неутешное горе крамской история
Особенная картина Крамского Неутешное горе
И. Н. Крамской.Неутешное горе.1884г
Эта картина одна из самых знаменитых в творчестве художника.Она рассказывает о горе матери, которая потеряла ребенка. Трагический сюжет картины был близок художнику, который в 70-е гг. за короткий срок потерял двух своих сыновей.
Работал над картиной Крамской мучительно и очень долго. Вероятно, поэтому картина получилась, по словам Репина, «точно живая действительность».
«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее», — писал Павел Михайлович Третьяков Крамскому.
«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, — отвечал собирателю Крамской, — это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству.»
В главной героине картины угадываются черты жены художника.
Картина кажется очень простой в исполнении. Единственная героиня полотна – мать умершего ребенка. На полотне мы не видим ни бурного выражения материнских страданий, ни сочувствующих родственников.
Мать стоит одна – она кажется потерянной и как будто окаменевшей от горя. Ее облик полон трагизма и – одновременно – удивительного достоинства. Кажется, ее взгляд устремлен внутрь самой себя. Волос, вчера гладко причесанных, сегодня, кажется, не касалась расческа. Женщина только что надела траурное платье. Глаза полны бесконечной тоски, они опухли, но слез уже нет. Смятый платок, мокрый от слез, женщина прижимает к губам.
Владимир Порудоминский так писал об этой картине в своей книге о Крамском:
«Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, — удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота.
Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой приоткрыта дверь, и там — тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей»
В этой работе «стоит» мертвая тишина. Все внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, — это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень.
Внешние атрибуты горя – яркие венки, цветы, приготовленные к погребению, и желтоватый отблеск свечей из-за приотворенной двери в соседнюю комнату. Картины в богатых рамах, портьеры, ковры и книги – все эти вещи, свидетельствующие о достатке семьи, отнесены Крамским на задний план, как несущественные.
Большая картина, висящая на стене, вполне конкретна — перед нами фрагмент «Черного моря» Айвазовского. «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю», — признавался Крамской. Эта деталь тоже несет на себе символический смысл, сближая жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилями.
Яркий венок, положенный на гроб, резко контрастирует с траурным платьем убитой горем матери и кажется неуместным рядом с ним — этот диссонанс подчеркивает атмосферу потерянности, царящую в работе.
В этой глубоко личной картине Крамской рассказывает, как много сил надо человеку, чтобы продолжать жить после большого горя. Художнику удалось добиться в картине ощущения глубокого трагизма и удивительной психологической убедительности и при этом избежать почти неминуемых в таком сюжете внешних мелодраматических эффектов.
Описание картины Ивана Крамского «Неутешное горе»
Картину «Неутешное горе» Иван Крамской писал под тягостным впечатлением трагедии, постигшей его семью. В 1876 году умер его сын Марик. В женщине, изображенной живописцем, едва-едва угадывается сходство с Софьей, его женой. Мастер писал работу долгих четыре года, было создано несколько предварительных эскизов. Только через два года живописец нашел образ, который не вызывал в нем критики.
Крамской остановился на варианте, в котором женщина достаточно сдержана и спокойна, лишь заплаканы и скорбны ее уставшие глаза, одной рукой она прижимает платочек к губам, вторая рука свешена вдоль туловища. Лицо ее бледное и слегка уставшее. Волосы с заметной проседью, две завитушки упали на лоб.
Длинное с кружевными подворотничками и манжетами черное закрытое платье. Взгляд женщины слегка отстраненный куда-то глубоко в себя темные круги под усталыми глазами, похоже, что несколько дней без сна в скорби и печали.
Стоит женщина около кресла или совы с мягкой обивкой, на которой лежит коробка с цветами и погребальный венок. Рядом с софой деревянный ящик, в котором стоят живые цветы в горшках с грунтом, один горшок не поместился и стоит прямо на полу. Пол укрыт цветным покрытием.
Позади женщины у стены стоит тесно-зеленого цвета диван с высокой спинкой, перед ним, накрытый коричневой с отливом скатертью стоит круглый стол с книгами, видны также спинки двух стульев с высокими, как у дивана, спинками и поручнями для рук, как у кресла. Над диваном прибит канделябр для трех свечей, большая картина с изображением бушующего моря и две небольшие репродукции по ней.
За тяжелой портьерой с подвязками открыта дверь в другую комнату, в проеме виднеется лучик от освещения.
Когда полотно уже было готово, автор написал письмо господину Третьякову, в которой предложил в дар большую картину с трагическим подтекстом. Павел Третьяков согласился взять работу у Крамского, но только с условием, что тот примет за работу деньги. Один из набросков картины, выполненный в карандаше хранится в Саратове в музее художеств имени Радищева. Это более ранний набросок мастера, который пришелся самому Крамскому не совсем по душе.
Новое в блогах
Картина,которую никто не хотел покупать И.Н.Крамской «Неутешное горе».
Эта картина одна из самых знаменитых в творчестве художника.Она рассказывает о горе матери, которая потеряла ребенка. Трагический сюжет картины был близок художнику, который в 70-е гг. за короткий срок потерял двух своих сыновей.
Работал над картиной Крамской мучительно и очень долго. Вероятно, поэтому картина получилась, по словам Репина, «точно живая действительность».
«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее», — писал Павел Михайлович Третьяков Крамскому.
«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, — отвечал собирателю Крамской, — это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству.»
В главной героине картины угадываются черты жены художника. Работал над картиной Крамской мучительно и очень долго. Вероятно, поэтому картина получилась, по словам Репина, «точно живая действительность».
Картина кажется очень простой в исполнении. Единственная героиня полотна – мать умершего ребенка. На полотне мы не видим ни бурного выражения материнских страданий, ни сочувствующих родственников.
Мать стоит одна – она кажется потерянной и как будто окаменевшей от горя. Ее облик полон трагизма и – одновременно – удивительного достоинства. Кажется, ее взгляд устремлен внутрь самой себя. Волос, вчера гладко причесанных, сегодня, кажется, не касалась расческа. Женщина только что надела траурное платье. Глаза полны бесконечной тоски, они опухли, но слез уже нет. Смятый платок, мокрый от слез, женщина прижимает к губам.
Владимир Порудоминский так писал об этой картине в своей книге о Крамском:
«Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, — удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота.
Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой приоткрыта дверь, и там — тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей»
В этой работе «стоит» мертвая тишина. Все внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, — это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень.
Внешние атрибуты горя – яркие венки, цветы, приготовленные к погребению, и желтоватый отблеск свечей из-за приотворенной двери в соседнюю комнату. Картины в богатых рамах, портьеры, ковры и книги – все эти вещи, свидетельствующие о достатке семьи, отнесены Крамским на задний план, как несущественные.
Большая картина, висящая на стене, вполне конкретна — перед нами фрагмент «Черного моря» Айвазовского. «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю», — признавался Крамской. Эта деталь тоже несет на себе символический смысл, сближая жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилями.
Яркий венок, положенный на гроб, резко контрастирует с траурным платьем убитой горем матери и кажется неуместным рядом с ним — этот диссонанс подчеркивает атмосферу потерянности, царящую в работе.
В этой глубоко личной картине Крамской рассказывает, как много сил надо человеку, чтобы продолжать жить после большого горя. Художнику удалось добиться в картине ощущения глубокого трагизма и удивительной психологической убедительности и при этом избежать почти неминуемых в таком сюжете внешних мелодраматических эффектов.
Неутешное горе
Описание картины «Неутешное горе»
«Неутешное горе» Крамской писал четыре года. В короткий срок он потерял двух сыновей, эти трагические события подтолкнули его к созданию картины. Когда работа была завершена, художник понял, что изобразил столь неподдельное и действительно неутешное горе, что покупателя найти мудрено – свою гостиную таким полотном вряд ли кто-то пожелает украсить. Крамской написал Павлу Третьякову письмо с просьбой принять эту работу в дар. Третьяков отказался взять картину в дар, зато купил. Деньги Крамскому были очень кстати.
В образе героини картины он показал свою жену. В процессе работы изменялась ее поза, и она словно старела, пока писалась картина. Известны эскизы, на которых она стоит, ухватившись за портьеру, и сидит на стуле.
Окончательный вариант предельно сдержан в выражении чувств, и, возможно, потому столь глубоко трогает, несмотря на полное отсутствие внешних эффектов. Здесь нет ни мертвого детского тела, ни материнской истерики, ни утешающих близких. Только отчаянное, тихое, неутешное горе. Убитая горем мать неподвижно стоит, прижав платок к губам, – он, вероятно, мокрый от слез, потому что глаза у нее опухшие, покрасневшие, но сейчас слезы закончились, и женщина провалилась в ту глубину горя, когда даже плакать не получается. Взгляд ее устремлен перед собой, седых прядей сегодня не касался гребень. Одета женщина в простое черное траурное платье.
Искусственный венок на ящике с цветами выделяется неуместной яркостью в этом черном, строгом пространстве. Он слово подчеркивает атмосферу потерянности, царящую в картине. Иное впечатление производят живые цветы в горшках на полу. Тянущиеся вверх тюльпан и нарцисс символизируют хрупкость и бренность человеческой жизни и в то же время кажутся обещанием торжества жизни над смертью. Увидеть его непросто, но эти тянущиеся вверх стебли – есть.
Открытая дверь, в которую падают солнечные лучи, в данном случае страшна – совсем скоро через нее вынесут гроб, и пустота воцарится здесь окончательно.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Иван Крамской. Неутешное горе.
Иван Крамской. Неутешное горе.
Иван Крамской.
Неутешное горе.
1884. Холст, масло. 228 x 141.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Мысль написать такую картину возникла у него давно, спустя несколько лет после того, как один за другим погибло у него двое сыновей.
Вариант, находящийся в Музее латышского и русского искусства в Риге, отличается большей строгостью холодных тонов, более скупой повествовательностью. Гроб перенесен в глубину холста, он скрыт портьерой, за которую судорожно ухватилась женщина в глубоком трауре.
Однако чрезмерная откровенность слишком явно выраженного страдания была чужда Крамскому, он ищет выражения сдержанного, целомудренного чувства, которое не выносится на люди, для которого чужой взгляд оскорбителен.
В окончательном варианте (1884, Государственная Третьяковская галерея) вся сила выразительности сосредоточена на лице и фигуре стоящей женщины.
В этой картине «стоит» мертвая тишина. Все внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, — это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень. Яркий венок резко контрастирует с траурным платьем убитой горем матери и кажется неуместным рядом с ним — этот диссонанс подчеркивает атмосферу потерянности, царящую в картине. Символичен красный цветок в горшке, тянущийся вверх.
В нем есть странная ненадежность, подсказывающая нам, насколько хрупка человеческая жизнь.
Мать словно наедине со своим горем, и ее сдержанность придает облику черты подлинного величия, трагизма. Общечеловеческий смысл образа подчеркивается деталью, которую легко прочитывали современники: в правом верхнем углу композиции художник помещает срезанный рамой фрагмент картины И. К. Айвазовского Черное море, в которой сам Крамской видел воплощение человеческих раздумий о первоосновах бытия.
«Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю», — признавался Крамской. Эта деталь тоже несет на себе символический смысл, сближая жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилями.
«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее», — писал Павел Михайлович Третьяков Крамскому.
«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, — отвечал собирателю Крамской, — это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт.
Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Это не самообольщение, потому что я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что больше 2-х лет эта форма не возбуждала во мне критики…»