новости истории и археологии
НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ
НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ запись закреплена
Немецкие археологи заморозили жидким азотом средневековое детское погребение с собакой
Немецкие археологи обнаружили в Баварии богатое погребение мальчика VII века нашей эры, в ногах которого лежали останки собаки. Внутри гробницы находились отлично сохранившиеся золотые и серебряные украшения, меч, остатки изделий из кожи и ткани.
Показать полностью. Для безопасной доставки находок в лабораторию ученым пришлось заморозить содержимое камеры жидким азотом. О результатах работ сообщается в пресс-релизе Управления по охране памятников Баварии.
После падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры в Южной Германии и окрестных землях начало формироваться племя баваров. Предположительно, оно сложилось из остатков кельтов, местных римлян, части франкского и алеманнского населения и других германцев. Хотя первое упоминание баваров готским историком Иорданом относится лишь к 551 году, около 555 года они организовали племенное герцогство, находившееся в зависимости от франков. В VII–VIII веках бавары приняли христианство, что привело к изменению погребальных традиций. Людей все чаще стали хоронить без инвентаря, а погребальные комплексы становились меньшего размера.
Важное место в работе археологов занимает полевая консервация. Она представляет собой ряд временных мер, направленных на сохранение целостности находок сразу же после их обнаружения. Это может подразумевать расчистку в раскопе, укрепление материала, извлечение артефактов из земли или упаковку. В некоторых случаях приходится транспортировать целые погребения, если время или погода не позволяют должным образом проводить работы на месте.
Археологи из Управления по охране памятников Баварии обнаружили в районе Маттзиса хорошо сохранившуюся детскую могилу VII века нашей эры. В ней находились останки мальчика из богатой семьи, на что указал погребальный инвентарь — меч и пояс с золотыми украшениями. Плотно сделанные каменные стены и перекрытие практически не пропускали осадки внутрь камеры. Это позволило находкам сохраниться очень хорошо, в том числе остаткам ткани и кожи — от ножен, оружейного пояса, одежды и, возможно, савана.
Ученые отметили, что нередко в раннем Средневековье в погребениях присутствуют предметы с христианской символикой. Так, в могиле ребенка были найдены кресты из сусального золота. Кроме того, в погребальной камере находились серебряные браслеты, шпоры и бронзовая чаша. В ногах мальчика лежали останки собаки. О возрасте ребенка, по мнению археологов, говорить рано. Однако молочные зубы позволили предположить, что ему не больше 10 лет.
Главный консерватор Управления по охране памятников Баварии Матиас Пфайль (Mathias Pfeil) отметил, что сегодня сохранилось не так много лоскутков средневековой ткани. Новые находки, по его словам, позволят по-новому взглянуть на мир моды той эпохи.
Однако извлечение могилы и транспортировка ее в лабораторию для ученых оказались проблемами. Внутри нее не было стабилизирующих отложений, поэтому она могла легко повредиться в дороге. Исследователи прибегли к помощи шоковой заморозки — они слой за слоем смачивали содержимое камеры водой и замораживали ее жидким азотом при температуре −196 градусов Цельсия. Процедура длилась 14 часов, после чего погребение было извлечено с помощью подъемного крана и доставлено для реставрационных работ в лабораторию города Бамберг.
Ранее на N + 1 рассказывали о других находках археологов, сделанных в Баварии. Так, в окрестностях Мюнхена исследователи нашли останки раннесредневековой молодой знатной женщины и мужчины-воина, а в Нердлингенском Рисе ученые обнаружили два погребения алеманнов, в одном из которых находились останки всадника с вооружением и гребнем из слоновой кости.
НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ запись закреплена
Прояснена история взятия Лахиша ассирийцами
В 701 году город был осажден армией ассирийского царя Синаххериба, подавлявшего очередной мятеж в этих вечно неспокойных местах. К сожалению, мы не знаем точных дат: раскопки вроде бы указывают на осень, но надежных доказательств нет, а в письменных источниках этот момент упущен.
Последовали переговоры ассирийцев с наместником осаждаемого городка. Тот отказался от сдачи, надеясь то ли на крепостные стены, то ли на возможную помощь из Египта — тот как раз в этот момент воевал с Ассирией в союзе с дюжиной городов-государств Леванта, правда шедшая к ним египетская армия была только что разгромлена Синаххерибом.
Что касается стен, то они, как часто делалось в древности, стояли на холме, склоны которого делали невозможным немедленное использование таранов, а метательные орудия были бесполезны из-за превосходства противника в высоте — сколько-нибудь тяжелый камень до стен снизу не добросить.
Ассирийцы решили эту проблему построив наклонную насыпь, дающую возможность поднять части таранов до уровня стены и там смонтировать. Завершающая часть насыпи была горизонтальной — чтоб тараны поставить. Если верить имеющимся источникам, таранов на верхней части насыпи было пять.
Насыпь частично сохранилась до наших дней. Она сложена из относительно небольших камней, средним весом около 6.5 кг. Сверху камни скреплены цементом, изготовленным прямо на месте из местного известняка. Поверх цемента, вероятно, был насыпан слой земли — для гладкости.
Раскопки показывают, что защитники крепости отчаянно сопротивлялись. На насыпи и вокруг нее найдено большое число железных, бронзовых и даже костяных наконечников стрел, есть следы огня, есть камни, явно не являвшиеся частью конструкции — их метали со стен. Тем не менее ассирийцы успешно построили насыпь, использовали тараны и проделали ими брешь в стене.
Группа археологов из Израиля и США попыталась оценить количественные размеры проделанной древними саперами работы. Поскольку начальная часть насыпи не сохранилась для ее полной реконструкции с учетом рельефа местности пришлось использовать высокоточную аэрофотосъемку с дронов и последующее компьютерное моделирование.
Насыпь была начата в 80 метрах от крепостной стены. В нижней части ее ширина составляла, вероятно, около 75-80 метров, к завершению она уменьшалась до 25 метров. По подсчетам ученых, на ее постройку ушли примерно четыре миллиона камней, указанного выше размера.
Камни, по всей видимости, добывались прямо на месте — из обнажения горных пород на склоне того же холма. Самым логичным способом их доставки наверх кажется построение нескольких цепочек людей, передающих камни из рук в руки. Рабочей силой вероятно были согнанные с окрестностей жители или же пленные. Работая посменно круглые сутки они могли управиться с постройкой за 25 дней или около того.
Итог дела сейчас ясен только в самых общих чертах — ассирийцам удалось сделать пролом внешней стены, после чего они готовились аналогичным способом — при помощи насыпи — пробивать внутреннюю стену. Дошло ли дело до ее разрушения и штурма центральной части города неясно. Очень вероятно, что защитники Лахиша успели сдаться в последний момент.
Осада крепости ассирийскими войсками на барельефе той эпохи
Найденный при раскопках Ниневии барельеф, изображающий осаду и штурм Лахиша, в своей завершающей части показывает царя Синаххериба, принимающего доклады подчиненных, уходящих из города жителей и убиваемых разными болезненными способами людей неясного статуса. Вполне вероятно, что руководители обороны были выданы ассирийцам и казнены, а рядовые жители не то изгнаны, не то переселены в Ассирию. Впрочем, это уже выходит за рамки сегодняшней темы.
Ознакомиться с подробностями можно в статье, опубликованной в Oxford Journal of Archaeology.
НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ запись закреплена
«Держал кишки в руках и бился». Правда Шокана Валиханова о батырах
Шокан ВАЛИХАНОВ записал уникальные зарисовки казахо-джунгарской войны. Где-то это веселые байки, где-то щемящие сердце воспоминания. В день рождения великого ученого ЭК решил напомнить об этих материалах, которые раскрывают облик казахских батыров.
Показать полностью.
Знаменитый ученый ничего не знал о кликбейте, поэтому назвал свою статью просто «Исторические предания о батырах XVIII века». Вот только текст ее до нас не дошел, а сохранился лишь пересказ материала из чужих уст. Увы, это огромная потеря, потому что гений Шокана ВАЛИХАНОВА заключался в том, что он мастерски владел словом. Чего стоит его рассказ, как он подглядывал за обнаженной девушкой в долине Иссык-Куля.
В детстве после взятия джунгарами Туркестана, которым правила его семья, будущему хану подростком пришлось бежать в степь. Там он пас скот вместе с рабом Оразом. Аристократа в нем опознала жена бая. Она заметила, что мальчик никогда не просит еды. А еще Абылай никогда не пил чай из грязной посуды. Она рассказала мужу, и тот, разобравшись, что к чему, подарил юнцу лучшего коня — Шалкуйрыка, с которым тот вознесся на политический олимп.
Как-то Абылай хану пришлось отступить, его преследовал отряд цинских войск. Настроение у него было испорчено. Он думал о том, что авторитет его подорван. Однако Таттикара-жырау смог поднять настроение ему и прочим джигитам.
Хан Абылай не бежал, нехорошее слово «бежал» — он двигался вперед, только косо,
А вот еще одна история, которая повествует о том, что мужчин признавали в степи только после битвы. Например, как-то к Жанибек-батыру подошел юнец и нагло попросил у него курительную трубку. Тот, разумеется, не дал. А наоборот, презрительно вытряхнул из нее табак, постучав о голенище сапог, и положил в кисет.
И тогда тот самый наглый юноша выпустил стрелу. Она поначалу полетела криво, зацепившись за шелковый платок джигита. А затем вонзилась в горло черному всаднику. Оставшись без военачальника, джунгары запаниковали. И казахи одержали победу в той битве.
А после битвы Байгозы — так звали будущего батыра — подошел уже со своей трубкой к Жанибеку.
Батыр, вот теперь время, когда можно и покурить,
Авторитет батыров был непререкаем. Иногда они себе позволяли лишнее. Например, Есет-батыр как-то схватил Абылай хана шутки ради и протащил под мышкой. Причем с такой легкостью, словно хан был. шляпкой. Разумеется, санкций не последовало.
Как-то казахи Среднего жуза совершили набег на кыргызов. Нападение провалилось, и казахи отступили. Разгоряченный погоней военачальник —манап Темиржан атаковал казахского Жайлаубай-батыра. Стоящие рядом Тамаша и Есет-батыр убили манапа. А Тамаша добил, вспоров кыргызскому герою живот.
Белеющее тело его казалось лебедем, приземлившимся в степи. Позже кыргызы догнали и пленили группу казахских батыров. Никто не признавался в убийстве Темиржана.
Брат мой был шеит, я не хочу крови, ты, казах, свободен,
Встать самостоятельно батыр не мог, кровь у него уже остановилась, а пот тек градом.
В одной из пещер засели калмыки. Один из них был с ружьем, да вдобавок и метким. Один за другим падали замертво казахские джигиты, пытавшиеся приблизиться.
И вот Ильчибек-батыр из рода сыргели вызвался атаковать стрелка. Он скакал медленно рысью к врагу. Словно не знал, что в засаде сидит человек с ружьем. А потом, когда джунгар выскочил из укрытия и стрельнул. произошла осечка. Ильчибек подскочил и зарубил врага.
Калмык хотел моей лошади и дожидался, чтобы я подъехал ближе, я же рассчитывал, что, пока я буду ехать, на фитиле образуется большой нагар и после даст осечку,
— объяснил батыр позже.
Впереди войска Абылай хана следовал передовой отряд из пятисот смельчаков. Возглавлял их Жанатай-батыр. В отряде было два его родных брата Уйсунбай и Аркандар. Как-то Уйсунбаю удалось захватить трех верблюдов у джунгаров. Аркандар, самый младший брат, попросил свою часть добычи. Но Уйсунбай ему отказал.
У калмыков верблюдов много, есть у тебя руки — можешь сам взять: болезни у тебя нет,
Во время сражения Уйсунбай с распоротым животом держал внутренности в полах своего халата. Но продолжал сражаться.
А что, Жанатай-батыр, с распоротым животом можно ли жить?
— спросил он у своего брата Жанатая.
Перед смертью Жанатай потребовал, чтобы сын его Токыш сел на его коня и спасался бегством.
Ты должен будешь отомстить за меня,
Когда весть о смерти отряда Жанатая из уст единственного выжившего Токыша дошла до Абылай хана, он впервые в жизни заплакал. Причем прилюдно.
Не дававший себя точить, черный булат мой!
НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ запись закреплена
Костёнки. Поселение охотников на мамонтов. Дневная поверхность
Костёнки – уникальный памятник палеолита России и всей Европы вообще. На сравнительно небольшом отрезке вдоль берега Дона расположились почти три десятка разновременных открытых палеолитических стоянок. Но чем вызвано такое скопление? И что оно может рассказать нам о людях палеолита?
НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ запись закреплена
Брак в 12 лет и никакого развода. Жизнь в Византийской империи от рождения до смерти
Прежде чем рассказывать о жизни византийского общества, необходимо сказать пару слов о самом государстве.
Византийскую империю историки условно называют продолжением Восточной Римской империи в Средние века.
Показать полностью. В отличие от Западной Римской империи, которая пала под ударом варваров в V веке, восточная часть Римской империи пережила тяжелые времена, вышла из кризиса и существовала еще 1000 лет. Закончилась история этого государства в 1453 году с падением Константинополя — столицы Византии. Константинополь — столица Римской империи в 330-395 годах и Византийской империи в 395-1204 и 1261-1453 годах Жители Византии никогда не называли себя византийцами — так их именовали итальянские гуманисты, потому что столица империи город Константинополь был основан на месте древнего греческого города Византий. Сами византийцы называли себя ромеями, а свою державу Романией. Жизнь в Византии. Общая картина Как сложится жизнь византийца, зависело от того, в какой семье он родился, а именно от социального статуса родителей. Дети из бедных семей обычно не могли продвигаться по социальной лестнице и даже выбирать профессию, а обязаны были наследовать ремесло отца.
Однако известны и исключения. Историки пишут, что в Византии были редкие случаи, когда человек из “низшего” сословия мог продвинуться по службе и достичь определенных социальных благ, это происходило благодаря накопленному богатству, образованию, покровительству со стороны наставников или влиятельных лиц государства. Большинство граждан империи значимую часть своего времени тратили на труд, но не забывали и о развлечениях: посещали ярмарки, которые власти проводили в религиозные праздники, гонки на колесницах, выступления акробатов и жонглеров. Фамилия, сословия и наказания Граждане Византии делились на две группы, причем, принадлежность к группе определялась рождением: 1) honestiores («высшие», «привилегированные»), к ним относились духовенство, сенаторы, военачальники, крупные чиновники;
Ниже всех стояли рабы, их не относили ни к одному классу. За одинаковые преступления представители “высших” сословий часто подвергались менее суровым наказаниям, чем “низших”. Так за подделку монет или завещаний «привилегированным» грозила ссылка и конфискация имущества, а «покорным» ссылка на рудники или смертная казнь. За прелюбодеяние и изнасилование монахини первые подвергались порке, причем, секли не самого провинившегося, а его одежду, вторым грозило увечье, чаще всего преступнику отрезали нос. За убийство и измену родине как “высшим”, так и “низшим” грозила смертная казнь, но в приговоре были некоторые отличия. Если «привилегированные» не могли избежать смертной казни, а могли лишь выбирать ее способ: обезглавливание или сожжение, «покорным» смертная казнь иногда заменялась другим наказанием — рабством. Женщин-убийц казнили редко, часто суровое наказание им заменяли вырыванием языка, отсечением рук, выжиганием волос, ссылкой, рабством. Дети и беременные приговаривались условно[2]. Историки пишут, что первые фамилии появились именно в Византии, они характеризовали профессию человека или давались по месту рождения[1]. Например, фамилия Пафлагонит означала, что человек родом из Пафлагонии — района на севере Малой Азии, а фамилии Киропола (keropoleios), Кируларий (keroularios) говорили о том, что ее носители зарабатывают на жизнь изготовлением свечей или торговлей воском. Отдельно стоит сказать и о продолжительности жизни, она была очень короткой по современным меркам. По некоторым данным, ожидаемая продолжительность жизни в империи составляла 30-35 лет, и если человек достигал 40 лет, его считали везунчиком, так как он дожил до старости[2]. Детство и образование Дети из низших классов учились профессии своих родителей. Если отец занимался плотницким делом, этому ремеслу он обязан был научить и своего сына[3]. Девочек-аристократок с самых юных лет учили прясть, читать и писать. Возможно, они также изучали Библию и жития святых, но формально никакого образования не получали. На протяжении нескольких лет их готовили к семейной жизни: главной обязанностью родителей было выдать свою дочь замуж, дать элементарные знания о воспитании будущих детей, управлении домашним хозяйством и рабами[2].
Мальчиков-аристократов в возрасте 6-7 лет отдавали в специальные школы, которые находились в крупных городах и которыми заведовали местные епископы. Иногда таких детей вместо школ передавали в руки частным наставникам, но это было очень дорогим удовольствием и позволить такую роскошь могли не все. Сперва мальчиков учили читать и писать по-гречески, а затем обучали семи классическим наукам: грамматике, риторике, логике, арифметике, геометрии, гармонике и астрономии. Особое внимание уделялось древнегреческим текстам, такие произведения, как «Илиада» Гомера и «Теогония» Гесиода, заучивались наизусть целыми кусками. Зачем детей заставляли запоминать эти тексты, историкам неясно, предполагается, что их заучивали специально, чтобы произвести впечатление на гостей за обедом[4]. Если родители по каким-то причинам не могли отправить ребенка в городскую школу, он мог пройти обучение в церковной: поступить в это заведение было гораздо легче.