новый человек паук персонажи
Вселенная Марвел
Марвел: Человек-Паук
Aleksei Sytsevich (Rhino)
Алексей Михайлович Сицевич — преступник, известный под псевдонимом Носорог. Один из врагов Человека-Паука.
Суперзлодейка, также известная как Крэйвен-охотник III.
Тётя Мэри Джейн и лучшая подруга тёти Питера.
Anya Sofia Corazon (Spider-Girl)
Союзница Человека-паука, вначале скрывалась под именем Araña (итл. Паучиха), затем взяла псевдоним Девушка-паук.
Bart Hamilton (Green Goblin)
Дядя Питера Паркера и муж Мэй Паркер.
Benjamin Reilly (Scarlet Spider)
Афро-американский лаборант доктора Курта Коннорса, после инцидента с Карнажем, он крадет ДНК Питера Паркера и заключает сделку с ЦРУ, чтобы не сесть в тюрьму. Работая с Отто Октавиусом, помог создать пять клонов Человека-Паука.
Benjamin Richard Parker (Benjy)
Бенджи — сын Питера Паркера и Мэри-Джейн Уотсон в альтернативной реальности, младший брат МэйДэй Паркер (Девушка-паук).
Чёрный инопланетный (в некоторых версиях может быть искусственным) симбиот, разумное инопланетное существо липкой, практически жидкой формы. Подобно реальным симбиотам, для того, чтобы выжить, он нуждается в носителе, как правило, человеке. Единение с симбиотом предоставляет его владельцу сверхчеловеческие возможности. Слияние симбиота с человеком порождает сущность, известную как «Веном».
Harold Osborn (Green Goblin)
Исправившийся злодей. Сын Нормана Осборна, также лучший друг Питера Паркера и Мэри Джейн Уотсон. После того как ввел себе сиворотку ОЗ, стал существом известный как Хобгоблин (англ. Hobgoblin). Он погиб от руки собственного отца, когда помогал Человеку-пауку и ЩИТ поймать Гоблина.
Gwendolyn Stacy (Gwen)
Gwendolyn Stacy (Spider-Woman)
Herman Schultz (Shocker II)
Бывший уборщик, который стал профессиональным преступником и один из ключевых членов Команды Эдриана Тумса. Шульц использует перчатки, созданные Финеасом Мейсоном на основе технологий читаури. В отличие от своего предшественника, Джексона Брайса, Герман Шульц показал себя практичным и уравновешенным, ставя бизнес выше эмоций.
Секретарь Джей-Джей Джеймсона и друг Питера Паркера.
Богатая молодая женщина с некоторыми псионическими способностями о которых она не подозревала.
Студентка, с которой Питер некоторое время встречался, но после его исчезновения их отношения прекратились. Позже у неё нашли легкую шизофрению, обостренную её верой в то, что Паркер является Человеком-пауком, но с помощью Питера ей удалось преодолеть это и она уезжает из Нью-Йорка с новым парнем.
Janine Godbe (Elizabeth Tyne)
Возлюбленная Бена, жила с ним несколько месяцев в течение её «утерянных лет», пока их не разлучил Каин. Они воссоединились после того, как Бен стал Человеком-пауком, но снова разошлись
Джей Джона Джеймсон — редактор «Дейли Бьюгл», одной из популярнейших газет Нью-Йорка, а также суровый босс Питера Паркера.
Jackson Brice (Shocker II)
Член преступной группы Эдриана Тумса, использующий технологии читаури. Был слишком экспрессивен и Тумс его «сократил», передав оборудование Шокера Герману Шульцу.
Фотограф, дочь грабителя, убившего дядю Питера.
Jessica Miriam Drew (Spider Woman)
Первая Женщина-паук (англ. Spider Woman). Джессика Дрю бывшая убийца из организации Гидра и агент Щ.И.Т.а, в настоящее время является членом Мстителей и агентом В.О.И.Н.а.
Капитан Нью-Йоркской полиции. Помогала Человеку-Пауку в поисках преступников, однако на самом деле она тайно работала на Кингпина. Погибла от рук Карателя.
Joe Robertson (Robbie)
Ранее редактор, позже издатель «Дейли Бьюгл» после ухода с поста Джоны Джеймсона, ставшего мэром.
Доктор Джонатан Онн был учёным работающим на Кингпина, которому было поручено воспроизвести способности Плаща. Однажды поздно ночью, ему удалось создать межпространственный портал. Однако, из-за того что энергии для стабильной работы портала не хватало, он начал мерцать и дестабилизировать. Боясь потерять свою уникальную возможность, Джонатан прошёл в портал. Он очнулся в другом пространстве, которое принял за тёмное измерении Плаща. Вскоре Джонатан понял что из-за сбоя в портале он попал в другое измерение, состоявшее из бесконечного количества порталов. Он нашёл портал забросивший его в это измерение и смог выбраться обратно на Землю. Вернувшись в свою лабораторию, Джонатан подвергся радикальным изменениям. Порталы из другого измерения стали чёрными пятнами, покрывшими всё его тело. Джонатан решил, что теперь обладает невероятной силой и способен победить любого человека в битве. Когда Человек-паук и Чёрная Кошка решили противостоять Кингпину, они встретились с Джонатаном, который представился как Пятно. Услышав это прозвище, Человек-паук рассмеялся. В конечном счёте, Пятно атаковал их и победил. Позднее во время второй битвы с Человеком-пауком, Пятно проиграл не сумев удерживать достаточное количество порталов в качестве оружия
Johnathon Ohnn (Spot)
Доктор Джонатан Онн был учёным работающим на Кингпина, которому было поручено воспроизвести способности Плаща. Однажды поздно ночью, ему удалось создать межпространственный портал. Однако, из-за того что энергии для стабильной работы портала не хватало, он начал мерцать и дестабилизировать. Боясь потерять свою уникальную возможность, Джонатан прошёл в портал. Он очнулся в другом пространстве, которое принял за тёмное измерении Плаща. Вскоре Джонатан понял что из-за сбоя в портале он попал в другое измерение, состоявшее из бесконечного количества порталов. Он нашёл портал забросивший его в это измерение и смог выбраться обратно на Землю.
Впоследствии был известен как злодей Пятно, позже сменивший амплуа и ставший героем.
Dmitri Smerdyakov (Chameleon)
Самый первый суперзлодей Человека-паука в комиксах.
Все злодеи киновселенной Человека-паука: от худшего к лучшему
Выход в кинотеатрах анимационной ленты о Человеке-пауке навевает редакции приятные и не очень воспоминания о шести предыдущих экранизациях приключений супергероя. У нас не оказалось настроения начинать войну обсуждением «кто же лучший Питер Паркер?», а решили проранжировать всех противников персонажа.
Скажем сразу, несмотря на 9 позиций, нужно понимать, что между первой тройкой и остальными находится пропасть, которую преодолеть может не всякая птица. Начнем.
Ящер/ Курт Коннорс
В комиксах о Человеке-пауке Ящер зарекомендовал себя как один из самых популярных антагонистов. Возможно дело в том, что перед нами довольно классический пример ученого, чей эксперимент (также как и ум) вышел из под контроля. Тем не менее, в перезапуске франшизы от Марка Уэбба роль доктора Коннорса исполнил талантливый Рис Иванс и это, пожалуй, единственный плюс данного злодея.
Согласно комиксному канону, Коннорс становится ментором и некой отцовской фигурой для юного Питера Паркера, изучает трансвидовую генетику, ходит без одной руки… Правда в этот раз в качестве штатного работника корпорации Oscorp. Впечатляющих сцен столкновения Ящера и Человека-паука здесь практически нет, зато в глаза бросается бедный CGI и совершенно «мультяшный» облик Ящера, как будто из «Черепашек-ниндзя». Сам же Коннорс похож на плохо проработанную версию Нормана Осборна из «Человека-паука» Сэма Рэйми.
Песочный человек/ Флинт Марко
Начнем с того, что третья часть «Человека-паука» это наглядная картина хаоса и абсурда. Так что решение внезапно сделать Флинта Марко настоящим убийцей дяди Бена — лишь одно из многочисленных весьма нелогичных сценарных решений. Тем не менее, теперь у Паркера был повод ненавидеть Марко, а у авторов — возможность ввести в фильм Песочного человека, с которым Спайди сражался в комиксах уже много лет.
Сендмен в исполнении Томаса Хейдена Черча мог бы стать памятным антагонистом в истории экранизаций «Человека-паука». Уникальные способности и предыстория персонажа, связанная с поиском дочери, давала Флинту дополнительную глубину. Однако у героя Черча критически мало экранного времени в фильме, а его причастность к сюжетной арке Питера такая условная, что при наличии в этой же ленте Венома и Гоблина-младшего, Песочный человек оказался чуть ли не самым необязательным персонажем.
Электро/ Макс Диллон
Фильм: «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (2014)
Лысеющий и социофобный Джейми Фокс. Как оказалось, это уже может быть хорошим черновиком для комедии. Психологические проблемы героя должны были придать ему глубины — невзрачный и одинокий человек становится жертвой обстоятельств и марионеткой из-за слабых навыков социализации. Классика драматического дела. Проблема в том, что Диллону отвели слишком мало экранного времени из-за чего его история превратилась в несколько прыжков, которые очень слабо связаны логически.
Но главное — куда смотрели продюсеры, когда утверждали облик злодея? Синий герой? Синий светящийся изнутри Джейми Фокс? Серьезно? CGI в этом случае никак не улучшал ситуацию, сделав все только хуже. Искаженные черты лица актера никак не помогали в крупных планах, а на общих он сливался с окружающим его электричеством. Единственное хорошее, что осталось после героя — это интересная электронно-инструментальная тема персонажа от Ханса Циммера.
Гоблин-младший/ Гарри Осборн
Фильм: «Человек-паук 3: Враг в отражении» (2007)
У Джеймса Франко было предостаточно времени, чтобы раскрыть своего персонажа во франшизе Сэма Рэйми. Как результат, Гарри Осборн в его исполнении получился вполне противоречивым, запутавшимся и даже слегка гамлетовским. Его отношения с Питером Паркером, согласно комиксам, прошли много испытаний, а постоянные попытки получить признание отца еще в первом фильме подвели Осборна к третьей части как многоуровневого антагониста.
Но когда дело дошло до костюма Гоблина, амплуа мерзавца и мастера интриг, то игра Франко начала смахивать на гротескную карикатуру. Возможно дело в том, что у Джеймса не достаточно зловещая внешность, а возможно проблема опять таки в сценарии, согласно которому его в определенный момент лишают памяти в лучших традициях мексиканского сериала. В конце концов, этому Гоблину пришлось соревноваться с Гоблином-старшим в исполнении инфернального Уиллема Дефо. Еще никому не удавалось переиграть инфернального Уиллема Дефо.
Веном/Эдди Брок
Фильм: «Человек-паук 3: Враг в отражении» (2007)
Веному катастрофически не повезло – режиссер третьего «Спайдермена» Сэм Рейми давно недолюбливал персонажа и даже не собирался включать его в историю, пока не настояла студия. Результат вмешательства продюсеров очевиден – вместо того, что раскрыть любимого персонажа множества поклонников комиксов, сюжетная линия Венома просто показывает, что он есть, скользкий и шумный.
Конечно, главная беда антагониста в исполнении Тофера Грейса – то, что он получился недостаточно устрашающим. Вместо мускулистого и сверхъестественно сильного злодея мы получили щуплую пародию на Венома из комиксов. При этом за тот небольшой промежуток времени Брок получил неплохую историю, которая умудрялась и Питера Паркера выставить в негативном свете, и какую-никакую мотивацию герою выписать. Достойный результат, как для «нежеланного гостя в сценарии».
Зеленый Гоблин/ Гарри Осборн
Фильм: «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (2014)
Саша Рынк
Критики явно невзлюбили второго «Человека-паука» с Эндрю Гарфилдом, зато сюжетная линия Зеленого гоблина тут точно одна из лучших среди всех экранизаций комиксов о Питере Паркере. Гарри Осборн в исполнении Дэйна ДеХаана получился одновременно зловещим и харизматичным, а его взаимодействия с Питером Паркером неплохо передают ту динамику между героями, которая была в комиксах.
В отличие от Гарри Джеймса Франко, который довольно быстро (и без внятных объяснений) превратился из друга Питера в зловещего антагониста, персонаж ДеХаана получил продуманную и плавную эволюцию. С другой стороны, не всегда можно поверить в то, что неизлечимая болезнь может превратить странноватого, но вполне приличного парня в агрессивного и решительного злодея. Спишем все на мутацию.
Новый человек паук персонажи
Я уже сравнивал версии Рейми и Уэбба три года назад, но чтобы не гонять вас по ссылкам, просто перенесу все самое важное сюда, добавив новые аспекты и примерив весь список на новичка в тесной компании кинопауков – Тома Холланда.
Все режиссеры экранизаций были фанатами комиксов Спайди, но проблема в том, что этих комиксов тысячи, а писали их десятки разных авторов, каждый из которых представлял свое видение героя. Поэтому два человека, заявляющие о любви к Пауку в комиксах, необязательно говорят об одном и том же Паркере, скорее всего, образы Спайди для них абсолютно разные, несмотря на то, что источник тот же.
И я говорю не про альтернативные вселенные – даже в основном онгоинге Питер взрослел, проходил через разные стадии своей жизни и сильно менялся, не выходя за рамки одной версии. Любить Паркера-школьника или Паркера-владельца компании – не одно и то же. Сдается мне, эти три режиссера любят комиксы Питера каждый за свое, учитывая, сколь различные срезы героя они взяли за основу своих протагонистов.
Плюс в этом разнообразии рождается и проблема недостижимого идеала – когда ты собираешь образ персонажа из сотен разных источников и вариаций, суммируя в голове все удачное и сильное, что было в разных версиях, ни одна из версий, взятых отдельно, не может дать тебе тот комплексный результат, что ты создал у себя в голове. Каждой чего-то да не хватает.
Например, вы можете назвать идеального Джокера? Какую-то конкретную историю, которая подала его так мощно и точно, что не к чему придраться? Да, Джокер Леджера был великолепен, но он даже близко не каноничен и не отражает ряд черт персонажа, которые тоже очень хочется в нем видеть. То же касается и версии Хэмилла в серии игр Arkham, и Джокера Скотта Снайдера в комиксах.
С Пауком та же история, идеального не найдешь, ни одна версия не дает всего и сразу, только по частям, что-то теряя в остальных аспектах.
Поэтому идеального кинопаука не существует, все самое сильное и интересное об этом персонаже, что накопилось за 45 лет, уже попросту не уместить в одном герое, одной истории. Можно попробовать посчитать, кто сколько ключевых для Паркера аспектов перенес на экран лучше всего, но главным всегда останется одно – какие из них важны лично для вас. Тот Питер и останется для вас лучшим – навсегда.
Протокостюм
Первые костюмы, собранные наспех из обычной одежды, выглядят довольно ужасно во всех версиях, но в том и состоит их задача. В первых комиксах никакого протокостюма не было, Паркер сразу сделал себе «тот-самый», а как и почему именно такой, не обсуждалось.
У Тоби были синие треники, красная толстовка с пауком, велоперчатки и лыжная маска. Все предельно правдоподобно – такое подобие костюма может сварганить кто угодно. И при этом, образ более-менее напоминал то, что получится в итоге.
У Гарфилда костюма как такового не было, была лишь маска, дизайн которой он срисовал с удобно подвернувшегося постера некого реслера. Но она уже была красной и облегающей, а глаза, сделанные из линз солнечных очков, затем перекочевали и на основную маску. Опять же, ничего сложного, но мотивация такого дизайна не совсем понятна. Если он просто хотел скрыть лицо, можно было обойтись и вариантами попроще. Если хотел запоминаться и даже пугать – вариант тоже не слишком очевидный.
Холланд обладает, как мне кажется, самым странным костюмом. Он похож на вариант Тоби – тоже треники, толстовка с капюшоном и логотипом паучка, но в этот раз без рукавов. Штаны при этом заправлены в ярко-красные гольфы, которые больше напоминают сапожки Супермена, плюс перчатки «паучьей» расцветки без пальцев. Самое странное – это глаза, в маску вмонтированы некие кустарные белые линзы, непонятно зачем. Чем они помогают, неизвестно.
Основной костюм
На мой взгляд, костюм Тоби был хорош, и точно повторял привычный всем дизайн из комиксов, но выглядел слишком уж ярко и неестественно, он какой-то карнавальный, резиновый.
Дизайн костюма Гарфилда слишком пытался выделиться и в результате не везде попал. Он темнее и тоньше, выглядит более естественно и уместно, но все эти «спортивные» стрелочки и молнии красными вставками, эти непривычно маленькие черн0-золотые глаза из солнечных очков… Логотипы на груди и спине, впрочем, отличные, да и общий силуэт вышел более грозным, контрастным, впечатляющим.
И все же, именно костюм Гарфилда из второго фильма пришел к нужному балансу. Глаза стали большими и белыми, идеально отражающими оригинальный вид паучьей морды, вернулся красный «пояс», ушли дурацкие излишества на предплечьях, рисунок паутины стал проще и отчетливее. Плюс и в том, что он облегал и подчеркивал фигуру актера, а не навязывал собственный силуэт, как с Тоби.
В общем, вернулись к оригиналу и стало совсем хорошо. Удачный дизайн вкупе со зрелищным вступлением сиквела, где нам дают почувствовать Нью-Йорк с высоты паучьего полета, дает ощущение попадания в десятку.
Костюм Холланда от Тони Старка раздражает уже тем, что делал его не сам Паркер. Даже дизайн этот, получается, не его работа. В общем и целом, костюм неплох, вот только он выглядит компьютерным даже в тех сценах, где он настоящий.
Еще дизайнеры в фильме Рейми жаловались на то, что красный в сочетании с черной сеткой заставляет ткань выглядеть мыльной, поэтому они и пришли к серебряной паутине, толстыми линиями покрывающей костюм, она позволяла ему сохранять ощущение объемности и четкости.
У Marvel же кто-то решил на это забить и в результате мы имеем немного пластмассового Паука. От электронных глаз с жирнеющей обводкой я тоже до сих пор не в восторге, хотя как новшество для разнообразия – уже что-то.
И все же, я жалею, что ни первый, ни второй костюм от Старка не напоминает «Железного паука», которого он сделал для Паркера в комиксах «Гражданская война». Я понимаю, что тогда мы получили бы совсем непривычного Спайди (костюм был красно-золотым и имел 4 дополнительные механические ноги, сближая Паркера с Октавиусом), но хотя бы второй костюм можно было сделать и более похожим, а он ближе к облачению Паука 2099 на мой взгляд.
При этом, что странно, в обеих киноверсиях костюмов от Старка не чувствуется их «айронменистость» – никаких тяжелых элементов, брони, ничего, что по идее, сделал бы Тони.
Все его супер-технологические навороты каким-то образом уместились в тонкую ткань. Если он достиг такой миниатюризации, что ж его костюмы по-прежнему такие толстые и неповоротливые? Впрочем, Дауни обещал, что его новая броня в следующем фильме будет чем-то абсолютно новым. Посмотрим.
Да, я бы предпочел, чтобы классический дизайн костюма Паркер сделал бы сам – на замену подарку Старка, от которого ему рано или поздно нужно будет отказаться. Но тогда мы бы получили его слишком поздно, вот и выходит, что необходимость Спайди иметь в первом фильме классический костюм и идея дать ему продвинутый продукт Старка смешались в довольно странный компромисс.
Кастинг
Рейми
Первое, что намекает нам на то, как режиссер видит своего персонажа – это кастинг. Он уже может подсказать, какие качества тот ищет в актере, играющем его. Самое очевидное, что бросается в глаза при взгляде на Тоби – его безобидность. Детское лицо, стеснительная улыбка, которая вызывает желание пожалеть его и утешить. Первый звоночек: Рейми хочет, чтобы его Паркер вызывал прежде всего… сочувствие.
Родители мертвы, в школе его презирают, дядя погибает по его вине, а получение супер-способностей не облегчает, а лишь многократно усложняет его жизнь. Он не просто невезучий, он практически Иов на гноище – испытуемый богом праведник, на которого обрушиваются все возможные несчастья. Облокачивается на машину – воет сигнализация, берется за ручку – отваливается, доставляет пиццу – опаздывает. Пожалейте ущербного.
Магуайр – типичный хороший парень. Он должен нравится девочкам, потому что милый, а парням – потому что они не чувствуют себя рядом с ним убогими, как рядом с Бредом Питтом. Дружелюбный сосед человек-паук. Замечательно.
Паркер Тоби крайне зажат, у него очень скованные движения, бедная пластика. Он скорее коренаст нежели атлетичен, ему сложно говорить с людьми, и он чаще всего молчит даже с близкими. Внимание, вопрос: это сильно напоминает вам Паркера из комиксов и сериалов?
Создается впечатление, что Рейми собирался делать максимальный упор на контраст: вот мы видим неуклюжего неудачника, неспособного заговорить с людьми и грациозного как корова, но всего один волшебный укус и вуаля! Паук – полная противоположность Паркера. Каждое его движение грациозно и эффективно, он шутит в пылу сражения и осыпает врагов подначками, он смел и уверен в себе.
Контраст между Паркером и Пауком вышел у Рейми таким сильным, что фактически разрывает персонажа надвое.
Вот мы видим увальня Питера, он движется зажато, словно стесняясь костюма, а потом прыжок – и моментальное перевоплощение в бога грации. А все потому, что в момент прыжка Тоби заменяет компьютерная модель.
Это одна из самых больших проблем трилогии – невозможно поверить, что под маской этого компьютерного паука – герой Магуайра. Профессионального атлета, танцора, бойца будет видно уже по тому, как он сидит, как он идет, берет кружку со стола. И человек, способный броситься в горящий дом, чтобы спасти кого-то, не может оставаться таким же робким в общении с людьми – сила характера, закаленного опасностями и близостью смерти, должна проявиться и в обычной жизни. Этого в Тоби нет совсем, мы не видим, что супергеройство сильно меняет и закаляет его, давая другое восприятие мира, позволяя смотреть на бытовые проблемы более отрешенно и спокойно.
Уэбб
Помимо того, что Эндрю – прекрасный актер, работавший с Терри Гильямом, Спайком Джонсом, Мартином Скорсезе и Дэвидом Финчером, его телосложение больше походит на таковое у привычного нам Паркера, а физическая подготовка впечатляет больше, чем у Тоби.
Одним из больших плюсов перезапуска стало увеличение доли реальных трюков, ведь Рейми практически все делал графикой. Если вы смотрели материалы со съемочной площадки Уэбба, то видели, что далеко не все трюки в фильме делает каскадер – Гарфилд брался за большинство сцен сам, крутя сальто, летая на паутине и лазая по стенам, причем даже в тех сценах, где Паук в маске и актера от каскадера отличить было бы невозможно. Проблемы раздвоения персонажа, которая была у Магуайра, здесь нет, Паркер и паук – один человек и в том, кто под маской, не возникает никаких сомнений.
Эндрю лучится не безобидностью, а харизмой, чуть пафосной отрешенностью и погруженностью в себя.
Да, можно сказать, что он выглядит слишком смазливым, хипстоватым и уверенным в себе для Паркера, но на мой взгляд нюансы его образа в фильме заменяют это первое впечатление на более комплексное. Поэтому даже те, кто ругают дилогию Уэбба, обычно оговаривались, что Спайди из Гарфилда все же получился на совесть.
Уоттс
Несмотря на все мои придирки к фильму, в адрес Тома Холланда я не могу сказать ничего плохого. Это по концепту – улучшенная версия Гарфилда. Тоже британец, тоже хороший актер и еще более крутой атлет, вот только вдобавок – еще и действительно молодой Питер, а не играющий школьника двадцативосьмилетний лоб. Гарфилд в «Молчании» окончательно доказал свой актерский талант, у Холланда столь мощных ролей еще не было, но у него все еще впереди. Ему всего 21.
Из Тома вышел хороший Паук, который мог получиться и вовсе великолепным, если бы ему дали хоть какие-то сложные эмоциональные сцены, позволили нам почувствовать его версию героя по-настоящему. Как бы то ни было, вины Холланда тут нет – с тем, что было, он справился на все сто.
Его Спайди излучает энтузиазм, это главная фишка его версии. Молодой Питер, который искренне прется от крутых вещей, которые с ним происходят. Именно эту жизнерадостность Том и воплощает лучше всего.
Характер
Паук в комиксах всегда был сильным. Несгибаемым, неунывающим, несмотря на ад вокруг него. Об этом и есть его история – человеку досталась сверхчеловеческая сила, а с ней и сверхчеловеческая ноша. Может, физически он и обладает пропорциональной силой паука, но вот душевной силы ему никто не добавлял. Ему приходится справляться с нечеловеческой нагрузкой все теми же нервами, терпением, надеждой, что и нам с нашими простенькими проблемами. Вокруг него умирают люди, страдают близкие, он постоянно подводит друзей и коллег из-за того, что кому-то еще нужна помощь паука.
Рейми
Режиссер первой трилогии, видимо, не увидел этого в комиксах, которые так любит, потому что его Питер – откровенный размазня. Он начинает смелеть только под воздействием симбиота, но почему-то превращается в полного козла. Словно больше никаких промежуточных вариантов не существует, лишь крайности: либо смиренный мученик, подставляющий другую щеку, либо бессовестная свинья, унижающая любимую девушку при всех.
Паук Магуайра пугает меня. Я не вижу человека с жесткой моральной базой, я вижу незрелого и невротичного подростка, который поступает правильно из-за чувства привычки, вины и жажды одобрения. Он просто не может быть тем, за кого себя выдает – ни грациозным пауком, ни несгибаемым Паркером. Оттого налет фальши на всем происходящем на экране становится еще ощутимее.
Паркер у Рейми тянется к людям, пытается вписаться в общество, переживает из-за отношения к себе, чуть не падает в обморок, пытаясь заговорить с ЭмДжей.
Он хочет признания, популярности, уважения, хочет стать частью группы, быть принятым. Это прослеживается и позже в его опьянении славой Спайдер-мена: люди организуют парад в его честь, а он готов целовать незнакомку на глазах всего города и собственной девушки. Питер чувствует себя богом.
Рейми показал нердов как изгоев, которые рады бы тусоваться со всеми, но с ними никто не дружит, и поэтому они уходят в книги, комиксы, учебу и становятся теми самыми кандидатами наук, неспособными при этом разговаривать с девушками без заиканий. Но при малейшем признаке внимания они теряют голову и ведут себя, как полные отморозки.
Уэбб
Паркер Гарфилда– абсолютная противоположность. Он интроверт, ему плевать на других. Он не ищет ни общения, ни одобрения, он гораздо равнодушнее к тому, как его воспринимают окружающие. Девушка хвалит его фото? Любопытно. Он польщен, но инфаркта нет. А, все это оказалось ради ее парня? Довольно унизительная ситуация. Он расстроен, но не разбит вдребезги. Через пару секунд он выкинет это из головы.
С его самооценкой все в порядке. Он не общается с людьми не потому, что они считают его лохом, а потому что ему неинтересно. Он уходит в себя не вынужденно, ибо никто с ним не общается, а по своей воле. Он одиночка.
Уоттс
Паук Холланда не склоняется ни туда, ни сюда, он обычный. До странного обычный подросток. Этот Питер не изгой в школе, он состоит в разных кружках и более чем успешен в них. Его называют самым умным в классе, моментально возвращают в команду Декатлона, не обвиняют позже в том, что подвел команду. Он больше похож на суперзвезду школы, а не на изгоя.
Учитывая, сколько всего сходит ему с рук без последствий, «удача Паркера» в случае Холланда меняет значение на противоположное – он и впрямь любимчик судьбы.
Ему не везет в нелепых мелочах, создающих комический эффект, но от крупных проблем судьба оберегает его как зеницу ока.
Более того, у некоторых возник вопрос, за что этот Флэш вообще может получить какую-либо популярность. Да, у него явно богатые родители, но помимо этого – ни харизмы, ни атлетических талантов, ни мозгов (в кружке он запасной), даже чувство юмора и то ужасное. Все, что он смог придумать в отместку Питеру это Пенис Паркер? Серьезно? Если он метит на роль школьного клоуна и саркастичного весельчака, ему стоит серьезно поработать над материалом.
К сожалению, о Паркере мы узнаем на удивление мало из этого фильма. Что он любит, чем интересуется. Питер собирает лего, не упоминает увлечения фотографией, а больше мы о нем и сказать-то ничего не можем. Это, безусловно, огромный минус для сольного фильма, который должен стать ориджин стори новой версии Спайди.
Мораль
Мы знаем, что Питер в комиксах – обладатель исключительного морального компаса. Несмотря на все свои лишения и неудачи, он не сгибается под их натиском, не ожесточается, не забывает о проблемах других. Даже если они встречают его самопожертвование насмешками, жалобами, страхом и неблагодарностью.
Рейми
Паркер Тоби вроде как подходит под описание. Он святой мученик, добрейший человек, ни грамма эгоизма, он выкидывает жизнь в трубу ради защиты города. Вот только лишь до определенного момента. Затем он решает выкинуть костюм и забыть о проблемах других людей.
Помните шикарный момент, когда он проходит мимо подворотни, где избивают человека, вздыхает, заставляет себя повернуться и уйти? Самое страшное, что, доверяя фильму, мы не ощущаем весь ужас этой сцены, нас не передергивает.
Мы испытываем облегчение Питера, радуемся его силе воле, верности своему решению, мы гордимся им как алкоголиком, прошедшим мимо пивной.
Но ведь для того, чтобы помочь тому бедняге не нужно было быть Человеком-пауком, достаточно было просто быть человеком. Необязательно влезать в костюм, бить нападающих – достаточно просто покричать, привлечь внимание, позвонить в полицию, отвлечь. Это идеальный пример того, что зло процветает, когда праведные бездействуют. Еще разок – он целует другую на глазах своей девушки, причем еще и «их» поцелуем, он то бросает город ради ЭмДжей, то ее – ради города. И это все – до черного костюма, это его собственные заскоки.
Уэбб
Многим, наоборот, показался недостаточно святым Паркер Гарфилда. Он ведет себя резко с тетей и дядей, кричит на них, хотя виноват сам. Он не мучается совестью, украв молоко, потом забирает чужой пропуск в Оскорпе и позволяет охране выкинуть паренька, которому этот пропуск принадлежал, на улицу.
Питер сдает Коннорсу формулу, которую отец прятал ценой жизни – сдает лишь потому, что сходит с ума от страха. Он боится, что превратится в чудовище, если Коннорс ему не поможет. В конце концов, он бросает Гвен в самый тяжелый период ее жизни, во время похорон, из-за обещания ее отцу. Но после решает его все-таки нарушить и быть с Гвен. Потому что он ей нужен? Нет, этот период он уже пропустил. Потому что она ему нужна.
Он плюет и на ее безопасность, и на обещание данное умирающему. Во втором фильме он снова отшатывается от нее, пытаясь держать обещание, но потом все равно сдается и понимает, что не может без Гвен. Из-за чего в итоге она все-таки погибает – как ее отец и опасался.
Питер ведет себя эгоистично? Еще как. Понятно, объяснимо, человечно? Именно. И в этом секрет.
Паук Рейми метался от неправдоподобно святого до неправдоподобно мерзкого исключительно потому, что этого требовал сюжет – а это показатель отсутствия цельности персонажа. Паркер Гарфилда может быть резок, вспыльчив, эгоистичен, одержим навязчивой идеей, но это лишь заставляет нас поверить в него и еще больше уважать за то, что, в конце концов, он делает правильный выбор. Он чувствует ответственность за то, что предал желание отца и выпустил формулу в мир, а с ней – и Ящера. И решает взять на себя ответственность за эту ошибку.
Его Спайди обладает нужными моральными качествами, просто они постоянно сталкиваются с испытаниями, с давлением одной трагедии за другой, с искушением мечты о счастье, за которую Питера жестоко наказывают. Это не абсолютная константа – я герой, я буду спасать людей, это выбор, который сделать непросто и делать его приходится каждый раз заново, жертвуя конкретными вещами. Именно то, что нам показывают, чего Питеру стоит каждый раз делать этот правильный выбор, увеличивает его ценность и правдоподобность.
Уоттс
У Паркера Холланда с моралью все обстоит совсем плохо. Как бы я ни ругался на Тоби, он по крайней мере терзался вопросами выбора, приносил в жертву свои интересы, размышлял об ответственности. Это было центральным элементом его характера и истории.
О моральном компасе Холланда нам просто ничего не известно. Он получил способности и решил применить их, мы видим, что он рискует жизнью, но не уверены, понимает ли он, что находится на волоске от смерти. Может, он просто настолько молод и идеалистичен, что не соображает, чего ему может стоить его геройство. Он видит в нем приключение, вызов, игру, если хотите. Лишь пара коротких моментов посвящена тому, что его Спайди по-настоящему пугается – под завалами и при встрече с Тумзом в конце.
Но самая большая проблема связана с его мотивацией, что мы уже подробно разбирали в рецензии.
Профпригодность
Если смотреть на героев в ключе «С кем Нью-Йорк в большей безопасности», какой версии Паука вы с большей уверенностью доверили бы собственную безопасность, то свое восприятие трех Паркеров приходится несколько переосмысливать.
Рейми
Спайди Тоби нестабилен. Он не может решить свои вполне человеческие проблемы, обеспечить семью стабильным заработком, с ним постоянно случаются какие-то нелепые неудачи, все это влияет и на его супергеройскую карьеру.
Уэбб
Паук Гарфилда тоже не слишком надежен. Он одержим личными проблемами, случающиеся одна за другой трагедии ломают его. И все же, когда он оказался нужен городу, он надел костюм и вернулся, чтобы остановить Рино. Причем вернулся таким же позитивным, дурашливым и энергичным, каким его помнили – мы осознаем, чего ему стоило найти в себе силы снова сделать это. Возможно, помогли слова отца из вырезанной сцены. «Я не могу продолжать без Гвен», «Тогда возьми ее с собой. Мы теперь оба с тобой говорим за мертвых».
С Гарфилдом можно быть уверенным, что если он не появится, это случится не потому, что Паркер опаздывает, доставляет пиццу или разводит нюни, у него будет веская причина, которую можно принять. Возможно ли требовать большего?
Его Питера, впрочем, изначально не пытались показать как безупречного героя, воплощение добродетели. Он и не неудачник, вечно поскальзывающийся даже на сухом месте. История этого Питера концентрируется на трагедии, на человеке, который потерял родителей (и в этой версии ему совсем не плевать на это), дядю и любимую женщину. Коннорс мог стать ему близким другом, коллегой, вместе с которым они бы изобрели что-то потрясающее, отчасти заменить отца – но он становится его врагом. Гарри был его другом, Электро – фанатом, он теряет и их обоих.
В его жизни остается лишь тетя Мэй, с которой они никак не могут сблизиться достаточно. Могли остаться еще внезапно оказавшийся живым отец и Мэри Джейн, но их обоих вырезали из фильма и, получается, из канона этой франшизы. И все же, он способен найти в себе силы двигаться дальше и прийти на помощь тем, кого еще можно спасти.
Уоттс
Паук Холланда, впрочем, в этом аспекте затмевает всех конкурентов, ведь можно написать целое эссе на тему того, что его Паук – и есть главный злодей «Возвращения домой». Он не хочет плохого, но его добрыми намерениями точно можно вымостить дорогу до ада и обратно. Именно его действия ставят под угрозу жизни людей – и ничьи больше.
Стервятник – не маньяк и не убийца. Он просто крадет технологии и продает их бандитам. Но даже они не идут захватывать власть или расстреливать народ на улице. Они грабят безлюдный банкомат.
Не вмешайся Питер – они бы забрали деньги и ушли, а из-за его появления в результате взорвали закусочную и чуть не убили ее владельца. Это как минимум, а ведь могло пострадать еще больше народу.
Далее Питер берет инопланетную батарею и вместо того, чтобы обращаться с ней осторожно, как ученый, молотит по ней молотком, а его друг протаскивает ее в людное место, где она и взрывается. Питер мог угробить своего друга, одноклассников, других посетителей монумента и его работников, не говоря уже о разрушении исторического памятника.
Вместо этого наш Спайди начинает с ними сражаться, разнося паром и чуть не утопив его со всеми пассажирами. В трейлере его склеивание корабля смотрелось героически, пусть и вторично после поезда Тоби, но контекст все меняет. Оказалось, Паук спасал людей от последствий собственных неуклюжих действий. И спасти-то в одиночку так и не смог, не появись Старк – паром бы затонул и куча пассажиров отправилась бы на дно вместе с ним.
Ну и естественно, в конце, до вмешательства Питера Стервятник просто хотел стащить оборудование Старка и свалить – самолет бы не пострадал, долетел бы целехонький, пропажу вещей могли даже не сразу обнаружить. Вместо этого появляется Паук и самолет падает на город. К счастью, он рухнул не на жилые районы, но ведь мог упасть и на них, хоть на дом самого Паркера – если бы он не додумался или не успел совладать с закрылками.
Минимум трижды Паркер ставил в опасности жизни ЛЮДЕЙ спасая ВЕЩИ. Мы не видим, чтобы людям в этой истории грозила какая-либо опасность ДО появления Паука.
Семья
Рейми
В оригинальной трилогии ей посвящена значительная часть хронометража. Диалоги с дядей Беном и тетей Мэй остаются в памяти, как ключевые для фильма и для нашего героя. К сожалению, сейчас они воспринимаются уже по-другому лично для меня. Это сцены мелодраматичные, жутко затянутые, плохо написанные, поставленные и сыгранные. Если присматриваться, трилогия превращается даже не в мыльную оперу, а в пародию на нее.
Они по большей части сняты в две статичные камеры, попеременно показывающие крупным планом лицо собеседника Тоби (тетушки, ЭмДжей, Гарри), который жалуется ему на него же, потом бедного Тоби. И это мучительно, потому что на экране десятки секунд только его лицо. Он ничего не говорит и лишь отчаянно пытается отыграть «я так хочу тебе признаться, но не решаюсь». И это происходит каждый раз.
Рейми не берет камеру в руки, не пытается поставить сцену по-другому – он раз за разом дает одни и те же отвратительно написанные диалоги, где актеры стоически пытаются найти, что им играть, как оживить этот мертвый текст.
Да, многие смеялись над нелепой сценой хныкающего Паркера на мосту в третьей части, но почему-то никто не заметил, что абсолютно все сцены в трилогии, призванные быть драматичными, сняты так же, и на самом деле не менее нелепы.
Даже вторая часть, считающаяся лучшей, при пересмотре оказывается на 90 процентов состоящей из этих сцен, которые невозможно не перематывать. Все хорошее: драка в банке и на поезде – происходят ближе к концу, что, видимо, и запоминается впоследствии.
И все же, эти сцены работали, они вызывали сочувствие и трогали за живое, поэтому я не собираюсь сбрасывать из со счетов. Они были искренны в своей опереточной фальшивости каким-то магическим образом, и эта искренность добиралась до нас через все вышеперечисленное. И главное – они были. Рейми делал акцент на отношениях Паука, Бена и Мэй, что позволило заземлить героя и дать нам понять его.
Уэбб
Паук Тоби совсем не помнит родителей и очень редко упоминает их, его семья – это Бен и Мэй, они полностью заменили ему мать и отца. Паук Гарфилда же постоянно думает о Ричарде Паркере, Питеру не хватает его. Он получает заботу и внимание от дяди и тети, но отец всегда был для него фигурой загадочной и волнующей – все его секретные проекты, аура великих открытий и важных изобретений – все это не отпускает Питера. Отец для него не просто родитель, а некий идол, загадочная и манящая фигура, образец для подражания.
Посмотрите, с каким трепетом он касается его портфеля, почти ритуально раскладывает на полу каждую мелочь, принадлежащую отцу. Как выкидывает свои контактные линзы лишь бы надеть его очки.
Это не просто сентиментальность – это желание понять эту личность и стать им. Для меня эти сцены по-прежнему остаются самыми трогательными и сильными в дилогии.
Уэбб пытался сделать свою франшизу максимально непохожей на фильмы Рейми и зачастую это приводило к довольно неудачным решениям. Линия с родителями Питера тоже забрела в какие-то странные места в сиквеле – с потайной лабораторией в поезде, с избранностью Питера и так далее, но вот сама одержимость Паркера своим отцом – это было свежо и сильно.
Отношения с тетей и дядей, впрочем, тоже показаны отлично. Версии персонажей Рейми все равно выглядят более каноничными, выжженными в мозгу, но Бен и Мэй у Уэбба были куда более настоящими, а эмоциональные сцены с ними – человечными и мощными.
Уоттс
У Холланда в этом аспекте опять прочерк, потому что о родителях его мы не вспоминаем вообще, а имя дяди Бена не упоминается в принципе. Мы получаем лишь намек во фразе Питера «Нельзя тревожить Мэй, после того что она только что пережила». Неясно, что произошло с Беном – может, его застрелили, может, он ушел к другой женщине, трактовать фразу можно, как угодно. Но если его и впрямь убили, а Питер не показывает ни признака того, насколько он переживает эту трагедию, да и сама Мэй вполне жизнерадостна – это чудовищная эмоциональная глухота.
Мэй в этой версии вообще раскрыта на удивление бедно, что странно, учитывая, что она – единственная семья Питера. Ни родители, ни Бен, экранное время не занимают – развивай не хочу. Но их разговоры с Питером не уходят дальше бытовых вопросов.
Есть и еще один крайне раздражающий момент: почему все реагируют на тетю Мэй в одном ключе: «О, она такая сексуальная»? Во-первых, сексуальная она по меркам предыдущих Мэй, те были попросту старше, то есть это мы, как фанаты, привыкшие к старушкам, воспринимаем эту тетушку как непривычно горячую, но окружающие? Мариса Томей отлично выглядит для пятидесяти двух, но все же – она не Дэйзи Ридли, не Марго Робби, почему все пускают на нее слюни? Официант в закусочной, Тони Старк, который перетрахал всех фотомоделей на свете – даже он?
Это проекция шока зрителя на персонажей мира, это само по себе плохо, но и сам факт того, что героиню так объективируют, то, что единственная черта новой тетя Мэй – ее неожиданная милфовость, это как-то стремно. Сама Мариса рассказывала о сцене, где она спасала ребенка из пожара, но не рассказала об этом Питеру, получилось, что они оба хранят секреты друг от друга – это было бы хорошим дополнением и к ее персонажу, и к динамике ее отношений с Питером, но эту сцену вырезали. Приоритеты Marvel, шутки важнее.
Бедность
Рейми
Паркер Тоби тут заметно вырывается вперед – его вечные проблемы с деньгами, работой, оплатой жилья, конкуренция с Броком, скупость Джемисона, вынужденный переезд тети Мэй – все это мы прекрасно помним.
Бедность стоит отдельным столпом в проклятии Тоби, ему вечно не везет, и постоянное банкротство лишь усугубляет все остальные проблемы, так как он не может решить их просто деньгами.
Уэбб
Спайди Гарфилда обвиняли и в недостаточной бедности. Да, у него нет машины и живут они у черта на куличках, но при этом у них более-менее приличный дом. Каких-то конкретных лишений, чего-то, что они не могут себе позволить, мы не видим. Да и родителей Паркера показывают богатыми, летающими на частном самолете и так далее. Они больше напоминают Уэйнов.
И все же, если присмотреться, заметны мелкие детали. Дядя Бен – простой рабочий, тетя Мэй работает по несколько смен медсестрой, причем это не основная ее профессия, ей пришлось ходить на курсы, значит предыдущую работу она потеряла. В холодильнике у них полно полуфабрикатов вроде замороженных макарон. Тете Мэй приходится добираться с работы больше часа – сначала пешком 12 кварталов, затем на метро. На метро в Америке ездит по большей части беднота, а уж дальность больницы от метро говорит о том, что это точно не дорогая клиника в центре.
Уэбб не устраивает комедию положений вокруг бедности Паркера, но именно нехватка наличных становится причиной смерти дяди Бена.
Помните, с чего все началось? Питер не досчитался пары центов на молоко, продавец отказался делать скидку, из-за чего Питер обозлился и не стал останавливать грабителя.
Это вариация на уже установленную комиксами связь. Еще в комиксах Питер начинал свою супергеройскую карьеру именно из-за денег, он заявился к «Фантастической четверке», чтобы присоединиться к ним, но ушел, узнав, что платить ему они все равно не будут. Питеру срочно нужны были деньги, так как он увидел, что тетя Мэй разорена, поэтому он ушел на телешоу, чтобы показывать фокусы. У Рейми Паркер точно так же ушел в реслинг, где снова из-за денег обозлился на жадного менеджера и не стал останавливать преступника.
Уоттс
Что с бедностью у Паркера Холланда? Ничего. Совсем. Да, он радуется стипендии от Старка, но любой обрадуется перспективе больших денег, свалившихся ниоткуда, особенно подросток, но нам не показывают чего-то, что Питер хотел, но не мог позволить себе до этого, а теперь с радостью покупает.
Его Паркер нормально одевается, они с тетей Мэй выходят поесть в ресторан – да, это всего лишь закусочная, но когда бережешь каждую копейку и туда ходить не станешь. В общем, этот аспект канона Спайди тоже отброшен.
Да, Холланд школьник, но и по канону Питер пытался зарабатывать уже с раннего возраста – вынужден был, он понимал, что семье не хватает денег, и это снова выводило нас на разговор о его ответственности, чувстве долга. Здесь же… вы в курсе, что набор лего «Звезда Смерти» стоит 40 тысяч рублей? Да, это набор Нэда, но все же. У самого Паркера в комнате полно игрушек по «Звездным войнам», тоже не дешевых.
Очевидно, что Гарфилд стал моим любимым Паркером и я надеюсь, что смог объяснить причины этого выбора. И все же, я понял за прошедшие 3 года, что во многом мой негатив по отношению к трилогии Рейми был вызван тем, что фанаты упорствовали в слепой любви к ней и не замечали сильных сторон дилогии Уэбба, которая пробила меня своей искренностью и человечностью.
К сожалению, фильмы Уэбба далеки от идеала – им не хватает времени, чтобы реализовать все свои элементы, часть которых навязаны студией. Они слишком темные, большинство сцен с раздражающей очевидностью снимались в павильоне, из-за чего города совсем не чувствуется. В них нет масштабности и яркости трилогии Рейми, нет их цельности и ощущения ожившего комикса.
Каким-то образом мир Рейми одновременно чувствуется и как дешевая декорация мыльной оперы и как убедительная вселенная, из которой не выпадаешь при просмотре. Это потрясающее ощущение Нью-Йорка Человека-паука так никто и не смог повторить.
Если выбирать именно лучшего Питера, я все же остановлюсь на Гарфилде. Если смотреть на самого впечатляющего Паука (то есть сцены, где Спайди в костюме), у Рейми он по-прежнему самый крутой. Постановка драк, эпичность экшена, эмоциональный слой, связь со злодеями – этого тоже никто не смог переплюнуть.
Что же остается Холланду с Уоттсом? Придется признать, что у них вышел самый цельный и работающий фильм. Да, я набрал к нему больше вопросов, чем к «Чужому: Завет» и «Трансформерам 5» вместе взятым, но эти вопросы по большей части к тому, чего в фильме не оказалось, а не к тому, что происходило на экране.
Не знаю, вышло бы у меня больше вопросов к фильмам Рейми и Уэбба, но одно точно – их дыры куда больше бросаются в глаза. Над списком ляпов «Хоумкминга» мне пришлось сидеть довольно долго, а изначально в голову не приходило почти ничего. Придраться там точно есть к чему, но одно точно – это не те дыры, из-за которых вскакиваешь с места прямо в кинотеатре. Пока смотришь саму картину они не вышибают тебя из мира фильма, Рейми с Уэббом таким похвастаться не могут, у обоих попадались моменты, вызывающие жесткие фейспалмы, затянутые сцены, нелепые притягивания за уши и так далее.
Естественно, «Возвращению домой» отходят и лучший юмор в фильме. Шутки Гарфилда и Тоби работали далеко не всегда, здесь же их куда больше, и они намного удачнее.
Ну и главное – у Холланда и Уоттса еще все впереди, вышел лишь один фильм, плюс камео в «Гражданке». Минусы их версии не фатальны, они все еще могут исправить их в продолжениях.
Вернуть на место драму, вспомнить дядю Бена или придумать нечто новое, но столь же сильное для эмоционального развития героя, проработать отношения с тетей Мэй и вырвать Питера из тени Старка. Например, если он, как в комиксах, решит, что Тони все же не прав, и уйдет к Кэпу. Паук Холланда может научиться спасать людей от опасности, которая возникла без его участия, и показать нам, на какие жертвы ему приходиться идти ради этого.
К сожалению, веры в то, что все будет идеально, у меня нет. Marvel абсолютно не умеет и не хочет делать качественную драму, предпочитая отпрыгнуть на шутку при любом намеке на действительно сильные эмоциональные моменты (об этом мы еще поговорим в отдельном материале). А без драмы Спайди не просто неканоничен, он пуст. Надеюсь, для него они все же сделают исключение.
Чтобы не распыляться, я концентрировался конкретно на сравнении протагонистов, а не на фильмах целиком, но чтобы закрыть гештальт, небольшой блиц «лучших»: