носов биография приключения незнайки и его друзей
Название произведения | Приключения Незнайки и его друзей |
---|---|
Автор | Николай Николаевич Носов |
Жанр | Сказка-повесть |
Год написания | 1954 |
Главные герои
Сюжет произведения
В необычном городе Цветочный живут коротышки. Эти ребята не больше огурчика, но живут обычной и интересной жизнью.
На улице Колокольчиков стоял дом. Там жили 16 коротышек. В том же домике жил Знайка. Он был самым умным и рассудительным человеком города.
Другого жителя домика звали Незнайкой. Он ничего не умел, слонялся по улицам и обижал других жителей города. Незнайке нравилось сочинять разные истории. Он хотел что-нибудь уметь, но так, чтобы это происходило сразу.
Незнайка пробовал себя в музыке, живописи и даже пробовал водить автомобиль. Все у него получалось плохо, потому что Незнайка не хотел прислушиваться ни к чьим советам.
Однажды Знайка предложил коротышкам отправиться в путешествие на воздушном шаре. Когда шар строили, Незнайка рассорился со своим товарищем Гунькой. Все произошло из-за дружбы Гуньки с малышками (девочками-коротышками).
Все коротышки летят на воздушном шаре. Незнайка поражается, что земля такая большая, а облака состоят из пара.
Вечером горячий воздух в летательном средстве остывает. Аппарат с коротышками летит все ниже. Знайка прыгает с парашютом, за ним устремляется Торопыжка. Он цепляется за край шара. Коротышки пытаются помочь товарищу и не видят, где Знайка.
Незнайка сообщает всем, что он главный. Прыгать никто не хочет, и корзина с коротышками разбивается о землю.
Незнайка очнулся в доме малышки по имени Синеглазка. Она кормит его завтраком. Озорник и врунишка рассказывает им, что он создал воздушный шар и вместе с друзьями пережил множество приключений в пути. Коротышка уверяет малышек, что он обладает многими талантами, управляется с механизмами и обучением товарищей.
Незнайке рассказывают, что его друзья лежат в больнице. Там их лечит Медуница. Она доктор Зеленого города, где оказались путешественники.
Все друзья обещают Незнайке, что подтвердят, что он изобретатель шара. За это он обещает уговорить Медуницу выписать их из больницы.
Доктор Медуница не доверяет коротышкам. Она считает их драчунами и хулиганами, лечит их медом. Против этого протестует Пилюлькин.
Медуница после уговоров других жительниц города соглашается выписывать коротышек по двое. Сначала она выписала Винтика со Шпунтиком.
Их просят отремонтировать автомобиль. Они отправляются в Змеевку за инструментами. Там они знакомятся с шофером по имени Бублик и изобретателем по имени Шурупчик. Шофер Бублик отвозит новых друзей обратно.
Жительницы Зеленого города припоминают ему, как обитатели Змеевки пригласили девочек на праздник и закидали снежками. Они говорят и о Гвоздике. Этот коротышка из Змеевки проникал к ним и чинил им гадости.
Шофер Бублик говорит, что на Новый год они с ребятами хотели поиграть с малышками в снежки. Про Гвоздика он тоже отзывается нехорошо. Этот коротышка обижает и жителей собственного города.
Бублик остается в Зеленом городе. Он хочет помочь в починке автомобиля малышек Шпунтику и Винтику.
Скоро начинается сбор фруктов. Бублик, малышки и прибывшие на воздушном шаре коротышки работают вместе. Незнайка пытается командовать коротышками и отдает ненужные указания.
Тюбик пользуется популярностью в Зеленом городе. Он работает по заготовкам и лишь немного придает сходство рисунка с заказчицей.
Шурупчик беспокоится о Бублике. Он направляется в Зеленый город. Его тоже увлекает сбор урожая. В Змеевке решают, что в соседнем городе появился дракон с сотней голов. Он пожирает коротышек.
Бублик, Шурупчик и Гвоздик отправляются домой. Они везут на трех машинах фрукты для своих друзей из Змеевки.
Медуница выписывает последнего пациента. Это охотник Пулька, у которого была вывихнута нога.
Приезжают ребята из Змеевки. Они благодарят малышек за фрукты. Их приглашают на бал.
В Зеленом городе появляется Знайка. Он долго искал своих товарищей по окрестностям. Знайка знакомится с городом и необычными вещами в нем. Он открывает правду о выдумках Незнайки.
Незнайка прячется. Ему стыдно. Он появляется только перед праздником. Товарищи насмехаются над ним. Жительницы Зеленого города заступаются за него. Незнайку прощают и пускают на бал. На торжестве он вспоминает о Гуньке и начинает скучать.
Бал заканчивается прощанием с коротышками. Они собираются домой. Синеглазка просит Незнайку написать ей письмо. Он обещает. Ему стыдно сказать, что писать он не умеет.
Цветочный город снабжается водопроводом, мостом и игровыми площадками. С ними и познакомился Знайка в Зеленом городе у девочек.
Незнайка мирится с Гунькой. Он сам подружился с малышками и начал заступаться за них.
Как появился Незнайка?
Прошло ровно сто лет со дня рождения писателя Николая Носова — автора знаменитой трилогии о Незнайке, рассказов о фантазерах и Мишкиной каше, и еще множества не менее замечательных детских книг.
Создатель «готической баллады» о Кузнечике-огуречике родился 23 ноября 1908 года в поселке Ирпень под Киевом, и с детства отличался крайней разносторонностью своих увлечений. Он, подобно Незнайке, то хотел стать музыкантом, то заняться техникой. В итоге Носов выучился на режиссера-постановщика, перебрался в Москву и, в конце концов, обрел славу детского писателя.
В 1952 г. он получает Госпремию СССР за повесть «Витя Малеев в школе и дома». А в 1957 г. по опросу, проводимому международным журналом «ЮНЕСКО», Носов неожиданно попал в первую тройку наиболее переводимых за рубежом русских писателей (после Горького и Пушкина). Вторую премию — имени Крупской — писатель получит позже (в 1970 г.), и это будет премия за прославившего его Незнайку.
История создания трилогии о Незнайке чрезвычайно бедна фактами. Истоки ее лежат в дореволюционных сказках А. Хвольсон о маленьких лесных человечках, хорошо известных поколению Носова. Именно в этих незатейливых познавательных историях об эльфах, путешествующих по миру, мы впервые встречаем персонажа по имени Незнайка. Однако от него носовскому герою досталось лишь имя, а вот характером советский Незнайка сильно напоминает другого героя Хвольсон — хвастуна, вруна и франта Мурзилку. Только если у Носова Незнайка «носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком», то Мурзилка был щеголем своей эпохи — «носил длинное пальто или фрак, высокую черную шляпу, сапоги с узкими носками, тросточку и стеклышко в глазу». В результате все окончательно запуталось — Незнайка стал похож на Мурзилку, а Мурзилка с течением времени превратился в положительного героя детского журнала, сохранив от первоисточника только имя.
Наверное, мало кто знает, что истории о коротышках Цветочного города впервые начали печататься в украинском детском журнале «Барвинок» в 1953 году, после знакомства Носова с редактором Богданом Чалым.
«Успели выпустить несколько номеров, как умер Сталин. Я помню, на обложке журнала был напечатан траурный портрет вождя. Удивительно, но уже в следующем номере появились главы веселой сказки про Незнайку. В 54-м роман вышел отдельной книжкой с иллюстрациями замечательного художника Алексея Лаптева».
(Игорь Носов, внук писателя)
В итоге носовский цикл о коротышках составили две повести («Приключения Незнайки и его друзей» 1954 г., «Незнайка в Солнечном городе» 1958 г.), один роман («Незнайка на Луне», 1964 г.) и примыкающая к ним короткая сказка про Винтика, Шпунтика и пылесос (в ней Незнайка — второстепенный герой, прославившийся лишь знаменитой фразой о том, что «зачем перед сном раздеваться, если утром снова одеваться»).
Создается ощущение, что, начиная сочинять истории о Незнайке, автор и сам не подозревал, во что разовьются коротенькие остроумные рассказы про недалекого и любопытного малыша, пытающегося «с налету» освоить самые разнообразные профессии. Автор отмечал, что многие черты своего героя он списал, наблюдая за своим маленьким сыном — Петей. Но сдается мне, что из-под личины Незнайки лукаво выглядывал и сам Николай Носов, любивший носить широкополые шляпы, всегда охочий до любых начинаний и склонный к фантазированию.
— «Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? — вскипел Знайка.
— Конечно, — ответил Незнайка. — Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть».
Проще с обществом коротышек — эдакой детской проекцией взрослого общества. Жители Цветочного города, по сути дела, — либо персонифицированные профессии (ученый Знайка, доктор Пилюлькин, поэт Цветик), либо определенные черты характера во плоти (Ворчун, Торопыжка, гедонист Пончик).
Незнайка же, по определению, — tabula rasa, чистый лист, пустая руна, карта «Дурак» из Большого Аркана Таро. Здесь — точка отсчета, потенциал, начало приключений. Для приключений Незнайка «экипирован» полностью: он не отягощен излишними познаниями и стереотипами и при этом наделен чрезмерным любопытством, страстью к авантюрам и живым воображением. Он в меру практичен, сообразителен и агрессивен. Хвастливость, грубость и лживость невозможно назвать пороками, эти недостатки у него поверхностны, как у ребенка. Образ Совести, мучающий Незнайку по ночам, появляется лишь в тот момент, когда он превышает меру невинной шалости: превращает с помощью волшебной палочки коротышку в осла.
Самое забавное, что необразованность Незнайки часто означает и незаангажированность. Если вдуматься, то он — гораздо более интересный поэт, чем «профессионал» Цветик. Ребенка, разумеется, больше смешат поэтические опыты Незнайки вроде
«Торопыжка был голодный.
Проглотил утюг холодный».
А вот взрослого больше позабавят стихи Цветика:
«Огромный шар, надутый паром,
Поднялся в воздух он недаром.
Наш коротышка хоть не птица,
Летать он все-таки годится.
И все доступно уж, эхма!
Теперь для нашего ума!».
Проявил себя Незнайка и как превосходный карикатурист в стиле Ван Гога, и как изобретатель какофонической музыки («Хорошо играю — громко!»). Подобный полет фантазии всегда импонировал мне в детстве посреди скучного официоза соцреализма. Конечно, Носов ценил профессионализм, но эксперименты Незнайки были высмеяны с такой теплотой, что возникало подозрение: не самого ли себя высмеивал автор? Может, поэтому «воспитательный» акцент сказок о Незнайке так ненавязчив, что писатель как бы сам ставит себя на место героев, участвует в процессе, как говорится, изнутри.
Сказочная литература вообще любит всяческих оболтусов, вроде непослушного Буратино, развязного Карлсона, эгоистичного Питер Пэна или двоечника Баранкина. Суровые отличники и положительные пай-мальчики не оставляют в литературе столь яркого следа. Единственный популярный сказочный персонаж, отличающийся «правильностью» — Алиса из дилогии Кэрролла. Но ее рассудительность и серьезность просто необходима на «безумном» фоне остальных героев фантасмагории.
Доходчивый и меткий юмор позволяет Носову иронизировать даже над своими коллегами по ремеслу (будь-то поэтессы или писатели), а иногда и над целыми тенденциями.
«- Скажите, пожалуйста, а какую книгу вы написали?
— Я не написал еще ни одной книги, — признался Смекайло. — Писателем быть очень трудно. Прежде чем стать писателем, мне, как видите, пришлось кое-чем обзавестись, а это не так просто. Сначала мне пришлось ждать, когда будет готов портативный стол. Это растянулось на долгие годы».
Займись этой сказкой наши «заумные» критики (разыскавшие «латентную сексуальность» даже в «Винни-Пухе»), то путешествие в Зеленый город вполне могло бы трактоваться как вылазка в настоящий центр феминизма, хотя здесь имеет место доведенная до абсурда психологическая проблема в отношениях мальчиков и девочек доподросткового возраста.
«- Малыши воображают, что только они одни храбрые, но малышки ничуть не трусливее их. Видите, на какую высоту забрались, — сказала Снежинка.
— Зато малыши на воздушных шарах летают, на автомобилях ездят, — ответил Незнайка.
— Подумаешь! — сказала Снежинка. — У нас тоже многие малышки могут на автомобиле ездить.
— Разве у вас автомобиль есть?
— Есть. Только он испортился».
Незнайка по праву стал одним из самых известных, удачных и главное — оригинальных — героев советской сказочной литературы. И книги про него до сих с неизменным удовольствием могут читать, как дети, так и взрослые.
Продолжение темы о Незнайке смотрите здесь >>>
Незнайка
История персонажа
Песенка о кузнечике-огуречике, который сидел в траве и не жаловался на жизнь, пока не пришла лягушка, вызывала слезы чуть ли не у каждого советского ребенка. Создателем этой «страдальческой баллады» стал Николай Носов, включивший припев в «Приключения Незнайки и его друзей». По мнению исследователей, эта повесть учит людей всех возрастов политэкономии, ведь из нее можно узнать, кого на самом деле защищает полиция, а также что такое рыночная экономика.
Николай Носов
Маленький человечек, который не появляется без шляпы с огромными полями, полюбился как маленьким, так и взрослым. И пусть этот герой не блещет умом, как Знайка, зато ценит дружбу и готов на подвиги ради близких людей. Любители сказок до сих пор с упоением читают про волшебный Цветочный город и его крошечных жителей. Примечательно, что в 1969 году за трилогию произведений о Незнайке Носов удостоился Государственной премии РСФСР имени Н. Крупской.
История создания
Первым, кто придумал Незнайку, был не Николай Носов, а канадский художник-иллюстратор Палмер Кокс, радовавший завсегдатаев книжных лавок сатирическими комиксами о добродушных, но вредных героях, которых окрестили в мифологии словом «брауни». Эти маленькие человечки совместно вытворяли различные проделки, веселились и окунались в неистовые приключения.
Палмер Кокс и его брауни
Кокс умудрился выдумать около ста «брауни» и к тому же наделил их индивидуальным обликом и эксцентричными чертами характера. Так, на страницах журналов читатели видели утонченного джентльмена в цилиндре и монокле, китайца, облаченного в традиционную одежду, и вождя с перьями на голове и боевым раскрасом.
Среди коротышек затесались даже бывший нигилист русский профессор Котчакофф и персонаж по имени Незнайка. Картинки Кокса были довольно интригующими, а вот конкретно сырой текст требовал серьезной литературной обработки, к тому же создатель не индивидуализировал речь отдельных героев, которые общались между собой на стереотипном диалекте.
Канадские Мурзилка и Незнайка
С маленькими непоседами познакомились не только канадские, но и русские любители графических романов, а оригинальный текст Кокса вольно перевела детская писательница Анна Хвольсон. Первое издание ее книжки о лесных человечках под названием «Царство малюток» вышло в свет в 1889 году.
Позже о веселых «брауни» все позабыли, так как с 16 мая 1924 года в ларьках и книжных лавках появился журнал «Мурзилка», где девочек, мальчиков и их родителей радовал желтый герой в красном шарфе. Поэтому «канувшая в лету» повесть Анны Хвольсон не переиздавалась вплоть до 1991 года.
Советский Мурзилка
К сожалению, история создания персонажа Николаем Носовым не пестрит фактами и покрыта пеленою тайны. Но известно, что в 1952 году автор встретился с украинским литератором Богданом Чалым, который трудился редактором журнала «Барвинок».
Литератор поделился со своим товарищем идеей о «Незнайке», а последний предложил поместить рукопись на страницы журнала. Сказано – сделано: в 1953-1954 годах персонаж в синей шляпе дебютировал в «Барвинке» на русском и на украинском языке (в переводе Ф. Макивчука). «Сказка-повесть» (такой жанр придумал сам автор) называлась «Приключения Незнайки и его товарищей».
Первоначальный облик Незнайки из журнала «Барвинок»
В конечном итоге история Николая Носова разрослась до трилогии. В 1958 году свет увидела вторая часть произведения «Незнайка в Солнечном городе», которая первоначально была опубликована на страницах журнала «Юность», а затем издана отдельной книгой в издательстве «Детгиз». Следующая книга о приключениях маленького человечка – «Незнайка на Луне» – появилась в журнале «Семья и школа», случилось это в 1964-65 годах (позже книга получила отдельное издание).
Стоит отметить, что произведения Носова полюбились маленьким читателям не только из-за нетривиального сюжета. Дело в том, что иллюстраторы снабдили книги красочными картинками, которые вызывали восторг даже у родителей.
Незнайка Алексея Лаптева
В роли художников выступили Алексей Лаптев и Генрих Вальк, а издания «сказки-повести» были оснащены суперобложками и цветными наклейками. Поэтому тем, кто купил ранние книги, крупно повезло, потому что последующие томики оформлялись скромнее.
Примечательно, что шляпа главного героя упоминалась в тексте лишь мимолетно: автор дал знать, что головной убор голубого цвета. Поэтому первоначально художники рисовали ее по-разному. Первоначально она представала в виде остроконечного колпака, затем шляпа стала тюбетейкой с кисточкой, и только иллюстратор Алексей Лаптев придал главному атрибуту Незнайки привычный вид.
Биография и сюжет
Научно-фантастическая книга с элементами антиутопии рассказывает о волшебном Цветочном городе, который стоит на Огурцовой реке. Там жили маленькие человечки – размером чуть больше, чем человеческий палец. Коротышки ухаживали за городом, в котором имелось «технологическое чудо» – автомобиль, работающий на газированной воде. Примечательно, что в одних домиках жили только мальчики, а в других – девочки.
Незнайка и его друзья
Каждый из человечков выполнял определенную функцию, чему соответствовали прозвища малышей. Например, Винтик и Шпунтик – мастера на все руки, которые способны починить любую поломку, доктор Пилюлькин лечит ребят от болезней, Тюбик рисует красочные картины, а Пончик обожает сладости.
Вот и Незнайка получил такой псевдоним из-за своей наивности. Так как этот коротышка зачастую попадает в неурядицы, он доставляет проблемы окружающим. Герой всеми силами стремится постичь новые знания, однако неусидчивость и невнимательность играют с ним злую шутку. Вот как описывал Николай Носов Незнайку в своих мемуарах:
«…В общем, со всеми хорошими задатками, которые ребенку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться».
В первой части книги Незнайка пытается найти свое место под солнцем: он пробует рисовать красками, сочиняет стихи, учится играть на музыкальных инструментах и так далее. Но реализоваться на творческом пути коротышке не удается, все его попытки терпят фиаско.
Незнайка в Цветочном городе
Далее Незнайка становится испытателем конструкции, которую изобрел Знайка. Все человечки путешествуют на воздушном шаре. Но по непредвиденным обстоятельствам изобретатель покидает летательное приспособление, а ветер унес коротышек в Зеленый город, где Незнайка знакомится со Снежинкой и Синеглазкой.
Пока строгий врач Медуница лечит малышей (человечки упали с воздушного шара, но отделались легкими ушибами), Незнайка, успевший ранее отделиться от приятелей, использует свое обаяние и узурпирует город, рассказывая новым приятелям небылицы из своей придуманной биографии: то он великий музыкант, то художник, рисующий невероятные портреты. Счастье «мастера присочинить» рушится, когда в Зеленый город прилетает Знайка, потому что ученый разоблачает обманщика.
Незнайка на воздушном шаре
Во второй книге Незнайка, начитавшийся сказок, пытается дарить окружающим добрые поступки, надеясь на то, что получит подарки от волшебника. Однако у главного героя не получается совершать хорошие дела бескорыстно, а любая попытка заканчивается неудачей.
Но коротышке удается воплотить задуманное в жизнь, и он получает от чародея волшебную палочку. Благодаря этому атрибуту Незнайка вместе с Кнопочкой и Пачкулей Пестреньким отправляются в Солнечный город, в котором местные жители разгоняют серые тучи и радуются огненному шару на небе.
Незнайка в Солнечном городе
В заключительной части Знайка, умудрившийся побывать на Луне, открыл способ получения искусственной невесомости. После эксперимента ученый решил соорудить ракету и вновь отправиться на эту планету, прихватив с собой коротышек.
Так как Незнайка взял изобретение Знайки без разрешения, герой лишился возможности побывать в экспедиции. Несмотря на запрет, мальчик в синей шляпе не стал упускать свой шанс и вместе с приятелем Пончиком пробрался на ракету тайком. В последний момент герой передумал совершать столь эксцентричный поступок, однако случайно нажал кнопку пуска, и ракета взлетела вверх.
Пончик и Незнайка на Луне
Провалившись внутрь Луны, Незнайка и его приятель попадают в капиталистический мир. Так Николай Носов изобразил и проанализировал сатиру на западное общество: бедные жили в гостиницах с крысами, а богатые купались в ворованных деньгах. Главный герой умудрился побывать как предпринимателем, так и безработным бродягой, который был отправлен полицией на Остров Дураков.
Знайка построил новую ракету и полетел на Луну. Так остальные коротышки тоже узнали о проблемах с местным порядком и законом и смогли вызволить Незнайку, который скучал по родной Земле.
Интересные факты
Цитаты и фразы
«Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Все в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах».
«Если и настанет такое время, когда всем станет хорошо, то богачам обязательно станет плохо».
«- У вас тут почему-то написано: «Сегодня за деньги, завтра в долг». А что будет, если сделать наоборот: завтра за деньги, сегодня в долг?
Официант сказал:
— Иди вот к хозяйке, пусть она тебе объяснит, а я не философ, чтоб такие вопросы решать».
«От нечего делать Незнайка часто смотрел на висевшую на стене картину с непонятными кривульками и загогулинками и всё силился понять, что на ней нарисовано».
«Если коротышка вопил от боли, полицейский отпускал его; если же коротышка терпел боль молча, полицейский подозревал, что перед ним лысый, скрывший свою лысину под искусно сделанным париком, и отправлял его на допрос в полицию».
«Ну и целуйтесь со своей Луной! Я и без Луны проживу!»
«Наконец он все же набрался храбрости настолько, что решился признаться в собственной трусости».