ницше история с лошадью
Федерико Ницше снялся в одной из самых трогательных сцен в истории западных мыслителей. Это был 1889 год, и философ жил в доме на улице Карло Альберто в Турине (Италия). Было утро и Ницше направлялся к центру города, когда вдруг обнаружил сцену, которая изменила его жизнь навсегда.
Он видел, как кучер сильно ударил свою лошадь, потому что он не хотел двигаться вперед. Животное было полностью истощено. У меня не было сил. Тем не менее, его владелец бросил кнут, чтобы продолжить идти, несмотря на усталость.
«Кто с монстрами сражается, кто заботится о том, чтобы стать монстром по очереди. Когда вы долго смотрите на пропасть, пропасть также заглядывает внутрь вас«.
Ницше был в ужасе от происходящего. Он быстро подошел. После обвинительного поведения кучера, он подошел к лошади, которая упала и обняла его. Затем он начал плакать. Свидетели говорят, что он что-то прошептал ему на ухо, что никто не слышал. Они говорят, что последние слова философа были:Мама я глупая». Тогда он был без сознания, и его разум рухнул.
Однажды утром это изменило все
Ницше перестал разговаривать 10 лет, до самой смерти. Он никогда не мог вернуться к своей разумной жизни после коня. Полиция была предупреждена о том, что случилось. Философ Он был арестован за нарушение общественного порядка. Вскоре после того, как его доставили в психиатрический санаторий. Оттуда он написал пару писем с бессвязными предложениями двум своим друзьям.
Один из его бывших знакомых отвез его в санаторий в Базеле (Швейцария), где он оставался в течение нескольких лет. Один из самых умных и умных людей XIX века оказался в зависимости от своей матери и сестры практически во всем. Мы никогда не возвращались, чтобы установить прямой контакт с реальностью.
Деменция Ницше
Он давно стал очень небрежным со своей внешностью и личной гигиеной. Те, кто знал его, заметили, что он изменил свою гордую походку небрежным маршем. Он не был таким же подвижным мыслителем, как раньше. Он говорил прерывисто и прыгал с одного предмета на другой.
В психиатрическом санатории он постепенно утратил когнитивные способности, в том числе язык. Иногда он был агрессивен и пришел, чтобы ударить некоторых из его товарищей по команде. Всего за несколько лет до того, как он написал несколько работ, которые бы определили его как одного из лучших философов в истории.
Плач Ницше
хотя Многие видят эпизод с лошадью как простое проявление иррациональности, продукт психического заболевания, есть и такие, которые придают ему менее случайный, глубокий и осознанный смысл. Милан Кундера в «Невыносимой легкости бытия» рассказывает, как Ницше обнимает избитого коня и плачет рядом с ним..
Для кундеры, слова, которые Ницше шептал на ухо животному, были просьбой о прощении. По его мнению, он сделал это во имя всего человечества за дикость, с которой человек относится к другим живым существам. Потому что мы стали их врагами и поставили их на службу.
Ницше никогда не отличался «животным» или особой чувствительностью к природе. Но, несомненно, эпизод жестокого обращения оказал на него огромное влияние. Эта лошадь была последним существом, с которым он установил реальный и эффективный контакт. Больше чем с самим животным, именно с его страданием он нашел идентичность, которая вышла далеко за рамки непосредственного. Это была идентификация с жизнью.
Ницше не был хорошо известен широкой общественности в то время, хотя он был профессором с отличной репутацией. Его последние годы были в основном несчастными. Его сестра сфальсифицировала несколько своих работ, чтобы они совпали с идеями немецкого нацизма. Ницше ничего не мог с этим поделать. Он был погружен в глубокий сон, от которого проснулся только со своей смертью в 1900 году.
Почему Ницше думал, что мы больны? Ницше считал, что неудовлетворенность человека является одновременно источником и продуктом нашей болезни. Но почему он так думал? Читать дальше «
Венгрия, Франция, Германия, Швейцария, США, 2011
Режиссёр: Бела Тарр, Агнес Храницки
Сценарий: Ласло Краснахоркаи, Бела Тарр
В главных ролях: Янош Держи, Эрика Бок
Жанр: артхаус, вне жанра
3 января 1889 года в Турине Фридрих Ницше стал свидетелем того, как извозчик в ярости избивал кнутом лошадь. Ницше бросился лошади на шею, обнял её, заплакал, закрыл от ударов собственным телом и после этого до конца своих дней ни разу не вымолвил ни слова. Последние годы своей жизни он провёл в сумасшедшем доме.
Эта всем известная история стала прологом к фильму венгерского режиссёра Белы Тарра «Туринская лошадь». Дальнейшее повествование сводится к судьбе самой лошади и двух её хозяев: сухорукого крестьянина и его дочери, живущих на пустынном, забытом Богом и людьми, хуторе.
Невероятный фильм. Он опрокидывает все каноны и затягивает зрителя под нескончаемое завывание ветра в своё гипнотическое скупое чёрно-белое пространство. Вынести это сможет далеко не каждый. Но даже если человек не подготовлен к артхаусу, завораживающее влияние этой картины может заставить его на два с половиной часа застыть у экрана, отрешённо забывшись от реального мира. Это словно медитация на тему конца света.
Как бы ни был мрачен сюжет картины, как бы ни обескураживала философия тотальной гибели и возвращения в небытие, как бы ни печалила мысль о смертности всего сущего, как бы ни удручала идея бессмысленности монотонного существования, которое, разумеется, каждый соотносит не только с героями, но и с любимым собой, несмотря на всё это, фильм не вызывает ощущения безнадёжности. Вернее, эта безнадёжность присутствует, но скорее умозрительно. Всё дело тут, мне кажется в форме.
Кино не для всех, но если вы любитель артхауса, мало вам не покажется. Смотреть обязательно накануне очередного апокалипсиса.
Философ сомнений и противоречий
Нигилист, критик традиционной религии, морали, культуры – таким представляют Фридриха Ницше. Факты и мифы о нем нередко сложно отличить друг от друга.
Почему Фридрих?
Ницше появился на свет 15 октября — в день рождения короля Фридриха Вильгельма IV. В честь прусского короля он и получил свое имя.
Человек без гражданства
До 1869 года Ницше был гражданином Пруссии. Став профессором в Базельском университете, он аннулировал прусское гражданство. С тех пор до самой своей смерти философ оставался апатридом.
Военный опыт
25-летний Ницше служил санитаром во время Франко-прусской войны. Подбирая раненных и убитых на поле боя, он заболел дифтерией и дизентерией. В одном из писем с фронта назвал Пруссию «силой, которая чрезвычайно опасна для культуры».
Ницше и музыка
В детстве мыслитель учился играть на рояле. Он сочинял, хотя его симфоническая поэма «Эрманарих» (о короле остготов) осталась незавершенной. В то же время несостоявшийся композитор положил на музыку стихотворение Пушкина «Заклинание». Несколько лет Ницше дружил с Рихардом Вагнером. После их разрыва была написана работа «Казус Вагнер». Один из тезисов Ницше об искусстве гласит: искусство необходимо понимать со стороны художника.
Туринская лошадь
3 января 1889 года на туринской площади Карло-Альберто Ницше увидел, как извозчик бьет кнутом свою лошадь. В слезах очевидец бросился к несчастному животному. Переживание было настолько сильным, что вызвало аффект. Ницше сошел с ума. Некоторое время он провел в базельской психиатрической больнице, затем его забрала мать. Однако творческая деятельность мыслителя после инцидента прервалась. Он прожил еще 11 лет, к концу жизни потеряв способность двигаться и разговаривать. Развязка наступила 25 августа 1900 года.
Ницше и нацизм
На нацистских идеологов повлияли книге Ницше «Воля к власти» и «Так говорил Заратустра». Экземпляр последней даже был торжественно положен Гитлером в склеп Гинденбурга (вместе с «Моей борьбой» и «Мифом двадцатого века» Альфреда Розенберга). Сестра Ницше Элизабет поддерживала НСДАП, принимала фюрера в музее своего знаменитого брата.
С другой стороны, Ницше был популярен в Третьем рейхе, хотя при жизни не раз говорил о своих польских корнях, а о немцах заявлял следующее: «Германия великая нация лишь потому, что в жилах её народа течёт столь много польской крови… Я горжусь своим польским происхождением».
Нацистский термин «недочеловек» («Untermensch»), использовавшийся для описания евреев, славян, цыган отчасти связан с ницшеанским «сверхчеловеком» («Übermensch»). Пропагандистский штамп НСДАП был позаимствован из книги американского расиста Лотропа Стоддарда. Тот, в свою очередь, мог использовать идею Ницше в «обратном» удобном для своей риторики ключе. Сам философ никогда не связывал «сверхчеловека» с расовыми признаками.
Влияние на Россию
Широкая популярность Ницше в России пришлась на рубеж XIX — XX вв. Ни один крупный русский мыслитель не мог обойти стороной его творчество. Главными отечественными исследователями наследия немецкого философа были Владимир Соловьев, Лев Шестов, Евгений Трубецкой. Его влияние заметно в стихах Гиппиус и романах Мережковского. На «пророка новой веры» был большой спрос: Серебряный век был временем религиозных исканий и экзистенциальных рассуждений.
Нигилизм Ницше (критика христианства, идеи о том, что «Бог умер») приходился по душе многим революционерам. Рассуждавшие в подобном ключе русские марксисты (Луначарский, Горький, Богданов) сформировали течение богостроительства. Для православных мыслителей Ницше был «разрушителем христианства». Отношение к нему в Советской России в целом испортились во время Великой Отечественной войны, когда наследие философа стало ассоциироваться с фашизмом.
«Туринская лошадь» Белы Тарра
В ограниченный прокат вышла «Туринская лошадь», заключительная картина в карьере венгерского классика Белы Тарра – о том, как сошедший с ума Фридрих Ницше спас от побоев кобылу, и что за этим последовало. Kino-teatr.ru напоминает, что нужно знать о Ницше. Его же словами.
Сюжет фильма основан на реальном драматичном событии: 3 января 1889 года Фридрих Ницше, выйдя из своего дома-крепости, видит, как извозчик остервенело стегает лошадь, отказывающуюся двигаться с места. Ницше бросается к лошади и, рыдая, обнимает ее до тех пор, пока соседи не отводят его домой. Там он, обездвиженный, пролежит два дня и затем произнесет, возможно, свои последние осмысленные слова: «Мама, я глуп». Тарр обращает свое внимание не на философа, который следующие 10 лет проведет в психиатрической лечебнице, но задается неожиданным вопросом «Что стало с лошадью?». По его версии, она вместе со своими хозяевами следующие шесть дней проведет в условиях медленно надвигающегося Апокалипсиса. Мы же, в свою очередь, обратимся обратно к Ницше. Что стоит знать об этом человеке перед просмотром фильма, да и вообще для общего развития. Цитаты из его произведений и писем представлены в обратном хронологическом порядке: от безумия к расцвету.
После эпизода с лошадью
Ницше разговаривает с прохожими:
• Вы довольны? Дело в том, что я – Господь Бог. Это я сотворил весь этот фарс.
Ницше пишет письмо Якобу Буркхарду, своему коллеге по базельскому университету:
• В конце концов, меня в гораздо большей степени устраивало бы быть славным базельским профессором, нежели Богом; но я не осмелился зайти в своем личном эгоизме так далеко, чтобы ради него поступиться сотворением мира.
Ницше беседует с матерью:
— Это не так, сынок, ты написал прекрасные, умные книги.
— Я глупый потому, что я мертвый.
До эпизода с лошадью
Письмо Мальвиде фон Мейзенбуг (1888):
• Эти сегодняшние людишки с их жалким выродившимся инстинктом должны быть счастливы, имея того, кто в неясных случаях говорит им правду в глаза.
«Ecce Homo. Как становятся сами собою» (1888)
• Я гораздо более ужасный человек, чем кто-либо до сих пор существовавший; это не исключает того, что я буду самым благодетельным. Я знаю радость уничтожения в степени, соразмерной моей силе к уничтожению – в том и другом я повинуюсь своей дионисовской натуре, которая не умеет отделять отрицания от утверждения. Я первый имморалист: поэтому я уничтожатель par excellence.
«Антихрист» (1888)
• Нам пришлось переучиваться. Во всем мы сделались скромнее. Мы более не выводим человека из «духа», из «божества», мы отодвинули его в ряды животных. Мы считаем его сильнейшим животным, потому что он хитрее всех; следствием этого является его духовность.
«Так говорил Заратустра» (1883)
• Я — свет; ах, если бы быть мне ночью! Но в том и одиночество мое, что опоясан я светом.
Ах, если бы быть мне темным и ночным! Как упивался бы я сосцами света!
И даже вас благословлял бы я, вы, звездочки, мерцающие, как светящиеся червяки на небе! — и был бы счастлив от ваших даров света.
Но я живу в своем собственном свете, я вновь поглощаю пламя, что исходит из меня.
• Так сказал мне однажды дьявол: «Даже у Бога есть свой ад – это любовь его к людям».
А недавно я слышал от него: «Бог умер, из-за сострадания своего к людям умер он».
• С тех пор, как существуют люди, слишком мало радовался человек: только в этом, братья мои, наш первородный грех!
• Но открою вам все сердце свое, друзья мои: если бы боги существовали, как бы вынес я, что я не бог?
• Пусть бы явились проповедники скорой смерти! и подобно буре, сотрясли бы деревья жизни! Но я слышу только проповедь медленного умирания и терпения ко всему «земному».
• Однажды Заратустра устремил мечты свои по ту сторону человека, подобно тем, кто мечтает об ином.
«Творением страдающего и измученного Бога предстал мне тогда наш мир.
Грезой показался мне он и вымыслом Бога; разноцветным фимиамом пред очами недовольного божества мир сей представился мне.
«Добро» и «Зло», «Радость» и «Страдание», «Я» и «Ты» – все казалось мне разноцветным фимиамом перед оком творца. Отвратить от себя взор свой хотелось ему – и создал он мир.
Отвратить взор от страданий своих и забыться – эта пьянящая радость для тех, кто страдает. Самозабвением и опьяняющей радостью увиделся мне этот мир.
Мир, вечно несовершенный; несовершенное отображение вечного противоречия, опьяняющая радость для своего несовершенного творца – таким увиделся мне этот мир.
Так, подобно тем, кто мечтает о мире ином, устремил я однажды мечты по ту сторону человека. Действительно ли – по ту сторону?
О братья мои, этот Бог, созданный мной, был делом рук человека и безумием его, подобно всем прочим богам!
«Веселая наука» (1882)
• В боли столько же мудрости, сколько и в удовольствии: подобно последнему, она принадлежит к родоохранительным силам первого ранга. Не будь она такой, она давно исчезла бы; то, что от нее страдают, вовсе не является аргументом против нее: такова ее сущность, Мне чудится в боли команда капитана корабля: “Убрать паруса!” Управлять парусами на тысячу ладов – этому должен был выучиться отважный мореходец, “человек”, иначе с ним было бы слишком быстро покончено, и океан вскоре поглотил бы его. Мы должны уметь жить и с убавленной энергией: стоит только боли подать свой аварийный сигнал, как наступает время убавить энергию – приближается какая-то большая опасность, какая-то буря, и мы поступим умно, если “вспучимся” как можно меньше.
А. Был я болен? Исцелился?
Мой рассудок помутился!
Что за врач меня лечил?
Б. Верю я – ты исцелился:
Тот здоров, кто все забыл.
«Утренняя заря» (1881)
• На какую бы высокую ступень развития ни поднялось человечество – может быть, в конце оно будет даже стоять выше, чем в начале! – для человечества нет перехода в высший порядок. Становление влечет за собой исчезновение; зачем же из этой вечной игры делать исключение для какой-то планетки! И на этой планетке – для одного вида, живущего на ней? Прочь эти сентиментальности!
• Счастье в жизни невозможно; высшее, чего может достигнуть человек, есть существование, преисполненное героизма.
P.S. Ecce Homo или как становятся сами собой (последнее произведение Ницше)
Рецензия на фильм «Туринская лошадь»
Предельно точный и исчерпывающий фильм о неизбежном конце вселенной
Трейлер
Конец девятнадцатого века. В маленьком доме на краю вселенной живут отец и дочь. Каждый день они работают, носят воду из колодца, едят и ложатся спать. Так проходит их жизнь. В ней есть все кроме, возможно, главного – смысла, цели и ответа на вопрос «зачем». В отсутствии смысла их жизнь постепенно, неторопливо сходит на нет, не оставляя надежды на другой исход событий.
Кадр из фильма «Туринская лошадь»
Эпиграфом к фильму служит известная история о философе Ницше, адепте теории сверхчеловека, который, однажды увидев, как крестьянин бьет лошадь, сошел с ума и навсегда погрузился в молчание. Подобно тому, как в этот момент рухнул его мир, в фильме рушится вселенная, в которой больше нет сверхидеи, причин для того чтобы продолжать существование.
Кадр из фильма «Туринская лошадь»
Картина Тарра – размышление о нас сегодня, о том, зачем мы живем, какие цели преследуем и почему земля, собственно, продолжает крутиться вокруг собственной оси. Во многом его работа продолжает новый виток экзистенциальных фильмов о конце вселенной с той лишь разницей, что Тарр дает предельно жесткий ответ: смысла, в сущности, не существует, и рациональных причин для каких-либо надежд на лучшую жизнь тоже нет.
Кадр из фильма «Туринская лошадь»
Фильм получил «Серебренного медведя» на Берлинском кинофестивале.
Бела Тарр заявил, что навсегда покидает кинематограф.
В картине всего лишь 30 монтажных склеек.
За окном поднимается сильнейший ветер и первой, как наиболее живое существо, отказывается следовать привычному ходу вещей лошадь. В один из дней она просто перестает выполнять навязанные ей функции. Весь оставшийся фильм все постепенно сходит на нет: пропадает вода в колодце, перестает гореть огонь в лампах, мир погружается в молчание.
Единственный ударный момент в фильме – монолог гостя, который пришел, чтобы пополнить запасы венгерской водки. Его текст, по сути очередное пересечение с Ницше, о потере Бога и веры, которая в конце концов приводит к внутренней пустоте, фактическому угасанию человека и как следствие его смерти, не важно – духовной или физической.
Кадр из фильма «Туринская лошадь»
Во многом «Туринская лошадь» пересекается с последней работой Ларса Фон Триера «Меланхолия», с той лишь разницей, что после «Меланхолии» хочется открыть лучшее шампанское и закатить вечеринку, посвященную неизбежному финалу, а единственное желание после просмотра фильма Тарра – навсегда погрузиться в молчание, потому что, кажется, самое важное уже сказано.