нии реставрации в москве история здания

ГОсНИИР Государственный научно-исследовательский институт реставрации

Страницы истории института

ГосНИИР, являющийся правопреемником Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации (ВНИИР), насчитывает почти полувековую историю, начавшуюся с образования в 1957 г. Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных ценностей (ВЦНИЛКР). Возникновение такого рода учреждения было необходимым звеном в ходе естественного развития принципов сохранения культурных ценностей. Именно в это время, в конце 50-х годов, в нашей стране и за рубежом началось выделение реставрационной науки в самостоятельное направление, задачами которого, наряду с традиционным историко-искусствоведческим изучением и практической реставрацией памятников, стали вопросы всестороннего комплексного (физико-химического, биологического, теплофизического и т.д.) обследования его материальной основы, разработки реставрационных материалов и технологий, выбор общих принципов сохранения. Со времени своего возникновения и до настоящего времени ГосНИИР является единственным и уникальным учреждением страны в этой области, генеральную задачу деятельности которого можно определить как: «формирование научно-методической основы изучения, практической реставрации и сохранения памятников истории и культуры».

С момента создания ВЦНИЛКР осуществлялась активная и плодотворная научно-исследовательская деятельность по изучению существующих и разработке новых реставрационных материалов, свойств клеев, лаков, растворителей, использованию физических и физико-химических методов анализа для технологических исследований, создавались методы консервации и реставрации живописи, произведений прикладного искусства и скульптуры, методы биологической защиты музейных экспонатов. Большое внимание уделялось проведению экспертизы художественных произведений. Успешно осуществлялась информационно-издательская деятельность. В середине 1970-х гг. в план научно-исследовательских работ были включены проблемы хранения музейных ценностей, а также вопросы истории реставрации и охраны памятников. Тогда же коллектив лаборатории создает два первых в стране учебных пособия для подготовки кадров реставраторов в художественных училищах и вузах: «Основы музейной консервации и исследования произведений станковой живописи» и «Реставрация станковой масляной живописи».

Параллельно с исследованиями велись экспериментальные практические работы по реставрации икон XV в. из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря; полихромной скульптуры и живописи западно-европейских алтарей XV в. Б.Нотке и Х.Роде из Таллинна; древнейших рукописей, как например, «Изборник Святослава» 1073 г.; произведений станковой масляной живописи таких выдающихся мастеров, как Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Татлин, Л.Кранах, Ф.Граначчи и др.; монументальной живописи древнерусских соборов во Владимире, Суздале, Ярославле, Ростове Великом, Сольвычегодске, Великом Устюге; росписей по ганчу памятников архитектуры Средней Азии; Корсунских и Магдебургских бронзовых врат Софийского собора в Новгороде; уникальных археологических находок и многих других памятников истории и культуры. Деятельность института получила высокую оценку в международном сообществе консерваторов-реставраторов.

Сегодня ГосНИИР обладает уникальными методиками, архивными материалами, а главное – коллективом опытных специалистов с мировым именем.

Сложившаяся современная структура института дает возможность эффективно осуществлять научно-исследовательскую и реставрационно-экспериментальную деятельность.

Подробнее познакомиться с более чем полувековой историей ГосНИИР можно в книге «50 лет Государственному научно-исследовательскому институту реставрации»

Источник

Новая жизнь старых домов: как в Москве реставрируют памятники архитектуры

нии реставрации в москве история здания. Смотреть фото нии реставрации в москве история здания. Смотреть картинку нии реставрации в москве история здания. Картинка про нии реставрации в москве история здания. Фото нии реставрации в москве история здания

Реставрация памятника архитектуры — сложный и многоэтапный процесс. В зависимости от состояния и размеров здания или сооружения она может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Цель реставрации — вернуть и сохранить исторический облик объекта культурного наследия. Тот, который был изначально задуман автором проекта на момент возведения строения — 100, 200, 300 лет назад — или же сформирован на каком-то этапе его эксплуатации. В этом заключается главное отличие реставрационных работ от обычного ремонта, задача которого — поддержать текущее состояние здания.

В 2019 году в Москве отреставрировали 213 памятников архитектуры. Среди них городские усадьбы (особняки Миндовского и Каратаевой — Морозова), памятники промышленной и гражданской архитектуры (Миусское депо и прачечная Дома Наркомфина) и объекты садово-паркового искусства (беседки «Нерастанкино» и «Миловида» в музее-заповеднике «Царицыно»).

нии реставрации в москве история здания. Смотреть фото нии реставрации в москве история здания. Смотреть картинку нии реставрации в москве история здания. Картинка про нии реставрации в москве история здания. Фото нии реставрации в москве история здания

Из каких этапов состоит реставрация

Реставрация (или комплекс работ по сохранению) памятника архитектуры начинается с его первичного обследования. Для этого необходимо получить в нашем Департаменте задание на проведение работ по сохранению, а затем разрешение на научно-исследовательские и изыскательские работы. Они включают в себя изучение всевозможных архивных и справочных материалов, позволяющих получить информацию о строительстве и эксплуатации здания в разные временные периоды. Этим занимаются историки и искусствоведы.

Одновременно архитекторы и реставраторы проводят так называемое натурное исследование объекта. Они выезжают на место и изучают инженерные и конструктивные особенности здания, делают архитектурные обмеры и зондажи (пробные раскрытия слоев штукатурки), копают шурфы (глубокие ямы вдоль фундамента), берут пробы исторических материалов, из которых выполнены, например, какие-то элементы декора, и так далее.

Результаты полученных историко-архивных и инженерно-технологических исследований становятся отправной точкой для разработки проекта реставрации и приспособления памятника архитектуры. Он представляет собой свод методических рекомендаций по проведению работ. В нем содержится эскиз объекта, пояснительная записка с перечнем и обоснованием всех архитектурных, конструктивных и объемно-пространственных решений, необходимых для воссоздания памятника. В проекте подробно описаны этапы реставрации, а также указаны методические решения по реставрации объекта. Важной частью проекта является план приспособления исторического здания под современные нужды. Например, для размещения в нем кафе, библиотеки, музея, какого-нибудь общественного пространства и так далее.

После этого проектную документацию внимательно изучают и согласовывают специалисты Департамента. На следующем этапе определяется подрядчик, который непосредственно займется реализацией проекта. Разрешение на проведение реставрационных работ может получить организация, имеющая соответствующую лицензию на этот вид деятельности.

нии реставрации в москве история здания. Смотреть фото нии реставрации в москве история здания. Смотреть картинку нии реставрации в москве история здания. Картинка про нии реставрации в москве история здания. Фото нии реставрации в москве история здания

В Москве работают два крупных профессиональных объединения реставраторов. Это общероссийская общественная организация «Союз реставраторов России» и НП «Российская ассоциация реставраторов». В них состоят научно-исследовательские и проектные организации, а также реставрационные фирмы и индивидуальные архитекторы и реставраторы, которых привлекают для каких-то узкоспециальных работ. Например, есть реставраторы монументальной живописи, специалисты по лепному декору, мастера по позолоте и другие.

Вне зависимости от того, кому принадлежит памятник, Департамент культурного наследия города Москвы на всех этапах ведет контроль. Наши сотрудники регулярно выезжают на объекты и пристально следят за качеством производственных работ и их соответствием проекту. К примеру, в 2014 году началась масштабная реконструкция и благоустройство территории ВДНХ. На сегодняшний день комплексно отреставрированы 14 памятников архитектуры из 49, среди них павильоны № 34 «Космос», № 58 «Земледелие», № 14 «Вычислительная техника и информатика» и другие. Во время реставрации всех павильонов на ВДНХ мне приходилось посещать реставрационные площадки еженедельно.

Завершающим этапом является предоставление научно-реставрационного отчета на согласование в наш Департамент и последующая государственная приемка реставрационных работ.

нии реставрации в москве история здания. Смотреть фото нии реставрации в москве история здания. Смотреть картинку нии реставрации в москве история здания. Картинка про нии реставрации в москве история здания. Фото нии реставрации в москве история здания

Уникальные находки историков и реставраторов

Нередко еще при изучении исторических документов о памятнике архитектуры ученые делают неожиданные открытия. Они находят в архивах сведения об уникальных культурных ценностях — архитектурных элементах или декоре, которые были утрачены за годы эксплуатации здания. Так случилось со знаменитым львом на крыше особняка Анны Кекушевой на Остоженке (дом 21). О том, какой была трехметровая скульптура, установленная на кровле дома, историки знали по старым архивным фотографиям. Но вот что произошло с оригинальным львом, к сожалению, неизвестно. Поэтому реставраторам пришлось воссоздать его по имеющимся снимкам.

нии реставрации в москве история здания. Смотреть фото нии реставрации в москве история здания. Смотреть картинку нии реставрации в москве история здания. Картинка про нии реставрации в москве история здания. Фото нии реставрации в москве история здания

Процесс занял несколько месяцев. Первоначально был выполнен фор-эскиз небольшого размера из пластилина. Затем после всех этапов согласования была сделана модель из скульптурной глины, с которой в дальнейшем сняли форму и залили бетоном. С помощью бетонной модели произвели выколотку из медных листов. Далее изготовили каркас из нержавеющей стали, на котором закрепили выколоченные и сваренные медные части. В финале льва патинировали и покрыли защитным составом на основе воска. Наверх скульптуру поднимали четыре часа, после чего надежно закрепили на крыше дома при помощи огромных болтов.

Или еще пример. Скрытые керамические барельефы на здании павильона № 6 «Химия» на ВДНХ были обнаружены с помощью зондирования. Это изображения доярки с ведром для молока и свинарки, держащей поросенка на руках. О том, что исторически барельефы находились на этом месте, мы знали по архивным документам. Но считали, что они были утрачены, и планировали их воссоздавать по сохранившимся чертежам. Когда же начали демонтировать позднюю кирпичную кладку на памятнике, то обнаружили совершенно нетронутые художественные композиции 1954 года.

нии реставрации в москве история здания. Смотреть фото нии реставрации в москве история здания. Смотреть картинку нии реставрации в москве история здания. Картинка про нии реставрации в москве история здания. Фото нии реставрации в москве история здания

Другой яркий пример из истории реставрации ВДНХ — горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», найденный в павильоне № 1 «Центральный». Уникальное панно много лет скрывалось за гипсокартонной фальшстеной в зале Мира. Конечно, было известно, что скульптор создавал этот горельеф к открытию Центрального павильона в 1954 году и что позднее — в конце 1950-х — горельеф был закрыт. Но то, что он сохранился, стало настоящим открытием для нас. Специалисты провели комплексную реставрацию. Увидеть горельеф можно будет после окончания работ в павильоне.

Как подбирают материалы при реставрации

Во время реставрации специалистам часто приходится восстанавливать утраченные элементы. Так называемая докомпоновка проводится из современных материалов. Бытует мнение, что некоторые образцы невозможно повторить. Это не так. Сегодня существует множество видов отделочных и строительных материалов, компоненты которых использовались несколько столетий назад.

Есть, правда, небольшие трудности с докомпоновкой каменных деталей. Дело в том, что камень, добытый на конкретном месторождении, уникален по своей природе. Например, многие здания в Москве, созданные в XIX и начале XX века, облицованы гранитом из рудников Карелии. Сегодня некоторые из них уже закрыты, поэтому приходится заказывать из соседних месторождений, подбирая материал, максимально близкий по структуре и внешнему виду.

Но даже добытый на разных пластах одного рудника камень отличается по структуре. Поэтому, например, для реставрации постамента памятника Горькому на площади Тверская Застава материал подбирался на камнеобрабатывающих комбинатах, где остались части партий гранита, полученные в прошлом столетии.

нии реставрации в москве история здания. Смотреть фото нии реставрации в москве история здания. Смотреть картинку нии реставрации в москве история здания. Картинка про нии реставрации в москве история здания. Фото нии реставрации в москве история здания

Технология полного воссоздания какого-то архитектурного элемента имеет свои особенности. Так, чтобы вернуть утраченные маскароны (скульптурное украшение в виде головы человека или животного), снимаются силиконовые формы с уцелевших фрагментов. Как правило, на одном здании бывает не один, а несколько маскаронов. По полученному слепку отливается копия, которая устанавливается на историческое место.

Материалы для реставрации заказываются как на российских фабриках, так и на зарубежных. К примеру, для докомпоновки сохранившейся керамики на фасаде павильона «Земледелие» на ВДНХ была произведена полихромная керамика на одном из подмосковных заводов.

В Московской области также изготовили часть фрагментов разноцветной смальты для облицовки фонтана «Каменный цветок». Остальную привезли из Академии художеств в Санкт-Петербурге, где ее заказывали и в 1954 году.

Кстати, технология производства материала была та же самая, что и более 60 лет назад. Смальту до сих пор делают, соединяя два стекла — цветное и белое. А между ними размещают прокладку из сусального золота или серебра. Для глубины и игры цвета нижний слой стекла должен быть от шести до трех миллиметров, а верхний — от 0,14 и больше. Например, для листьев цветка применялась так называемая глушеная смальта.

нии реставрации в москве история здания. Смотреть фото нии реставрации в москве история здания. Смотреть картинку нии реставрации в москве история здания. Картинка про нии реставрации в москве история здания. Фото нии реставрации в москве история здания

При восстановлении фонтана «Каменный цветок» реставраторы тщательно подбирали оттенки, чтобы они полностью соответствовали историческим. Современные образцы прикладывали к сохранившимся подлинным фрагментам на фонтане, и могу с уверенностью сказать, что они абсолютно идентичны по форме и цветам. Тем не менее у горожан возникли вопросы, почему некоторые детали фонтана (особенно зона самоцветов) оказались после реставрации гораздо ярче, чем до нее. Дело в том, что за долгие годы историческая смальта была почти полностью исчезла с постамента фонтана. А незначительные ее остатки покрылись плотным слоем налета, поэтому не выделялись на фоне бетонной конструкции. Сняв их и отчистив от загрязнений, специалисты увидели именно те цвета, что и впоследствии были воссозданы. Всего для отделки фонтана использовалось более 200 цветовых оттенков смальты.

Современная жизнь исторических зданий

В процессе реставрации памятника архитектуры важно соблюсти баланс между сохранением исторического наследия и современной функциональностью здания. При разработке и воплощении плана приспособления объекта перед реставраторами стоит очень сложная задача: вписать в историческое пространство новую функцию дома, не нарушив и не повредив подлинные детали памятника.

Обычно после реставрации в исторических зданиях размещаются школы, библиотеки, магазины, лечебные учреждения и другие социальные объекты. Например, в доме статского советника Андрея Дашкова (Дашков переулок, дом 7) работает теперь детская клиника. Здание, ставшее памятником архитектуры, было возведено в начале XIX века, в 1869-е годы в нем жил директор Румянцевского музея Василий Дашков. Бывшее Миусское трамвайное депо превратилось в гастрономический центр. В павильоне № 71 «Атомная энергия» на ВДНХ после реставрации открылся дворец госуслуг «Мои документы». Павильон № 58 «Земледелие» переоборудовали в центр славянской письменности «Слово», а в павильоне № 62 «Охрана природы» разместился Международный центр балета.

нии реставрации в москве история здания. Смотреть фото нии реставрации в москве история здания. Смотреть картинку нии реставрации в москве история здания. Картинка про нии реставрации в москве история здания. Фото нии реставрации в москве история здания

Иногда у здания уже есть определенная функция, поэтому задача реставраторов — сохранить и усовершенствовать ее. Так произошло с детской музыкальной школой имени Р.М. Глиэра. Она была открыта в 1933 году, и с тех пор в доме номер 29 на Большой Якиманке учили юных москвичей музыке. Спустя почти столетие здание изрядно обветшало и стало небезопасным для детей. Специалисты укрепили конструкции четырехэтажного дома, восстановили его исторический фасад, а внутри отремонтировали два концертных зала, фойе, коридоры и 28 учебных кабинетов. Дети во время работ занимались в другом здании.

нии реставрации в москве история здания. Смотреть фото нии реставрации в москве история здания. Смотреть картинку нии реставрации в москве история здания. Картинка про нии реставрации в москве история здания. Фото нии реставрации в москве история здания

Еще один пример удачного приспособления объекта культурного наследия под современные нужды — здание Дома-музея Тургенева на Остоженке. В прошлом году он открылся после четырех лет кропотливой проектной и реставрационной работы.

Двухэтажный деревянный дом с антресолями был построен в начале XIX века. До 1917 года в доме жила семья Ивана Тургенева. Позже в нем находились коммунальные квартиры. В 1960-е его признали памятником культуры, а в 1974-м — после расселения коммуналок — в здании провели первую реставрацию. До конца 2000-х здесь располагалась организация «Спортинтерпром».

нии реставрации в москве история здания. Смотреть фото нии реставрации в москве история здания. Смотреть картинку нии реставрации в москве история здания. Картинка про нии реставрации в москве история здания. Фото нии реставрации в москве история здания

В преддверии 200-летия писателя здание комплексно отреставрировали. Специалисты усилили фундамент и несущие конструкции, отреставрировали деревянные стены, окна, двери, интерьеры и фасады. Кроме того, в здании расширили входную группу и подвал, а также воссоздали деревянную лестницу между первым и вторым этажами. Благодаря встроенному лифту музей стал доступен для маломобильных посетителей. Теперь в доме-музее хранится более 1500 экспонатов. В их числе — последний прижизненный портрет Ивана Тургенева, раритетные издания его книг и другие уникальные предметы.

Источник

Передел в реставрационной отрасли: как приватизируют научные институты

В июле 2016 года сотрудники института «Сибспецпроектреставрация», который объединяет четыре реставрационных института в крупнейших городах Сибири, обратились с письмом в правительство с просьбой остановить продажу своей организации в частные руки. Они уверены: печальный опыт петербургских коллег, организация которых обанкротилась через три года после продажи, — вполне реальная перспектива и для них. Кроме того, здание памятника культуры, где располагается институт площадью 1500 кв. м в самом центре Томска, отдают почти даром — за 30 миллионов рублей.

Фото: © РИА Новости/Сергей Пятаков

Всего по России до недавнего времени существовало четыре главных реставрационных института по архитектуре — два в Москве и по одному в Санкт-Петербурге и Томске. Три из этих четырёх были в системе «Спецпроектреставрации», четвёртый — ЦНРПМ (Ц ентральная научно-реставрационная и проектная мастерская) — в Москве. В отличие от НИИ реставрации и центра Грабаря, хорошо себя чувствующих в системе Минкультуры, эти четыре института выполняли полный цикл работ по реставрации объектов культурного наследия — от разработки проектной документации и восстановления самих зданий до нюансов лепнины. Кроме того, НИИ всегда были бюджетными (дотационными) организациями, а «Спецпроектреставрация» и ЦНРПМ — коммерческими (или унитарными) предприятиями.

В 2005 году по проектно-реставрационным институтам прокатилась волна приватизации — все они стали сначала акционерными обществами с представителями Минкультуры в совете директоров, а затем и вовсе владелец, которым теперь является Росимущество, решил продать здания институтов вместе с организациями с молотка. Эта процедура уже прошла в Санкт-Петербурге и в одном из институтов в Москве, а теперь на очереди — Томск.

Окончание торгов по продаже особняка на центральной площади Томска намечено на 7 сентября. Город оценил стоимость здания в 124 миллиона рублей. Но покупателей на эту сумму не нашлось, и цену опустили в два раза, до 60 миллионов. Сейчас уже минимальная стоимость лота оценивается в 30 миллионов рублей, т.е. в четыре раза ниже его реальной стоимости. Примечательно, что только землю, на которой стоит особняк, мэрия оценивает в 24 миллиона рублей. Исходя именно из этой стоимости институт всегда платил налоги. В итоге получается, что здание памятника в прекрасном состоянии площадью 1500 кв. м в центре города будет продано государством фактически за 6 миллионов рублей.

— Мало того что приватизируют крупнейший во всей Сибири реставрационный институт с отделениями в трёх крупнейших городах региона, да ещё и так дёшево продают здание. Усадьба-то в прекрасном состоянии, сами же её реставрировали. Они что, торговать вообще не умеют? — говорит г лавный архитектор (до 2015 года — директор «Сибспецпроектреставрации») Пётр Зыбайло.

Институт «Сибспецпроектреставрация» создали в 1981 году как филиал московского института, а с 1991 года он стал самостоятельным, с тремя филиалами — в Красноярске, Барнауле и Новосибирске. Благодаря институту в предварительный список объектов ЮНЕСКО вошёл Енисейск, готовятся объекты по нерелигиозному деревянному зодчеству. Всего за годы работы институт подготовил документацию на более чем 600 памятников истории и культуры в регионе, проекты зон охраны исторических городов — Томска, Омска, Новосибирска, Минусинска, Новокузнецка, Кемерова, Ленинска-Кузнецкого, Мариинска.

Сейчас уже полгода сотрудники не получают зарплату и ждут, что будет с самой организацией. За последний год, когда Росимущество назначило нового директора Андрея Зулина, у института скопились долги по зарплате (в основном, самому Зулину) и за коммунальные услуги. Директор не смог справиться с ситуацией и назначил вместо себя директором главного бухгалтера. Получить комментарии управленцев Лайфу не удалось: они отказались обсуждать что-либо.

Что с отраслью

Примеров удачной приватизации в реставрационной отрасли, говорят эксперты, нет. Все институты распадаются на мелкие частные компании или банкротятся.

В июне 2015 года Минкультуры объявило, что хочет избежать приватизации сибирского отделения «Спецпроектреставрации» и объединит под крышей своей компании АО «Реставрационные компании» все оставшиеся в живых институты. Однако через несколько месяцев прежний руководитель структуры Андрей Аристархов объявил, что идея провалилась. А значит, Томскому институту не избежать продажи.

Москва

Московский институт «Спецпроектреставрация» со множеством отделений во всей стране (в том числе и Псковским, много лет занимавшимся Изборской крепостью) имел практически идеальные условия работы: собственные большие мастерские, множество крупных проектов, в том числе в Московском Кремле, в храме Христа Спасителя. Институт обеспечивал проектной документацией крупнейшие реставрационные проекты по всей России.

После приватизации в 2015 году большая часть специалистов реставрации ушла, объёмы контрактов сократились вдвое.

Институт работал бок о бок с ЦНРПМ — Центральной научно-реставрационной и проектной мастерской, которая также выставляется на продажу. Его многолетняя руководительница Татьяна Каменева рассказала Лайфу, что здания, в которых располагаются институты, всегда представляют интерес для коммерсантов сами по себе. Этим и объясняется во многом то, что после приватизации они хиреют. Кроме того, по мнению Каменевой, одно из самых ценных накоплений институтов — архивы — при переходе к частной компании пропадают или уничтожаются.

— Во всех приватизированных организациях от архива ничего не остаётся, а эти документы крайне важны при дальнейшей работе с памятниками.

Раньше Ассоциация реставраторов собирала руководителей всех этих институтов, а сейчас включает в себя только частные реставрационные компании. Руководитель ассоциации Ольга Синицына считает, что в сложившейся экономической ситуации рассчитывать на остановку процесса приватизации и оптимизации не стоит.

— С точки зрения сотрудников этих организаций, это процесс болезненный, а с точки зрения экономики, тенденция приватизации и оптимизации запущена и будет идти. Государство больше не может размещать свои заказы напрямую у этих институтов, и им придётся так или иначе вливаться в эти рыночные отношения, — сказала Синицына.

Однако гарантировать, что крупнейший в Сибири институт не попадёт в руки коммерсанта, который решит вообще отказаться от реставрационной работы, государство тоже не может. Технически развалить весь институт «Сибспецпроектреставрация» можно в течение пары лет.

А вот чтобы создать заново такой институт, говорят эксперты, нужно не менее 1 миллиарда рублей и минимум 15 лет на наработку опыта и квалификации сотрудников. Кроме того, мировая практика указывает на то, что государства с древними памятниками культуры имеют такие научные и проектные институты именно под своим крылом, не доверяя исключительно бизнесу, — крупные центры реставрации есть в Италии, Великобритании и Франции.

Московский Союз архитекторов выразил поддержку сибирским коллегам и опубликовал их обращение к премьер-министру у себя на сайте.

— Хотим выразить им поддержку и обратить внимание на проблемы института — возможно, есть какие-то другие варианты, кроме приватизации. Важно сохранить уникальный в регионе коллектив, — отметила пресс-секретарь Союза архитекторов Марина Новикова в беседе с Лайфом.

Санкт-Петербург

Известный эксперт по реставрации культурного наследия Михаил Мильчик (бывший замдиректора института) рассказал Лайфу, что эта же участь постигнет и Сибирский институт в случае его продажи:

— Не хочу быть пророком, но институт через самое ближайшее время после приватизации будет уничтожен. Судьба всех проектно-реставрационных институтов печальна, отрасль несколько лет находится в критическом состоянии. На место реставраторов приходят строители, выполняющие работу по реставрационным расценкам, которые в 1,5—2 раза выше. Политика научной реставрации заменяется политикой выгоды. Система институтов «Спецпроектреставрации», созданная в советское время, была опорной в стране. Здесь разрабатывалась методика, был контроль за важнейшими проектами и повышалась квалификация работников. Не берусь судить, какую роль сыграло в этом Министерство культуры, но активной позиции по сохранению институтов оно точно не заняло.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *