новая синагога в калининграде история возникновения
Экскурсия по Калининградской синагоге
Синагога в Калининграде находится на улице Октябрьская, как раз напротив Медового моста с острова Канта. В настоящее время идут работы по восстановлению синагоги, но часть помещений уже функционирует.
Вид на синагогу с острова Канта
История и современность
Синагога по определению – это дом собраний, помещение, служащее местом богослужения и центром жизни еврейской общины. Современная синагога в Калининграде построена на месте Новой либеральной синагоги Кёнигсберга. В период нахождения у власти нацистов синагоги Кёнигсберга были уничтожены в “Хрустальную ночь” 9 ноября 1938 года. Новую либеральную синагогу Кёнигсберга разграбили, сожгли, а позднее взорвали. Оставшиеся в Кёнигсберге евреи под принуждением со стороны войск СС расчищали позднее участок от остатков здания.
Внутри синагоги Калининграда
Современное здание синагоги несколько меньше, ниже ориентировочно метров на 10, имеет несколько по иному расположенный зал собраний. Но в общих чертах при восстановлении предприняты усилия сохранить прежние архитектурные формы здания.
Двери в зал собраний
Как попасть на экскурсию в синагогу в Калининграде?
Если ответить кратко, то никак. Нет их, экскурсий, на регулярной основе. По крайней мере пока. Выход один – оказаться в нужном месте в нужный час. Охрана, которая находится в здании, не пустит просто дальше кафе (кошерной столовой).
P.S.: После публикации на нашем блоге этой заметки об экскурсии в социальных сетях появилась информация об организации платных экскурсий в синагогу. Так что теперь можно попасть, за деньги.
В здании частично ведутся ремонтные работы, но некоторые помещения уже функционируют. В том числе, как мы узнали из экскурсии, и сам зал собраний религиозной общины.
Информация об истории синагоги
Мне кажется, что если кто захочет посетить именно в таком ключе, во время собраний общины, то не должны отказать. Но вот плановых экскурсий как таковых не существует.
Шутливое объявление про лифт
Вот такие объявления о неработающем лифте встречаются внутри. Шутка в том, что лифта там нет, это макет, закрепленный на стене. По крайней мере в одном месте за баннером точно стена (я проверял).
Внутри синагоги
Виктор Шапиро рассказывает про историю синагоги
Экскурс в историю синагоги проводил председатель ортодоксальной еврейской общины “Адат Исраэль” Калининграда Виктор Шапиро. Мне лично кажется, что юмористический креатив про неработающий лифт появился при его участии.
Вход в зал изнутри
Он провел всех в зал собраний на третьем этаже и рассказал про синагогу, про то, как проходят собрания общины, где евреи Калининграда и когда читают Тору.
Внутри зала собраний синагоги, за красной завесой хранят Тору
Вот за такой красной завесой вроде бы и хранят Тору. Достают её во время собраний и читают на специально оборудованном месте.
Витраж в зале синагоги
Установлена сидячие места для членов общины. Интересно, что помещение разделено на две части: первый и второй этажи. И во время собраний мужчины и женщины сидят раздельно. Мужчины внизу, женщины на втором этаже (там есть отдельный вход с коридора).
Второй этаж зала синагоги
Такое разделение принято только в ортодоксальных синагогах. Получается, что в существовавшей на этом месте Новой либеральной синагоге Кёнигсберга был общий зал для собраний. Везде своя специфика, как говорится.
Купол изнутри с витражами
В самом зале есть очень высокий купол, украшенный витражами.
Вид с острова Канта
Сегодня здание синагоги можно рассматривать как один из архитектурных туристических элементов Калининграда. К тому же, расположено оно рядом с Собором на острове Канта и Рыбной деревней.
Больше фото внутреннего убранства синагоги смотрите в нашем фотоальбоме.
Спасибо, что прочитали статью до конца. Будем признательны, если поделитесь ей в социальных сетях!
Делитесь на наших страницах в социальных сетях своими отзывами и комментариями! Подписывайтесь на наши новости и добавляйте сайт в закладки! Каждому подписавшемуся дарим бонус на почту: подробные туристические маршруты по городам Калининградской области! И просто будет много интересного и полезного!
Новая синагога в калининграде история возникновения
— Я родилась 17 августа 1927 года в Кенигсберге, жила с родителями. В 1933 году к власти пришел Гитлер.
Мне было шесть лет, и я не понимала, что вокруг нас творится, но когда пошла в школу, хорошо почувствовала «новые веяния». В 1934 году в первом классе немецкой школы девочки не хотели со мной дружить и уже тогда обзывали еврейкой. Вскоре еврейским детям было запрещено ходить в немецкие школы. Еврейская община выделила в большой Новой синагоге по улице Линденштрассе (сейчас Октябрьская) четыре класса. Через год их было уже больше. 29 апреля 1935 года открылась еврейская школа.
В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года был погром, потом он вошел в историю под названием «Хрустальная ночь». Мы жили на Вайдендамм, сейчас это тоже улица Октябрьская. Из нашего окна было видно, как горит синагога. Мы слышали крики детей, которых выгнали в ночных рубашках на улицу из стоявшего рядом еврейского сиротского дома. Он стоит и сейчас — это единственный дом по Линденштрассе, уцелевший в войну.
Хозяин дома, где мы жили, состоял в СА. Он со своими людьми арестовал в ту ночь моего отца (через несколько дней его отпустили). Нам приказали перейти в пятикомнатную квартиру по улице Форштеенде Лангассе (сейчас — Ленинский проспект). Пять семей, по комнате на семью, кухня общая, но другого выхода не было, и мы переехали в это, можно сказать, маленькое гетто.
После разгрома синагоги для нашей школы выделили несколько классов в сиротском доме. В 1942 году школу закрыли, а дом отдали гестапо. Когда сносили сгоревшую синагогу, не обошлось без динамита, и стена соседнего дома треснула от взрыва. В этом доме (Линденштрассе, 16) нас поселили с семьей Шефтолович. Мы жили тут с осени 1942 до бомбежки 30 августа 1944 года.
На месте синагоги построили деревянные бараки. Из гетто и лагерей Польши привезли сапожников и портных, столяров и слесарей работать на гестаповцев. В это время мы уже жили на Линденштрассе, на втором этаже, и в окно видели этих людей, видели, как с ними обращались. Они говорили на идиш, а так как немецкий похож на идиш, мы понимали их, общались, тайком бросали им еду через забор. По-видимому, это заметили и забор сделали выше. Один из тех, кто был за забором — красивый парень с черными кудрями, Моше или Мориц, другой был намного старше, сапожник, его звали Хаим Вайцман, имена остальных не помню. Говорили, что всех расстреляли перед приходом Красной Армии.
В январе 1939 года всем евреям выдали удостоверения (Kennkarte) с большой черной буквой J («Jude») на обложке, с фотографией в профиль — чтоб было видно левое ухо, с отпечатками пальцев и с дополнительным именем: у женщин Сара, у мужчин Израиль. Этот документ надо было всегда иметь при себе. Той же весной отец поехал в Гамбург за билетами на пароход, мы хотели уехать из Германии. Все места третьего класса были проданы, на второй класс не хватило денег. Отец просил своего брата Артура помочь нам деньгами и предлагал ему уехать вместе. Но дядя Артур, его жена Анна и ее родители Штернштейн не хотели покидать Германию и нас отговорили. Тогда еще никто не знал и не поверил бы, что может случиться в такой цивилизованной стране. Дядя Артур и его семья были отправлены первым транспортом, который ушел 24 июня 1942 года.
В 1942 году закрыли нашу школу и нас послали на принудительные работы — на химическую фабрику «Гамм и сын». Там работало больше школьников, чем взрослых, и нас использовали на самой тяжелой и грязной работе по 10 часов в день. Заведующий производством Тойбер всегда ругал нас, но позже мы поняли, что он не такой плохой человек. Из гестапо приходили проверять, как мы работаем, все ли на месте. Нарочно спрашивали, как зовут, и не дай Бог забыть добавочное имя Сара. После первого транспорта в июне 1942-го цех опустел, но быстро набрали других людей. Михаэль Вик, с которым я училась в одном классе, тоже попал на фабрику «Гамм и сын». Мы опять встретились.
С 19 сентября 1941 года всем немецким евреям было приказано носить на левой стороне груди желтые звезды с большой черной надписью «JUDE» — еврей. Нам запрещалось пользоваться общественным транспортом, посещать кинотеатры, выходить на улицу после восьми часов вечера. Появились надписи, что цыганам и евреям не разрешается входить в тот или иной магазин: «Juden und Zigeuner nicht erwuensсht». На входной двери в нашу квартиру тоже была наклеена звезда с надписью «JUDE». Неевреи не имели права заходить в эту квартиру. С начала войны всем выдавали карточки на продукты и на одежду. Евреям — только на продукты, и на них мелким шрифтом было написано «jude.jude.jude. ».
24 июня 1942 года отправили первый большой транспорт с евреями из Кенигсберга. Целое утро люди шли со своим багажом к месту сбора у Северного вокзала. Их отправляли в товарных вагонах — куда? — никто не знал. В этом транспорте были наши близкие, друзья моих родителей, наши учителя Эрлебахер и Розенберг, Роза Вольф, Кэти Хиллер, мои лучшие подруги Рита Иордан и Рут Марвильски и много других из нашей школы. Осенью 1942 был второй транспорт, туда попала сестра моего отца, тетя Ревекка — мы называли ее Рика — и учительница Герта Тройхерц с грудным ребенком. День был солнечный, но холодный, ребенок все время плакал, и мы ничем не могли помочь. Гестаповцы грозились отправить нас вместе со всеми, если не уйдем — пришлось отойти. Мы стояли и смотрели издали, еще не зная, что видим наших близких в последний раз. Этот транспорт ушел с товарной станции Южного вокзала. Все братья и сестры моего отца погибли в лагерях смерти.
В Кенигсберге почти не осталось евреев. Мы, молодежь — кто оставался — держались вместе. По воскресеньям собирались у Эрни Мендельсона, другой раз у Рихарда Задиса, потом у нас, у Инны Цвильски, у Олафа Бенхейма, у Фиты Павловски, у Инги Штрель, у Михаэля Вика. Мы боялись думать, кого отправят следующим. На большой транспорт не набиралось людей, и отправляли маленькими группами в Берлин, а оттуда в Освенцим, Дахау, Треблинку, Терезиенштадт. Мою подругу Ингу Штрель и ее мать отправили в апреле 1943 года в Терезиенштадт. Они выжили. Инга живет в Германии, в Бад Ольдесло, ее мать умерла в 1970 году, она похоронена в Гамбурге на еврейском кладбище, где и мой отец.
Новая синагога в Калининграде (Кёнигсбергская синагога)
Изначально на данном месте, в 1894-1896 годах, еврейской общиной Кёнигсберга (ныне город Калининград) была построена синагога напротив Кафедрального собора на улице Линденштрассе. Стиль здания синагоги представлял собой сочетание готики с мавританскими формами и неоренессансом; высота здания составляла 46 метров.
Поскольку это была не первая синагога в городе, её стали называть Новой синагогой; уже существующую и построенную в 1815 году синагогу на Синагогенштрассе 2 стали называть Старой синагогой. Также в Кёнигсберге были и другие синагоги, которых к 1933 году насчитывалось пять. Новая синагога была самой крупной из существующих.
В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года, которая вошла в историю как «Хрустальная ночь» или «Ночь разбитых витрин», после прихода нацистов к власти, синагоги Кёнигсберга были сожжены и разрушены. Новая синагога продолжала частично функционировать. В августе 1944 года синагога была окончательно разрушена.
Торжественная церемония открытия Новой синагоги прошла 8 ноября 2018 года, но внутренние работы длились вплоть до 2020 года. Фасад, купол и основные помещения Новой синагоги максимально приближены к их историческому облику.
С туристической целью синагогу можно посетить за плату и в составе экскурсионной группы, которые регулярно проводят по синагоге.
Также в здании синагоги действует кошерная лавка и кошерная столовая, в меню которой представлены блюда как еврейской, так и привычной европейской кухни, приготовленные с учетом религиозных предписаний.
Рядом с синагогой расположено историческое здание еврейского сиротского приюта с вечерней школой, которое изначально было построено в Кёнигсберге в 1904-1905 годах по проекту архитектора Фридриха Хайтманна.
В годы Второй мировой войны здание получило существенные повреждения. Позднее было восстановлено и ныне сохранилось в существенно измененном виде.
Практическая информация
Новая синагога расположена в самом центре Калининграда, возле Рыбной деревни и острова Канта с Кафедральным собором, по адресу: улица Октябрьская, 1а.
Координаты синагоги в Калининграде: 54°42’20.0″N 20°30’55.0″E (54.705556, 20.515278).
Информацию о часах работы синагоги, времени проведения служб, экскурсий и стоимости экскурсий по синагоги, а также времени работы кошерной столовой и кошерной лавки, рекомендуем уточнять на официальном сайте синагоги.
Сайт синагоги в Калининграде: sinagoga39.
Все средства размещения в Калининграде (отели, апартаменты и пр.), в том числе возле синагоги, острова Канта и в Рыбной деревне, можно посмотреть и забронировать здесь
Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет скидки по множеству систем бронирования Отели со скидками →
Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает билеты по самым выгодным ценам Дешевые авиабилеты →
Такси заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в «чужих» странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте Такси/Трансфер →
Год назад в Калининграде открылась синагога. Рассказываем, как устроена её жизнь
В ноябре прошлого года открыла двери Новая синагога в Калининграде, построенная на месте Новой либеральной синагоги Кёнигсберга. Молитвы и встречи шаббата на Октябрьской стали частью повседневной жизни еврейской общины города. «Новый Калининград» рассказывает, как устроена жизнь внутри синагоги, кто посещает воскресную школу, получает стипендию за изучение Торы и могут ли туристы записаться на экскурсию.
YouTube-синагога
У Симхи Шведика, помощника калининградского раввина, была идея завести блог «За закрытыми дверями синагоги» — снимать, что происходит внутри, монтировать и выкладывать еженедельные обзоры на YouTube. «Многие думают, что синагога имеет отношение к религии и только, но это ещё и комьюнити, связи, общение, — поясняет Шведик. — Само слово „синагога“ греческое, его аналог на иврите — „бейт-кнессет“, что переводится как „дом собрания“. По сути, это такой центр еврейской жизни». Иудеи считают, что единственный настоящий храм — Иерусалимский — разрушили ещё до нашей эры, и ничто не может его заменить. Устроена калининградская синагога, грубо говоря, как дом культуры. Ты открываешь тяжёлые резные двери с золотыми звёздами Давида и оказываешься не в огромной зале в окружении россыпи предметов культа, а в симпатичном современном холле. Слева — охрана и несколько кабинетов для персонала (в один из них «заселится» еврейское агентство «Сохнут»), справа — стеклянная стена, через которую видны довольные посетители кошерной столовой. Выше по лестнице — пространства для учебных занятий, кабинеты раввина и попечительского совета, концертно-выставочная зона, молельный зал и целый этаж для благотворительного фонда «Хэсэд».
Праздник шалашей и кошерные угощения
Сейчас при синагоге работает воскресная школа для детей от 7 до 11 лет. Занятия там бесплатные. В игровой форме ученикам рассказывают об иудейской религии и обычаях. Детей водят на экскурсии по городу, вместе со взрослыми они отмечают традиционные праздники. К еврейскому Новому году, например, пекли халу — витой сладкий хлеб, а на Суккот — праздник в память о «шалашах», в которых жили израильтяне после исхода из Египта — оформляли традиционное жилище. В будущем при синагоге планируют открыть детский сад и школу-пятидневку.
Для молодёжи главный раввин области Давид Шведик и его помощники проводят программу Stars. Это тоже про изучение религии и традиций, но уже на более взрослом уровне. Раз в неделю люди в возрасте от 16 до 28 лет приходят на трёхчасовое занятие и обсуждают связанные с еврейством темы: от семейно-бытовых (как должны строиться отношения между супругами, родителями и детьми) до вопросов организации работы синагоги. Среди участников программы проводится конкурс на лучший проект по развитию синагоги. В этом году победила девушка, придумавшая проводить для старшеклассников занятия по профориентации. «Самая главная наша заповедь — дать ребёнку профессию, — говорит автор архитектурного проекта синагоги, член еврейской общины Наталья Лоренс, — Это не означает обязательно дать ему высшее образование, но если мы не дали ему профессию, мы плодим зло. Человек же должен как-то жить, значит, он будет вынужден либо воровать, либо обманывать. Каждый еврей обязан помочь ребёнку с профессией». Конкурс проектов по развитию синагоги проводится и в других российских городах. Его финал организуют в Москве. На реализацию проекта, признанного лучшим в России, выделяет деньги молодёжная еврейская образовательная платформа Yahad. Ещё один бонус участия в программе Stars — возможность отправиться в недельное путешествие по Европе. Такие поездки организуются раз в году для еврейской молодёжи со всей России.
Пять вечеров в неделю в синагоге проходят занятия по изучению Торы — Колель Тора. Посещают их только мужчины — иудейская женщина освобождена от необходимости погружаться в религиозный текст. Все ученики получают небольшую стипендию в качестве компенсации за потраченное время. По словам Симхи Шведика, в месяц выходит не больше 5 тысяч рублей. Их можно забрать себе, а можно оставить в синагоге в качестве цдаки — так называют заповедь, обязывающую каждого иудея отдавать от 10 до 20% своего дохода на помощь нуждающимся, а также на развитие проектов, способствующих распространению иудаизма. После занятий — обязательное чаепитие с кошерными угощениями и молитва. Скоро в синагоге обещают открыть и специальные уроки для женщин.
300 тысяч букв за 30 тысяч долларов
В Новой синагоге Кёнигсберга мужчины и женщины молились вместе. В калининградской синагоге женщины могут присутствовать на молитве, но должны находиться на балконе молельного зала. Дело в том, что синагога Кёнигсберга была реформистской, большинство же калининградских иудеев исповедуют довольно консервативный хасидизм. Но надо понимать, что консерватизм хасидизма и, например, православия — очень разные вещи. Да, мужчины и женщины тут молятся на разных уровнях молельного зала, но это не значит, что этажом ниже нельзя устроить концерт фестиваля «Калининград Сити Джаз». Собственно, его и хотят провести в синагоге в 2020 году в качестве бонуса к основной программе. Пригласить думают израильский коллектив Funk’n’stein The Band, все музыканты которого — мужчины. Женский голос на всю синагогу — это уже слишком, а вот веселиться под музыку смогут все. «Радость жизни очень важна в иудазме. Всевышний подарил нам жизнь, и мы сюда в отличие от христианских религий, православия особенно, пришли не для того, чтобы грустить, плакать и переживать. Бог дал нам жизнь, мы его дети. А что делает родитель? Он дарит всё лучшее своему ребёнку. Он, может быть, его наказывает, но наказывает так, чтобы не сделать ему ничего плохого. В христианстве все ждут, что радоваться они будут после смерти, там, в другой жизни. Мы считаем, что Всевышний дал возможность радоваться здесь», — поясняет Наталья Лоренс.
Слова Лоренс подтверждает и Симха Шведик: «Только в октябре праздников было на 15 дней — Йом-Киппур, Рош а-Шана, Суккот. Всё время в синагоге что-то проходило, жизнь кипела». Молитвы обычно проходят один раз в день. Конечно, в крупных городах, где еврейского населения больше, расписание служб более плотное — утренняя шахарит, дневная минха, маарив с выходом первых звёзд и так далее. Главные молитвы традиционно проводятся в пятницу вечером перед наступлением шаббата и в субботу утром: торжественно выносят свиток Торы, поёт кантор, раввин зачитывает текст Пятикнижия Моисеева, прихожане читают молитвенник. Заканчивается утренняя субботняя молитва трапезой.
Свитки Торы хранятся в так называемом синагогальном ковчеге — арон кодеше. Это шкаф, покрытый завесой из красного бархата с золотой вышивкой на иврите. Он занимает в молельном зале главное место. В калининградской синагоге есть два свитка Торы. Одному около ста лет, его купил раввин Давид Шведик, с которого в 90-е годы и началось возрождение еврейства в регионе. Другую Тору на открытие синагоги подарил бывший калининградский бизнесмен Михаил Тейтельбом. Стоит свиток с текстом Пятикнижия Моисеева около 30 тысяч долларов. Он пишется вручную на коже кошерного животного специально обученным человеком — софером. Точно так, как его писали и несколько тысяч лет назад. И если хотя бы одна буква из 300 тысяч будет написана неправильно, Тора не может считаться кошерной. Деревянные скамьи в молельном зале сделаны по образцу тех, что стояли в Новой синагоге Кёнигсберга. Их подарил глава Ассоциации калининградских мебельщиков Михаил Майстер. В конце зала — небольшая библиотека с религиозной, художественной и исторической литературой: от толкований еврейских законов до сборников Нотэ Лурье и русско-еврейских словарей.
Шаббатный лифт + ритуальный бассейн
Здесь же, в молельном зале, должны проводиться и религиозные обряды — Хупа (аналог венчания в православии), бар-мицва (достижение религиозного совершеннолетия), опшерниш (первая стрижка еврейского мальчика) и др. Как часто всё это будет происходить, зависит только от жизненных обстоятельств калининградских евреев. Пока что в синагоге провели только один обряд Хупы для пары Григория и Риты Чижевских, живущих вместе уже 50 лет. Немного сложнее с гиюром — посвящением в иудаизм. Он подразумевает обязательное окунание в микву — резервуар, наполненный природной водой. Так вот миквы в калининградской синагоге пока нет. Сроки её появления зависят от того, как быстро соберут пожертвования на неё. «Мы хотим построить два бассейна в цокольном помещении — один для мужчин и один для женщин. Спускаться к ним надо будет по разным лестницам, — рассказывает Марк Кацман. — Смысл миквы в том, что её наполняют природной, божественной водой. В наши „бассейны“ будет организован сбор дождевой воды с крыши синагоги. На 30 процентов она будет смешиваться с водой из водопровода. Размер миквы — полтора на три метра. Этого хватает, чтобы окунуться, совершить ритуал». Современные миквы всё чаще напоминают спа-центры, наряду с ритуальным «бассейном» здесь могут появиться джакузи или сауна. Дизайнерский ремонт — едва ли не обязательный атрибут.
Роль миквы в жизни евреев настолько велика, что, если предоставляется выбор между строительством синагоги и строительством миквы, иудаизм предписывает строить микву, а уже потом — синагогу. В микву окунаются после менструации и семяизвержения, после прикосновения к мертвецу или пребывания с ним под одной крышей, женщины посещают микву перед свадьбой, мужчины — перед праздниками, а по-хорошему — и перед молитвой. «Миква — обязательный атрибут семейной жизни евреев, — поясняет Симха Шведик. — Я знаю калининградскую пару, которая каждый месяц ездит в Варшаву просто для того, чтобы посетить микву, пока своей у нас нет».
Параллельно со сбором на микву идёт сбор 1,5 миллионов рублей на лифт, который обеспечит доступ на все четыре этажа синагоги старикам и маломобильным группам населения. Подъёмник будет шаббатным: шесть дней недели он работает как обычный лифт, а по субботам, когда евреям следует воздерживаться от работы, открывает двери на каждом этаже, чтобы прихожанам не надо было нажимать кнопку вызова — в шаббат не стоит пользоваться электричеством.
Ортодокс с монеткой
Синагога финансируется в основном меценатами, в попечительском совете немало представителей местного бизнеса. Дохода от кошерной столовой хватает на самые необходимые вещи — поддержание работы здания, зарплату, охрану. Совсем небольшие деньги приносит цдака. Из-за всего этого сложно обозначить точные сроки начала одного проекта и окончания другого. «Есть планы получить лицензию на музейную деятельность. Подготовим экспозиции и будем проводить регулярные экскурсии, а пока экскурсионная работа не ведётся, туристов не пускаем. Когда запустим экскурсии, неясно. По мере сбора средств. Если появится инвестор, сделаем быстро. Выставочным пространством может стать практически вся синагога — от холла до лестничных пролётов. Сегодня картины одного художника висят, завтра другого», — объясняет Марк Кацман. В будущем концертно-выставочном зале синагоги сейчас размещены информационные стенды, рассказывающие о евреях-участниках штурма Кёнигсберга. Этажом выше — несколько таких же конструкций, посвящённых истории кёнигсбергской-калининградской синагоги.
Пока синагога не открыла двери для туристов, можно зайти в кошерную столовую и попробовать местный гуляш, заливное из курицы, борщ, салат с фасолью и свёклой, бутерброд с форшмаком. Никакого хацилима или кугеля, все блюда простые и понятные. А что особенно важно — недорогие и на редкость качественные. Особенно здесь гордятся выпечкой. Готовится она на кухне прямо за стенкой, а потому всегда свежая и необычайно ароматная. По словам Марка Кацмана, калининградская синагога стала первой в России, где открылась именно столовая, а не кафе или ресторан. «Так получилось, что я закрыл пять ресторанов, а Марк получил карт-бланш и утащил кухню всех этих пяти ресторанов сюда, — вспоминает Владимир Кацман. — Трёхмишленовский ресторан покурит, если посмотреть на оборудование этой столовой».
За соседней дверью — кошерная лавка. Брелоки и кулоны из спрессованного в форму шестиконечной звезды янтаря, бело-синие кипы за 850 рублей, сувенирные кружки всё с той же звездой Давида за 650, красные нити, хлопковые футболки с семисвечником, чехлы для телефона с изображением хамсы, денежные талисманы в кошелёк и янтарные обереги. Говорят, чаще всего покупают деревянные фигурки раввина-ортодокса с монеткой в животе. Стоит такая 170 рублей. В холодильнике, расписанном в цвета израильского флага, морозятся кошерные полуфабрикаты: тефтели из говядины, фаршированный говядиной перец, котлеты.
В планах — создание вокруг синагоги целого еврейского квартала с ресторанами, кафе, гостиницами, уже упомянутыми школой и детским садом. «Сейчас я вижу цель развития общины в том, чтобы сюда стали переезжать евреи из России. Я видел, как еврейская община развивалась в Москве. У нас тоже всё для этого есть. И нам нужен квантовый скачок. Уверен, через несколько лет это начнётся», — говорит Симха Шведик. Тут же его поправляет Марк Кацман: «Несколько лет — это долгий срок. Хочется завтра, а лучше — сейчас».
Текст — Алина Белянина, фото — Виталий Невар / Новый Калининград
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter