нестеров летчик краткая биография
Петр Нестеров краткая биография
Петр Нестеров краткая биография
Пётр Николаевич Нестеров— русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова).
Родился 15 (27) февраля 1887 года в Нижнем Новгороде в семье офицера.
В 1910 году произошло знакомство Нестерова с учеником Н. Е. Жуковского (создателя аэродинамики как науки) Петром Соколовым. После этого Петр Нестеров начал увлекаться авиацией. В 1913 году он окончил авиационный отдел Офицерской Воздухоплавательной школы.
Набравшись опыта в сфере пилотирования, Нестеров смог сконструировать свой давно задуманный планер. Находясь в авиационном отряде в Киеве, он модифицировал стоявший на вооружении в армии самолет «Ньюпор-4», разработал конструкцию семицилиндрового двигателя, занимался разработками скоростного одноместного самолета, осваивал крутые виражи.
Утверждая, что воздух будет удерживать самолет в любом направлении при правильном управлении, Петр Нестеров воплотил свои идеи в жизнь. 9 сентября 1913 года над Сырецким полем киевского аэродрома на самолете «Ньюпор-4» он совершил «мертвую петлю». Это был настоящий прорыв в авиации, Нестеров стал героем своего времени и был удостоен золотой медали Киевского Общества воздухоплавания.
В 1914 году началась Первая мировая война, и Нестеров командовал авиационным отрядом на Юго-Западном фронте. Он осуществлял не только разведку, но и бомбардировку. Он был настолько умелым летчиком, что австрийское командование назначило за его обезвреживание крупную награду, а австрийские летчики узнавали стиль полета Нестерова на любом самолете.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Родился в Нижнем Новгороде 27 февраля (15 февраля по старому стилю) 1887 года в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса Николая Фёдоровича Нестерова (1863—1890). После неожиданной смерти отца материальное положение семьи сильно ухудшилось. Его мать, Маргарита Викторовна, не имея средств на оплату жилья, была вынуждена переехать вместе с четырьмя детьми во Вдовий дом. 26 августа (8 сентября по старому стилю) 1897 года Нестеров поступил в Нижегородский кадетский корпус, где в своё время его отец занимал должность воспитателя. В 1904 году Нестеров закончил корпус.
После окончания корпуса Пётр Николаевич в числе шести лучших выпускников был направлен в Михайловское артиллерийское училище. В 1906, отлично выдержав выпускные экзамены, Нестеров, произведённый в подпоручики, попал по распределению в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, служил во Владивостоке, где лично разработал правила корректирования стрельбы из аэростата.
Увлечение авиацией началось у Петра Николаевича с 1910 года. В июле—августе 1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Пётр Николаевич познакомился с учеником профессора Н. Е. Жуковского — Петром Петровичем Соколовым и вскоре стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. В 1912 году Нестеров сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного лётчика, и уже в сентябре 1912 г 25-летний поручик Пётр Нестеров совершил первый самостоятельный полет, а в 1913 году — окончил курс авиационного отдела Офицерской Воздухоплавательной школы. В мае 1913 года он был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте, а в июне переведён в 11-й корпусный отряд 3-й авиационной роты. Вскоре Пётр Николаевич стал командиром отряда. Перед отправкой на новое место службы его направили в Варшаву для обучения на самолете «Ньюпор», которые тогда приняли на вооружение армии.
Владея глубокими знаниями в области математики и механики, имея достаточный пилотажный опыт, П. Н. Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и осуществил их на практике. В своей работе о «взаимодействии руля глубины и направления при значительных углах крена» он впервые доказал, что во время выполнения виражей с креном больше 45 градусов происходит изменение в работе руля: руль высоты выполняет функции руля направления, а руль направления — руля высоты. После назначения командиром отряда Нестеров ввёл обучение полётам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку.
Он также разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и ведения воздушного боя, освоил ночные полёты. В августе 1913 года возглавил групповой перелёт (в составе трёх машин) по маршруту Киев — Остёр — Козелец — Нежин — Киев с посадками на полевых аэродромах. Во время перелёта впервые в истории авиации проводилась маршрутная киносъёмка. В первой половине 1914 года Пётр Николаевич осуществил два перелёта: Киев — Одесса за 3 часа 10 минут и Киев — Гатчина за 9 часов 35 минут. Для того времени это было большим достижением.
Идея о мёртвой петле зародилась у Нестерова ещё до 1912 года, но в этом году, будучи учеником гатчинского авиационного отряда, он уже теоретически доказал возможность «мёртвой петли». «Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолёт при правильном управлении им, » — писал он. В выходящем при школе «Альманахе», выпускаемом учениками, в том же 1912 году была напечатана следующая шарада «Кто он?»:
«
Ненавидящий банальность,
Полупризнанный герой,
Бьёт он на оригинальность,
Своею мёртвою петлёй
»
На эту шараду Нестеров, угадавший себя в этом четверостишии, ответил так:
«
Коль написано: петля,
То, конечно, это я.
Но ручаюсь вам, друзья,
На петлю осмелюсь я.
Одного хочу лишь я,
Свою петлю осуществляя:
Чтобы эта «мёртвая петля»
Была бы в воздухе живая.
Не мир хочу я удивить,
Не для забавы иль задора,
А вас хочу лишь убедить,
Что в воздухе везде опора…
»
Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолёта всюду опора», 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем П. Н. Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте «Ньюпор—4» с двигателем «Гном» в 70 л. с. замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.
Из Иллюстрированного журнала Искры Воскресенье, 25 мая 1914 года № 20
Он сделал мёртвую петлю в Киеве на Сырецком военном аэродроме 27-го августа 1913 г. в 6 час. 15 мин. вечера. Это удостоверено в протоколе спортивного комиссара киевского общества воздухоплавания, где сказано, что Нестеров, действительно, совершил в это день «полёт по замкнутой кривой в вертикальной плоскости или так называемую мёртвую петлю». Уже после Нестерова французский авиатор Пегу, узнав об опыте русского авиатора, совершил в Париже свою первую мёртвую петлю. 11 мая с. г. Нестеров совершил большой перелёт из Киева в Гатчину, покрыв 1.200 вёрст в 8 часов. Он вылетел из Киева около 3-х часов утра, захватив с собою в качестве пассажира унтер-офицера киевского авиационного отряда Нелидова. Всё время Нестеров летел на высоте 600 метров со средней скоростью 125 вёрст в час. Своим последним перелётом Нестеров побил все русские рекорды на продолжительность полёта, на скорость, на скорость с пассажиром и т. д.
10 февраля 1914 года Киевское Общество воздухоплавания отметило Нестерова за научную разработку вопроса о глубоких кренах и за осуществлённую им «мёртвую петлю», присудив ему золотую медаль Общества. Позже Киевское городское руководство от лица города вручило отважному пилоту-новатору памятный золотой жетон, с которым Пётр Николаевич никогда не расставался.
Также являлся кавалером орденов Святой Анны ІІІ степени и Святого Станислава ІІІ степени. Посмертно награждён орденом Святого Георгия IV степени (25.1.1915).
Первая мировая война
В 1914 году Нестеров был произведён в штабс-капитаны и назначен начальником авиационного отряда. С началом Первой мировой войны он отбыл на Юго-Западный фронт, 11 авиаотряд принимал участие в боях за Львов. Нестеров осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами.
Бомбометание было проведено лётчиком так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.
Осуществив за время войны 28 вылетов, 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква Пётр Николаевич Нестеров совершил свой последний подвиг — протаранил самолёт, в котором находились пилот Франц Малина (Franz Malina) и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь (Friedrich von Rosenthal), которые вели воздушную разведку передвижения русских войск. Дело в том, что в начале войны самолёты всех воюющих стран, кроме русского «Ильи Муромца», не имели пулемётов. Командование считало, что основная задача авиации — разведка, и наличие пулемётов будет отвлекать лётчиков от выполнения основной задачи. Поэтому первые воздушные бои велись с помощью карабинов и револьверов. Таран же был самым эффективным способом сбить вражеский самолёт.
Нестеров погиб в 27 лет. После Нестерова остались жена и двое детей — девочка, 5-ти лет, и мальчик, 3-х лет.
Следует отметить, что Нестеров не имел намерения уничтожить самолёт врага ценой собственной жизни. В «Акте расследования по обстоятельствам геройской кончины начальника 11-го корпусного авиационного отряда штабс-капитана Нестерова» указывалось: «Штабс-капитан Нестеров уже давно выражал мнение, что является возможным сбить неприятельский воздушный аппарат ударами сверху колёсами собственной машины по поддерживающим поверхностям неприятельского аппарата, причём допускал возможность благополучного исхода для таранящего лётчика».
Генерал-квартирмейстер штаба 3-й армии М. Д. Бонч-Бруевич, ставший невольным свидетелем гибели пилота, приводит в своих мемуарах следующие воспоминания:
Австрийский аэроплан держался на порядочной высоте и всё время делал круги над Жолкевом, что-то высматривая.
Едва я отыскал в безоблачном небе австрийца, как послышался шум поднимавшегося из-за замка самолёта. Оказалось, что это снова взлетел неустрашимый Нестеров.
Потом рассказывали, что штабс-капитан, услышав гул австрийского самолёта, выскочил из своей палатки и как был в одних чулках забрался в самолёт и полетел на врага, даже не привязав себя ремнями к сиденью.
Поднявшись, Нестеров стремительно полетел навстречу австрийцу. Солнце мешало смотреть вверх, и я не приметил всех манёвров отважного штабс-капитана, хотя, как и все окружающие, с замирающим сердцем следил за развёртывавшимся в воздухе единоборством.
Наконец, самолёт Нестерова, круто планируя, устремился на австрийца и пересёк его путь; штабс-капитан как бы протаранил вражеский аэроплан,- мне показалось, что я отчётливо видел, как столкнулись самолёты.
Австриец внезапно остановился, застыл в воздухе и тотчас же как-то странно закачался; крылья его двигались то вверх, то вниз. И вдруг, кувыркаясь и переворачиваясь, неприятельский самолёт стремительно полетел вниз, и я готов был поклясться, что заметил, как он распался в воздухе.
Какое-то мгновение все мы считали, что бой закончился полной победой нашего лётчика, и ждали, что он вот-вот благополучно приземлится. Впервые применённый в авиации таран как-то ни до кого не дошёл. Даже я, в те времена пристально следивший за авиацией, не подумал о том, что самолёт, таранивший противника, не может выдержать такого страшного удара. В те времена самолёт был весьма хрупкой, легко ломающейся машиной.
Неожиданно я увидел, как из русского самолёта выпала и, обгоняя падающую машину, стремглав полетела вниз крохотная фигура лётчика. Это был Нестеров, выбросившийся из разбитого самолёта. Парашюта наша авиация ещё не знала; читатель вряд ли в состоянии представить себе ужас, который охватил всех нас, следивших за воздушным боем, когда мы увидели славного нашего лётчика, камнем падавшего вниз…
Вслед за штабс-капитаном Нестеровым на землю упал и его осиротевший самолёт. Тотчас же я приказал послать к месту падения лётчика врача. Штаб располагал всего двумя легковыми машинами — командующего и начальника штаба. Но было не до чинов, и показавшаяся бы теперь смешной длинная открытая машина с рычагами передачи скоростей, вынесенными за борт, лишенная даже смотрового стекла, помчалась к месту гибели автора первой в мире «мёртвой петли».
Когда останки Нестерова были привезены в штаб и уложены в сделанный плотниками неуклюжий гроб, я заставил себя подойти к погибшему лётчику, чтобы проститься с ним, — мы давно знали друг друга, и мне этот человек, которого явно связывало офицерское звание, был больше чем симпатичен.
Его темневшая изуродованная голова как-то странно была прилажена к втиснутому в узкий гроб телу. Случившийся рядом штабной врач объяснил мне, что при падении Нестерова шейные позвонки ушли от полученного удара внутрь головы…
— Бонч-Бруевич М. Д. Вся власть Советам!. — Воениздат. — М., 1958.
В 1914 году на месте гибели Петра Нестерова у г. Жолква (с 1951 по 1992 — г. Нестеров) был сооружён монумент. Позднее, в 1980 году, здесь построили мемориал памяти героя-авиатора: памятник с мёртвой петлёй, заканчивающейся взлётом вверх реактивного самолёта и небольшой музей. Расположение мемориала: на дороге Жолква — Рава-Русская в населённом пункте Воля-Высоцкая.
В 1990-е годы музей был заброшен и разграблен.
Нестеров для разрушения оболочки дирижабля установил в хвостовой части аэроплана «нож-пилку», а для поражения воздушного винта самолёта неприятеля — длинный трос с грузом на конце в виде «кошки».
Через семь месяцев после гибели Петра Нестерова, в марте 1915 г, его воздушный таран применил поручик А. А. Казаков. После удачной атаки пилот благополучно возвратился на аэродром.
Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.
14 20 38 57 63 80 95 98 114 121 140 157 171 181 192 207 219 220 226 229 239 263
Н Е С Т Е Р О В П Ё Т Р Н И К О Л А Е В И Ч
263 249 243 225 206 200 183 168 165 149 142 123 106 92 82 71 56 44 43 37 34 24
16 23 42 59 73 83 94 109 121 122 128 131 141 165 179 185 203 222 228 245 260 263
П Ё Т Р Н И К О Л А Е В И Ч Н Е С Т Е Р О В
263 247 240 221 204 190 180 169 154 142 141 135 132 122 98 84 78 60 41 35 18 3
НЕСТЕРОВ ПЁТР НИКОЛАЕВИЧ = 263 = 106-СОВЕРШИЛ + 157-АВИАКАТАСТРОФУ.
263 = 185-\ 138-АВИАКАТАСТРОФА + 47-ПОГИБ \ + 78-ОТ УДАРА.
263 = 219-\ АВИАКАТАСТРОФА + 47-ПОГИБ +34-ОТ. \ + 44-УДАРА.
263 = 98-ГИБНЕТ ПРИ + 165-ТАРАНЕ АЭРОПЛАНА.
263 = 43-ПРИ + 220-ТАРАНЕ АЭРОПЛАНА ГИБНЕТ.
185 = 138-АВИАКАТАСТРОФА + 47-ПОГИБ
_________________________________________
84 = АВИАКАТАСТ\ рофа \
157 = 123-КАТАСТРОФА + 34-ГИБЕЛ\ ь \
______________________________________
123 = КАТАСТРОФА
157 = ГИБНЕТ ПРИ ТАРАНЕ А\ эроплана \
________________________________________
123 = КАТАСТРОФА
263 = 132-УХОД ИЗ ЖИЗНИ + 131-В КАТАСТРОФЕ.
Достоверность этой дешифровки проверим таблицей:
20* 42* 57* 62 72 81 89 99 108 122*132** 135** 146 147 166 167 185*204 221**236 257 263*
У Х О Д И З Ж И З Н И В К А Т А С Т Р О Ф Е
263*243*221*206* 201 191 182 174 164 155 141** 131** 128*117 116 97 96 78* 59** 42* 27 6
Мы видим одинаковые цепочки цифр: 122-132-135 и 128-131-141
а также три одинаковых столбца: 132**\\141** 131**\\135** 59**\\221**
к центральным столбцам 132**\\141** и 135**\\131** слева и справа примыкают по десять букв.
Код ДНЯ ГИБЕЛИ: 86-ДВАДЦАТЬ + 89-ШЕСТОЕ + 66-АВГУСТА = 241 = ЛЕТАЛЬНОЕ В ТАРАНЕ АВИАТОР\ а \.
Со словами АВГУСТА = 66 = АВИАТОР мы встречались в статье «Авиакатастрофа лётчика-шпиона Ф. Г. Пауэрса» http://www.proza.ru/2012/09/24/709
Проверим эту дешифровку тремя таблицами:
5 8 9 14 37* 38** 57 86* 111*117*135 154*169**175** 176**179**183 203*221 240 241*
Д В А Д Ц А Т Ь Ш Е С Т О Е А В Г У С Т А
241*236 233 232 227 204**203*184 155*130*124*106 87** 72** 66** 65** 62* 58 38* 20 1
12 18 37* 38** 50 79 93 108 114 117* 136 137 154*155*169*175** 176**179**189 190 209 224 241*
Л Е Т А Л Ь Н О Е В Т А Р А Н Е А В И А Т О Р \ а \
241*229 223 204**203*191 162 148 133 127 124*105 104 87* 86* 72** 66** 65** 62* 52 51 32 17
3 22 23 40 41 55 61 73 79 98 99 111*140 154*169**175** 176**179**189 190 209 224 241*
В Т А Р А Н Е Л Е Т А Л Ь Н О Е А В И А Т О Р \ а \
241* 238 219 218 201 200 186 180 168 162 143 142 130*101 87** 72** 66** 65** 62* 52 51 32 17
Мы видим по 4 совпадающих столбца, причём в нижней таблице они идут подряд:
в обеих нижних таблицах читаем:
241 = 189-УДАРИЛСЯ ГОЛОВОЙ + 52-ТАРАН.
Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 86-ДВАДЦАТЬ + 66-СЕМЬ = 152 = 47-ПОГИБ + 105-ГИБЕЛЬ МОЗГА.
Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:
157 = ГИБНЕТ ПРИ ТАРАНЕ А\ эроплана \
_________________________________________
123 = ДВАДЦАТЬ СЕМ\ ь \ = КАТАСТРОФА
Петр Нестеров
Биография
Петр Нестеров был легендой русской авиации времен Первой мировой войны, пилотом, впервые в истории выполнившим фигуру высшего пилотажа под названием «мертвая петля». Последним подвигом штабс-капитана стало уничтожение вражеского самолета путем непосредственного контакта — самолет, управляемый героем, протаранил австрийский биплан.
Детство и юность
Петр Николаевич Нестеров родился в феврале 1887 года в доме офицера, работавшего воспитателем в Нижегородском кадетском корпусе. Семья будущего героя жила скромно, без изысков. После внезапной кончины кормильца мать Маргарита Викторовна и дети Николай, Александра, Петр и Михаил оказались на грани голодной смерти.
Продав квартиру, вдова русского военного переехала в дом для неимущих и попала под опеку государства. Молодое поколение с ранних лет училось самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Каким-то чудом женщине удалось устроить старших сыновей в военно-учебное заведение, где когда-то преподавал муж. Петя и Коля оценили заботу матери и ревностно грызли гранит науки.
По сведениям очевидцев, автор мертвой петли был отважным и отзывчивым мальчиком с ранимой душой и гипертрофированным чувством прекрасного. Он любил рисовать, петь и играть на мандолине.
В студенческие годы воспитанник Нижегородского кадетского корпуса пристрастился к литературе и начал взахлеб читать книги о морских путешествиях и географических открытиях. Ему импонировали образы мореплавателей и героев-первопроходцев, а также людей, совершавших подвиги в годы сотрясавших землю войн.
Особое внимание юный Нестеров уделял физике, математике и другим точным наукам, поэтому проблем с педагогами не возникало. Петю считали первым учеником в классе, учился он легко и с удовольствием.
В середине 1904 года сын офицера получил диплом с отличием и поступил в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге.
В заведении, созданном по приказу потомка Павла I, в то время набрали штат опытных профессоров и наставников, и Петр получил возможность «поднатореть» в теории и практике военного дела. Готовясь к будущей службе, юноша тщательно изучал действия артиллеристов в период русско-японского конфликта и читал много исторических книг о войне 1904–1905 годов.
На 2-м курсе, после успешной сдачи экзаменов, Нестеров получил чин подпоручика, позволявший попасть в стрелковую бригаду.
Личная жизнь
О личной жизни Петра Нестерова биографам известно немного, к 27 годам у русского летчика были жена и двое детей. После трагической смерти пилота заботу о вдове Ядвиге Луневской, сыне Петре и дочери Маргарите взял на себя близкий друг семьи, преподаватель Нижегородского речного училища Владимир Докучаев.
Военная карьера
Поворотным моментом в биографии Нестерова стал визит в находившуюся неподалеку от лагеря 9-й Восточно-Сибирской артиллерийской бригады воздухоплавательную роту. Там молодой офицер впервые увидел аэростат.
Изучив устройство хитрой машины, Петр предложил использовать ее как наблюдательный пункт для корректировки стрельбы. Идея понравилась командирам, и нижегородца в качестве эксперимента прикомандировали к импровизированной крылатой станции, что позволяло регулярно подниматься в небо.
Нестеров полюбил ощущение полета и в 25-летнем возрасте поступил в гатчинское императорское учебное заведение, готовившее аэронавтов. Осенью 1912 года потомок русского офицера получил доступ к самостоятельному управлению легким воздушным судном.
Через 6 месяцев Нестеров в звании военного летчика поступил в авиационный отряд в Варшаве, а к осени 1912 года, освоив боевые «ньюпоры», зарекомендовал себя как ас-экспериментатор. Однажды на высоте 1,6 тыс. метров летчик выключил двигатель и кругами спланировал над польской столицей, приведя в восторг изумленных коллег.
Петр Николаевич впервые исполнил опасный трюк — мертвую петлю в небе над Киевом. После того как самолет, выпущенный французской авиакомпанией, достиг границы с облаками, пилот заглушил мотор и вошел в крутое пике. Разогнавшись, хрупкая на первый взгляд конструкция изменила направление и ринулась навстречу солнцу, замкнув начатую дугу.
Местное общество воздухоплавания наградило героя почетной медалью, а командование пожаловало чин штабс-капитана и должность командира авиационного отряда. Новый статус позволил уроженцу Нижнего Новгорода практиковаться в искусстве полета и реализовывать теоретические разработки по усовершенствованию технического оснащения и внешнего вида машин.
В годы Первой мировой войны Нестеров усовершенствовал тактику проведения ночной разведки и нашел беспрецедентные способы применения авиации в полевых условиях. Он стал специалистом в бомбометании и поразил десятки вражеских объектов.
Подданный Российской империи вынашивал мысль о возможности ведения контактного боя с использованием тарана, при котором самолет противника сбивался ударом сверху по фюзеляжу или крыльям. Это сработало на практике летом 1914 года при встрече с самолетом австрийца Августа фон Розенталя, проводившего с воздуха разведку позиций русской армии.
Смерть
26 августа 1914 года в небе над Львовом герой Первой мировой войны заметил вражеский биплан «Альбатрос». Пилот, не опасаясь внезапной атаки, парил на высоте, до которой не доставали орудийные залпы русских.
Нестеров, облетая лагерь на маневренном самолете «Моран», бросился наперерез потерявшему страх противнику и врезался в хвост тяжелой машины.
Барон Розенталь, находившийся за штурвалом тяжелого немецкого судна, пытался ретироваться, но Нестеров догнал его и уничтожил ценой собственной жизни.
Памятник Нестерову на Лукьяновском кладбище Киева
О заслугах Нестерова говорили на траурной церемонии у алтаря Никольского военного собора. Отважного летчика похоронили в Киеве как национального героя.
О подвиге аса, за чью голову назначались награды, написала русская и иностранная пресса. В журналах, посвященных воздухоплаванию, опубликовали фотопортрет.
Документальные кадры, запечатлевшие пируэты, которые исполнял пилот от Бога, попали в многосерийный фильм «Крылья России», рассказывавший о достижениях русской авиации. Петля Нестерова и воздушный таран принесли победы советским пилотам в годы Великой Отечественной войны.
Штабс-капитан Петр Нестеров: траектория подвига
27 февраля 1887 года родился Пётр Николаевич Нестеров – легендарный военный летчик, первым в мире выполнивший «мертвую петлю» и совершивший первый воздушный таран.
Отечественные авиаторы и авиаконструкторы – это ярчайшая плеяда первооткрывателей и первопроходцев мировой авиации. И в этом созвездии особенно ярко сверкает имя летчика, авиаконструктора и теоретика Петра Нестерова.
Всего 27 лет жизни было отпущено этому невероятно энергичному человеку: он родился 27 (15 по ст. ст.) февраля 1887 года, а погиб 8 сентября (26 августа по ст. ст.) 1914 года. Но за эти неполные три десятка лет Нестеров успел очень многое, и в этом многом он не раз был первым. Его имя носит одна из самых знаменитых фигур высшего пилотажа — «петля Нестерова», она же «мертвая петля». Один из первых проектов самолета без вертикального оперения был разработан Нестеровым. И первый таран, который, к сожалению, стоил жизни великолепному летчику, тоже совершен Петром Нестеровым.
Фотоснимок с автографом штабс-капитана Петра Нестерова,
сделанный вскоре после окончания авиационного класса Офицерской воздухоплавательной школы.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Офицер, сын офицера
Отечественная история конца XIX — начала ХХ века знает множество необыкновенно целеустремленных людей, заставивших российскую науку и технику, географию и военное дело шагнуть далеко вперед. И это совершенно закономерно. Сама эпоха требовала таких персонажей, и социум активно откликался на такой запрос, давая возможность реализоваться людям без особой оглядки на сословия.
Жизнь Петра Нестерова служит еще одним примером тому. Третий ребенок в семье штабс-капитана Николая Нестерова, воспитателя Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса, он очень рано узнал, что такое стесненные обстоятельства жизни. Каприз судьбы: отец будущего легендарного летчика умер в 1889 году в том же возрасте, в котором погибнет его сын – в 27 лет. Его вдова, Маргарита Нестерова, осталась одна с дочерью и тремя сыновьями, старшему из которых было семь лет, а младшему едва исполнилось несколько месяцев. Небольшая офицерская пенсия не оставляла мальчишкам иного шанса на образование, как бесплатное обучение в том же кадетском корпусе. И десятилетний Петр вслед за старшим братом Николаем отправился постигать военную науку.
Петр Нестеров в только что введенной форме военного летчика Русской императорской армии.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Именно тогда и проявилась его настойчивость и умение добиваться своего, невзирая ни на какие препятствия. Широко известна характеристика, которую кадету-выпускнику Петру Нестерову дали в корпусе: «Обладает острым умом, чрезвычайно настойчив в принятых решениях, проявляет динамический характер, идеальный тип будущего офицера с ярко выраженными моральными качествами и храбростью». Все это было правдой и очень точно описывало характер молодого военного.
Дальнейшая карьера Петра Николаевича Нестерова могла бы сложиться более чем гладко. Будучи одним из лучших выпускников 1904 года, он получает направление на дальнейшую учебу в Михайловское артиллерийское училище – одно из лучших того времени. Его Нестеров тоже окончил блестяще. И настолько, что получил право выбора места службы. И… выбрал Владивосток! Хотя мог остаться в столице, поступить на службу в конную артиллерию, считавшуюся привилегированным родом войск. Но отправился далеко за Урал, чтобы не отказываться от своей любви.
Артиллерии поручик Петр Нестеров с женой Надеждой и дочерью Маргаритой, 1910 год. Источник: http://putdor.ru
Любовь стоит Дальнего Востока
Современному молодому человеку решение, принятое Нестеровым, может показаться удивительным, а вот для его однокашников и сослуживцев оно было совершенно естественным. Молодые офицеры того времени имели право вступать в брак только по достижении 23 лет. Нестерову же едва-едва исполнилось восемнадцать. Чтобы жениться, ему требовалось разрешение начальства, а чтобы получить его, нужно было доказать свою финансовую состоятельность: представить документы на недвижимость, которая приносит ежемесячный доход не менее 250 рублей, или сделать банковский вклад на сумму 5000 рублей – колоссальную по тем временам сумму.
Избежать этого можно было, только если годовой доход офицера составлял более 1200 рублей. На такой заработок могли рассчитывать прежде всего офицеры, служившие в дальних гарнизонах. В том числе и в дислоцированной во Владивостоке 9-й Восточно-Сибирской стрелковой Его Императорского Высочества Генерал-Фельдцейхмейстера великого князя Михаила Николаевича артиллерийской бригаде, в которую и был зачислен подпоручик Нестеров. Но зато к месту службы он отправился с молодой женой Надеждой.
« Роковая группа» слушателей авиационного класса Офицерской воздухоплавательной школы, 1912 год.
Петр Нестеров — второй справа. Источник: http://ria1914.info
История жены Петра Нестерова заслуживает отдельного короткого рассказа. Родилась и крещена она была под именем Ядвиги Луневской, поскольку появилась на свет в небогатой семье польских крестьян. Жившие на грани нищеты родители поступили так, как нередко делали в то время такие же бедняки: отдали дочь на воспитание бездетным богатым соседям Галицким. Те воспитали приемную дочь в православной вере, дали новое имя – Надежда, а со временем перевезли вместе с собой в Нижний Новгород. Там-то и познакомились Надя и Петя, которым суждено было полюбить друг друга и стать на удивление всем сослуживцам Нестерова очень нежной и верной парой. Которой, к сожалению, было отпущено совсем немного времени на счастье.
Путь в небо
Доказывая справедливость давней кадетской характеристики, подпоручик Нестеров уже на первом месте службы проявил себя как инициативный военный, способный внедрить в рутинную службу новаторские идеи. Командование, оценив рвение, молодого офицера прикомандировало к Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте разрабатывать методику корректировки артиллерийской стрельбы с помощью привязного аэростата. Совсем уж новой эту идею назвать нельзя, поскольку с подобной целью аэростаты использовал русский флот еще в Русско-японскую войну. Но вот на суше эта идея почему-то не приживалась, и в 9-й Восточно-Сибирской артиллерийской бригаде автором нововведения числился именно Нестеров.
Петр Нестеров 24 мая 1914 года у самолета «Ньюпор-IV» после перелета по маршруту Киев-Гатчина.
Источник: https://livejournal.com
Видимо, те первые полеты навсегда заставили Петра Николаевича влюбиться в небо. А вскоре довелось ему увидеть и первый самолет – французский «Фарман» легендарного авиатора Сергея Уточкина. Случилось это в августе 1910 года, когда из-за слабых легких поручика Нестерова на год перевели служить во Владикавказ, в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду, и он ехал к новому месту службы через родной Нижний Новгород. 6 августа на нижегородском ипподроме Уточкин провел показательный полет, а среди множества зрителей был и Петр Николаевич. Три года спустя в своей статье «Как я совершил мертвую петлю» Нестеров напишет: «Начал я свою авиационную деятельность в 1910 году, после того как первый раз увидел полет одного из наших известных авиаторов. Авиатор летал на «Фармане», делая поворот совершенно без кренов. Каждый поворот аэроплана заставлял сжиматься мое сердце: я боялся, что аэроплан опрокинется в наружу кривой».
Новое увлечение небом окрепло, когда на Северном Кавказе Нестеров познакомился с Артемием Кацияном – легендарным авиатором того времени. Уроженец Северной Осетии, Артемий учился живописи, но променял ее на небо: в 1909 году он стал 29-м дипломированным летчиком в России. Кациян и заронил в Нестерова мечту о покорении неба, попутно познакомив с основами создания летательных аппаратов тяжелее воздуха: как раз в то время несостоявшийся художник строил во Владикавказе планер собственной конструкции.
Почтовая карточка «Подвиг русского летчика Нестерова», 1914 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Год спустя, получив двухмесячный отпуск и приехав на родину, в Нижний Новгород, поручик Нестеров попробует повторить этот опыт и построить собственный планер. Делать его он будет вместе с математиком Петром Соколовым – товарищем по Нижегородскому обществу воздухоплавания, в которое Нестеров вступил незадолго до этого. Построили планер в сарае у Соколовых, а обшивку для него сшила Маргарита Нестерова, мать будущего авиатора. Именно на этом аппарате Петр Николаевич впервые и поднялся в воздух: пусть невысоко, всего на два-три метра, но поднялся! Неслучайно позднее он признавался: «Очень приятно вспомнить мои опыты с планером и вообще начало моей авиационной практики в Нижегородском обществе воздухоплавания».
От первого полета до первого тарана
После первого полета Петр Нестеров окончательно решает сменить карьеру артиллериста на стезю авиатора и добивается откомандирования в сформированную годом ранее Офицерскую воздухоплавательную школу. Пройдя полный курс обучения воздухоплаванию, поручик Нестеров завершает его 18 августа 1912 года уникальным тринадцатичасовым полетом на аэростате на расстояние в 750 верст. А через одиннадцать дней он уже становится слушателем авиационного отдела той же школы. К этому времени в руках у Нестерова уже был диплом пилота-авиатора, выданный школой авиации Всероссийского аэроклуба в Санкт-Петербурге, а 5 октября 1912 года он получает новое звание – военного летчика.
Штабс-капитан Петр Нестеров у своего самолета «Моран-Солнье тип L», 1914 год. Источник: https://livejournal.com
За два года, отделяющие этот торжественный момент от героической гибели, Петр Нестеров успевает совершить столько, сколько другие не успевают за целую жизнь. 27 августа (ст.ст.) 1913 года он первым в мире совершит «мертвую петлю», навсегда вписав свое имя в историю авиации. Впрочем, сам летчик в этот момент думал совсем не о грядущей славе. В своей статье «Как я совершил мертвую петлю», опубликованной в начале сентября того же года, Нестеров напишет: «С этим только поворотом воздух является побежденным человеком. По какой-то ошибке человек позабыл, что в воздухе везде опора, и давно ему пора отделаться определять направление по отношению к земле».
Схема «мертвой петли», зарисованная после полета 27 августа 1913 года самим Петром Нестеровым.
Источник: https://livejournal.com
… Группу авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы, в которой учился Петр Нестеров, позже назовут «роковой группой»: из десяти ее слушателей к 1916 году в живых останется ровно половина. Двое пилотов – Михаил Балабушка и Всеволод Абрамович – погибли еще до начала Первой мировой войны, в 1913 году. Еще двое – Христофор Пруссис и Юрий Козьмин – разбились в 1916 году во время учебно-показательных полетов. И только Петр Нестеров погиб в бою около города Жолква, совершив первый в истории авиации воздушный таран.