новый яблоновский мост история стройки
Кондратьев показал новые фотографии Яблоновского моста и рассказал о готовности объекта
3 ноября губернатор Кубани Вениамин Кондратьев рассказал о прогрессе строительства Яблоновского моста в Краснодаре
Напомним, строительство нового Яблоновского моста прописали еще в генплане Краснодара 2012 года, но заключение контракта несколько раз переносили. Лишь осенью 2019 года власти Кубани определились с подрядчиком, а в июле 2020-го специалисты начали перекладывать коммуникации для стройки.
Мост планировали закончить к 2025 году, но региональные власти попросили правительство выделить дополнительные средства, чтобы ускорить процесс и открыть мост в 2024 году.
Первый этап работ закончили в январе 2021-го. В марте 2021-го на строительство Яблоновского моста выделили еще 2 млрд рублей, и губернатор Кубани Вениамин Кондратьев пообещал, что к концу года техническая готовность объекта составит 50%.
Читайте также:
В июле Краснодарский край посетил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин и побывал на строительной площадке. Региональные власти попросили еще денег, чтобы сдать объект в 2023 году. После этого в краевой администрации сообщили, что для строительства выделят еще 300 млн рублей из госбюджета.
3 ноября Кондратьев в своем телеграме сообщил, что сейчас техническая готовность Яблоновского моста составляет 50%, и поделился фотографиями со стройки.
Напомним, в октябре Юга.ру засняли на видео строительство нового Яблоновского моста с высоты птичьего полета.
Старый Яблоновский мост построили в 1954 году. В 2019 году объект признали аварийным и запретили движение по нему грузовых автомобилей и автобусов.
Новый мост строят в 20 метрах от старого. Он будет продолжением улицы Захарова с четырьмя полосами, велодорожкой и тротуаром. Длина объекта составит 400 метров.
Как в Краснодаре строят новый Яблоновский мост, вид сверху. Видео
Юга.ру сняли на видео строительство нового Яблоновского моста, который соединит Краснодар и поселок Яблоновский. Старый мост признали аварийным в 2019 году
Каким будет новый Яблоновский мост?
Новый мост возводят в 20 метрах от действующего, он станет продолжением улицы Захарова. Протяженность составит 1,1 км. Мост будет четырехполосным — по две полосы для движения автотранспорта в каждую сторону, будет иметь пешеходный тротуар шириной 3 метра и велосипедную дорожку. Допустимая скорость движения транспорта будет ограничена на отметке 80 км/ч.
Общая стоимость проекта составляет 7,3 млрд рублей. Изначально мост планировали построить к 2025 году, однако власти обратились к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой выделить дополнительные средства для строительства. Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев пообещал, что мост откроют в 2024 году.
Что не так с нынешним мостом?
Напомним, старый Яблоновский мост построили в 1954 году. Он не только связывает Краснодар и адыгейский поселок Яблоновский, но и соединяет город с федеральной дорогой А146 (Краснодар — Верхнебаканский). Строительство нового четырехполосного моста было предусмотрено генпланом 2012 года, но сроки заключения контракта несколько раз переносили.
В январе 2018 года бывший мэр Краснодара Евгений Первышов на встрече со СМИ заявил, что для кубанской столицы и ее инфраструктуры есть более важные задачи, чем строительство нового моста. Год спустя неизвестные вывесили баннер с просьбой к президенту Владимиру Путину обратить внимание на ситуацию с мостом. Через некоторое время объект признали аварийным и запретили движение по нему грузовых автомобилей и автобусов. В июне 2019 года на брифинге с журналистами городских СМИ Первышов заявил, что мост нужен, но город не может себе позволить такой дорогостоящий проект.
Читайте также:
Как идет строительство и что с бюджетом?
В октябре 2019 года власти региона нашли подрядчика для строительства первой очереди моста через реку Кубань. Единственным участником и победителем конкурса на выполнение работ стало ООО «СтройЮгРегион». Стоимость контракта составила 523,8 млн рублей. Средства пошли на переустройство инженерных коммуникаций (газ, водопровод, электричество) и установку мостовых опор. Первый этап, оцененный в 511,8 млн рублей, официально завершили в январе 2021 года.
Строители возвели пять опор из семи, закончили верхнюю часть свайного фундамента и перестроили почти 490 метров газопровода. Тогда мост-дублер был готов более чем на 16%.
Читайте также:
В марте 2021 года регион получил на этот объект еще 2 млрд рублей. В июле Краснодарский край посетил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Среди прочего он побывал на строительной площадке Яблоновского моста. Тогда власти попросили еще денег, чтобы сдать мост в 2023 году. В августе стало известно, что Мишустин подписал распоряжение о выделении еще 300 млн рублей на возведение моста.
По просьбе редакции Юга.ру пилот дрона Кирилл Паньков из компании Mastersky снял на видео, как сейчас выглядит масштабная стройка.
Ранее Юга.ру снимали с воздуха в Краснодаре бывшее Женское училище, обветшалое здание цирка, строительство новой трамвайной линии на улице Московской, разрушенные «скобяные ряды» и строительство многофункционального комплекса «Город спорта».
Новый Яблоновский мост в Краснодаре обещают сдать раньше срока — в 2023 году
от Дмитрий Истрин | 15 августа 2021
Руководство региона прилагает усилия, направленные на ускорение строительства важнейшего путепровода через Кубань. Благодаря федеральной поддержке «южные ворота» краевой столицы планируют открыть уже через два года.
Строительство нового Яблоновского моста в Краснодаре. Июль 2021 года. Фото: Администрация Краснодарского края
Значение
Внимание администрации Краснодарского края (КК) к проекту обусловлено его особым значением для экономики и жителей региона. Яблоновский мост — один из трёх выездов из Краснодара через реку Кубань (наряду с Тургеневским мостом и шлюзами Краснодарского водохранилища) и основной — из центра города. По нему проходит кратчайший путь из Краснодара к песчаным пляжам Анапы (160 км), осуществляется сообщение с промышленными центрами Северского района и портом Новороссийск. Мост связывает Краснодар и Республику Адыгею, соседние населённые пункты которой (Яблоновский, Козет, Энем) де-факто являются продолжением его агломерации.
Строительство нового Яблоновоского моста призвано существенно повысить пропускную способность и безопасность направления. Путепровод заменит построенный в 1954 году и находящийся в аварийном состоянии старый Яблоновский мост. Последний имеет всего две полосы для движения и не справляется с возросшим трафиком (более 20 тыс. автомобилей в сутки), провоцируя в городе большие пробки. Из-за износа несущих конструкций с 2019 года по нему не осуществляется движение грузовиков и автобусов.
Проблема финансирования
Несмотря на значение, реализация проекта неоднократно откладывалась из-за высокой стоимости. Идея нового моста обсуждалась ещё в конце 1980-х годов, но тогда этому помешал распад Советского Союза. Следующую попытку продвинуть инициативу предприняла предыдущая администрация КК во главе с Александром Ткачёвым. Действующее руководство региона, по признанию губернатора Вениамина Кондратьева, также «долго лоббировало проект на федеральном уровне», и в итоге в 2019 году добилось его включения в нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», предусматривающий значительную федеральную поддержку.
Общая стоимость объекта была оценена в 7,3 млрд руб. Эксперты не исключают его последующего удорожания до 8-9 млрд руб. с учётом роста цен на металл и стройматериалы. Для сравнения, весь бюджет Краснодара на 2021 год — 33,8 млрд руб.
Первые средства на строительство Яблоновского моста были выделены в 2020 году. Они составили чуть более 1 млрд руб. и распределились примерно поровну между федеральным и региональным бюджетами.
В дальнейшем краевые власти предприняли дополнительные шаги, направленные на увеличение федерального финансирования проекта. В частности, они заручились поддержкой курирующего ЮФО вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, лично осмотревшего стройку в июле 2021 года.
Как результат, объём средств, предусмотренных на возведение Яблоновского моста в 2021 году, увеличился в пять раз — с 570 млн до 2,87 млрд руб. Из них только 370 млн — деньги краевого бюджета. Остальные ресурсы выделены федерацией.
О проекте
Проект нового Яблоновского моста разработан специалистами петербургского бюро АО «Трансмост», которые обещают ему «индивидуальный облик» благодаря двум «хребтовым» аркам по центру конструкции.
Строительство в снимках: как возводили Яблоновский мост в Краснодаре
Читайте также:
В октябре прошлого года в Краснодаре началось строительство дублера Яблоновского моста. Фотограф «Блокнота» несколько раз бывал на стройке и запечатлевал моменты возведения этого сооружения. Как это было в первоначальной версии, смотрите в серии архивных снимков.
Для начала немного истории. Появлению автомобильного моста, соединяющего Адыгею и Краснодар, предшествовало возведение железнодорожного моста. Его открыли 9 мая 1887 года. Он стал ключевым участком железнодорожной ветки, ведущей к Черному морю.
На фото: открытие железнодорожного моста, 1887 год, http://www.myekaterinodar.ru/
А вот первый прототип современного моста автомобильного и пешеходного моста был создан в 1929 году. По историческим данным, он был деревянным. Его фотографий, к сожалению найти не удалось.
На фото: железнодорожный мост, 1903 год
Когда в страну пришла Великая Отечественная война, а немцы зашли в Краснодар, деревянный мост был подорван. После ее окончания началось поспешное возведение нового автомобильного моста.
На фото: Яблоновский мост, 1942 год
По-настоящему оценили его в 1958 году, когда хутор Яблоновский стал крупным поселком и присоединился к Адыгейской автономной области.
На фото: Яблоновский мост, 1952 год
Верой и правдой краснодарцам мост служил до 2008 года, пока не было запрещено по нему движение большегрузов из-за ухудшения состояния опор. За 60 лет он порядочно износился. Здесь проводили ремонтные работы, а позже для его разгрузки было принято решение о возведении дублера Яблоновского моста.
На фото: Яблоновский мост сегодня, свободный источник
А так выглядит место, где сегодня возводят тот самый дублер.
Лед тронулся: что именно включает госконтракт на новый Яблоновский мост
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края заключило контракт на строительство первой очереди нового Яблоновского моста.
Соглашение было подписано 4 октября 2019 года с ООО «СтройЮгРегион», которая стала единственным участником конкурса объявленного 23 августа 2019 года. Стоимость заключенного контракта составит 523,8 млн рублей при начальной цене в 524,3 млн рублей.
Как рассказали РБК Краснодар в пресс-службе Минтранса Кубани, средства пойдут на переустройство инженерных коммуникаций, попадающих в зону застройки (газ, водопровод, электричество), и на устройство мостовых опор.
Новый мост планируется построить в 20 метрах от действующего перехода — он станет продолжением ул. Захарова. Длина путепровода составит чуть более 1 км, он будет иметь по две полосы в каждом из направлений. Кроме того, на мосту организуют тротуар шириной 3 метра и велосипедная дорожка. Расчетная скорость движения по мостовому переходу составит 80 км/ч.
Строительство моста через реку Кубань станет первым этапом реализации проекта «Строительство автомобильной дороги Южный подъезд к г. Краснодару от автомобильной дороги А-146 Краснодар — Верхнебаканский».
По данным СПАРК, ООО «СтройЮгРегион» зарегистрировано в Новороссийске в 2010 году. Основной вид деятельности — строительство автомобильных дорог и автомагистралей. В 2017 году выручка компании составила 2,87 млрд рублей, чистая прибыль — 22,9 млн рублей. Фирма принадлежит Александру Карпенко. Он также является совладельцем и гендиректором ООО «Анкар», «КСК-Бетонстрой», «Монолитстрой», «Основа».
Компания выступала подрядчиком реконструкции Суворовского моста в Краснодаре, ремонтировала два моста по ул. Северной, мост через реку Цемес в Новороссийске, строила развязки в районе пгт. Тлюстенхабль в Адыгее.
В общей сложности, в 2012-2018гг. «СтройЮгРегион» был поставщиком услуг по госконтрактам на 11,89 млрд рублей. В 2018 году крупнейшим заказчиком компании стала госкорпорация «Автодор» — 1,75 млрд рублей.
Неопределенность с деньгами
Согласно конкурсной документации, начало работ исчисляется с даты заключения госконтракта. Их планируется разбить на три этапа: первый должен завершиться к ноябрю 2019 года, второй будет проходить с 10 по 31 января 2020 года, третий — с 11 января по 10 декабря 2021 года. Объем финансирования в 2019 году составит 146 млн рублей, в 2020 — 9,9 млн рублей, в 2021 году — 368,3 млн рублей.
Источником финансирования должнен выступить федеральный бюджет. Однако, как рассказали РБК Краснодар в Минтрансе Кубани, приказа о выделении средств еще нет: он должен быть подписан в ноябре 2019 года.
В Министерстве транспорта Российской Федерации в ответе на запрос РБК Краснодар подтвердили, что строительство мостового перехода через реку Кубань, который соединит Краснодарский край и Республику Адыгея, планируется производить с привлечением средств федерального бюджета.
«В 2019 году рассматривается возможность выделения из федерального бюджета 500 млн рублей иных межбюджетных трансфертов бюджету Краснодарского края в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», — сообщили в министерстве.
Общая стоимость строительства моста оценивается в 6,5 млрд рублей. Планируемый срок завершения работ — 2021 год. При этом в Минтрансе РФ уточнили, что информации о выделении оставшейся суммы из средств федерального бюджета пока нет.
Квартиры, вольер и пост ДПС
Как пояснили РБК Краснодар в Минтрансе Кубани, в настоящее время власти Краснодарского края завершают изъятие 13 земельных участков, расположенных на территории Краснодара и республики Адыгея общей площадью 44,7 тыс. кв.м. По данным министерства, зарегистрировано право собственности Краснодарского края на рд объектов недвижимости (10 квартир, жилой до и нежилое здание — вольер).
С августа 2019 года в Арбитражном суде Краснодарского края также рассматривается вопрос с изъятием контрольного поста ДПС, расположенного на выезде из Краснодара. Его правообладателем является УМВД России по Краснодарскому краю. Судебное заседание намечено на 18 октября 2019 года.
Решение суда вступит в силу в течение 30 дней после его принятия, если ни одна из сторона не будет его обжаловать. Объем средств, необходимых для изъятия контрольного поста ДПС составляет 2,2 млн рублей. Изъятие земель будет проводиться за счет средств бюджета Краснодарского края.
Кроме того, в Минтрансе Кубани рассказали, что для временного размещения объекта на период строительства необходимо установление сервитута в отношении 35 земельных участков, общей площадью 55,3 тыс. кв.м.
В августе 2019 года министерство направило в адрес мэрии Краснодара и администрации Тахтамукайского района Адыгеи ходатайства с приложением документов для рассмотрения соответствующего вопроса. По данным Минтранса решение будет принято в октябре 2019 года.
Долгий путь к новому мосту
В настоящее время Краснодар и Адыгею связывают три моста через Кубань — один железнодорожный и два автомобильных (Яблоновский и Тургеневский). Разговоры о необходимости появления новых переходов и строительстве дублера Яблоновского моста ведутся достаточно давно.
В 2011 году тогдашний губернатор Кубани Александр Ткачев заявил, что мост будет построен «через 2-3 года». Через год глава региона уточнил, что строительство начнется в 2013-м. Предполагалось сооружение 300-метрового моста, имеющего по две полосы движения в каждом направлении. На тот момент объем капитальных вложений оценивался в 2,2 млрд рублей.
В 2013 году Владимир Евланов, занимавший в то время пост мэра Краснодара, говорил, что «начало работ запланировано на осень текущего года». Затем старт строительно-монтажных работ был перенесен на 2014 год, т.к. «мост еще проектируется».
В 2014 году начальник управления дорожно-мостового хозяйства Краснодара Михаил Жарков рассказывал, что новый мост через реку Кубань в районе поселка Яблоновского планируют сдать в эксплуатацию к концу 2015 года. По его словам, проектирование объекта «уже вышло на завершающую стадию», а в конце первого полугодия должны были стартовать строительно-монтажные работы.
В 2015 году городские власти пообещали, что «уже летом будет заключен контракт и стартует строительство». К тому времени проект уже прошел государственную экспертизу, получив положительное заключение. Стоимость моста выросла до 5 млрд рублей, из них около 300 млн руб. предполагалось выделить в 2015-м.
Однако уже в августе 2015 года в региональном Минстрое сообщили, что работы отложены на неопределенный срок из-за кризиса, а также в связи с оптимизацией бюджетов всех уровней.
По информации Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кубани, на проектные работы было израсходовано 182,5 млн рублей.
Генеральным проектировщиком выступала фирма «Трансмост» из Санкт-Петербурга. В итоговом варианте длина нового четырехполосного Яблоновского моста должна была оставить 478 метров, ширина тротуара и велодорожек — по 3 метра. В качестве особенностей разработчики выделяли цельнометаллические пролетные строения, подпорные стенки высотой до девяти метров, а также пешеходный тоннель и эстакаду под пешеходно-велосипедный спуск.
Реализация проекта должна была стать первым этапом строительства автомобильной дороги «Южный подъезд» к столице Кубани от автомобильной дороги Краснодар — Верхнебаканский.
В июле 2018 года депутаты Госдумы от Краснодарского края направили обращение премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой профинансировать строительство нового моста через Кубань, который соединил бы Краснодар и соседнюю Республику Адыгея. Документ подписали большинство парламентариев, представляющих Кубань.
В марте 2019 года в ответ на запрос депутата Госдумы Минтранс РФ ответил, что предложения по субсидированию строительства моста включат в проект федерального бюджета на 2020 — 2022гг.
Проект дублера Яблоновского моста обсуждался во время правительственного часа в Госдуме в феврале 2019 года, когда глава Минтранса Евгений Дитрих рассказывал парламентариям о реализации проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и отвечал на их вопросы.
Владимир Евланов направил письменный запрос главе Минтранса о планах по строительству моста. В официальном ответе министерства, которое поступило на депутатский запрос, сказано, что реализация проекта будет проводиться в соответствии с государственной программой Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края».
В июле 2019 года Яблоновский мост закрыли для движения грузовиков и общественного транспорта из-за его технического состояния.
На последнем брифинге 1октября 2019 года мэр Краснодара Евгений Первышов рассказал, что строительство Яблоновского моста для муниципалитета — непосильная ноша и город никогда сам не смог бы реализовать этот проект.
«Яблоновский мост связывает два субъекта Российской Федерации — Краснодарский край и республику Адыгея. Но, тем не менее, сегодня он находится исключительно на балансе муниципального образования город Краснодар. Мы его обслуживаем. Да, нам помогает администрация Краснодарского края. Она выделяет дополнительное финансирование. На ремонт, на восстановительные работы», — прокомментировал он.
Так, годом ранее проводился ремонт швов, мэрия поддерживает мост в рабочем состоянии. Благодаря ограничению движения грузового транспорта переход послужит достаточное время до окончания строительства, отметил мэр города. По словам Первышова, новый мост будет располагаться почти в створе существующего.
Яблоновский мост — автомобильный двухполосный мост через реку Кубань. Был сооружен в 1952 году на месте деревянного пешеходного моста, построенного в 1826 году и взорванного во время Великой Отечественной войны. Общая длина моста составляет 795 метров, ширина — 9 м, высота свода над водой — 18 м.
По данным ГКУ «Безопасный регион», через контрольно-пропускной пункт на Яблоновском мосту ежедневно взъезжает в Краснодар в среднем около 20 тыс. автомобилей, столько же машин попадает в столицу Кубани через Тургеневский мост.