о чем рассказ история села горюхина

«История села Горюхина», неоконченная повесть Александра Сергеевича Пушкина: история создания, краткое содержание, главные герои

Знаменитая Болдинская осень занимает особое место в творчестве А.Пушкина. на протяжении 3 месяцев поэтом было создано множество совершенно разных по жанрам и стилистике произведений, в том числе и знаменитый цикл «Повести Белкина». Но не всякий знает, что «перу» Ивана Петровича «принадлежит» еще одно творение поэта: неоконченная повесть «История села Горюхина». И хотя она не получила такой широкой известности, как «Метель», «Станционный смотритель» и другие 3 повести цикла, рассказ о горюхинцах был отмечен многими критиками как произведение пусть и не законченное, но достаточно зрелое и важное в творчестве Александра Сергеевича.

Кто такой Белкин?

о чем рассказ история села горюхина. Смотреть фото о чем рассказ история села горюхина. Смотреть картинку о чем рассказ история села горюхина. Картинка про о чем рассказ история села горюхина. Фото о чем рассказ история села горюхина Вам будет интересно: 10 книг, которые стоит прочесть: перечень самых читаемых книг

Для тех, кто мало знаком с творчеством Пушкина, следует отметить, что образ Белкина появляется в его произведениях дважды. Из предисловия к «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина» мы узнаем о том, что оный сочинитель родился и практически всю жизнь прожил в Горюхине, увлекался литературой и оставил после себя несколько повестей, пять из которых входят в упомянутый выше цикл. Здесь же даются описание внешности героя и краткая история его деяний и смерти. Во втором произведении Белкин предстает уже собственно автором истории села Горюхина. Причем рассказу о Горюхине предшествует биография самого Ивана Петровича.

о чем рассказ история села горюхина. Смотреть фото о чем рассказ история села горюхина. Смотреть картинку о чем рассказ история села горюхина. Картинка про о чем рассказ история села горюхина. Фото о чем рассказ история села горюхина Вам будет интересно: Научно-фантастическая повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом»: краткое содержание, основные герои, экранизации

Теперь подробнее о том, что же узнает читатель о Белкине и его вотчине из неоконченной повести поэта.

Детские и юношеские годы

Родившийся в 1801 году Белкин первое образование получил от горюхинского дьячка, привившего ему, ко всему прочему, любовь к чтению, а затем и к литературе вообще. Родители мальчика, напротив, читать не любили, а потому и книг в доме почти не держали. Да и занятиями свое чадо особо не отягощали, что впоследствии Белкин причислит к недостаткам образования, мешающим ему стать настоящим литератором.

о чем рассказ история села горюхина. Смотреть фото о чем рассказ история села горюхина. Смотреть картинку о чем рассказ история села горюхина. Картинка про о чем рассказ история села горюхина. Фото о чем рассказ история села горюхина

В двенадцатилетнем возрасте барчука отправили в пансион – продолжает Пушкин «Историю села Горюхина». Однако за сим последовало нашествие войск Наполеона, и уже через 3 месяца мальчика вернули домой. От дальнейшего обучения изнеженный родительской заботой Белкин отказался сам – упросил матушку оставить его в деревне, так как вставать рано в пансионе ему не позволяет здоровье. И только в 16 лет ему пришлось все-таки отправиться на службу в пехотный полк, куда юношу зачислили юнкером. Неприятные впечатления оставили у Ивана Петровича эти годы. Впрочем, длилась отлучка недолго: через 8 лет, после смерти дражайших родителей, он вернулся в родное имение.

Возвращение домой

о чем рассказ история села горюхина. Смотреть фото о чем рассказ история села горюхина. Смотреть картинку о чем рассказ история села горюхина. Картинка про о чем рассказ история села горюхина. Фото о чем рассказ история села горюхина

Недели три принимавший наследство барин хлопотал о своей вотчине и встречался с чиновниками. Когда все дела были закончены, стал испытывать скуку, подтолкнувшую к лихой мысли: а не заняться ли сочинительством? Впрочем, к этому будущего автора истории села Горюхина подтолкнули не только тяга к литературе, но и рассказы ключницы о прошлом имения, а также найденный в кладовой письмовник.

Мысли о сочинительстве

Белкин сначала испугался пришедшей в его голову мысли. Недостаток образования в детстве, скитания по квартирам и служба мало располагали к тому, чтобы всерьез освоить это мудреное и недосягаемое, по его убеждению, дело. Вспомнилось, как еще в Петербурге судьба свела молодого юнкера с известным сочинителем Б., случайно подсевшим к нему за столик в конфетной лавке. Белкин тогда не обратил внимания на своего соседа, а когда узнал, кто ел рядом с ним бифштекс, бросился вдогонку. Не взял сдачу за обед, едва не сбил с ног гвардейского офицера, но так и не догнал господина Б. Потеря 30 копеек, выговор и едва ли не арест – такова была цена попытки познакомиться с известным сочинителем, так и не увенчавшейся успехом.

Как ни сомневался в собственных возможностях автор будущей истории села Горюхина, врожденная тяга к сочинительству взяла верх. Он долго пробовал себя в разных жанрах, решился даже на историческую поэму о Рюрике. Наконец, взялся за повести, которые научили его выражать мысли правильно, свободно и приятно. Но вскоре и эти занятия ему наскучили, и Белкин стал искать новый предмет для своей литературной деятельности.

Неожиданное решение

Далее «История села Горюхина», краткое содержание которой здесь приводится, получила неожиданное развитие. Ключница нашла на чердаке корзину с книгами и, зная о тяге Ивана Петровича к чтиву, притащила ее барину. Первый восторг Белкина вскоре сменился разочарованием: в корзине лежали обычные календари. Однако они оказались не так уж и бесполезны: на вплетенных в календари листах начинающий сочинитель разглядел довольно интересные записи, касающиеся жизни имения Горюхина на протяжении 55 лет. Экономические, метеорологические, статистические данные, почерпнутые из листочков, исписанных старинным почерком, подтолкнули Ивана Петровича к тому, чтобы начать поиск других данных об истории родного имения. Их оказалось так много, что уже через полгода герой произведения Пушкина приступил к написанию истории своей вотчины.

о чем рассказ история села горюхина. Смотреть фото о чем рассказ история села горюхина. Смотреть картинку о чем рассказ история села горюхина. Картинка про о чем рассказ история села горюхина. Фото о чем рассказ история села горюхина

Далее приводятся источники, послужившие основой для создания произведения: 54 старинных календаря, исписанных разными представителями семейства Белкиных; сохранившаяся часть летописи дьячка; устные предания, рассказанные барину старожилами Горюхина; счетные книги, составленные старостами имения.

Описание вотчины

Следующая часть произведения особо выделяется современниками Пушкина, считавшими, что здесь поэту на примере небольшого имения удалось воссоздать полную картину крепостнической России.

240 десятин земли и 63 души – таковы размеры страны, расположенной рядом с рекой Сивкой и имеющей столицу Горюхино. Жители ее, крепкого сложения и мужественного виду, отличались трудолюбием, храбростью и воинственностью. Хотя и были склонны к питию. Они промышляли охотой, рыбалкой, сбором ягод, грибов и орехов, которыми во все времена щедро одаривали здешние леса, озера и река. Благосклонными к горюхинцам можно назвать и поля, на которых в большом количестве выращивали рожь, гречиху и прочие зерновые. Развитию торговли способствовало наличие реки Сивки и развитие промыслов, например, вязание лаптей. Под стать мужчинам были и женщины, всегда способные постоять за себя и составлявшие общественную стражу.

о чем рассказ история села горюхина. Смотреть фото о чем рассказ история села горюхина. Смотреть картинку о чем рассказ история села горюхина. Картинка про о чем рассказ история села горюхина. Фото о чем рассказ история села горюхина

Особое место в истории села Горюхина отводится обычаям и нравам, царившим среди его жителей. Белкин рассказывает, как налаживалась жизнь молодых после свадьбы, как хоронили усопших, какую одежду носили в разное время года. Любили горюхинцы и искусство. Так, в летописи попал земский Терентий, прославившийся тем, что искусно писал обеими руками. Слух жителей нередко услаждали волынка и балалайка. А стихи Лысого Архипа сравнивали с творениями Виргилия и Сумарокова (кстати, содержание одного из них приводится в истории Белкина).

О правлении Трифона

По летописям, Белкины некогда обладали обширными землями. Горюхино было одним из отдаленных уголков, о котором часто забывали. А потому годы процветания чередовались в вотчине с временами упадка. И в последние пришел конец правлению всенародно избранного старосты Трифона. В канун храмового праздника, когда весь народ, включая старосту, был навеселе, в село въехала бричка с незнакомым жидом и неким сановником.

о чем рассказ история села горюхина. Смотреть фото о чем рассказ история села горюхина. Смотреть картинку о чем рассказ история села горюхина. Картинка про о чем рассказ история села горюхина. Фото о чем рассказ история села горюхина

Прибывшие потребовали Трифона, но так как последний оказался изрядно пьян, показали какое-то письмо и всех распустили до следующего дня. Утром всех горюхинцев собрали на сходку, где и зачитали послание от барина. Согласно ему, отныне управлять вотчиной будет приезжий, а Трифону, обвиняемому в плутовстве, следует во всем ему помогать. Содержимое письма и дополнившие его угрозы со стороны нового приказчика вмиг выбили хмель из голов дворян. Последние покорно разбрелись по домам в ожидании перемен.

Чем закончилось новое правление

Приказчик тут же приступил к реализации своей политической системы. Перво-наперво поделил всех мужиков на зажиточных и бедных с тем, чтобы первые платили недоимки, несли общественные повинности и становились все смирнее. Гуляк отправил на пашню, а если это не помогало, отдавал в батраки. Выкупиться можно было только за двойной оброк, что несло несомненную пользу хозяйству барина. За угрозы отправить в рекруты брал большой откуп. К оброку добавил нечаянный сбор. Мирскую сходку и вовсе уничтожил. Все это уже через три года привело к полному обнищанию горюхинцев, при котором одни мужики трудились на башне, другие – в батраках, а дети и вовсе пошли побираться. На такой невеселой ноте заканчивается «История села Горюхина».

Какая идея объединяет все части произведения

Современники и потомки Пушкина усмотрели в неоконченной повести несколько важных моментов.

о чем рассказ история села горюхина. Смотреть фото о чем рассказ история села горюхина. Смотреть картинку о чем рассказ история села горюхина. Картинка про о чем рассказ история села горюхина. Фото о чем рассказ история села горюхина

Во-вторых, невольно возникает ассоциация с другим произведением – «Историей государства Российского» Н. Карамзина, которое отличается благонамеренно-официозным подходом в изображении русской действительности. И Пушкин в этой ситуации выступает непримиримым противником сложившихся устоев, загонявших народ в еще большую кабалу.

История публикации произведения Пушкина

Написанная в болдинскую осень 1830 года повесть увидела свет лишь лишь после смерти поэта. Ее со многими ошибками, вчастности с неправильной последовательностью частей и под названием «Летопись села Горохина», опубликовали в «Современнике» в 1837 году.

«История села Горюхина» не получила такой популярности, как многие другие произведения поэта. Однако ее по праву называют предтечей «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина – гротескно-сатирической повести, изобличавшей пороки русского общества 19 века.

о чем рассказ история села горюхина. Смотреть фото о чем рассказ история села горюхина. Смотреть картинку о чем рассказ история села горюхина. Картинка про о чем рассказ история села горюхина. Фото о чем рассказ история села горюхина

Подводя итог, можно отметить, что талантливый человек велик во всем. А потому даже тот факт, что А. С. Пушкин не дописал свою повесть до конца, нисколько не умаляет ее достоинств и значимости для русской литературы.

Источник

Что есть «русский дух»?: «История села Горюхина»

«Эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия но они не художественные создания, а просто сказки и побасёнки»

Что есть «русский дух»?

«Повести Ивана Петровича Белкина»: «История села Горюхина»

Введение.

Перехожу к «Повестям Ивана Петровича Белкина» (ПБ) и «Истории села Горюхина». Мы имеем дело с трехслойной (и даже более) структурой вложенных сюжетов, смыслов, и их взаимных отражений. Вы не найдете в этой работе детального анализа метасюжета, которому А.Н.Барков уделил основное внимание. То есть, я не буду соотносить героев обрамляющего сюжета (Ивана Петровича Белкина, придуманного им летописца села Горюхина, а также рассказчиков: титулярного советника А. Г. Н., подполковника И. Л. П., приказчика Б. В., девиц К. И. Т.) с реальными историческими лицами, так как предполагаю, что это гораздо лучше меня сделают профессиональные исследователи, опираясь на гигантский базис и профессиональные знания. В основном я сосредоточусь на самом этом обрамляющем сказы сюжете, на композиции всего произведения,на привычном мне анализе самих новелл, а также на героях повестей и целях рассказчиков. Моя задача: помочь читателям отойти от восприятия «Повестей Ивана Петровича Белкина», как пустых побасенок (односюжетных, плоских притчей) и увидеть все произведение в объеме.

Привычный мне метод опирается исключительно на анализ текста (изнутри) и привлечение внешних к произведению фактов и контекста только для уточнения и проверки вывода. Этот подход мне кажется естественным и в данном случае единственно правильным. Для успеха в этих ограниченных рамках требуется в большей степени здравый смысл и умение погружаться в ткань повествования, нежели профессиональные знания.

Важным исходным постулатом я определил для себя утверждение о гениальности и добросовестности (как автора)А.С.Пушкина и с удовольствием обнаружил это утверждение у Баркова в качестве единственной аксиомы в его анализе.

Как-то раз моя дочь пришла домой после школы и спросила, зачем великий Пушкин написал такие безделушки, как болдинские рассказы. Я ответил парой фраз, но обстоятельно решил побеседовать позже. Спустя время просмотрел школьный учебник и поразился, как унизительно поверхностно для Пушкина представлены детям его гениальные зарисовки из жизни. Впрочем, если вспомнить уже забытую советскую школу, она не отличалась в лучшую сторону.

Это повелось со времен Белинского, которого в любом произведении интересовала в основном критика царизма. Обнаружив у автора эту основную идею, душу, как ему казалось, произведения, он эту душу извлекал, обнажал, снимая покровы и кромсал литературное тело, как патологоанатом режет труп убитого человека. В этом проявлялась его любовь к литературе. Критика, следуя им проторенной дорожкой, до сих пор сосредотачиваетсяне на идеях и смыслах,вдохновивших автора, не на истинной душе его творения, ана социальной значимости, а также формах, схемах, литературных образах, стилях, жанрах и т.д. Но какой же смысл рассуждать о кистях и красках художника вместо того, чтобы любоваться живописью?

По следам Белинского идет современное преподавание классики в школах и университетах. В результате совершенно выхолащиваются мысли писателей и уничтожается великая воспитательная сила их творчества.Вот, например, типичный отрывок из лекции на филологическом факультете одного из университетов на тему болдинских рассказов Пушкина:

Сразу кратко выскажусь о цели, которая на мой взгляд была искусно достигнута Пушкиным с помощью очень скромных средств и при минимальном объеме текста. Ему удалось схватить и передать читателю то, что почти всегда ускользает из прозы – дух народа и ощущение прикосновения к жизни. Удивительно, что художественный уровень самих новелл невысок и доступен почти рядовому писателю, каковым и является по задумке Александра Сергеевича сельский писатель-барин И.П.Белкин. Как нередко бывает с образованными людьми, поселившимися на земле, Белкин нашел себе занятие в собирании слышанных от разных людей историй, которые бы вместе составили энциклопедию русской жизни. Белкин достаточно умен и прозорлив, но не гениален. Его проза – это работа ученого-этнографа. Недостаток таланта и мастерства этого героя было новаторски и тонко компенсировано композиционной структурой «Повестей…». Только рассматривая весь цикл повестей, мы обнаруживаем за простоватым Белкиным и его неискусной прозой стратегический замысел Пушкина, его владение стилями рассказчиков из разных сословий, которые проступают через литературную обработку писателя Белкина, различие мировосприятия, духа различных слоев российского общества и то общее, что их всех объединяет. Пушкин ради большего отказывается от мастерского владения словом, которое в данном случае было бы помехой в непосредственной передаче духа и мировосприятия героев, рассказчиков историй и писателя Белкина. При этом Пушкину удалось совершенно избежать неприемлемой для художественного вкуса прямой дидактики.

История села Горюхина.

Для начала обратим внимание на структуру повести. Автором «Истории села Горюхина» является некий Белкин. Мы об этом догадываемся (прямого указания нет) из упоминания деда и прадеда летописца: Ивана Андреевича и Андрея Степановича Белкиных. Но при внимательном рассмотрении обнаруживается, что Иван Петрович Белкин, автор «Повестей…» и летописец Белкин – это разные лица, отличные почти во всем: и характером, и образованием, интересами, стилем письма и даже годом рождения. Главный герой «Истории…» мог бы оказаться родственником Ивана Петровича (например, братом), но автобиографичность (хотя и неполная) это исключает: не могло быть два барина-литератора в одном селе почти в одно время, при том что в письме соседа из села Ненарадово и в летописи упоминается один. Таким образом, Иван Петрович Белкин, сам будучи вымышленным персонажем и автором «Истории села Горюхино», и цикла «Повестей…», как и любой почти писатель не захотел ставить себя в центр повествования и ведет его от лица выдуманного им летописца Белкина. Это не просто следование каким-то правилам или потакание вкусу публики. Очевидно, «писатель» хотел достичь совершенно определенной цели, которая прояснится позднее.

Главный герой, бытописатель «страны Горюхино», несмотря на краткость сведений о нем, представлен Белкиным ярко, даже талантливо. Создавая этот во многом автобиографичный образ, Белкин удалил из с него все городское, все из слоя высшего общества, что могло бы исказить простоту и непосредственность истинного горюхинца. Он делает летописца моложе себя, перенося его рождение с 1798 на 1801 год, «спрятав» три года, возможно потраченные Иваном Петровичем на столичное образование (в точности сведений о возрасте и жизни самого Ивана Петровича, полученных от соседа-помещика, сомневаться не приходится: последний до крайности педантичен). Летописец всю сознательную жизнь провел в родном селе. Три недели в московском пансионе Мейера и несколько лет службы в гвардии были настолько несущественны для формирования его мироощущения и образа мыслей, что он уделил этому пару строчек и то из природной скрупулёзности. Умению выражать мысли понятным для образованного читателя образом он научился из единственной книги, которую выучил наизусть еще в детстве. Это был выдержавший десять изданий «Письмовник» профессора Николая Курганова, который имелся почти в каждом образованном семействе России. Обычный письмовник – нечто вроде современной школьной хрестоматии. В ней собраны примеры эклогий, стансев, сонетов, идиллий, басен, мадригалов, эпитафий, исторических анекдотов, изложены основы стихосложения и грамматики, сведения из разных областей науки и т.д. – все то, что нужно было «образованному» человеку того времени. Содержание письмовника автор усвоил к десяти годам, хотя каждый раз находил в нем новые красоты. Все остальные сведения о мире он почерпнул из сельской жизни: мальчишкой играл на равных с дворовыми ребятами; повзрослев, жил общими со всеми заботами. Единственное его отличие от односельчан, кроме того что он номинально оставался барином, состояло в большейза всю историю села образованности. Следуя зову сердца, молодой человек принялся писать. Писал, естественно, по лекалам единственной известной ему книги. Стихосложение не задалось, получилась одна эпиграмма; в остальных жанрах: одно назидание и несколько анекдотов, слышанных от разных особ и «украшенных живостью воображения», которые он назвал повестями. На этом запас историй и мыслей (удалась одна) истощился. Но он, пребывая в поиске, не отчаивался: «Мысль оставить мелочные и сомнительные анекдоты для повествования истинных и великих происшествий давно тревожила мое воображение. Бытьсудиею, наблюдателем и пророком веков и народов казалось мне высшею степенью, доступной для писателя». Нежданно-негаданно обнаруживается настоящий исторический источник: множество календарей почти за полвека с надписями. Наш герой с рвением приступает к великому делу, главному в его жизни: созданию летописи села Горюхина. Читая его труд, любой улыбнется: фигура «летописца», судии и пророка выглядит довольно комичной. Но не будем торопиться…

Но, очевидно, Ивану Петровичу Белкину не хватает опыта. Создавая образ летописца, он «проговаривается», приписывая ему увлечение современной литературой и упоминая детали уже своей биографии. Откуда у него знание мелодрамы Коцебы или поэмы В.Л. Пушкина,французской истории по Милоту и т.д.? Эта образованность совершенно выбивается из образа простеца, коего «успехи … хотя были медленны, но благонадежны», и который «на десятом году от роду… знал уже почти все то, что поныне осталось… в памяти, от природы слабой». В Петербурге он «каждый день тихонько ходил… в театр, в галерею четвертого яруса. Всех актеров узнал по имени и страстно влюбился в **, игравшую с большим искусством в одно воскресенье роль Амалии в драме «Ненависть к людям и раскаяние»». «Горюхинец» читает не только стихи и прозу, но труды современных историков, литературную критику. Он погружен с головой в литературную жизнь, проводит время за чтением литературных журналов, и так бывает увлечен ими, что не находит времени поднять глаза и посмотреть на соседа за столиком в кафе. Однажды им оказался известный литератор. Белкин, услышав краем уха знакомую фамилию, все бросает и бежит за ним следом. Что-то не вяжется это с образом слабого памятью сельского домоседа.

Иван Петрович видит несоответствие, но ему хочется на что-то намекнуть, очень хочется показать образованность своего героя, в которой совсем недавно ему полностью отказал. Он, правда неумело, подсказывает: «Не относитесь поверхностно, пренебрежительно, со снисхождением к «Истории села Горюхина». Летописец, хотя и кажется наивным, вовсе не дурак, за его странной манерой и простодушием проглядывает нечто важное и большое. Не воспринимайте его летопись как мою сатиру, насмешку над самомнением «пророка веков и народов». И я, человек образованный и тонко чувствующий, не стал бы для вас представлять низкопробную литературу».

Итак, попробуем разобраться с общей структурой произведения и с героями, находящимися как внутри, так и за пределами основной новеллы.

На низшем уровне мениппеи, на уровне сказа мы узнаем много всего из жизни простого русского крестьянства: когда женились, как работали, отдыхали, что праздновали, во что верили. Эта этнография, очевидно, очень интересна самому летописцу – ведь он занят «серьезным» делом. И для нас это может быть занимательно, если мы любим историю. Но самостоятельной художественной ценности в этом описании нет. Кроме того, мы не знаем, насколько можно доверять написанному – автор кажется нам то смешным и недалеким, даже комичным, то наивным. Мы не до конца чувствуем, понимаем, что за человек, этот летописец.

Вчитайтесь в летопись, перевоплотитесь вслед за Иваном Петровичем Белкиным, посмотрите на мир глазами горюхинского летописца и рядового жителя (что в данном случае одно и то же). Это мир реальности легенд и сказок, где «леший бродит…», мир за пределами которого едва видны неясные очертания иных стран (соседних сел Дериухово, Перкухово, Бесовского болота), где великоросское наречие – это почти иноземная речь («Язык горюхинский есть решительно отрасль славянского, но столь же разнится от него, как и русский»). Здесь мы встречаемся с народным творчеством в его самом простодушном виде.

Ко боярскому двору

Антон староста идет,

Бирки в пазухе несет,

Ах ты, староста Антон,

Обокрал бояр кругом,

Село по миру пустил,

Это не слабоумие, как может показаться. Мы сталкиваемся с совершенно мифическим сознанием, сформированным на бескрайних русских просторах тяготами сельской жизни, разбавленной баснями, песнями, сказками, библейскими историями. Эффект погружения в иную реальность называют состоянием измененного сознания. Иногда этот эффект достигается гипнозом. Но здесь перед нами не искусственный мир, а разлитый на обширной земле «русский дух». Если его вдохнуть, можно забыть то, что осталось где-то далеко, в каких-то далях дальних.

Надышавшись, летописец перестает отличать миф от реальности: «После генерала Племянникова, у которого батюшка был некогда адъютантом, Курганов казался мне величайшим человеком. Я расспрашивал о нем у всех, и, к сожалению, никто не мог удовлетворить моему любопытству… Мрак неизвестности окружал его как некоего древнего полубога; иногда я даже сомневался в истине его существования».

Или вот еще нечто столь же замечательное: «Науки, искусства и поэзия издревле находились в Горюхине в довольно цветущем состоянии. Летописи упоминают о земском Терентии, жившем около 1767 году, умевшем писать не только правой, но и левою рукою. Сей необыкновенный человек прославился в околотке сочинением всякого роду писем, челобитьев, партикулярных пашпортов и т. п. Неоднократно пострадав за свое искусство, услужливость и участие в разных замечательных происшествиях, он умер уже в глубокой старости, в то самое время, как приучался писать правою ногою, ибо почерка обеих рук его были уже слишком известны. Он играет, как читатель увидит ниже, важную роль и в истории Горюхина».

А как прекрасна аллюзия горюхинцев на непорочное зачатие с деревенской пастушкой, сделавшейся беременною и немогущей «удовлетворительно объяснить сего случая»! «Глас народный обвинил болотного беса», то есть духа, но не святого. Простота народная здесь такова, так чисто передана, что и мысли злой на ум не прийдет.

Никогда не читал я столь краткого текста, написанного рукой «просветленного» автора, способного погрузить читателя целиком в иной мир. Подобное доступно только средствами религиозных мистерий, но уникальность «Истории села Горюхино» в том, что это почти исторически достоверная вещь, как настоящая летопись. Такова гениальность Пушкина, за время сидения в Михайловском перевоплотившегося в «горюхинца». Я мог бы здесь подробно смаковать каждый абзац повести, делать выводы, но оставлю это на усмотрение читателей. Главное понять, что нужно нырнуть в этот мир, перевоплотиться, даже преобразиться – и тогда откроется иная реальность. Мы почувствуем: «там русский дух… там Русью пахнет».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *