нравы и обычаи древней руси
Традиции и обычаи древних славян
Обычаи славян неразрывно объединяют нацию и помогают не забывать свои корни. Нам выбирать придерживаться их или нет, но почитать уникальность истории народа необходимо каждому. Ведь за символизмом скрывается глубокий посыл и важный смысл. Конечно, верования и представление о мире с тех пор значительно изменились, но некоторые обряды дают повод задуматься о нашем месте в природном цикле.
Обычаи древних славян
Среднестатистический предок жил в большом родовом доме на несколько семей. Его день начинался с пением петухов, а заканчивался с заходом солнца. Одним словом быт его можно было назвать — работа. С раннего утра люди трудились на полях, занимались разведением скота, иногда охотились и рыбачили. Добыть пропитание было сложно даже с развитием ремесленничества. Возможно поэтому они так ценили праздники и святые дни, ведь такого понятия, как «выходной» попросту не было.
Центром города или поселка служил рынок. С самых мелких деревень сюда стекались жители со своим товаром, а постоянные обитатели старались построить дом поближе к людному месту. Над селением обязательно возвышалась церковь, да так, чтобы купол был виден с любой точки окрестности. В дохристианскую эпоху оккультные алтари размещались наоборот за чертой города, по его периметру.
Семья
Предки акцентировали внимание на связи поколений и относились с глубоким почтением к истокам. Даже слово «природа» говорит о том, как древние отождествляли себя с окружающим миром – в виде продолжателей единого рода. Домашний очаг оставался священ, и духовные семейные ценности передавались столетиями.
Старейшиной рода становился не самый древний житель, а тот, кто был еще в силах. Например, отец двух сыновей назывался главой над их новыми семьями, а также обеспечивал стареньких родителей — своих и жены. Ютились под одной крышей до тех пор, пока отец не принимал решения о постройке новой избы для старшего сына.
Рождение мальчиков
Как и по библейским канонам, большое количество детей в доме считалось счастьем и радостью. С малого возраста они помогали семье по хозяйству, а с подросткового наравне со старшими трудились на полях и ухаживали за скотом. Конечно же, парни в этом вопросе были более полезны. К тому же, по обычаю жена приходит под кров родственников мужа, а это еще одни рабочие руки.
Рождение девочек
А вот к женскому полу традиции древних славян были не так благосклонны. Дочь не просто покидала отчий дом, ей полагалось существенное приданое, с которым она уходила в день бракосочетания. Однако до этого момента малышки с трех лет начинали трудиться на кухне, умели заштопать рубаху и подмести хорошо пол, чем приносили пользу.
Обустройство дома и хозяйств
Жили славяне в срубах — деревянных избах из крупного леса. Щели между бревнами законопачивали старыми тряпками, в домах с достатком повыше — овечьей шерстью. Природные материалы хорошо держали тепло, а также целительно воздействовали на организм. Спали на лежанках, в бедных семьях на сене, расстеленном на полу.
Дом обрамлял скотный двор и сад, за ним земля для пахоты и посевов. Так как крестьяне обеспечивали всем необходимым себя сами, в хозяйстве нередко имелся прядильный станок. Из полученных нитей шили одежду, скатерти, делали одеяла.
Лапти также плели самостоятельно, из волокон разных деревьев. Самыми недолговечными, а поэтому и дешевыми, считались изделия из лыка. У большинства населения были именно такие, те, что подороже, шли на продажу. Их применяли для длительных путешествий, ведь передвигались больше пешком.
Переезд
Менять место жительства молодому человеку после свадьбы удавалось не всегда. Семья долгое время могла ютиться с родней, пока глава рода не принимал решения о переселении. Дом строили на тщательно подобранном месте. Оно должно было соответствовать не только «технике безопасности», но и канонам вероисповедания.
Удачное размещение сулило мир и процветание семье. Категорически запрещено было затевать строительство в зоне, где до этого располагались:
Вещи переносили ночью, не забывая прихватить старый мусор — сжигая его в новом жилище, славяне рассчитывали уберечь себя от сглаза. Первыми в дом запускали кошку или петуха, им было велено взять на себя дела злых духов, которые набрасываются на первого входящего.
Удача в доме
Секрет ладного жилья, по мнению предков, скрывался в хорошей печи. Для укрепления здоровья новорожденного печи родного дома сжигали его пуповину. Малыши постарше также были под защитой, ведь их молочные зубы отправлялись в тот же семейный очаг.
Не удивительно, что по поверьям, именно за печкой жил домовой. Ему оставляли каждый вечер угощения и старались лишний раз не тревожить. Хозяйки знали, что пока у него все хорошо, из дома не будут пропадать вещи, а среди родных сохраниться мир и порядок.
Его ставили в «красный угол», то есть тот, над которым размещены иконы. Трапеза отличалась от современной тем, что принималась несколько в другом порядке:
Лавки по угловым сторонам стола прибивали к стене, место на них считалось почетным. С других сторон использовали приставные, если гостей было много.
С приходом в славянский мир христианской религии, появилось поверье, что за каждым окном стоит Божий Ангел, который следит за домочадцами и оберегает их. Через них никогда не выбрасывали мусор, не выливали помои, а с появлением тепла старались как можно скорее раскрыть пошире ставни.
Ворота
Когда зима начинала отступать, в дело вступали очистительные обряды. Ворота также не стали исключением — возле них разжигали костер, чтобы каждый входящий оставлял за забором всякую нечистую силу.
Выходя поутру за ворота, мужчины молились в сторону церкви, затем поворачивались на восход солнца и в завершение снова обращались к воротам. Таким образом почитался Бог, выражалась благодарность за Его создание — природу, а затем и прошение о сохранности земного имущества.
Основные обряды
Давние традиции и первые обычаи древних славян постоянно видоизменялись под давлением всевозможных факторов:
Однако в основе своей важнейшие праздники и обряды остались прежними. Выделялись рождение, взросление, создание новой семьи, а также отход в мир иной. Эти ключевые этапы становления личности, как части рода, были окутаны таинством ритуалов и священнодействий.
Инициация
От самого рождения для ребенка была предопределена судьба — мальчикам пуповину отрезали мечом, а девочкам ножницами. Парни становились защитниками рода, обеспечивали пропитание и кров. Девушки хранили уют, ткали полотна, из которой затем изготавливали одежду, также копили домашнюю утварь.
В три годика ритуал повторяли — сыновей сажали на коня, опоясывали их мечами и символически проводили лошадей вокруг дома с новым наездником. Дочь впервые садилась за пряжу в этом же возрасте, а сотканная нею нить хранилась до свадьбы. Ритуалы означали то, что с этого момента детей можно привлекать к работе, учить их ремеслу и военному делу.
В подростковом возрасте инициация выявляла готовую к супружеству молодежь. Для этого существовало два дома — мужской и женский. В них старшие наставляли младших. Девушкам надевали верхние юбки, которые были знаком готовности к созданию семьи, а парням — повязывали мечи.
Свадьба
Одно из самых радостных, а следовательно и веселых, событий в доме древнего славянина. Самому празднику предшествовали сватание и смотрины – в результате них составлялась устная договоренность о статусе жениха и невесты. Молодожены лишь номинально играли в процессии главную роль, на самом деле во главе всего оставались родители.
Мать передавала дочери все необходимое для жилья. Приданное копилось с младенчества девочки, и по нему можно было легко определить зажиточность семьи. Для молодого не менее важным была помощь отца, так как прежде ремесло переходило из поколения в поколение. Сына снаряжали не только умениями, но и рабочим инструментом.
Особенное внимание уделялось чистоте невесты. В знак оставления детской невинности, ей обрезали косу, а в некоторых регионах просто прятали. Затем ее голову покрывали платком или чепцом, в знак замужества. Прощание с отчим домом нередко был печальным, на свадьбах рекой лились слезы. Однако пиры на протяжении двух-четырех дней оставляли только самые яркие воспоминания о событии.
Похороны
Так как к отпеванию не допускались люди, не исповедавшиеся в течение года до смерти, к больному старались успеть пригласить священника. Если же человек не был крещен или умер, наложив на себя руки, его хоронили тихо, на краю кладбища.
Обряды были направлены на почтение памяти усопшего. В отведенные 3, 9 и 40 дни по смерти семья готовила угощение для тех, кто знал его и всех нуждающихся. Еду относили в церковь, а застолья или поминки на кладбище считались неуместными, кощунственными. Родственники молились о прощении грехов и введении души умершего в Небесное Царство.
Гадания
В том, что касается будущего, славяне полагались на силы природы — с вопросами обращались к камням и деревьям, дождевой воде и огню, солнцу и ветру. А самое потаенное доверяли духам умерших предков. Чтобы достучаться до них приходилось искать уединенные места: крутые холмы, заброшенные дома, даже кладбища.
Интересовало в основном здоровье скота и крепость урожая, скорость сезонных перемен и объемы закромов, которые стоит заготавливать на зиму. Но безусловным лидером этого рейтинга конечно же становился вопрос о будущем супруге и невесте. Чтобы узнать заветное имя молодежь просыпалась досветла, а то и в полночь. При свете свечей, надеясь увидеть силуэт суженого, девушки вглядывались в зеркала.
Ночь на Ивана Купалу
В день летнего солнцестояния проводилось немало ритуалов. Прыжки через костер очищали тело человека от злых духов, болезни, а купание означало омытие всякой скверны с души. Назван праздник в честь предтечи Иоанна Крестителя, но появился задолго до прихода на Русь христианства. Религия лишь утвердила славян в желании получить демонстративное символическое обновление как физически, так и духовно.
Купальская ночь сулила немалым переполохом, так как в знак ярости и бесчинства злых духов, было разрешено чинить разгром по всей деревне. Молодежь вдоволь баловалась с чужим имуществом, хоть и не повреждая его — переносила из двора в двор, складывала в кучи посреди дороги, опрокидывала бочки и телеги. На утро все возвращалось на круги своя, а шутников никто не наказывал.
Принесение треб как языческий обряд благодарности родным богам
Обычаи древних славян основывались на почитании сил природы. Ежегодно перед каждым праздником совершались приношения богу солнца, плодородия, стихий, земли и прочим. У всех семей был свой покровитель, который чаще всего был связан с ремеслом семьи.
Жертвы были посильны и индивидуальны для отдельного дома, так как достаток в то время не мог измеряться номинально. Главным считались искренность дара и уважение к ритуалу, а не размер приносимого. Местом передачи треба были алтари, на которых проводились обрядовые действия.
Заключение
Традиции и обычаи славянского народа многогранны, но в чем они сходятся воедино, так это в желании быть в гармонии с природой и друг другом. Связь между родственниками была, как и сейчас, крепкой и практически неразрывной. Обряды были созданы и поддерживались потомками для поддержания этого жизненного цикла и процветания последующих поколений.
skeptimist
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
Соотноси всё с вечностью
Обычаи Древней Руси
Когда-то, работая в школе столкнулся с традицией, которую описал военрук. Раз в году у немцев наступает такой день, когда они могут друг другу изменять. Он служил в Германии лейтенантом и попал на такой праздник. И должен сказать, был этим надолго впечатлён.
Примерно такое же можно встретить и у других народов.
Так, в давние времена в некоторых поселениях Камчатки особой честью для дома считалась ночь, проведенная гостем с женой хозяина. Дама, к слову, пыталась обольстить гостя всеми возможными способами. И если ей удавалось еще и забеременеть, то это праздновали всей деревней. Что было, конечно, разумным — свежие гены. Подобные традиции не редкость: эскимосы и чукчи, например, тоже пользовались красотой своих жен на благо клана. Они давали их «попользоваться» мужчинам, которые шли на промысел. Ну а на Тибете и вовсе считалось, что если гостю понравилась чужая жена, на то воля высших сил и противиться им ну никак нельзя.
Современному человеку обычаи древних славян могут показаться просто какой-то жуткой фантастикой. А ведь это было на самом деле. От этих древних обычаев здорово становится не по себе. А за некоторые сегодня можно было бы легко получить уголовный срок.
Мы собрали семь самых странных обрядов наших предков. Особенно доставалось женщинам и детям.
Снохачество
“Свекор”. В. Маковский
Этим нейтральным словом называли половую связь между свекром и снохой. Не то, чтобы это одобрялось, но считалось совсем небольшим грехом. Часто отцы женили своих сыновей в 12-13 лет на девушках 16-17 лет. А пока ребята догоняли в развитии своих молодых жен, батя отрабатывал за них супружескую повинность. Совсем беспроигрышным вариантом было отправить сына на заработки на полгода или еще лучше в армию лет на двадцать. Тогда сноха, оставаясь в семье мужа, практически не имела шансов отказать свекру. Если же сопротивлялась, то выполняла самую тяжелую и грязную работу и мирилась с постоянными придирками «старшака» (так называли главу семейства). Сейчас со старшаком разговаривали бы правоохранительные органы, а тогда жаловаться было некуда.
Свальный грех
“Цветение папоротника”. О. Гуренков
Сейчас такое можно увидеть только в специальных кинофильмах, преимущественно немецкого производства. А раньше этим занимались в русских деревнях на Ивана Купалу. Этот праздник совместил в себе языческие и христианские традиции. Так вот, после танцев у костра пары шли искать цветки папоротника в лесу. Чтобы вы понимали, папоротник не цветет, он размножается спорами. Это только повод для молодежи, чтобы уйти в лес и предаться плотским утехам. Причем такие связи ни к чему не обязывали ни парней, ни девушек.
Гаски
Б. Ольшанский “Терем царевны Зимы”
Этот обычай, который тоже можно назвать свальным грехом, описывает итальянский путешественник Рокколини. Вся молодежь деревни собиралась в большом доме. Пели и плясали при свете лучины. А когда лучина гасла, предавались любовным утехам вслепую с тем, кто оказался рядом. Затем лучину зажигали, и веселье с плясками продолжалось снова. И так до рассвета. В ту ночь, когда на «Гаски» попал Рокколини, лучина гасла и зажигалась раз пять. Участвовал ли сам путешественник в русском народном обряде, история умалчивает.
Перепекание
Этот обряд не имеет отношения к сексу, можете расслабиться. Недоношенного или слабого ребенка принято было «перепекать» в печи. Не в шашлык, конечно, а скорее в хлеб. Считалось, что если малыш не “сготовился” в утробе матери, то надо его перепечь самостоятельно. Сил, чтобы набрался, окреп. Младенца заворачивали в специальное ржаное тесто, приготовленное на воде. Оставляли только ноздри, чтобы дышать. Привязывали к хлебной лопате и, приговаривая секретные слова, отправляли в печь на какое-то время. Конечно, печь была не горячая, а теплая. Подавать к столу ребенка никто не собирался. Таким обрядом старались сжечь болезни. Помогало ли это, история умалчивает.
Пугание беременных
Л. Плахов. “Отдых на сенокосе”
К родам наши предки относились с особым трепетом. Считалось, что этот момент ребенок переходит из мира мертвых в мир живых. Сам процесс и так нелегкий для женщины, а бабки-повитухи старались сделать его совсем уж невыносимым. Специально обученная бабка пристраивалась между ног роженицы и уговаривала тазовые кости раздвинуться. Если это не помогало, то будущую маму начинали пугать, греметь кастрюлями, могли жахнуть около нее из ружья. Еще очень любили вызывать рвоту у роженицы. Считалось, что когда ее рвет, ребенок идет охотнее. Для этого в рот пихали ее же косу или засовывали пальцы.
Солонование
Этот дикий обряд применяли не только в некоторых районах Руси, но и во Франции, Армении и других странах. Считалось, что новорожденному малышу надо подпитаться силой от соли. Это, видимо, была альтернатива перепеканию. Ребенка обмазывали мелкой солью, включая уши и глаза. Наверное, чтобы хорошо слышал и видел после этого. Потом заворачивали в тряпки и держали так пару часов, не обращая внимания на нечеловеческие крики. Те, кто был побогаче буквально закапывали ребенка в соль. Описываются случаи, когда после такой оздоровительной процедуры с малыша слезала вся кожа. Но это ничего, зато потом здоровенький будет.
Обряд мертвеца
В. Корольков. “Брачный обряд”
Этот страшный обряд – не что иное как свадьба. Те наряды невесты, которые мы сейчас считаем торжественными, наши предки называли погребальными. Белое одеяние, фата, которой прикрывали лицо мертвеца, чтобы он случайно не открыл глаза и не посмотрел на кого-то из живых. Весь обряд женитьбы воспринимался как новое рождение девушки. А для того, чтобы родиться, надо сначала умереть. На голову молодой надевали белый куколь (головной убор как у монашек). В нем обычно и хоронили. Оттуда же идет обычай оплакивать невесту, который до сих пор практикуется в некоторых деревнях в глубинке. Но сейчас плачут, что девчонка из дома уходит, а раньше рыдали по поводу ее “смерти”. Обряд выкупа тоже не просто так возник. Этим самым жених старается найти невесту в мире мертвых и вывести на белый свет. Подружки невесты в этом случае воспринимались как стражи загробного мира. Поэтому, если вас вдруг пригласят торговаться с женихом на заплеванной лестнице в подъезде, помните, откуда идет эта традиция и не соглашайтесь))
Древние славянские обряды и традиции, праздники и ритуалы
Славянские обычаи и традиции и в наши дни являются важной частью большинства народных праздников и ритуалов. За каждым ритуалом и обычаем у славян стоял глубокий смысл, и каждый обряд имел важное значение в его жизни.
Обычаи и традиции
В славянской языческой культуре каждому обычаю было отведено определённое время. Так обряды были приурочены к солнечным циклам:
Обряды были разного характера:
Самые важные ритуалы
Главные для славян ритуалы заключались в призыве о помощи высших сил. Некоторые из них сохранились в традициях до наших дней. Каждому из них славяне придавали глубокий смысл и они занимали большое участие в жизни предков:
Постриг
Постриг знаменовал взросление и переход мальчика под опеку отца от материнского ухода. Возраст, в котором проводили этот обряд, зависел от региона. По летописям постриг у русских был в трёхлетнем возрасте, у поляков – в 7 лет, а в Сербии стригли детей, не достигших года.
Сам ритуал заключался в стрижке волос, которые потом преподносились данью богам. Его проводили утром в присутствии волхва, матери, отца, воеводы и гостей. Сам посвящаемый должен был быть одет в белую рубаху. Обязательными атрибутами были:
Тризна
Тризна – это погребальный воинский ритуал. Он включал в себя оплакивание, жертвоприношения, песни, танцы, веселье в честь покойного. Эти действия проводились после сжигания тела воина, и участие принимала вся деревня.
Сама Тризна включала в себя:
Во время Тризны прославлялись величие и милосердие славянских богов. А основной смысл ритуала, согласно описаниям, был в просьбе о защите у древних языческих богов от злых духов и темных сил в момент эмоциональной уязвимости людей, потерявших близкого.
Иван Купала
Праздник Купала – день летнего солнцестояния. Праздник, сохранивший традиции до наших дней: сбор трав, прыжки через костер, поиск цветков папоротника. Сам день выбран славянами не случайно. Солнцестояние – самый длинный день в году, торжество света над тьмой. Название праздника пошло от бога Купайло (Купала).
Все обряды в этот день связаны с огнём и водой. Праздник начинался с хоровода из трёх кругов людей. Где:
Рождение и имянаречение
Славяне начинали заботиться о ребёнке, пока тот находился ещё в утробе матери. Посторонним не рассказывали о наступившей беременности и примерном сроке родов. В последний месяц перед родами женщина не выходила со своего двора, чтобы Домовой мог прийти на помощь, а злые сверхъестественные силы не могли навредить.
Славяне считали, что рождение ребёнка разрушает границу между миром живых и мёртвых, поэтому роды проходили чаще всего в бане или в отдельном от дома помещении. А для лучшего раскрытия женского тела расплетали косы, развязывали узлы, открывали сундуки и двери. На роды приглашали повивальную бабку – немолодую женщину, у которой были дети, желательно мальчики.
Не позже чем на шестнадцатый день после родов ребёнку давали имя. Для славян имя человека могло сказать о его личности, судьбе и жизненном предназначении. Выбор имени был согласован с волхвом, а сам обряд считался высшим. Дать ребёнку имя считалось всё равно, что выбрать оберег по жизни.
Имя, которое давали родители своему ребёнку при рождении, имело свою силу, пока чаду не исполнялось 12 лет. С этого возраста ребёнок воспринимался уже как осознанная личность, которая имеет представления о своём жизненном пути. Тогда первое имя теряло свою силу и проводился обряд имянаречения.
Имянаречение проводилось в период осеннего равноденствия после «смывания» старого имени. Для этого нужно было окунуться в ближайшую речку или озеро, после чего начинался обряд имянаречения. Во время обряда волхв вводил подростка в транс и вызывал у него видения для того, чтобы человек заглянул вглубь себя, познал свою личность и увидел будущее. На основе этих видений давалось два имени:
Свадьба
Сам праздник свадьбы назывался Любомир, от слов «любовь» и «мир». Им обозначали сам свадебный обряд, супружество и годовщину свадьбы, отмечавшуюся каждый год. Во время свадьбы славяне не употребляли алкоголь, они пели, танцевали, устраивали игры и соревнования между собой.
Весь праздник затягивался на несколько месяцев. Свадебный обряд включал в себя несколько обязательных ритуалов, относящихся к предсвадебному периоду:
К самой свадьбе относились:
Свадьбы играли весной на Красную Горку, осенью (после сбора урожая и до наступления холодов) и зимой на Велесовых Святках. Учитывался и род деятельности жениха: земледельцы устраивали праздник после сбора урожая, воины – после военного похода. То есть выбирали наиболее благоприятное в материальном плане для семьи время.
Венчание
Жених и невеста во время обряда обменивались кольцами или поясами (перепоясывали друг друга). После чего муж покрывал новоиспечённую жену подолом своего плаща в знак защиты и покровительства. Затем волхвы обводили молодых вокруг Священного Древа или родового столба и громко объявляли гостям, что пара теперь муж и жена.
Во время обряда славят богов:
Очищение огнем
Любой обряд очищения у славян означал избавление от негатива – душевного и физического. Славяне верили, что при накоплении плохой энергетики страдало и физическое тело, поэтому в первую очередь такие обряды были направлены на избавление от плохих мыслей:
Обряды очищения огнём проводили во время празднования:
Защита ребенка
Славяне считали, что новорождённый ребёнок находится на границе мира Яви, поэтому сразу же после его появления на свет, ведающие заговаривали младенца от болезней и злой сверхъестественной силы. Этот обряд проводился с помощью огня, которым обносили новорождённого, и чистой родниковой воды, которой брызгали на малыша в конце.
До достижения годовалого возраста ребёнка, кроме родных, нельзя никому было видеть. Это уберегало младенца от сглазов и порчи. В случаях, когда ребенок рождался слабым или больным, проводился ритуал «перерождение»:
Календарь праздников и языческих ритуалов
Ритуалы славян вызывают интерес и в современном обществе, так как каждый ритуал нес в себе смысл и глубокую тайну взаимодействия земного и духовного миров. Многих традиций люди придерживаются и до сих пор, не осознавая их значение. Но за каждым из них стоит мудрость и знания предков, передающихся из поколения в поколение.