номоканон это в древней руси
НОМОКАНОН
/ Ориг. : νομοϰάνονον или νομοϰάνων
Среди памятников номоканонического типа наиболее известны номоканоны 50 титулов (конец VI века) и номоканоны 14 титулов (первая половина VII века), названные так по количеству разделов в предметной части. Оба сборника многократно перерабатывались и дополнялись. Важнейшие редакции номоканонов 14 титулов принадлежат свт. Фотию Константинопольскому (883 год) и Феодору Весту (около 1090 года). В середине XII века Иоанн Зонара составил комментарий к хронологической части номоканонов 14 титулов, а в 1169-1177 годы Феодор Вальсамон прокомментировал обе части сборника.
К номоканонам иногда причисляют Властаря синтагму алфавитную, которая, однако, является особым церковно-юридическим сборником, отличающимся от номоканонв по структуре и содержанию. Название «номоканон» также применялось в поздней Византии и славянских государствах для обозначения сборников, регламентировавших практику церковного покаяния (номоканон Псевдо-Иоанна Постника, номоканон при Большом Требнике и др.; см. также Епитимия). После падения Византии в греческих церковных кругах продолжали создаваться правовые сборники, называвшиеся «номоканонами» (напр., номоканон Мануила Малакса), хотя они имели мало общего с традиционными византийскими номоканонами. К разряду номоканонов могли относиться и конкретные юридичекие памятники (рукописи).
Начиная с IX-X веков номоканоны неоднократно переводились на церковнославянский язык, составив основу различных редакций Кормчей книги.
Издания:
Σύνταγμα τῶν θείων ϰαὶ ἱερῶν ϰανόνων : ’Εν 6 τ. / ’Εϰδ. Г. ‘Ράλλη, М. Ποτλή. ’Αθῆναι, 1852. T. 1;
Migne PG. T. 104. Col. 441–1217;
Bibliotheca juris canonici veteris / Ed. G. Voellus, H. Justellus. Lutetiæ Parisüorum, 1661. Vol. 2. P. 603–660;
Juris ecclesiastici græ corum historia et monumenta / Cur. card. J. B. Pitra. Romae, 1868. T. 2. P. 416–420, 433–673;
Бенешевич В.Н. Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований. СПб., 1906–1907. Т. 1. Вып. 1–3. Lpz., 1974;
Нарбеков В.А. Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованиями Вальсамона. Казань, 1899. Ч. 2.
КОРМЧАЯ КНИГА
Ко́рмчие книги (от ц.-сл. кормчий, старослав. кръмьчии — рулевой, греч. Номоканон), сборники церковных и светских законов, являющиеся руководством при управлении Церковью и в Церковном суде.
Образцом кормчих книг стал Номоканон (σύνταγμα) — сборник церковных правил в состав которого вошли правила апостолов, первых четырех Вселенских Соборов и шести Соборов поместных, а также 68 правил Василия Великого, извлеченных из его посланий. Его составил в VI веке Константинопольский патриарх святитель Иоанн Схоластик по инициативе святого императора Иустиниана на основе более раннего подобного сборника. В 880-х годах равноапостольный Мефодий перевел Номоканон на славянский язык.
С конца XIII века Номоканоны в русской переработке получили название «Кормчие книги», они дополнялись на Руси нормами светского права. В 1273 году на церковном Соборе в Киеве митрополит Кирилл предложил в качестве руководства для управления Церковью Кормчую книгу, переведённую около 1225 года в Сербии с греческого на церковнославянский.
В XIII веке появилась ещё одна разновидность Кормчей, где некоторые элементы болгарских и сербских Кормчих книг были сведены воедино. Эта т. н. софийская, или синодальная, редакция [1] дополнена была и русскими статьями: Русской правды, уставами князей Владимира и Ярослава, правилами Собора 1273 и другими. Синодальная Кормчая книга получила широкое распространение и дошла до нас в большом количестве списков.
В конце XV — начале XVI веков Кормчие книги из-за значительного числа разночтений подверглись пересмотру. В 1650 году была издана в типографии т.н. Иосифовская Кормчая книга, в 1653 году — Никоновская, в 1787 — Екатерининская [2]. Последнее издание Кормчей книги относится к 1816 году. В XIX веке был также переведен профессором Заозерским и издан в 1882 году в «Чтениях в Общ. Любит. Дух. Просвещения» русский перевод Номоканона по новому изданию Питры 1857 года [3].
Литература
Номоканон
Содержание
Византийские номоканоны
Сборник Иоанна Схоластика
Иоанн Схоластик, первоначально адвокат, впоследствии Константинопольский патриарх, составил в период между 540 и 557 годами сборник церковных правил (др.-греч. Σύνταγμα κανώνων ) в систематическом, а не хронологическом порядке, сведя все постановления, относящиеся к одному предмету в один подраздел, титул. В начале титула, которых всего было 50, помещалось его заглавие. Данный сборник был составлен на основе утраченного сборника из 60 титулов.
В состав сборника вошли следующие правила:
Номоканон из 50 титулов
Номоканон из 50 титулов, ранее также приписывавшийся Иоанну Схоластику имеет то же количество рубрик того же названия, однако был составлен позже и включал, в дополнение к содержимому номоканона Иоанна Схоластика соответствующие по содержанию места из свода Юстиниана. Этот сборник дошёл до нашего времени в большом количестве сильно различающихся рукописей, исследования которых (например, Иосифа Ассемани) не позволили создать их классификацию.
Номоканон из 14 титулов и номоканон Фотия
Номоканон Святого Саввы
Святой Савва в 1219 году составил номоканон под названием Законоправило. Это был первый сербский устав. Законоправило регулировало весьма большую область общественных отношений, как церковных так и гражданских. Часть Законоправилa, oтносящийся к церковному праву был составлен из: Синопсиса Стефана Эфесского, Номоканонa Иоанна Схоластика, Номоканона в 14 заглавий, Правил святых апостолов, Правил святых отцов, Решения Вселенских и Поместних соборов и законодательства Мойсея (3 и 5 книга Моисея). Часть, относящуюся к Гражданскому праву составляли: Выводы из Новелл Юстиниана (около 550 г.), юридический сборник, составленный Иоанном Схолсатиком, Collectio tripartita, собрание законов законодательства Юстиниана и Прохирон (Закон городскoй) из 879 г, сборник византийского гражданского, уголовного и процессуального права. Заимствуя римско-византийскогo право, Сeрбия стала составной частью европейской и христианской цивилизации. Законоправило содержало 70 глав: 6 вводных, 44 церковного права и 20 гражданского права. Законоправило – это не только простой перевод византийских гражданских и церковных юридических актов, оно содержит и толкования, написанныe Святым Саввой. Из-за этого Законоправило имеет подлинность и ценность. Савва в свое Законоправило внес многочисленные законы о защите бедных, беззащитных, находящихся под угрозой, слоев общества. Савва в Законоправиле подчеркнул согласие духовной и мирской (гражданской) власти.
НОМОКАНОН
Полезное
Смотреть что такое «НОМОКАНОН» в других словарях:
номоканон — номоканон … Орфографический словарь-справочник
НОМОКАНОН — (Номоканон), (Н прописное), номоканона, муж. (греч. nomos закон и kanon правило) (церк. ист.). То же, что Кормчая книга. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
НОМОКАНОН — муж. сборник церковных правил; законоправильник; кормчая книга. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
номоканон — сущ., кол во синонимов: 2 • законоправильник (2) • книга (160) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Номоканон — (греч. Νομοκανών закон правило) византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI VII веках и впоследствии дополненные. Древнейший из номоканонов приписывают Иоанну III Схоластику,… … Википедия
Номоканон — см. Византийское право и Кормчая … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
НОМОКАНОН — (Nomokanon) назв. визант. сборников канонич. права, включавших церк. правила (xanones) и императорские постановления (nomoi) относительно церкви. Древнейший сохранившийся Н. в 50 титулах был составлен на рубеже 6 7 вв., возможно, Иоанном… … Советская историческая энциклопедия
Номоканон — м. Сборник церковных канонов и гражданских правил, служащий руководством для церковного суда и иной деятельности церкви. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
НОМОКАНОН — См.: КОРМЧАЯ КНИГА. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история
Номоканон.
В одно время с Русской Правдой и дополнительными к ней узаконениями в продолжение 2-й половины II периода действовал греческий Номоканон, или Кормчая. Этот период времени, как мы знаем, был самым деятельным в истории русского законодательства, так что все узаконения этого времени развивались и изменялись очень быстро; поэтому и Номоканон в это время постоянно изменялся и пополнялся новыми узаконениями.
Кормчая (Кормчая по русским рукописям большей частью имеет такое заглавие: «Книга, глаголемая Кормчая, рек- ше правило закону греческим языком — номос канон» — это перевод греческого слова «номоканон», перевод, впрочем, не бессмысленный, хотя и неточный) дошла до нас во множестве списков и состав ее по этим спискам большей частью неодинаков, но тем не менее все статьи, входящие в нее, можно разделить на 6 отделов. В первом отделе русских Кормчих большей частью помещается: «Слово о святых вселенских соборах, где, когда и почему который собор был собран».
Кроме того, в некоторых списках Кормчей встречаются церковно-юридические статьи, относящиеся к западной или литовской Руси. Сюда относятся: послание литовских епископов к всероссийскому митрополиту Фотию, коим они отрекаются от подсудности ему в духовных делах; окружная грамота литовских епископов об избрании и посвящении киевского митрополита Григория Цамблака; окружная грамота литовского великого князя Витовта об отделении киевской митрополии от московской; жалованная грамота короля польского Казимира III литовскому, русскому и жмудскому духовенству, дворянству, рыцарям, шляхте, боярам и местичам о сравнении их прав с поляками (1457 г.); Судебник того же короля Казимира, данный Литве в 1468 г.; уставы, относящиеся к правам литовского духовенства.
Кроме редакций Русской Правды и Номоканона, мы имеем за настоящий период другие законодательные памятники, а именно: Двинскую уставную грамоту, Псковскую судную грамоту, Московскую губную запись и Белозерскую уставную грамоту. Эти особенно важны для нас, так как в них выступают новые понятия о праве, составляющие новый период в истории развития русского законодательства.