ночевала тучка золотая приставкин персонажи

О повести А. И. Приставкина Ночевала тучка золотая

ПАМЯТИ ЖЕРТВ ДЕПОРТАЦИИ КАВКАЗСКИХ НАРОДОВ В 75-ЛЕТНЮЮ ГОДОВЩИНУ ЭТОЙ ТРАГЕДИИ ПОСВЯЩАЮ.

23 февраля сейчас стало официальным государственным праздником, хотя в его основе лежит довольно спорное событие, и его спорность подтверждается тем, что в прошлом году его столетие прошло как-то незаметно. Но я не из тех, кто поощряет переписывание истории, поэтому оспаривать названное не буду.

Последствия этих событий некоторое время после депортации красочно отражены в повести А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Я впервые прочитал её, правда, довольно поверхностно, в журнальной публикации 1987 года. Но потом … заставил себя забыть. Ведь я жил тогда в Махачкале, Грозный не так далеко от неё, а события 1991 года, страх моих родителей (которые как раз сами же меня чуть ли не с боем заставили читать эту повесть) … Да одно упоминание об этом вызвало бы крупный скандал. Мои родители, будучи русскими, боялись преследования на национальной почве, что усилилось в период распада СССР, и ненавидели «местных», называя их откровенно «зверьём». Но в то же время они мне сообщали такие подробности (например, по мнению моих родителей, эти люди были материально благополучными только по факту принадлежности к какой-то национальности, кроме русских!), что к тем, кого в русской прессе стали называть «лицами кавказской национальности», вместо желаемой родителями ненависти у меня развилась зависть. До степени желания стать одним из тех, кого родители так ненавидели!

И это желание не исчезло совсем. Многие знакомые русские отмечают у меня «южную наглость» или хотя бы «нерусское поведение». И более того, я научился намеренно воспроизводить такое поведение.

Возможно, по всем этим причинам я перечитать книгу Приставкина решился лишь в 2015 году. И только тогда осознал её нравственное значение.

Главные герои повести, Сашка и Колька Кузьмины, воспитанники детского дома. Они отправляются на Северный Кавказ, где впоследствии оказываются втянутыми в страшные, трагические реалии массового принудительного переселения народов. Ещё в дороге братьев-близнецов на Кавказ состоялась странная, зловещая встреча – на соседних путях на одной из станций обнаружил Колька Кузьмёныш вагоны (это – свидетельство того, что политика депортации целых народов продолжалась, поскольку чеченцы и ингуши были переселены в конце зимы, а действие разворачивается летом, это переселяли крымских татар, заодно с ними из Крыма было выселено практически всё неславянское население – греки-понтийцы, албанцы-арнауты и др.) Из зарешеченных окошек смотрели детские черноглазые лица, тянулись руки, слышались непонятные крики. Колька, не поняв толком, что просят пить, протягивает кому-то ягоды терновника.

Родство по крови переходит у близнецов в редкое, никем, кроме Регины Петровны, не замечаемое родство душ. Эта женщина олицетворяет в повести архетип матери (не предполагающий, как в данном случае, обязательного родства), оберегающей и защищающей женщины-наставницы. Да она – вдова летчика с двумя детьми, тоже занесенная ветром войны в край, откуда изгнаны чеченцы, – понимает братьев не до конца. Они, почитая среди взрослых одну лишь ее, готовые ради нее пойти на что угодно, даже поделиться своей заначкой, до конца не откроются и ей.

Беда сближает тех, кто попал в нее. Но порой и разобщает. Степень сближения тоже бывает разная. И если бы мы вообразили, будто беспощадная житейская необходимость сделала Кузьменышей неразлучными, то увидели бы в них немногим больше, чем Регина Петровна. Она догадывалась о надежности мальчиков, о подавленной их доброте, самоотвержении.

И в то же время, когда инвалид Демьян, узнав о разорении колонии и вместе с братьями подвергнувшись нападению, бросает их и бежит увозить Регину Петровну, и она остаётся с ним, Колька воспринимает это как предательство.

И такое потрясение – производное от самой искусственно созданной неправедной обстановки принудительного переселения целых народов.

Когда восстановили автономию чеченского и ингушского народов, стало известно, что несколько тысяч ингушей и чеченцев удостоились боевых наград, 36 человек – звания Героя Советского Союза. Но это – в 1957 году, а в сорок четвертом укрывшиеся в горах чеченцы уничтожили детский дом. Сашка погиб смертью чудовищной, изуверской.

Приходилось слышать мнение: зачем было изображать такую гибель ребёнка? Не возбудит ли это ненависть к чеченцам?

Когда Колька везет на тележке мертвого брата, он будто действует по инерции, осуществляет прежний их план удрать с гибельного Кавказа.

Гибель брата изменяет многое в мировоззрении Кольки. До этого он был ведомым из них двоих. Теперь ему предстоит стать ведущим. Колька идёт на станцию и кладёт труп брата в собачий ящик уходящего поезда; потом возвращается в бывшую колонию, ложится на пол и впадает в забытье.

И здесь Приставкин вводит характерный для отечественной прозы мотив чуда: Сашка возвращается, но в виде чеченского мальчика Алхузура, ровесника Кольки и потерявшего ещё больше – не только осиротевшего, у него ещё и отнято право жить на родной земле. Алхузур выводит Кольку из беспамятства и рассказывает ему о выселении кавказцев. И в подтверждении этого они оба видят позорную сцену: красноармейцы мостят дорогу могильными плитами.

Привычные представления о возможном и невозможном окончательно теряют силу, непреложность. Теряют потому еще, что Колька и Алхузур ведут себя, не сообразуясь с правилами, заповедями, каких придерживаются взрослые. Непосредственное побуждение берет верх, знакомое уже нам чувство взаимовыручки в беде, одинаково угрожающей двум мальчикам – русскому и чеченцу. И когда их находят и отправляют в распределитель, Алхузур уже не только для Кольки, но и для взрослых, принимает имя Александра Кузьмина, Сашки, они с Колькой твердят, что они «Кузьмёныши». В финале их вместе с остальными воспитанниками сажают на поезд, отбывающий из Грозного.

Чеченский мальчик Алхузур противопоставляется и таким русским взрослым, как прохвост-воспитатель Виктор Викторович, который обирал несчастных и голодных: «А самую главную часть берут для директора для его семьи и его собак. Но около директора не только собаки, не только скотина кормится, там и родственников, и приживальщиков понапихано. И всем им от детдома таскают, таскают». Приставкин с горечью констатирует, что бездушных людей, ответственных за судьбы детей еще немало. Это и директор Таловского интерната Владимир Николаевич Башмаков, и проводник Илья, доставлявший детдомовцев на Кавказ, и безымянный в штатском, с неодобрением смотрящий на детей разных национальностей в приёмнике-распределителе.

Выразителем авторской позиции выступает заведующая распределителем Ольга Христофоровна, в её диалоге с тем безымянным в штатском.

Основная мысль произведения состоит в том, что счастье одного народа на несчастье другого не построишь. И хотя в городах Чечни – Гудермесе, Аргуне – есть улицы, названные именем Анатолия Приставкина, я всё же считаю, что, раз существуют памятники литературным героям, почему в настоящее время такого нет с изображением Кольки и Алхузура?

Конечно, написанное мной не понравилось бы никому из тех, кто формально считается «своими», особенно бы матери, которая мертва уже много лет, но, как сейчас, помню её выкрики обывательского содержания: «выселяли – правильно сделали». Спорить с ней было опасно, она не опровергала, а отвергала до степени признания «дебильным» всё, что было «не по её». И поэтому я процитирую фрагмент из учебника «Истории отечественного государства и права» А.И. Чистякова:

Но я не объясняю это ни «культом личности» Сталина, ни «волюнтаризмом» Хрущёва, при котором также политически безграмотно была проведена реабилитация кавказских народов, приведшая к не менее трагическим последствиям. Всё это свидетельствует, что «советская власть» была часто не такой «советской». И я уверен, что, если бы этих решений не было принято и проведено в жизнь, не произошло бы и событий 1991 года, не было бы дудаевской Ичкерии и чеченских кампаний. И в подтверждение своей политической позиции я, сам будучи русским, присоединяюсь к скорби кавказцев в 75-летнюю годовщину начала этого позорного события в национальной политике СССР и трагедии переселенцев.

Источник

Краткое содержание произведения «Ночевала тучка золотая»

Своё автобиографическое произведение писатель завершил в 1981 году. Повесть является его самой сильной книгой. Автор рассказывает о военном периоде, который он переживал в детском доме. История долгое время не публиковалась, так как находилась в списке запрещённой литературы. Краткое содержание «Ночевала тучка золотая» Приставкина поможет школьникам лучше подготовиться к уроку и заполнить читательский дневник.

Герои произведения

В повести присутствуют как главные, так и второстепенные персонажи. Каждый из них вносит свой вклад в развитие сюжета. Центральные персонажи:

Второстепенные герои в произведении также важны. Благодаря им история становится интереснее и приобретает новые краски. Другие персонажи:

В повести персонажи находились в постоянном взаимодействии. Проследить эту связь возможно после прочтения пересказа всех её глав.

Краткое содержание

Братья-близнецы Кузьмёныши в военные годы находятся в детском доме. Выживать им помогает то, что их двое. Зима 1944 была очень тяжёлой, люди голодали. У Коли и Саши была одна мечта — любым способом попасть в хлеборезку. Поразмыслив, мальчики решили вырыть под неё подкоп.

В детском доме начал распространяться слух, что все они в скором времени переедут на Кавказ. Кузьмёныши приблизились к своей цели, но подкоп обнаруживает директор и сразу начинает вести расследование. Мальчики поняли, что рано или поздно он всё равно найдёт виновных и решили поехать на Кавказ добровольно.

Братьев сажают в поезд, который наполняется детишками и из других московских и подмосковных детских домов. Чтобы не умереть от голода, мальчики по дороге воровали еду в привокзальных палатках. На одной из остановок дети наелись неспелыми овощами, им стало очень плохо.

Кузьминых хотели разлучить, но они были категорически против этого. Коля попросил помощи у Регины Петровны, а она поручила врачихе присматривать за братьями. В поезде становится известно, что на всех детей всего три руководителя. Не было с ними даже повара, так как готовить было не из чего. Чтобы получить хоть какую-то еду, детдомовцы обменивали подушки и остатки мебели на прошлогоднюю картошку и кукурузу.

Проводник поезда начал делиться с близнецами некоторыми способами заработать деньги. Он предлагает им украсть комплект зимней одежды. Илья специально поит братьев, чтобы они дали согласие провернуть это дело. Близнецы решили убежать из поезда, забравшись в специальный ящик для перевозки собак.

В последнюю секунду они подумали о Регине Петровне и решили остаться. Вернувшись обратно в колонию, Коля и Саша узнали, что любимая воспитательница устроила их на консервный завод, прибавив им лишний год.

Жизнь на Кавказе

Оставшийся народ засел в горах и нарушал общественный порядок. На заводе организовали концерт самодеятельности и пригласили туда всех колонистов.

В этот момент подожгли машины и дом Ильи. Всё сразу же подумали на чеченцев. Братья запаниковали, как и все остальные. Перед тем как убежать, Саша настоял на том, что нужно зайти к Регине Петровне и попрощаться с ней.

Воспитательница уговорила мальчиков остаться ещё ненадолго. Она немного приболела и предложила уехать вместе, сразу после её выздоровления. Регину Петровну с детьми отправили в подсобное хозяйство, с собой она взяла мальчиков в помощники. В скором времени женщина пошла на поправку. Пожив немного с воспитательницей, братья решают вместе с Демьяном вернуться в колонию.

По приезду Кузьмёныши натыкаются на пустой дом, из которого не издавалось ни единого звука. После разведки братья возвращаются к Демьяну и сообщают, что в колонии произошло что-то страшное. Фронтовик посоветовал ребятам как можно тише уходить, но по пути его обнаруживает вооружённый всадник. Коле удалось спрятаться от преследователя.

Чеченец Алзухур

Поутру Колька пошёл к детдому, чтобы найти своего брата. Сашку он заметил возле забора, мальчик пытался что-то разглядеть. Приблизившись, Коля с ужасом понимает — его брат не стоит, а висит на заборе. Мальчик нашёл тележку и положил туда мёртвого Сашу. Коля повёз его на станцию и по дороге ни от кого не прятался. Там он переложил труп брата в поезд, а сам никуда не поехал.

Коле не хотелось идти обратно в колонию, но он понимал — Регина Петровна будет переживать и всё-таки решает вернуться. Дойдя до колонии, мальчик падает на пол и впадает в забытье. В сознание его приводит чеченский мальчик Алзухур. Он поделился с Колей историей об изгнании его народа и разрушении их кладбищ. Вскоре мальчик и сам увидел, как красная армия прокладывает дорогу плитами с могил.

За основу сюжета Анатолий Приставкин взял историю о детях, которые вынуждены были выживать в военные годы. А также своим произведением «Ночевала тучка золотая» автор пытается донести до читателя, что невозможно было построить счастье одного народа на несчастье другого — это был основной недостаток депортации при Сталине. После изучения пересказа повести «Ночевала тучка золотая» рекомендуется ознакомиться с её полной версией и после этого каждый ученик сможет без проблем написать любую проверочную работу.

Источник

Ночевала тучка золотая краткий пересказ по главам. Ночевала тучка золотая

Краткое содержание

Главы 1-6

Братья-близнецы Колька и Сашка Кузьмины – Кузьменыши – выживают в непростое военное время в детдоме лишь благодаря своему преимуществу: «в четыре руки тащить легче, чем в две; в четыре ноги удирать быстрей». Постоянный, изнуряющий голод зимой 44-го заставляет братьев мечтать лишь об одном – «проникнуть в хлеборезку, в царство хлеба любым путем». Недолго думая, Кузьменыши принимаются рыть подкоп под хлеборезку.

В этот момент в детдоме стали усердно распространяться слухи о переезде на Кавказ. Братья уже приближаются к заветной цели, но директор обнаруживает подкоп, и начинается следствие. Понимая, что рано или поздно ниточки приведут к ним и «все равно удирать придется», Кузьменыши решают добровольно отправиться на Кавказ.

Их сажают на поезд, который наполняют такими же оборвышами, как и они, из столичных и подмосковных детских домов и приемников. По дороге, чтобы не околеть с голода, братья промышляют мелким воровством на привокзальных рынках.

Во время одной из остановок детдомовцы объедаются неспелыми овощами с огородов, и Сашке, как и многим другим, становится очень плохо. Братьев хотят разлучить, но они даже не помышляют об этом. Колька просит вмешаться Регину Петровну – их будущую воспитательницу, и та «пообещала белой врачихе за братьями, особенно за Сашкой, следить».

Главы 7-13

На месте выясняется, что на пятьсот человек детдомовцев всего руководящего состава – «три воспитателя да директор» Петр Анисимович, бывший завхоз. Не было даже повара, но и варить особенно было нечего. Чтобы добыть себе пропитание, колонисты волокли «в станицу матрацы, подушки, остатки мебели, меняли на картошку, на прошлогоднюю кукурузу».

Проводник поезда Илья подсказывает Кузьменышам способ заработать – украсть комплект зимней одежды. Он сытно кормит братьев, наливает, «как взрослым, сивуху». Илья спаивает братьев, понимая, что «такими да с молодцами любое дельце провернуть можно».

Кузьменыши решают сбежать, разместившись в собачнике – небольшом железном ящике для перевозки собак в поезде. Но в последний момент, вспомнив о любимой воспитательнице Регине Петровне с двумя ее малолетними сыновьями, мальчики меняют свое решение.

Вернувшись в колонию, Кузьменыши узнают, что Регина Петровна устроила их на консервный завод, прибавив братьям лишний год.

Главы 14-18

Кузьменыши вместе со старшими колонистами попадают на консервный завод, где в их обязанности входит сортировка овощей и фруктов. Вечно голодные братья наедаются так, «что только из глаз да ушей не текло».

От работников завода Сашка и Колька узнают, что по приказу Сталина местных чеченцев собрали и «в Сибирский рай повезли», а жителей средней полосы России согнали на Кавказ. Оставшиеся чеченцы «в горах запрятались» и теперь «безобразят».

Главы 19-25

Во время концерта самодеятельности, на который приглашены колонисты и работники завода, совершен поджог машины и дома Ильи. Никто не сомневается, что это – дело рук проклятых чеченцев.

Кузьменыши поддаются всеобщей панике и решают бежать. Но Сашка настаивает на том, чтобы напоследок проститься с Региной Петровной, и говорит, что никуда «не поедет, пока не увидит воспитательницу».

Регина Петровна уговаривает мальчиков остаться, чтобы позже уехать всем вместе, когда она немного поправит свое здоровье. Воспитательницу с детьми отправляют в подсобное хозяйство, где она быстро идет на поправку. В качестве помощников она берет с собой Кузьменышей.

Прожив некоторое время у Регины Петровны, мальчики вместе с одноногим фронтовиком Демьяном собираются в колонию. Воспитательница переживает за безопасность братьев и просит Демьяна присмотреть за ними.

Приехав на место, Кузьменыши обнаруживают подозрительно тихий и пустой дом, в котором «не слышно было ни одного голоса». Вернувшись с разведки, братья сообщают Демьяну,что в колонии произошло что-то ужасное. Опытный фронтовик приказывает ребятам свернуть с дороги в кукурузное поле и как можно тише уходить отсюда, но их находит вооруженный всадник.

Главы 26-32

Кольке удается скрыться от преследования, и на следующее утро он возвращается к детдому, чтобы отыскать брата. Он замечает Сашку, который, «прислонясь к забору, что-то пристально разглядывает». Подойдя ближе, Колька с ужасом замечает, что «Сашка не стоял, он висел, нацепленный под мышками на острия забора».

Достав тележку, Колька укладывает на нее труп брата и везет на станцию, ни от кого не прячась. На станции он перекладывает закоченевшее тело Сашки в собачник уходящего поезда, а сам остается.

Кольке не хочется возвращаться в разоренную колонию, но он вспоминает о Регине Петровне, которая обязательно будет их искать, и отправляется в обратный путь. В бывшей колонии мальчик ложится на пол и впадает в забытье. Его приводит в чувство чеченский мальчик в «прожженном ватнике до голых колен» по имени Алхузур. Он рассказывает Кольке о депортации чеченского народа, о разрушении их кладбищ. Вскоре Колька и сам становится свидетелем того, как красноармейцы выкладывают дорогу могильными плитами.

Донельзя истощенных мальчиков ловят и отправляют в детприемник. Они не дают себя разлучить, называя себя братьями Кузьменышами. В итоге их вместе с другими воспитанниками сажают в поезд, и они навсегда покидают Чечню.

Подробный пересказ рассказа Ночевала тучка золотая

Произведение повествует нам о детях, воспитывающихся в детском доме, которые были отправлены из голодных военных мест на Кавказ. Автор показывает нам ребят, детство которых было нарушено войной.

С первых строчек повести перед нами предстают два брата Саша и Коля Кузьмины. Жили они в детском доме впроголодь, так как заведующий детским учреждениям много воровали. Все продукты, которые поступали на склад, продавались на рынке или разбирались его родными. Ребята мечтали попасть в помещение, где хранился хлеб, и даже сделали подкоп. Но попасть туда им не удалось, так как эту лазейку вскоре обнаружили. Кузьменыши, так их еще называли, понимали, что если их разоблачат, то они будут наказаны. Поэтому они соглашаются ехать с остальными детишками на Кавказ. Они не знают, где находится названый край, но судя по обещаниям, понимают, что там они не будут сидеть голодными.

В пути мальчики проявляют заботу друг о друге. Так, Коля делится с Сашей своим куском хлеба, сам же укладывается спать без ужина. Часто, на станциях, они бежали к торговкам и воровали продукты. В поезде у ребят происходит знакомство с Региной Петровной, которая работала воспитателем. Она ехала со своими сыновьями Жоресом и Маратом. Выйдя на одной из остановок, мальчишки увидели непонятный поезд, в котором находились странные дети, разговаривавшие на чужом для них языке. Они хотели подойти и посмотреть поближе, но их не подпустила охрана. Неожиданно у Сашки начались проблемы с животом и братьев отправили с этими же ребятами.

Все сироты останавливаются на одной из станций Кавказа, где они с большим удовольствием купаются в лечебных источниках. Сашка и Колька все больше сближаются с Региной Петровной. Она часто угощала их какими-то сладостями, сама же оставалась голодной. Мальчики же старались добывать сами себе пропитание. Неподалеку от станции они нашли небольшое поселение, где и таскали потихоньку продукты.

Однажды Кузьменыши встречают там проводника, который объяснил им, что в этом ауле должны проживать приезжие дети. Ребята пробуют впервые спиртное, и Илья начинает использовать их в качестве мошенников. Он говорил, где можно украсть, а Кузьменыши воровали.

Мужчина, на самом деле, был уголовником, сидел в тюрьме, где и узнал, что здесь много брошенных домов, и есть чем поживиться на время отсутствия хозяев. Так как Илья отбирал у них все награбленное добро, и практически с ними не делился, мальчикам было совестно возвращаться к своим попутчикам. Прибыв назад, они угостили Регину Петровну украденным салом, но она к нему не притронулась. Поняв, что мальчики воровали, она не сказала об этом директору, а помогла им устроиться трудиться со старшими детьми на консервный завод, для того, чтобы у них был хоть какой- то паек. Кроме того из найденной папахи, она шьет шапки для близнецов.

Вскоре чеченцы устраивают вредительство. Они уничтожают помещение, где хранятся теплые вещи детдомовцев.

Повесть учит нас уважительно относиться обычаям и традициям всех народов, чтить их культуру, беречь человеческие жизни.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Герои произведения

В повести присутствуют как главные, так и второстепенные персонажи. Каждый из них вносит свой вклад в развитие сюжета. Центральные персонажи:

ночевала тучка золотая приставкин персонажи. Смотреть фото ночевала тучка золотая приставкин персонажи. Смотреть картинку ночевала тучка золотая приставкин персонажи. Картинка про ночевала тучка золотая приставкин персонажи. Фото ночевала тучка золотая приставкин персонажи

Второстепенные герои в произведении также важны. Благодаря им история становится интереснее и приобретает новые краски. Другие персонажи:

В повести персонажи находились в постоянном взаимодействии. Проследить эту связь возможно после прочтения пересказа всех её глав.

Источник

«Ночевала тучка золотая» краткое содержание повести Приставкина – читать пересказ онлайн

ночевала тучка золотая приставкин персонажи. Смотреть фото ночевала тучка золотая приставкин персонажи. Смотреть картинку ночевала тучка золотая приставкин персонажи. Картинка про ночевала тучка золотая приставкин персонажи. Фото ночевала тучка золотая приставкин персонажи

Автобиографическая повесть «Ночевала тучка золотая» Приставкина, написанная в 1981 году, является самой сильной книгой писателя, пережившего тяжелые военные годы в детском доме. Долгое время произведение числилось в списках запрещенной литературы, и было опубликовано только во времена Перестройки.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Ночевала тучка золотая» по главам, а также пройти тест для проверки усвоенной информации.

Главные герои

Сашка и Колька Кузьмины (Кузьменыши) – братья-близнецы, детдомовцы, никогда не знавшие семьи.

Регина Петровна – воспитательница колонии, вдова, мать двоих детей, самый близкий человек для Кузьменышей.

Алхузур – чеченский мальчик, названый брат Кольки.

Другие персонажи

Петр Анисимович – честный и ответственный директор детской колонии.

Илья – проводник поезда, скользкий тип с криминальным прошлым.

Демьян – одноногий фронтовик, лишившийся семьи.

Краткое содержание

Главы 1-6

Братья-близнецы Колька и Сашка Кузьмины – Кузьменыши – выживают в непростое военное время в детдоме лишь благодаря своему преимуществу: «в четыре руки тащить легче, чем в две; в четыре ноги удирать быстрей». Постоянный, изнуряющий голод зимой 44-го заставляет братьев мечтать лишь об одно – «проникнуть в хлеборезку, в царство хлеба любым путем». Недолго думая, Кузьменыши принимаются рыть подкоп под хлеборезку.

В этот момент в детдоме стали усердно распространяться слухи о переезде на Кавказ. Братья уже приближаются к заветной цели, но директор обнаруживает подкоп и начинается следствие. Понимая, что рано или поздно ниточки приведут к ним «все равно удирать придется», Кузьменыши решают добровольно отправиться на Кавказ.

Их сажают на поезд, который наполняют такими же оборвышами, как и они, из столичных и подмосковных детских домов и приемников. По дороге, чтобы не околеть с голода, братья промышляют мелким воровством на привокзальных рынках.

Во время одной из остановок детдомовцы объедаются неспелыми овощами с огородов, и Сашке, как и многим другим, становится очень плохо. Братьев хотят разлучить, но они даже не помышляют об этом. Колька просит вмешаться Регину Петровну – их будущую воспитательницу, и та «пообещала белой врачихе за братьями, особенно за Сашкой, следить».

Главы 7-13

На месте выясняется, что на пятьсот человек детдомовцев всего руководящего состава – «три воспитателя да директор» Петр Анисимович, бывший завхоз. Не было даже повара, но и варить особенно было нечего. Чтобы добыть себе пропитание, колонисты волокли «в станицу матрацы, подушки, остатки мебели, меняли на картошку, на прошлогоднюю кукурузу».

Проводник поезда Илья подсказывает Кузьменышам способ заработать – украсть комплект зимней одежды. Он сытно кормит братьев, наливает, «как взрослым, сивуху». Илья спаивает братьев, понимая, что «такими да с молодцами любое дельце провернуть можно».

Кузьменыши решают сбежать, разместившись в собачнике – небольшом железном ящике для перевозки собак в поезде. Но в последний момент, вспомнив о любимой воспитательнице Регине Петровне с двумя ее малолетними сыновьями, мальчики меняют свое решение.

Вернувшись в колонию, Кузьменыши узнают, что Регина Петровна устроила их на консервный завод, прибавив братьям лишний год.

Главы 14-18

Кузьменыши вместе со старшими колонистами попадают на консервный завод, где в их обязанности входит сортировка овощей и фруктов. Вечно голодные братья наедаются так, «что только из глаз да ушей не текло».

От работников завода Сашка и Колька узнают, что по приказу Сталина местных чеченцев собрали и «в Сибирский рай повезли», а жителей средней полосы России согнали на Кавказ. Оставшиеся чеченцы «в горах запрятались» и теперь «безобразят».

Главы 19-25

Во время концерта самодеятельности, на который приглашены колонисты и работники завода, совершен поджег машины и дома Ильи. Никто не сомневается, что это – дело рук проклятых чеченцев.

Кузьменыши поддаются всеобщей панике и решают бежать. Но Сашка настаивает на том, чтобы напоследок проститься с Региной Петровной, и говорит, что никуда «не поедет, пока не увидит воспитательницу».

Регина Петровна уговаривает мальчиков остаться, чтобы позже уехать всем вместе, когда она немного поправит свое здоровье. Воспитательницу с детьми отправляют в подсобное хозяйство, где она быстро идет на поправку. В качестве помощников она берет с собой Кузьменышей.

Прожив некоторое время у Регины Петровны мальчики вместе с одноногим фронтовиком Демьяном собираются в колонию. Воспитательница переживает за безопасность братьев и просит Демьяна присмотреть за ними.

Приехав на место, Кузьменыши обнаруживают подозрительно тихий и пустой дом, в котором «не слышно было ни одного голоса». Вернувшись с разведки, братья сообщают Демьяну,что в колонии произошло что-то ужасное. Опытный фронтовик приказывает ребятам свернуть с дороги в кукурузное поле и как можно тише уходить отсюда, но их находит вооруженный всадник.

Главы 26-32

Кольке удается скрыться от преследования, и на следующее утро он возвращается к детдому, чтобы отыскать брата. Он замечает Сашку, который, «прислонясь к забору, что-то пристально разглядывает». Подойдя ближе, Колька с ужасом замечает, что «Сашка не стоял, он висел, нацепленный под мышками на острия забора».

Достав тележку, Колька укладывает в нее труп брата и везет на станцию, ни от кого не прячась. На станции он перекладывает закоченевшее тело Сашки в собачник уходящего поезда, а сам остается.

Кольке не хочется возвращаться в разоренную колонию, но он вспоминает о Регине Петровне, которая обязательно будет их искать, и отправляется в обратный путь. В бывшей колонии мальчик ложится на пол и впадает в забытье. Его приводит в чувство чеченский мальчик в «прожженном ватнике до голых колен» по имени Алхузур. Он рассказывает Кольке о депортации чеченского народа, о разрушении их кладбищ. Вскоре Колька и сам становится свидетелем того, как красноармейцы выкладывают дорогу могильными плитами.

Донельзя истощенных мальчиков ловят и отправляют детприемник. Они не дают себя разлучить, называя себя братьями Кузьменышами. В итоге их вместе с другими воспитанниками сажают в поезд, и они навсегда покидают Чечню.

Заключение

Основная мысль произведения, посвященного темам тяжелого военного детства и депортации народов при сталинском режиме, заключается в том, что невозможно построить счастье одного народа на несчастье другого.

Краткий пересказ «Ночевала тучка золотая» будет особенно полезен для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *