о а токарева биография логопедия
Токарева Ольга Алексеевна
18 декабря 2017 года кафедра логопедии Института детства провела круглый стол «Логопедия вчера и сегодня». Встреча была посвящена 100-летию со дня рождения Ольги Алексеевны Токаревой. С докладами выступали ученики Ольги Алексеевны – зав.кафедрой логопедии А.А. Алмазова, профессор Г.В. Бабина и О.С. Орлова, доцент М.М. Любимова. Особый интерес вызвали сообщения внучки Ольги Алексеевны – Н.Г. Токаревой, руководителя секции дошкольного и инклюзивного образования Института ЮНЕСКО по информационным технологиям, а также ее друга и коллеги – Л.А. Кротковой, доцента кафедры логопедии МПГУ.
Предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми статьями Ольги Алексеевны Токаревой.
Токарева О.А., Молочник Т.Я. Состояние словарного запаса у учащихся старших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи // Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, ред. Алмазова А.А., Селиверстов В.И., Москва, 2011. Читать
Токарева О.А., Фомина И.Н. Изучение морфемного состава слова в 6-7-х классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, ред. Алмазова А.А., Селиверстов В.И., Москва, 2011. Читать
Токарева О.А., Шуть И.Н. Первоначальный период обучения грамоте детей с моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред. Л.И. Беляковой.– М., 1985 Читать
О а токарева биография логопедия
О. А. Токарева классифицирует нарушения чтения в зависимости от того, какой из анализаторов первично нарушен: слуховой, зрительный или двигательный. И в связи с этим выделяет акустическую, оптическую и моторную формы дислексии. Наиболее распространенной, по мнению автора, является дислексия, связанная с акустическими расстройствами, при которой отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа. Дети с трудом сливают буквы в слоги, слова, так как буква не воспринимается ими как сигнал фонемы; смешивают сходные по артикуляции и звучанию звуки (свистящие и шипящие, звонкие и глухие и т. д.).
Акустические нарушения отмечаются как при расстройстве устной речи (дизартрии, дислалии), так и при задержке речевого развития. Таким образом, прослеживается связь между развитием устной и письменной речи, которые рассматриваются как тесно связанные стороны единого процесса речевого развития.
Четкое акустическое восприятие является одним из необходимых условий формирования устной и письменной речи. Однако овладение письменной речью предполагает в качестве основных условий наличие языковых обобщений, прежде всего фонематических, сформированность высших символических функций. Одной из необходимых предпосылок формирования чтения является умение выделять из всего многообразия звучаний фонему как специфическое обобщение смыслоразличительных признаков звука, соотнести ее с определенным символом, т. е. буквой осуществить диференциацию фонем и фонематический анализ. Формирование же дифференциации фонем и фонематического анализа — это процесс развития языковых обобщений. Нарушение их может наблюдаться и у детей с нормальным слуховым восприятием звуков речи. Формирование речевых анализаторов происходит в тесном взаимодействии с другими анализаторами, в процессе деятельности которых постоянно осуществляется влияние одного на другой. Так, при дифференциации звуков и звуковом анализе слова одновременно участвуют и речеслуховой, и речедвигательный анализатор. В связи с этим определение рассмотренных расстройств чтения как акустической дислексии, обусловленных нарушением деятельности речеслухового анализатора, является необоснованным.
О а токарева биография логопедия
О.В. Елецкая: логопедам запись закреплена
Частная группа
Волкова Л.С., Селиверстов В.И. (ред.) Хрестоматия по логопедии в 2-х томах, М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, страниц: 560 + 656.
В данном пособии тематически систематизированы и представлены извлечения и тексты по теории и практике логопедии, собранные из разных авторских литературных источников. «Хрестоматия» содержит следующие тематические разделы: I том: Дислалии; Ринолалии; Дизартрии; Нарушения голоса; Заикание; II том: Алалии; Афазии; Нарушения письменной речи; Предпосылки и истоки развития логопедии.
Пособие составлено в соответствии с программой курса «Логопедия с историей логопедии» и учебником «Логопедия» для педагогических институтов. Попытка создания целостно тематической «Хрестоматии по логопедии» предпринимается впервые в истории развития логопедии как науки. Собранный здесь материал представляет учебный, научный и практический интерес для самого широкого круга специалистов.
ТОМ 1
В данном пособии тематически систематизированы и представлены извлечения и тексты по теории и практике логопедии, собранные из разных авторских литературных источников. «Хрестоматия» содержит следующие тематические разделы: I том:
Дислалии;
Ринолалии;
Дизартрии;
Нарушения голоса;
Заикание; II том:
Алалии;
Афазии;
Нарушения письменной речи;
Предпосылки и истоки развития логопедии.
Пособие составлено в соответствии с программой курса «Логопедия с историей логопедии» и учебником «Логопедия» для педагогических институтов. Попытка создания целостно тематической «Хрестоматии по логопедии» предпринимается впервые в истории развития логопедии как науки. Собранный здесь материал представляет учебный, научный и практический интерес для самого широкого круга специалист
ТОМ 2
Предисловие (Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов).
Дислалии (Сост. Л. В. Лопатина).
Куссмауль А. Косноязычие и лепетание (1879).
Хватцев Д/. Е. Общее учение о косноязычии (1959).
Зееман Косноязычные дети (1962).
Мартынова Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии (1963).
Мелехова Л. В. Дифференциация дислалии (1967).
Рау Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем (1968).
Чиркина Г. В. Основы коррекционного обучения (1969).
Токарева О. А. Функциональные дислалии (1969).
Волкова Л. С. Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе (1969).
Правдина О. В. Дислалия (1973).
Ястребова А. В. Особенности устной речи учащихся I класса (1984).
Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Нарушения речи у детей (1985).
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Дислалия у детей (1987).
Гриншпун Б. М. Дислалия (1989).
Ринолалии (Сост. С. Н. Шаховская).
Дубов М. Д. Клиническая картина при расщелинах нёба.
Организация лечебной и профилактической помощи при расщелинах нёба (1960).
Ипполитова А. Г. Логопедические занятия при ринолалии в доречевом периоде (1963).
Ипполитова А. Г. Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии (1983).
Ермакова И. И. Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция.
Ермакова И. И. Особенности постановки звуков при ринолалии (1984).
Дизартрии (Сост. Л. В. Лопатина).
Куссмауль А. [О дизартрии] (1879).
Хватцев М. Е. Классификация косноязычия (1959).
Семенова К. А. Речевые расстройства у детей с церебральными параличами (1968).
Семенова К. А., Мастюкова Е. М. Смуглин М. Я. Дизартрии (1972).
Правдина О. В. Дизартрия (1973).
Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики (1974).
Мартынова Р И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией (1975).
Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом (1977).
Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Дизартрия (1977).
Ипполитова М. В. Характеристика звукопроизносительной стороны речи у учащихся с церебральным параличом (1989).
Архипова Е. Ф. Четыре уровня доречевого развития детей с детским церебральным параличом. (1989).
Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии (1989).
Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Развитие фонетико-фонема-тической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии.
Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии (1994).
Нарушения голоса (Сост. С. Н. Шаховская).
Ивановская Ф. А. О методике занятий при некоторых расстройствах голоса (1955).
Хватцев М. Е. Недостатки голоса (1958).
Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств (1960).
Алмазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса (1960).
Таптапова С. Л. Образование звучной речи у лиц с экстирпи-рованной гортанью (1960).
Правдина О. В. Патология голоса (1963).
Рябченко А. Т. Состояние внешнего дыхания при функциональных нарушениях голоса и основные мероприятия по реэдукции голоса (1967).
Алмазова Е. С. Методика восстановления и развития голоса у детей (1973).
Заикание (Сост. Г А. Волкова).
Лагузен Хр. Способ излечения заикания (1838).
Кён Р. Заикание (1878).
Сикорский И. А. О заикании (1889).
Либманн А. Патология и терапия заикания и косноязычия (1901).
Неткачев Г. Д Заикание (1909).
Неткачев Г. Д. Клиника и психотерапия заикания (1913).
Шуберт М. Е. К психопатологии, клинике и лечению заикания (1928).
Фрешелъс Э. Заикание. Ассоциативная афазия (1931).
Гиляровский В. А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечения (1932).
Тартаковский И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия (1934).
Флоренская Ю. А., Авербух И. С, Архипова О. Г. Повторные больные и трудные случаи заикания (1936).
Власова Н. А., Герценштейн Э. Н. Опыт работы с логоневроти-ками дошкольного возраста (1939).
Самойленко Н. С, Гринер В. А. Логопедическая ритмика (1941).
Жинкин Н. И. Заикание (1958).
Кочергина В. С. Некоторые клинические особенности заикающихся детей дошкольного возраста (1958).
Хватцев М. Е. Заикание (1959) 453 Зееман М. Заикающиеся дети (1962).
Досужков Ф. Н. Невроз болезненной застенчивости (скоптофобия) (1963).
Левина Р. Е. К проблеме заикания у детей (1969) 474.
Селиверстов*В. И. Логопедические занятия и игры с заикающимися детьми (1972).
Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов (1974).
Ковшиков В. А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах (1976).
Асатиани Н. М. Заикание у взрослых (1983).
Власова Н. А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов (1983).
Волкова Г Л. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников (1983).
Кузьмин Ю. И. Темп речи и заикание (1983).
Селиверстов В. И. О психологической модели феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте (1989).
Волкова Г. Л. Заикание и дизонтогенез (1994).
Алалии (Сост. С. Н. Шаховская).
Трауготт Н. Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами (1940).
Левина Р. Е. Изучение неговорящих детей (алаликов) (1951).
Голубева Л. П. Развитие речи неговорящих детей (1951).
Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией (1961).
Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи (1961).
Чудинова Л. М. Приемы активизации речи у алаликов (1961).
Орфинская В. К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии (1963).
Горюнова Т. П. Из опыта логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной стороны речи (1969).
Жинкин Н. И. Научное значение практической работы учреждений по оказанию помощи детям с тяжелыми речевыми наруше- л_ ниями (1969).
Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов (1975).
Бадаева В. И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи (1975).
Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей-алаликов (1977).
Афазии (Сост. Г. А. Волкова).
Кожевников А. Афазия и центральный орган речи (1874).
Куссмауль А. [Об афазии] (1879) 142 Идельсон Г. В. Современное состояние учения об афазии (1896, 1897) 146 Ларионов В. Е. Обзор работ по афазии (1898).
Аствацатуров М. И. Клинические и экспериментально-психологические исследования речевой функции (1908).
Кроль М. Б. К клинике и топической диагностике афазических и апраксических расстройств (1911).
Давиденков С. Н. Симптоматология расстройств экспрессивной речи (1915).
Хэд Г. Афазия и сходные расстройства речи (1926).
Лурия Л. Р. Травматическая афазия (1947).
Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии (1960).
Лурия А. Р. Проблема локализации функций в коре головного мозга (1962). 208.
Лурия А. Р. Нарушение высших корковых функций при поражении лобных отделов мозга (1962).
Пенфильд В., Роберте Л. Афазии. Типы афазии (1964).
Якобсон Р. Лингвистические типы афазии (1966).
Бейн Э. С, Овчарова П. А. Методические основы восстановительной терапии речи при афазии (1970).
Якобсон Р. Афазия как лингвистическая проблема (1971).
Винарская Е. Н. Значение нейролингвистического исследования актов речевого общения.
Оппелъ В. В. Первоначальное расстормаживание речи в свежих случаях афазии (1972).
Шохор-Троцкая М. К. Методики раннего этапа восстановления речи у больных с афазией (1972).
Трауготт Н. Н., Кайданова С. И. Нарушение слуха при сензорной алалии и афазии (1975).
Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии (1975).
Глозман Ж. М. К вопросу о структуре экспрессивного аграмматизма при разных формах афазии (1975).
Критчли М. Афазиология (1974).
Глезерман Т. Б., Визель Т Г. Нейролингвистическая классификация афазий (1986).
Цветкова Л. С. Принципы и методы восстановительного обучения при афазии (1988).
Нарушения письменной речи (Сост. Р. И. Лалаева).
Мнухин С. С. О врожденной алексии и аграфии (1934).
Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей (1941).
Лурия А. Р. Психологическое содержание процесса письма (1950).
Егоров Т. Г. Психологическая классификация ошибок чтения (1953).
Хватцев М. Е. Алексия и дислексия.
Аграфия и дисграфия.
Аграмматизм (1959).
Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом (1961).
Орфинская В. К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов (1963).
Спирова Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма (1965).
Каше Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения (1965).
Колповская И. К., Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения (1968).
Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфий) (1969).
Соботович Е. Ф., Гопиченко Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов (1979).
Лалаева Р. И. Терминология, определение и распространенность нарушений чтения у детей (1983).
Лалаева Р. И. Дисграфия (1989).
Предпосылки и истоки развития логопедии (Сост. Ю. Г. Гаубих).
Сикорский И. А. [Древнейшие медицинские писатели о болезнях речи] (1889).
Селиверстов В. И. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления. (1983).
Селиверстов В. Гаубих Ю. Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики. (1984).
Хватцев М. Е. Организация массовой логопедической помощи населению в СССР (1959).
Азбукин Д. И. Исторический очерк подготовки педагогов-дефек-тологов (1950).
Азбукин Д. И. Значение медицинских курсов в профессиональной подготовке студентов-дефектологов (1950).
Pay Ф. А. Профиль подготовки специалиста-логопеда (1950).
Селиверстов В. И., Гриншпун Б. М, Шаховская С Н. Формирование научной школы кафедры логопедии (к 35-летию вузовского отделения логопедии) (1981).
Лапшин В. А. 70 лет высшего дефектологического образования в СССР и современные проблемы подготовки специалистов (1990).
Феоктистова В. А. История и перспективы развития дефектологического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена (1990).
Волкова Л. С. Кафедра логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена: ее настоящее и проблемы будущего (1990).
Селиверстов В. И. Кафедра дошкольной дефектологии (специальной педагогики и психологии) МПГУ им. В. И. Ленина (1994).
Ковшиков В. А., Никитина М. И., Волкова Л. С. и др. Факультет коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (1994).
Указатель авторов.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Светлое прошлое
Виктория Шефтер родилась в ноябре 1937 года в Ленинграде. Во время войны отец ушёл в ополчение, а мама с двумя дочками-погодками Региной и Викторией, уехала в эвакуацию в Кировскую область. Мужа и папу они больше никогда не видели: у отца диагностировали онкологическое заболевание желудка, он скончался за четыре месяца до Дня Победы.
Мама направила все свои силы на то, чтобы дочери получили достойное образование. Сразу после возвращения в Ленинград она приобрела для младшей Виктории немецкое пианино и стала учить музыке. Старшая, Регина, с самого детства занималась языками.
Несмотря на то, что Виктория с детства занималась музыкой и была влюблена в литературу, мечтала она стать медиком. Но после окончания школы она всё же поступила в музыкальное училище, затем училась в консерватории, после преподавала музыку. Мама Виктории Шефтер очень любила своих дочерей, но буквально душила их своей любовью. Неудивительно, что младшая дочь, уставшая от опеки довольно авторитарной мамы, попросту сбежала замуж.
Дома у одного из своих учеников она познакомилась с Виктором Токаревым. Молодой человек совершенно покорил её. Он был одет, как настоящий стиляга, но больше всего 20-летнюю Викторию поразили его ярко-синие глаза. Это позже она поймёт, что сделала правильный выбор. У Виктора Токарева было повышенное чувство ответственности за свою семью. А ещё он безумно любил их дочь Наталью.
Но тогда, давая своё согласие на свадьбу, Виктория ещё не знала, что главная любовь в её жизни ещё впереди.
Неслучайный роман
В 1962 году Виктория Токарева решила поступать на сценарный факультет ВГИКа, но на экзаменах провалилась. Решающую роль в том, что она всё же стала студенткой прославленного ВУЗа, стало знакомство с Сергеем Михалковым, известным поэтом. Она приглашала его несколько раз в школу, где преподавала музыку, а после того, как она не нашла своей фамилии в списках поступивших, Виктория Токарева позвонила поэту и несколько минут просто рыдала в трубку. Выяснив, в чём причина горьких слёз молодой учительницы музыки, Михалков куда-то позвонил, и Токарева оказалась в списке студентов первого курса.
Уже в студенческие годы Виктория Токарева начала писать и очень быстро стала популярна. Настоящая слава пришла к ней после того, как на экраны стали выходить фильмы, снятые по её сценариям. Первым был «Урок литературы», в основу которого лёг дебютный рассказ Виктории Токаревой «День без вранья».
Сценарии писать она на тот момент ещё не умела, а потому ей дали помощника. По иронии судьбы им оказался сам Георгий Данелия. Они начали писать сценарий вместе, но уже спустя неделю после начала работы отношения молодой писательницы и известного режиссёра перешли в разряд романтических.
Виктория Токарева с гордостью признаётся, что в неё в то время невозможно было не влюбиться. Впрочем, не влюбиться в Данелию тоже. Ситуация осложнялась тем, что режиссёр, хоть и не был женат официально, жил вместе с замечательной актрисой Любовью Соколовой, а их сыну Николаю было уже семь лет.
Дочери Токаревой Наталье было три года, и она очень любила своего отца. И была влюблённость, которую ни спрятать, ни проигнорировать было никак нельзя. Но сама Виктория Самойловна признавалась, что предложение стать женой режиссёра она всегда получала только в одном случае: когда Данелия находился под воздействием спиртных напитков. Он писал своей возлюбленной пылкие послания, обещал взять на себя ответственность за судьбу самой Виктории и её дочери. Но утром алкоголь действовать переставал, и Георгий Данелия даже не вспоминал о том, что говорил ей по телефону или писал в записках.
Придуманная любовь
По мнению писательницы, Георгию Николаевичу не разрешала оставить Любовь Соколову с ребёнком мама режиссёра. Но сам режиссёр, давая интервью газете «Комсомольская правда» по телефону, категорически отрицал тот факт, что у него был роман с Викторией Токаревой. Он признавал: Виктория Самойловна была красавицей, они вместе только работали, а их отношения она, как писательница, просто придумала.
Виктория Токарева, комментируя это интервью режиссёра, сказала: Данелия, как истинный грузин, не хотел травмировать её супруга, который к тому моменту был ещё жив. Правда, в том же интервью Георгий Николаевич рассказал о романе Токаревой с писателем Бородянским, близкие отношения с которым Виктория Самойловна отрицает.
Как бы там ни было, писательница имеет свой собственный взгляд на события, происходившие в её жизни. Возможно, правды не узнает об этом уже никто. Уже нет в живых ни её мужа, ни Георгия Данелии. От своего супруга Виктора Токарева она уходить никогда не собиралась, объясняя это очень близкими отношениями с ним. Они жили вместе очень хорошо и «проросли» друг в друга.
Она не жалеет ни о чём, а ещё продолжает наслаждаться жизнью и получать удовольствие от каждого прожитого дня. Все её увлечения давно в прошлом, зато вечными остаются потрясающие произведения, яркие герои и нестареющие фильмы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: