номоканон это в древней руси

НОМОКАНОН

/ Ориг. : νομοϰάνονον или νομοϰάνων

Сре­ди па­мят­ни­ков но­мо­ка­но­нического ти­па наи­бо­лее из­вест­ны номоканоны 50 ти­ту­лов (конец VI века) и номоканоны 14 ти­ту­лов (первая половина VII века), назван­ные так по ко­ли­че­ст­ву раз­де­лов в пред­мет­ной час­ти. Оба сбор­ни­ка мно­го­крат­но пе­ре­ра­ба­ты­ва­лись и до­пол­ня­лись. Важ­ней­шие ре­дак­ции номоканонов 14 ти­ту­лов при­над­ле­жат свт. Фо­тию Кон­стан­ти­но­поль­ско­му (883 год) и Фео­до­ру Вес­ту (около 1090 года). В середине XII века Ио­анн Зо­на­ра со­ста­вил ком­мен­та­рий к хро­но­ло­гической час­ти номоканонов 14 ти­ту­лов, а в 1169-1177 годы Фео­дор Валь­са­мон про­ком­мен­ти­ро­вал обе час­ти сборника.

К номоканонам ино­гда при­чис­ля­ют Вла­ста­ря син­таг­му ал­фа­вит­ную, ко­то­рая, од­на­ко, яв­ля­ет­ся осо­бым цер­ков­но-юри­дическим сбор­ни­ком, от­ли­чаю­щим­ся от номоканонв по струк­ту­ре и со­дер­жа­нию. На­зва­ние «номоканон» так­же при­ме­ня­лось в позд­ней Ви­зан­тии и славянских го­су­дар­ст­вах для обо­зна­че­ния сбор­ни­ков, рег­ла­мен­ти­ро­вав­ших прак­ти­ку цер­ков­но­го по­кая­ния (номоканон Псев­до-Ио­ан­на По­ст­ни­ка, номоканон при Боль­шом Треб­ни­ке и др.; см. так­же Епи­ти­мия). По­сле па­де­ния Ви­зан­тии в греческих цер­ков­ных кру­гах про­дол­жа­ли соз­да­вать­ся пра­во­вые сбор­ни­ки, на­зы­вав­шие­ся «номоканонами» (напр., номоканон Ма­нуи­ла Ма­лак­са), хо­тя они име­ли ма­ло об­ще­го с тра­ди­ци­он­ны­ми ви­зантийскими но­мо­ка­но­на­ми. К разряду номоканонов мог­ли от­но­сить­ся и ко­нк­рет­ные юри­дичекие па­мят­ни­ки (ру­ко­пи­си).

На­чи­ная с IX-X веков номоканоны не­од­но­крат­но пе­ре­во­ди­лись на цер­ков­но­сла­вян­ский язык, со­ста­вив ос­но­ву различных ре­дак­ций Корм­чей кни­ги.

Издания:

Σύνταγμα τῶν θείων ϰαὶ ἱερῶν ϰανόνων : ’Εν 6 τ. / ’Εϰδ. Г. ‘Ράλλη, М. Ποτλή. ’Αθῆναι, 1852. T. 1;

Migne PG. T. 104. Col. 441–1217;

Bibliotheca juris canonici veteris / Ed. G. Voel­lus, H. Justellus. Lutetiæ Parisüorum, 1661. Vol. 2. P. 603–660;

Juris ecclesiastici græ co­rum historia et monumenta / Cur. card. J. B. Pit­ra. Romae, 1868. T. 2. P. 416–420, 433–673;

Бе­не­ше­вич В.Н. Древ­не­сла­вян­ская Корм­чая XIV ти­ту­лов без тол­ко­ва­ний. СПб., 1906–1907. Т. 1. Вып. 1–3. Lpz., 1974;

Нар­бе­ков В.А. Но­мо­ка­нон Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Фо­тия с тол­ко­ва­ния­ми Валь­са­мо­на. Ка­зань, 1899. Ч. 2.

Источник

КОРМЧАЯ КНИГА

Ко́рмчие книги (от ц.-сл. кормчий, старослав. кръмьчии — рулевой, греч. Номоканон), сборники церковных и светских законов, являющиеся руководством при управлении Церковью и в Церковном суде.

Образцом кормчих книг стал Номоканон (σύνταγμα) — сборник церковных правил в состав которого вошли правила апостолов, первых четырех Вселенских Соборов и шести Соборов поместных, а также 68 правил Василия Великого, извлеченных из его посланий. Его составил в VI веке Константинопольский патриарх святитель Иоанн Схоластик по инициативе святого императора Иустиниана на основе более раннего подобного сборника. В 880-х годах равноапостольный Мефодий перевел Номоканон на славянский язык.

С конца XIII века Номоканоны в русской переработке получили название «Кормчие книги», они дополнялись на Руси нормами светского права. В 1273 году на церковном Соборе в Киеве митрополит Кирилл предложил в качестве руководства для управления Церковью Кормчую книгу, переведённую около 1225 года в Сербии с греческого на церковнославянский.

В XIII веке появилась ещё одна разновидность Кормчей, где некоторые элементы болгарских и сербских Кормчих книг были сведены воедино. Эта т. н. софийская, или синодальная, редакция [1] дополнена была и русскими статьями: Русской правды, уставами князей Владимира и Ярослава, правилами Собора 1273 и другими. Синодальная Кормчая книга получила широкое распространение и дошла до нас в большом количестве списков.

В конце XV — начале XVI веков Кормчие книги из-за значительного числа разночтений подверглись пересмотру. В 1650 году была издана в типографии т.н. Иосифовская Кормчая книга, в 1653 году — Никоновская, в 1787 — Екатерининская [2]. Последнее издание Кормчей книги относится к 1816 году. В XIX веке был также переведен профессором Заозерским и издан в 1882 году в «Чтениях в Общ. Любит. Дух. Просвещения» русский перевод Номоканона по новому изданию Питры 1857 года [3].

Литература

Источник

Номоканон

Содержание

Византийские номоканоны

Сборник Иоанна Схоластика

Иоанн Схоластик, первоначально адвокат, впоследствии Константинопольский патриарх, составил в период между 540 и 557 годами сборник церковных правил (др.-греч. Σύνταγμα κανώνων ) в систематическом, а не хронологическом порядке, сведя все постановления, относящиеся к одному предмету в один подраздел, титул. В начале титула, которых всего было 50, помещалось его заглавие. Данный сборник был составлен на основе утраченного сборника из 60 титулов.

В состав сборника вошли следующие правила:

Номоканон из 50 титулов

Номоканон из 50 титулов, ранее также приписывавшийся Иоанну Схоластику имеет то же количество рубрик того же названия, однако был составлен позже и включал, в дополнение к содержимому номоканона Иоанна Схоластика соответствующие по содержанию места из свода Юстиниана. Этот сборник дошёл до нашего времени в большом количестве сильно различающихся рукописей, исследования которых (например, Иосифа Ассемани) не позволили создать их классификацию.

Номоканон из 14 титулов и номоканон Фотия

Номоканон Святого Саввы

Святой Савва в 1219 году составил номоканон под названием Законоправило. Это был первый сербский устав. Законоправило регулировало весьма большую область общественных отношений, как церковных так и гражданских. Часть Законоправилa, oтносящийся к церковному праву был составлен из: Синопсиса Стефана Эфесского, Номоканонa Иоанна Схоластика, Номоканона в 14 заглавий, Правил святых апостолов, Правил святых отцов, Решения Вселенских и Поместних соборов и законодательства Мойсея (3 и 5 книга Моисея). Часть, относящуюся к Гражданскому праву составляли: Выводы из Новелл Юстиниана (около 550 г.), юридический сборник, составленный Иоанном Схолсатиком, Collectio tripartita, собрание законов законодательства Юстиниана и Прохирон (Закон городскoй) из 879 г, сборник византийского гражданского, уголовного и процессуального права. Заимствуя римско-византийскогo право, Сeрбия стала составной частью европейской и христианской цивилизации. Законоправило содержало 70 глав: 6 вводных, 44 церковного права и 20 гражданского права. Законоправило – это не только простой перевод византийских гражданских и церковных юридических актов, оно содержит и толкования, написанныe Святым Саввой. Из-за этого Законоправило имеет подлинность и ценность. Савва в свое Законоправило внес многочисленные законы о защите бедных, беззащитных, находящихся под угрозой, слоев общества. Савва в Законоправиле подчеркнул согласие духовной и мирской (гражданской) власти.

Источник

НОМОКАНОН

Полезное

Смотреть что такое «НОМОКАНОН» в других словарях:

номоканон — номоканон … Орфографический словарь-справочник

НОМОКАНОН — (Номоканон), (Н прописное), номоканона, муж. (греч. nomos закон и kanon правило) (церк. ист.). То же, что Кормчая книга. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

НОМОКАНОН — муж. сборник церковных правил; законоправильник; кормчая книга. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

номоканон — сущ., кол во синонимов: 2 • законоправильник (2) • книга (160) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Номоканон — (греч. Νομοκανών закон правило) византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI VII веках и впоследствии дополненные. Древнейший из номоканонов приписывают Иоанну III Схоластику,… … Википедия

Номоканон — см. Византийское право и Кормчая … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

НОМОКАНОН — (Nomokanon) назв. визант. сборников канонич. права, включавших церк. правила (xanones) и императорские постановления (nomoi) относительно церкви. Древнейший сохранившийся Н. в 50 титулах был составлен на рубеже 6 7 вв., возможно, Иоанном… … Советская историческая энциклопедия

Номоканон — м. Сборник церковных канонов и гражданских правил, служащий руководством для церковного суда и иной деятельности церкви. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

НОМОКАНОН — См.: КОРМЧАЯ КНИГА. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история

Источник

Номоканон.

В одно время с Русской Правдой и дополнительными к ней узаконениями в продолжение 2-й половины II периода действовал греческий Номоканон, или Кормчая. Этот период времени, как мы знаем, был самым деятельным в истории русского законодательства, так что все узаконения этого времени развивались и изменялись очень быстро; поэтому и Номоканон в это время постоянно изменялся и пополнялся новыми узаконениями.

Кормчая (Кормчая по русским рукописям большей частью имеет такое заглавие: «Книга, глаголемая Кормчая, рек- ше правило закону греческим языком — номос канон» — это перевод греческого слова «номоканон», перевод, впрочем, не бессмысленный, хотя и неточный) дошла до нас во множестве списков и состав ее по этим спискам большей частью неодинаков, но тем не менее все статьи, входящие в нее, можно разделить на 6 отделов. В первом отделе русских Кормчих большей частью помещается: «Слово о святых вселенских соборах, где, когда и почему который собор был собран».

Кроме того, в некоторых списках Кормчей встречаются церковно-юридические статьи, относящиеся к западной или литовской Руси. Сюда относятся: послание литовских епископов к всероссийскому митрополиту Фотию, коим они отрекаются от подсудности ему в духовных делах; окружная грамота литовских епископов об избрании и посвящении киевского митрополита Григория Цамблака; окружная грамота литовского великого князя Витовта об отделении киевской митрополии от московской; жалованная грамота короля польского Казимира III литовскому, русскому и жмудскому духовенству, дворянству, рыцарям, шляхте, боярам и местичам о сравнении их прав с поляками (1457 г.); Судебник того же короля Казимира, данный Литве в 1468 г.; уставы, относящиеся к правам литовского духовенства.

Кроме редакций Русской Правды и Номоканона, мы имеем за настоящий период другие законодательные памятники, а именно: Двинскую уставную грамоту, Псковскую судную грамоту, Московскую губную запись и Белозерскую уставную грамоту. Эти особенно важны для нас, так как в них выступают новые понятия о праве, составляющие новый период в истории развития русского законодательства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *