новые методики преподавания истории
Концепция преподавания истории России в школах: традиции и инновации
В 2013 году было дано поручение президента о разработке единых концептуальных основ преподавания отечественной истории. Предполагалось, что новая Концепция решит сразу несколько задач: унификация учебного материала, терминологических понятий и представлений, перечня имен и персоналий. Список самих дат и перечень источников тоже предполагалось унифицировать.
В 2014 году появилась единая концепция новых учебников, и, поскольку в 2015 году они начали вводиться в строй, часто стали возникать вопросы: что переделать? что доделать? от чего отказаться?
«За последние пять лет появилось немало конструктивных критических замечаний по содержанию учебников и по тому, как выстраивать сам курс преподавания истории — все это было учтено рабочей группой Российского исторического общества, которая готовила этот проект».
В июне 2020 года состоялось собрание РИО, на котором все заинтересованные стороны, в том числе Министерство просвещения, обсуждали новую Концепцию и внесли свои правки в составление документа.
Почему назрели изменения?
Для начала вспомним, что не устраивало учителей в старом формате преподавания истории.
Во-первых, много вопросов вызывал курс истории, который заканчивался для большинства учеников в 10 классе. Количество часов на изучение истории XX века уменьшилось — ведь раньше XX век изучали еще и в 9 классе.
Возврат к линейной системе преподавания истории требовал определения — что и как мы должны изучать по истории в 11 классе. Еще один насущный вопрос — определиться с тем, каким образом будет проходить итоговая аттестация в старшей школе.
Во-вторых, всех учителей волновала судьба интегративного курса «Россия в мире», который предлагалось проводить как курс по выбору в 10-11 классах.
В-третьих, необходимо было добиться того чтобы адаптировать все курсы, которые касаются региональной истории, к существующему историко-культурному стандарту.
В-четвертых, и этот вопрос остается актуальным до сих пор, важна последовательность в изложении исторических материалов, которые даются на каждой ступени обучения в школе.
В-пятых, необходимо понимание, как контролировать содержание материалов. Ведь экспертиза новых учебников, которые издавались в последние годы, снимает все ранее существовавшие ограничения. Такое положение вещей может привести к возвращению в те времена, когда историко-культурный стандарт только начинал разрабатываться.
Еще один важный момент — переподготовка и повышение квалификации учительских кадров. Создание институтов развития образования или их радикальная трансформация тоже давно требовали изменений. И тут особое внимание надо обратить на так называемые трудные вопросы истории, которые были обозначены в Историко-культурном стандарте. Что мы понимаем под этими вопросами? В чем, собственно, их сложность?
«У современного учителя отсутствует реальная возможность обращать внимание на трансформацию исторических представлений и новых данных, которые существуют в исторической науке. Это вопрос историографического пополнения и наращивания знаний, который должен решаться регулярно через методическую помощь и институты дополнительного образования».
Что изменилось в новой концепции?
Не совсем справедливо называть эту концепцию новой. Ведь впервые она появилась именно в том виде, который имеет сейчас. Впрочем, скорее всего, в дальнейшем все-таки потребуются какие-то коррективы и что-то будет изменено. Итак, какие же ключевые моменты отражает новая Концепция?
Первое. Сохранены методологические и содержательные основы Концепции 2014 года, а Историко-культурный стандарт не выступает обязательным положением — он включен в качестве приложения-ориентира, который охватывает формирование содержания курса истории России в школе через рабочие программы самих учителей.
Второе. По просьбе учителей закреплен переход на линейную систему изучения истории России с 6 по 11 классы с увеличением учебного времени. Это происходит за счет того, что курс истории России и всеобщей истории не заканчивается в 10 классе.
Многие учителя считали, что это задача не концепции, а примерных программ, которые закрепляют содержание, но в данном случае концепция идет как раз вслед за примерными программами. Концепция имеет в виду возможности вариативного изучения истории. И по этому пути шли целые регионы. В Омске и Петербурге, например, уже принята именно такая модель.
Третье. Зафиксирована синхронность курсов и основных тем по истории России и всеобщей истории. И снова это не директива, а просто некий ориентир — где что изучать, чтобы не допустить асинхронности в изучении курсов.
Четвертое. Установлен принцип соответствия учебного содержания положениям Концепции историко-культурного стандарта при подготовке и оценке учебников по истории России и пособий по региональной истории и культуре.
Пятое. Предусмотрено проведение обязательной проверки учебных достижений ребят основной и старшей школы в форме контрольной работы, которая имеет статус допуска к ГИА.
Шестое. Отмечена необходимость привлечения РИО к экспертизе учебников по истории России. Это, естественно, делается для того чтобы реализовать Концепцию историко-культурного стандарта и других нормативных документов.
Седьмое. Материалы Историко-культурного стандарта, которые определяют события, персоны и источники, выведены в специальный раздел «Рекомендации». И это снижает нагрузку на учителя при формировании рабочей программы курса.
Восьмое. Предложены исторические наименования государственных территорий. Это была одна из тех особенностей, на которые обращали внимание учителя, преподавая по новым учебникам.
«Реакция педагогического сообщества на учебную литературу — это исключительно важный канал связи, который позволяет увидеть и понять, как срабатывают концептуальные положения, которые заложены в документах».
И вот живой пример: в прошлой редакции Историко-культурного стандарта существовало несколько вариантов названия нашего государства на ранних стадиях его развития: Древняя Русь, Русь, Киевская Русь. В зависимости от того, кто из ученых писал соответствующий раздел учебника, названия могли различаться.
Девятое. Устранен ряд содержательных противоречий. Проведена терминологическая унификация. Внесены изменения, которые отражают сюжеты, связанные со Второй мировой и Великой Отечественной войной:
При разработке Концепции удалось учесть множество из тех пожеланий, которые предлагались нашими коллегами — педагогами.
Что изменилось в курсе отечественной истории?
Изучение истории России начинается, как и раньше, с 6-го класса. А с 5-го, как это и происходило, идет изучение истории древнего мира. Но есть и некий мостик, который связывает изучение истории в курсе основной школы, и знания по истории, полученные школьниками в начальных классах, — это рабочие тетради.
В 6-м классе показаны ранние периоды развития государства, особенности, которые предшествовали образованию государственных границ. А в 7-м классе рассматривается уже Россия в XVI-XVII веках. В 8-м изучается конец XVII века и весь XVIII век. 9-й класс — так называемый «долгий» XIX век. Предполагается, что в 10-м классе изучение отечественной истории начнется с событий Первой мировой войны и дойдет до завершения Второй мировой. А в первом полугодии 11 класса будет изучаться послевоенный период нашей страны и современная история.
Кстати, разделы Историко-культурного стандарта современной истории России пересмотрены и приобрели более логичную структуру, стали более детализированными.
«Проект Концепции преподавания истории размещен на сайте Российского исторического общества. Приветствуются ваши пожелания, предложения и комментарии, которые можно направить в Министерство просвещения и в РИО».
Следующий этап после принятия Концепции — внесение соответствующих изменений в новую редакцию ФГОС и в примерные образовательные программы.
Эффективные методы обучения истории
Дата публикации: 15.04.2017 2017-04-15
Статья просмотрена: 6196 раз
Библиографическое описание:
Чариев, Турсун. Эффективные методы обучения истории / Турсун Чариев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 654-656. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42002/ (дата обращения: 12.11.2021).
История — это записи прошлых человеческих действий, которые происходят на поверхности земли. Методы обучения — это разные принципы и методы, которые используются для обучения студентов в учебной среде.
Методика обучения истории и основания корректирования планов на урок, как уже говорилось ранее, — является сложным процессом, включающего взаимосвязанные и находящиеся в движении компоненты обозначенных целей обучения, содержание, передачу знаний и руководство их усвоением, учебную деятельность учащихся, результаты обучения.
Цели преподавания истории как предмета определяют содержание обучения по различной методике. В соответствии с целями и содержанием избирается наиболее оптимальная организация преподавания и обучения. Эффективность данной организации педагогического процесса поэтапно проверяется полученными результатами образования, воспитания и развития.
Методы, используемые преподавателем, будут зависеть от навыков или информации, которую преподаватель хотел бы передать своим ученикам. Некоторые из наиболее распространенных методов для обучения это те которые помогают изучавшему в запоминание, участие класса, декламация и демонстрации.
Хотя эти методы обучения широко используются на данный момент, у каждого преподавателя есть свой метод обучения. Преподаватели должны быть гибкими в своих методах и часто корректировать свой стиль обучения, чтобы приспособить своих учеников.
Эффективные методы обучения являются важными инструментами, которые могут помочь студенту добиться успеха в классе. Каждый студент имеет свою индивидуальность и способность к обучению.
Имеется несколько факторов, которые преподаватель должен учитывать при выборе метода обучения для своих учеников. Определяющие факторы для выбора метода обучения включают в себя интерес учащегося и его базовые знания, а также их среду и способности к обучению. Преподаватель также помогает своим ученикам учиться с помощью различных учебных пособий. Инструкторы используют соответствующие методы обучения, чтобы помочь учащимся понять и выполнить задания в аудитории.
Несколько факторов являются важнейшими категориями методики обучения истории являются задачи обучения, содержание образования, структура исторического знания, источники, из которых черпают знания учащиеся, формы учебной работы звенья процесса обучения, методика развития мышления и др. Все эти нюансы находят отражение в уроке. Но также важной проблемой, которую приходится решать теоретику и практику, является определение типа уроков.
Так как каждый урок, являясь процессом обучения и системы содержания курса, относится к тому или иному типу — группе уроков, имеющей определенные интегральные черты. Типы уроков влияет на качество обучения и развития учащихся.
Различные методы обучения часто включают в планы уроков, которые студенты могут использовать, чтобы помочь сохранить и восстановить информацию. Различные методы обучения, используемые с планами уроков, — это объяснение, демонстрация и сотрудничество. Объяснение похоже на лекцию, в которой содержится подробная информация о конкретном предмете. Демонстрации используются для предоставления возможностей визуального обучения с другой точки зрения.
Так как каждый урок имеет свою структуру Структурные элементы урока весьма подвижны: проверка знаний (опрос учащихся) может происходить до объяснения нового материала, в процессе объяснения или вовсе не осуществляться на данном уроке. Разрабатывая конкретное занятие, я помню, что эффективный урок может быть основан лишь на взаимозависимости, взаимодействии, взаимопроникновении содержания урока и его методики. Приёмы изучения фактического материала: образное повествование, при котором главные исторические факты излагаются с использованием графической наглядности; ролевая игра, при котором учащиеся получают роли участников исторических событий или деловые игры, где учащиеся получают роли современников и в процессе игры активно оппонируют друг другу.
Типы учебных методов
Существует два основных типа метода обучения, которые являются методом «без участия» и методом «участия», они рассматриваются как основные категории, хотя в методах «без участия» могут использоваться только те типы, которые могут быть в качестве метода лекций. Этот метод является более эффективным для большого числа студентов в классе. Ниже приводятся основные методы обучения, которые применяются как методы совместного обучения, особенно в преподавании истории;
Метод рассказывания историй, этот метод в основном применяется в качестве основного метода обучения, особенно в классах где наименьшее количество учащихся. Для занятия в классе вы можете выбрать определенную тему и рассказать историю, чтобы привлечь учеников к пониманию урока.
Различные литературные источники — то есть произведения, авторы которых являлись свидетелями или участниками описываемых событий могут нести огромную информацию. По сути эти источники способствуют познанию прошлого, однако их использование должно быть фрагментарно и заранее отобрано.
Использование художественной литературы помогает воссоздать картины быта которые были актуальны на период написания литературы, общественных отношений. Краткий пересказ художественного произведения и задание на выявление деталей, с тем чтобы ученики его обязательно прочитали, закрепляет, осмелюсь сказать, цементирует изученный материал, который помогает обрести знания.
Демонстрационный метод. Стратегия обучения — это тщательно разработанный план действий для достижения цели, или искусство разработки и осуществления такой схемы. Это подробный и систематический план действий. Все это сделано для того, чтобы помочь учащимся получить доступ к информации. Стратегии преподавания должны быть направлены на привлечение аудио-визуальных, аудиовизуальных и кинестетических средств. Демонстрационный метод может применяться в небольшом классе.
Вопросы и ответы. Этот метод также относится к системе, в которой применяется преподавание в классе, чтобы убедиться, что ученики запоминают информацию. Основной схемой в этой методике является подбор правильной информации, в данной ситуации правильных вопросах. Так как изучение истории является уровневой, для каждого уровня предоставление вопросов исходя от уровня является очень важным фактором.
Метод дебатов. Этот метод применяется учителем в зависимости от индивидуализации класса.
«Достижение учебных целей зависит от используемого метода. Если цели требуют, чтобы студент перечислил, упомянул или назвал, тогда методика обучения, стратегии и методы должны касаться упоминания».
Пример, если учебная цель требует, чтобы студент был подготовлен к стратегии дебатов. Метод обучения должен быть экспериментальным и демонстрационным. Метод особый гость. Гость — это человек, который является новым / незнакомым человеком, который посещает определенную область с человеком определенной цели, который не является уроженцем определенного места. Этот метод является одним из методов, которые могут быть использованы при преподавании предмета истории. Поэтому, используя этот метод преподавания, учитель должен поделиться некоторыми идеями со студентом, хотя больше знаний у учителя.
«Предварительное знание студента считается очень важным. Из фонтана, где можно вырыть осколок знания, создать большой и обширный канал знаний намного легче».
Учитель — это художник, потому что само обучение — это искусство, которое требует от кого-то создания нескольких методов или методов, используемых для обучения.
Метод объяснения. Это метод, в котором учителя, как правило, используют урок из разных источников для мозгового штурма своего ученика и предоставления им понимания урока. Здесь преподаватель выступает в качестве главного учителя, и студенты, как правило, прислушиваются к его словам при объяснении.
Метод учебной поездки. Этот метод используется в небольшом классе, где учителю рекомендуется вытаскивать учащихся из школьного социума, чтобы использовать различные условия обучения. Для сопротивления обучение может также занять учащегося в исторических местах, обучая их об источнике исторической информации.
Факторы, определяющие выбор метода обучения вистории
Есть несколько факторов, которые определяют выбор методов, используемых в преподавании предмета истории.
Характер учащихся. Например, студенты с медленной риторикой или студенты с быстрой подготовкой. Если число студентов с медленной риторикой в классе выше, чем у более быстрых учеников, это заставит учителя использовать такой метод, который очень облегчает студентов с медленной риторикой понимать урок или тезисы. Вот некоторые из них:
Определения количества учащихся в классе. Это поможет учителю выбрать лучший метод, который будет использоваться при преподавании предмета, содержащегося в тех или иных темах. Например, если в классе около 35 учеников, учитель может легко управлять этим классом, но большим классом состоящего примерно из 80 учащихся управление может усложнено.
Наличие учебных пособий. Поручение учебного материала, которые инструктор использует для установки и использования для студентов, должно подчеркнуть необходимости предмета. Инструктор будет вынужден использовать метод, который позволит студентам вовремя понять урок и научиться создавать предоставляемый объект и быть вспомогательном для всех учащихся.
Образовательная философия страны. Философия страны, основанная на образовании, оказала большое влияние на развитие урока, а также на выбор методов, которые могут быть использованы для преподавания нескольких предметов.
Способность и предпочтение учителя. Если учитель компетентен по предмету, в котором он или она обучает класс, ему или ей легче выбрать лучший способ преподавания предмета.
Культурный аспект общества. Например, если определенное общество имеет свое поведение при изучении профессиональной подготовки, оно фактически относится к классу и устанавливает метод, который может быть легко понят для всех учащихся в конкретном классе.
Этот метод используемый при обучении истории по определению объекта. Например, преподаватели всегда ищут формат экзаменов и учат студентов таким образом, что они могут ответить на экзамене, который они ожидают.
Ограничение во времени. Время преподавания иностранного языка фактически ограничено временем. Чтобы определенный учитель мог установить метод обучения, он должен сначала рассмотреть время, доступное для освещения темы.
Заключение
Для любого учителя, преподающего иисторию, понимание, что история обучения — это искусство, и оно требует от человека, творческий подход к определению предмета, который будет применяться в преподавании нескольких тем, например, преподавание различных тем отличается от обучения планового развития урока, поэтому ему нужен творческий учитель, который может создавать различные методы, которые будут применяться в зависимости от характера предмета и темы.
Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.
Цели и задачи современной системы исторического образования:
— приобретение знаний о функционировании общества во всём его противоречивости и многообразии;
— формирование личности, ответственной перед обществом и государством;
— формирование умений и навыков самостоятельного поиска знаний, работы с историческим материалом его системного анализа;
— воспитание чувства гордости, любви к своей Родине;
— социализация современного школьника
— использование компьютерных технологий в обучении и развитии ученика.
Инновационные технологии сегодня:
-технология проблемного обучения
-технология проектного обучения
-технология развивающего обучения
— технологии критического мышления
— метод инверсии ( эвристический)
— метод свободных ассоциаций
В современном обществе большое внимание уделяется инновациям. Знания даются только заинтересованному в них человеку, но сегодня в школе у учащихся среднего и старшего звена, к сожалению, слабая мотивация к учёбе и задача учителя – обеспечить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность различными приёмами и методами.
Именно образование должно давать ответы на «вызовы» времени, меняться, реагируя на изменения в обществе. На современном этапе получение знаний и применение их на практике дополнено новой целью – развивать самостоятельность учащихся, учить их приобретать и творчески применять новые знания.
В связи с реализацией ФГОС ООО, ситуация в образовании принципиально изменилась. Вместе с организационными преобразованиями, целевым отбором содержания исторического образования, она включила экспериментальную проверку новых технологий обучения и новых методик, которые дают возможность получить объективную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результатах.
Метод – это способ достижения цели. В процессе обучения метод – способ взаимодействия учителя и ученика в достижении учебно – воспитательных целей. Поэтому, каждый метод включает в себя обучающую работу учителя ( объяснение нового) и организацию активной учебно- познавательной деятельности учащихся.
Сегодня сам учитель должен не объяснять новый материал, а определять его тему, провести вступительную беседу, проинструктировать учащихся к предстоящей учебной деятельности, предложить им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику, по иным источникам.
Приведённые мною приёмы и методы обучения истории и обществознанию, формируют у моих учеников навыки поиска ответа, помогают активному усвоению новых знаний и успешному их закреплению. Это даёт возможность организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое усвоение и закрепление материала, а формирование всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретации, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.
Использование современных технологий в обучении не решает всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи конкретного урока, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего успеха можно достичь, сочетая традиционные и современные технологии обучения, в их взаимосвязи и дополнении друг друга.
В дидактике распространённым является термин «приёмы обучения». Приём – составная часть метода. В процессе обучения приёмы и методы применяются в различных сочетаниях, один и тот же способ деятельности в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других- как приём обучения. Совокупность приёмов и методов составляет технологии обучения. Я выбрала те, что хорошо зарекомендовали себя на моих уроках.
Технологии критического мышления.
1. Критическое мышление – способность ставить смысловые вопросы, вырабатывать аргументы, принимать продуманные решения. Учащиеся включаются в активную и эффективную учебно- познавательную деятельность. Обучение становится субъективным, осознанным. Учитель уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слышать других, отстаивать собственную точку зрения. Основа данной методики включает три стадии, которые должны присутствовать на уроке:
Технология предполагает разнообразный набор приёмов:
Верные и неверные утверждения
Знаем. Узнали. Хотим узнать.
2. Смысловое чтение. Для лучшего понимания прочитанного большое значение имеет так называемое «предчтение»: актуализация предшествующих знаний, смысловые догадки о возможном содержании нового текста на основе анализа его названия, поиск связи между понятиями и определениями, датами и событиями. Как результат – работа на проверочных листах с заранее подготовленными вопросами.
3. Групповые технологии я широко применяю в своей работе. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, распределение обязанностей, взаимозависимость и контроль. Ценность технологии- взаимное обогащение знаниями, организация совместных действий, ведущая к активизации учебно – познавательных процессов, распределение действий, коммуникация, обмен и взаимопонимание. Последним этапом является рефлексия, через которую устанавливается отношение участника группы к собственному действию и обеспечивается коррекция этого действия. При групповой форме работы возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся со стороны учителя и товарищей. К групповым технологиям можно отнести многие технологии нетрадиционных уроков, где есть разделение класса: урок-конференция, урок-путешествие, урок-суд, интегрированный урок. При групповой работе использую различные приёмы:
— Исправление ошибок в тексте
— решение проблемы с точки зрения участников события
— решение группами одной проблемы и выявление преимущества каждого решения
— разбивка нового материала на смысловые отрезки по количеству групп и его подача каждой группой по плану.
— ассоциативный ряд (каждой группе даётся своё понятие, к которому подбираются слова- ассоциации, из которых впоследствии составляются определения).
— смысловой ряд. Данный приём более востребован на уроках обществознания, его я применяю в двух вариантах: дать общее понятие к определённому ряду терминов, или убрать из ряда лишнее понятие.
— эссе. Его написание полезно после изучения знаменательных событий в жизни исторических личностей, для определения отношения самих учащихся к ним.
— кто это? По заданным датам, портретным характеристикам, жизненным ситуациям, значении в истории определить исторического персонажа.
4. Метод проектов. Цель- овладение определёнными практическими и теоретическими знаниями; достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы с обязательным получением оформленного результата. По виду деятельности проекты бывают: прикладные, исследовательские, информационные, игровые. Первые два чаще использую в старших классах, игровой и информационный- в 5-7 классах. При проектировании использую моделирование ситуации, эксперимент, социологический опрос. Возрастную группу для опроса определяют учащиеся, или сам учитель (на первоначальном этапе).
5. Метод свободных ассоциаций – способствует развитию творческой активности и логического мышления, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Соответственно, этот метод повышает интерес к учебному процессу, усиливает мотивацию в обучении. Эффективность данного метода во многом зависит от эмоциональности учителя; делает урок увлекательным, способствует лучшему запоминанию материала.
Как известно, главный враг успеха – однообразие и монотонность, рождающие скуку. Благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразию средств и приёмов, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.