нико пиросмани биография кратко самое важное
Великий бедняк Нико Пиросмани
При жизни он рисовал за кусок хлеба, а после смерти его работы продавались за миллионы. Он прожил полную лишений жизнь, умер в нищете, а мировая слава пришла к нему лишь после смерти. Он так и не смог разбогатеть, но однажды ради любви он пожертвовал всем, что имел.
Нико Пиросмани — тот самый художник, историей из жизни которого вдохновились авторы песни про миллион алых роз.
О жизни великого мастера известно так мало, что у некоторых возникает вопрос: а был ли Пиросмани? Однако сомневаться в существовании художника нам не позволяют его работы. Самобытные картины выполнены в стиле примитивизма. Кто-то скажет, что рисовать так может каждый. Но не каждый сможет разглядеть пронзительность живописи грузинского мастера и трагическую судьбу самого художника, о которой мы узнаем через его творения.
Нико не учился в престижных школах художников, он не оканчивал училищ. Это был художник-самоучка из маленькой грузинской деревни Мирзаани, расположенной в Кахетии. Он рос в такой бедности, что уже в детском возрасте работал на услужение в одной богатой тифлисской семье, где был слугой до 20 лет.
После Нико попал на железную дорогу, куда он устроился кондуктором. И именно в это время Пиросмани начинает делать первые шаги в живописи. Он написал портрет начальника с женой. Понравилась ли им работа начинающего художника, не известно. Но в скором времени Нико уволили из этого места.
После неудачного опыта работы кондуктором Нико Пиросмани вместе с товарищем открыли молочную лавку. Доход был маленький, но лавку свою художник любил — он разрисовал ее пышными цветами. Однако коммерческая жилка у мастера так и не проявилась. В итоге Пиросмани решает оставить лавку и зарабатывать на жизнь исключительно тем, что любил – живописью. Он не был типичным бедным грузином того времени. Честный и тихий интеллигент из крестьянской семьи – он мечтал лишь о том, чтобы рисовать.
Главным заработком Нико Пиросмани было создание вывесок для разного рода торговых заведений. Насыщенные, аппетитные, привлекательные, а порой и причудливые натюрморты для магазинов и духанов. Краски для рисования Пиросмани готовил самостоятельно, поскольку покупать их было непозволительной роскошью. Денег на холсты и доски также не было у художника, поэтому он брал то, что всегда было под рукой — клеенки со столов. Большая их часть были черными, что во многом определило то, как стала выглядеть живопись Пиросмани. И, невзирая на черный цвет «холста», краски его картин всегда были чистыми и сильными.
Нельзя не восхищаться талантом и внутренней силой художника-самоучки из маленькой грузинской деревни. Он творил и наслаждался своим маленьким миром, в котором мог создавать причудливые картины. Натюрморты, сцены крестьянской жизни, веселые застолья и не только — вот темы, которые вдохновляли Пиросмани. Он никогда не мог удовольствоваться чем-то одним. Когда ему надоело писать для духанов, он начал писать людей.
Художник Николоз Пиросманашвили
Один из самых знаменитых работ художника – это портрет французской актрисы Маргариты де Севр. Той самой, ради которой бедный Нико купил тот самый миллион алых роз. Автор стихов — Вознесенский придал истории свою художественную окраску, но суть истории он передал достоверно. В действительности она имела место быть в Тбилиси в начале 20 века.
Французская актриса и танцовщица Маргарита де Севр приехала в Тбилиси на гастроли. Нико ее увидел и влюбился. Чтобы завоевать Маргариту, он продал свое имущество и на вырученные деньги скупил все цветы в городе. Дело было весной и, на самом деле, роз еще не было. Поэтому Пиросмани купил разные цветы и усыпал пестрым ковром их на улице перед ее домом. Сирень, акации, анемоны, бегонии, лилии, маки, пионы выгружали охапками прямо на мостовую. Было ли их действительно миллион или меньше, история умалчивает. Но, говорят, в тот день опустели все цветочные лавки Тбилиси.
Увидев такое огромное количество цветов, Маргарита решила, что покорила сердце местного богатея. Привыкшая к вниманию и ухаживаниям совершенно других кавалеров, актриса вовсе и не думала, что по ней тоскует бедный художник. Изможденный и не имеющий ничего за душой Нико ее не интересовал. Сердце Маргариты так и не смягчилось по отношению к художнику. Даже миллионы самых прекрасных цветов не смогли завоевать любовь актрисы.
Как известно, история не очень хорошо закончилась. Маргарита вернулась в Париж. По слухам, сбежала с заезжим военным. Больше Нико и его муза не виделись.
После смерти художника его картины были выставлены в Лувре. Говорят, что к портрету Маргариты подошла старая женщина и заявила, что это она изображена на полотне.
Как сложилась жизнь Маргариты Севр, истории не известно. Но судьба Пиросмани была тяжелой. Видимо, не для счастья был рожден художник. Однако небольшой лучик счастья все же мелькнул в тяжелой жизни художника. Первая выставка работ Нико Пиросмани прошла в Тифлисе, всего за несколько лет до его смерти. Случилось это благодаря братьям Константину и Илье Зданевичам. Они стали первооткрывателями Пиросмани. Да и сама выставка проходила в их тифлисской квартире. Нико Пиросмани был замечен «Обществом грузинских художников». Но признание ничего не поменяло в жизни Нико. Его отчужденность прогрессировала — он не хотел ничьей помощи. В конце жизни мастер стал почти что отшельником. «Обществом грузинских художников» сумело собрать 300 рублей за помощь Пиросмани, но найти его уже не смогли.
Стол в каморке художника
Он умер от голода и холода в полнейшей нищете 7 апреля 1918 года. После введения сухого закона многие духаны Тбилиси перестали работать, и художнику нечем стало зарабатывать на жизнь. Ранее гордый Нико теперь соглашался съесть тарелку супа и кусок хлеба, которые давали ему из милости. Он жил в комнатке под лестницей в подъезде старого тифлисского дома стараясь оставаться незамеченным. Глубокий кашель не оставлял его, ноги, руки, спина, грудь болели. Именно в этой комнатке Нико нашли соседи, после того как он пролежал в беспамятстве три дня и отвезли в больницу. Там Пиросмани и умер, не приходя в сознание. Сейчас улица где он жил и скончался носит его имя, а в той самой каморке под лестницей сделан маленький музей.
Великий художник умер в нищете и непризнанным. Однако сегодня полотна грузинского мастера известны всему миру. Они трогают сердца и вызывают улыбку. Больше ста лет назад бедный художник творил свои шедевры, не ведая, что придет время, когда они станут бесценными.
Бесценна не только его живопись, но даже память о нем. Грузины чтят и любят Нико Пиросмани. Когда-то давным-давно по тбилисским улочкам бродил неприкаянный художник, а после писал те сюжеты, очевидцем которых он был сам. И, несмотря на то, что прошло целое столетие, мы и сегодня можем увидеть Пиросмани на улице Тбилиси. Коленопреклоненный с барашком в руках он встретит нас в районе Абанотубани. Скульптура немного грустная, как и вся его жизнь. И пусть художник так и не смог разбогатеть, но творения бедного Нико обогатили кладовую мировой живописи, оставив потомкам гораздо больше, чем просто историю о миллионах пестрых цветов…
Жил-был художник один: краткая история великого человека
Сегодня, в Международный день художника, мы хотим рассказать вам историю удивительного грузинского творца Нико Пиросмани — честного и нищего художника, писавшего пронзительные шедевры на дешевой клеенке за еду.
О жизни Нико Пиросмани ходит множество легенд и всегда было сложно сказать, что из них правда, а что — вымысел, но одно известно точно — его жизнь была страшным испытанием. Родился Нико в 1862 году в кахетинском селе Мирзаани в обычной крестьянской семье. Родители Пиросмани умерли, когда тому не было и трех лет, и со временем он попал в услужение в богатую тифлисскую семью, где находился до 20 лет. Первые серьезные попытки писать картины начались, когда Нико устроился кондуктором на железную дорогу. Он тогда написал портрет начальника с женой, после которого его выгнали с работы.
Он метался от одной работы к другой — скитания продолжались во многом из-за того, что Пиросмани не походил на типичного бедного грузина того времени: он не умел хитрить, веселить и зарабатывать деньги. Ему приходилось жить на совсем маленький доход, получаемый от продажи молоком. В этой лавке он бесплатно раздаривал картины покупателям или передавал их перекупщикам, надеясь заработать хоть немного денег. Но ни те, ни другие в восторге от картин не были — тогда они не могли знать, сколько будут стоить его картины через несколько десятков лет.
От голода Пиросмани уехал из Тифлиса на родину, но созданный у него дома пир подсказал художнику, что делать дальше — Нико понял, что можно зарабатывать деньги, расписывая вывески духанов (трактиры того времени). На холсты денег не было, поэтому Нико писал на черных клеенках со столов, что сильно определило то, как выглядела его живопись.
Что касается личной жизни, своей семьи у художника не было, но было невероятная и всепоглощающая любовь к актрисе, о которой знает каждый русский человек. Вы точно слышали песню «Миллион алых роз», но наверняка не догадывались, что эта история реальна и что она описывает безответную любовь Нико Пиросмани. Актриса не ответила взаимностью и все, что у него осталось на память о ней, известнейшая сейчас картина «Актриса Маргарита». Кстати, говорят, в 1969 на выставке в Лувре каждый день около этой картины подолгу стояла немолодая женщина, которая впоследствии призналась, что она — та самая Маргарита. Посетительницу успели сфотографировать, и теперь эту фотографию можно увидеть в музее Нико Пиросмани в Сигнахи, где по легенде и произошла эта история.
Как бы грустно не было это признавать, жизнь у Нико не удалась совсем, счастье оказалось не для него. В 1918 году сухой закон прикрыл духаны страны, и ему нечем стало зарабатывать на жизнь. Он умер от голода и холода в полнейшей нищете в мае 1918 года.
Но как это часто бывает, слава нашла своего героя уже после его смерти. И сейчас Пиросмани считают самым великим художником Грузии: его работы хранятся в лучших музеях Тбилиси, Москвы, Лондона, Парижа и других городов. Со стен галерей на людей открытым взглядом смотрят простые грузинские крестьяне и животные, которых создал человек с тяжелой судьбой, положивший свою жизнь на алтарь художественного ремесла.
Нико Пиросмани: жизнь и творчество художника
Нико Пиросмани (настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили (Пиросманишвили), 1862 — 5 мая 1918, Тбилиси) — известный грузинский художник XX века, самоучка, представитель примитивизма.
Содержание
Биография Нико Пиросмани
Пиросмани родился предположительно в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат.
Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой. В семье Калантаровых с перерывами провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, потом вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого формального образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии, затем ушёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.
Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи.
Творчество Пиросмани
Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне.
Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску.
Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и портрет Александра Гаранова (1906). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.
Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили, у животных на картинах глаза самого художника. Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.
Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.
Наиболее известные работы — «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Гумно» (1915); «Лань» (1916); «Кутёж трёх князей», «Маргарита (1909)», «Жираф».
Интересные факты из жизни художника
В представлениях о Пиросмани господствуют легенды и стереотипы. Стереотипы услужливо подвертываются на каждом шагу: стереотип сироты, отданного в услужение, стереотип нищего художника, не имеющего денег на краски, стереотип страдальца, загубленного недругами. Легенды возникали уже при его жизни, появляются они и сейчас. В, казалось бы, бесхитростном и простом существовании Пиросманашвили слишком много было необъяснимого и непонятного, да и его удивительное искусство отбрасывает на него причудливый свет. Необычностью судьбы, своеобразием личности, таинственностью будней он был словно создан для легенды.
По-своему загадочным он казался каждому из обоих миров, знавших его: миру духанов, винных погребов и шарманки — и миру художников, писателей, журналистов. И оба эти мира — каждый на свой лад — творили о нем легенды и чистосердечно соединяли вымысел с фактами.
Мы действительно знаем о Пиросманашвили очень мало, однако гораздо больше, чем принято считать. Еще в конце 1910-х годов энтузиасты — поэты, художники, журналисты — стали отыскивать людей, знакомых с Пиросманашвили, и записывать их рассказы. Многие записи были опубликованы тогда же или несколько позже. Собирание не прекратилось до сих пор, и время от времени рядом с несомненными апокрифами, неуклюжими подделками, беззастенчивыми компиляциями отыскивается нечто новое и интересное, хоть и доходящее до нас чаще всего из вторых или даже третьих рук.
Правда, материалы эти очень уж специфические. Запись устного рассказа вообще не самый надежный источник, а тем более рассказов тех пряных людей, которые окружали Пиросманашвили. Рассказы их временами чрезвычайно увлекательны сами по себе, немало любопытного они сообщают и о художнике. Но они страдают неполнотой и бессвязностью: многое из того, что интересует нас, вовсе не волновало рассказчиков, многое искажено их собственным восприятием; события, отделенные друг от друга годами, оказываются соединенными, о событиях, тесно взаимосвязанных, говорится так, словно они не имеют друг к другу отношения.
Нитка порвалась, большая часть бусинок-фактов потерялась, а оставшаяся перепутана — такой предстает перед нами его биография.
Пиросманашвили ничего не сообщил нам о себе сам. Он переписывался с сестрой, жившей в деревне; письмам этим не было бы цены, но они погибли нелепым образом — их уничтожила сама сестра, внезапно испугавшись чего-то, может быть, все учащающихся расспросов о брате.
Он носил с собой толстую тетрадь и часто делал в ней какие-то записи; тетрадь пропала еще при его жизни. А спутникам его будней были малоинтересны, да и недоступны его внутренние побуждения, и из их воспоминаний можно извлечь только разрозненные намеки, с трудом поддающиеся истолкованию. Лишь к концу жизни Пиросманашвили стал встречаться с людьми образованными, но и они, как будто понимавшие значение его творчества, или, по крайней мере, проявлявшие к нему интерес, оказывались на редкость невнимательны: не записывали, не запоминали.
Известны, правда, и часто цитируются несколько его суждений — о своей работе и об искусстве вообще, о жизни. Но в большинстве своем они не могут быть признаны вполне достоверными, документально точными. В лучшем случае они содержат очень приблизительное воспроизведение того, что сказал художник, сделанное по памяти, спустя много времени. Счастливое исключение — дневники Ильи Зданевича, который в течение нескольких дпей записывал свои впечатления от встреч с ним.
Существование Пиросмани было настолько неофициально, что не оставило после себя почти никаких следов в архивах (кроме четырех лет службы на железной дороге. После него не сохранилось тех бумаг, которые сопровождают жизнь каждого, вполне ординарного человека и отмечают ее основные вехи.
Нико Пиросмани
Биография
Нико Пиросмани (настоящее имя Николай Асланович Пиросманишвили) — известный грузинский и русский художник-самоучка, представитель примитивизма, один из видных мастеров наивного искусства
При жизни Нико едва хватало на хлеб и краски. Художник умер от голода в подвале одного из донов в Грузии. И лишь после смерти Пиросмани стал мировой знаменитостью.
Однажды художник увидел у театра «Бель Вю» афишу о выступлении несравненной Маргариты де Севр, которая поет шансон и одновременно танцует кекуок! Этими афишами было заклеено пол-Тифлиса. У одной из них стоял мужчина в модном пальто и мягкой шляпе. Его взгляд был прикован к женщине на афише. Изящная француженка с копной темных густых волос. Прекрасная Маргарита!
Мужчиной этим был грузинский художник Пиросмани. В этот же вечер он нарисовал картину «Актриса Маргарита», где изобразил девушку в свойственной ему манере примитивизма. Долго стоял перед полотном. А потом решился.
Гораздо важнее для Нико был восторженный взгляд Маргариты, когда она прижимала к груди букет пионов, и ее поцелуй. Позже об этом напишет Паустовский в рассказе «Простая клеенка» и споет Алла Пугачева в хите «Миллион роз». Но эта история любви закончилась, не успев начаться. Когда художник все же пришел к дому Маргариты, выяснилось, что та уже уехала. И не одна, а с богатым любовником, который тоже оценил ее красоту.
Мир живописи всегда манил Нико, хотя ни образования, ни академических знаний у него не имелось. Художник был самоучкой, который просто не знал, что такое не рисовать.
Еще во времена владения лавкой во сне пришел святой Георгий с кнутом в руке. Сказал всего два слова: «Не бойся!» В то утро Нико рисовал с такой легкостью, будто Высшие силы водили его кистью. С тех пор сны снились часто, и минуты творческого подъема после них стали единственной отдушиной в жизни Пиросмани.
Чтобы заработать на хлеб и краски, Нико брался за любую работу. Белил стены, расписывал вывески трактиров, иногда рисовал картины на заказ. Но то ли природная скромность, то ли воспоминание о строгом взгляде святого Георгия из сна не позволяли ему назначать цену за свою работу. Деньгами он будто боялся запятнать дар, данный ему свыше. Чаще всего художник работал за еду, а если получал от заказчиков немного денег, тратил их на краски и холсты.
Своего дома у художника не было давно. Бывший компаньон приглашал его ночевать в лавке, но Пиросмани этим приглашением не пользовался. Чаще всего спал в духанах или у людей, на которых работал. А то и вовсе под открытым небом, долго глядя на звезды и вспоминая детство.
Детство и юность
Вместе с их детьми бегал по двору, ходил на концерты, в храм. Калантаровы, увидев в мальчике некоторую отстраненность от мира, погруженность в себя, старались беречь его от любых потрясений. Никогда больше Пиросмани не ощущал столько любви и заботы! Стремясь продлить это чувство, даже посватался к одной из сестер Калантаровых, однако его предложение было встречено с недоумением.
Пиросмани пришлось покинуть гостеприимный дом и начать самостоятельную жизнь. Стремление опекунов ограждать Нико от невзгод не лучшим образом повлияло на юношу: он оказался совершенно не приспособлен к жизни. Пытался учиться, потом устроился тормозным кондуктором железнодорожных вагонов, но работа стала для него непосильным грузом.
В начале XX века примитивизм набирал обороты. Работы Пиросмани стали настоящим открытием для Общества грузинских художников. В 1916 году в Тифлисе прошла выставка его работ, однако он на нее не пришел. Отказывался и от 10 рублей, которые пытались вручить ему организаторы. В конце концов уступил. На все деньги купил материалов и написал свою знаменитую картину «Свадьба в Грузии былых времен» для Общества грузинских художников.
Слава, так внезапно обрушившаяся на художника, счастья не принесла. Выставки, собрания, долгие споры об искусстве. Это все было не для него. Лишь однажды Пиросмани посетил собрание художников. Долго молчал, а потом вдруг сказал: «Братья, нам нужно построить деревянный дом. Мы купим самовар, будем пить чай и говорить об искусстве. Но вы этого не хотите, я знаю. Вы совсем о другом говорите». Он не чувствовал себя своим среди именитых художников. И бежал от их общества, желая, чтобы его оставили в покое.
Смерть в нищете
Большинство работ Пиросмани находятся в Государственном музее искусства народов Востока и в Третьяковской галерее в Москве, а также в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси. В начале 80-х годов в селе Мирзаани на родине художника был учреждён дом-музей художника.
Творчеству Пиросмани дал высокую оценку Пабло Пикассо и другие известные художники. О жизни художника сняты фильмы, многие поэты (Ярослав Смеляков, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский и др.) посвятили ему стихи.
Сегодня портреты Нико можно увидеть на денежных купюрах и почтовых марках.
Наиболее известные работы — «Дворник»; «Продавец дров»; «Рыбак среди скал»; «Медведь в лунную ночь»; «Гумно»; «Лань»; «Кутёж трёх князей», «Маргарита», «Жираф», и это далеко не полный список шедевров художника
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Нико Пиросмани. Биография
Нико́ Пиросма́ни (груз. ნიკო ფიროსმანი ; настоящее имя Никола́й Асла́нович Пиросманашви́ли (Пиросманишви́ли), груз. ნიკოლოზ ასლანის ძე ფიროსმანაშვილი ; 1862 — 5 мая 1918, Тбилиси) — известнейший грузинский художник XX века, самоучка, представитель примитивизма.
Многие факты биографии Пиросманашвили не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти.
Пиросмани родился в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат. Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой. В семье Калантаровых с перерывами провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, потом вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого формального образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии, затем ушёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.
Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи. По легенде, первую вывеску Пиросманашвили и Зазиашвили выполнили бесплатно, а других заказов не получили. В 1890 году поступил на работу тормозным кондуктором на железной дороге. Неоднократно был оштрафован за различные нарушения, и 17 января 1894 года уволился по собственному желанию. Выходное пособие вложил в молочную торговлю, и вместе с компаньоном Димитрой Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески «Белая корова» и «Чёрная корова». Сам, однако, особенного интереса к торговле не проявил, многократно покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам. В конце 1890-х годов Алугишвили выдавал ему по рублю в день на проживание. Примерно в 1900 году закончил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.
В той среде, в которой Пиросманашвили находился, он имел устойчивую репутацию психически нестабильного человека, с которым невозможно иметь дело. Отчасти этому способствовали его утверждения, что он видит святых, а его кисть «пишет сама». Основные эпитеты в его адрес звучали удручающе: «Семь пятниц на неделе», «Не от мира сего»
С 1895 года активно занимался живописью, создавая вывески для торговых заведений и декоративные панно. По большей части писал красками собственного изготовления на клеёнке.
Материала не было, и Пиросман начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешевом духане, – на простой клеенке, снятой со столика. Клеенки были черные и белые. Пиросман писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки. Потом он применил этот прием и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным. Я навсегда запомнил его клеенку «Князь», где бледный старик в черной черкеске стоит с рогом в руках на скудной земле. Позади него виден доведенный почти до топографической схемы горный Кавказ. Черкеска князя как раз и была непрописанным куском клеенки глубокого черного цвета, особенно резкого в рассветном тусклом освещении. Я никак не мог понять, какими красками было передано это освещение.
Как художник до 1912 года не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси. До конца жизни большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах.
Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы, близкие к кругу Михаила Ларионова — братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием «Художник-самородок». 24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем. В июле 1913 года в тифлисской газете «Закавказье» Е. К. Псковитинов напечатал ещё одну статью о Пиросмани. Одновременно творчеством Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили, а вернувшийся после учёбы в Германии Давид Шеварднадзе начал собирать коллекцию его произведений.
В августе 1914 году после начала войны в России был введён сухой закон. Положение Пиросмани, существенной частью дохода которого было изготовление вывесок для питейных заведений, существенно ухудшилось.
5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросманашвили. Она имела относительный успех, и в 1916 году было решено пригласить Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников. Он стал относительно популярен, всё более широкая публика в Тифлисе стала интересоваться его живописью и собирать его картины. Это, впрочем, почти не сказалось на финансовом состоянии художника.
Нико Пиросмани скончался в Тифлисе 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался. Местонахождение его могилы неизвестно.
Легенды о знакомстве Пиросманашвили с классиком грузинской поэзии Важа Пшавелой и о влиянии последнего на поэтическое творчество художника (Пиросманашвили действительно писал стихи, не дошедшие до нас), а также о его отвергнутой любви к актрисе Маргарите (история, ставшая сюжетом песни «Миллион алых роз»), пока не имеют вещественных документальных подтверждений, что, впрочем, можно объяснить тем, что при жизни его им просто не придавалось какого-либо значения.
Наибольшие собрания работ Пиросманашвили находятся в Государственном музее искусства народов Востока и в Третьяковской галерее(экспозиция на Крымском валу) в Москве, а также в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси. В 1982 году в селе Мирзаани был учреждён дом-музей художника.