сил что-то исправить в этом новом миропорядке.
Художник скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня держал в руках палитру и кисть – писал. Художника похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Михаил
Васильевич Нестеров
Михаил Васильевич Нестеров ( 6 (19) мая 1862, Уфа – 18 октября 1942, Москва ) – русский и советский художник, иконописец, портретист, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Академик живописи (1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). По легенде, в конце жизни Нестеров отказался писать портрет Сталина, хотя вождь дважды предлагал ему эту работу. Нестеров ответил: «Ваше лицо мне все меньше и меньше нравится».
Если бы нужно было одним словом описать творческий метод Нестерова, то это было бы слово «упорство». Свои картины он создавал подолгу, много раз переписывая даже, казалось бы, незначительную деталь. Часто оставлял работу и принимался за нее вновь, но уже на новом холсте. Когда писал «Видение отроку Варфоломею», то даже порвал первый вариант картины. Правда, нечаянно. Упал на холст, когда в сотый раз переписывал лицо отрока. Своими работами был редко когда доволен. Многие из картин уничтожил. Не любил свои росписи церкви в Абастумани, хотя этой работе отдал несколько лет жизни и занимался ею тщательно и ревниво, выверяя каждый штрих. При этом не был лишен тщеславия. Признавался, что любит приходить в Третьяковскую галерею, чтобы посмотреть реакцию публики на свои картины. И очень радовался, если посетители останавливались напротив его полотен. «Значит, есть в них что-то!» – говорил другу, художнику Турыгину.
Ученичество
Несмотря на то, что талант к рисованию у юного Нестерова проявился и был замечен преподавателями, когда ему едва исполнилось 10 лет, к званию «Художник» он шел долго и, опять-таки, упорно. Три года проучился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1880). Потом еще три года пробыл в Академии художеств в Петербурге (1880-1883) и опять три года в московском Училище, с которого начал (1883-1886).
Своим учителем поры постижения азов Нестеров считал Василия Перова. В подражании ему написал несколько картин: «В снежки» и «Карточный домик». Когда дарил своей возлюбленной Машеньке, которая впоследствии стала его женой, этюды, то непременно подписывался «ученик Перова». При этом Нестеров всегда старался преодолевать влияние на свое творчество – искал свой путь и свое место в искусстве. Позже, расписывая Владимирский собор в Киеве, он так же будет опасаться чрезмерного влияния на себя Васнецова, который был главным в работе над фресками храма.
Михаил Нестеров был православным. И в особый путь Руси веровал неистово. Хотя он очень высоко ценил творчество своего учителя Перова, картину, наподобие Перовской «Сельский Крестный ход на Пасху», в творчестве Нестерова невозможно представить. Да, с батюшками «на веселе» ему не раз доводилось сталкиваться. Однажды, изрядно выпивший поп служил заказанную художником панихиду на могиле его первой супруги. Увиденное возмутило Нестерова, но не стало поводом для картины обличительного содержания. Художник полагал, что его творчество имеет еще и воспитательную функцию: лучше показать идеал, к которому нужно стремиться, чем фиксировать недостатки. Поэтому после такого-то инцидента он написал своего «Пустынника» (1888-1889), где показал тихий и смиренный лик настоящего православного монаха.
При этом церковную тематику в своем творчестве он развивал постоянно. Под влиянием романов Мельникова-Печерского, посвященных заволжским старообрядцам, Нестеров решил, по его словам, «написать красками роман, роман в картинах…». Художник создал три из пяти задуманных «глав» романа: картины «На горах» (1896), «Великий постриг» (1897–1898) и «На Волге» (1905).
Святому Сергию Радонежскому Нестеров посвятил несколько картин: «Видения отроку Варфоломею» (1889-1890) и «Юность Сергия» (1893).
Но наиболее полно отражают мировоззрение Нестерова его картины «Святая Русь» (1901-1906) и «На Руси. Душа народа» (1915-1916).
Усердие и особый творческий метод Михаила Васильевича Нестерова были оценены. В 1910 году его избрали действительным членом Академии художеств в Москве.
Семья
Художник был дважды официально женат: в 1885 году обвенчался с Марией Мартыновской. Любимая супруга скоропостижно скончалась после родов в 1886 году. Нестеров был настолько безутешен, что еще долго изображал милый образ супруги в своих работах. Его три варианта «Царевны» (1887) и «Христова невеста» (1887) живописуют любимую Машеньку. Портрет жены на смертном одре он тоже написал, но позже уничтожил картину, потому что ему невыносимо было на нее смотреть.
Второй брак Михаил Васильевич заключил в 1902 году. С будущей супругой – 22-летней Екатериной Васильевой, 40-летний Нестеров познакомился в мае, а уже в июле они обвенчались.
При этом ради молоденькой Катеньки Михаил Нестеров оставил свою гражданскую жену Юлию Урусман, от которой у художника была дочь Вера и двое сыновей. Разрыв Нестеров считал страшным грехом и до конца жизни мучился им. Дочери материально помогал.
Была у него и «мимолетная любовь». Путешествуя на корабле, он сошелся с оперной певицей, чье имя предпочел не называть. Их связь была оборвана по инициативе возлюбленной. Она сообщила, что не может стать подругой художника: ей непосильна такая ноша. Тяжело переживая расставание, Нестеров написал «Великий постриг».
У художника было семеро детей: Дочь Ольга от первого брака; дочь Вера и сыновья от гражданской жены Юлии Урусман; две дочери и сын – Наталия, Анастасия и Алексей – от второго брака.
Портретист
Конечно, Михаил Васильевич писал портреты и раньше. Но только в послереволюционный период они заняли его целиком.
Самые известные портреты Нестерова послереволюционного периода: «Девушка у пруда» (1923), «Портрет Кориных» (1930), «Больная девушка» (1928), «Портрет академика Павлова» (1930), «Портрет биолога Северцова» (1934), «Портрет хирурга Юдина» (1935).
В новый период истории России Михаил Нестеров даже был арестован. В 1938 году провел две недели в Бутырской тюрьме, потому что его зятя – юриста Шретера – обвинили в шпионаже.
Михаил Васильевич наблюдал, как новая власть железным сапогом арестов проходит по его семье: арестовали и сослали в лагеря его дочь от первого брака – Ольгу. Потом расстреляли мужа дочери от второго брака – Наталии.
Нестеров уходил в работу, не имея сил что-то исправить в этом новом миропорядке.
Художник скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня держал в руках палитру и кисть – писал. Художника похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Биография Михаила Васильевича Нестерова
31 мая исполняется 150 лет со дня рождения русского художника Михаила Нестерова.
Выдающийся русский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР Михаил Васильевич Нестеров родился 31 (19 по старому стилю) мая 1862 года в Уфе в религиозной купеческой семье. Его мать, Мария Нестерова, происходила из старинного рода Ростовцевых. Отец, Василий Нестеров, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами.
До двенадцати лет Нестеров учился в Уфимской гимназии. В 1874 году будущий художник переехал в Москву, в 1874-1876 годах учился в реальном училище К.П. Воскресенского.
В 1876-1880 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди преподавателей училища были знаменитые передвижники Павел Сорокин, Илларион Прянишников и Василий Перов.
С 1879 года Михаил Нестеров начал принимать участие в проводившихся в училище ученических выставках. Его работы раннего периода, такие как «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе», были написаны в традициях русского передвижничества.
В 1881 году Нестеров, пребывающий в поисках своего художественного стиля, перебрался в Санкт-Петербург, где поступил в Академию Художеств. Академия не оправдала надежд художника, и в 1883 году он вернулся в Москву. Вновь поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Михаил Нестеров попал в класс к Владимиру Маковскому.
В последние годы обучения в училище Нестеров обратился к теме прошлого России. Среди работ того времени «Прием послов», «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве», «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным».
В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» Нестеров получил звание свободного художника.
В 1889 году Нестеров предложил свою картину «Пустынник» на XVII передвижную выставку в Санкт-Петербурге. Еще до открытия на полотно обратил внимание Павел Третьяков и приобрел его для своей галереи. Картина стала одной из первых работ Нестерова, заявивших особый почерк художника. Тема ухода от мирской суеты в мир русских святых и, в первую очередь, Сергея Радонежского, стала одной из ключевых в его творчестве.
В 1890 году Михаила Нестерова пригласили принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве вместе с Виктором Васнецовым. Художник принял приглашение и в 1893-1894 годах создал запрестольный образ «Рождество Христово».
В 1894-1896 годах работал над мозаиками храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.
В 1901 году Михаил Нестеров посетил Соловецкие острова, где познакомился с жизнью русского Севера и северных монастырей. Под впечатлением от путешествия художником были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».
В 1901-1905 годах Нестеров работал над полотном «Святая Русь». Тему явления Христа народу художник попытался перевести на русскую почву и показать явление Христа русскому народу.
В 1907 году Нестеров согласился на предложение великой княгини Елизаветы Федоровны и взялся расписывать храм Покрова Богородицы при Марфо-Мариинской обители в Москве. Над росписью он работал четыре года вместе с архитектором Алексеем Щусевым.
В 1909-1914 годах в творчестве Михаила Нестерова зазвучала тема тихой человеческой жизни, ничем не замутненной радости бытия. Именно этой теме посвящены работы «Вечерний звон», «Схимник», «Тихие воды», «Старец».
После революции 1917 года Михаил Нестеров не сразу оставил тему «Святой Руси», он написал такие картины, как «Молитва», «Мать Евпраксия», «У монастырской стены».
Последней работой художника стал пейзаж «Осень в деревне».
В последние годы жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 года под названием «Давние дни». Книга имела большой успех.
Скончался художник в Москве 18 октября 1942 года и был погребен на Новодевичьем кладбище.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Художник Михаил Нестеров и его картины
Художник Михаил Васильевич Нестеров родился 19 (31) мая 1862 года в городе Уфе. Учился там же в Оренбургской мужской гимназии. После её окончания осенью 1874 года Нестеров переехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище. Однако он не смог сдать экзамены и в итоге поступил в реальное училище К.П. Воскресенского.
Нестеров М.В. Автопортрет. 1915 г.
Забегая вперёд, стоит отметить, что несмотря на отъезд, Нестеров часто посещал родной город. Последний раз он приезжал в Уфу в 1914 году. Здесь похоронены его родители и сестра. Усадьба семьи Нестеровых была на центральной улице (ныне ул. Ленина). Дом не сохранился, на его месте стоит гостиница «Агидель». В 2012 году на её фасаде установили мемориальную табличку, сообщающую, что тут был дом Нестеровых.
Нестеров М.В. Кабинет отца. Конец 1870-х гг.
В 1877 году Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он писал картины и участвовал в ученических выставках. Среди ранних работ Нестерова: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Они написаны в традициях русского передвижничества.
В 1881 году Нестеров переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. Однако Петербургская академия разочаровала Нестерова. В 1882 году он вернулся в Москву с надеждой вновь поступить в училище к художнику В.Г. Перову, однако любимый преподаватель был уже при смерти. Нестеров написал портрет умирающего наставника. В 1882 году Нестеров вновь поступил в училище живописи, где учился у А.К. Саврасова.
Нестеров М.В. В Уфе
Лето 1883 года Нестеров провёл на родине в Уфе. Там он встретился с М.И. Мартыновской, своей будущей женой. Вернувшись в Москву, учился в классе В.Е. Маковского.
С 1884 года Нестров писал жанровые картины на исторические темы. Среди них «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Ради заработка не отказывался и от создания рисунков для журналов и книг. Они вошли в том числе в издания произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского.
Нестеров М.В. Родина Аксакова
В 1885 году за картину «Призвание М.Ф. Романова на царство» Нестеров получил звание свободного художника, а годом позже за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.
В мае 1886 года у Нестерова родилась дочь Ольга, но при родах умерла его жена М.И. Мартыновская. На некоторых последующих картинах художника угадываются черты погибшей супруги. В них чувствовалась душевная красота и глубокая безысходная скорбь русской женщины. Позже он женился второй раз на Е.П. Васильевой.
Нестеров М.В. Портрет М.И. Нестеровой, первой жены художника
Нестеров М.В. Портрет О.М. Нестеровой, дочери художника
Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности таланта Нестерова, считается «Пустынник» (1888-89 гг.). На XVII Передвижной выставке эта картина стала настоящим событием и поставила молодого Нестерова в ряд выдающихся живописцев того времени. На картине изображён старец-монах, который ушёл от мирской суеты и нашёл счастье в уединении и светлой тишине угасающей осенней природы.
Нестеров М.В. Пустынник, 1888-89 гг.
«Пустынник» приглянулся П.М. Третьякову, который приобрёл картину. На полученные деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие. Он посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. Знакомясь с другими странами и их культурой, у него рождались сюжеты для новых картин.
С 1889 году Нестеров участвовал в деятельности Товарищества передвижников, в 1896 года стал членом товарищества.
Нестеров М.В. Старый да малый. 1887 г.
Нестеров М.В. Портрет Л.Н. Толстого. 1907 г.
Нестеров М.В. За приворотным зельем. 1888 г.
В 1890 году Михаила Нестерова пригласили работать над росписью Владимирского собора в Киеве. Поколебавшись, художник всё же согласился. Затем Нестеров отдал более 22 лет своей жизни работе над церковными росписями и иконами. Святых он часто изображал на фоне природы, что было необычным для фресковой живописи того времени.
Нестеров М.В. На Руси (Душа народа). 1915-16 гг.
Нестеров М.В. Святая Русь
В 1898 году младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил Нестерова расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. В живописи Нестерова всё чаще стала появляться религиозная тема.
Нестеров М.В. Видение отроку Варфоломею. 1889-90 гг.
Нестеров часто бывал в Ялте, где познакомился с А.М. Горьким, А.П. Чеховым, Д.Н. Мамин-Сибиряком, А.И. Куприным, Н.Д. Телешовым, Ф.И. Шаляпиным, М.Н. Ермоловым, художниками В.М. Васнецовым, И.Г. Мясоедововым.
Нестеров М.В. Старец. Раб Божий Авраамий. 1914-16 гг.
В 1901 году Нестеров совершил поездку в Соловецкий монастырь. После этого родилась серия картин про Соловки и русский Север.
Нестеров М.В. Молчание, 1903 г.
Под впечатлением от романов П.И. Мельникова-Печерского, посвящённых жизни старообрядцев, Нестеров писал в том числе картины на эту тематику.
Нестеров М.В. Девушки на берегу реки
За картину «Великий постриг» Нестеров был удостоен звания академика живописи. На ней изображена юная девушка с глубокой печалью на лице, идущая на постриг в сопровождении монахинь из затерявшегося в лесной глуши старообрядческого скита.
Нестеров М.В. Великий постриг
После начала Гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году художник переехал в Армавир, где заболел и долго не работал. Лишь в 1920 году он вернулся в Москву.
Нестеров М.В. Начало весны (Ранняя весна). 1905 г.
Нестеров М.В. Осенний пейзаж, 1906 г.
После революции Михаил Нестеров занялся портретной живописью. Он написал портреты многих известных людей. Среди них художник В.М. Васнецов, скульпторы И.Д. Шадр и В. И. Мухина, писатели Максим Горький и Лев Толстой, физиолог И.П. Павлов, архитектор А.В. Щусев и другие.
Нестеров М.В. Портрет скульптора И.Д. Шадра. 1934 г.
Нестеров М.В. Портрет Веры Мухиной. 1940 г.
Нестеров М.В. Портрет архитектора А.В.Щусева. 1941 г.
В 1941 году за портрет И.П. Павлова художнику дали Сталинскую премию.
Нестеров М.В. Портрет академика Павлова, 1935 г.
С 1920 года Михаил Нестеров жил в Москве по адресу ул. Сивцев Вражек, 43. Уже будучи в годах Михаил Васильевич, написал воспоминания, которые вышли отдельной книгой под названием «Давние дни». Последней работой Нестерова была картина «Осень в деревне» (1942), написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…» за несколько месяцев до смерти художника.
В 1938 году Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, юрист Виктор Шретер, был обвинён в шпионаже и расстрелян. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась инвалидом в 1941 году.
Нестеров скончался в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года от инсульта в возрасте 80 лет. Незадолго до смерти его наградили орденом Трудового Красного Знамени и дали звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Нестеров М.В. Осенний пейзаж. 1934 г.
За годы жизни Нестеров написал несколько сотен картин. Их можно увидеть во многих музеях России. Одна их крупнейших в России коллекций художника – в собрании Башкирского государственного художественного музея (109 экспонатов, в основном дореволюционные работы).
Нестеров М.В. На горах. 1896 г.
В городе Уфе художника помнят и чтят. Его имя присвоено Башкирскому государственному художественному музею. И это неслучайно. Ещё в 1905 году у него зародилась мысль открыть в родной Уфе художественный музей. В 1913 году Нестеров, «желая содействовать художественному образованию своих земляков», подарил Уфе 102 картины известных художников. Правда, открытие музея затянулось. Первых посетителей он принял лишь в 1920 году.
Нестеров М.В. Зима в монастыре. 1904 г.
В 2015 году у здания музея открыли памятник Михаилу Нестерову. Проект памятника выполнен художником Ф. Нуриахметовым в соавторстве с В. Лобановым по эскизу Б Н. Калинушкина.
Памятник М.В. Нестерову в Уфе
Интересно, что в 1991 году М.В. Нестеров был изображён на лицевой стороне купюры номиналом 50 уральских франков.
50 уральских франков с портретом М.В. Нестерова