о чем рассказ лесной царь
«Лесной царь» краткое содержание баллады Жуковского – читать пересказ онлайн
Баллада «Лесной царь» Жуковского была написана в 1818 году. В центре мистического произведения – тяжело больной мальчик, которого заманивал в свои владения Лесной царь. Ребенок пытался найти спасение от пугающего духа на груди отца, но в итоге стал жертвой повелителя мрачного леса.
Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Лесной царь» на нашем сайте.
Главные герои
Мальчик – больной ребенок, маленький красивый мальчик, который видел и разговаривал с лесным царем.
Другие персонажи
Всадник – пожило мужчина, отец мальчика, который стремился оказать больному сыну помощь.
Лесной царь – повелитель темного леса, жестокий дух, привыкший получать все, что пожелает.
Краткое содержание
По мрачному ночному лесу скакал «ездок запоздалый, с ним сын молодой». Ребенок болен, у него сильный жар. Он крепко прижался к отцу, пытаясь унять дрожь. Неожиданно мальчику почудилось, будто на него взглянул Лесной царь – «в темной короне, с густой бородой». Он очень испугался, и отец поспешил его успокоить, сказав, что «то белеет туман над водой».
Мальчик же продолжал видеть перед собой Лесного царя, который манил его к себе. Он уговаривал мальчика навсегда остаться в его владениях, предлагал ему много заманчивого: «золото, перлы и радость». Ребенок вновь пожаловался отцу, но тот не видел никакого царя. Он постарался успокоить испуганное дитя, и сказал, что это «ветер, проснувшись, колыхнул листы».
Между тем Лесной царь не унимался. Он призывал мальчика отправиться к нему в дубраву, где он мог беззаботно резвиться и играть с его дочерьми, прекрасными лесными нимфами. Однако это предложение не на шутку встревожило ребенка. Он видел нимф, которые кивали ему «из темных ветвей». Мальчик рассказал об этом отцу, но и в этот раз всадник ему не поверил. Мужчина считал, что все это привиделось его больному сыну.
Лесной царь признался мальчику, что он ему очень понравился, и он не намерен отпускать его из своих владений: «Неволей иль волей, а будешь ты мой!». Мальчик принялся умолять отца скакать как можно быстрее, чтобы скрыться от преследований Лесного царя. Он начал задыхаться, его дыхание становилось все более тяжелым.
Всадник понял, что дела плохи. Он гнал лошадь что есть силы, надеясь побыстрее выбраться из леса и оказать помощь больному ребенку. Когда же цель была достигнута, и мужчина благополучно выбрался из мрачной дубравы, «в руках его мертвый младенец лежал». Лесной царь так и не отпустил мальчика, оставив его душу в своих чертогах.
Заключение
Стихотворение Жуковского наполнено мистикой и волшебством. Лесной царь олицетворяет собой неотвратимость судьбы, однако автор предлагает даже в самой безысходной ситуации бороться до последнего вздоха.
После ознакомления с кратким пересказом «Лесной царь» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.
Василий Жуковский — Лесной царь:
Краткое содержание
Холодной ночью старик на коне едет через лес. Он прижимает к сердцу испуганного маленького сына. Бородатый лесной царь любуется ребенком, глядит ему в глаза, обещает веселую жизнь у себя, золото, жемчуг, игры с его прекрасными дочерьми. Мальчик пересказывает все отцу, но для него царь – клок тумана, его шепот – ветра свист, а дочки – ветлы (ивы). Царь не отстает: «Неволей иль волей, а будешь ты мой». Ребенок мечется, задыхается в руках отца, кричит, что царь совсем близко. Испуганный ездок, погоняя коня, вырывается из леса. Но его «младенец» уже мертв.
Читательский дневник по балладе «Лесной царь» Жуковского
Сюжет
Отец с маленьким сыном скачет в тумане ночью через лес. Лесной царь с дочками манят ребенка жить в их царстве, играть среди сокровищ. Отец считает, что мальчику все чудится. Царь уже близко и готов отнять ребенка силой – мальчик плачет и с трудом дышит. В ужасе отец гонит коня, выезжает из леса, но младенец мертв.
Отзыв
Мир глазами ребенка и взрослого. Ребенок чувствительнее и беззащитнее перед угрозами и чарами ночного леса. Лесной царь здесь символ смерти, неотвратимости судьбы. Возможно, ребенок болен, отец везет его среди ночи к доктору, и лесной царь чудится ему в бреду. Быть может, он был здоров, но «заболел» страхом уже в лесу – и от него умер. Но надо сказать, что в те времена в народе верили в злого лесного царя-похитителя душ. Рассказчик сострадает горю отца, скорбит о смерти малютки. Баллада учит доверять словам близких, беречь друг друга, бороться за жизнь, понимать, что в мире, природе есть тайны.
«Лесной царь» (В. Жуковский)
История создания
Василий Андреевич Жуковский заинтересовался романтическими балладами Гёте, в частности, балладой «Лесной царь». На тот момент в русской литературе не было стихотворений, в жанровом отношении подобных «Лесному царю» (романтическое сюжетное стихотворение с неожиданной развязкой). Жуковский решил перевести балладу Гёте на русский язык, и результатом его творческого перевода стало вполне самостоятельное произведение.
Впоследствии балладу «Лесной царь» переводил на русский язык и Афанасий Афанасьевич Фет.
Литературное направление: романтизм.
Литературный жанр: баллада.
Гёте при создании баллады опирался на древние датские легенды, в которых фигурирует злобный Лесной царь и его дочери. В «Лесном царе» Василия Андреевича Жуковского образ Лесного царя аллегоричен: мистический персонаж воплощает страх и болезнь мальчика. В результате Лесной царь становится причиной смерти ребёнка.
Можно сказать, что «Лесной царь» Жуковского стоит у истоков такого популярного в настоящее время беллетристического жанра, как ужасы.
Краткое содержание
Ямщик едет по ночному лесу, прижимая к себе малютку-сына. Ребёнка бьёт озноб от холода и ужаса: мальчику мерещится Лесной царь, который хочет отобрать его у отца. Он рассказывает об этом отцу. Ямщик пытается успокоить сына, уверяет, что тому мерещится: всему виной шум листьев на ветру. Но ребёнок не успокаивается и рассказывает, что Лесной царь позвал своих дочерей. Отец уверяет мальчика, что это ветки. Но сын явственно слышит голос Лесного царя: «Неволей иль волей, а будешь ты мой».
Ребёнок жалуется, что не может дышать. Отец спешит, погоняет лошадь, но, когда «ездок доскакал», ребёнок в санях лежал уже мёртвый.
Метрика
Тропы и фигуры речи
Эпитеты: хладною, запоздалый, оробелый, «в тёмной короне, с густой бородой».
Метафоры: «ветер, проснувшись, колыхнул листы», «ветлы седые», «не скачет, летит».
Параллелизм: действия Лесного царя имеют природные параллели (его голос — шум листвы, фигуры дочерей Лесного царя — вётлы).
Повторы: «будут играть и летать, / Играя, летая, тебя усыплять», «мне душно, мне тяжко», «Младенец тоскует, младенец кричит; / Ездок подгоняет, ездок доскакал».
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Какие синонимы к слову «ребёнок» используются в балладе?
Ответ. «Сын молодой», «дитя», «малютка», «младенец».
Какой из диалогов, представленных в балладе, носит фантастический характер?
Ответ. Фантастичен диалог ребёнка и Лесного царя. Мальчик ведёт также разговор с отцом, но этот диалог имеет реалистическую природу. Что касается разговора с Лесным царём, то он может быть воспринят и как мистика, и как болезненный бред мальчика.
Романтизм. В.А. Жуковский. «Лесной царь». Основные темы, мотивы лирики.
Баллада В. А. Жуковского «Лесной царь» в свое время стала заметным событием в русской поэзии. Писатель создает новое произведение на основе вольного художественного перевода баллады Der Erlkönig авторства И. О. Гёте. Сюжет «Лесного царя» на первый взгляд кажется достаточно простым: отец везет маленького ребенка по лесу, и заболевшему мальчику в бреду видится Лесной царь – фольклорный повелитель лесов, который хочет забрать его к себе. Мужчина же говорит сыну, что на самом деле ему все мерещится: лицо царя он видит в тумане, его дочери – это просто ветви деревьев, которые колышутся на ветру, а все, что слышится ребенку, является шумом листвы. Конец поэмы трагичен – ребенок не пережил поездки. Когда «ездок» доскакал до места назначения, в руках его был «мертвый младенец».
История создания
Иоганн Вольфганг фон Гёте написал балладу «Лесной царь» в 1782 году. Сам образ злобного лесного духа поэт заимствует из датской легенды о Короле Эльфов, которую перевёл на немецкий Иоганн Гердер. Жуковский создаёт свой вариант «Лесного царя» в 1818 году.
Если сравнить его балладу с оригиналом, то можно увидеть массу принципиальных отличий в создании образов. Например, у Гёте острее переданы переживания отца, а Лесной царь предлагает более подходящие для ребёнка соблазны: материнскую заботу, игры, хороводы. У Жуковского же мы встречаем более традиционное для русского восприятия, ласковое обращение к отцу «родимый», а сам Лесной царь изображен не с хвостом, а «с густой бородой», что опять же привычнее для русского сознания. Всё это позволяет считать, что русский поэт создал своё уникальное произведение, лишь опираясь на немецкий образец.
Жуковский создавал свои произведения тогда, когда читающая публика полагала, что русской литературы не существует, а на родном языке писать произведения – невозможно. Поэтому образованные люди читали и «Лесного царя», и многие другие шедевры западноевропейской литературы в оригинале. Перед поэтом стояла весьма трудная задача: доказать, что русский язык способен встать на одну ступень вместе с такими великими языками, как французский, немецкий и английский.
Вариант 3
В. А. Жуковский был талантливым поэтом и переводчиком. Он адаптировал для русских читателей множество произведений известных западных литераторов. При этом, в отличие от большинства отечественных переводчиков того времени, В. А. Жуковский не стремился дословно перевести исходный текст, а старался переработать произведение, делая его более понятным русскому читателю и добавляя национальный колорит.
Это был совершено новый подход к переводу литературных произведений, сделавший В. А. Жуковского новатором.
Одним из таких произведений является баллада «Лесной царь», являющаяся переводом «Короля эрлов» И. Гете. В. А. Жуковский смог привнести в балладу, увидевшую свет в 1818 году в сборнике «Для немногих», элементы русского фольклора и дополнить сюжет художественными образами. Благодаря этому произведение разительно отличается от оригинала.
Данное произведение сильно отличается других представителей своего жанра, рассказывающих о подвигах былинных героев. Центром повествования в данной балладе является беседа отца и сына. Герои едут по лесу, и ребенок жалуется отцу на странные видения. Мальчик видит и Лесного царя, который хочет забрать его от отца и увезти в свои земли, наделив немыслимым богатством. Ребенка это пугает, и он старается сильнее прижать к отцу, однако в конце произведения мальчик начинает кричать и задыхаться. Однако отец не верит словам сына, считая их обычной фантазией. И в конце пути он обнаруживает, что его ребенок мертв.
Баллада является расширенной аллегорией. В действительности, видения о Лесном царе являлись плодом детского воображения. По всей видимости, ребенок был болен и ослаблен, из-за чего начал бредить. Однако реальность и вымысел настолько тесно переплелись в сюжете, что их почти невозможно отличить друг от друга.
В балладе присутствует ярко выраженный мистицизм. Образ Лесного царя можно считать олицетворением смерти.
Произведение насыщено художественными тропами. В тексте множество эпитетов («жемчужные струи», «холодная мгла»), метафор, противопоставлений и олицетворений. Например, автор наделяет разумом ветер, колыхающий листву.
Лексика баллады богата архаичными выражениями. Кроме того, В. А. Жуковский применяет звукопись, повторяя схожие гласные звуки. Благодаря этому произведение обретает особое звучание, похожее на плавную и тихую мелодию.
Это трагичное произведение является одним из лучших в творчестве великого поэта. Автор мастерски использовал художественные средства, сделав балладу выразительной и эмоциональной.
О чем?
Сквозь ночную тьму мчится на коне отец с тяжело больным сыном. У мальчика высокая температура, если говорить медицинским языком того времени, горячка, он бредит. Ребёнку кажется, что за ними гонится Лесной царь, и он признаётся папе в своих страхах. Встревоженный отец понимает, что это значит, но он мужественно не даёт отчаянию взять верх над собою и всё сильнее погоняет коня. Как любящий и заботливый родитель, он старается успокоить сына: шёпот злого духа – шелест листьев, дочери царя – серебристые ивы.
Далее Лесной царь обещает своему потенциальному пленнику золото и игры, но мальчик боится его и продолжает противостоять его уговорам. Когда надежда на спасение уже близко, настойчивый властитель угрожает взять ребёнка силой. Отец доскакал, надеялся, что успел, но ребёнок был мёртв.
Жанр и направление
Баллада берёт своё начало в устном народном творчестве, французские писатели 14-15 вв. активно разрабатывали этот жанр в литературе, а поэзию романтизма без этих сказочных стихов представить невозможно. «Лесной царь» — баллада – стихотворное сюжетное произведение, которое может носить напевный характер. Обычно в балладе присутствует фантастический элемент, происходящий из фольклора.
Участник литературного общества «Арзамас» В.А. Жуковский имел в этом окружении прозвище Светлана, что неслучайно. Среди всего его наследия баллады считаются самыми лучшими и непревзойдёнными произведениями. Притом, по большей части они переводные. Но не только он писал фантастические стихотворные рассказы на русском языке, интересовались этим жанром и Н.И. Гнедич, П.А. Катенин, обращались к данной форме и наследники Жуковского – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.
Главные герои и их характеристика
В балладе Жуковского «Лесной царь» присутствуют три главных героя: отец, сын и кажущийся больному ребёнку Лесной царь.
Отец в варианте Жуковского представлен уже стариком, что придаёт ещё больший трагизм происходящему. Он изо всех сил пытается мужественно противостоять опасности, нависшей над его семьёй, но болезнь победила ребёнка.
Сочинение Лесной царь
Всем известно, что Жуковский по праву является не только выдающимся поэтом золотого века русской литературы, но и талантливым переводчиком иностранных творений «коллег по цеху». Данная баллада является результатом мастерского перевода баллады великого немецкого писателя Гёте, позаимствовавшего идею произведения у датских рассказчиков. Также не забывать о том, что данный шедевр со стороны обоих гениев собственного дела пришёл по душе практически каждому ценителю искусства того времени, вследствие чего «Лесной царь» очень быстро становился популярным.
Действия баллады идут от лица рассказчика, который пытается изо всех сил помочь больному дитя. Тот же, в свою очередь, начинает бредить. Жуковский хотел не просто передать эту жуткую атмосферу горячи ситуации, а полностью показать страх ребёнка и бессилие отца (рассказчика), пытающегося как можно быстрее помочь своему чаду. Лесной царь является злодеем, пожирающим ни в чём невинную детскую душу.
С каждой строчкой нарастает интрига, заключающаяся в вопросе о том, кто же выйдет победителем в этой ожесточённой битве за жизнь. Автор сумел создать настолько сильное эмоциональное воздействие, что при чтении читатели как будто испытывают на себе все страдания несчастного дитя, его боль и разочарование.
Концовка тоже довольно неожиданна, ведь победителем из этой битвы выходит не ребёнок, а лесной царь. Чадо умирает вместе со всеми надеждами на победу добра и справедливости. Однако, Жуковский решил показать, что в реальном мире данные качества не всегда одерживают верх.
Величайший поэт не просто дословно перевёл произведение Гёте, но и внёс кое-какие поправки и собственные мысли и чувства, что делает данный шедевр уникальным и оригинальным. Также стоит отметить, что большинство людей стали воспринимать переводы Жуковского как классические, неповторимые произведения, что ещё раз говорит всему миру о безграничном таланте поэта.
Тематика
Сочинение анализ по балладе Лесной царь Жуковского
В стихотворении Василия Андреевича Жуковского «Лесной царь» писатель пишет о том, что домой через лес едут отец и маленький сын. С первых строк произведения читателю становится понятно, что ребенок находится в бреду и ему кажется, что лесной царь хочет забрать его к себе. Ребенок жмется к отцу и пытается найти в нем для себя защиту. Отец успокаивает младенца и говорит о том, что ему все это кажется и все с ним будет хорошо главное немного потерпеть.
Малышу кажется, что лесной царь с большой бородой и темной короной на голове. Лесной царь предлагает малютке остаться с ним, он покажет младенцу всю свою красоту. Старик отец успокаивает сына и говорит, что ему это кажется и это просто ветер гуляет среди ветвей деревьев.
Проезжая дальше младенцу снова начинает казаться, что лесной царь зазывает его и говорит, что позовет дочерей, с которыми он будет играть, в ответ на это отец снова его успокаивает и говорит что это ветви деревьев в ночной темноте, освещенные лунным светом.
Ребенку очень страшно и он жмется к родителю, отец в свою очередь ничего не может с этим поделать, он лишь мчится все быстрее и пытается добраться как можно быстрее домой. С каждым мгновеньем младенцу все хуже и лесной царь их почти догнал. Ребенок кричит о том, что он не может дышать и ему очень душно.
Развязка стихотворения такова, что отец приехавший домой довез уже мертвого сына и не смог его сберечь. Произведение Жуковского очень похоже на стихотворение немецкого писателя Гете, только немного они различаются между собой.
Другие сочинения: ← Птичка↑ ЖуковскийПриход весны →
Главная мысль
Одной из популярнейших идей для романтизма является судьба героя — предопределение, злой рок. Эта же мысль пронизывает балладу «Лесной царь». Трагедия имеет, как это ни печально, вполне реальный и распространённый сюжет для своего времени. Возможно, и это послужило большой популярности произведения, как в Европе, так и в России. Герои – отец и сын, судьба – Лесной царь. И ничто не в силах изменить то, что должно неизбежно случиться. Ещё больший драматизм придаёт финал баллады: отец уже доскакал, мальчик сражался до последнего, но в шаге от спасения – умер.
Композиция
Введением к сюжету становится вопрос: «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?». Для стихотворных форм подобное начало не является новаторским, но оно хорошо помогает влиться в атмосферу произведения с первых строк.
Жуковский с помощью рифмы намеренно делит монолог Лесного царя, который, возможно, не существовал, с речью действительно существующих людей. Так автор разделяет мир реальный и мир фантастический. Однако в тексте нет четкого указания, что коварный дух – это только выдумка ребенка.
Чему учит?
В.А. Жуковский своей балладой «Лесной царь» призывает читателя быть смелым и стойким, бороться до конца, несмотря ни на что. Хоть и надежда порой умирает, но всё-таки последней. Нельзя терять силу духа и приходить в отчаяние, особенно когда в опасности находится жизнь близкого человека. Отец потерял своего ребёнка, но, тем не менее, он выглядит героем, а не проигравшим страдальцем. Он сделал всё, что мог, а не ждал печальной участи, сложа руки, однако понимал: шансов на спасение практически нет. Жуковский убеждает нас: только веря и надеясь возможно противостоять судьбе.
Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Краткое содержание баллады «Лесной царь» В. А. Жуковского
Главные герои «Лесного царя» – отец и мальчик, которые мчатся по дремучему лесу, и их преследует злой дух. Сжатый пересказ можно найти на нашем сайте.
Основные персонажи баллады
Жуковский «Лесной царь» в сокращении
Василий Жуковский «Лесной царь» краткое содержание для читательского дневника:
По ночному лесу скачет одинокий всадник с больным ребенком на руках. Малыш сильно болен, он мечется в жару и ему видятся фантастические картины. Он видит страшного лесного царя с огромной бородой и в золотой короне, он пугается того, что этот владыка леса зовет его к себе, заманивает в свои сказочные чертоги.
Отец успокаивает, что это большие деревья качаются под сильным ветром, над рекой поднимается серебряный туман, тусклая луна смотрит сквозь темные облака, но ничего страшного и нереального вокруг нет.
Маленький сын опять утверждает, что прилетели прекрасные дочери лесного царя и обещают ему веселье и радость, они пытаются обнять и поцеловать младенца, они обещают ему много счастья в волшебном мире.
Отец продолжает успокаивать ребенка, а сам только пришпоривает коня и старается быстрее добраться до дома. Но когда он приехал домой, сын был уже мертв.
Вывод:
Мы не знаем, точно ли были в лесу эти фантастические видения или это только воображение больного мальчика, который метался в жару. Его отец очень старался спасти своего ребенка, но не смог.
Бунт против своей судьбы и роптание на божий замысел – довольно частый мотив баллад Жуковского. Как бы человек не противился начертанному на небесах, судьба так или иначе настигает его. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание баллады Жуковского «Людмила», написанной в 1808 году.
Короткий пересказ «Лесной царь»
Краткое содержание «Лесной царь» Жуковский:
Баллада В.А. Жуковского «Лесной царь» представляет собой переведенную и немного измененную балладу Гёте, которая в свое время была написана на основе датской легенды.
Главные герои – старик-отец и его малыш-ребенок, а также Лесной царь, который мерещится ребенку. Отец везет ребенка сквозь непроходимый страшный лес, ребенку страшно и плохо, он прижимается к отцу и все время твердит о Лесном царе, который хочет его забрать.
Заканчивается баллада трагически. Отец всю дорогу уговаривает ребенка, мол, все хорошо, но в конце пути обнаруживает, что его дитя мертво.
Страшная, жуткая история. В образе Лесного царя предстает сила, противится которой невозможно. Это судьба, это болезнь. Ребенок чувствовал, что ему приходит конец, он видел это в образе Лесного царя, а отец думал, что малыш просто бредит.
Основная мысль баллады в том, что никто не властен перед роком, это показывает трагический финал произведения.
Баллада «Светлана» Жуковского, написанная в 1812 году, является одним из ярких образцов раннего романтизма в русской литературе. Предлагаем прочитать краткое содержание «Светланы» для читательского дневника и анализа книги. В основе произведения лежит поэма немецкого писателя Готфрида Бюргера «Ленора».
Сюжет баллады «Лесной царь»
«Лесной царь» Жуковский краткое содержание произведения:
На лошади скачут через лес отец с сыном. У ребенка жар. Ему постоянно мерещатся несуществующие на самом деле существа. Замерзший ребенок прижался крепко к отцу, чтобы как-то согреться.
Отец обнял дитя, чтобы облегчить его страдания. Мальчик то и дело рассказывает испуганные впечатления от леса. Он уверяет, что лесной царь показался ему. У того была темная корона и длинная борода.
Отец рассматривает лес со всех сторон, но ничего странного не замечает. Мальчик рассказывает отцу, что очень нравится царю леса. Тот хочет овладеть ребенком, забрать его себе. Лесной царь представляет дите, что у него есть прекрасные бирюзовые цветы, жемчуга, золотые чертоги и многое прекрасное, которые могут принадлежать ребенку, если тот пойдет с ним.
Бедное дитя в ужасе крепко обнимает отца, умоляя того мчаться быстрее. Дух леса обещает ребенку богатства, счастье и радость. Малыш пересказывает все отцу. Родитель кроме ветра ничего не слышит. Ему жаль своего ребенка. Он понимает, что бред дитя из-за жара.
Лесной дух грозит ребенку, что заберет его в любом случае. Ребенок съежился от страха. Не знает что делать.
В конце концов лошадь выходит из леса и останавливается, добравшись до места. Отец замечает, что ребенок замолчал. Он с ужасом находит тело ребенка безжизненным. Что именно стало причиной смерти – жар ребенка, сильный страх или же лесной царь, никому не известно.
Смысл произведения Лесной царь:
В окружении людей у каждого есть свои страхи и переживания, которые очень часто остальным не известны и незримы для других людей.
Сказочная поэма Жуковского «Спящая царевна» впервые опубликована в 1831 году. Эта история известна всем, благодаря сказкам братьев Гримм, а также мультфильму от знаменитой американской студии, однако краткое содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника — версия Жуковского несколько отличается.
Видео краткое содержание Лесной царь Жуковский
Отец с сыном скачут через лес. Ребенок нездоров. Ему мерещится лесной царь. Он хочет забрать мальчика. Предлагает ему множество заманчивых и желанных вещей, но мальчик отказывается. Бедный ребенок весь в ужасе. Он просит отца скакать все быстро и быстро, чтобы лесной царь не догнал их…