новейшая история россии учебник для вузов

Новейшая история России

новейшая история россии учебник для вузов. Смотреть фото новейшая история россии учебник для вузов. Смотреть картинку новейшая история россии учебник для вузов. Картинка про новейшая история россии учебник для вузов. Фото новейшая история россии учебник для вузов

Здесь представлены события отечественной истории с начала XX века и до сегодняшнего дня: великие потрясения Первой мировой войны и революций, становление и развитие советского общества, грозные годы Великой Отечественной войны и эпохи «развитого социализма».

Подробно рассмотрены проблемы становления рыночной экономики и российского общества в условиях реформ. Особое внимание уделено первым годам нового века, основным направлениям внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Эта книга — прекрасное учебное пособие для студентов вузов и широкого круга читателей, интересующихся новейшей историей России.

В. А. Шестаков. Новейшая история России. Учебник для вузов. Москва. 2008.

§ 1. Вызовы индустриального мира

Особенности развития России в конце XIX — начале XX века. Россия вступила на путь современного индустриального роста на два поколения позже, чем Франция и Германия, на поколение позже, чем Италия, и примерно одновременно с Японией. К концу XIX в. наиболее развитые страны Европы уже заканчивали переход от традиционного, аграрного в своей основе общества к индустриальному, важнейшими составляющими которого являются рыночная экономика, правовое государство и многопартийность. Процесс индустриализации в XIX в. можно считать общеевропейским явлением, в котором были свои лидеры и свои аутсайдеры. Великая французская революция и наполеоновский режим создали условия для быстрого экономического развития в большей части Европы. В Англии, ставшей первой индустриальной державой мира, беспрецедентное ускорение промышленного прогресса началось еще в последние десятилетия XVIII века. К концу Наполеоновских войн Великобритания была уже несомненным мировым промышленным лидером, на долю которого приходилось около четверти совокупного мирового выпуска промышленной продукции. Благодаря своему промышленному лидерству и статусу ведущей морской державы она также завоевала позиции лидера мировой торговли. На долю Великобритании приходилось около трети мировой торговли, что более чем в два раза превосходило долю ее главных соперников. Великобритания сохраняла свое доминирующее положение и в промышленности, и в торговле на протяжении всего XIX в. Хотя во Франции модель индустриализации отличалась от английской, ее результат был также впечатляющим. Французским ученым и изобретателям принадлежало лидерство в ряде отраслей, включая гидроэнергетику (строительство турбин и производство электроэнергии), выплавку стали (открытая домна) и алюминия, автомобилестроение, а в начале XX в. — самолетостроение. На рубеже XX в. появляются новые лидеры индустриального развития — Соединенные Штаты, а затем и Германия. К началу XX в. развитие мировой цивилизации резко ускорилось: достижения науки и техники изменило облик передовых стран Европы и Северной Америки и качество жизни миллионов жителей. Благодаря непрерывному росту производства на душу населения, эти страны достигли беспрецедентного уровня благосостояния. Позитивные демографические изменения (снижение уровня смертности и стабилизация уровня рождаемости) освобождают индустриальные страны от проблем, связанных с перенаселением и установлением заработной платы на минимальном уровне, обеспечивающем лишь существование. Питаемые совершенно новыми, демократическими импульсами, появляются контуры гражданского общества, которые получают общественный простор в последующем XX в. Одна из важнейших черт капиталистического развития (которое в науке имеет и другое название — современный экономический рост), начавшегося в первые десятилетия XIX в. в наиболее развитых странах Европы и Америки, — появление новых технологий, использование достижений науки. Этим можно объяснить устойчивый долговременный характер экономического роста. Так, в период между 1820 и 1913 гг. средние темпы роста производительности труда в ведущих европейских странах были в 7 раз выше, чем в предшествующее столетие. За этот же период душевой валовый внутренний продукт (ВВП) в них увеличился более чем втрое, а доля занятых в сельском хозяйстве сократилась на 2/3. Благодаря этому скачку к началу XX в. экономическое развитие приобретает новые отличительные черты и новую динамику. Объем мировой торговли вырос в 30 раз, начала формироваться глобальная экономика и глобальная финансовая система.

Новейшая история России скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

новейшая история россии учебник для вузов. Смотреть фото новейшая история россии учебник для вузов. Смотреть картинку новейшая история россии учебник для вузов. Картинка про новейшая история россии учебник для вузов. Фото новейшая история россии учебник для вузов

Хроника и деяния князей или правителей польских

Перевод Л. М. Поповой

1. О князе Попеле и о прославленном Котышко

2. О Пясте, сыне Котышко

3. Князь Земовитский, сын Пяста, по имени Земовит

4. О слепоте Мешко, сына князя Земомысла

5. Каким образом Мешко взял себе в жены Дубровку

6. Болеслав I, прозванный Славным, или Храбрым

новейшая история россии учебник для вузов. Смотреть фото новейшая история россии учебник для вузов. Смотреть картинку новейшая история россии учебник для вузов. Картинка про новейшая история россии учебник для вузов. Фото новейшая история россии учебник для вузов

Николай Губенко. Режиссер и актер

новейшая история россии учебник для вузов. Смотреть фото новейшая история россии учебник для вузов. Смотреть картинку новейшая история россии учебник для вузов. Картинка про новейшая история россии учебник для вузов. Фото новейшая история россии учебник для вузов

Евгений Степанович КОКОВИН

Источник

Новейшая история россии учебник для вузов

новейшая история россии учебник для вузов. Смотреть фото новейшая история россии учебник для вузов. Смотреть картинку новейшая история россии учебник для вузов. Картинка про новейшая история россии учебник для вузов. Фото новейшая история россии учебник для вузов

новейшая история россии учебник для вузов. Смотреть фото новейшая история россии учебник для вузов. Смотреть картинку новейшая история россии учебник для вузов. Картинка про новейшая история россии учебник для вузов. Фото новейшая история россии учебник для вузов

КНИГИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
Название: История России с древнейших времен до 1861 года.
Автор: Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин,В.А. Федоров.
Жанр: Учебник для вузов.
Описание: В учебнике излагается история России с древнейших времен до 1861 г.
Получили освещение основные проблемы социально-экономического и политического развития, вопросы истории культуры и быта в соответствии с представлением о них современной исторической науки.

Первое издание вышло в 1996 г.
Для студентов, преподавателей и всех интересующихся историей.

ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение
Глава I. Первобытный строй в Восточной Европе и Сибири
Глава II. Зарождение феодальных отношений
Глава III. Удельный период
Глава IV. Борьба против ордынского ига. Объединение русских земель вокруг Москвы.
Глава V. Единое Российское государство второй половины XV-XVI в.
Глава VI. Смутное время в начале XVII в.
Глава VII. Российское государство при первом Романове
Глава VIII. Российское государство при Алексее Михайловиче
Глава IX. Начало формирования абсолютизма
Глава X. Социальные движения
Глава XI. Внешняя политика
Глава XII. Культура и быт
Глава XIII. Предпосылки и начало преобразований Петра Великого
Глава XIV. Оформление абсолютизма
Глава XV. Преобразования в области культуры и быта
Глава XVI. Российская империя в 1725-1762 гг.
Глава XVII. Россия при Екатерине Великой
Глава XVIII. Крестьянская война и ее последствия
Глава XIX. Внешняя политика
Глава XX. Культура и быт во второй половине XVIII в.
Глава XXI. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.
Глава XXII. Внутренняя и внешняя политика при Александре I
Глава XXIII. Освободительное движение. Декабристы
Глава XXIV. Внутренняя и внешняя политика при Николае I
Глава XXV. Освободительное движение и общественно-политическая мысль в России в 20-50-е годы XIX в.
Глава XXVI. Русская православная церковь в первой половине XIX в.
Глава XXVII. Культура и быт в первой половине XIX в.
Хронология
Библиография

Учебник для вузов. Издание второе, исправленное. Авторы: Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров. Под редакцией Н.И. Павленко.
(Москва: Издательство «Высшая школа», 2001)

Источник

Новейшая история россии учебник для вузов

История России. Учебное пособие для вузов

Под редакцией доктора исторических наук И. И. Широкорад

Рекомендовано УМО в качестве учебного издания для студентов высших учебных заведений

Учебник подготовлен кафедрой Отечественной истории и культуры Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК).

доктор исторических наук И. И. Широкорад – руководитель авторского коллектива – гл. I–III, VIII (§ 1, 2); IХ (§ 3, 4); гл. X–XIV.

профессор В. А. Соломатин – предисловие; кандидат исторических наук, доцент Г. Н. Чарыгина – гл. I–III;

кандидат исторических наук, доцент А. Н. Закатов – гл. IV–V, VIII (§ 3, 5, 7);

доцент Т. В. Филатова – гл. VIII (§ 4, 6, 8), IX (§ 1, 2) старший преподаватель Е. В. Рыжкова – гл. VI–VII.

доктор исторических наук, профессор Н. П. Ионичев. доктор исторических наук, профессор Н. Н. Марчук.

© Широкорад И. И., 2004

Многовековой опыт человечества убеждает, что история, как гуманитарная наука, исследующая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии, дает ключ к пониманию настоящего и тенденций развития в будущем.

Многие выдающиеся деятели прошлого отмечали общественную роль и значение изучения истории. Крупнейший русский историк В. О. Ключевский подчеркивал, что без знания истории мы должны признать себя «случайностями», не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться. Другой видный историк И. Е. Забелин неизменно указывал не только на познавательное, но и воспитательное значение преподавания истории в учебных заведениях. «Познание законов физической жизни необходимо, но столько же и еще в высшей степени необходимо познание законов жизни нравственной и умственной, ибо в человеческой жизни устройство физического существования вполне зависит от умственных и нравственных начал жизни. Кто же нам раскроет с большой подробностью все те начала и законы, как не история», – говорил он, обращаясь к воспитанникам Константиновского межевого института, в стенах которого долгое время преподавал.

В последние десятилетия многократно возросла политизированность российского общества. Средства массовой информации каждый день доносят до читателей и слушателей огромное количество сведений по истории нашего Отечества. Однако многие их этих сведений носят фрагментарный характер, зачастую, в условиях естественного ныне плюрализма мнений, содержат противоречивые, подчас взаимоисключающие суждения и оценки. Нередко русская история, особенно ее советский период, рассматривается с негативных позиций. Однако, как писал Расул Гамзатов: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Поэтому в оценке исторического прошлого необходим взвешенный, объективный подход.

Задачу данного учебного пособия авторы видят в том, чтобы представить историю России во всем ее многообразии и противоречивости, избегая при этом крайностей, ажиотажа и сенсационности, взвешенно учитывая воздействие объективных и субъективных факторов на исторический процесс. Только такой подход позволяет оставаться на принципах научности, объективности, историзма и системности.

Методологической основой излагаемого материала является представление об истории как о прогрессивном, поступательном процессе, органически цельном и непрерывном. Еще И. Е. Забелин в заметках к лекциям по истории России писал: «Вся история заключается в неразрывном, жизненно связном круге отношений личности, общества и государства. Все это составляет одно, живое целое, которое по частям рассматривает только наука, изучение. Это та связь, целое и именуется историей». Авторы пытаются следовать этим забелинским принципам изложения курса истории России.

Предлагаемое изложение отечественной истории реализует важнейшее требования Государственного образовательного стандарта РФ – гуманизацию и гуманитаризацию высшего образования.

Хотя необходимость гуманитаризации образования сейчас никем не оспаривается, острые столкновения наблюдаются как раз в вопросе поиска гармонии межеду гуманитарными и профессиональными дисциплинами в учебных планах высших учебных заведений, прежде всего технического профиля. В связи с этим непродуктивной представляется постановка вопроса: «Что важнее для студента: гуманитаризация или профессионализация?». Без качественной профессиональной подготовки не может быть сформирован специалист, и, стало быть, обучение в вузе теряет свой изначальный смысл. Однако без гуманитарной составляющей образования не может быть сформирована полноценная личность. Профессия помогает человеку функционально включиться в социум, в разветвленную систему общественной деятельности со стороны его навыков и умений. Однако помимо функциональной адаптации к социуму через профессию, человек должен еще вписаться в пространство культуры, освоить ее смысл и ценности. В этом освоении или, вернее, присвоении смысла и ценностей гуманитарной культуры формируется духовность человека, его мировоззрение, понимание им своего места и роли в обществе. Вне этой духовности мы имеем ущербного человека, функционера в заданной системе общественного разделения труда, «винтика» в гигантской машине, называемой государством.

Изучению истории как важнейшему образовательному и воспитательному элементу формирования молодого поколения в рамках высшей технической школы всегда уделялось пристальное внимание. Так, в одном из старейших высших учебных заведений России – Константиновском межевом институте в середине XIX в. история преподавалась в течение шести лет. В низших классах читался курс «Всеобщая история», составленный из трех разделов: «Древняя история», «Средняя история» и «Новая история». В старших изучался курс «История России» и дополнительная историческая дисциплина: «Русская история в связи с археологией». Причем преподаватели истории, среди которых – И. Е. Забелин и Ю. В. Готье, в своих лекционных курсах особое внимание уделяли изложению истории земельных отношений, аграрной политики государства на разных этапах его развития, истории межевого дела и межевания в России. Это свидетельствует о том, что уже тогда в преподавании истории непременно учитывался, говоря современным языком, профиль вуза.

Опираясь на богатый научный и учебно-методический опыт преподавания исторических курсов в прошлом, авторы настоящего учебного пособия стремились максимально точно и объективно осветить основные этапы истории страны, показать историю России как составную часть мировой истории. При этом наряду с достаточно подробным изложением политической истории основное внимание уделено социально-экономическим отношениям, прежде всего, в аграрной сфере.

В учебном пособии освещается история России с древнейших времен до начала XXI века. Структура пособия определяется общепринятой периодизацией.

Авторы использовали архивные и опубликованные исторические источники, законодательные акты, фундаментальные исследования по истории России, научные монографии, представляющие различные направления исторической мысли, теоретические и историографические труды, методические издания, обширную справочно-информационную и энциклопедическую литературу.

Учебное пособие «История России» написано в соответствии с традициями преподавания предметов гуманитарного цикла в Императорском Константиновском межевом институте, правоприемниками которого являются Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК) и Государственный университет по землеустройству (ГУЗ), и призвано способствовать возрождению и развитию этих традиций в современных условиях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *