низами казиев биография национальность
[ Аутодафе ]
[Аутодафе] Надо сказать, что республиканские власти на этот раз от скандала на весь мир увернулись. Самосожжения, хвала Всевышнему, не состоялось. Обезумевших от горя матерей ещё раз прогнали по кругу, где им приходилось общаться с людьми, у которых вместо лиц – железные маски. И если генпрокурор был вежлив, то на встрече в МВД, по словам женщин, их просто осыпали угрозами и оскорблениями. Милиция в очередной раз продемонстрировала свою «человечность».
Неделька и вправду выдалась ещё та! Низами Казиев, взявшийся за то, чтобы закрыть рот прессе, был в ударе. Вызвав к себе на ковёр некоторых главредов, он строго-настрого запретил давать ход информации о митинге матерей у Кумыкского театра 3 августа. Оставалось только загадкой, делалось это по указке президента или же за спиной у президента. Потому что, если верить официальным текстам, АМГ ситуация с похищенными возмущает и раздражает. Не можем же мы в этом случае подозревать президента в неискренности! Он, конечно же, чиновник, но всё же человек. После того как мы увидели своими глазами его реакцию по телевизору, мы не сомневаемся, что президент на самом деле сочувствует горю матерей; правда, похоже, что в правительственном квартале ему кампанию могут составить только Николай Грязнов да Шамиль Зайналов. Может быть, формально, но они отреагировали как люди. Подозрение в том, что у милиционеров можно вызвать простое человеческое сочувствие к горю матерей, оказалось напрасным. Кроме того, что женщинам даже не думали сообщать о местонахождении их детей, силовики просто угрожали им расправой в присутствии других блюстителей закона – прокуратуры. Со слов пострадавших, обсмеяв матерей, оскорбив и унизив их, они просто ещё раз показали всему Дагестану, каким людям мы доверяем свою безопасность. Нет смысла пересказывать в подробностях, что перенесли наши дагестанские матери на встрече в МВД. Есть только вопросы, что должно было произойти с людьми, если измученные горем женщины не вызывают в них обычного для нормальных людей сострадания. И после этой истории уже ни для кого нет сомнения, способны ли были эти господа похищать, пытать, убивать! Если они докатились до угроз убитым горем матерям – всё перечисленное для них мелочь! Остаётся загадкой, откуда МВД нашло столько людей, которым в их далёком детстве матери не подарили достаточно любви и тепла, чтобы просто на уровне инстинктов они могли вспомнить, как нужно реагировать на человеческое горе.
Но эта встреча натолкнула ещё на кое-какие размышления. Судя по тому, что на официальном уровне в РД никто не отказался, что это дело их рук, значит, чьи-то головы должны полететь за откровенный бандитизм, потому что налицо уголовные преступления. Скорее всего, если даже после такого шума в прессе людей не вернули, значит, похищенные либо в таком состоянии, что их не могут показать общественности, либо их просто убили (или как раз поехали убивать), чтобы замести следы. Возвращаются после похищений лишь те, кто не видел лиц своих истязателей. Иначе людей просто пускают в расход.
И здесь самое время спросить с тех, кто всё это время спускал им с рук и докузпаринский расстрел, и убийство в Советском РОВД, и изнасилование в Агульском районе! Чужая кровь – водица! Не правда ли, Низами Эмирович? ]§[
Тернистый путь в парламент
В эту пятницу, 14 мая, должна завершиться регистрация на сайте предварительного голосования «Единой России» всех тех, кто возжелал стать депутатами. Дагестан по количеству и качеству претендентов на депутатские мандаты не подкачал: более 500 человек выдвинулись как кандидаты в депутаты Народного собрания РД, а ещё 66 человек видят себя парламентариями, ногой открывающими дверь своего кабинета в Госдуме…
(Продолжение. Предыдущие части в №№15, 16 и 17)
Само голосование в рамках партийного праймериз пройдёт с 24 по 30 мая. Целую неделю единороссы и их сторонники будут при помощи онлайн-голосования (через Интернет) и бумажных бюллетеней (на счётных участках) ставить галочки напротив нужных им фамилий. Кто-то постарается поддержать своего родственника, кто-то – друга, а кто-то (безмолвный бюджетник) – того, за кого ему скажут. Итоги голосования, как обещает партия власти, будут подведены 1 июня.
Переобещать обещанное
Наблюдая за списком тех, кто выдвинулся через сайт внутрипартийного голосования в качестве кандидата в депутаты НС РД, отдаём должное многим тем, кто параллельно зарегистрировался и как кандидат в Госдуму. Это дало возможность добиться того, чтобы об этом кандидате, выделив его из общей массы коллег-конкурентов, говорили дагестанские СМИ, тиражировали сообщения о них соцсети.
В принципе, это не только хороший способ заявить о своих политических амбициях и претензиях (если ты опытный политик и имеешь соответствующие ресурсы), но и, если ты новичок, напомнить о себе своим начальникам-покровителям (или тем, кто обещал кандидату продвижение по жизни и службе своей мохнатой лапкой). Тем не менее, многие из таких кандидатов упустили главное: они должны были обратиться к обществу и власти не только с партийных ресурсов, но и со всех возможных информационных площадок, элементарно рассказав о себе, своих целях и задачах. В противном случае кандидат теряется в массиве сотен таких же, как и он…
Но это технологии начинающих политиков. Куда интереснее смотреть на то, какой мастер-класс, оперируя своими возможностями и договорённостями, показывают маститые бизнесмены и политики.
Так, госсекретарь РД Хизри Абакаров, который зарегистрировался было на сайте праймериз «Единой России» в качестве кандидата в депутаты Госдумы от Центрального одномандатного избирательного округа, изменил своё решение.
На минувшей неделе Абакаров решил, что не будет выдвигаться по одномандатному округу, а пойдёт общим партийным списком. Это решение вызвало в СМИ и соцсетях диаметрально противоположные оценки.
Одни склонялись к мнению о том, что политические позиции Абакарова понизились. Обосновывалось это вот как: в существующей в Дагестане системе выборов, где результаты голосования и явки бывают известны задолго до дня голосования и подсчёта бюллетеней, выдвижение Абакарова от одномандатного округа – это 146-процентная победа и гарантия того, что депутатский мандат в кармане!
Выдвижение партийным списком (когда избиратели голосуют за список депутатов в целом, а не по отдельности) для Абакарова не даёт 100-процентых гарантий избрания в Госдуму. В позапрошлом номере («ЧК» №16 от 30.04.2021 г.) мы напоминали, что в действующий созыв российского парламента по спискам «Единой России» от Дагестана выдвигались девять человек. Стали депутатами только шесть. И стали те, кто в общем списке занимал более высокую, чем их коллеги, строчку. Согласуют ли более удобную для Абакарова поул-позишн ответственные за выборы лица? Тут гарантий нет: всё может поменяться в любой момент. И тот, кто вчера считался лидером, сегодня может стать аутсайдером.
Другие наблюдатели считают, что для Абакарова вопрос с его мандатом решён в любом случае, поэтому перемещение госсекретаря из одномандатников в список – это политический манёвр, позволяющий, в частности, сохранить депутатский мандат Абдулгамиду Эмиргамзаеву. (Он входит в команду магната Сулеймана Керимова и уже избирался в Госдуму от Центрального одномандатного округа.) Помимо этого, перемещение Абакарова может рассматриваться и как способ вытеснить из списка другого депутата Госдумы от Дагестана – Магомеда Гаджиева. Многочисленные слухмейкеры уверяют, что отношения между Абакаровым (как представителем команды Керимова) и Гаджиевым заметно охладели.
Помимо этого, включение кандидата в партийный список – это ещё и страховка от потенциально возможного обострения ситуации в избирательном округе, так как от своих претензий на мандат такой депутат Госдумы как Мурад Гаджиев ещё не отказался.
Ну, и добавим, что присутствие в списке для Абакарова – это возможность играть должностями: захотел – ушёл в Госдуму, не захотел – остался госсекретарём.
Думается, более свободным в вопросе своих полномочий Абакаров себя ощутил, после того как в проекте Положения об Управлении по обеспечению деятельности Государственного секретаря Республики Дагестан (утверждено врио главы РД 12 мая 2021 г.) было закреплено, что данное управление является самостоятельным подразделением Администрации Главы и Правительства РД. Управление подчиняется начальнику, которого назначает врио главы РД Сергей Меликов по представлению руководителя АГИП РД Алексея Гасанова, но (!) при условии, что кандидатура данного начальника была предварительно согласована с Госсекретарём. В дальнейшем (после утверждения) начальник управления подчиняется госсекретарю, то есть Хизри Абакарову.
Одно из важных полномочий данного управления – это подготовка информационных и аналитических материалов (в рамках своей зоны ответственности) для главы РД. Это, на взгляд «ЧК», важно хотя бы тем, что Сергей Меликов будет иметь возможность получать альтернативную информацию. Альтернативную той, которую получает сейчас от руководства АГИП РД. Как уверяют газету источники в Белом доме, доклады, поступающие к Меликову из АГИП, имеют на него просто чарующее воздействие, и ключевые решения он принимает, опираясь только на них.
…При такой свободе действий, позволяющей аппарату Госсекретаря работать относительно самостоятельно, Хизри Абакарову, вполне может быть, и не будет необходимости улетать в Москву, чтобы заботиться о многострадальном народе Дагестана…
То, что политика – штука непредсказуемая, а слово политика не твёрже масла, наверняка уяснила для себя и такой кандидат в депутаты Госдумы как директор НИИ при ДГТУ и доверенное лицо Путина – Елена Павлюченко. Довольно долго она считала (и считалась) таким же 100-процентным проходным кандидатом, как Абакаров. Но, думается, в силу того, что списки кандидатов в депутаты как Госдумы, так и в Народное собрание РД стали чрезмерно нагружены довольно сильными кандидатами, в АГИП поднялся вопрос о том, а настолько ли принципиально сохранять Павлюченко в числе тех, кому гарантирована победа?
Поэтому, как мы видим, кандидат в депутаты Госдумы Елена Павлюченко подстраховалась, зарегистрировавшись и для участия в праймериз как кандидат в депутаты НС РД от Кизлярской городской группы. Этот шаг, заметим, должен заставить нервничать депутата НС РД Анну Безрукову, так как в том случае, если в политические фаворитки выбилась Павлюченко, то гарантии, которые давались Безруковой, просто рухнули… Или же надо будет надеяться на то, что голосование за партию власти в округе покажет запредельно высокий результат, благодаря чему появится шанс провести в НС РД двух депутатов от Кизляра, а не одного…
Вероятная причина, по которой Елене Павлюченко приходится умерить свои амбиции до уровня республики, может заключаться в том, что на сайте внутрипартийного голосования зарегистрировалась Зульгимар Тагибова (Ричинская), руководитель дагестанского отделения ОО «Опора России» и бизнесвумен из Москвы. У неё хорошие отношения с партийным руководством в Москве, переговоры о её политическом будущем шли давно, поэтому и шансов, что Тагибова станет обладателем депутатского значка, больше…
Праймериз «Черновика»
О том, что выборы в Госдуму будут непростые, с высоким уровнем конкуренции и наверняка подковёрной борьбы, наша газета может судить по тому, как проходит объявленный редакцией «Праймериз ‘‘Черновика’’».
Согласно проекту, читатели газеты голосуют в специальной анкете за тех кандидатов в депутаты Госдумы, кого бы они желали там видеть.
По состоянию на 12 мая (20:00) в анкете 71 фамилия, проголосовали 61 808 читателей. Пятёрка лидеров в «Праймериз ‘‘Черновика’’» выглядит так:
– Сайгидпаша Умаханов, советник главы РД – 28 319 голосов (46,1%);
– Абдулхаким Гаджиев, генерал Росгвардии – 20 135 голосов (32,7%);
– Бийсултан Хамзаев, общественный деятель – 7 257 голосов (11,8);
– Зульфия Исагаджиева, адвокат – 1 227 голосов (2%);
– Фатима Нухрадинова, сотрудник администрации Ленинского района Махачкалы – 1 045 голосов (1,7%).
Налицо соревнование за лидерство в рейтинге между основными кандидатами – претендентами в парламент страны: Умахановым и Гаджиевым. За каждого из них уже отдали предпочтение столько читателей, сколько, к примеру, проживает избирателей в Кизляре, Кизилюрте или в Бабаюртовском районе.
Судя по отзывам читателей, команды поддержки кандидатов очень плотно работают с местным населением, призывая их голосовать за того или иного политика. В принципе, ничего предосудительного в такой работе с потенциальным избирателем нет: это репетиция перед выборами. К сожалению, рядовой дагестанец забыл те дни, когда кандидаты в депутаты старались любым способом привлечь на свою сторону избирателя, идя от двери к двери.
Современная политическая практика показывает, что система и процедура выдвижения кандидатов сформирована таким образом, что кандидату в депутаты приходится идти к одной двери – двери ответственного за выборы чиновника.
Тем не менее, как показывает практика, на выборах лучше опираться на население и жёсткий контроль процедуры подсчёта голосов, чем просто на обещания крупных политиков. Когда крупный политик или чиновник видит, что кандидата в депутаты просто так не «бортануть», то и договорённости соблюдать легче…
Отношения узаконены
В перерыве между праздниками врио главы Дагестана Сергей Меликов провёл пару совещаний. На одном из совещаний, прошедшем во вторник, на котором обсуждались вопросы цифровизации республики, произошёл небольшой скандал. Как сообщают источники «ЧК», после того как официально в качестве руководителя Центра управления регионом Дагестана был представлен 25-летний Султан Абдуралимов, хорошо зарекомендовавший себя на разных должностях, был поднят вопрос о техническом оснащении данной структуры.
Так как ответственным за функционирование дагестанского ЦУР было Министерство цифрового развития РД, в адрес его руководителя Сергея Снегирёва были обращены вопросы, причём, как говорят, в довольно жёсткой форме, другого Сергея – Меликова. На них Снегирёв пытался дать логичные ответы, но руководство республики, как выяснилось, не было расположено их слушать и анализировать. Там же было предложено написать заявление «по собственному». Снегирёв сделал это. На следующий день врио министра был назначен его зам – Тамерлан (Ахмад) Буганов.
Про Тамерлана Буганова известно, что он был гендиректором ОАО «Аэропорт Махачкала», занимал пост заместителя министра связи и коммуникаций РД, затем был замом в другом министерстве – по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли РД. Потом ушёл в Республиканский молодёжный центр «Успех». И, в принципе, оттуда с успехом перешёл на новую должность.
(Абдуралимов сменил на этой должности экс-первого зама АГИП РД Владимира Деревянко, ушедшего руководить дагестанским ЦУР после назначения в республику Сергея Меликова.)
Этот конфликт в ходе совещания и стремительное увольнение Снегирёва выглядели довольно… забавно. Само его увольнение напрашивалось давно, ещё со времён Абдулатипова и Васильева. Однако ещё пару месяцев назад Снегирёв был одним из тех немногих в исполнительной власти республики, к которым у Меликова в процессе формирования нового кабинета министров изначально не было вопросов. Считался профессионалом на своём посту. Поначалу, как и многие министры, Снегирёв был в статусе врио, а 26 марта этого года – утверждён полноценным министром.
Отношения с властью у Снегирёва резко ухудшились, когда, по слухам, руководством АГИП ему было предложено взять в качестве заместителя того же Буганова. Снегирёв отказался это делать. Возможно, одной из причин этому было то, что Буганов считается близким к Муфтияту РД человеком, а у Снегирёва с этой структурой сложились напряжённые отношения. (Достаточно вспомнить прошлогоднее обращение Муфтията РД на имя руководства республики, в котором критично оценили деятельность тогдашнего министра по делам информации, связи и массовым коммуникациям РД – «ЧК».)
После этого власть стала более пристально обращать внимание на работу Снегирёва, подвергла переоценке всю его деятельность за весь период работы и… нужен был просто повод показать на дверь. Повод с подачи ЦУР был обозначен. А всё остальное сделал вспыльчивый характер генерал-губернатора…
12 мая в качестве врио министра коллективу Минцифры РД был представлен Буганов, а уже ночью появилась информация о целом ряде назначений.
Так, по данным «АиФ в Дагестане», заместитель пресс-секретаря Главы РД Юрий Гамзатов назначен заместителем министра цифрового развития РД. По данным других медиа, советник главы РД Тамара Чинённая будет назначена замруководителя АГИП РД. В принципе, это верное решение: Алексею Гасанову, как лоббисту интересов Чинённой, давно надо было узаконить с ней эти непростые отношения. Теперь хотя бы всё честно. И, может быть, не стыдно.
В АГИП, в качестве первого зама Гасанова будет назначен Махач Омаров, который займёт место Мурада Казиева (первый замруководителя АГИП РД), который, в свою очередь, займет. место своего отца – Низами Казиева. Последний с 2002 года был вице-премьером Правительства РД, курировал социалку, культуру и вопросы здравоохранения. В отставку ушёл в 2012 году. Можно сказать, что временно эту должность с 2013 года занимал Анатолий Карибов.
Теперь, согласно слухам, Карибов покинет свою должность, а представитель трудовой династии правителей (иначе чем объяснить такое назначение?) займёт нужное кресло.
В новости на сайте «Черновика», сообщавшей о скорой отставке Карибова, мы предполагали, что его уход связан с уголовным делом, возбуждённым в отношении его сына – начальника отдела закупок Министерства труда и соцразвития РД Ибрагима Карибова. Последнего подозревают в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и ч. 1 ст. 292 УК РФ (служебный подлог). Подробно об этом «ЧК» писал в статье «Никогда такого не было» (№14 от 16.04.2021 г.).
Мы называли одним из кандидатов, способных заменить Карибова на должности вице-премьера, бывшего вице-мэра Махачкалы, экс-первого зама директора ТФОМС РД Рафика Бутаева. Последний не только глубоко разбирается в вопросах здравоохранения и социалки, но и хорошо знаком с Алексеем Гасановым.
Косвенным признаком того, что Карибов уходит, является его регистрация на сайте внутрипартийного голосования «Единой России» как кандидата в депутаты Народного собрания РД, выдвигающегося от Курахского района республики.
Понятно, что такое смещение и предложение найти себя в представлении народных интересов в парламенте республики – это своеобразная компенсация за потерю кресла и некая дань уважения к чиновнику. Однако, на взгляд «ЧК», тут стоит немного напрячься влиятельному депутату НС РД Сейфулаху Исакову, отвечающему в нынешнем созыве парламента за бюджетные отношения с Правительством РД. Может, только надежда на то, что одного из них руководство включит в общий региональный список, греет их душу…
Заморозка элиток
Вопрос с сыновьями, идущим на смену своим отцам в дагестанском парламенте, поднятый в прошлом номере, находит своё продолжение и на этой неделе. Но не в персональном, а… политологическом разрезе.
Во-первых, отметим, что формирование нынешнего списка будущих депутатов НС РД идёт на фоне пока ничем не подтверждённых слухов о том, что проходное место в нём (списке) может стоить от 20 до 25 млн рублей. Подобных слухов не было довольно долго: они проявлялись в различной форме в период правления Рамазана Абдулатипова (тогда некоторые кандидаты делились ничем не подтверждёнными слухами о том, что кресло депутата стоит от 15 млн рублей, а для особо состоятельных бизнесменов – 30 млн рублей) и совершенно угасли в период правления Владимира Васильева.
Сейчас они проявились снова. И с чем они связаны: активностью злоумышленников, формирующих негатив вокруг ответственных за выборы лиц, или же некоторыми злоупотреблениями в этой сфере, на наш взгляд, должны срочно разобраться как гражданские власти, так и силовые структуры…
Во-вторых, анализ существующих списков кандидатов в депутаты, география их выдвижения, продвижение своих близких и друзей показывают, что в целом ряде районов республики произошла своего рода заморозка элит: теперь с 90-процентной точностью можно сказать, что тот или иной район – это де-факто вотчина той или иной влиятельной семьи, рода, клана. И в условиях подобной политической монополии районного уровня (а на местах она вполне конкретно выражается в блокировании финансовой и предпринимательской деятельности возможных конкурентов правящей семьи) трудно будет ожидать какой-то новой идеи или «новой крови», способной подтолкнуть Дагестан к динамическому и прогрессивному развитию.
Отсюда и картина «кандидатско-депутатской миграции», когда все те, кто хотел бы заявить о себе в политике, в конечном итоге вынуждены выдвигаться либо от крупных муниципалитетов (Хасавюрт, Хасавюртовский район, Дербент и Дербентский район), где влияние кланов не столь стопроцентно и можно хоть как-то договориться, либо от Махачкалы в на-дежде на то, что республиканская власть их заметит и поможет выдвинуться. Ну, или компенсирует им их стремления. В основном, обещаниями… ]§[
Низами Казиев: «В Дагестане накоплен ценный опыт решения национальных и межнациональных проблем»
О гармонизации межнациональных отношений в Республике Дагестан, работе, проводимой в данном направлении Региональным центром этнополитических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, рассказал его руководитель Низами Казиев.
– Низами Эмирович, какие факторы способствуют этноконфессиональной напряженности сегодня?
– Можно выделить несколько основных факторов, определяющих эскалацию этноконфессиональной напряженности на современном этапе. Во-первых, состояние «переходности» политических процессов в России, ощущение значительной частью населения неудовлетворенности социальным положением. Это, в свою очередь, стимулирует поиск «виновных» в создавшемся положении. С другой стороны, негативный общественный потенциал направлен на представителей сложившихся этнических структур. Раздражающими факторами, особенно в отношении жителей кавказских республик, являются и этнокультурные различия.
Во-вторых, эскалации этноконфессиональной конфликтности способствует миграционная ситуация. Специфика складывающейся в России обстановки такова, что значительная часть местного населения продолжает видеть в мигрантах виновников своего ухудшающегося социально-экономического положения, конкурентов на рынках жилья и труда, на которых они сами испытывают немалые трудности.
В-третьих, эскалации конфликтности способствует наличие так называемых «депрессивных территорий», пораженных безработицей, чем успешно пользуются эмиссары экстремистских организаций. В наибольшей степени это характерно для Северо-Кавказского региона, в ряде республик которого чрезвычайно высок уровень безработицы. Например, по данным Федеральной службы по труду и занятости, в Республике Ингушетия уровень регистрируемой безработицы превышает среднероссийский почти в 12 раз, в Чеченской Республике – в 23 раза. В других республиках Северного Кавказа, в том числе в Дагестане, уровень безработицы также выше среднероссийских показателей в 1,6-1,9 раза.
– Приведите, пожалуйста, примеры.
– Какие факторы способствуют повышению социальной напряженности в Дагестане?
– В настоящее время в Дагестане можно выделить несколько факторов, повышающих социальную напряженность и обостряющих и без того сложные межнациональные отношения. Это отставание республики по основным показателям уровня жизни населения от большинства субъектов РФ, резкие различия в обеспеченности районов Дагестана объектами социальной и производственной инфраструктуры, большое количество земельных конфликтов между общинами, деятельность религиозно-политических экстремистских и террористических группировок и другие.
Анализ межнациональных отношений на современном этапе свидетельствует, что мононациональные политизированные образования изжили себя, остались лишь отдельные деятели, идентифицирующие себя с этими образованиями, которые удовлетворяют собственные политические амбиции, узкогрупповые интересы.
– Как, по Вашему мнению, можно разрешить межнациональные и внутриконфессиональные конфликты в республике?
– Разрешение межнациональных и внутриконфессиональных конфликтов в Дагестане во многом зависит от решения материальных, социально-экономических и политических проблем российского, северокавказского, дагестанского обществ.
В декабре 2012 года Президент РФ утвердил «Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Задачи и механизмы реализации государственной национальной политики Российской Федерации, заложенные в Стратегии, отводят значительную роль в решении проблем гармонизации межнациональных отношений в России институту науки. Сегодня на базе академических центров и институтов высшего образования развиваются научные школы по изучению социальных конфликтов, проблем молодежи, демографии и миграции, религиозной ситуации, этнополитических процессов и геополитических трансформаций. Однако развитие научных исследований в прикладных аспектах, накопление эмпирических данных о демографических, этнических, религиозных, образовательных и других проблемах неадекватно реальным потребностям современной общественной практики.
– Какая работа проводится в этом направлении возглавляемым Вами центром?
– Региональный центр этнополитических исследований ДНЦ РАН провел значительную работу в данном направлении. Так, по заказу министерства по национальной политике Республики Дагестан в 2013 году проведены крупные социологические исследования по следующим проблемам: «Осуществление мониторинга состояния этноконтактной ситуации в муниципальных образованиях, определение степени конфликтности», определение мнения жителей Дагестана относительно «Состояния и тенденции развития религиозной ситуации в Республике Дагестан», а также социологический опрос общественного мнения относительно проблемы реализации прав граждан: на получение информации (посредством СМИ) на языках народов Дагестана и на обучение на языках народов Дагестана.
Проведены также масштабные социологические исследования по проблемам религиозной, этнической и гражданской идентичности населения Республики Дагестан, которые позволяют выявить текущее состояние в сфере межнациональных отношений, определить их наиболее проблемные и конфликтные стороны.
По поручению Главы Дагестана Региональным центром этнополитических исследований ДНЦ РАН разработана Государственная программа республики «Реализация стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» на 2013-2015 годы, которая принята соответствующим Постановлением Правительства РД. Таким образом, Республика Дагестан является первым субъектом Российской Федерации, в котором актуализирована система современных приоритетов, целей и принципов в ряд конкретных задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации.
– Какие задачи решает разработанная Вашим центром программа?
– Принятая программа является результатом анализа всех республиканских целевых программ в области образования, культуры, молодежной политики и т.д. Она учитывает наработанный опыт и в то же время является принципиально новым и весьма конкретным документом для руководства и повышения эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по реализации задач государственной национальной политики. В ее содержании предусмотрена реализация более двухсот мероприятий, затрагивающих все уровни власти и общества.
Проведенную Региональным центром этнополитических исследований ДНЦ РАН в данном направлении работу, на наш взгляд, можно также рассматривать как значимый шаг в реализации важнейшего принципа развития научного знания – взаимосвязи науки с социальной практикой.
– Для чего необходимо такое взаимодействие науки и социальной практики?
– Необходимость взаимодействия науки с практикой возникает всякий раз там, где приходится управлять обширной сферой совместной и целенаправленной деятельностью людей. Комплексный подход здесь нужен и для разработки программы развития соответствующей сферы, и для реализации этой программы. Усиление связей науки с практикой влияет и на развитие самой науки, порождая новые приоритеты и цели ее дальнейшего развития. К сожалению, широкие общественные эксперименты, без которых сложно представить развитие социологической отрасли знаний, сегодня являются скорее исключением, а не правилом. Тем более ценной представляется возможность реализовать исследовательский потенциал Центра в конкретной общественно-политической деятельности.
– Какая работа проводится Центром сейчас?
– В настоящее время начата работа по созданию на базе регионального Центра этнополитических исследований ДНЦ РАН Республиканского центра мониторинга и выработки рекомендаций по раннему предупреждению конфликтных ситуаций и оперативному реагированию на негативные проявления в общественно-политической сфере.
Это предполагает образование при главах муниципальных образований со смешанным национальным составом населения консультативных советов по регулированию национальных отношений, мониторинг национального состава кадров государственной, гражданской и муниципальной служб с выработкой рекомендаций, мониторинг состояния межэтнических отношений при практической реализации земельного законодательства, в том числе в области отгонного животноводства, подготовку предложений по их урегулированию, мониторинг публикаций в СМИ по проблемам национальной политики и организацию реагирования на факты злоупотребления свободой слова, решение других организационных и содержательных вопросов.
– Как Вы считаете, какие меры необходимо предпринять для гармонизации межнациональных отношений в Дагестане?
– В республике накоплен ценный опыт решения национальных и межнациональных проблем. Очень важно беречь и развивать этот опыт, который может быть использован государственными органами других регионов России и стран СНГ в решении этнических проблем. Тем не менее, в сфере гармонизации межнациональных отношений в Республике Дагестан представляется необходимым создание в обществе целостной системы духовной безопасности, обеспечивающей невосприимчивость к идеологии национализма, формирование на республиканском уровне кризисных межведомственных групп по предотвращению и урегулированию конфликтных ситуаций на этнической почве, обеспечение правовой основы их функционирования.
Эти и многие другие, не представленные здесь меры направлены на создание условий для обеспечения прочного межнационального мира и согласия, безусловно, учитывают необходимость теоретического осмысления процессов, происходящих в современном обществе, и исходят из основных направлений «Стратегии государственного национального развития РФ до 2015 года». Важность такого подхода заключается также в возможности реализации на практике результатов научно-исследовательской работы в области гармонизации межнациональных отношений, обеспечении эффективного взаимодействия фундаментальной науки с практикой формирования целей, задач и механизмов государственной национальной политики Республики Дагестан.
Больше важных и актуальных новостей в Telegram-канале РИА «ДАГЕСТАН». Подписывайся!