новыми педагогическими технологиями используемыми при обучении истории являются

Современные педагогические технологии на уроках истории

Мы все понимаем, что приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего «фона» системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Также новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса.

В этой связи необходимо учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы исторического образования:

• адаптация детей к современной социокультурной среде;

• активизация использования компьютерных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;

• интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.

В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе обучения.

Каждая образовательная технология исходит из вполне определенных свойств обучаемых: опорные конспекты, например, опираются на зрительный канал восприятия и акцентируют внушаемость учащихся. Мы же имеем в классе разных учеников; право- и левополушарных, визуалов, аудиалов и кинестетиков, внушаемых и невнушаемых. Конечно, можно применить мощнейший “учительский гипноз” и подавить индивидуальные особенности учащихся, поступить с ними по образному совету В.Ф. Шаталова, как с огурцами – “суньте в банку с рассолом, и они неизбежно просолятся”. Но! Во-первых, такие технологии прямого авторитарного диктата годятся только при обучении языкам, точным и естественным наукам, где на один вопрос предусмотрен однозначный ответ. Во-вторых, все-таки, технология для ученика, а не ученик для технологии. Поэтому совмещение разнородных технологий в комплексе помогут каждому ученику получить в зоне его ближайшего развития и в соответствии с его природой наилучший обучающий, воспитательный и развивающий результат.

Так, в своей работе я использую следующие современные педагогические технологии:

Методика обучения диалогу. Она достаточно проста, ею постоянно пользуются учителя иностранного языка. Кроме того она заложена в так называемую “методику развивающего обучения”, например Эльконина –Давыдова. Начинаешь с того, что в 5 классе организуешь работу в парах, где ученики по выделенному абзацу учебного текста по очереди спрашивают друг друга. После вопроса следует ответ, который должен обязательно заканчиваться вопросительным предложением, обращенным к своему напарнику, наподобие: “А что ты мог бы добавить?” или каково твое мнение? После того как это упражнение войдет в привычку, можно организовать проверку д/з в форме “диалоговой змейки”. Текст §, заданного на дом, ученики повторяют в вопросно-ответной форме, по очереди в соответствии с занимаемыми в классе местами, спрашивая и отвечаю друг другу, пока змейка не обежит весь класс. После того как и эта техника станет ученикам привычной, переходим к “ответам-диалогам” у доски. Тема – вопрос-ответ. Затем наступает черед содержательной шлифовки отработанной техники: учеников следует научить искусству задавать разные вопросы по поводу одной и той же информации. Конкурс на лучший вопрос учителю, проблемный ринг, сформулируй к одной фразе как можно больше вопросов и т.д. Если терпения хватит на каждом уроке 5-7 минут в 5-6 классах, то нет больших проблем в 7 классе.

Широко использую технологию критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные явления т.е. надпредметные умения. Технология хороша тем, что ребята учатся адаптироваться к меняющимся условиям, общаться, работать в диалоге, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность. 3 фазы: вызов, осмысление, рефлексия. Каждой стадии урока соответствуют определенные технологические приемы: бортовой журнал, взаимообучение, трехчастный дневник, зигзаг, инсерт, кластер, шляпы мышления, чтение со стопами, синквейн., толстые и тонкие вопросы. Один из любимых моих приемов технологии РКМ – это портфолио. На уроках истории портфолио – это папка творческих работ ученика или группы учащихся, одна из форм проведения письменной рефлексии.

Приучить учащихся к составлению портфолио представляется достаточно трудной задачей. Составление портфолио является добровольной деятельностью среди учащихся.

Мы с учениками разрабатываем портфолио по истории тематического характера. Например, портфолио по курсу “история 20 века”. Материал, собираемый в портфолио, отбирается его автором самостоятельно в течение учебного года. Внешне портфолио выглядит как набор творческих работ учащихся.

Из всего многообразия приемов, используемых на уроках истории, учащимся предлагается выбрать самые любимые и оформить в папку творческих работ. Таким образом, у ребенка имеется выбор для реализации внутренней потребности в самовыражении, общении и развитии на уроках биологии. В папках у разных ребят мы найдем различные творческие отчеты. Причем одни ученики используют весь спектр, предлагаемых учителем творческих работ, а другие выбирают только одну – две формы.

В папку творческих работ по истории ученикам предлагаются:

А знаете ли Вы, что…

Тесты с вариантами ответов и без них

В основе оценки портфолио лежит самооценка и взаимооценка. На уроках ребята представляют свои творческие работы, обсуждают и оценивают работы одноклассников. Оценивание работ проводится в рамках одного урока, по темам, по итогам года. На выставках портфолио учащиеся также представляют промежуточные или конечные результаты своей деятельности.

– проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;

Использование технологии «Дебаты» в обучении школьников содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены.

— умение определять и отстаивать свою позицию,

— ораторское мастерство и умение вести диалог;

И в заключении хочется сказать, что любой метод, технология признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно.

Источник

Реферат по истории «Новые образовательные технологии на уроках истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Реферат по дисциплине:

«Учебно-методическое обеспечение курса истории в школе»

«Новые технологии обучения истории»

Портянкина Елена Михайловна

Новые технологии обучения истории. 5

Список литературы. 15

Начало XXI века определяется общественными деятелями, учеными и аналитиками по-разному: и как постиндустриальное общество, и как информационное общество, и как эпоха глобализации, и как технократическое общество. Все эти определения, так или иначе, свидетельствуют о том, что во многом изменилось представление современного человека о мире и о своем месте в этом мире. В связи с этим наступивший век — это, безусловно, век реформирования системы образования. Происходящие в российском обществе социально-экономические изменения, влекущие за собой ревизию прежних ценностных ориентиров, предъявляют к школе новые требования. Ведение в школах ФГОС требует от педагогов изменять свои методы и подходы к обучению детей. Современная школа призвана формировать у учащихся активную гражданскую позицию, способность самостоятельного принятия решений в разных жизненных ситуациях, а также готовность нести за них ответственность. Новые задачи, которые перед собой ставит современное образование, неизбежно приводят к возникновению новых методик и технологий, призванных эти задачи решить. О современных образовательных технологиях в обучении истории и пойдет речь в моей работе. Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения не являются чем-то неизменным. В век развития школы, изменения задач и содержания обучения, меняются и формы организации обучения. Отмирают старые, возникают старые. Впрочем, все новое — это хорошо забытое старое. Некоторые формы обучения, как, например, урок, долго и надежно служат человечеству. Но это не значит, что урок как форма обучения не изменяется на протяжении времени. В настоящее время мы имеем дело с единой педагогической практикой, а настоящий этап образования характеризуется

существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией

образования. Поэтому, большинство современных педагогических технологий представляют собой объединение педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что появилось в результате прогресса, происходящего сегодня. Все это относится и к методическим приемам и технологиям в преподавании истории. Главной целью, которую я ставлю перед собой, является выявление оптимального сочетания методик и технологий, позволяющих получить наилучший результат педагогической деятельности и обеспечить учащимся прочные знания. Моя цель, найти ответ на вопросы: «Как научить ребят находить истину? Как сделать урок эффективным, интересным для ребят?» А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить». Теоретической базой при написании данной работы мне послужили исследования педагогов по данной теме. Большую помощь оказали исследования педагога Г.К. Селевко, уделяющего большое внимание изучению и систематизации огромного числа современных методик преподавания предметов гуманитарного цикла; работы Г.В. Партицкой, посвященные внедрению игровых методов работы в школе; Статья А.В. Дубровского, который подробно рассмотрел современные педагогические технологии в преподавании истории. Также, я использовала материалы, размещенные на различных сайтах в интернете.

2. Новые технологии обучения истории

Понятие «технология» в обучении истории в школе

проектирующая педагогические процессы.

2. Процессуально-описательным: описание процесса. 3. Процессуально-действенным: осуществление процесса. Субъектом современного образования становится личность «способная ориентироваться во всем многообразии современного мира»

Цели и задачи новых технологий в обучении истории

— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирном историческом процессе;

— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

— рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном обществе.

Основные технологии и их эффективность в обучении истории

Особенность ФГОС общего образования — их деятельностный характер,

который ставит своей главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний. Умений и навыков, формулировки ВГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая в свою очередь связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по истории.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

Источник

Современные технологии обучения истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

Факультет дополнительного профессионального образования

и подготовки аспирантов

Кафедра истории и архивоведения

Программа профессиональной подготовки «Образовательный

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по программе профессиональной переподготовки

на тему «Современные технологии обучения истории»

Выполнил (а): слушатель (ца) программы

Мастерских Наталья Михайловна

ГЛАВА 1 Педагогические технологии в современном

1.1. Педагогические технологии: понятие, структура 7

1.2. Классификация педагогических технологий 9

ГЛАВА 2 Исследовательская деятельность как образовательная

технология: понятие, структура, классификация 18

2.1. Виды научно-практических работ, которые можно отнести к

2.2. Специфика исследовательской работы

в гуманитарных науках 32

Список литературы 41

На сегодняшний день, главное внимание, в процессе школьной реформы, уделено развитию гуманитарных наук и, в частности, образованию историческому, как важнейшей составной части современного образования. При этом приоритетной задачей должен стать поиск эффективных и вместе с тем наименее болезненных путей интеграции российского образования в общемировое образовательное пространство.

Национальная доктрина развития образования в России в XXI веке предусматривает коренное обновление исторического образования с целью обеспечения становления демократического общества. Поэтому изучение истории в школе должно обеспечить сотворчество ученика и учителя, возбуждать интеллектуальную активность школьника, готовя его к активному участию в общественной жизни. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения методы, необходимы новшества.

В связи с этим необходим пересмотр требований к организации учебного процесса в школе. Важнейшим заданием системы образования сегодня является создание самых благоприятных условий для развития высокообразованной, творческой и активной личности. Следовательно, школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В сегодняшних условиях, образованность начинает осознаваться, как умение владеть различными техниками работы с информацией,

совершенствования навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.

Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принятые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, например – исследовательской деятельности.

Таким образом, современная школа, на мой взгляд, должна помогать обучающимся в развитии задатков, реализации интересов и склонностей, выработке нравственных убеждений; создавать условия для развития независимого творческого мышления, для обучения разно способных учеников; научить приемам деятельности в коллективе, поощрять самовыражение и уверенность обучающихся в себе. Создание для каждого обучающегося более разносторонней школьной среды со своими предметно-пространственными и нравственно-социальными качествами дает ему возможность проявить себя, удовлетворить свою потребность в самореализации.

Одной из главных задач исторического образования должно стать воспитание школьников в качестве граждан своей родины, воспитания уважения к национальным и универсальным ценностям, способности понимать и принимать свою и чужую культуру. Главными чертами новой образовательной системы оказываются фундаментализация, гумани-таризация, информатизация, индивидуализация обучения. Их реализация требует изменения подходов не только к содержанию образования, но и к формам образовательной деятельности.

Актуальность темы состоит в том, что различные инновации в педагогических технологиях обучения очень перспективны и намного превосходят возможности традиционных способов реализации учебного процесса. Так как процесс обучения требует введения новых эффективных методов обучения, то это значительно повысит, как успеваемость, так и сам процесс преподавания.

Цель работы: Проанализировать современные педагогические технологии обучения истории.

Рассмотреть понятие, структуру педагогической технологии.

Охарактеризовать исследовательскую деятельность как педагогическую технологию.

Показать специфику применение исследовательской деятельности на уроках цикла гуманитарных наук.

В работе дан обзор основных педагогических технологий, и более подробно остановиться на проектно-исследовательской технологии, апробированная и применяемая на уроках истории.

Анализ методической, педагогической, научно-методической литературы показывает, что в области образовательной технологии имеется широкий спектр инновационных технологий. Тему о современных педагогических технологиях в обучении рассматривали многие авторы. Например, Кларин М.В. в своем труде представил психолого-педагогические разработки, направленные на преобразование традиционного обучения, технологий работы учителя. Материал охватывает инновационные поиски современной педагогики на разных уровнях обучения, от начальной до высшей школы. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. обобщили опыт преподавания и изучения истории в школе. Предметом специального рассмотрения Савенкова А.И. является развитие

познавательных возможностей учащихся в обучении истории, анализ приемов и форм организации учебного процесса и т.д.

ГЛАВА 1 Педагогические технологии в современном образовании

1.1 Педагогические технологии: определение, структура.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Существуют несколько определений педагогической технологии. [16]

Определения термина «педагогическая технология»

Технология- это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [11]

• содержательная часть обучения:

• содержание учебного материала;

• организация учебного процесса;

• методы и формы учебной деятельности школьников;

• методы и формы работы учителя;

• деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

• диагностика учебного процесса.

1.2 Классификация педагогических технологий.

В работе современных школ на сегодняшний день существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, адаптированное под себя и своих учеников. С этим мнением можно согласиться. В свое время, было предложено множество классификаций педагогических технологий. [5]

Выдающийся педагог Г.К. Селевко провел анализ педагогических технологий, описал более 50 из них и сгруппировал их следующим образом: [19]

1. Технологии, основанные на гуманизации учебного процесса

— гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили;

— система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.

2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

— технология обучения на основе опорных конспектов В.Ф. Шаталова,

— коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.

3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения

— технологии дифференцированного обучения,

— индивидуализации учебного процесса,

— компьютерные (информационные) технологии.

4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала:

— укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева (блочная система планирования),

— технология «Диалог культур» В.Е. Библера и С.Ю. Куртанова,

— технология теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича.

Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп. Ниже представлены следующие группы технологий: [16]

1) По уровню применения:

— локальные (модульные) технологии.

2) По философской основе:

— материалистические и идеалистические,

— диалектические и метафизические,

— научные (сциентистские) и религиозные,

— гуманистические и антигуманные,

— антропософские и теософские,

— прагматические и экзистенциалистские,

— свободного воспитания и принуждения и др.

3) По ведущему фактору психического развития:

4) По научной концепции усвоения опыта выделяются:

5) По ориентации на личностные структуры:

6) По характеру содержания и структуры выделяют технологии:

— обучающие и воспитывающие,

— светские и религиозные,

— общеобразовательные и профессионально-ориентированные,

— гуманитарные и технократические,

В.П. Беспалько предложил следующую классификация педагогических технологий (по типу организации и управления познавательной деятельностью): [2]

1) классическое лекционное обучение

2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств

3) система «консультант»

4) обучение с помощью учебной книги

6) компьютерное обучение

8) «программное обучение, для которого имеется заранее составленная программа.

Важной особенностью в педагогической технологии является то, какая позиция отводится ребенку в образовательном процессе, а также, отношение к ребенку со стороны взрослых. В связи с эти, выделяется несколько типов технологий: [1 9 ]

1) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

2) Дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

3) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

По способу, методу, средству обучения можно выделить следующие технологии: [19]

По категории обучающихся можно выделить такие технологии как:

— массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

— технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

— технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

— технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

Таким образом, нами рассмотрели основные современные педагогические технологии, их отличительные качества, классификации, способы применения. На уроках истории наиболее приемлемы в обучении, следующие современные педагогические технологии:

2. Технология «Портфолио». На уроках истории портфолио – это папка творческих работ ученика или группы учащихся, одна из форм проведения письменной рефлексии. Приучить учащихся к составлению портфолио представляется достаточно трудной задачей. Составление портфолио является добровольной деятельностью среди учащихся. Внешне

портфолио выглядит как набор творческих работ учащихся. Из всего многообразия приемов, используемых на уроках истории, учащимся предлагается выбрать самые любимые и оформить в папку творческих работ. Приемами, методами данной технологии можно считать следующие – толстые и тонкие вопросы, синквейны, кроссворды, творческие задачи, А знаете ли Вы, что…, незаконченные предложения, кластеры, схемы, исторические сказки, сообщения, рефераты и т.д. Оценивание работ проводится на уроках, выставках, конкурсах. [19]

3. Технология «Дебаты». Представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса. Окончательное решение этого вопроса и вырабатывается в ходе дискуссии. Для успешного ее ведения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения, иметь собственное мнение по данному вопросу. [ 12 ]

4. Технология «Круглые столы». Представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Участвуя в круглом столе, обучаемый высказывается от первого лица. Проблемы, обсуждаемые за «круглым столом», могут быть весьма разнообразными: социальными, страноведческими, морально-этическими. Участие в круглом столе требует от учащихся достаточно высокого уровня владения языком и наличия определенных знаний по проблеме. [ 10 ]

практических заданий с обязательным представлением результатов. Применение проективной методики на уроках истории и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.[20]

а) Интерактивные технологии организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися знаниями и умениями.

б) Интерактивные технологии позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника.

в) Интерактивные технологии используют социальное моделирование.

г) Интерактивные технологии основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого.

д) Интерактивные технологии свободного выбора личных решений.[8]

8. Игровые технологии. Предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта. Примерами игр может служить – деловые игры, игра «Точка зрения», игры-тренинги, театрализация и др. [ 19 ]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *