новгород это в древней руси это

История города

Смотрите также

Великий Новгород — один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-Западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Великий Новгород — родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.

Великий Новгород — один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.

новгород это в древней руси это. Смотреть фото новгород это в древней руси это. Смотреть картинку новгород это в древней руси это. Картинка про новгород это в древней руси это. Фото новгород это в древней руси это

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-Европейской равнины сюда пришло племя словен.

Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по Волхову, Ильменю и Мсте.

Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.

В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе опасного Дикого поля — степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего движения на Константинополь.

новгород это в древней руси это. Смотреть фото новгород это в древней руси это. Смотреть картинку новгород это в древней руси это. Картинка про новгород это в древней руси это. Фото новгород это в древней руси это

Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели — проложить торговый путь «из варяг в греки» Последствием стало объединение восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со столицей в Киеве

Первые киевские князья стали полноправными хозяевами южнорусских земель и продолжали нести службу в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на низовьях Дуная. В середине X в. отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города.

В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава и рабыни — Владимира.

После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. он вернулся со скандинавским отрядом и завоевал город. После утверждения Владимира на киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси перестало отличаться от других земель.

Это позволило княжеской власти без особого труда утвердить в Новгороде христианство в качестве официальной государственной религии. В конце X в. здесь была построена тринадцатиглавая деревянная Церковь св. Софии Премудрости Божией. В необычном многоглавии храма возможно нашло отражение традиционное мировоззрение новгородцев, связанное с господствующими у них дохристианскими языческими культами. Новгородская София побудила князя Ярослава Мудрого построить в 1037 г. тринадцатиглавый каменный Софийский собор в Киеве.

Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XII столетия возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую владычную кафедру наиболее важной в русской православной церкви.

С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся деятелей русского средневековья — Ярослава Мудрого. Руками новгородцев он дважды был посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород был местопребыванием великого князя, фактической столицей русских земель, принадлежавших Ярославу.

При Ярославе Мудром возобновило свою деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия — потомки родоплеменных вождей — получили особые судебные права и налоговые льготы, была создана древнейшая редакция Русской Правды.

Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. С конца XI в. новгородцы начинают избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширяется.

В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей «Вольности в князьях». Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах.

Разрушить новую традицию попытался великий владимирский князь Андрей Боголюбский. В 1169 году он объединил дружины южнорусских князей и бросил их на уничтожение Новгорода. Город не имел профессиональной армии, укреплений и не успел собрать ополчение. Силы нападавших и защитников города оказались очень неравны. Тем не менее армия Андрея была не только разгромлена, но и взята в плен. Новгородцы связывали эту победу с помощью и заступничеством чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», почитающейся с тех пор в качестве национальной реликвии русского народа.

В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие во многом коснулось и Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился неудачей для завоевателей. Героизм и мужество защитников нового Торга, оказавшегося на пути Орды, задержали татарскую конницу почти на месяц. Начавшаяся весенняя распутица заставила захватчиков повернуть назад. Тем не менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть причитавшегося с Руси «татарского выхода», снижая тем самым угрозу новых разрушительных набегов на южнорусские земли.

Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 г. новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов. Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом Ливонского ордена а Ракворской битве в 1268 году.

Усилия новгородцев и псковичей разрушили планы католической Европы по духовному закабалению Руси, ослабленной ордынским нашествием, позволили сохранить православие как основу народного духа.

На протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории. Перед лицом все громче звучавших объединенных тенденций со стороны Москвы, Твери, Великого княжества русско-литовского новгородская аристократия пыталась сохранить и обеспечить независимость новгородского государства. Новгород успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского, в период братоубийственной междоусобной войны в начале XV века принял у себя и укрыл ее организатора и вдохновителя Дмитрия Юрьевича Шемяку.

Борьба двух тенденций особенно обострилась в ее родине XV столетия, когда Новгород в нарушение ранее подписанного соглашения с Москвой, призвал на княжение великого князя Казимира, государя католической Литвы. Москва в 1471 году ответила на новгородское «предательство» военным походом, выявившим глубокий раскол внутри самого новгородского общества. Архиепископский поляк отказался сражаться против великого князя Московского, а «переветник» Упадыш заклепал пушки железом, чем вывел из строя всю новгородскую артиллерию.

Убедившись в нежелании большинства жителей Новгородской земли защищать интересы узкого круга новгородской аристократии, великий государь московский Иван III совершил в 1478 г. поход на Новгород «миром». Город сопротивления не оказал, правящие круги просили лишь гарантировать им безопасность, сохранить имущество и земельные владения.

Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому государству, открыло новую страницу русской истории.

XV век стал новой страницей и в истории самого Новгорода. Все новгородские землевладельцы были выселены в другие земли, а их владения розданы московским дворянам.

Продолжали развиваться ремесло, торговля, новый расцвет переживала культура, впитавшая в себя многие традиции древнего города.

Возможно, сохранение новгородских традиций вызвало особое раздражение у нездорового, мнительного царя Ивана Васильевича Грозного, подвергшего в 1570 году новгородскую землю невиданному по своей жестокости опричному разгрому. По всей земле были замучены тысячи людей, разграблены церкви и монастыри, деревни и села пришли в запустение.

XVII век начался для Новгорода с новых несчастий. В 1611 — 1617 гг. он был оккупирован шведами, вновь разграбившими и разрушившими город. После шведского разорения Новгородская земля уже не смогла восстановить былую мощь.

Еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Строительство Петербурга в начале XVIII века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города. Он сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.

Источник

Великий Новгород в древности

новгород это в древней руси это. Смотреть фото новгород это в древней руси это. Смотреть картинку новгород это в древней руси это. Картинка про новгород это в древней руси это. Фото новгород это в древней руси это

Великий Новгород в древности. Принятое в исторической науке название периода истории Великого Новгорода от основания города в IX в. до присоединения к Московскому государству в 1478 г.

Древний Новгород был важнейшим центром образования древнерусской государственности, одним из самых известных городов Восточной Европы, крупнейшим центром международной торговли, столицей одной из крупнейших земель Древней Руси, местом расцвета древнерусской культуры, письменности и архитектуры. Древнерусский период истории города в историографии обычно подразделяют на два этапа – начальный (IX – начало XII вв.) и республиканский (2-я четверть XII в. – 1478).

Формирование города у истоков р. Волхов приходится на IX-Х вв. Древнейшая часть современной городской черты Великого Новгорода – т.н. Рюриково Городище. Именно здесь, по мнению многих специалистов, находился упоминаемый в летописях т.н. «Новый Город», с которым связано становление династии Рюриковичей.

К середине IX в. относят образование конфедеративного союза с участием новгородских (ильменских) словен, кривичей и финно-угорских племен. Уже с этого времени здесь формируются особые традиции государственности, заложенные при призвании Рюрика на княжение и предполагавшие ограничение княжеской власти. Первоначально князю не разрешалось претендовать на доходы, превышавшие т.н. «дар», представлявший собой княжеское жалованье. Уже к началу Х в. отмечается противостояние князя и решавшего общегосударственные вопросы новгородского самоуправления в форме веча. Игравшие ведущую роль в вечевых собраниях новгородские бояре постепенно добились существенного ограничения полномочий князя. Бояре сначала получили право неподсудности князю, затем была узаконена практика приглашения и изгнания князя, которому с начала XII в. было запрещено владеть землями на всей огромной территории Новгородской земли.

Положение Новгородской земли в составе Древнерусского государства было особенным. Изначально новгородские князья назначались из Киева, однако уже к концу XI в. новгородцы добились выбора посадника из местного боярства – социальной группы, выражавшей тенденцию к политической самостоятельности. С зависимостью от Киева было покончено в 1136 г. в результате так называемого «новгородского восстания»: назначенный Киевом князь Всеволод Мстиславич вместе с женой, детьми и тёщей был арестован, а затем изгнан из города.

Именно в это время утверждается новгородская «вольность в князьях» – традиция самостоятельно приглашать князя на договорной основе, ставшая краеугольным камнем политического строя Новгородской республики.

К первой четверти XIII в. политическая система Новгородской республики приняла свой законченный вид. Утвердился круг выборных должностей, в который помимо князя входили посадник, тысяцкий и новгородский архиепископ; высшим государственным органом оставалось вече. Купечество было организовано в самоуправляющиеся корпорации во главе со старостами. После признания Новгородом зависимости от Золотой Орды изменилось содержание принципа «вольности в князьях»: теперь новгородцы выбирали себе князя, получившего от Орды ярлык на «великое княжение». Одновременно с этим личное участие великих князей в делах республики было сведено к минимуму, а в самом городе их представляли наместники.

Культурная специфика Новгорода определялась своеобразием политического устройства, а также тесными контактами с европейскими странами. Широкое распространение берестяной письменности свидетельствует о массовой грамотности новгородцев. Со второй половины XI века в республике сформировалась традиция летописания, а также монастырская книжная традиция. На новгородской земле сложилась развитая и самобытная архитектурная школа; изобразительное искусство развивалось в основном в рамках церковной живописи.

Закат Новгородской республики пришелся на вторую половину XV в. Зажатый между Великим княжеством Литовским и Московской Русью, Новгород не смог противостоять экспансионистской политике Ивана III. В результате двух его успешных походов 1471 и 1478 гг. новгородские земли были инкорпорированы в состав Великого княжества Московского, вечевой колокол был увезен в Москву, а само вече – уничтожено как политический институт.

Литература

Пор­фи­ри­дов Н.Г. Древ­ний Нов­го­род: очер­ки из ис­то­рии рус­ской куль­ту­ры 11–15 вв. М.; Л., 1947.

Да­ни­ло­ва Л.В. Очер­ки по ис­то­рии зем­ле­вла­де­ния и хо­зяй­ст­ва в Нов­го­род­ской зем­ле в XIV–XV вв. М., 1955.

Бер­над­ский В. Н. Нов­го­род и Нов­го­род­ская зем­ля в XV в. М.; Л., 1961.

Хо­рош­ке­вич А.Л. Тор­гов­ля Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да с При­бал­ти­кой и За­пад­ной Ев­ро­пой в XIV–XV вв. М., 1963.

Нов­го­род: к 1100-ле­тию го­ро­да. Сб. ст. М., 1964;

Ка­за­ко­ва Н.А. Рус­ско-ли­вон­ские и рус­ско-ган­зей­ские от­но­ше­ния: ко­нец XIV – на­ча­ло XVI вв. Л., 1975.

Ку­за А.В. Нов­го­род­ская зем­ля // Древ­не­рус­ские кня­же­ст­ва X–XIII вв. М., 1975.

Смир­но­ва Э.С. Жи­во­пись Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. Се­ре­ди­на XIII – на­ча­ло XV в. М., 1976.

Кар­гер М.К. Нов­го­род. 4-е изд. Л., 1980;

Янин В.Л. Нов­го­род­ская фео­даль­ная вот­чи­на. М., 1981;

Янин В.Л. Древ­нее сла­вян­ст­во и ар­хео­ло­гия Нов­го­ро­да // Во­про­сы ис­то­рии. 1992. № 10.

Янин В.Л. Нов­го­род и Лит­ва: По­гра­нич­ные си­туа­ции XIII–XV вв. М., 1998.

Янин В.Л. У ис­то­ков Нов­го­род­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти. Ве­ли­кий Нов­го­род, 2001.

Янин В.Л. Нов­го­род­ские по­сад­ни­ки. 2-е изд. М., 2003.

Янин В.Л. Средневековый Новгород. М., 2004.

Источник

История Великого Новгорода. Справка

новгород это в древней руси это. Смотреть фото новгород это в древней руси это. Смотреть картинку новгород это в древней руси это. Картинка про новгород это в древней руси это. Фото новгород это в древней руси это

19-21 сентября в Великом Новгороде проходит праздник по случаю 1150-летия города. Датой основания Новгорода считается 859 год – к этому году относится первое упоминание о городе в летописях.

Великий Новгород – один из древнейших городов России, расположенный на ее северо-западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень.

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины сюда пришло племя словен.

Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по рекам Волхов, Мста и озеру Ильмень.

Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения.

В середине девятого века новгородцы «призвали» к себе варяжского князя Рюрика, на которого были возложены военные, судебные и правоохранительные функции. Рюрик, пришедший со своим родом и дружиной, стал первым новгородским князем и положил начало княжеской династии Рюриковичей, которая более семисот лет управляла всеми русскими землями.

Именно с именем князя Рюрика связано первое упоминание о Новгороде в летописи 859 года: «И принял всю власть один Рюрик, и пришел к Ильменю, и срубил городок под Волхвом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, раздавать волости и города рубить».

Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Новгород имел выгодное географическое положение: город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток, поэтому к середине IX века он стал самым крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель.

В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе опасного Дикого поля, среди степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего движения на Константинополь.

Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели – проложить торговый путь «из варяг в греки» Последствием стало объединение восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со столицей в Киеве.

Став неограниченными властителями новых территорий, киевские князья продолжали оставаться на службе в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на низовьях Дуная. В середине X века отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города.

В 970 году новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава – Владимира. Именно Владимир с помощью новгородцев сумел преодолеть первый политический кризис и, завоевав Полоцк, Смоленск и Киев, стал в 980 году великим киевским князем. Он же завершил идеологическое объединение русских земель в единое государство, крестив Русь в 988 году.

В 989 году в Новгород прибыл первый епископ, грек Иоаким Корсунянин, который вместе с посадником Добрыней разрушил древние языческие святилища и крестил новгородцев. Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XII столетия возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую владычную кафедру наиболее важной в русской православной церкви.

С Новгородом тесно связана судьба другого выдающегося государственного деятеля русского средневековья – Ярослава Мудрого. Новгородцы дважды в 1015 и 1019 годах при помощи военной силы сажали его на киевский великокняжеский престол. За это, по требованию новгородцев, князь Ярослав Мудрый создал для них первый кодекс законов – «Русскую Правду», обеспечившую различным социальным слоям Новгорода защиту от княжеского произвола.

Ярослав провел административную реформу, перекроил границы княжеств и земель. В 1034 году он ликвидировал самостоятельное Псковское княжество и отдал Псковскую землю под управление новгородского князя и новгородского епископа.

Новгород, возникший в условиях болотистой низменности и влажного климата, с первых дней своего существования нуждался в заботе своих жителей о благоустройстве. Забота о содержании городских улиц и дренажей была частью повседневной жизни горожан, очень быстро выработавших механизмы самоуправления. В Новгороде возникла сложная, но гибкая и сбалансированная система местного самоуправления, известная под названием «вечевой республики».

Уже в 1136 году новгородцы вместе с жителями «пригородов» – псковичами и ладожанами, на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своем праве «вольности в князьях».

Со второй половины XII века управление городом и его обширными землями приобретает республиканские формы, а Новгород становится одним из наиболее экономически развитых и влиятельных городов-государств Европы. В XIII веке новгородские бояре начали избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширялось. С 1193 года утвердилась выборность архиепископов. От решений многоголосого и оформленного в «партийные группы» веча часто зависела и судьба новгородских князей: их приглашали и изгоняли иногда по нескольку раз в год.

В XIII веке монголо-татары не дошли до Новгорода. Древний русский город остался цел. Тем не менее, Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть причитавшегося с Руси «татарского выхода», снижая тем самым угрозу новых разрушительных набегов на южнорусские земли.

Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 году новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 году новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов. Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом Ливонского ордена в Ракворской битве в 1268 году.

Огромное значение для развития города имела торговля. По количеству и разнообразию ввозимых и вывозимых товаров Новгород занимал первое место среди русских городов. На протяжении столетий город использовал для оплаты серебро других стран, не имея собственной монеты. Лишь в 1420 году из-за низкого качества иностранного серебра Новгород стал чеканить собственную монету, на которой изображался всадник с копьем, что дало монете название «копейка».

В XV веке после долгих столетий раздробленности на Руси началась борьба за объединение русских земель. Объединить земли вокруг себя стремились Москва, Тверь, Великое княжество русско-литовское. Новгород, пытаясь сохранить и обеспечить независимость новгородского государства, успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского.

Борьба особенно обострилась в середине XV столетия, когда Новгород в нарушение ранее подписанного соглашения с Москвой, призвал на княжение великого князя Казимира, государя католической Литвы. Москва в 1471 году ответила на новгородское «предательство» военным походом, выявившим глубокий раскол внутри самого новгородского общества.

Убедившись в нежелании большинства жителей Новгородской земли защищать интересы узкого круга новгородской аристократии, великий государь московский Иван III совершил в 1478 году поход на Новгород «миром». Город сопротивления не оказал, правящие круги просили лишь гарантировать им безопасность, сохранить имущество и земельные владения. Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому государству, открыло новую страницу русской истории.

В 1480 – 1490-х годах с целью искоренения новгородской «вольности» из города в центральные области России было выслано около 7 тысяч человек из числа крупного боярства, духовенства, купечества; на их место переселены из московской земли «лучшие люди, гости и дети боярские». В 1570 году опричниками Ивана IV Грозного было истреблено почти все население Новгорода до младенцев. В 1611 – 1617 годы город был оккупирован шведами, разграбившими и разрушившими его. После шведского разорения Новгородская земля уже не смогла восстановить былую мощь.

Еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Строительство Петербурга в начале XVIII века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города. Он сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.

В 1727 году Новгород стал губернским центром и оставался им на протяжении двухсот лет.

В 1927 года Новгородская губерния была ликвидирована, и Новгород стал окружным, а с 1930 года – районным центром Ленинградской области. С 1944 года – центр Новгородской области.

В Великую Отечественную войну 1941 – 45 годов Новгород был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 19 августа 1941 года и освобожден 20 января 1944 года.

Во время войны город был почти полностью разрушен. В 1950 – 1960 годах он был отстроен фактически заново, но сохранил большую часть древних памятников.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *