новый икс по истории

Утверждена новая концепция преподавания истории в России

На изучение XX века школе выделили два года

новый икс по истории. Смотреть фото новый икс по истории. Смотреть картинку новый икс по истории. Картинка про новый икс по истории. Фото новый икс по истории

Фото: Геннадий Черкасов

Работа над новым подходом к преподаванию истории в школе шла больше пяти лет. В ее основу профессиональное сообщество положило принцип: «Не единый учебник, а единая концепция», а центральной идеей провозгласило: «История должна быть фактором консолидации общества, а не раскола»,- рассказал один из «отцов-основателей» концепции, научный руководитель Института Всеобщей истории РАН Алексагдр Чубарьян. И это определило многое.

Концепция включает указание обязательных тем, которые должны изучаться в каждой школе. Однако «трактовка этих тем будет зависеть от учителя,- подчеркнул Чубарьян.- Ведь в сегодняшнем мире школьный учебник — далеко не единственный, а, возможно, и не основной источник знаний для школьников. Это. скорее, навигатор, позволяющий лучше ориентироваться».

Сказанное позволяет надеяться, что тотальной стандартизации и жесткого единообразия учебного процесса, о необходимости чего не уставало твердить прежнее руководства Минпросвещения, в российских школах пока не предвидится. Зато с принятием новой концепции сделают другое: на очереди синхронизация изучения отечественной и зарубежной истории.

Нынешний временной разрыв между изучением «своей» и «чужой» истории не позволяет большинству россиян, причем, не только школьников, но и взрослых, включая специально интересующихся этим предметом, увязывать происходящее в нашей стране в тот или иной период с тем, что происходило за рубежом. Знаете ли вы, например, что было в Англии во времена Ивана Грозного или хотя бы, кто там правил? (Подсказка — королева Елизавета). И так — за какую историческую эпоху ни возьмись, что не позволяло верно оценивать ни сути происходящего в нашей собственной стране, ни реальных темпов ее развития на том или ином этапе.

Грядет и другое важное изменение. Нынешнюю, концентрическую систему преподавания истории России (т. е. с повторением всего курса заново в 10-м-11-м классах) сменит линейное, то есть, без повтора по второму кругу. Это высвободит для образовательного процесса сразу два дополнительных года — в 10-м и 11-м классах. И отдадут образовавшийся временной резерв под изучение одного из самых сложных и противоречивых периодов истории нашей страны — истории ХХ века.

— Переход на линейный принцип наконец избавит учителей от спешки при изучении истории ХХ века,- заявил победитель конкурса «Учитель года-2018», педагог из Грозного Алихан Динаев.- Тем самым мы впервые получим возможность немного притормозить и обсудить с детьми те или иные события того периода.

Другую новую возможность педагог связывает с тем, что «Историко-культурный стандарт и концепция дают возможность преподавать историю с многоуровневым подходом: страна — регион — малая родина, а также изучать главные исторические процессы не только «по царям», но и по тому, что в это время происходит с человеком».

Кроме того, нынешний подход к истории, по словам Динаева, грешит «датоцентризмом: по моим подсчетам, только в ходе изучения отечественной истории школьник должен выучить около 400 дат, а в курсе всеобщей истории — еще около 200, то есть всего 600. А такие огромные объемы, возможно, и являются причиной того, что наши дети не любят в школе историю»!

Источник

Проблемы преподавания всеобщей истории в условиях перехода на новую модель исторического образования

Нормативные документы, влияющие на наполнение курсов истории в школе: ФГОС, Историко-культурные стандарты (ИКС) — как по отечественной, так и всеобщей истории, также нормативы ЕГЭ по истории. Эти документы формируют новую модель преподавания истории в системе общего образования. Подразумевается изменение дидактических элементов, определяющих содержание. Их (элементов) стало больше при том же количестве часов на преподавание, отсюда — неизбежное изменение структуры курсов.

О модели. Она прописана в ИКС: 5 класс — Древний мир, 6 класс — Средние века и древняя Россия до XVв., 7 класс — фрагменты новой истории XVI-XVII века и России XVI-XVIIвв., 8 класс — зарубежный и отечественный XVIIв., 9 класс — зарубежный и отечественный XIX в., 10 класс — новейшая история и история России XX-XXI вв., 11 класс — история России в мировом контексте. Это не полное возвращение к «линейке», так как 11 класс — концентрум.

Об ИКС. Концептуальные основы изучения всеобщей истории стали такими же, как для отечественной. Это сознательное оценочное отношение к историческим деятелям, процессам, явлениям — при культурно-антропологическом подходе, многоуровневом представлении истории, внимании к духовным и культурным аспектам жизни людей.

О проблемах осуществления ИКС. Избыток дидактических единиц мешает полноценному их освоению (даже делает это невозможным) — новые добавлены к старым, ничего не убрали. Уровень сложности дидактических единиц не дифференцирован от 5 к 10 классам. Довлеет политико-социальное, а не духовно-культурное содержание.

Вывод. Надо разделять материал на обязательный и второстепенный. На основе следующих критериев: 1) доминирует культурно-антропологический принцип отбора, 2) компаративный подход облегчает восприятие, 3) опора на базовые понятия систематическая, 4) перечни обязательных дат смотрим по Кодификатору ЕГЭ.

новый икс по истории. Смотреть фото новый икс по истории. Смотреть картинку новый икс по истории. Картинка про новый икс по истории. Фото новый икс по истории

Рассмотрим учебник по Истории средних веков для 6 класса (Искровская Л.В., Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В), написанный с учетом этих критериев. В нем сокращено количество параграфов (примерно на треть меньше, чем отведенных часов). Это сделано для разноплановой работы над материалом, в том числе закрепляющей и самостоятельной. Иллюстративный материал отчасти перестает сопровождать написанное, а становится разновидностью информации для специальной работы. В учебнике представлены разнообразные задания — по потребностям и особенностям класса и учителя (не обязательные, а на выбор). Вопросы культуры и духовной жизни занимают в учебнике основное место (культурно-исторический подход).

Учебники истории «ДРОФА-ВЕНТАНА» прошли все экспертизы, но пока являются учебными пособиями — до заседания комиссии по утверждении федерального Перечня Министерства образования. Да, они помогают осуществлять новый ИКС, но как работать в новой модели, если учебники старые? Надо использовать действующие учебники в новой тематической раскладке, установленной ИКС. В 11 классе подходит только учебник «Россия в мире», он есть в Перечне, но проходит там не как учебник по истории.

новый икс по истории. Смотреть фото новый икс по истории. Смотреть картинку новый икс по истории. Картинка про новый икс по истории. Фото новый икс по истории

Отдельный вопрос — как работать в 7-8 классах. Даже те учебники, которые полностью совпали тематически (5-6 классы), отражают не все дидактические единицы ИКС, надо обратить на это внимание. Что касается учебника для 7 класса (Носков В.В., Андреевская Т.П.) для преподавания в 7 и 8 классах, то только 3 его главы соответствуют новой модели для 7-го: 1, 2, 3 главы, другие — частично. То есть 28 часов и 16 параграфов, которые относятся к истории XVI-XVIIвв. Оставшиеся часы — уроки-практикумы, конференции и другие виды самостоятельной творческой работы. «Страны Центральной и Восточной Европы» учителя должны разработать и дать самостоятельно. Сложнее будет в 8 классе, там учебник Носкова и Андриевской почти не покрывает ИКС: да, XVIII век и Европа в эпоху Великой французской революции плюс материалы по Востоку — но это только девять параграфов. Темы, обязательные по новой модели, учитель разрабатывает самостоятельно, а их большинство.

Итак, ИКС исполнять надо, учебно-методическая оснастка под ИКС если и создана, то не вполне легитимна. К тому же есть вероятность, что кодификаторы ОГЭ и ЕГЭ тоже поменяются в связи с новой моделью преподавания.

Записала Людмила Кожурина

Материал подготовлен на основе вебинара «Проблемы преподавания всеобщей истории в условиях перехода на новую модель исторического образования». Смотреть запись вебинара

В оформлении материала использован фрагмент картины «Бо­на­парт на Сен-Бер­нар­ском пе­ре­ва­ле», Жака-Луи Давида, 1801

Источник

Новости

Историко-культурный стандарт: что изменилось в 2020 году

новый икс по истории. Смотреть фото новый икс по истории. Смотреть картинку новый икс по истории. Картинка про новый икс по истории. Фото новый икс по истории

Следующим важным шагом в определении содержания школьного предмета «История» стала разработка примерных основных образовательных программ (ПООП), создание которых предусматривалось ещё законом об образовании 2012 г. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (5–9 классы) была принята в 2015 г., для старшей школы (10–11 классы) – в 2016 г. Все они размещены на специальном министерском сайте: http://fgosreestr.ru. В программе для старшей школы отмечено: «Предмет «История» на углублённом уровне включает в себя расширенное содержание «Истории» на базовом уровне, а также повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года», направленный на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы». Кроме того, в данную программу было включено содержание курса «Россия в мире» как обязательного курса на базовом уровне.

Программа по истории России содержит дифференциацию результатов на уровни «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». Согласно этим уровням распределены и дидактические единицы – привязанные ко второму уровню «выпускник получит возможность научиться» выделены курсивом. Программа для основного общего образования по предметной области «История» включает раздел по истории России с древнейших времен до 1914 г. (6–9 классы), программа для среднего общего образования – историю России с 1914 по 2014 г.

новый икс по истории. Смотреть фото новый икс по истории. Смотреть картинку новый икс по истории. Картинка про новый икс по истории. Фото новый икс по истории

18 сентября 2020 г. Рабочая группа представила усовершенствованный вариант Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. С точки зрения содержания и методологических подходов к изучению истории России новый проект несёт в себе две важные новации (цитируется по публикации на сайте РИО):

«Распространение линейного принципа преподавания истории (применяемого согласно Концепции УМК 2014 года в 6–10 классах) на всю старшую школу. Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10–11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной.

Авторы документа считают необходимым исключить из обязательной части учебных планов 10–11 классов курс «Россия в мире» и рекомендовать его в качестве курса по выбору образовательных организаций при углублённом изучении гуманитарных и общественно-научных предметов».

Помимо этого, в сам текст Историко-культурного стандарта были внесены отдельные уточнения, корректирующие некоторые нюансы и аспекты содержания школьного предмета «История России» . В частности, были уточнены исторические названия (государство «Русь», «Великая российская революция» и др.), внесены дополнения, более конкретно отражающие содержание генерального плана «Ост», суть гитлеровского оккупационного режима на советских землях, характер нацистской пропаганды, преступления фашистов против советского населения, массовое уничтожение советских военнопленных и т.д.

23 октября коллегия Министерства просвещения утвердила дополненную концепцию. В заключении министерства было отмечено, что «по многочисленным просьбам учителей и методистов материалы Историко-культурного стандарта, определяющие события, персоны и источники, выведены в специальный раздел «Рекомендации», что существенно снижает давление количества дидактических единиц при формировании учителями рабочих программ учебного курса «История России»». Полный текст решения коллегии см. по ссылке.

Что касается корректировки содержания примерных основных образовательных программ в связи с принятием обновлённой концепции, то следует ожидать соответствующих шагов и разъяснений Министерства просвещения.

Методисты и специалисты Центра историко-обществоведческих дисциплин издательства «Русское слово» готовы оказать учителям необходимую методическую и научную помощь, связанную с адаптацией в учебном процессе требований обновлённой Концепции УМК по отечественной истории.

Автор Кирилл Александрович Кочегаров,

кандидат исторических наук,

руководитель Центра историко-обществоведческих дисциплин

Источник

Историко-культурный стандарт

новый икс по истории. Смотреть фото новый икс по истории. Смотреть картинку новый икс по истории. Картинка про новый икс по истории. Фото новый икс по истории

Рабочая группа
по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ

Необходимость создания нового учебника истории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.

Представленный историко-культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений.

Перечень «трудных вопросов истории» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события.

Задачи учебно-методического комплекса:

создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;
сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;
показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.
Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.
Предполагается использование Стандарта при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:
обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;
применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;
исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;
обеспечить доступность изложения, образность языка.

Соответствующие приоритеты предполагается иметь в виду и при доработке Стандарта по результатам профессиональной экспертизы и общественного обсуждения.

Источник

Сравнение Историко-культурного стандарта 2014 и 2020 годов

Антон Сергеевич Чубуков – преподаватель истории, Москва.

23 октября была утверждена Концепция учебного курса «История России» для общеобразовательных учреждений. Её главным нововведением, которое уже успели обсудить в педагогическом сообществе, стал переход от концентрической модели к линейной и выведение предмета «Россия в мире» из разряда обязательных. Теперь история будет преподаваться строго последовательно от шестого к одиннадцатому классу. Десятиклассники не станут возвращаться к Древней Руси, а начнут год с изучения роли России в Первой Мировой войне.
Хотелось бы обратить внимание на оставшееся в информационной тени приложение к Концепции – на Историко-культурный стандарт (далее – ИКС), который претерпел некоторые (и весьма любопытные) изменения относительно версии 2014 г. Стоит сразу оговориться, что анализироваться будет документ с шапкой «проект», опубликованный еще 18 сентября: по словам разработчиков, он является итоговой версией. То, что спустя месяц после вступления в силу Концепция так и не выложена на сайте Министерства просвещения, хорошо характеризует российскую образовательную бюрократию.
ИКС занимает 75 стр. В первой части даётся разбитый на девять блоков «синопсис» – очень краткое конспективное изложение российского прошлого, похожее на набор заголовков. В том числе – списки ключевых терминов. Во второй части – список из приблизительно 670 исторических деятелей и 370 дат, рекомендованных для школы «с учётом содержания рабочих программ учителя и уровня подготовки учащихся».
Сами разработчики отметили следующие усовершенствования :
– Изменены и унифицированы названия ряда государств и территорий (Русь, территория Войска Запорожского и т. п.).
– Устранен ряд содержательных противоречий в терминах (так, относительно политических событий столетней давности везде используется одинаковое название – «Великая российская революция 1917–1922 гг.» вместо привычной «Революции 1917 г.»).
– Уточнены некоторые имена и даты (например, сына Рюрика теперь называют не просто Игорь, а «Игорь Старый», широкомасштабная Гражданская война начинается в мае 1918 г. и завершается на Дальнем Востоке в 1922 г.).
– «Внесены изменения и дополнения, отражающие содержание генерального плана «Ост», сущность нацистского оккупационного режима на захваченных территориях СССР, характер нацистской пропаганды, массовые преступления гитлеровцев против советских военнослужащих и мирных граждан, этнические чистки на оккупированной территории СССР, трагедию советских военнопленных, массовое уничтожение военнопленных, медицинские эксперименты над заключенными нацистских концлагерей и гетто, разграбление и уничтожение культурных ценностей на оккупированной территории СССР, угон советских людей в Германию. В особый раздел выделена тема Холокоста. Усилен раздел о массовом сопротивлении врагу на оккупированных территориях, восстаниях в нацистских лагерях, развертывании партизанского движения, праведниках народов мира».
– Предложен новый вариант текста раздела, посвященного современной истории России.
Действительно, самые крупные расхождения между версиями видны в разделах о Великой Отечественной войне и России 1991–2020 гг. В изучении войны действительно предлагается подчёркивать бесчеловечную сущность нацистских действий и планов. Отчасти это делается в пику некоторым странам бывшего СССР, где пересматривается отношение ко Второй Мировой войне, отчасти – для «профилактики», недопущения распространения нацисткой идеологии среди школьников. В теме «Новая Россия» появились по десятку новых терминов и дат (ниже цитируется не весь раздел, а лишь отличия ИКС-2020).

2000, 20 апреля – официальное завершение Контртеррористической операции на Северном Кавказе.
2003, 23 февраля – президенты России, Казахстана, Белоруссии и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство.
2010, 9 декабря – президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали документы о создании ЕЭП.
2010–2011 – строительство трубопровода «Северный поток».
2012, 5 февраля – в Антарктиде завершено бурение сверхглубокой скважины до подлёдного озера «Восток».
2014 – испытательный пуск первого отечественного ракетоносителя («Ангара»), разработанного в постсоветский период.
2015, 1 января – вступление в силу договора о создании ЕАЭС.
2016 – первый запуск космического аппарата с космодрома «Восточный».
2018 – избрание В.В. Путина Президентом РФ. Формирование программы национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации.
2018 – Чемпионат мира по футболу в России. Открытие нового образа России миру.
2019, 23 декабря – пуск в эксплуатацию Крымского моста.
2020, 8 января – сдача в эксплуатацию трубопровода «Турецкий поток».
2020, 1 июля – голосование по принятию поправок в Конституцию РФ.

860 – поход Руси на Константинополь.
1125–1132 – княжение в Киеве Мстислава Великого.
1863–1864 гг. – восстание в Польше.
1969 г. – пограничный советско-китайский конфликт.

Первое событие справедливо считается скорее легендарным, чем историческим. Второе, по-видимому, сочтено недостаточно важным. В том периоде принято изучать не сколько конкретные даты и имена, сколько идущие процессы вроде христианизации и раздробленности. К тому же в современном российском дискурсе наблюдается постепенное смещение акцентов «начальной» истории с древнего Киева на Новгород и иные политические центры. Так, само государство новый ИКС предлагает называть не Киевская Русь, а просто Русь, Государство Русь или Русская земля.
Но вот в чём провинилось польское восстание? Несколько лет назад в ЕГЭ давался текст с воспоминаниями Кропоткина об этом событии. И не Сила ли Сибири вкупе с западными санкциями стимулируют поскорее «забыть» бои за остров Даманский? Впрочем, мы вынуждены постоянно одёргивать себя: большинство правок имеют признаки случайных, опирающихся не на скрытый госзаказ, а на разрозненные вкусы нескольких составителей.
Обратите внимание на даты (кроме уже упомянутых событий периода 2000–2020 гг.), которых не было в старом ИКС. Получилось немного.

1802 – учреждение министерств.
1830 – первое издание Полного собрания законов.
1832 – первое издание Свода законов Российской империи.

Стандарт содержит актуальные формулировки некоторых тем. Учителям истории стоит обратить внимание на них:
· Русь, Государство Русь или Русская земля вместо Древней Руси и Киевской Руси.
· Политическая раздробленность вместо феодальной раздробленности. Корень «феодал» не встречается ни разу.
· Система зависимости русских земель от ордынских ханов вместо татаро-монгольского/ордынского ига.
· Великая российская революция 1917–1922 годов вместо Революции 1917 г.
· Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.
· Операция по принуждению Грузии к миру.

Самой объёмной частью ИКС является список персоналий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *